Кот ученый - Образовательный портал

Кто такой наместник монастыря. Как бывший актер стал наместником монастыря. Духовно-административное устройство монастыря

13. НАМЕСТНИК.
Наместник в монастыре есть ближайший помощник и заместитель Настоятеля, более всех имеющий попечение о благоустройстве братии и обители.
На обязанности Наместника лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Наместник, как лицо ответственное по монастырю, принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.
В своих заботах о душах братии монастыря Наместник при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Тайн. Наместник возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам. Наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства монастыря, и в случае необходимости делает замечания, выговоры или иного рода взыскания. В случае отлучки, болезни или смерти Наместника во временное отправление его обязанностей вступает Благочинный монастыря, получающий в таких случаях наименование Заместителя Наместника монастыря. Примечание: В исключительных случаях Заместителем Наместника может быть и иное лицо из состава Духовного Собора монастыря.

14. КАЗНАЧЕЙ.
На обязанности Казначея монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Наместником Архиерею. Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством монастыря. В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы. Казначей следит за составлением, хранением и проверкою описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Наместником. Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности (кассир, бухгалтер и т.п.), если они имеются.

15. ДУХОВНИК.
На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен наблюдать, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных. Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Наместника, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.
Кроме того, по благословению Наместника, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления. Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Наместника и его рассуждению и воле следует.

16. БЛАГОЧИННЫЙ.
На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.
В целях сохранения нравственности братии, Благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого Благочинного или Наместника. Монастырских гостей Благочинный размещает в гостиных келиях, вместе с гостинчиком заботясь о их покое и продовольствии. Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостиных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие сношения братии между собой.
Благочинный может иметь одного или двух помощников Благочинного. Благочинному необходимо ежедневно наблюдать как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были на общей трапезе, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.

17. РИЗНИЧИЙ.
На обязанности Ризничего лежит заведование и хранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Наместником. Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, веса и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Наместника описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника Ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего.
Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у чередного пономаря. Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Наместника. Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Наместнику. Пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Наместником или Казначеем. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов. Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего.

18. ЭКОНОМ.
На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря. В распоряжении Эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или Благочинного, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся: шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.). Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какое-либо улучшение, то ему предоставляется право представлять свои соображения Наместнику или Казначею. Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщик, привратники. Эконом имеет помощника.

19. КЕЛАРЬ.
Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, квасоварня и просфорня, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность. Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Наместника или Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику – Эконому.

20.УСТАВЩИК.
Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и монастырскими уставами. Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению.
На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах. Уставщику подчиняются: регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.

21. РЕГЕНТ.
Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся. Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами. Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.

22. ЭККЛЕСИАРХ, или старший пономарь.
На обязанности экклесиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотою и опрятностью в храмах, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение куличей, фруктов). Экклесиарх подчиняется Ризничему. В случае нужды должность экклесиарха может быть соединена с должностью Ризничего в одном лице.

23. СВЕЧНИК.
На обязанности свечника лежит продажа свечей, прием поминовений и уплаты за них, а также и других доходов по церкви, каковые он должен опускать в припечатанные ящики, а после высыпок давать Казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей. Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки (свечная, молебная, исповедные, алтарные и иные) были запечатаны и замкнуты до времени высыпки, а деньги в них были влагаемы без промедления. Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т. п.), которые выдает экклесиарху или Ризничему, ведя соответствующий письменный учет. Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.

24. ЛАВОЧНИК.
На обязанности лавочника лежит: продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности. Выручка по лавке сдается Казначею. Периодически, по назначению Наместника, производится учет по лавке особой комиссией.

25. ПОНОМАРЬ.
Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, т. к. послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св. Престола и Св. Жертвенника. Пономарь обязан прислуживать за Богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в не попираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать. Пономари подчиняются Ризничему (или экклесиарху).

26.ЗВОНАРЬ.
В положенное время звонарь приходит к Настоятелю (или Ризничему) за благословением и затем производит благовест к Богослужению в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем.

27. ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ.
На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка монастыря не должна задерживаться и залеживаться. Письмоводитель может иметь помощника-письмоносца, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.

28. БИБЛИОТЕКАРЬ.
На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подсобного инвентарного каталога и картотеки и выдача книг насельникам обители (под расписку). Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата монастыря. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Наместником, Духовником или иными духовно опытными лицами.
Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение. Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары и сырости. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг. Книги, потребные для Богослужений, библиотекарь выдает своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать Ризничему в ризницу полный круг богослужебных книг, в каковом случае Ризничий несет всю ответственность за сохранность этих книг.

29. РУХЛЯДНЫЙ.
Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих сношениях с братией рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего. Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу.
Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясник), ибо щегольство в одежде не прилично иноческому смирению. Рухлядный подчиняется Эконому и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.

30. ПРОСФОРНИК.
Просфорник является ответственным лицом по изготовлении просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный. Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорник подчиняется Эконому, получая муку и все потребное у келаря.

31. ТРАПЕЗНИК.
Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезы. Трапезник (или, по благословению Наместника, — повар) каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Наместника, какую и в каком количестве готовить пищу. Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствует “Аминь”.
По окончании общей братской трапезы, во вторую очередь, вкушают пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает, ни в трапезной, ни в келию, разве только по особому указанию Благочинного или Эконома, которому трапезник непосредственно подчиняется. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезной, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.

32. ГОСТИНИК.
На гостинике лежит обязанность с любовью и усердием обслуживать приезжающих в монастырь. О прибытии всякого гостя гостиник немедленно докладывает Наместнику (или лицу, его заменяющему), и без благословения Наместника никого в гостинице не принимает. Приходящих в монастырь монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но или в гостиных помещениях, или в свободных келиях. Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения Наместника.

33. БОЛЬНИЧНЫЙ.
Обязанность больничного состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый. Больничный пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинного.
Употребление лекарств основываем на Слове Божием (И. Сирах, глава 38) и на словах св. Василия Великого: “Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество. Так надобно сказать и о врачебном искусстве… Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие” (Правило 55). Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.

34. ЗАВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ.
На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ. Труждающиеся братии помнят слова св. Апостола: “Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе” (2 Сол. 3, 8). В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник - архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря.

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь {отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре.

К наместнику можно обратиться с указанием его должности ("Отец наместник, благословите") или с употреблением имени ("Отец Никон, благословите"), возможно и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник – архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец наместник", "отец Гавриил". К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя) ". К духовнику обращаются с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят, "отец эконом", "отец казначей".

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: "отец... (имя)", "батюшка".

К монаху, имеющему постриг, обращаются: "отец", к послушнику – "брат" (если послушник в преклонном возрасте – "отец"). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" – например: "Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит".

В женском монастыре.

Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать игумения"; или с употреблением имени: "мать Варвара", "матушка Николая" или просто "матушка ". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игумении. Поэтому если говорят. "Так считает матушка", подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка"). Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т. п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

О монастырских правилах.

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Поскольку этот материал предназначен для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – "прости" и "благослови".

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".

Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Как вести себя на приеме у епископа

Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.

Обращаясь к архиерею, его величают "Владыко" ("Владыко, благосяовите"). "Владыко" – это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже – Владыка; например: "Владыка Варфоломей благословил вам...".

Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.

В официальном обращении употребляются иные выражения.

Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: "Его Преосвященство рукоположил во диакона...".

Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. Если вы захотите вступить в разговор с незнакомым вам архиереем и вам неизвестно, на какой иерархической ступени он находится, – обратите внимание на головной убор архиерея: в современной Русской Право-славной Церкви архиепископ, в отличие от епископа, носит на клобуке или скуфие небольшой четырехконечный крестик из прозрачных ограненных камней; кроме того, у митрополита, в отличие от епископа и архиепископа, клобук белого цвета. Вообще же отличительная особенность архиерея – ношение им поверх священных одежд круглой панагии с изображением Спасителя или Божией Матери. В третьем лице: "По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам...".

Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: "Его Святейшество посетил... епархию".

У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.

Телефонный разговор с епископом начинают словами: "Благословите, Владыко" или "Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)".

Письмо можно начать словами: "Владыко благословите" или "Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите".

При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству

Преосвященнейшему (имя),

Епископу (название епархии),

Прошение.

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему (имя),

архиепископу (митрополиту),

(название епархии),

Прошение.

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству

Святейшему Патриарху Московскому и всея

Руси Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: "Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства...".

Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут: "Смиренный послушник Вашего Преосвященства...".

Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля 1999 г. по Р. X. (Рождестве Христове). Прп. Сергия Радонежского.

Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме.

Входя в кабинет епископа, творят молитву. "Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от, чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).

В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.

Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).

Разговор епископа с кем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики.

В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

В дни скорби.

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему.

Различают глубокий траур и обыкновенный траур.

Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.

Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: "Мамочка, я ложусь спать, благослови меня". И мать, перекрестив дитя, говорит: "Ангела хранителя тебе на сон". Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит родительское благословение.

Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.

Игумен Аристарх (Лохапов)

НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ

духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

Словарь церковных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ в Православных церковных терминах:
    духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему …
  • НАМЕСТНИК в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) должностное лицо на Руси в XII-XVi вв., возглавлявшее местное управление; 2) в XVIII - начале XX вв. глава наместничества …
  • НАМЕСТНИК в Большом юридическом словаре:
    - 1> должностное лицо на Руси в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление; 2> В XVIII - начале XX вв. глава …
  • НАМЕСТНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Наместник монастыря - духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему …
  • НАМЕСТНИК в Большом энциклопедическом словаре:
  • НАМЕСТНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в России, 1)должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление (в т. ч. ведавшее судом, сбором пошлин …
  • НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Наместник или генерал-губернатор - по учреждению о губерниях 1775 г.полагался в каждой губернии или наместничестве; но в виду того, чтовласть …
  • НАМЕСТНИК в Современном энциклопедическом словаре:
  • НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словарике:
    1) должностное лицо на Руси в 12 - 16 вв., возглавлявшее местное управление. 2) В 18 - начале 20 вв. …
  • НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (устар.). Глава наместничества. II прил. наместнический, …
  • НАМЕСТНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НАМ́ЕСТНИК, должностное лицо на Руси в 12-16 вв., возглавлявшее местное управление. В 18 - нач. 20 вв. глава наместничества в …
  • НАМЕСТНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    наме"стник, наме"стники, наме"стника, наме"стников, наме"стнику, наме"стникам, наме"стника, наме"стников, наме"стником, наме"стниками, наме"стнике, …
  • НАМЕСТНИК в словаре Анаграмм.
  • НАМЕСТНИК в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НАМЕСТНИК в словаре Синонимов русского языка:
    глава, заместитель, ландфогт, легат, моурави, наваб, посадник, прокуратор, сатрап, …
  • НАМЕСТНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.); посадник. 2) Военный начальник губернии или нескольких губерний …
  • НАМЕСТНИК в Словаре русского языка Лопатина:
    нам`естник, …
  • НАМЕСТНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    наместник, …
  • НАМЕСТНИК в Орфографическом словаре:
    нам`естник, …
  • НАМЕСТНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    глава …
  • НАМЕСТНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) должностное лицо на Руси в 12-16 вв., возглавлявшее местное управление. 2) В 18 - нач. 20 вв. глава наместничества …
  • НАМЕСТНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (намесник), наместника, м. 1. Заместитель, лицо, обладающее определенными полномочиями от кого-н. (книжн. устар.). Весь мой народ, вся северная церковь, признают …
  • НАМЕСТНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    наместник м. 1) Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.); посадник. 2) Военный начальник губернии или нескольких …
  • НАМЕСТНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX - XIII вв.); посадник. 2. Военный начальник губернии …
  • НАМЕСТНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя; посадник (на Руси IX - XIII вв.) . 2. …
  • ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, …
  • ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Южно-Уссурийский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ села Линевичи (Владивостокская епархия). Адрес: …
  • ШМАКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Шмаковский (Уссурийский) мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы в и святителя Николая Чудотворца в п. …
  • ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николо-Шартомский мужской монастырь Адрес: 155601, с. Введенье, Шуйский район, Ивановская область Расположен в с. Введенье …
  • ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Александров) (1785 - 1852), архимандрит, церковный композитор. Создал много прекрасных сочинений, одно из …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • СТАРИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Старице (мужской, Тверская епархия). Адрес: 171361, Тверская обл., …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …
  • СЕРПУХОВСКИЙ ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Высоцкий мужской монастырь в …
  • СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Чичагов) (1856 - 1937), митрополит, священномученик. Память 11 декабря, в …
  • САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви. …
  • ПОСОЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь в честь Преображения Господня в селе Посольск (Читинская епархия) Адрес: 671206, Кабанский р-н, …
  • ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Боровский Свято-Пафнутьев монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы Адрес: 249010, Калужская область, г. Боровск; Телефон: …
  • НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2 Тел / …
  • НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств., Вологодская епархия). Стоит в 15 верстах от города …
  • МОСКОВСКИЙ СОБОР 1580 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Земский Собор 1580 года состоялся при митрополите Антонии в царствование Ивана Грозного и был посвящен актуальному …
  • МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся …
  • ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Кавелин) (1822 - 1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Сергей Павлович (1875 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 9 марта, …
  • КРОНИД (ЛЮБИМОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кронид (Любимов) (1859 - 1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Любимов Константин Петрович. …
  • ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в …
  • ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 …
  • ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всех скорбящих Радость, икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), …
  • ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Серпуховской (+ 1377), преподобный, местночтимый святой Московской епархии. Память 5 мая. …

Игумен (Гутник Алексей Валентинович)

Дата рождения: 12 мая 1977 г.
Дата хиротонии: 2 октября 2005 г.
Дата пострига: 30 июня 2005 г.
День ангела: 20 августа

Обращение

Дорогие паломники и гости нашего монастыря!

Мы рады приветствовать вас на земле, освященной подвигом преподобного Александра Свирского, молитвами которого поддерживается духовная жизнь нашей обители и всего близлежащего Приладожья.

С момента основания монастырь преподобного Александра Свирского является одним из центров паломничества православных христиан, приезжающих в обитель с просьбами о его святых молитвах, помощи Божией и благословения на добрые дела. В истории нашего края обитель является духовным и просветительским центром всего Северо-Западного региона России, играя заметную роль в его возрождении и духовном развитии.

Наша древняя обитель, расположенная на берегах Святого и Рощинского озер, гармоничным образом вписывается в красивейшую природу Карелии, что дает возможность паломникам и гостям насладиться прекрасными видами окружающей природы и ощутить красоту этого святого места.

Автобиография

2002—2009 гг. — насельник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Исполнял послушания трапезника, повара, чтеца, певчего, келаря, казначея, благочинного.
18 марта 2005 г. пострижен в иночество с именем Андрей в честь святого апостола Андрея Первозванного.

30 июня 2005 г. пострижен в монашество настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игуменом Исидором (Минаевым) с именем Антоний в честь преподобного Антония Оптинского (день тезоименитства 20 августа).

2 октября 2005 г. рукоположен во иеродиакона митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Казанском кафедральном соборе г. Санкт-Петербурга.

С 2006 г. проходил обучение в Московской духовной семинарии (окончил заочное отделение).

5 ноября 2006 г. рукоположен во иеромонаха архиепископом Тихвинским Константином в академическом храме св. апостола Иоанна Богослова СПбДАиС.

27 июля 2009 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

9 сентября 2009 г., согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, назначен секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

С 23 декабря 2012 г. — постоянный член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

В 2012 г. проходил обучение в церковно-историческом отделении Санкт-Петербургской православной духовной академии.

25 декабря 2013 г. Решением Священного Синода отправлен в распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

10 марта 2013 г. зачислен в братию Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря и назначен и.о. благочинного Лодейнопольского благочиния (включая Лодейнопольский и Подпорожский районы).

5 апреля 2013 г. назначен и.о. наместника Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

23 октября 2014 г. года на заседании Священного Синода назначен игуменом (наместником) Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

26 октября 2014 г. года Преосвященнейшим Мстиславом епископом Тихвинским и Лодейнопольским в храме Рождества Христова на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в г. Санкт-Петербурге возведён в сан игумена.

Церковные и общественные награды

  • 2007 г. — набедренник
  • 2010 г. — наперсный крест
  • 2012 г. — знак Московского областного регионального отделения ИППО
  • 2013 г. — медаль имени Василия Николаевича Хитрово (награда ИППО)
  • 2014 г. — возведен в сан игумена Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря