Кот ученый - Образовательный портал

Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения: примеры Обсуждается домашняя работа

Кузенбаева Айгерим Шакизадаевна

учительница русского языка и литературы

средняя школа № 211 им.А.Байтурсынова

город Кызылорда

Республика Казахстан

Урок: Русск ая речь

Дата: 29.01.2016

Класс: 8 «Ә»

Лексическая тема урока: картина А.Кастеева «Зимовка»

Грамматическая тема: « Однородные и неоднородные определения »

Цели:

Образовательные : дать знания по теме «Однородные и неоднородные определения» и постановку знаков препинания при них; различать их на письме , формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

Развивающие: развивать речь учащихся, используя текст из художественной литературы , развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников , сравнивать, анализировать, формировать вопросы, делать вставки; развивать внимание к слову как лексической единице речи, совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимание, взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к русскому языку;

Тип урока: комбинированный

Метод: коммуникативный

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы для учащихся, дидактические материалы, учебник по русск ой речи для 8 класса, тесты

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый

и свободный русский язык!

И.С. Тургенев

Ход урока:

    Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Психологический настрой. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало. С чего начнем урок? (с записи даты, темы урока) Урок русского языка. А в мире существует огромное количество языков, и у каждого из них свой характер. Французская и итальянская речь звучит легко и изящно, немецкая – строго и решительно, испанская – страстно и энергично. А русский язык признан в мире одним из самых красивых. В нем почти все очень приятно для слуха, все размеренно, гармонично. Русский язык, по словам А. Куприна, красив, певуч, выразителен. Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать еще об одном необычном свойстве языка: почему в одном случае между определениями ставим запятую, а в другом нет? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке, чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

    Проверка домашнего задания.

В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках однородных членов предложения и знаках препинания при них.

Ребята, давайте сначала проверим ваше домашнее задание. Что было задано на дом? О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Кто хочет начать?

Упражнение №1 стр/168

/Выпишите из текста предложения с однородными членами объясните расстановку знаков препинания/

БЛИЦ-ОПРОС

Какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

Что вы знаете об обобщающих и вводных словах?

    Основная часть урока

Лексическая тема: картина А.Кастеева «Зимовка»





Грамматическая тема: «Однородные и неоднородные определения»


Однородные определения

Признаки и условия однородности

1. Перечисляют признаки разных предметов

2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние

3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее

4. Между определениями можно вставить союз и

5. Стоят после определяемого слова

6. Выражены прилагательным и причастным оборотом

7. Выражены качественными прилагательными

Неоднородные определения

Признаки и условия неоднородности

1. Характеризуют предмет с разных сторон

2. Выражены относительными прилагательными

3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного

4. Между определениями нельзя вставить союз и


Стадия «Вызов».

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.

Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы? Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет. ) У них возникают следующие вопросы:

Ученики: Почему в предложениях № 2 между словами нет запятой?

Учитель: А каким членом предложения являются эти слова? А однородные ли эти определения?

Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения.

(Учащиеся называют эти признаки ):

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены относятся к одному и тому же слову.

Связаны сочинительной связью, равноправны, между однородными членами можно поставить союз и.

Однородные члены перечисляются.

Однородные члены разделяются запятой.

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не соответствуют признакам однородности. )

Как бы вы их назвали? (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения” ).

Как эти предложения могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока. Поставьте перед собой цели.

Научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;

Научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;

Ваши предположения, какие определения называются неоднородными?


Прием «Дерево предсказаний»

- Колонки почти заполнены.

Какие поставили вопросы к изучаемой теме?

- Как работаем дальше?

Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы

Прием «Бортовой журнал»

Для работы по теме нашего урока мы вновь прибегнем к «Бортовому журналу». Заполним таблицу «ЗХУ»

Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;

З - что я знаю по данной теме

Х - что хочу узнать

У - что я узнал

Стадия осмысления. Прием «Инсерт».

- Посмотрите на экран. Перед вами предложения с однородными и неоднородными определениями. (задание на интерактивной доске) Запишите в свои тетради предложения, разделите однородные и неоднородные определения в два столбика. Возьмите простой карандаш. Прочитайте предложения, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «?»- не понял. Новое вносите в бортовой журнал.

/Учащиеся самостоятельно читают предложения, делают отметки на полях и записи в бортовом журнале/.


После прочтения задания, беседа.

- Какие новые сведения вы отметили для себя?Всё ли понятно? Какие появились вопросы?

- Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли ваши знания по изучаемой теме.Молодцы! Вы хорошо справились с работой.

Закрепление изученного материала. Тестирование.

XII. Итог урока. Выставление оценок.

Оформление «Бортового журнала» «З-Х-У», листов самоконтроля.

Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
Рефлексия: На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?


Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.



XIII . Домашнее задание.


Я благодарю всех за работу на уроке. Вы сегодня были очень активными. Урок окончен. До свидания.

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ).

Пример: Синие , зелёные шары. - Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение - товарный . Определение длинный связано со всем словосочетанием - товарный поезд . (Товарный поезд является длинным ).

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:

    обозначают отличительные признаки разных предметов;

    Красные , зелёные шары - красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.

    обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;

    Разорённый , сожжённый город - разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.

    характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;

    Лунный , ясный вечер - «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые , мрачные времена - «тяжёлые, а потому и мрачные».

    в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;

    Тупая , давящая боль в груди - в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.

    представляют собой художественные определения - эпитеты;

    Круглые , рыбьи глаза.

    образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;

    Радостное , праздничное , лучезарное настроение.

    за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;

    Чёрные , гладко причёсанные волосы.

    Обратите внимание!

    а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы );

    б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы ); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);

    стоят после определяемого слова;

    Волосы чёрные , причёсанные .

    второе определение поясняет первое - между определениями можно поставить союз то есть или а именно .

28. Тест. Однородные и неоднородные определения

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

Однородные и неоднородные определения всегда отвечают на разные вопросы

Однородные определения относятся к существительному непосредственно

Неоднородные определения не отделяются запятой

Определения бывают неоднородными, если стоящее впереди определение относится не непосредственно к существительному, а к сочетанию этого существительного с ближайшим определением

Задание #2

Вопрос:

Выберите предложение, в котором есть неоднородные определения.

1) Во дворе во всей своей холодной, нелюдимой красе стояла ночь.

2) Стояла тихая морозная ночь.

3) Чувствовалась резкая, неприятная сырость.

4) В ночи виднелись желтые, красные, синие огоньки.

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложения, в которых определения являются неоднородными.

1) Был серенький промозглый ветреный день

2) Над мокрым полем тянулись бесформенные бурые облака.

3) Холодные острые звезды зажглись в темном бархате неба.

4) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложение с однородными определениями.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве.

2) Солнце бросало последние розовые лучи на деревню.

3) Радостное праздничное лучезарное настроение распирало его грудь.

4) Жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложения, в которых требуется вставить запятые.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Князь Андрей подошел к Пьеру, и Пьер заметил новое молодое выражение на лице своего друга.

2) Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу.

3) Под березами видна была беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами.

4) По длинной пыльной дороге не спеша тянулись караваны машин.

Задание #6

Вопрос:

Выберите предложения, в которых необходима вставка запятой.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Огромная белая птица слетела почти у самых ног.

2) Было тихое летнее утро.

3) Я только что пережил светлые чудные неземные минуты.

4) Это была уже не прежняя тонкая хрупкая бледнолицая девушка, а зрелая красивая сильная женщина.

Задание #7

Вопрос:

Выберите предложения, в которых вставка запятых не требуется.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) По радио сообщаются общие новости, поддерживается деловая общественная товарищеская связь.

2) Хорошо видна круглая голова, раскрытые широкие крылья сливаются с белизною снегов.

3) Хорошо в лесу в ясный морозный день!

4) Бурундуки - красивые полосатые зверьки.

Задание #8

Вопрос:

Вася написал письмо другу. Сколько запятых в этом письме он пропустил? Ответ дайте числом.

Привет! У нас тут стоит противная осенняя погода. На асфальте повсюду валяются листья: желтые, красные, бурые. Дует свирепый западный ветер. Печальные поникшие головками цветы на клумбах ежатся от холода. Скорее бы лето!

Запишите число:

___________________________

Задание #9

Вопрос:

Подберите верные соответствия.

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) Предложение содержит однородные определения.

2) Предложение содержит неоднородные определения.

3) Предложение не содержит определений.

После душной ночи потянул на рассвете восточный свежий ветер.

Мальчик был умным красивым проказливым.

Незабываемое неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне.

Задание #10

Вопрос:

Выберите предложение, в котором пропущены две запятые.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Раскапывая вход в мышиное жилище, осторожная чуткая зоркая лисица увлекается настолько, что совершенно бестолково проигрывает свою жизнь...

4) Был прекрасный сентябрьский денек.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы:

2) (1 б.) Верные ответы: 2;

3) (2 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

4) (3 б.) Верные ответы: 3;

5) (3 б.) Верные ответы: 1; 2;

6) (3 б.) Верные ответы: 3; 4;

7) (3 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

8) (4 б.): Верный ответ: 1.;

9) (3 б.) Верные ответы:

10) (2 б.) Верные ответы: 1;