Кот ученый - Образовательный портал

Любопытные факты о уильяме шекспире. Во времена шекспира театральный актер был изгоем общества Язык и сценические средства Шекспира

Фото из открытых источников

В последние два десятилетия профессия актера стала менее популярной, сегодня, например, в России нет такого фантастического ажиотажа при поступлении в театральные училища, как это было во времена СССР. Тем не менее, многие юноши и девушки продолжают мечтать о театре, и особенно о кино, желая прославиться в этой ипостаси, по меньшей мере, на всю страну. (сайт)

Современные актеры театра и кино - это уважаемые люди, причем знаменитости, особенно в США и Западной Европе, - непременно миллионеры, слава о них и их сыгранных ролях живет десятилетия, а то и больше. А вот во времена Шекспира, да и значительно позже, театральных актеров даже не хоронили на общем погосте, поскольку считали, что эти люди служат дьяволу и потому не достойны лежать в земле с остальными гражданами.

Фото из открытых источников

Но и это еще не все. В самом театре, скажем, в XVI - XVII веках, не признавались актрисы, поэтому женские роли приходилось играть мужчинам. Нам может показаться, что это делало постановки не совсем правдоподобными. Но не все так просто. Дело в том, что женские роли играли непременно очень миловидные юноши или мальчики. Причем в театральные труппы этих несчастных в то время никто даже не приглашал, их просто похищали - прямо на улице.

Например, как выяснили историки Оксфорда, во время правления Елизаветы I, которая была большой поклонницей театра, в Англии появилась даже профессия ловцов мальчиков для театра. Такие «профессиональные работники» бродили по тому же Лондону и выискивали самых перспективных мальчиков. И горе тому ребенку, кто был строен и хорош собой, встретиться с этими театральными бандитами. И ведь никакой управы на них не было, поскольку Елизавета I выпустила указ, который разрешал «ради искусства» воровать детей, отнимая их от семей. Более того - пороть нещадно тех из них, кто не проявлял в театральной деятельности должного рвения. То есть ворованные дети практически становились малолетними рабами хозяев театральных трупп.

Фото из открытых источников

Малолетние актеры - рабы театров Англии

Историки даже нашли документально подтвержденный случай, когда в 1600 году тринадцатилетнего жителя Лондона Томаса Клифтона, очень симпатичного малого, поймали, взвалили на плечи и унесли. Его родители, убитые горем, куда только не обращались, даже в суд и с прошением к самой королеве - все без толку. Ответ был один: их сын должен прилежно учиться и быть послушным, а иначе его нещадно высекут. В те времена владельцы лондонских театров даже похвалялись друг перед другом, кто больше и более качественный живой товар из мальчиков «собрал на улице». Причем им разрешалось красть не только ребенка простолюдина, но и мальчика из знатной семьи.

Формально в Англии считалось, что такие ворованные дети состоят на службе в Королевской капелле, на деле же они играли в обычных театрах. Королева хорошо знала об этом, но не только не вмешивалась, а даже поощряла данную практику. Историки нашли несколько язвительных замечаний великого Шекспира насчет постановок театров, где играли краденые дети.

Фото из открытых источников

Трудно сказать, какова участь ждала этих ворованных подростков, когда они мужали. Возможно, кто-то из них становился , но большинство, судя по найденным документам, просто обслуживало театр в качестве рабской силы, пока судьба не улыбалась кому-то нечаянным освобождением от этой неволи. Но что ждало на воле такого человека, который благодаря своей театральной профессии становился изгоем общества?..

В это время только Шекспировский театр был исключением. в нем также играли юноши и мальчики, однако это были добровольные ученики, а не рабы.

Английский поэт и драматург Уильям Шекспир считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Дошедшие до нас работы состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. По его произведениям написаны оперы, балеты, ставятся спектакли и снимаются фильмы. Но жизнь этого человека так и остается окутанной загадками…

До сих пор точно неизвестно, когда родился Шекспир. Однако все же принято считать, что он родился 23 апреля 1564 года.

Данное предположение основывается на том, что крещение будущего поэта состоялось 26 апреля того же года, под именем Уилла Шакспера (в то время данный обряд проводился через три дня после рождения ребенка), как раз за три дня до того как в церковных книгах была зарегистрирована вспышка чумы.

Дом Шекспира в Статфорде

Отец Шекспира Джон был перчаточником, но со временем смог достичь нешуточный по тем временам пост старшего бейлифа (высшую выборную должность в Статфорде). Но в 1570 году он сам попался на нелегальной торговле шерстью и ростовщичестве. После чего публичная жизнь для отца Шекспира была закрыта.

В семье Джона Шекспира и его жены, Мари Арден, дочери местного богатого землевладельца, было восемь детей. Уильям был третьим ребенком, но самым старшим мальчиком. Неизвестно точно, но возможно, что юный Шекспир получил образование в Королевской Школе Эдварда VI для мальчиков.

Свою взрослую жизнь Уильям начинал как ученик мясника, а затем, покинув родной Стратфорд, преуспел в коммерции и стал пайщиком театра. Одним словом, был обывателем, совершенно не похожим на гения мировой литературы, оставившего богатейшее наследие.

Классик обладал поистине энциклопедическими знаниями для своего времени: он превосходно знал не только английскую историю, но и важнейшие процессы в европейских странах, имел осведомленность в античной философии, юриспруденции, разбирался в навигации, тонкостях международной дипломатии, медицины, владел несколькими иностранными языками, среди которых латынь, греческий, французский, итальянский, испанский.

Единственное известное достоверное изображение Шекспира — гравюра из посмертного «Первого Фолио» ( 1623 ) работы Мартина Друшаута

Драматург хорошо разбирался в политике, музыке и ботанике (исследователи насчитали 63 названия растений в его произведениях), имел навыки военно-морского дела, знал толк в развлечениях вельмож того времени, например в соколиной охоте и медвежьей травле.

Возможно, он много путешествовал, однако ни один источник не подтверждает, что стратфордский Шакспер когда-либо уезжал далее Лондона.

В 18 лет, в 1582 году, Уильям женился на уже беременной Анне Хатауэй, которой на тот момент было 26 лет. У них было три отпрыска: старшая дочь Сюзанна и двое близнецов Хэмнет (сын) и Джудит (дочь). Сюзанну крестили в мае 1583 года, а близнецов Джудит и Хэмнета в феврале 1585-го.

На могильном камне Энн высечено, что она умерла в возрасте 67 лет в 1623 году, то есть она была старше супруга на целых восемь лет. О предрасположенности к женщинам постарше свидетельствуют и некоторые сонеты Шекспира, обращенные к замужней леди.

Род Шекспира прервется в XVII веке. Сын Шекспира Хэмнит умер в детском возрасте, у Джудит родилось трое детей, но они все умерли бездетными, у Сюзанны детей не было никогда. В 1670 году, когда Сюзанна умерла, закончился и шекспировский род.

Несмотря на женитьбу Шекспира и наличие детей, исследователи творчества выдвигают разные мнения насчет его сексуальной ориентации, высказывая предположения о его влечении к мужчинам, ссылаясь при этом на некоторые его пьесы, а также на тот факт, что Шекспир долго время проживал в Лондоне, в то время как жена с детьми была в Стратфорде.

Лучшим столичным другом драматурга был Генри Ризли, третий граф Саутгемптон, имевший обыкновение носить женскую одежду и пользоваться повседневным макияжем.

Генри Ризли

Тайной остается и вероисповедание Уильяма. Одни исследователи полагают, что он и все члены его семьи были католиками, но во времена Шекспира эта религия была запрещена.

Свидетельств того, что делал Шекспир в начале своего писательского творчества с 1582 по 1592 год, не сохранилось. Таким образом, можно только строить предположения, каким путем он пришел к своей славе.

На театральном поприще Шекспир трудился вначале как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем.

В Шекспировские времена не было занавесов, и использовался минимум декораций. Обстановка, окружающая актеров, описывалась непосредственно в тексте спектакля.

Театралы времен Елизаветы могли покупать во время шоу яблоки и другие фрукты, и если спектакль не отвечал их ожиданиям, в актеров запускались различные огрызки.

В феврале 1599 года Гутберг и Ричард Бербедж и пять других членов труппы, включая Шекспира, арендовали землю для театра Глобус на 31 год. Доля участия Шекспира в предприятии в разные годы составляла от одной четырнадцатой до одной десятой.
Театр сгорел дотла в 1613 году от пожара, вызванного выстрелом пушки во время представления шекспировского спектакля «Генрих VIII».

В 1603 году Шекспировская компания стала официальным постановщиком спектаклей для короля Джеймса I и поменяла название «Люди лорда Чемберлена» на «Люди короля».

В 1608 году «Люди короля» открыли театр «Блэкфайр», по образцу которого стали строиться более поздние здания крытых театров.

Уильям Шекспир оставил потомкам 38 пьес, 4 поэмы, 154 сонета, 3 эпитафии. Всего его произведения переведены на множество языков и оказали значительное влияние на развитие мировой литературы. А язык способствовал формированию современного английского, обогатив его сочными фразеологизмами.

Пьесы Шекспира принято делить на 3 группы: комедии, исторические пьесы и трагедии. Многие из них основаны на легендах и мифах прошлого, что в те времена было вполне обычной практикой.

Практически ничего не известно о том, когда, как и где были написаны 154 гениальных сонета, кому они были посвящены и о хронологическом порядке их написания.

Сонеты считаются сугубо любовными произведениями, но шекспировские шедевры часто были «самоуничижающими», горькими и даже гомоэротичными.

Многие сонеты – это любовные письма, обращенные к «прекрасному» мужчине, что навело историков на предположение о бисексуальности Шекспира. Эти намеки прослеживались и в текстах некоторых пьес.

В шекспировских произведениях содержится 2035! слов, которые никогда ранее не появлялись в печати, «critical» -«критический», «frugal» - «бережливый», «excellent» - «великолепный», «countless» - «бесконечный» и многие другие.

Бесчисленное количество изумительных по изяществу и глубине фраз принадлежит перу Шекспира.

Согласно словарю цитат, изданному в Оксфорде, Шекспир написал десятую часть наиболее повторяемых цитат, как в устном, так и в письменном английском.

Свои работы Шекспир создавал во время царствования Елизаветы I (1558 - 1603) и Джеймса I, который правил страной после смерти королевы. В то время в Англии процветали театр и поэзия. Особую известность Шекспиру принесли две поэмы, Venus and Adonis (1593) и Lucrece (1594), и Сонеты (1609). Сонеты стали популярными благодаря изучению всех аспектов любви.

В свое время Шекспир был известен еще и как «быстрый» писатель. По словам его редакторов Хемингеса (Хемминг или Хемингс) и Конделла, «мысль и рука Шекспира действовали синхронно», а свои мысли он выражал с такой легкостью, что они редко видели исправления на полученных от него материалах.

Однако, несмотря на все похвалы, мнение некоторых писателей было не столь позитивное. Так Самуэль Пипс назвал «Сон в летнюю ночь» «самой безвкусной и нелепой пьесой», которую он когда-либо видел.

Шекспир обладал даром понимания человеческой сущности, что ярко выражалось в его творчестве. В его пьесах можно увидеть реальных людей, элементы личностей которых можно встретить в повседневной жизни. Необычно то, что Уильям был одним из немногих, кто получил славу еще среди современников.

13 раз в его пьесах совершается самоубийство. Дважды в «Ромео и Джульетте», трижды в «Юлии Цезаре», по одному самоубийству в пьесах «Отелло», «Гамлет» «Макбет» и, наконец, 5 суицидов можно наблюдать в «Антонии и Клеопатре». Интересно, что «Ромео и Джульетта» была основана на реальных событиях, произошедших с двумя влюбленными в Италии, Вероне. Свои жизни друг за друга они отдали в 1303 году.

Памятник, воздвигнутый в Стратфорде в 1623-м, содержит надпись на латыни: «В суждениях Пилоссец, в гениальности Сократ, в искусстве Марон. Земля покрывает его, народ плачет о нём, Олимп имеет его».

Около 1611 года Уильям Шекспир вышел в отставку в Стратфорд, где когда-то и была создана его семья. Датой смерти писателя принято считать 23 апреля. Шекспир был похоронен в стратфордской церкви св.Троицы. На надгробии есть надпись, в которой он проклинает всякого, кто посмеет нарушить его «покой».

Примечательно, что завещание Шекспира, скрупулезно перечисляющее все предметы быта, вплоть до ложек и вилок, не содержит сведений, кому он дарует свое литературное наследие. Кроме этого документа, не сохранилось ни одной рукописи, принадлежащей автору.

Современные графологи, изучив подпись под «последней волей», сделали вывод, что он не привык держать перо в руке. Другие исследователи утверждают, что дрожащий почерк указывает на болезнь Шекспира.

Все эти факты породили ряд гипотез, что под именем Шекспира скрывается совершенно иное историческое лицо. Некоторые исследователи категорически утверждают, что Шекспир вовсе и не писал своих пьес. Более 50 кандидатов причислялось к авторам шекспировских произведений.

Псевдоним «Шекспир» был выбран неслучайно. На фамильном гербе де Веров изображен рыцарь с копьем в руке, а буквальный перевод Shake-speares – «потрясающий копьем».

Почти все пьесы Шекспира – яркая пародия на нравы двора, поэтому, прикрывшись псевдонимом, граф мог творить и дальше. Кроме того, Эдуард де Вер не мог публично объявить себя драматургом: в те времена сочинительство для народа было не к лицу для аристократов.

Он умер в 1604 году, неизвестно, где его могила, исследователи утверждают, что его произведения продолжали издаваться семьей под псевдонимом до 1616-го (как раз в этот год и умер Шекспир).

В 1975 году Британская энциклопедия подтвердила эту гипотезу, заявив: «Эдуард де Вер является самым вероятным претендентом на авторство пьес Шекспира».

К другим «авторам» лучших произведений Уильяма причисляли и Фрэнсиса Бэкона. Но он, будучи сам блестящим писателем, оставил литературное наследие, в котором прослеживался стиль, совершенно отличающийся от манеры шекспировского письма.

Компиляция материала – Fox

Во-первых, он от-личался особенным расположением и устройством сцены, которая напоминала либо трапецию, либо овал и выдавалась глубоко в партер. Это создавало иллю-зию площадного действа, во время которого актёры, со всех сторон окружённые зрителями, выступали на обычных повозках. Такой эффект усиливало и отсутс-твие привычного для современного зрителя театрального занавеса. На самой же сцене, как правило, находились люки, из которых время от времени появлялись актёры, исполняющие роли призраков или других фантастических существ. Деко-рации практически отсутствовали, но обязательным элементом оформления сце-ны был балкон, на котором происходили самые разнообразные действия (вспом-ните сцену на балконе из изученной вами в 8 классе трагедии «Ромео и Джульетта»).

Во-вторых, для шекспировского театра была характерна особая исполнительская манера. Актёры часто импровизировали, отвечали на шутки зрителей. Большое вни-мание уделялось постановке голоса, зву-чание которого должно было напоминать музыку. Чтобы снять напряжение зрителей после сцен большого драматического на-кала, на подмостки выходили шуты.

Как и в эпоху античности, женские роли в театре времён Шекспира исполняли ис-ключительно юноши.

Труппа, актёром которой был Шекспир, построила для своих вы-ступлений большое здание театра, вошедшее в историю под названием «Глобус». Его украшала вывеска со словами, ставшими афоризмом: «Весь мир лице-действует». Спектакли этой труппы пользовались большим ус-пехом, её актёров приглашали играть при дворе королей, и в 1603 году она была удостоена почётного звания «Королевские слуги». Во многом это стало возможным благодаря её талант-ливому драматургу, с 1599 года ставшему также и совладель-цем театра. «Почти без помощи декораций, опираясь лишь на силу воображения, которое Шекспир пробуждал в зрителях, он мог заставить их увидеть в пустом пространстве сцены це-лую вселенную — далёкие и близкие страны, от Италии до Бермудских островов, прошлое и настоящее человечества — от Древнего Рима до Англии XVI в.».

Театральная деятельность позволила Шекспиру накопить деньги и купить недвижимость в Лондоне и родном Стрэтфорде, куда он вернулся на постоянное проживание прибли-зительно в 1613 году. Именно в этом городке было суждено найти своё последнее пристанище великому поэту, чей гений настолько потряс мир, что до сих пор заставляет его лучшие умы думать над вопросом: «А был ли Шекспир?». Ведь не со-хранилось не только никаких рукописей, но даже строки, на-писанной его рукой. Наиболее весомым поводом для сомнений стало странное завещание, обнаруженное спустя полтора века после смерти поэта. Оно не содержало ни одного факта, ука-зывающего на то, что его автор имел какое-либо отношение к литературе. В результате анализа этого документа у мно-гих учёных сложилось впечатление, что его составил самый обычный горожанин. Такие предположения были подкрепле-ны и другими свидетельствами, например, о необразованности Шекспира. Это и способствовало возникновению так называ-емого «шекспировского вопроса», сущность которого состоит в сомнении: был ли уроженец Стрэтфорда-на-Эйвоне Вильям Шекспир автором изданных под его именем произведений? Материал с сайта

Исследователи, отвечающие на этот вопрос отрицательно, называют более 30 претендентов на высокое право считаться создателем непревзойдённых литературных шедевров. Чаще других встречаются имена таких известных англичан, как королева Елизавета I, мыслитель Фрэнсис Бэкон, драматург Кристофер Марло, графы Дерби, Оксфорд и Рэтленд. Россий-ский литературовед И. Шайтанов отмечает: «Каждый год по-является новая сенсация. Однако сегодня можно сказать, что горожанин из Стрэтфорда-на-Эйвоне и лондонский актёр Ви-льям Шекспир (хотя его жизнь действительно овеяна тайна-ми) остаётся наиболее вероятным претендентом, намного пре-восходящим остальных. А его пьесы, к счастью, дошедшие до наших дней, неизмеримо увлекательнее любых детективных догадок по поводу их авторства».

Одним из величайших мировых драматургов по праву считают Уильяма Шекспира. Его произведения, которые стали знаменитыми еще при жизни автора, отличаются популярностью и в наши дни. Актуальность проблематики произведений сделала их бессмертными. Шедеврами драматического наследия Шекспира являются трагедии «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет, принц датский», ставшие классикой мировой литературы и сценических постановок.

Будущий драматург и лирик Уильям Шекспир родился в 1568 году в небольшом городке Стратфорде, расположенном в самом сердце Англии. Уильям был старшим сыном из восьми детей в семье мелкого торговца Джона Шекспира. Дело отца стало развиваться, а позже был членом городского совета. А в 1568 году даже избран на должность городского старшины. Временная материальная стабильность в семье позволила маленькому Уильяму посещать грамматическую школу, где он изучал родной язык, а также древнегреческий и латынь. Однако большинство знаний, которыми овладел будущий писатель, стало заслугой терпеливого и тщательного самообучения. Шекспир много читал, что во многом сформировало его мировоззрение.

В 1582 году и без того большая семья Джона Шекспира пополнилась, ведь его старший сын Уильям женился на дочери фермера Энн Хэттуэй. Молодая семья также стала увеличиваться, у пары родилась дочь Сьюзен. Материальное состояние Джона становится тяжелым, и возможности содержать такую большую семью практически не было. Ему пришлось заложить дом, землю и продать свое имущество. В 1585 году у Энн и Уильяма родилась двойня – Джудит и Гамлет, а дела семьи становились хуже с каждым днем. Необходимо было искать какой-либо выход.

Многие великие творцы оказываются перед жизненным выбором, отрекаясь от семьи, любимых, достатка во имя искусства. Шекспир перед подобным выбором оказывался неоднократно. Он мог бы стать торговцем или учительствовать, чтобы прокормить семью, но Уильям решил посвятить себя театру. Он оставил семью и с одной из странствующих трупп отправился в Лондон.

Тернистый путь к звездам

Конечно же, театральная карьера начиналась не так блистательно, как хотелось бы молодому Шекспиру. Его первая работа в Лондоне заключалась в том, чтобы следить за лошадьми и экипажами посетителей театра. Со временем его взяли суфлером, позже актером, наконец, он стал драматургом.

Через несколько лет Шекспир стал соучредителем театральной труппы «Слуги лорда-камергера», с которой связал всю свою оставшуюся жизнь. Во времена Шекспира театр имел несколько иное значение и форму, нежели сейчас. Шуточные представления, которые демонстрировали странствующие труппы, имели развлекательный характер, иногда отличаясь даже грубоватыми оттенками.

Первое помещение театра было открыто в Лондоне в 1576. Оно находилось на окраине города за Темзой. Театр находился в окружении трактиров, таверн, кабаков и мест простонародных развлечений. Здание было воздвигнуто Джеймсом Бербеджем, который руководил труппой «слуг лорда-камергера», где более 20 лет проработал и Шекспир. Зрителями первого театра были жители бедных кварталов – простые лондонские работяги.

После смерти Бербеджа в 1599 году его сыновья возвели новое здание за южной границей города, которое стало знаменитым театром «Глобус». Фасад здания украшал плакат, на котором был изображен великан, держащий на руках Земной шар, а над входом была размещена табличка с фразой «Весь мир лицедействует». На сцене театра «Глобус», где Шекспир был главным драматургом, были поставлены все его пьесы, написанные после 1694 года.

Знатные вельможи утраивали свои домашние театры, но представления в них были доступны лишь избранному числу зрителей. Существовал и придворный театр. Во время правления короля Якова І в его резиденции только за театральный сезон 1611–1612 годов было поставлено 38 спектаклей, 28 из которых были сыграны шекспировской труппой.

Театр, который подарил Шекспиру надежды и разочарования, предательства и верную дружбу, измену и любовь, был для него смыслом всей жизни. Свое понимание назначение театра Шекспир метафорически выразил фразой: «Держать зеркало перед природой», которую вложил в уста одного из своих бессмертных персонажей – Гамлета.

Талант Шекспира отразился в двух литературных родах: лирике и драме. Его перу принадлежат 154 сонета. По мнению исследователей творчества Шекспира, его сонеты – одни из ярчайших творений мировой лирики, которые могли бы прославить автора как выдающегося поэта. Но тяготение к театру подарило миру в лице Шекспира, прежде всего, величайшего драматурга. Авторству Шекспира принадлежит 37 драматических произведений, среди которых знаменитые комедии и величайшие трагедии, прославившие автора на весь мир.

Творчество Шекспира исследователи условно делят на три периода. К первому периоду, названному оптимистическим, или гуманистическим, относят произведения, созданные в 1590–1600 годах. Это ранние сонеты, драмы-хроники, комедии, в которых преобладает жизнелюбие, вера в человека и моральные ценности. Украшает период раннего творчества трагедия «Ромео и Джульетта», которая принадлежит перу уже зрелого драматурга.

Горестное прозрение гуманистов в своих идеалах отразилось во втором – трагическом периоде творчества Шекспира. Среди произведений, созданных в 1601-1608 годах, преобладают трагедии. На первый план пьес выходят самые низкие пороки человеческой души, такие как вражда, месть, злоба, предательство, зависть. Даже картины природы в пьесах претерпевают изменений: мрак, хаос, разрушения – вот картина мира, предстающая в драматических произведениях трагического периода. Шедеврами, созданными драматургом в момент крушения надежд и утраты гармонии, являются трагедии «Гамлет, принц датский», «Макбет», «Отелло», «Король Лир».

Последний период творчества, называемый романтическим, объединяет произведения, созданные Шекспиром в 1609-1613 годы. Среди них последняя историческая хроника «Генрих VIII», а также четыре пьесы, в которых отразилась правдивая действительность английского Возрождения. Исследователи последних пьес Шекспира спорят над характеристикой жанра, называя их романтическими драмами или трагикомедиями. Большинство литературоведов придерживаются второй версии.

Среди последних пьес Шекспира, особенно выдающейся является трагикомедия «Буря», в которой наиболее явственно ощущается вера в возможность гармонии и мира в сфере человеческих отношений. В постановках пьес этого периода при минимуме декораций на сцене создавалась целая Вселенная, где зритель мог увидеть и прошлое и настоящее. Последние произведения по праву можно назвать драмами идей, которые оставил для размышления своим потомкам великий английский творец.

Значение фигуры Шекспира в истории мировой драматургии

Пожалуй, определяющим признаком всего творчества Шекспира является решение противоречий, споров, проблемных вопросов, которые побуждают читателей и зрителей к размышлениям и самостоятельным выводам.

Одним из лучших произведений Шекспира является , где встречаются и интрига и противоборство чувств, которое и приводит к печальным последствиям в жизни героев.

В произведении читатель имеет возможность лицезреть безжалостную борьбу за трон, которая порождает страдание, несправедливость и горе для всех участников событий.

Воспринимая свое неоднозначную, сложную и переменчивую эпоху как Вселенскую трагедию, Уильям Шекспир ушел из жизни 23 апреля 1616 года. Но не ушел из жизни театра, литературы, мировой культуры, ведь созданные им более четырех веков назад произведения удивляют своей популярностью и актуальностью. А его бессмертные герои до сих пор провозглашают шекспировские истины со сцен театров всего мира.


О жизни великого британского поэта и драматурга Вильяма Шекспира известно многое. Однако, школьные и вузовские преподаватели, как правило, предпочитают умалчивать о некоторых щекотливых фактах, представляющих певца муз в совершенно неожиданном ракурсе. Вот уж точно, ничто человеческое не чуждо даже великим.

1. Шекспир "украл" театр


Как-то местному лорду, на территории которого стоял театр, надоело, что после постановок вечно остаются груды мусора, и он решил закрыть обитель муз. Шекспир собрал настоящую банду и взял штурмом здание театра. Его люди ворвались внутрь с мечами и топорами наголо, разогнали охрану и буквально разобрали театр по частям, унеся его с собой. Из унесенных (и по сути, украденных у лендлорда) материалов Шекспир построил новый театр в другом месте и назвал его "Globe Theatre".

2. Елизаветинцы похищали детей для эротических постановок


Наверняка, многие слышали, что юноши во времени Шекспира играли роль девочек в театре. Но мало кто знает, откуда брались в театрах эти мальчики. Согласно исследованиям Оксфордского университета, елизаветинцы (так называли писателей и драматургов конца 16 - начала 17 веков) регулярно похищали детей, били их и заставляли выступать на сцене.

Как правило, эти выступления проводились в плохо освещенных клубах, полных мужчин и мальчиков, а пьесы были весьма откровенными. Причем это была не просто практика группы изгоев-педофилов, а акт, полностью одобряемый правительством. Сам Шекспир критиковал подобную практику. Но его современники-коллеги поступали подобным образом повсеместно.

3. Шекспир не мог правильно написать собственное имя


Словарный запас Шекспира выходил за рамки лингвистических возможностей среднестатистического человека (в его произведениях было использовано более 30000 разных слов, тогда как у Пушкина - около 20000). Более того, он сам ввел в оборот порядка 3000 новый слов. При этом Шекспир, который досконально знал английский язык, почему-то регулярно неправильно писал свое имя. Существует шесть известных копий подписей Шекспира, и ни одна из них не совпадает с другой. К примеру, иногда он подписывался, как "Wm Shakspea", в других случаях он ставил подпись "Shakspear".

4. Вильям Шекспир считался низкопробным автором


Сегодня Шекспир считается классиком литературы и одним из величайших писателей всех времен. Но это не всегда было так. Первая задокументированная ссылка на Шекспира как писателя исходит от человека по имени Роберт Грин, который назвал Шекспира "выскочкой с пером". Грин был, по-видимому, в ярости, что Шекспир, выходец не из знатной семьи, осмелился думать, что он мог писать подобно дворянам. Он также назвал Шекспира "обезьяной, которая имитирует других поэтов" и призывал прочих писателей держаться подальше от него.

5. Пьеса "Много шума из ничего" считалась непристойным


Название пьесы "Много шума из ничего" сегодня звучит вполне безобидно, но это не всегда было так. В елизаветинские времена слово "ничто" было эвфемизмом. Подразумевалось, что у мужчины между ногами есть "нечто", в то время как у женщин - "ничего". Поэтому название пьесы звучало грубо для елизаветинской аудитории.

6. Шекспир был изгнан из города


Согласно одной популярной истории, Шекспир покинул свой родной дом в Стратфорде, чтобы избежать неприятностей с законом. Оксфордский священнослужитель Ричард Дэвис писал в 1688 году, что Шекспир был обычным вором, прежде чем стать успешным драматургом. Эта история также появляется в биографии Шекспира, написанной Николасом Роу в 1704 году. Роу утверждал, что Шекспир был уличен в браконьерстве в имении местного сквайра Томаса Люси. После этого Шекспир оказался перед выбором: сесть в тюрьму или навсегда бежать из родного города.

7. Шекспир женился поневоле


Шекспир женился в 18 лет на женщине по имени Энн Хэтэуэй. Невеста была старше его на 8 лет. А будущий литературный гений очень торопился сочетаться узами брака. Причина была простой: Энн была на третьем месяце беременности. Сегодня это не кажется чем-то из ряда вон выходящим, но в те времена такая ситуация могла привести к скандалу, и репутация Энн была бы безвозвратно загублена. Свадьба была не только срочной, но и скромной.

8. Шекспир, имел внебрачного ребенка


Шекспир любил посещать одну и ту же таверну в Оксфорде в то время своих путешествий. Современные исследователи предполагают, что владельцем этой таверны был его внебрачный сын - Уильям Давенант, который официально считался крестником Шекспира. Как-то Давенант, напившись, утверждал, что его настоящий отец является знаменитым актером и драматургом. При этом Давенант всю жизнь отзывался о матери, как о женщине легкого поведения.

9. У Шекспира были поклонницы


Шекспир был знаменитостью и, как и положено известной личности, к него были сотни поклонниц. До нашего времени дошла информация о том, что Шекспир был этаким "свадебным генералом", которого незнакомые люди приглашали на различные мероприятия и просили, чтобы он выдавал себя за их друга.

10. Шекспир написал 126 сонетов, посвященных мальчикам


Сонеты Шекспира считаются одними из самых романтичных и красивых стихотворений, но мало кто знает, что 126 сонетов были британца было посвящены мальчикам. Некоторые считают это доказательством его нетрадиционных вкусов. Но было ли так на самом деле, уже навсегда останется тайной.

Поклонникам творчества великого британца интересно будет узнать и о том, .