Кот ученый - Образовательный портал

Куда исчез леонид парфенов. Леонид парфенов Где сейчас парфенов ведущий на нтв

Руководитель и ведущий программы "Намедни" Леонид Парфенов 1 июня был уволен из телекомпании НТВ, сообщает "Финмаркет". Сама программа "Намедни" закрыта.

За что на самом деле Парфенова уволили из "НТВ"?

Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Л.Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании, сообщает "НТВ.Ру".

Генеральный директор ОАО "Телекомпания НТВ" Николай Сенкевич заявил: "Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном российском телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме", сообщает ИТАР-ТАСС. Больше никаких комментариев глава телекомпании делать не стал.

Как сообщает "Новости гуманитарных технологий", Леонид Парфенов был уволен после его интервью газете "Коммерсант", в котором он рассказал газете о ситуации вокруг снятия с эфира сюжета из его программы "Намедни.

30 мая в программе НТВ "Намедни" по указанию и. о. гендиректора телеканала Александра Герасимова был снят с эфира на европейскую часть страны вышедший ранее на азиатскую часть России сюжет "Выйти замуж за Зелимхана".

В сюжете рассказывалось об обстоятельствах процесса над сотрудниками спецслужб России, которых правоохранительные органы Катара подозревают в убийстве одного из лидеров чеченских сепаратистов — Зелимхана Яндарбиева. В основе сюжета — эксклюзивное интервью с вдовой господина Яндарбиева Маликой.

Ведущий "Намедни" Леонид Парфенов заявил газете, что господин Герасимов запретил показ сюжета по просьбе представителей российских спецслужб. Как рассказал Леонид Парфенов, большую часть сюжета журналистки Елены Самойловой длительностью 5 минут 30 секунд занимает интервью с Маликой Яндарбиевой. По словам ведущего, сюжет был снят во время майских праздников и был готов к эфиру еще к прошлому выпуску программы.

Игорь Яковенко, генеральный секретарь Союза журналистов России заявил, что увольнение Парфенова — событие такое же революционное и знаковое, как убийства Дмитрия Холодова и Владислава Листьева, закрытие телеканала ТВС. Игорь Яковенко заявил "Интерфаксу", что "если до этого мы все знали, что у нас есть цензура и контроль государства за федеральными каналами, но у нас хотя бы была дозированная гласность, когда телевизионным мэтрам кое-что позволялось, то сейчас, получается, ничего не позволяется даже им, и телеканал даже не заботится о своем рейтинге".

Между тем, ведущий программы "Свобода слова" телеканал "НТВ" Савик Шустер в интервью "Интерфаксу" сказал, что относится к произошедшему плохо. "Других комментариев у меня нет", — сказал он. Сам Парфенов сказал "Интерфаксу", что пока не может давать каких-либо комментариев.

По материалам интернет-СМИ

ВСЕ ФОТО

"Причиной увольнения Парфенова стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании." -заявил гендиректор НТВ Николай Сенкевич
НТВ

Леонид Парфенов, руководитель и ведущий программы "Намедни" (ссылка не работает, т.к этот раздел уже удален с сайта НТВ) 1 июня был уволен из телекомпании. Кроме сайта программы закрыт также и форум "Намедни" на сайте ntv.ru. Из "Общих" же форумов методически удаляются все сообщения посвященные данной проблеме.

"Причиной увольнения Парфенова стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании. Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме" , - говорится в сообщении НТВ, поступившем в РИА "Новости" во вторник вечером, в котором приводятся слова гендиректора ОАО "Телекомпания НТВ" Николая Сенкевича.

Сегодня в интервью телекомпании "Эхо Москвы" Леонид Парфенов заявил, что он действительно уволен. "Я - уволенный, подписал приказ, что с ним ознакомлен, но не согласен с его мотивацией". Парфенов также сообщил, что он был уволен по сокращению штата. "Там считается, что это сокращение: ликвидируется программа - не нужен ведущий, значит, по сокращению штата".

В среду утром стало известно, что помещение, где располагалась редакция программы "Намедни", было опечатано. "Утром у нас прошла небольшая летучка: Леонид попрощался с нами, ему отдали трудовую книжку, забрали служебную машину, а помещение "Намедни" опечатали", - рассказал "Интерфаксу" один из коллег Парфенова на НТВ, пожелавший остаться неназванным. "Пока мы занимаемся текущей работой", - заметил собеседник агентства. Он также отметил, что формально до конца лета Парфенов будет числиться сотрудником НТВ.

Как сообщил сайт шеф-редактор программы "Намедни" Николай Картозия, руководитель программ "Намедни" и "Страна и мир" Леонид Парфенов попросил своих сотрудников не комментировать ситуацию.

Напомним, что это уже не первый конфликт между Леонидом Парфеновым и руководством телекомпании. Парфенов остался на канале НТВ после того, как в апреле 2001 года телекомпанию покинула команда Евгения Киселева, посчитавшая незаконной смену владельца и менеджмента компании. На обновленном канале Парфенов, помимо "Намедни", руководил ежедневной вечерней программой "Страна и мир". В прошлом году эфир программы "Намедни" уже прекращался на три месяца из-за конфликта между Парфеновым и руководством НТВ, однако позже передача снова появилась в вещательной сетке канала.

Нынешнее увольнение Леонида Парфенова последовало после того, как заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов программы "Намедни" интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняют сотрудников спецслужб России (Полный ТЕКСТ запрещенного материала ). Материал в эфир не вышел, но эта, по словам Герасимова , "абсолютно внутриредакционная история... не для широкого распространения" стала известна газете "Коммерсант" , которая обнародовала "внутренние документы" , коим являлось распоряжение о снятии сюжета с эфира. В этой же статье Парфенов заявил газете, что не согласен с мнением руководства телекомпании.

Генеральный директор НТВ Николай Сенкевич заявил, что решение об увольнении автора программы "Намедни" Леонида Парфенова далось ему трудно, но он не мог поступить иначе.

"Данный вопрос требовал, безусловно, всестороннего осмысления, и поэтому постоянно, когда возникали подобные проблемы, ситуации, пытались находить какие-то компромиссы", - сказал Сенкевич в интервью, показанном в новостной программе телеканала НТВ в среду, сообщает "Интерфакс".

"Как говорится, по христианской традиции - ударили по щеке - подставь другую, но мест, которые можно подставить, больше не осталось", - отметил Сенкевич. "Данное решение является чрезвычайно сложным, трудным решением, потому что, безусловно, Леонид Геннадьевич является одним из самых талантливых журналистов российского телевидения, программа "Намедни" являлась для телекомпании НТВ имиджевой, высокорейтинговой", - сказал генеральный директор.

"Решение о закрытии программы и об увольнении Леонида Геннадьевича принято в связи с грубым нарушением им трудовых отношений, закрепленных в трудовом договоре, и нарушением корпоративной этики", - подчеркнул Сенкевич.

Сам же Леонид Парфенов пока не знает, чем займется после увольнения из НТВ. "Сейчас я ничего не знаю о том, чем займусь дальше, и пока буду отдыхать", - сказал Парфенов в среду "Интерфаксу". Отвечая на вопрос, делали ли ему уже предложения по поводу дальнейшей работы, Парфенов ответил утвердительно, но оговорился, что "ничего всерьез ни с кем не обсуждал".

По словам журналиста, перед телекомпанией у него сейчас нет никаких обязательств. "Никаких новых проектов я сейчас не начал, никаких фильмов не снимаю", - заметил Парфенов. На вопрос, что будет с программой "Страна и мир", которую он придумал и создал, Парфенов ответил: "Не знаю, это сейчас не в моей власти".

Парфенов сообщил, что еще не видел приказа о своем увольнении. "Мне просто позвонили и сказали, что я уволен. Вот сейчас поеду в Останкино, зайду в отдел кадров, буду подписывать необходимые бумаги", - сказал журналист. На вопрос, общался ли он после случившегося с кем-то из руководства компании, Парфенов сказал, что общаться с ним больше не собирается. Вместе с тем он отметил, что обязательно соберет журналистов своей программы, чтобы переговорить с ними.

Ранее в интервью, опубликованном в "Известиях", Парфенов объяснил, что не согласился с аргументами тех, кто считает, что снятие с эфира интервью вдовы Зелимхана Яндарбиева было оправданным, поскольку этот материал мог навредить россиянам, суд над которыми идет в Катаре.
"...Не надо нас учить родину любить. Я 25 лет профессионально работаю журналистом, 25 лет я слышу: "Не время, брат, не время..." Надо, наконец, понять: информация самоценна. Она не бывает вредной, полезной, бесполезной. И при всем уважении к нашему труду не думаю, что в Катаре принимают решения, отслеживая выпуски "Намедни" , - заявил Парфенов.

В среду состоялось заседание совета директоров телекомпании НТВ, на котором гендиректор телеканала Николай Сенкевич проинформировал его членов о решении уволить автора программы "Намедни" Леонида Парфенова.

"Сенкевич сообщил, что причиной увольнения Парфенова стало нарушение им трудового контракта, а также норм корпоративной этики", - сообщила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы НТВ Ирина Ган.

"Председатель совета директоров НТВ, гендиректор "Газпром-Медиа" Александр Дыбаль заявил, что гендиректор компании вправе самостоятельно решать текущие вопросы управления каналом", - отметила Ган.

"Сенкевич проинформировал нас о своем решении, и эта информация нами принята к сведению", - процитировала руководитель пресс-службы слова Дыбаля.

Кроме него, в совет директоров НТВ входят первый заместитель "Газпром-Медиа" Дмитрий Бирюков, Сенкевич, президент АКБ "Еврофинанс" Владимир Столяренко, а также первый вице-президент АКБ "Еврофинанс" Александр Бондаренко.

У журналиста Леонида Парфенова есть законные основания оспорить решение о своем увольнении в суде. Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохватов. "Само по себе такой неожиданное увольнение действующим законодательством не предусмотрено, - заметил Самохвалов. - Если речь идет о сокращении штатов и численности работников организации, то работники должны были быть об этом предупреждены".

"Если в дальнейшем возникнет какой-то трудовой или даже судебный спор, то у Парфенова и других сотрудников программы есть формальные основания для выигрыша этого иска в суде", - считает Самохвалов.

Сам Парфенов сообщил в эфире "Эхо Москвы", что уволен по сокращению штатов в связи с закрытием программы "Намедни", автором и ведущим которой он являлся.

Елена Савина , шеф-редактор программы "Сегодня с Михаилом Осокиным", так прокомментировала ситуацию корреспонденту сайт : "Конечно, это квинтэссенция кремлевской глупости и пошлости. За последние четыре года власть всегда из двух возможных решений выбирает самое неудачное. Парфенов никогда не внушал Кремлю доверия. Он оставался вещью в себе, занимался профессией, а не кремлевскими играми. Мы, новостники, понимаем, что это серьезная атака является предупреждением и нам, и Татьяне Митковой. Я рассматриваю случившееся как начало перепрограммирования компании, подготовки НТВ к превращению в третьесортный канал".

Павел Лобков , журналист телекомпании НТВ, который был одним из тех, кто постоянно работал для программы "Намедни", считает, что коллеги Парфенова вряд ли будут устраивать какие-то коллективные акции протеста в связи с происшедшим. "Думаю, каждый будет решать свою судьбу индивидуально, и я уверен, что после закрытия "Намедни" каждый из нас либо внутри компании, либо вне ее себе работу найдет. Сам Леонид всегда был противником каких-то массовых акций и считал, что подобные вопросы не решаются на площади", - сказал Лобков. По его словам, узнав об увольнении Парфенова, "журналисты до последнего не могли в это поверить". "Странные причины, странное время, выбранное для принятия такого решения, и чем бы не руководствовались люди, принявшие его, - это дурной знак, потому что Парфенов - это один из критериев состояния у нас свободы слова", - считает Лобков.

Андрей Норкин , главный редактор телекомпании "Эхо ТВ", не исключает закрытия вслед за "Намедни" других программ НТВ. "Я вполне допускаю, что после истории с Парфеновым произойдут еще какие-то подобные истории, например, со "Свободой слова", - отметил он. - Это последняя программа на НТВ, которая позволяет себе быть непохожей на все остальное, что есть на российском телевидении". "Мне не понравился и воскресный эпизод с запретом на сюжет программы "Намедни", и то, что произошло после этого, и то, как это происходило", - подчеркнул Норкин в эфире радиостанции "Эхо Москвы". "Программа "Намедни" - огромная потеря для и канала НТВ, и для зрителей, - считает он. - Я надеюсь, что Парфенов появился на каком-то другом канале, хотя я прекрасно понимаю, у него выбор сейчас будет небогатый".

Алексей Симонов , президент Фонда защиты гласности, считает, что от Леонида Парфенова избавились как от слишком яркого журналиста "на фоне всеобщего молчаливого согласия на все". "Был один человек, который стилистически отличался от всех остальных, который работал в своем индивидуальном жанре, - сказал глава Фонда защиты гласности в эфире "Эхо Москвы". - Видимо, пришло время избавиться и от него. Он выглядел несколько экзотически, и его сковырнули". Рассматривать закрытие программы "Намедни" и увольнение Парфенова как цензуру "уже поздно", заметил Симонов, "цензура на центральных каналах введена раньше: она настолько активно там действует, что уже не нуждается даже в цензурном комитете", цензурированием занимаются "сами руководители журналистов - руководители информационных программ, каналов". Симонов не усматривает в действиях Парфенова нарушения трудовой дисциплины. По мнению правозащитника, журналист "просто сообщил о том, что он исполнил свою трудовую обязанность. От него потребовали, чтобы в московском выпуске сюжета не было, и его не было".

Игорь Яковенко , генеральный секретарь Союза журналистов России, считает, что увольнение Леонида Парфенова и закрытие программы "Намедни" - такое же знаковое событие, как разгон НТВ и закрытие ТВС. По его словам, "это первый случай в истории новой России, когда лучший представитель тележурналистики уволен по соображениям цензуры". Кроме того, это означает также, что телевидение перестает быть бизнесом, отметил Яковенко: "Вне всякого сомнения, Парфенов - это рейтинг, рекламные деньги". "Это событие будет иметь огромное значение, - убежден генсек Союза журналистов РФ. - Период, когда у нас практически все федеральные телеканалы стали государственными, начался не сегодня, но период, когда телекомпании перестают быть бизнесом и становятся исключительно инструментом для промывания мозгов, наступает сегодня". Значение "такого, казалось бы, единичного факта", как увольнение Парфенова из телекомпании НТВ, заключается в том, что "телевидение вообще прекращает свое функционирование как инструмент информирования общества и даже как бизнес, становится просто инструментом для массовой пропаганды", подчеркнул Яковенко в интервью "Эхо Москвы".

Александр Хинштейн , журналист, представитель фракции "Единая Россия", считает, что "свободу слова нельзя подчинить уставу караульной службы. Можно любить или не любить Парфенова, но нельзя отрицать, что его передача была одной из самых профессиональных программ на телевидении, и ее закрытие нанесет кремлевской репутации ощутимый ущерб", - сказал Хинштейн "Интерфаксу".

Ирина Хакамада , председатель оргкомитета партии "Свободная Россия", считает тревожным знаковым событием факт закрытия телепрограммы "Намедни" и увольнение Парфенова. "О демократии судят не по благостным речам представителей власти, а по реальным поступкам. То, что единственная программа, которая хоть иногда пыталась высказывать самостоятельное мнение, закрыта и Парфенов уволен, - это поступки, говорящие всем остальным, что надо сидеть, молчать и соглашаться с теми правилами, которые им навязывают", - сказала Хакамада. Она подчеркнула, что данный факт свидетельствует о том, что средства массовой информации сейчас "несвободны и манипулируемы, а информация превращена в пропаганду".

Алексей Митрофанов , депутат Госдумы, один из лидеров ЛДПР, назвал увольнение Парфенова "весьма печальным событием". "Удивительно, зачем это было делать, ведь это усиливает позиции тех, кто считает, что в России свертывается свобода слова", - сказал он. По мнению парламентария, сегодня в телеэфире "фактически остались Савик Шустер и Андрей Караулов, которые являются еще островами свободного и критического восприятия действительности". "А все остальное - Советский Союз; здравствуйте, товарищ Брежнев", - добавил он.

Иван Мельников , член фракции КПРФ, заместитель председателя ЦК КПРФ, считает, что данный факт является "продолжением политики власти, направленной на борьбу со всеми независимыми СМИ". Мельников сказал "Интерфаксу", что он совершенно убежден в том, что телесюжет, который сняли с эфира, был лишь формальным поводом для закрытия программы. "В решении руководства НТВ явно чувствуется давление Кремля, продолжающего курс на установление информационной диктатуры не только в государственных СМИ, но и в более или менее независимых. Независимых пусть не по "организационно-правовым" признакам, а по суждениям и внутреннему профессионализму журналистов", - сказал Мельников, отметив, что сейчас невольно напрашивается вопрос "кто следующий?". Депутат сказал, что ему "страшно даже представить, что теперь по всем телеканалам будут идти не новости, а телесюжеты в жанре "из жизни власти, или как власть видит мир".

Любовь Слиска , первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия", считает, что руководство телекомпании НТВ вынуждено было пойти на увольнение Парфенова, поскольку он нарушил трудовое соглашение. "Никто не отрицает - программа "Намедни" была острая и интересная, и НТВ у нас считается очень свободным телеканалом, но руководство своей компании надо уважать - начальник есть начальник", - сказала Слиска "Интерфаксу". "Я думаю, что в сложившейся ситуации руководство вынуждено было принять такое решение", - добавила она. В то же время Слиска полагает, что надолго тележурналист не исчезнет из эфира. "Парфенов, безусловно, талантливый журналист, и я думаю, он не надолго исчез", - сказала вице-спикер.

Геннадий Райков , другой представитель фракции "Единая Россия", считает, что Парфенов нарушил "договорное соглашение" и в связи с этим наказан правильно. "Я убежден, что именно это нарушение контрактных условий стало основной причиной увольнения Парфенова, и никакого давления извне на руководство НТВ никто не оказывал. Но лично мне программа "Намедни" нравилась", - сказал Райков.

Сергей Бабурин , вице-спикер Госдумы от фракции "Родина", назвал увольнение Парфенова "политической акцией, которая свидетельствует о закручивании гаек". В интервью "Интерфаксу" Бабурин заметил, что уход Парфенова с НТВ означает, что "обозреватели, которые имеют особое мнение, убираются подальше от телезрителей и радиослушателей". "Мне очень не нравится, что делают государственные структуры с телевидением и радио - это для общества опасно", - добавил он.

Алексей Венедиктов , главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", в интервью газете "Новые Известия" , которое он дал еще до того, как стало известно об увольнении Парфенова, заявил, что "когда руководитель снимает из эфира сюжет по мотивам, которые не указаны в Законе о СМИ, на мой взгляд, это является актом цензуры. Хотя, с другой стороны, если журналист согласился с этим актом, раз он подписался под этой программой, то нечего кивать на других и говорить, что тебе мешали. Это ты ее выпустил. Так что после того как программа вышла, Парфенову вряд ли стоило поднимать скандал и перекладывать ответственность на своего руководителя".

В то же время Венедиктов подчеркивает, что, с его точки зрения, требование снять сюжет "Выйти замуж за Зелимхана" является цензурой.

"В своей работе мы руководствуемся законами и той антитеррористической конвенцией, которую мы подписали. В том числе, если мне не изменяет память, и руководители НТВ. В конвенции записано, что СМИ добровольно берут на себя ограничения только в том случае, если во время проведения спецоперации опубликование информации может угрожать жизни заложников или людей, их спасающих. Мне представляется, что суд в Катаре не попадает под эту категорию", - говорит Венедиктов.

"В самом материале, на мой взгляд, нет ничего такого, что могло оправдать снятие. Я прочитал расшифровку этого интервью. Поэтому, повторюсь, решение руководства НТВ, в данном случае Александра Герасимова, с моей точки зрения является актом цензуры", - подчеркивает он.

По мнению Венедиктова, у Парфенова в данной ситуации было несколько вариантов. "Во-первых, снять всю программу. Телепрограмма является цельным продуктом. Если из салата вырывают один компонент, говоря: вы туда майонез не кладите, то это уже другое блюдо получается. В данном случае получилось другое произведение, и журналист был вправе снять его, ведь он под ним ставит свое имя. В законе о СМИ написано, что никто не может заставить журналиста ставить свое имя под материалом, который искажен", - говорит главный редактор радиостанции "Эхо Москвы".

"Во-вторых, он мог согласиться с доводами руководства, выставить программу в эфир и промолчать. И это тоже его право, право подписаться под измененным продуктом. В-третьих, он мог выставить программу в прежнем виде без купюр. То есть не выполнять незаконный приказ, если он считает такой приказ незаконным, и ждать санкций со стороны руководства. И наконец, он мог просто написать заявление об уходе и уйти с телеканала", - считает Венедиктов.

"В данном случае выбран совершенно невозможный, как мне кажется, пятый вариант, - говорит главный редактор "Эха Москвы". - Журналист выполнил с его точки зрения незаконный приказ и тут же этот приказ прокомментировал в другом средстве массовой информации. Я считаю, что выносить внутренние взаимоотношения руководителя и подчиненного на всеобщее обозрение и при этом оставаться в этой компании абсолютно неправильно".

А сегодня Алексей Венедиктов не исключил, что после увольнения автора программы "Намедни" Леонида Парфенова часть журналистов НТВ может уйти из компании. "Опасения, что журналисты начнут уходить из НТВ, у меня есть", - сказал Венедиктов в среду "Интерфаксу". "Либо они расценят это как борьбу за свободу слова, либо как нарушение корпоративной этики", - пояснил свою позицию Венедиктов.

Леонид Парфенов – один из самых ярких и неординарных телевизионных российских деятелей, журналист, писатель, общественник, родился 26.01.1960 года в Череповце.

Детство

Леня был первым ребенком в обычной советской семье. Отец работал на заводе инженером, мать – школьной учительницей. Через несколько лет у Лени появился младший брат, который сразу развил в нем чувство ответственности. Особую гордость мальчик почувствовал, когда пошел в школу. Тем более, что учиться ему нравилось.

Тем не менее, Леня редко радовал родителей отличными оценками. У него сразу же обнаружился явно гуманитарный склад ума. Он блистал сочинениями по литературе, зачитывался не по возрасту серьезными произведениями, но при этом серьезно «хромал» по математике и другим точным наукам.

В детстве

В Череповце ему было скучно. Музыкальными и драматическими талантами он не обладал, перспектива гонять с толпой мальчишек обшарпанный мяч по соседним дворам его тоже мало радовала. От нечего делать в подростковом возрасте он стал писать статьи в местные издания.

И если поначалу к этому отнеслись с иронией, то очень скоро его публикации стали постоянно появляться в череповецких газетах.

Одна из них принесла ему первую в жизни серьезную награду – путевку в лучший пионерский лагерь страны – знаменитый «Артек». Только там он нашел себе друзей с такой же эрудицией и пылким энтузиазмом и всего месяц не чувствовал себя белой вороной.

Но даже отдыхая на море, Леонид продолжал писать о своих впечатлениях. Еще до момента возвращения домой решение было принято – он станет журналистом.

Родители отнеслись к его идее с подозрением и плохо скрытым недовольством. Профессия журналиста ассоциировалась у них с чем-то нестабильным, а они хотели, чтобы у сына было спокойное надежное будущее. Но тут мальчик оказался непреклонен – ни в какой другой вуз он поступать не соглашался.

И после получения аттестата, купив на родительские деньги билет до Ленинграда, Леонид отправился навстречу своей мечте.

Карьера

К удивлению всех знакомых, но только не к своему собственному, в Ленинградский университет он поступил без особых проблем, обогнав на вступительных экзаменах даже круглых отличников. К тому же у него собралось к этому времени вполне приличное портфолио из юношеских публикаций, которое сыграло далеко не последнюю роль в решении о его зачислении.

Леонид очень быстро влился в Питерскую жизнь и нашел себе новых друзей. Здесь был совершенно другой уровень культуры и общения, который он впитывал как губка. Буквально за несколько месяцев провинциальный паренек превратился в настоящего питерского интеллигента.

На факультете он познакомился и очень сдружился со студентами из болгарской группы. И, получив от них приглашение отдохнуть у моря летом, с удовольствием им воспользовался. Первый выезд за границу был для него настоящим шоком. И не только в культурном смысле.

Он получил доступ к зарубежным изданиям, которые в Советском Союзе были недоступны и с жадностью их читал, понимая, какой пласт информации скрывали от народа.

Как один из лучших студентов, Леонид на старших курсах был отправлен в дружественную Германию. Но после получения диплома распределение отправило его в родной Череповец. Впрочем, сам он не слишком расстроился по этому поводу, прекрасно понимая, что надо наработать взрослый, зрелый опыт, прежде чем покорять новые вершины.

Так и произошло. Работая на местном телевидении, Парфенов начал активно сотрудничать с московскими изданиями. Поэтому, отработав положенное время, он сразу же отправился в столицу, понимая, что без работы там не останется. Так и случилось, тем более, что Парфенов успел уже освоить и навыки телеведущего, поэтому совершенно свободно держал себя перед камерой.

В 1986 году он попадает в штат редакции молодежных программ центрального телеканала. Там очень пригодились месяцы его зарубежной стажировки, поскольку перестройка как раз набирала обороты, и телевидению требовался новый, современный формат. Парфенову и его коллегам удалось создать интересную программу «Мир и молодежь», которая пользовалась большим успехом у зрителей.

В 1988 Леонид знакомится с другими молодыми журналистами, которые создают альтернативную телекомпанию «АТВ», цель которой – освещать объективно перемены, происходящие в стране. Все это было близко бунтарскому духу Парфенова. Он полностью отдается работе и всего лишь через год уже запускает в эфир авторскую программу «Намедни», сделавшую его знаменитым.

Впрочем, за смелость высказываний уже через несколько месяцев журналиста отстранили от работы, а саму программу закрыли. Но новые каналы росли как грибы, и вскоре Леонид уже сотрудничал с таким же бунтарем – Владиславом Листьевым на телеканале «ВИД». После гибели журналиста Парфенов перешел на «НТВ», где воскресил проект «Намедни» и даже получил за него первую ТЭФИ.

В 1995 журналист начинает активное сотрудничество с Первым телеканалом и лично . Их первыми совместными проектами стали всенародно любимые «Старые песни о главном» и политическое ток-шоу «Герой дня», позволявшее зрителям задавать вопросы видным политическим фигурам в прямом эфире.

В 1997 году Эрнст рекомендует Парфенова в состав совета директоров телеканала, и тот занимает этот пост на протяжении двух лет. За это время он успел преобразовать любимое детище «Намедни» в цикл документальных исторических фильмов «Российская империя».

Это занятие насколько увлекло журналиста, что в 2004 году он практически полностью оставил деятельность в качестве телеведущего и переключился на создание фильмов.

В настоящее время официально он не является сотрудником какого-то из каналов и находится в свободном творчестве. Он активно продолжает снимать фильмы, пишет книги и занимается общественной деятельностью, являясь советником Президента по правам человека. В начале 2017 состоялась презентация его нового документального проекта «Русские евреи».

Личная жизнь

Известный журналист женат и, по его словам, абсолютно счастлив в браке. Его будущая супруга сама разыскала Леонида, так как ей очень нравились его статьи, и хотелось пообщаться с ним вживую. При первой же встрече они поняли, что очень близки по взглядам и идеалам. Отношения начали развиваться и плавно закончились свадьбой, состоявшейся в 1987 году.

С женой Еленой

Его супруга Елена тоже журналист, она является соавтором нескольких проектов Парфенова, но есть у нее и свои интересные направления. Одно время Елена активно занималась преподавательской деятельностью, а потом увлеклась кулинарией и сделала авторскую программу «Счастье есть» на первом канале.

Первый и неизбежный вопрос.

- Что вас побудило принять израильское гражданство?

Ничто не побудило. Меня уже дважды поселяли в США. Где я только не живу, если верить разговорам...

Вместе с Сергеем Нурмамедом Леонид Парфенов работал над фильмами «Зворыкин-Муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Глаз Божий», «Цвет нации». Интерес к их новому проекту невольно подогрели Владимир Познер и Иван Ургант, чей многосерийный фильм «Еврейское счастье» вызвал бурную и в основном негативную реакцию у наших бывших соотечественников в Израиле. Как скажет Сергей Нурмамед, авторы «Русских евреев» стремились сделать зрелищное кино и при этом сохранить признаки документальности.

Первая часть трилогии рассказывает о еврейском бытовом укладе, «деле Бейлиса», первой волне эмиграции, соратниках Ленина. Повествование начинается в современном Киеве, но с его прошлого, где уже в XI веке имелся еврейский квартал. «Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям» - прозвучит с экрана про результаты раздела Польши.

Чего мы только не узнаем от Леонида Парфенова: об Амалии Натансон из Западной Украины, ставшей матерью Зигмунда Фрейда, о русском художнике Левитане, биография которого начиналась со слов «родился в бедной еврейской семье», о Ленине, скрывавшемся в Разливе с Зиновьевым, хотя 50 лет нам твердили о его одиночестве.

В нашей истории было три народа, которые ярко и массово в определенные периоды приходили в русскую культуру: евреи, немцы, грузины, - рассказывает Леонид. - Первый фильм нынешней трилогии про евреев заканчивается 1917 годом, это период царского антисемитизма, второй - период с 1918 по 1948 годы, период советской юдофилии. Третий - с 1948-го по 1990-й - от начала официальной юдофобии до массового исхода.

Нас занимает цивилизация, евреи, писавшие по-русски и оставившие нам более серьезную литературу, чем та, что написана на идиш. Мандельштам, Бродский и Пастернак - классики русской поэзии XX века, и евреи они в нашей памяти только по происхождению родителей.

Мне Галина Борисовна Волчек рассказывала, что в Министерстве культуры все главные режиссеры считались евреями, кроме Ефремова. Потому что так и норовили протащить идеологическую заразу. Вечно у них подтекст в спектаклях. Юрий Петрович Любимов был для Фурцевой явным евреем. Вот до какой степени смешались к концу СССР диссидентство и еврейство.

Одна из самых колоритных сцен в «Русских евреях» - приход отца Леонида Утесова, тогда еще Лазаря Вайсбейна, в мясную лавку. Он упрашивает соседа-мясника отдать его сына учиться вместе со своим. Нужно привести «своего русского», чтобы не нарушать в училище Файга в Одессе процентную квоту для евреев. Отец Утесова готов заплатить за обучение Никиты, за завтраки и форму в придачу. Еще знаменитый еврей новейшей истории - Мишка Япончик. Леонид Парфенов вспоминает о нем, сидя в любимом кафе знаменитого бандита. Особый эпизод - «Дело Бейлиса», обвиненного в Киеве в 1910-х годах в ритуальном убийстве православного подростка.

- Люди в первую очередь интересуются - российский или израильский у вас проект?

Международный, и прежде всего - русский. Он снят по-русски нашими профессионалами. И аудитория в России наверняка будет воспринимать его лучше всего.

Для показа в мире делаются субтитры на иврите, английском и немецком языках. В Израиле, если это не аудитория, приехавшая из бывшего СССР, наверняка будут некоторые затруднения. «Цвет нации» я показывал на фестивалях и в Красноярске, и в Лондоне. Реакция была, конечно, очень разная, и очень про разное спрашивали после показа. Как, к примеру, перевести для зарубежной аудитории РСДРП, которая не раз упоминается в нынешнем фильме? Оставлять аббревиатуру нельзя, а писать каждый раз целиком - слишком длинно для субтитра. У нас-то можно один раз сказать - партия или будущая КПСС, а в переводе этого недостаточно. А тем более не объяснишь на ходу - что это такое: единственная правящая 70 с лишним лет партия. Когда действие фильма происходит в России и авторы - русские, иностранцам смотреть трудно из-за незнания контекста.

- Вы ставите перед собой просветительские задачи или вам важно высказаться на интересующую тему и все?

Мне важна сверхзадача: про что? Вот «Цвет нации» про то, что была позапрошлая страна, которую можно увидеть в сегодняшнем стандарте изображения на фотографиях Прокудина-Горского, сопоставить его с нынешним. А здесь - случаи с евреями, грузинами и немцами - про то, как многообразна русская цивилизация, как приходили самые разные люди и становились ее частью. И тем самым обогащали. Наш фильм - о русских евреях, о тех, кто в какое-то время превратился в городах во вторую титульную нацию. Это не история о евреях вообще.

- А вы думаете о том, что за люди сидят у телевизора, насколько они образованны и способны чувствовать?

Делаю так, как говорили в советские времена, - для пионеров и пенсионеров, чтобы любой зритель мог видеть что-то свое. Я исхожу из того, что человек может ничего не знать про «дело Бейлиса», впервые увидеть картины Левитана, но все равно что-то понять, если он в принципе чем-то интересуется. То, о чем вы говорите, - вопрос профессиональной интуиции, а не раз и навсегда зафиксированного закона.

- Вы по природе аналитик, исследующий массив материала, или же идете от эмоционального ощущения?

Людям интересна жизнь, богатая своими проявлениями. И мне важно показать, что вот местечко Броды, вот в нем речка, вот брод, и отсюда все Бродские вышли.

- Вы так эмоционально говорили о своем фильме! Но почему решили снимать про евреев?

У меня до сих пор снято где-то 150 документальных серий про русскую историю и культуру разных времен. И сейчас сделал фильм о многообразии ее проявлений, которое считаю драгоценным свойством. Мне интересно понять, что есть в нашей цивилизации, где немцы, евреи и грузины становились русскими.

- А что хорошего в смешении культур? Разве не лучше сохранять самобытность?

Мне не кажется, что это смешение. Владимира Даля, имевшего немецко-датское происхождение, впечатлило слово «заволакивает». С этого начался его знаменитый Толковый словарь, в котором нет ничего датского или немецкого. Иосиф Бродский пришел в литературу как наследник акмеистов. У него в эмиграции потребность была написать строки на смерть Жукова так, как Державин когда-то написал на смерть Суворова. Что еврейского в этой задаче? Разве задаются французы вопросом, что Ив Монтан - итальянский еврей? Главный французский шансонье. Где же смешение?

Вы откуда все это знаете? Про Монтана и Леонида Утесова, про многих людей, которые появляются в вашем фильме?

Сцена в мясной лавке - из воспоминаний Утесова. Она - для того, чтобы стало понятно, что такое процентная норма. Надо с собой привести русского, тогда соотношение не будет нарушено. Я готов делать фильм про русских немцев, потому и знаю. У нас есть целый великий роман «Обломов», посвященный русскому и немцу, как иню и яню. Как прожить Обломову без Штольца, а Штольцу без Обломова? Как можно быть русским, не прочитав этого? Да у нас дольше всех правили страной немка и грузин.


- И они станут предметом вашего рассмотрения?

В том числе и они. Но только они русские. Пушкин даже утверждал, что русский Петр нас сделал немцами, а немка Екатерина - русскими. Она была, в понятиях того времени, матушка земли русской. А чего стоит фраза Василия Сталина, сказанная сестре Светлане: «А ты знаешь, что отец раньше был грузин?».

- Вам теперь ответ держать за всех евреев. Готовы?

Я занят публичной профессией. И значит, кому-то понравится то, что ты делаешь, а кому-то нет. Будешь тихо сидеть дома у теплой батареи, то точно никого не обрадуешь и не разозлишь. Кто-то сочтет «фобией» уже то, что помню: Левитан - он Исаак Ильич. Кого-то возмутит «филия», когда я говорю, что для меня он - более русский пейзажист, чем Иван Иванович Шишкин. Я смотрю на левитановскую щемящую печаль, и это родное. А у Ивана Ивановича наша природа чересчур бодренькая.

Почему и сегодня евреи скрывают свое происхождение? Хотя из-за этого не откажут при поступлении на работу или в вуз.

В 2000-х годах я с этим уже не сталкивался. Когда-то это действительно имело значение для карьеры. Речь ведь идет о России? Уже давно графы «национальность» нигде нет же. А у нас не живут люди, говорящие на идише и иврите, и религиозных среди русскоговорящих очень мало. Какие же они евреи? Это тип русского городского населения. Разве они по субботам не работают? Не едят свинину? Евреями могли быть их дедушки и бабушки, жившие в каком-нибудь местечке, в Витебске, Житомире, Виннице. Если бы не «Список Шиндлера», вы бы вспоминали о национальности Спилберга? Сколько кинодеятелей Америки - выходцы из Российской империи. Как говорила Людмила Гурченко: «О! Наши люди с Одессы. Голден и Майер. Спасибо вам, товарищи, за трофейное кино». Мне представляется, что это богатство русской цивилизации, если Матвей Исаакович Блантер написал главную русскую народную песню XX века - «Катюшу». Он не стал еврейским композитором. То есть, выходит, у евреев убыло, оказалось на потенциального композитора меньше, а у русских прибыло, появился автор, сочинивший «На солнечной поляночке», «С берез неслышен, невесом», «Летят перелетные птицы», «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

- А у русского человека есть основания стесняться того, что он - русский?

Я не оказывался в подобной ситуации. Мне понятны чувства диссидентов, которым было стыдно за деятельность государства, когда ввели танки в Чехословакию. А так чего стесняться? Русских родителей? Того, что русский - твой родной язык? Это точно не ко мне. Мне себя больше некем ощущать просто.


Кадры из фильма «Русские евреи».

Более того, у меня четкое разделение - русский северный человек и русский южный. Я - северный. С трудом воспринимаю южный говор с его «гхэканьем»: «Ой, Хала! Та это он! Та у нас в хораде, на раёне! Та давайте сфотаемся». У меня на родине так себя не ведут и не говорят. Я из Вологодской области, и «если вы хотите, чтобы я так говрил, то я знаю, как говрить». (Тут Леонид переходит на северный говор, получается у него лихо.)

- Вы так говорили?

- (Продолжает говорить по-вологодски.) Сам я буквально так не говрил, но могу так говрить. И когда дома оказываюсь, то поневоле начинаю подпускать это. Особенно в разговоре - дак запросто. Мы как-то там сымали с ребятами, и я с местными обсуждал, что земельные участки не поделены по кадастру... Меня потом спрашивали, что это за слова вологодские? Ничего понять нельзя.

- Вы себе хозяин, на службу не ходите? Как средства находите на фильмы? Насколько имя работает на вас?

Жалею, что поздно перешел на вольные хлеба, медлил. У меня в 2007-м на два года вперед были расписаны авторские проекты, и я понял, что не успею их сделать, если попутно за зарплату буду где-то работать. С тех пор не служу.

Почти девять лет нигде не работаю и никогда не работал так много. За эти годы выпущено семь томов «Намедни», с текстами, заново написанными, в каждом - по 500–600 иллюстраций, которые мною отобраны. И шесть фильмов сделано, в основном двухсерийных.

- Вы все время в кадре. Ощущаете себя автором или еще и актером?

Остаюсь собой, ничего не изображаю. Конечно, в кадре стараешься не сутулиться, четче произносить слова. Но эта задача журналистская, а не игровая. Какой тут образ? Не в этом же заключается актерская игра. Она - в перевоплощении. Нужно стать другим. Я этого сделать не могу.

Меня много раз приглашали на маленькие роли. Я, например, был дьяком Щелкановым в «Борисе Годунове» у Владимира Мирзоева. Поскольку это осовремененная история в нынешних костюмах, то я знаю, как должен выйти пресс-секретарь главы государства к журналистам и сообщить о самоубийстве Ирины Годуновой. Все мне говорили: «Нет, играть ты, конечно, не можешь». Если в художественных фильмах я что-то и изображаю, то скорее себя, как в «Generation П» Виктора Гинзбурга.

- Вы прекрасно выглядите - стройный и подвижный.

В меру упитанный?

- Так легко поднялись по Потемкинской лестнице! Крупный план, и никакой одышки.

Зато в этот день больше ничего уже снять было нельзя. Начали мы в 9.30 и к 15 часам закончили.

- Столько лет вы снимаете кино, а азарт не проходит. И фильм смешной получился, с иронией.

Не всем это нравится, что у меня иронический прищур. Кто-то посчитает комичным, что я шастаю по бродам и из этого вывожу Бродских. Я всякий раз делаю то, что мне самому интересно. Это единственный бензин, на котором едешь. Иначе я бы ничего делать не мог.

- Неужели нет у вас режиссерских амбиций?

У меня нет даже режиссерских обязанностей. Могу что-то предложить, а потом услышать в ответ в Русском музее, что не будет у меня комментария у серовского портрета Иды Рубинштейн, потому что там не снять. В обычном документальном кино нет человека, который ведет за собой. Но меня режиссер порой и втемную использует. Я ведь не знаю, сколько раз нужно через эту самую речку перейти, сколько грязного ила вычерпать, прежде чем будет снят эпизод.