Кот ученый - Образовательный портал

Храм коневской иконы божией матери. Коневская икона Божией Матери: описание, интересные факты и отзывы Саперный храм

Хотя я абсолютно далека о православия, а к РПЦ отношусь скорее отрицательно, волею случая я побывала в храме Коневской иконы Божией Матери, и не смотря на то, что всё это было построено совсем недавно, должна сказать, что атмосфера там хорошая, у меня остаётся добрая память, и я делюсь сделанными там фотографиями с читателями.

На самом деле это даже не просто церковь, а уже целый скит, небольшой монастырь. Скит расположен на трассе, ведущий путешественников в Карелию, и потому это очень посещаемое место. Большинство идёт там в бесплатный туалет и всё, так я заметила по нашей группе, и по группам, приехавшим чуть позже. И очень даже зря, в храме есть что посмотреть, хотя с другой стороны, времени даётся очень мало, а подъехавших автобусов может оказаться много, и все они БЕЗ "удобств", и никаких вариантов "удобств" в пути.

Скит или обитель приносит реальную пользу, там есть домики для тех, кто пытается излечиться от алко и наркозависимости. Место действительно прекрасное, кругом карельский лес (хоть обитель ещё по нашу сторону границы, но природа уже карельская), вокруг ничего кроме хвойного леса, тишина и чистый воздух, единение с природой и утешение для тех, кому православие не чуждо.

Ворота внутрь обители.


Возведение храма началось в сентябре месяце 1994 года, и через 10 месяцев благополучно закончилось.
Поводом (в конце XX века ещё требовался повод!) для строительства послужило то, что замироточила икона, после чего было решено, что надо строить храм. Я недопоняла детали, и почему именно тут, но для меня это не суть важно, а кому интересно - найдут информацию:)

Целиком храм я снять не смогла, слишком близко стояла и моего широкоугольного объектива не хватило на панорамную съёмку. Но и по моим фото видно, что обитель Коневской иконы Божией Матери - достойный образец современного деревянного зодчества.


















Вконтакте

В 1393 году икона была принесена с Афона в Россию преподобным Арсением Коневским, основателем Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

Икона была получена Арсением в дар от игумена Иоанна Зидона, благословившего его на возвращение в Россию и постройку монастыря в честь Богородицы.

неизвестен , Public Domain

В новом монастыре икону поместили в собор Рождества Пресвятой Богородицы где она хранилась до 1610 года, когда по причине нашествия шведов её перенесли в Новгородский Деревяницкий монастырь.

неизвестен , Public Domain

В 1798 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) икона вернулась в родной монастырь, а в Деревяницком монастыре оставили её список в серебряном окладе.

неизвестен , Public Domain

Коневская икона относится к иконописному типу Одигитрия, но вместо традиционного свитка Христос держит в левой руке двух птенцов. На обороте иконы помещён образ Спаса Нерукотворного.

Чтимые списки Коневской иконы находились в Благовещенской церкви на Бережках в Москве и в Воскресенской церкви Торжка.

Фотогалерея


Названия

  • Коне́вская икона Божией Матери
  • также Афонская Акафистная
  • Святогорская
  • Голубицкая

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Коневской

О, Всемилостивая Госпожа, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко Беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие влаг земных: Да сотворит нам дни влаги и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко влаг Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

История Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря неотделима от истории главной святыни обители - чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений Коневский принес со Святой Горы Афон. Много духовных радостей и житейских скорбей перенесли иноки монастыря. В 1617 г.по Столбовскому мирному договору вместе со всем северным и западным Приладожьем Коневец отходит к Швеции, и братия, взяв Коневскую икону, вынуждена была переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь. Только в 1718 г. отвоевавший эти земли император Петр Первого повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель иеромонах Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время по молитвам перед образом Пресвятой, который за отсутствием подворья приходилось хранить в частных домах, совершилось множество чудесных исцелений, восемь из которых были документально зафиксированы (Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря. СПб, 1869г., 71-73; ЦГИА СПб, ф19, оп1, д.11959).

Эти чудесные исцеления от святой иконы вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

Усердствующие к этому образу в 1811 году обратились с ходатайством об устройстве в столице подворья Коневского монастыря. Первоначально предполагалось устроить его на зимней Конной площади, но расположенная там часовня (между пл. Александра Невского, Лаврским и Чернорецким переулками) была невелика, на площади непрестанно проводились шумные ярмарки, да и власти чинили различные препоны этому начинанию.

Лишь в 1821 году петербургские купцы Николай Козулин и Иван Кувшинников пожертвовали участки своей земли по Загородному пр. (17,5 кв.саж.) для устройства часовни., "удобнее, чем на Зимней Конной торговой площади между тележных лавок" (ЦГИА Спб, ф.921, оп.18., д.1099). Н.Козулин затем пожертвовал еще 7 кв.саж., а И.Кувшинников уступил монастырю 84 и 5/6 кв.саж. за 857 руб. 14 и 2/7 коп. Разрешение на землевладение и на устройство часовни последовало от Императора Александра Первого 5 августа 1821г. по личному ходатайству петербургского генерал-губернатора М.А.Милорадовича, земля была дана "в собственность и вечное владение Коневской обители"(ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129, л.50, Историко-статистическое описание………, с. 75-77). Планы участка и последующих строений на нем, документы о дарении и продаже земли сохранились в архивах Санкт-Петербурга (СПб, ф.513, оп.102; Загородный пр., д.7; ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129).

8 сентября 1821 года строителем Коневского монастыря иеромонахом Илларионом (Кирилловым) была заложена каменная часовня на гранитном фундаменте и кельи.

Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список Коневской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся на подворье, прославился многими чудесами, среди которых - спасение Гостиного Двора от пожара в 1862 г. Во время этого страшного пожара, когда 28 мая огонь уничтожил тысячи лавок Апраксина двора и сжег вокруг многие строения, купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно в самый разгар пожара ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В благодарность и в память о чудесном избавлении гостинодворское купечество добровольно собрало пожертвования на новое каменное здание подворья с флигелем.

Усердием настоятеля монастыря архимандрита Израиля (Андреева), иеромонахов Дионисия и Авраамия, поднялась новая "великолепная, похожая более на храм часовня с кельями". Внутри она была расписана, иконостас был "изящной резьбы". Проект составил много работавший для Коневского монастыря (скит, гостиница, хозяйственные постройки) академик архитектуры Иван Слупский (1826-1891гг.). Дело о строительстве часовни хранится в ЦГИА Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб, ф.1883, оп.1, д.250). 15 декабря 1866 г. она была торжественно освящена архимандритом Израилем во имя Коневской иконы Божией Матери.

После Октябрьского переворота, когда Финляндия стала независимой а Коневец оказался на ее территории, подворская церковь становится приходской (с 1919 года).

11 июля 1932 года церковь во имя Коневской иконы Пресвятой Богородицы закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья является памятником архитектуры, однако это не помешало "новым владельцам" обезобразить его до неузнаваемости - был снесен купол, в храмовом здании устроен второй этаж. С 1956 года здесь располагался трест "Фасадремстрой", который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его.

Лишь в конце 1996 года усердными заботами первого управляющего подворьем протоиерея Сергия Белькова храм был передан Коневскому монастырю. 6 января 1997 года здесь было совершено первое богослужение.

27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка. Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, переправляет паломников, духовно окормляет прихожан подворского храма.

Богослужения совершаются в устроенной на первом этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного Коневского образа, частицы мощей преподобного Арсения Коневского и равноапостольной Марии Магдалины. При подворье действует иконно-книжная лавка с большим выбором книг и икон, здесь можно подать записки о поминовении родных и близких в монастыре и на подворье.

С сентября по май действует подворская Воскресная школа для детей, а для взрослых проводятся еженедельные беседы. Также проводится катехизация готовящихся к таинству Крещения. Действует приходская библиотека.

На подворье располагается Паломническая служба Коневского Рождество-Богородичного монастыря, которая занимается организацией паломнических поездок паломнических поездок в Коневский монастырь, к православным святыням Приладожья и Финляндии.

В 1798 году митрополит С.-Петербургский Гавриил благословил вернуть обители на острове Коневец на Ладоге Коневскую икону Божией Матери. Из новгородского Деревяницкого монастыря, где спасенная святыня пребывала долгие годы, она была привезена в столицу и два месяца находилась в городе, пока для неё чеканили серебряную ризу. Многие верующие просили оставить ее в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список для столицы, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Выбор места для его постройки пал на участок по Загородному проспекту, 7, и в 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников отдали принадлежавшие им участки земли для подворья, которое было заложено настоятелем Коневского Рождественского монастыря игуменом Израилем 28 сентября 1821 года после Высочайшего разрешения Государя. Каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи простояли до 1862 года, когда 28 мая страшный пожар уничтожил все от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Вскоре насельники монастыря стали собирать пожертвования на строительство новой часовни с келиями. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден, а 15 декабря она была освящена игуменом Израилем во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта И. Б. Слупский (1826 – 1891) был уже известен как создатель других сооружений для Коневского монастыря. Во дворе было выстроено каменное трехэтажное здание, которое служило для жилья.

Церковный флигель, выходивший на проспект, был окрашен в зеленый цвет. На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери - Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно. В церкви иногда молился Ф. М. Достоевский, который жил поблизости. Здесь также служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В верхнем этаже помещалась домовая часовня с иконостасом (если и был освящен второй престол на подворье, то неизвестно в чью честь, – судя по иконостасу верхнего храма, вероятно Вознесения Господня или Божией Матери). Он располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь совершались венчания, крестины, служились требы.

В 1919 г. храм становится приходским и отчисляется в Епархиальное ведомство. 11 июля 1932 года постановлением Президиума ВЦИК Церковь Коневской иконы Божией Матери была закрыта. Сама икона была перенесена в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы. До 1990-х годов в здании храма, лишившегося шатрового звершения, и подворья располагалось ТСО "Ленстройреконструкция" при районной администрации.

В 1992 году верующие начали ходатайствовать о передаче подворья С.-Петербургской епархии, но встретили сильное сопротивление администрации строительного треста. Здание подворья (только корпус, выходящий на Загородный проспект) было передано верующим лишь 4 декабря 1996 года. Первая литургия была отслужена здесь 19 сентября 1997 года.

Начавшиеся восстановительные работы ведутся с 1996 года. В алтаре храма подворья установлен новый витраж с изображением иконы Знамения Божией Матери. Возрождение подлинного облика храма продолжается.

Храм Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное February 6th, 2016

Недалеко от Приозерска в поселке Саперное есть Храм Коневецкой иконы Божьей Матери.
Храм построен относительно недавно. Постройка по проекту архитектора Н.С.Веселова была начата в сентябре 1994 года, а окончательный вид Храм приобрел к 2011 году.
Церковь очень красивая, построена в стиле северного деревянного зодчества.

Приехала я сюда зимой, в январе, когда были крутые морозы. Рождество.




Территория храма хорошо ухожена. Пока была там, не покидало ощущение благодати, защищенности, уюта даже какого-то. Особое Рождественское настроение. Тишина, красота..

Есть фонтаны, клумбы..Представляю себе, как тут хорошо летом)

Колокол засыпало снегом..Хорошо тут жить, наверное: сосны, воздух чистый..

Брожу, осматриваю..
Зашла в Храм. Фотографировать разрешено. Все деревянное, резное...Сколько труда и любви вложено во все!

Под фундаментом церкви вручную выкопан и обустроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. В подвальной церкви находится крестильная чаша в форме бассейна для крещения детей и взрослых.
Я туда не заходила.

Посмотрите, какие замечательные наличники на окнах!

В снежной пещерке устанавливается вертеп.

У забора - сувенирный магазинчик и церковная лавка. За забором - территория, куда заходить не разрешено. Там находится уникальный центр помощи наркозависимым.

Обратите внимание на фотографию ниже...На воротах забора есть деревянный крестик.
А над ним игра солнечного света и очертаний веток-стволов деревьев образовали нерукотворный светящийся крест.. Удивительно! Отношу это к Рождественским чудесам.

Работает центр с 1996 года. Руководит им протоиерей Сергий Бельков, возглавляющий отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии.

(фото не мое)

Пациенты - мужчины. Обычно это 10-12 человек, которые живут здесь 6-9 месяцев.
Устав центра напоминает монашеский, имеется большое подворье:сушилка, столярка, гараж, ферма, огород. Желающие выздороветь ходят летом и осенью в лес за грибами-ягодами, ловят рыбу, работают на огороде. Вот таков здесь фронт работ.

И это очень важно, ведь многие парни совсем не имеют трудового опыта. Здесь они могут получить необходимые навыки, чтобы потом найти работу.

(фото с сайта azbyka.ru .Самой подобные фотографии сделать не представилось возможным.)

У Коневской иконы Божией Матери новички дают обет начать новую жизнь на совершенно других духовно-нравственных началах.

В отличие от медицинской наркологической практики, основой реабилитации в этом центре является восстановление духовных ценностей, изменение мировоззрения, переосмысление прошедшего жизненного этапа, нормализация психологического состояния, социальная адаптация.

(фото с сайта azbyka.ru)

(фото с сайта azbyka.ru)

Результат такого лечения душ и тел оказался весьма успешным.За почти 20 лет через отца Сергия прошли сотни людей, которые смогли создать нормальные семьи, родить детей, а, самое главное, не вовлечь в этот смертельный круг еще тысячи окружающих.

Читаю слова отца Сергия, который объясняет, почему 80% выпускников центра больше никогда не возвращаются к наркотикам:

«Очень сложно объяснить людям неверующим, что самым главным в реабилитационном процессе является Бог, – говорит отец Сергий. – Когда мы говорим о своих 80% успеха, это у многих вызывает скептические улыбки. И это естественно для людей, которые посвятили этому жизнь и никогда не видели таких результатов. И это было бы естественно для нас, если бы мы не обращались за помощью к Богу. Ведь в других центрах с наркозависимыми работают те же самые психологи, а, может быть, и более профессионально, но нет таких результатов. А все потому, что вера ощутимо помогает в выздоровлении».

Вот такая интересная история у Храма: начинали строить церковь как центр подворья Коневского монастыря, а сейчас она относится к Реабилитационному центру для наркозависимых.