Кот ученый - Образовательный портал

Библия онлайн. Она дает объяснение феномену искупления

Предупреждение о лжепророках

1 Друзья любимые! Не берите за правило верить каждому духу пророчествующему, но всегда подвергайте духов испытанию, чтобы узнать от Бога ли они, так как множество лжепророков появилось в мире. 2 Вот как вы можете распознать Духа Божьего: всякий дух, признающий, что Иисус есть Христос, Который пришёл на землю и стал человеком — от Бога. 3 Всякий дух, который не признаёт Иисуса — не от Бога. Такой пророческий дух вдохновляет антихриста, о приходе которого вы слышали, и который уже сейчас присутствует в мире.

4 Дети мои, вы принадлежите Богу! Вы победили лжепророков, потому что Бог, Который в вас, превосходит того, кто в мире. 5 Те люди принадлежат миру, и потому то, о чём они говорят, исходит от мира и мир слушает их. 6 Но мы принадлежим Богу, и тот, кому известен Бог, прислушивается к нам; тот же, кто не принадлежит Богу, не слушает нас. Вот как мы можем распознать Духа, несущего людям истину, и духа, вводящего в заблуждение.

Об истинной любви

7 Друзья любимые! Будем же любить друг друга, потому что любовь идёт от Бога, и каждый, кто любит, поступает так, потому что стал одним из детей Божьих и познал Бога. 8 Кто не любит, не знает Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Бог проявил Свою любовь к нам, послав в мир Своего единственного Сына, чтобы через Него мы обрели жизнь. 10 Любовь не в том, что мы любим Бога, а в том, что Он возлюбил нас и послал к нам Сына Своего в жертву, искупляющую грехи наши.

11 Друзья любимые! Если Бог так возлюбил нас, то и нам следует любить друг друга. 12 Никто никогда не видел Бога, но если мы любим друг друга, то Бог живёт в нас, и любовь Его в нас достигает совершенства.

13 Вот как узнаём мы, что живём в Нём и что Он живёт в нас: Бог дал нам Своего Духа. 14 Мы видели, что Отец послал Сына Своего, чтобы Тот стал Спасителем мира, именно об этом и есть наше свидетельство. 15 Если кто признаёт, что Иисус — Сын Божий, то Бог живёт в этом человеке, и он остаётся в Боге. 16 И мы знаем эту любовь, которую Бог испытывает к нам, и доверились ей.

Бог есть любовь. Тот, кто живёт в любви, живёт в Боге и Бог живёт в нём. 17 Любовь становится столь совершенной в нас, так чтобы в Судный День мы обрели уверенность, потому что и в этом мире мы подобны Ему # Ему 4:17 Или «Иисусу». . 18 В любви нет никакого страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Страх связан с наказанием, и кто боится, не достиг совершенства в любви.

19 Мы любим, потому что сначала Бог возлюбил нас. 20 Если кто говорит: «Я люблю Бога», а ненавидит брата своего, то он лжец, потому что кто не любит брата своего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видел. 21 Мы получили такую заповедь от Христа: кто любит Бога, должен любить и брата своего.

1-Иоан. 4:1-3 . Очень важно, однако, отличать Духа Божия от ложных духов. Тем более это необходимо, потому что много лжепророков появилось в мире. Пробным камнем для распознавания духов, которые не от Бога (лжепророков), является отношение испытуемых к воплотившемуся Сыну Божию. Те из них, которые не признают (буквально - не исповедуют; тут греческое слово "хомологеи" - "исповедывать"; сравните 1:9; 2:23; 4:15), Что Иисус Христос приходил во плоти, обнаруживают в себе дух антихриста, о котором Иоанн уже предупреждал своих читателей (2:18-27; сравните 2-Иоан. 1:7).

1-Иоан. 4:4-6 . По словам автора послания, его "дети" (текниа, сравните толкование на 2:12) победили антихристов. Их сопротивление антихристам (т. е. лжепророкам) увенчалось успехом силою "Того, Кто в них" (нет сомнения, что здесь имеется в виду Святой Дух; сравните 3:24; 4:2). Залог победы - над любой ересью или другим каким искушением - в уповании на Бога. Живущий в каждом верующем Дух Святой (3:24; 4:13; Рим. 8:9) или Тот, Кто в вас - сильнее того, кто в мире, т. е., сатаны (сравните 1-Иоан. 5:19; окончание этого стиха звучит в переводе на англ. язык как "весь мир под контролем лукавого"). Сатана имеет несколько названий в. Писании: "князь мира" (Иоан. 12:31), "бог мира сего" (2-Кор. 4:4) и "князь, господствующий в воздухе" (Еф. 2:2).

Они (антихристы) от мира, потому и говорят по-мирски. Поэтому мир и слушает их. Мысли, навеянные сатаной, всегда находят отклик в мирских умах. Однако, те, кто от Бога (ек тоу теоу. 1-Иоан. 4:4 и сравните "от мира" в стихе 5 и "от лукавого" - в 3:12), слушают апостолов. Местоимения, начинающие стихи 4-6 ("вы", "они", и "мы") выразительно подчеркнутые и в оригинале, очевидно, подразумевают три группы людей: читателей, антихристов и апостолов.

Всякий, кто "от Бога" (кто находится под руководством и влиянием Бога), знает Его и слушает апостолов. На протяжении всей истории Церкви именно в свете апостольского учения Святой Дух истины безошибочно отделялся от духов заблуждения, порождавших еретические учения. Истинным всегда оставалось апостольское христианство.

2. КАК УЗНАЕТСЯ БОГ ЛЮБВИ (4:7-16)

1-Иоан. 4:7-8 . Апостол возвращается к теме любви, которая, как и вера в Божьего Сына, является результатом действия Духа Святого (4:13). Как исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти, свидетельствует о том, что исповедующий находится под воздействием Бога (что он "от Бога" - стих 4 и 6), так и любовь - поскольку любовь от Бога. Поэтому всякий любящий (в христианском понимании этого слова) рожден от Бога (2:29; 3:9; 5:1,4,18) и знает Бога. Любовь - это свойство новой возрожденной природы, и является она в результате общения с Богом и через познание Его (2:3-5).

Отсутствие в человеке любви - признак того, что он не знает Бога. Примечательно; что апостол не говорит, что такой человек не рожден от Бога. В негативной форме он лишь повторяет смысл последнего в 4:7 утверждения. Поскольку Бог есть любовь, она рождается и в том, кто находится в близком общении с Ним. Любовь, как и свет, пропитывает все естество Бога, а поэтому тот, кто действительно приблизился к Нему, ходит в Его свете (1:5,7).

1-Иоан. 4:9-11 . Если кто хочет узнать, как Бог проявляет Свою любовь, тому достаточно обратить внимание всего на один факт: Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него (моногене - "единородного" встречается также в Иоан. 1:14,18; 3:16). При этом любовь Божия не была ответом на любовь человека, но - исходила от Него, была Его инициативой (1-Иоан. 4:10). В результате Сын Его стал искупительной жертвой, умилостивлением за грехи наши (толкование на 2:2). Любовь Божия, явленная через Иисуса Христа, - тот высокий эталон любви, следовать которому должны христиане в своих отношениях друг с другом.

1-Иоан. 4:12-13 . В Его непостижимой природе и сущности Бога никто никогда не видел (сравните Иоан. 1:18). Однако, если между верующими царит взаимная любовь; то Бог в вас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Другими словами, невидимый Бог становится реальной частью нашего существования. В характерном для этого апостола слове "пребывает" выражена, как и в 1-Иоан. 2:5, идея "совершенной" Божией любви в верующих, что, по-видимому, должно означать, что эту любовь они испытывают во всей ее глубине и полноте (сравните 4:17).

Стих 13 тесно связан с этой идеей. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. На взаимное пребывание верующего в Боге и Бога в нем (сравните Иоан. 15:4-7) указывает испытываемое этим верующим действие Духа в нем. Смысловое звучание этой фразы - "от Духа Своего" - по-гречески (ек тоу пневматос) подразумевает, что верующий буквально "соучаствует" в Духе Божием.

С той же смысловой конструкцией встречаемся и в 1-Иоан. 3:24. Верующий, когда любит, как бы "втягивает" или впитывает в себя эту способность любить из Духа Святого (сравните Рим. 5:5, где любовь "изливается в сердца наши Духом Святым"); и тот же Божий Дух вдохновляет верующих к исповеданию Христа (1-Иоан. 4:2). Таким образом, вера и любовь, которые являются двуединой заповедью (3:23), - это результат действия Духа Святого в верующем. Дух, Который действуя в верующем, побуждает его к послушанию, свидетельствует, что этот верующий и Бог взаимно "пребывают" друг в друге, о чем и написал Иоанн.

1-Иоан. 4:14 . Мысль апостола достигает здесь своей кульминации. Он только что написал: "если мы любим друг друга", то Бог, Которого "никто никогда не видел", в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. В результате этого потрясающего духовного опыта мы обретаем способность "видеть" невидимое - и мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

Употребление местоимений в первом лице множественного числа в стихах 7-13 свидетельствует, что Иоанн подразумевает и читателей послания; то же самое - в данном стихе. "Пребывающий" Бог, чье присутствие явно в среде любящих друг друга христиан, таким образом, в известном смысле действительно становится доступным для лицезрения - очами веры.

Хотя Бога никто никогда не видел (стих 12), верующие, которые "пребывают" в Нем (стих 13), "видят" Сына, как Он являет Себя среди них, исполненных взаимной любви. И те, которым доступно лицезрение присутствия Его, имеют право свидетельствовать людям, что "Отец послал Сына Своего Спасителем миру". Великая эта истина обретает зримую реальность благодаря христианской любви.

Сказанным здесь Иоанн достигает той цели, о которой объявил в самом начале своего послания (1:1-4), а именно - ввести читателей в сопереживание духовного опыта апостолов (это следует из внимательного прочтения 1:3-4). Апостолы "видели" (георакамен) "вечную жизнь… которая была у Отца и явилась нам" (1:2). В спаянной взаимной любовью христианской общине верующие тоже могут "видеть" ее. Хотя в 1:2 слово "жизнь" относится к воплотившемуся Христу, оно употреблено апостолом намеренно и обдуманно.

То, о чем могли бы свидетельствовать его читатели, есть обновленное проявление этой Жизни в них самих и в их собратьях во Христе. Но, как утверждает сам Иоанн, начиная с 2:29, "жизнь", которая делается достоянием верующих через их рождение свыше, будучи безгрешной по своей природе, может быть "видима" лишь в праведном существовании и христианской любви. Только когда все это действительно имеет место, Христос, Которого апостолы видели во плоти, становится "видим" снова - во вполне реальном, хотя и духовном смысле слова (4:14).

1-Иоан. 4:15-16 . Из вышесказанного становится ясно, что исповедание (сравните 1:9; 2:23; 4:3) Иисуса как Сына Божия свидетельствует о совершенных взаимоотношениях исповедующего Его с Богом. Апостол завершает эту часть своего послания словами: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Жизнь в атмосфере взаимной христианской любви ведет к личному познанию Божией любви и обогащает опыт этой любви, дает уверенность в ней.

Бог есть любовь (сравните стих 8), и пребывающей в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Эти последние слова 16 стиха нужно рассматривать скорее как заключительные к данному разделу, а не как начинающие новый раздел. Вновь подчеркивает ими Иоанн реальность опыта "взаимного пребывания", который доступен всем христианам, имеющим любовь.

Д. Выводы из рассмотренной темы (4:17-19)

Здесь автор послания снова возвращается к теме "дерзновения" (паррезиа) при втором пришествии Христа, которой он впервые касается в 2:28. В середине послания он говорил о "дерзновении" (смелости) в молитве (3:21-22), теперь же делает шаг дальше. Христиане, имеющие любовь, будут иметь "дерзновение" даже в день суда, стоя перед престолом Иисуса Христа, когда Он возвратится.

1-Иоан. 4:17 . Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда. Не о некоем последнем суде, на котором решалась бы судьба каждого верующего, говорит тут автор послания, ибо такого суда над верующими вообще не будет (Иоан. 5:24). Однако, и жизни каждого из христиан предстоит получить свою оценку у престола Христа (1-Кор. 3:12-15; 2-Кор. 5:10).

И именно при совершении этого торжественного действия может верующий иметь "дерзновение" (паррезиан. 1-Иоан. 2:28; 3:21; 5:14), т. е. верить, что Бог одобрительно отнесется к прожитой им жизни, если, имея любовь, он поступал в мире сем, как Он. А те верующие, которые любви не имели, и, следовательно, не были подобны своему Господу, будут обличены Им и не получат награды на этом особом суде. Только в христианах, имеющих любящие сердца, до конца совершилась работа Божией любви, действие Бога в них "достигло совершенства" (2:5; 4:12), и они-то и будут иметь дерзновение перед Сидящим на судейском месте. Они "не постыдятся пред Ним", как это сказано в 2:28.

1-Иоан. 4:18-19 . Если верующий со страхом ожидает суда перед престолом Иисуса Христа, то это потому, что любовь Божия в нем еще не достигла своего совершенства. Здесь подразумевается то же "совершенство", что и в стихах 2:5 и 4:12. Все более познавая Божию любовь в опыте любви друг к другу, христиане освобождаются от страха, ибо любовь несовместима со страхом и изгоняет страх из сердца.

Слова в "страхе есть мучение" в оригинале звучат как "в страхе - наказание". Это действительно так, ибо страх сопряжен с мучением, которое и оборачивается для боящегося наказанием. По иронии, христианин, не имеющий любви, как раз потому и терпит наказание, что чувствует свою вину и боится встретиться со своим Судьею.

Такой страх препятствует достичь своего совершенства (боящийся не совершен в любви). Но верующему, который имеет любовь, бояться нечего, он свободен от внутренней муки, которая несет неспособность любить. Не следует при этом забывать, что любовь, доступная сердцу верующего, - производна по своей сути.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Верующий, который любит своих братьев, любит и Бога, и когда он встретится с Ним как с Судьею, то встретится с Тем, Кого любил и любит. Страху нет места в таком переживании, но испытывающий его сознает, что источником его собственной любви к Богу является любовь Бога к нему.

V. Заключение (4:20 - 5:17)

Своего высшего смысла послание достигает в 4:11-19. Но описанное здесь удивительное чувство "дерзновения" в день суда, основанное на доверии и уверенности, может быть достигнуто лишь чисто практическим путем. И в заключительной части своего послания Иоанн конкретно и четко определяет, что понимает он под "любовью" и как возможно осуществить ее в реальной человеческой жизни.

А. Любовь очищает (4:20 - 5:3а)

В кратком, но очень важном по значению 19-ом стихе апостол впервые говорит о необходимости любить Бога. Однако нельзя любить Его вместо своих ближних. Эта мысль служит отправной в дальнейшем ходе послания.

1-Иоан. 4:20-21 . Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец. Неискренние, лицемерные заявления Иоанн часто клеймит словами "лжем", "лживы", "лжец" (1:6,10; 2:4,22; 4:20; 5:10). Любовь к невидимому Богу (4:12) может проявляться на деле только в любви к тем, кого мы видим, к нашим братьям во Христе. Более того - заповедь Божия (стих 21, сравните с 2:3; 3:23-24; 5:3) объединяет в одно эти два вида любви - к Богу и к брату своему.

1Иоанна 4

(1Иоан.4:1) 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

За этим предостережением стоит ситуация, о которой мы в современной Церкви знаем очень мало или вовсе ничего. В раннехристианской Церкви Дух проявлялся бурно, и это вело с собой определенные опасности. Было столь много и столь различных проявлений Духа, что требовалось какое-то мерило.
1. Уже в ветхозаветные времена люди осознавали опасности, связанные с лжепророками - людьми, обладавшими большой духовной силой. Во Втор. 13,1-5 сказано, чтобы лжепророк, пытающийся увести людей от истинного Бога, был предан смерти; но совершенно открыто и ясно допускается, что он может обещать знамения и чудеса и совершать их. Он может обладать силой духа, но духа злого и ложно направленного.
2. В эпоху раннехристианской Церкви мир духов был очень близок. Все люди верили в то, что мир полон духов и бесов. У каждой скалы и реки, у каждого грота и озера был, по представлению древних, свой дух или демон, которые постоянно стремились проникнуть в тело человека и в его ум. В эпоху ранней Церкви люди жили в переполненном духами и бесами мире и, как ни в какое другое время, были уверены в том, что их окружают духовные силы.
3. Древние очень хорошо ощущали, что в мире присутствует злая сила. Они не задавались вопросом, откуда она произошла, но были уверены в том, что она рядом и охотится за людьми, чтобы сделать их своими орудиями. Отсюда следовало, что полем битвы сил тьмы и сил света была не только вселенная, но и умы людей.
4. В ранней Церкви сошествие Духа принимало намного более зримые формы, нежели это имеет место нынче; его обычно связывали с крещением, и когда Дух на человека снисходил, совершалось необыкновенное, и все могли видеть это. Человек, на которого сошел Дух, воочию преображался. Когда апостолы, после проповеди Филиппа пришли в Самарию, возложили руки на новообращенных и помолились, чтобы они приняли Духа Святого, результаты случившегося были столь поразительны, что местный волхв Симон захотел купить у апостолов способность производить такое чудо (Деян. 8,17.18). Сошествие Духа на сотника Корнилия и его людей было очевидно для всех (Деян. 10,44.45).
5. Это находило отражение в соборности жизни молодой Церкви. Лучшим комментарием к этому отрывку является 1 Кор. 14. Под действием силы Духа люди говорили на незнакомых языках, то есть они издавали поток внушенных им Духом звуков на никому неизвестном языке, которые никто не мог понять, если при этом не присутствовал еще кто-нибудь, обладавший даром от Духа истолковать и перевести их. Все это носило такой необычный характер, что Павел говорит, что, если незнакомец придет в такую церковь, где все говорят на незнакомых языках, то подумает, что попал в сумасшедший дом (1 Кор. 14, 23.27). Проблемы вставали даже в связи с пророками, которые передавали свои послания и вести на понятном для всех языке. Они были настолько переполнены Духом, что не могли дождаться, пока закончит говорить один, и вскакивали с намерением выкрикнуть данное им Духом откровение (1 Кор. 14,26.27.33). Богослужение в ранней Церкви очень отличалось от тех служб, которые совершаются в большинстве современных церквей. Дух проявлялся тогда в стольких формах, что Павел даже приводил среди прочих духовных даров дар различия духов (1 Кор. 12,10). В ранней Церкви кипела жизнь Духа. Это была великая эпоха, но и само это богатство было чревато опасностями. Если существует такая персонифицированная сила зла, то она может использовать людей в своих целях; если наравне со Святым Духом существуют злые духи, они могут вселиться в человека. Люди могли совершенно искренно заблуждаясь, принимать какое-то субъективное переживание за послание Духа.
Иоанн хорошо помнит обо всем этом; и именно с учетом этой бурной атмосферы устанавливает мерило - как отличать подлинное от фальшивого .
(1Иоан.4:2-3) 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
В понимании Иоанна христианская вера могла быть сведена к одному великому предложению: "Слово стало плотию и обитало с нами " (Иоан. 1,14). Дух, отрицающий реальность воплощения, не от Бога.
Иоанн устанавливает два мерила веры.
1. От Бога тот Дух, что исповедует, что Иисус - Христос, Мессия. В понимании Иоанна отрицать это - значит отрицать три вещи:
а) что Иисус - центр человеческой истории, Тот, для Которого вся предшествовавшая история была подготовкой;
б) что Он - исполнение заветов Божиих. На протяжении всей своей истории иудеи твердо держались обетовании Божиих. Отрицать, что Иисус - обетованный Мессия - значит отрицать истинность этих обетовании;
в) Это значит отрицать Его царственность. Иисус пришел не только для того, чтобы пожертвовать Собой, но и чтобы царствовать, и отрицать Его Мессианство - значит отрицать Его исключительную царственность.
2. От Бога тот Дух, что исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти. А именно этого не могли допустить и принять гностики. Коль скоро, с их точки зрения, материя совершенно порочна, подлинное воплощение невозможно, ибо Бог вообще не может принять плоти. Августин сказал позже, что нашел в языческой философии параллели ко всем идеям Нового Завета, кроме одной: "Слово стало плотию ". Иоанн считает, что отрицание человеческой сущности Иисуса Христа - удар по самым основам христианской веры. Отрицание воплощения влечет за собой определенные последствия.
1. Это значит отрицать, что Иисус вообще может быть примером для нас, ведь, если Он не был человеком в подлинном смысле слова, жившим в тех же условиях, что и любой человек, Он не может показать людям, как надо жить.
2. Это значит отрицать, что Он может быть Первосвященником, открывающим нам путь к Богу. Настоящий Первосвященник должен быть, - по мысли автора Послания к Евреям, - как и мы, искушен во всем, кроме греха, и должен знать наши немощи и искушения (Евр. 4,14.15). Чтобы вести людей к Богу, первосвященник должен быть человеком, иначе он будет указывать им дорогу, по которой они неспособны идти.
3. Это значит отрицать, что Иисус вообще может быть нашим Спасителем. Чтобы спасти людей, Он должен отождествить Себя с людьми, которых Он пришел спасти.
4. Это значит отрицать спасение тела. Христианское учение совершенно определенно указывает, что спасение - это спасение всего человека - и его тела, и его души. Отрицать воплощение - значит отрицать, что тело вообще когда-либо может стать храмом Святого Духа.
5. Но самым серьезным и опасным следствием этого является отрицание возможности единения между Богом и человеком. Если дух абсолютно благ, а тело - абсолютно порочно, то Бог и человек не могут встретиться, до тех пор, пока человек остается человеком. Они могут встретиться, когда человек сбросит бренное тело и станет бестелесным духом. Но величайшая истина воплощения заключается именно в том, что подлинное единство между Богом и человеком может иметь место здесь и сейчас. Центральным фактом христианства является воплощение Иисуса.
(1 Иоан. 4: 4-6) 4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.
Иоанн изложил здесь великую истину и ставит важную проблему.
1. Христианину не нужно бояться еретиков. Во Христе была одержана победа над силами зла. Силы зла свершили по отношению к Нему самое худшее, на что они были способны; они даже убили и распяли Его, а Он вышел, в конечном счете, победителем. Победа принадлежит всем христианам. Как бы там все ни казалось, на деле силы зла ведут борьбу, обреченную на поражение. Как гласит латинская поговорка: "Велика правда и в итоге она восторжествует". Христианин должен только помнить уже известную ему истину и придерживаться ее. Истиной жив человек, а в конечном счете грех и заблуждение ведут к смерти.
2. Но проблема заключается в том, что лжеучители не желают слушать и принимать истину, которую предлагает настоящий христианин. Чем же все это объясняется? Для объяснения этого Иоанн возвращается к своей излюбленной антитезе, к противопоставлению мира и Бога. Мир, как мы уже видели выше, это человеческая природа, не имеющая Бога и даже враждебная Ему. Человек, знающий Бога и связанный с Ним, приветствует истину, а кто не от Бога, тот не слушает правды. Если вдуматься в это, то видно, что это правда. Как может человек, лозунг и пароль которого - конкуренция, даже начать понимать этику, в основе которой лежит служение? Как может человек, вся цель которого заключается в самовозвышении и самовозвеличивании, и считающий, что более слабый должен уйти со сцены и уступить свое место, даже начать понимать учение, в основе которого лежит любовь? Как может человек, считающий, что существует только этот мир и, следовательно, важны только материальные блага, даже начать понимать, что существует жизнь, озаренная светом вечности, в которой величайшими ценностями являются идеальные вещи?
Человек может слышать лишь то, что он приучил себя слышать и может довести себя до того, что вообще не будет в состоянии воспринимать христианскую благую весть. И именно это говорит Иоанн. Мы уже неоднократно видели, что ему свойственно видеть вещи в ярком черно-белом освещении; он не видит тени. С одной стороны для него существует человек, знающий Бога и способный слышать истину, а с другой стороны - человек от мира, неспособный слышать правды. Но здесь встает проблема: есть ли такие люди, которым вообще бессмысленно проповедовать? Есть ли такие уж совершенно непробиваемые люди, глухота которых не излечима и ум которых навсегда закрыт от приглашений и заповедей Иисуса Христа? На это есть только один ответ: нет пределов милосердию и благодати Божией, и существует еще Святой Дух . Жизнь показала, что любовь Божия может разрушить любые барьеры. Иной человек действительно может противиться, даже до конца. Но ведь истинно и то, что Иисус всегда стучится в дверь каждого сердца и каждый человек может услышать зов Христа даже среди массы голосов мира сего.
(1 Иоан. 4 : 7-21) 7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. 15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Этот отрывок как бы сплетен из одного куска и, потому, лучше рассмотреть его сперва весь целиком, а потом постепенно извлекать из него учение. Сперва рассмотрим изложенное в нем учение о любви.
1. Любовь - от Бога . Вся любовь исходит от Бога, Который Сам есть любовь. Всего ближе к Богу мы находимся тогда, когда любим. Пребывающий в любви пребывает в Боге (4,16). Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26). Бог есть любовь и, потому, чтобы быть подобным Богу, и чтобы быть тем, кем он, собственно, должен быть, человек тоже должен любить. Любовь двояко связана с Богом. Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога (4,7.8). Любовь исходит от Бога, и любовь ведет к Богу.
2. Бог познается любовью . Бога мы не можем видеть, потому что Он есть Дух, но можем видеть то, что Он делает. Мы не можем видеть ветер, но можем видеть, что он может сделать. Мы не можем видеть электричество, но видим его действие. Воздействие, оказываемое Богом, есть любовь. Когда Бог пребывает в человеке, человек облачен любовью Божией и любовью людей. Бог познается через Его воздействие на этого человека.
3. Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе . В Иисусе мы видим два аспекта любви Божией.
а) Это любовь безоговорочная. Бог в любви Своей мог Своего единственного Сына принести в жертву, с которой не может сравнить ничто.
б) Это любовь совершенно незаслуженная. Нет ничего удивительного в том, что любим Бога, если вспомним все Его дары нам, даже до Иисуса Христа; удивительно, что Он любит такие бедные и непослушные создания, как мы.
4. Человеческая любовь - это ответ на любовь Божию . Мы любим потому, что Бог возлюбил нас. Его любовь побуждает в нас желание любить Его так, как Он прежде возлюбил нас, и наших собратьев, как Он любит их.
5. В любви нет страха . Когда приходит любовь - страх уходит (4,17.18). Страх - это чувство того, кто ждет наказания. До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя - в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, любовь поглотила страх. Остается только страх разочаровать Его любовь к нам.
6. Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека . Если Бог любит нас, то мы обязаны любить друг друга. Иоанн прямо заявляет, что человек утверждающий, что любит Бога, но ненавидящий брата своего - лжец.
Есть только один способ доказать свою любовь к Богу - любить людей, которых Он любит. Есть только один способ доказать, что в нашем сердце пребывает Бог - постоянно проявлять любовь к людям.
Бог есть любовь . Просто поразительно, сколько новых путей открывает эта фраза и на сколько вопросов она отвечает.
1. Она дает объяснение акту творения. Иногда мы просто начинаем дивиться, почему же Бог создал этот мир. Неповиновение и полное отсутствие взаимности со стороны человека постоянно разочаровывает и угнетает Его. Зачем нужно было Ему создавать мир, который не приносит ничего, кроме неприятностей и забот? На это есть только один ответ - творение было неотъемлемой частью Самой Его природы. Если Бог есть любовь, то Он не может существовать в полном одиночестве. Для любви нужен кто-то, чтобы любить и чтобы быть любимым.
2. Она дает объяснение свободе воли. Истинная любовь есть свободное взаимное чувство. Если бы Бог был только закон, Он мог бы создать мир, в котором люди двигались бы, как автоматы, не имея никакого выбора. Но, если бы Бог создал людей такими, Он не мог бы иметь с ними никаких личных отношений. Любовь обязательно должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог, в сознательном акте самоограничения, наделил людей свободой воли .
3. Она дает объяснение такому феномену, как провидение . Если бы Бог был просто разум, порядок и закон, Он мог бы, так сказать, сотворить вселенную, "завести ее, пустить в ход и оставить". Есть такие вещи и приборы, которые мы покупаем только для того, чтобы поставить их где-нибудь и забыть о них; самое привлекательное в них заключается в том, что их можно оставить, и они будут работать сами. Но именно потому, что Бог - это любовь, за Его актом творения стояла любовь.
4. Она дает объяснение феномену искупления . Если бы Бог был только закон и справедливость, Он попросту оставил бы людей с последствиями их греха. Вступает в действие нравственный закон - душа согрешившая умрет, а вечная справедливость будет неумолимо воздавать наказания. Но уже само то, что Бог - это любовь, значило, что Он хотел найти и спасти то, что было утеряно. Он должен был найти средство против греха.
5. Она дает объяснение загробной жизни . Если бы Бог был просто Создателем, люди могли бы прожить положенный им короткий промежуток времени и умереть навсегда. Рано угасшая жизнь была бы похожа на цветок, слишком рано увядший от холодного дыхания смерти. Но сам факт, что Бог - это любовь, служит доказательством того, что случайности и проблемы жизни - это еще не последнее слово, и что любовь уравновесит эту жизнь .
1. Он принес жизнь . Бог послал Иисуса, чтобы мы получили жизнь через Него (4,9). Между существованием и жизнью лежит большая разница. Существование дано всем людям, но жизнь дана не всем . Само упорство, с которым люди ищут наслаждений, доказывает, что в их жизни чего-то недостает. Один известный врач сказал, что люди скорее найдут лекарство от рака, чем лекарство от скуки. Иисус дает человеку цель жизни и силу жить. Христос обращает человеческое существование в полноту жизни .
2. Иисус восстановил отношения человека с Богом . Бог послал Его в умилостивление за грехи наши (4,10). Мы уже не живем в мире, в котором приносятся в жертву животные, но вполне можем понять, что такое жертва. Когда человек грешит, нарушаются отношения его с Богом. В представлении древних жертва была выражением раскаяния; она должна была восстановить нарушенные отношения. Своей жизнью и смертью Иисус дал человеку возможность вступить с Богом в новые отношения мира и дружбы. Он навел мост через страшную пропасть между человеком и Богом.
3. Иисус - Спаситель мира . Когда Иисус пришел в этот мир, люди острее всего ощущали, как сказал Сенека, "свою слабость в самых необходимых вещах". Они ждали "руки, протянутой вниз, которая подняла бы их". Было бы неверно думать о спасении лишь как об избавлении от адских мук. Людей нужно спасти от них самих, от привычек, ставших для них узами, от искушений, страхов и тревог, от безрассудности и ошибок. И каждый раз Иисус предлагает людям спасение. Он приносит то, что позволяет им выстоять в жизни и приготовиться к вечности.
4. Иисус - Сын Божий . Эта фраза значит, что Иисус Христос находится в совершенно исключительных отношениях с Богом. Только Иисус Христос может показать людям, каков Бог; только Он может принести людям благодать, любовь, прощение и силу Бога. Но в этом отрывке есть еще один момент. Он учит нас о Боге, и он учит нас об Иисусе и о Духе. В 4,13 Иоанн говорит, что мы знаем, что пребываем в Боге, именно потому, что Он дал нам от Духа Своего. В самом начале нас толкает на поиски Бога именно воздействие Духа внутри нас, и именно Дух дает нам уверенность в том, что мы обрели подлинно мирные отношения с Ним. Именно Дух в сердцах наших дает нам смелость обратиться к Богу, как к Отцу (Рим. 8,15.16). Дух - это наш внутренний свидетель, дающий нам внезапное, спонтанное, не поддающееся анализу сознание присутствия Божественного в нашей жизни.

4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Не сказано здесь: ВЕРЬТЕ ВСЯКОМУ духу или НЕ ВЕРЬТЕ НИКАКОМУ духу. Но сказано: ИСПЫТЫВАЙТЕ духов, от Бога ли они, потому как не все - не от Бога. А как испытывать и узнавать духов? Да очень просто, контекст - поясняет.
Итак, Иоанн просит не спешить верить словам всякого духовного учителя: необходимо различать, кто духом Божьим учит, а кто - отсебятину говорит, ибо ДВА ДУХА наставляют в этом мире - святой и нечистый.
Поэтому проверять нужно, от Бога ли те, кто заявляется как духовный учитель Божий, ибо много будет учителей, утверждающих, что они - рождены свыше или стали частью Божественного естества.
Но никто, в общем, и не против, если учителям - так кажется, ну почему - нет? Только вот один недостаток во всём этом часто наблюдается: все учителя считают себя Божьими. А учат почему-то - РАЗНОМУ, чего не может быть от одного и того же Бога.

Потому и предупредил Иоанн об опасности: если учителя Божьи - то БОЖЬЕМУ и учить должны. А Божье учение - оно ОДИНАКОВОЕ независимо от того, какой Божий учитель и в каком месте планеты - это учение от Бога принесёт. Не может ОДИН и тот же Бог - одного Своего раба научить тому, например, что душа бессмертна и ад с мучениями чистилища - грешникам после смерти обеспечены. А другого Своего раба учить тому, что нет бессмертной души и мук адских после смерти на сковородах - тоже нет. Такого просто не может быть: кто-то из духовных учителей – непременно заблуждается.

Из множества учителей, называющих себя Божьими - придётся каждому желающему учиться выбирать для себя , и никто не избежит ответственности от выбора своего - пред Богом, и не удастся переложить вину на плохих «учителей», если сами - таких плохих учителей себе выбираем, как написано:

И понесут вину беззакония своего: какова вина вопрошающего, такова будет вина и пророка - Иез.14:10
Лжепророк ответит за то, что ввёл в заблуждение, а
все заблудшие - за то, что ДАЛИ себя обмануть , НЕ ПРОВЕРЯЯ по слову Божьему учения своих учителей. ОБЕ стороны наказание понесут, ибо ОБЕ стороны виновными окажутся, как лжеучитель, так и ученик его (Мтф.15:14)

4:2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
Есть критерии «оценки» духов: слова апостолов и слово Божье - Писание, по ним и ориентир держать нужно:
Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так - Деян.17:11

Проверка на соответствие всех духовных учений о Боге - по слов у Божье му – не очень простая процедура, но возможная при желании, например : если говорят о ПОСЛАННИКЕ Всевышнего – как о Христе Бога, пришедшего на землю во плоти, значит, от Бога учителя учат. По крайней мере - хотя бы этому.

4:3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога,
Если иначе о Христе рассказывают, к примеру, считают Христа не посланником от Бога, а самим Всевышним, лично сошедшим с небес в виде телесной плоти, или - не по учению Христа учат, или - вообще не признают Иисуса Христа, пришедшего во плоти от Бога с небес – значит, дух антихриста несут такие учителя, а дух антихриста непременно должен будет прийти, потому и проверять нужно учителей.

это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Этот текст также говорит о том, что хотя дух антихриста уже есть в мире, но он как бы и ещё придёт - его влияние распространится и усилится в определённое время в будущем.

Лопухин
: Антихрист в строгом и тесном смысле слова еще не пришел , но дух антихриста уже во многих лжеучителях действует. Апостол говорит, что антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков , лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих ЕГО пришествие .

4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

Избранным Своим, тем, кого Бог собирает для Христа в качестве "невесты", Он через помазание свыше дал дар различения святого и нечистого духов –Иоан2:20,27. И святой дух, живущий в помазанниках, без труда вычислит нечистый дух - хотя бы по тому, что учащие нечистым духом всегда приспосабливают свои учения к интересам и даже моде мирских людей (к духу мира), потому мир и слушает таких учителей с удовольствием: вроде и от Бога не отворачиваются, и свои мирские желания с интересами при этом удовлетворяют, очень удобная позиция для мира.

Однако пусть себе мир слушает «своих», истина Божья в конечном итоге победит и вытеснит все другие виды «истины». А христианам незачем переживать по поводу популярности лжеучителей: кто от Бога, тот непременно отыщет Божий дух, примет учение Божье и будет слушать учение Христа.

Если же к то-то поверит на слово в любое понравившееся учение, не сравнивая его с тем, чему учит Бог через слово Своё, о том и печалиться не стОит, что не принимает учение Христа: каждый в веке этом имеет право выбирать свой жизненный путь и наставников ему.

4:7,8 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

И снова о признаках христианина: без любви христианин не представляется, любовь Божья и отличает его от остального человечества. Бог есть любовь, если кто от Бога рождён, то и перенять это качество должен, это естественно для дитя Божьего - перенять «гены» любви Отца. А если не любит кто – тот и Бога, значит, не ПОЗНАЛ. Не родился, выходит, ещё от любящего Отца.
Нокак возможно на деле возлюбить друг друга, если сидеть дома, не посещать собрания Церкви и ни с кем не общаться? Никак.

4:9-11 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него
Любовь всегда выражается в действиях, одних чувств и слов - явно недостаточно.Потому Бог ПОКАЗАЛ на деле нам, что означает любит: для того, чтобы мы имели возможность жить вечно в будущем, Бог отдал на поругание Своего сына. Причём, люди ничем не заслужили такого к себе отношения: они НЕ возлюбили Бога. А вот Бог возлюбил людей, хотя и трудно было найти основания этому.
Но основание Его любви - в том всего лишь, что Он Сам есть любовь и иначе жить не может.

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
Тот кто любит, тому нетрудно сделать ПЕРВЫЙ шаг навстречу, хотя ответного шага В ТОМ ЖЕ - может и не быть. Не сначала люди обратились от грехов своих и взыскали Бога, чтобы у Бога появилась хотя бы повод примириться с ними, а наоборот: сначала Бог послал сына Своего на смерть за грешников, а уже потом - у Него надежда, что непременно найдутся те, кто оценит желание Бога примириться и обратится к Нему. То есть, Бог возлюбил человечество «авансом» и по Собственной инициативе, а не в ответ на праведные действия человечества.

11Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
Вот так же и мы должны любить друг друга – не за заслуги, не за совершенство, а «авансом»: потому, что сущность наша – любовь и надежда на то, что все могут пожелать примириться с Богом, ибо легко любить тех, кто не грешит против нас, но Бог возлюбил грешников, стало быть, и мы должны научиться тому же.
Надо сказать, что любящий - ЛЕГЧЕ исполняет волю Божью в отношении всего вообще: любящий свою работу - легко её выполняет качественно, любящий своих животных - легко о них заботится с усердием, любящий своих ближних - легко видит, в чём сделать им добро и легко делает всё, что может для них сделать. Вот такую силу имеет Божий «ген» любви в человеке.

4:12,13 Бога никто никогда не видел. см.Ин.1:18 , что это означает, ибо в В.З. есть тексты с сообщением, что Бога видели (Исх.24:10,11; Суд.13:22)
Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
И хотя Бога никто никогда не видел в буквальном смысле, но по наличию «гена» любви Божьей в себе и между собой мы можем определить, что Бог - с нами и Его частица любви - в нас пребывает. От Себя - от Духа Своего - Он как бы отделил и нам частицу Себя. Благодаря тому, что она живёт в нас - мы и в состоянии любить. Способность любить в общем – у людей от Бога. Но христианин учится ещё и правильно любить – так, как любит Бог, чтобы не делать ближнему зла, даже нечаянно, ибо и язычники имеют способность любить, но от их действий - часто сеется зло:
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона . Римл.13:10

4:14,15 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

Есть ещё способ определить, имеем ли мы частицу Божью в себе или нет? Мы можем это узнать не только по наличию «гена» любви, но и по тому, во что мы верим и что исповедуем . Если исповедуем Иисуса Христа – как посланника от Иеговы, сына Его и спасителя миру – то мы не отошли от Бога, а тесно с Ним связаны, ибо эту тайну Христа может открыть только Бог.

4:16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
И в том, что Бог открыл христианам эту тайну величайшей Своей любви к человечеству во Христе - ярчайший показатель того, что они - носители духа Божьего. Ибо основа духовной сущности Бога – это любовь.

4:17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
Любовь в нас может возрасти настолько, что сделает нас совершенными в умении любить Бога, людей в целом и друг друга вблизи и вдали. Причём мы можем научиться любить так, как любит Бог: Его проявления любви - не причиняют никому из нас вреда, не утомляют, не обескураживают, не раздражают.

А уж как мы без Божьего руководства «любить» умеем - так страшно иногда и представить бывает. Но когда мы научимся любить так, как нас любит Бог -то на суде нам будет не страшно предстать перед Богом любви: даже в этом мире у нас может получиться поступать так c о всеми, как поступает Он - в отношении нас.

4:18,19 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Бог - это не Надзиратель в концлагере, так и ждущий, за что наказать, а любящий Отец, ищущий за что помиловать даже и при ошибках детей. И дети в хорошей семье, разбив чашку, не боятся родителей, а просто стараются загладить свою вину добрыми делами и постараться впредь ничего не разбивать.

И смысл Божьего пути жизни для человека - это не стерильно прожитая жизнь без нарушений, иначе вполне имело бы смысл уйти в скит или монастырь и провести свою жизнь там - вдали от людей и искушений. Однако смысл пути Христова в том, чтобы полюбить всё, что любит Отец и сделать для себя ценным то, что ценно для Него. Христианин должен полюбить само внутреннее состояние любви, то есть, всё вообще делать из любви, как делает Бог.

Боящийся же Бога - ещё не достиг совершенства в умении Его любить. Совершенная любовь вытесняет собою страх пред наказанием.
Пугать муками огненного потустороннего «чистилища» для того, чтобы заставить людей поступать правильно - могут только те "христиане", которые пока что и сами не научились любить Бога и не поняли, КАК любит Бог: Ему неинтересны все, кто слушает Его из-под "палки" страха пред наказанием.

Но заметим, что страх умереть за непослушание – по сути начальная ступень к тому, чтобы сначала научиться поступать правильно, не желая смерти за грехи, а затем, усовершившись и повзрослев в умении любить - поступать правильно любви к самому Богу и к тому образу жизни, который Бог предусмотрел для человека в вечности.
Если полюбить Божий путь жизни – не будешь бояться, что что-то нарушишь. Если, к примеру, уже развито отвращение к воровству, то воровать просто не станешь не из страха наказания, а потому, что это тебе совсем не нужно и не нравится.

А мы любим, потому что он первый полюбил нас .
Бог первый протянул руку людям, не стал ждать пока это сделают они, рассуждая примерно так: «ведь виноваты во всем сами люди и потому они должны приползти ко Мне и умолять о примирении, а Я уж потом и посмотрю»..... Ведь Бог - это Отец. А у каждого настоящего отца болит сердце за детей своих, и даже если дети по глупости своей что-то натворят, то любящие отцы всегда думают о том, как бы им помочь и вызволить из беды.

4:20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
Если кто-то, допустим, утверждает, что любит Бога, но при этом - не может терпеть брата и не выносит его присутствия - тот лжец. Любящий Бога - любит и брата хотя бы потому, что этого брата любит Бог. Ведь если я люблю Бога, то я по идее люблю и всё, что дорого Ему .

Но если по какой -то причине, к примеру, я не могу пока что любить брата за его добрые дела и хорошие качества (хотя при желании в каждом можно найти что-то доброе), то вполне могу любить его как человека, принявшего слово Божие и желающего прийти к Нему так же, как желаю этого и я сам. Я вполне могу искренне желать ему успехов в пути, ведь если он преуспеет, то непременно однажды станет человеком, которого будет легко любить.

И если по нашему мнению кто- то не очень-то преуспел на пути к Богу и в приобретении хороших качеств, то, во- первых, можно задуматься над тем, что мы не знаем всех его личных обстоятельств и начальной базы в момент призвания. А, во- вторых, что не стоит думать, будто всё, что делает брат - он делает из корысти и лицемерия (на самом деле таковых христиан - или вообще нет, или очень мало). Ну и в-третьих - а сам-то я кто с точки зрения Бога? Можно задавать себе этот вопрос, он отрезвляет любого, кто страдает завышенной самооценкой и помогает учиться любить братьев.

А если не любить видимого брата, то полюбить кого-то невидимого - невозможно. Любви надо учиться на земле и проявлять её в отношении тех, с кем мы сталкиваемся ежедневно.
Лопухин: любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу.

4:21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
К тому же Сам Бог нам разъяснил, что если мы хотим на деле показать Ему, что любим Его- то мы должны научиться любить и брата своего. Иначе пустая у нас любовь получится, неправильная, не приносящая пользы ни нам, ни ближним.