Кот ученый - Образовательный портал

Консультация для воспитателей и родителей по внедрению новых умк. Использование УМК для воспитателей «Создание языковой среды в русскоязычных группах Консультация для воспитателей и родителей по внедрению новых УМК

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №4 «Гномик»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Консультация

Готовила:

Галиева Ф.Р воспитатель

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста с учетом ФГОС



Обучение языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.Мы рассмотрим только некоторые эффективные формы и методы обучения татарскому языку. Воспитатели применяют разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также они учитывают и возрастные особенности детей. Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности детей, взаимодействия воспитателя и воспитанников. Метод обучения языку реализуется в единстве целенаправленных деятельностей воспитателя и детей, движении к усвоению знаний, овладению соответствующими речевыми умениями и навыками, предусмотренными содержанием обучения. Форма обучения - внешняя сторона организации познавательной деятельности детей, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме. Существует огромное множество форм обучения. Воспитатели по обучению татарскому языку выбирают и применяют те формы обучения, которые эффективны для решения поставленных задач.

Основными формами обучения татарскому языку в дошкольных учреждениях являются: обучение в повседневной жизни и в непосредственно образовательной деятельности. Эффективной формой - обучение во время НОД, на которых решаются определенные задачи речевого развития в дошкольном детстве, в самом благоприятном периоде овладения языком. Главной целью НОД по обучению татарскому языку является формирование правильной устной речи детей. Развитие устной речи, овладение элементарными формами разговорной речи, формирование речевых навыков и умений не происходит стихийно, а под руководством воспитателя. Ребенок в повседневной жизни (во время прогулок, одевания, умывания, организованной игровой деятельности и в других типичных ситуациях) не обращает внимания на определенные языковые явления, речевые образцы и не следует им. Во время НОД дети фиксируют свое внимание на них, которые становятся предметом его осознания. Образовательная деятельность помогает компенсировать дефицит общения родителей с ребенком. Воспитатели осуществляют образовательная деятельность в групповой форме. Обучение в группе является занимательным и эффективным, потому что языковые ситуации отрабатываются в диалогах, в играх и таким образом преодолевается языковой барьер. Воспитатель создает в группе обстановку непринужденного общения и дети разговаривают на татарском языке, слушают речь других и осуществляется взаимовлияние речи друг на друга. Известно, что у каждого ребенка индивидуальная скорость восприятия информации, поэтому некоторым требуется больше времени и усилий на усвоение материала. В таких случаях воспитатели прибегают к индивидуальной форме обучения. Образовательная деятельность в такой форме может быть рекомендована в случае боязни общения, страха перед ошибками и недопониманием. Такая форма обучения - это отличная возможность эффективно освоить татарский язык. Одна из важнейших форм обучения - игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику. Один из эффективных методов обучения - использование информационных и коммуникативных технологий, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение данного метода в обучении татарскому языку способствует индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности. Детям интересен материал с использованием ИКТ. Во время НОД по обучению татарскому языку мы показываем детям мультфильмы на данном языке, анимационные сюжеты и прослушиваем аудиозаписи. Таким образом, мы погружаем детей в страну татарского языка. Они очень быстро схватывают семантическую основу языка и быстро начинают говорить сами. Присутствие носителя языка способствуют успешному усвоению материала. Также дети заучивают некоторые фразы. Для обучения татарского языка ИКТ служит «сырьем», на основе которого мы составляем свои презентации, слайд-фильмы, осуществляем свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты и методы работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность. В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Образовательная деятельность с применением компьютерных игр очень интересна дошкольникам. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку, но данный метод не оценен практикой. Когда воспитатель ставит вопрос, ребенок думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. Таким образом, мы упражняем ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи. Поручения, вызывающие у ребенка выполнение по слову определенного действия, также являются отличным методом в решении многих программных задач, в частности для уточнения, активизации словаря ребенка. Беседа - богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка. Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря. Как было сказано ранее, методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

Использование УМК в режимных моментах.

(консультация для воспитателей)

Обучение детей татарскому языку в детском саду- одна из самых сложных методических задач.

Поддерживать интерес во время НОД помогает ярко и красочно оформленный наглядно демонстрационный и раздаточный материал, аудио- видео записи. Использование аудиозаписей развивает речь и воображение ребёнка.

Сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании доминировала теория, то сейчас идёт обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя.

В целях эффективного использования УМК ведётся контроль по следующим направлениям: создание условий в кабинете татарского языка, усвоения программного материала в группах, работа с родителями, создание языковой среды и закрепление пройденного материала в режимных моментах, владение русскоязычных педагогов татарским языком, проведения развлечений, праздников, утренней гимнастики, прогулок.

Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей в процесс развития своего ребёнка.Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное.

Использование УМК в режимных моментах помогает закрепить пройднный материал.

Воспитатель группы во время прёма детей говорит:

Исенмесез! Хеллер ничек?

Во время еды повторяется и закрепляется названия продуктов.

Маша, кил монда.Утыр.

Ме, ипи(аш, ботка) аша.

Рехмет, ипи(аш, ботка) темле.

Ме, сет(чей) эч.

Рехмет,сет темле.

Ме, кишер(суган,кебесте,алма, кыяр,…) аша.

Во время игр закрепляется лексический материал темы «Игрушки», ответы на вопросы: Что? Какой? Что делаешь?

Данил, бу нерсе?(туп,куян, аю,..)

Туп нинди?(чиста,матур, зур,..).

Син нишлисен?(Мин уйныйм)

Во время умывания воспитатель говорит:

Саша, кул(бит) ю!

Саша, син нишлисен?(Мин кул(бит) юам.

Син нинди?(Мин чиста, матур).

Перед сном(после сна) закрепляются слова и выражения по теме «Одежда».

Кулмек, чалбар, футболка сал(а после сна- ки)!

Мин кулмек салам.

Маша, караватка ят(ятыгыз),йокла(йоклагыз).

Син нишлисен(нишлисез)?

Мин йоклыйм (йоклыйбыз).

Вечером, провожая ребёнка домой, воспитатель говорит такие слова:

Вика, кил монда, эни(эби, эти, бабай) килде.

Сау бул! Сау булыгыз!

В целом методика обучения татарскому языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазия, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.

Таким образом тематика двуязычия является жизненно важным вопросом для современной системы дошкольного воспитания.

Я благодарна воспитателям, которые отнеслись к изучению татарского языка ответственно и с пониманием.

Фания Вахитова
Консультация для воспитателей «Игры по УМК для закрепления с детьми пройденного материала»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

Игры по УМК для закрепления с детьми пройденного материала

Основная задача учебно-методических комплектов - формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. Актуальность :

Учебно-методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей татарскому языку, дидактическая игра – это основной метод и форма организованного обучения, и самостоятельного закрепления пройденного материала . Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

Поэтому, на занятиях татарского языка и в группах для повышения эффективности образовательного процесса, для закрепления знаний и умений . используем различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д.) Например" Бу кем? Бу нэрсэ?" Кто это? Что это,"Эйт, ул нинди? Скажи, он какой?","Домино","Нэрсэ артык? Что лишнее?","Ничэ? Сколько?","Парын тап. Найди пару. ","Лото","Ул нишли? Мин нишлим? Что делает? Что делаю?» и. т. д.

Эти развивающие игры разработаны на основе дидактических материалов , которые мы используем по обучению детей татарскому языку в нашем учреждении. Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время ООД по обучению детей татарскому языку, так и во время проведения работы по УМК и НРК с детьми в режимные моменты .

Цель этих дидактических игр : Развитие устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках. Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам. Активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

Задачи дидактических игр : способствовать лучшему усвоению программного материала , усвоить лексику татарского языка, , поддерживать интерес к обучению татарскому языку.

Использование дидактических игр позволяет нам повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала , даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме , поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал , задают друг другу вопросы, общаются с нами на татарском языке. Разработанные дидактические игры увлекают и в непринуждённой обстановке погружают ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей. «Игры на утренниках и развлечениях. Методика проведения» «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА» В жизни человека всегда присутствует игра. Мы, порой, даже не замечаем этого. А жизнь ребёнка проходит в игре. Во.

Консультация для воспитателей «Какие нужны игры для формирования личности ребенка?» Игра ребенка имеет свои особенности. Ее эмоциональная сторона часто определяется отношениями между членами семьи. Эти отношения вызывают.

Детство каждого счастливого маленького человечка наполнено общением с любящим его взрослыми. Которые снова и снова рассказывают ему добрые.

Обучая детей математике в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость от учения. В своей.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры с использованием степ-платформ» Консультация для воспитателей «Подвижные игры с использованием степ – платформ» Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка.

Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста» Тема: «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием.

Развитие коммуникативной речи в рамках УМК.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы должны сначала сами понять, что такое билингвальный детский сад и для чего он нужен? Билингвализм – это общение, заметьте ОБЩЕНИЕ, на двух государственных языках. Поэтому мы должны направить все силы, на то, чтобы решить те задачи, которые поставило перед ними государство.

А ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем нужно знать второй язык. Цель взрослых ему не понятна. Мотивация дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», т.е. ребенок не задается отдаленными целями. Он запоминает только то, что ему интересно.

Поэтому процесс обучения татарскому языку русскоязычных детей должен стать доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребенок легко смог бы пользоваться им и быть хорошим партнером в игровой ситуации.

Коммуникативную речь (это диалог) необходимо начинать совершенствовать со средней группы. В программе “Татарча сөйләшәбез” (стр 16-19) даны образцы по всем темам.

Дети в старшей группе в конце года уверенно, без подсказки воспитателя, должны уметь вести диалог между собой, задавая и отвечая на вопросы «Хәлләр ничек? Нинди? Ничә? Нәрсә кирәк?», организовать сюжетную игру Магазин», на любую тему (овощи, мебель, одежда, игрушки), игру «Командир».

В подготовительной группе дети должны уметь задавать и отвечать на вопросы «Хәлләр ничек? Нинди? Ничә? Нәрсә кирәк? Син кем? Бу кем? Бу нәрсә? Ничщ яшь? Нишли? Нишлисең? Кая барасың??» самостоятельно организовать сюжетные игры “Магазин”, “Командир”, “Угостим друзей”, так же покупать билеты, знакомится, разговаривать по телефону.

Воспитатель по обучению татарскому языку в НОД использует такие методы и приемы, которые вызывают у ребенка потребность общаться и употреблять знакомые слова в игре, в естественных ситуациях, то есть в практике, а воспитатели в группах. создавая условия, закрепляют и совершенствуют умения детей вести диалоги, т.е создают единое речевое пространство (где детям комфортно было бы общаться на татарском языке).

Партнерами самого ребенка могут быть не только дети и воспитатель по обучению татарскому языку, но и все педагоги и родители, так как УМК предусматривает совместную работу с детьми педагогов ДОУ, родителей.

Задачи: Для успешной реализации УМК педагогам необходимо закреплять в режимных моментах в течение дня:

Помочь детям запоминать лексический материал;

Учить слушать и слышать речь на татарском языке:

Совершенствовать навыков общения, создавая оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: разные игровые ситуации, чтобы дети выражали свои просьбы, желания, необходимость чего-либо, проводить игры-драматизации, инсценировки, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры.

Воспитывать желание изучить татарский язык;

Вести постоянную работу в тетрадях.

Чтобы заинтересовать родителей, воспитателям необходимо вести систематическую работу, разнообразив ее формы:

Рабочие тетради отдать домой для совместной работы ребенка и родителей;

Предложить домашние задания. Например, короткие диалоги и т.д.

Пригласить в НОД;

Организовать развлечения, используя материалов УМК. Например, кукольные театры и т. д.

Вы сами знаете, что в настоящее время у детей повысился интерес к изучению татарскому языку, увеличилась продуктивность запоминания, а мультимедийность и игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детей уверенность в успехе в обучении.

Мы не ставим целью перевести общение русскоязычных детей на татарский язык, но хотелось бы надеяться, что вскоре все наши дети будут свободно общаться (в доступных ситуациях) на двух государственных языках.

Опыт работы Исхаковой Гульназ Рафиковны 2018 Муниципальное автономное дошкольное образовательного учреждения "Детский сад 152 комбинированного вида Авиастроительного района г. Казани

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач.

С 2013 года в детском саду внедрены УМК по обучению государственным языкам РТ. Не смотря на то, что наша группа татарская и должны изучать русский язык, мы решили совершенствовать татарский язык. Это обусловлено не очень высокими показателями владения детьми татарского языка. Речь дети понимают, но у них не хватает словарного запаса.

УМК по обучению двум государственным языкам предусматривает совместную работу с детьми педагогов ДОУ, родителей в различных видах деятельности, и в семье.

На встрече с родителями, познакомили с учебно-методическим комплектом. И вместе с ними решили, что обучать детей будем татарскому языку.

В первую очередь работа по УМК требует наличие мультимедийного оборудования и необходимого методического оборудования. В нашей группе установлены проектор, экран. У нас есть аудиоматериалы, диски с татарскими песнями, сказками. Диски с мультфильмами мы берем в татарском кабинете.

Познакомили родителей с мультимедийные ресурсами нового поколения для изучения детьми татарского языка.

Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык.

Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм» )

Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов.

Перечень мультфильмов оформили в виде памятки для родителей.

Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на татарский язык

  • Крокодил Гена
  • Чебурашка
  • Шапокляк
  • Как львенок и черепаха пели песню
  • Винни-Пух
  • Винни-Пух идет в гости
  • Винни-Пух и день забот
  • Котенок по имени Гав № 1
  • Котенок по имени Гав № 2
  • Котенок по имени Гав № 3
  • Трое из Простоквашино
  • Каникулы в Простоквашино
  • Зима в Простоквашино
  • Кто сказал «Мяу» ?
  • Золушка
  • Двенадцать месяцев
  • Малыш и Карлсон
  • Карлсон вернулся

Эти мультфильмы и сюжеты можно скачать с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan. ru) .

Порекомендовали родителям использовать комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат. яз - «Африка хикмәтләре» , «Сертотмас үрдәк» , «Бардым күлгә, салдым кармак...» детские песни на тат. яз. – «Бииләр итек-читекләр» Луизы Батыр-Булгари и аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мел) .

Детям очень понравились яркие красочные аудиодиски, где старые добрые советские мультфильмы озвучены на татарском языке. Кроме того, есть диски с музыкальными сказками, с плясовыми для разного возраста детей.

На одном из родительских собраний рассказали, что в рамках новой программы в республике запустили новый телепроект - передачу «Экият илендэ» («В стране сказок» ) , с помощью которой дети с родителями в легкой и доступной форме могут изучать татарский язык. Из последующих бесед с ними, выяснила, что дети систематически смотрят эту передачу.

В своей работе я использую консультации. Тема одной из консультаций «Мы изучаем татарский язык» . Обратила внимание родителей на этапы овладения татарским языком:

Большое значение придаю театрализованным играм. Объяснила родителям, что на третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным)

Родители помогли мне сделать ширму для театра. В настоящее время привлекла их к оформлению разных видов театра по мультфильмам, переведенных на татарский язык.

Театрализованные игры включаем в сценарии праздников, которые последнее время проводим на татарском языке. Систематически привлекаем родителей к участию в праздниках, к исполнению ролей.

К сожалению, наша группа не обеспечена рабочими тетрадями для детей и родителей.

Систематически воспитатель по обучению детей татарскому языку обновляет памятки с пройденными темами, целью закрепления словарного запаса.

Проблемы при внедрении УМК, пути решения.

1) Недостаточное владение татарским языком.

Пути решения: проведение практических занятий через диалоги, игровые ситуации.

2) Недостаточная заинтересованность родителей.

Пути решения: использование активных форм, привлечение родителей в образовательный процесс (показ открытых мероприятий, привлекая самих родителей, участие в проектах, презентации) .

3) Недостаточная активизация детей в общении на татарском языке.

Пути решения: больше разговаривать на татарском языке, вести диалоги, участвовать в сюжетно – ролевых играх совместно с детьми и т.д. Больше активизировать детей во время проведения игр, возложить роль взрослых детям.

Консультация для родителей «Мы изучаем татарский язык»

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.

Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

На занятиях обучение татарскому языку можно организовать на следующих этапах:

первый этап - ознакомление детей с новыми словами;

второй этап - повторение пройденного материала;

третий этап - закрепление, активное пользование языком.

Когда я провожу занятия, то ставлю перед собой следующие задачи:

  • воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней
  • вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края
  • воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края
  • познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

На самом первом этапе работы мы включаем игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами.

А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой (“Телефоннан сйлш”, “Кибетт”, “Уенчыклар кибетенд” и др.) .

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу би-ба-бо, игрушку, которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.

На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным) . Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

На занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки» , «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия.

С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя» , «Кто что любит» , «Лиса и гусь» и др.) . При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Детям очень нравится красочные, яркие картинки, карточки, которые мы с удовольствием используем на занятиях.

Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. По УМК у нас большое внимание уделяется на это. Мы с детьми тоже сыграли «Репку» , «Теремок» (татарский вариант, «Кто что любит» (татарская народная сказка, проводим татарские народные игры, как «Тбтй» , “Яшел яулыгым”, “Су анасы”, “Мен сина ун кулым” и. др. А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты, которые скачали с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan. ru) . После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет. Когда они слышат знакомые слова, их лица меняются, они радуются.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.