Кот ученый - Образовательный портал

Презентация на тему: Святые воины. Сильная рука и кротость сердца Святые воины русской православной церкви













1 из 12

Презентация на тему: Святые воины

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Кондак Кресту Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. Тропарь Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

№ слайда 3

Описание слайда:

Возлюби Господа и возлюби ближнего - это заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

№ слайда 4

Описание слайда:

История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя)в 988году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.

№ слайда 5

Описание слайда:

ЖИТИЯ СВЯТЫХ Архистратиг Божий Михаил-начальник Небесного ангельского воинства. Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг. Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством небесным под предводительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор- усыпальница в Кремле.

№ слайда 6

Описание слайда:

Святой великомученик и победоносец Георгий. Вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан – императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна, а затем и ближайшего советника императора.Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Из древних воинов – мучеников святой Георгий пользовался наибольшим почитанием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Георгия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия длят нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почётной наградой.

№ слайда 8

Описание слайда:

Святой благоверный князь Александр Невский Происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благочестие князя-воина было вознаграждено. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой «Пойдем поможем сроднику нашему Александру…»И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов. Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к русской земле.

№ слайда 9

Описание слайда:

Святой благоверный князь Дмитрий Донской Время жизни святого благоверного князя Дмитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь с великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Дмитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Дмитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви. Без благословления которой он не принимал никаких важных государственных решений.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«Пришло, братья, время брани нашей,- обратился великий князь Димитрий к войску,- Бог нам прибежище и сила. Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив. После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет.19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.

№ слайда 12

Описание слайда:

Антонова С.Ю.Наша память. Я поклонюсь родной земли героям. Я этой славой с детства дорожу.Пусть Мать-Земля моя не знает горя!Отечеству и Родине служу!Дай Бог родным просторам этимНе видеть больше стана ворога, А купола своим священным светом Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога! Святых в Земле из века просиявших Мы память чтим!- Не просто - то слова! Цветет и крепнет пусть во имя павших Святая вечно Русская Земля!

Слайд 2).

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции в культурное пространство своей Родины – России.

Задачи:

  • Дополнить знания обучающихся о великом князе Александре Невском и его роли в истории России.
  • Совершенствовать умение осмысления жизни знаменитых людей, значения исторических событий; устную речь.
  • Воспитывать чувство уважения и благодарности нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Эпиграф: История есть в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.(Н. М. Карамзин.)

(Приложение 1 . Слайд 3).

Эпиграф и все изображения святого благоверного князя Александра Невского показываются на экране.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, прошу вас внимательно прочитать эпиграф нашего сегодняшнего занятия. К нему мы вернёмся при подведении итогов сегодняшней беседы.
Вы знаете, что по итогам рейтингового голосования в проекте «Имя России» главным персонажем российской истории объявлен… Кто?!

Ответ: Князь Александр Невский (Приложение 1 . Слайд 4).

Учитель: Кто помнит, в каком веке жил князь?!

Ответ: В XIII веке.

Учитель : Охарактеризуйте, пожалуйста, историческую обстановку Руси в то время.

Ответ: Это было едва ли не самое трудное время в истории России: с востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища.

Учитель: А в самой Руси, какая была обстановка?

Ответ: Русские князья вели братоубийственную войну за власть.

2. Слово учителя

– Да, ребята, самым страшным для православной Руси было то, что столь жестокий урок гнева господня не вразумлял многих русских правителей: и под властью Орды князья продолжали битву за власть. Одним из первых, кто начал прозревать смысл уроков Промысла Божия в судьбах России, явился святой благоверный князь Александр Невский – великий воин и дипломат, молитвенник и строитель земли Русской; истинно христианский правитель, печальник о народных судьбах, наделённый от Господа государственной мудростью.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переяславле (ныне г. Переяславль-Залесский), был вторым сыном княжеской четы, отличавшейся христианскими добродетелями.

С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде. Несладким было это княжение среди постоянных раздоров и смут. По обычаям князь не имел права вмешиваться во внутренние дела города. Будучи благочестивым, князь Александр пытался кротким словом умирить бурление страстей. Он славился своим милосердием. Во время голода опустошал княжескую сокровищницу, чтобы прокормить нуждающихся. Князь был очень красив – телом и духом. Загрубевшие новгородцы говорили: «Князь наш – святой». Но однажды новгородская вольница прогнала от себя святого благоверного князя Александра, правда вскоре, устрашившись нашествия врагов, упросила вернуться. Князь вернулся, не вспоминая былых обид.

В 1239 году святой князь женился на полоцкой княжне. Их брак благословили при венчании чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», которая всю жизнь была с князем. Сейчас эта икона находится в Костроме. Младший из четырёх сыновей святого благоверного князя Александра Невского, получив после смерти отца московское княжество, стал великим угодником Божиим – святым благоверным князем Даниилом Московским. Ревнитель благочестия, молитвенник и постник, благоверный князь Александр не забывал и о своём долге правителя – готовился защищать Церковь и народ силою меча. С ранних лет сопровождал в походах своего отца. В ратном искусстве он превосходил своих опытнейших витязей.

В 1240 году шведы пришли к Неве. Командующий князь Биргер отправил послов, говоря князю Александру: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Услышав это, князь, упав на колени в церкви святой Софии, горячо молился Богу о помощи в защите Святой Церкви, православной веры и народа. Архиепископ Спиридон благословил князя. Князь, выйдя из церкви, ободрил свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Новгороду неоткуда было ждать земной помощи, но князь-молитвенник уповал на помощь Небесную.

Князь Александр Ярославович Невский (Приложение 1 . Слайд 5).

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом крещении Филипп) видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». То был день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Русские витязи являли чудеса доблести. Как написано в книге «Симфония» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Ничто так людям неприятно и не желательно, как свобода. …Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем». Но были явлены и чудеса Божии, потому как были перебиты враги там, куда не могли попасть воины князя Александра. За эту победу князь был назван Невским. Ему было всего 20 лет!!!

Князь Александр наносит рану в лицо Биргеру (Приложение 1 . Слайд 6).

Зимой 1242 года началась война с немецкими рыцарями, гордо заявлявшими, что «подчинят себе весь славянский народ». Главной задачей врагов было уничтожение православной веры, обращение русского народа в католическую веру. Святой Александр, выступив в поход, освободил Псков, а весной 1242 дал Тевтонскому ордену решительное сражение. Накануне битвы на Чудском озере святой Александр снова горячо просил Бога о помощи. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом русских воинов крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, стоял громкий треск от ломающихся копий и мечей. Не было видно льда озера, ибо он покрылся кровью.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Именем непобедимого князя Александра посланцы русских княжеств пытались напугать даже хана Батыя. На что Батый, усмехнувшись, послал сказать русскому герою, о том, что Бог покорил ему, великому хану, многие народы. Лишь один князь ему не покорился, но, если Александр хочет сохранить свои земли, то должен прийти к Батыю и увидеть славу царства его.

Не затуманила разум благоверного князя Александра полководческая слава. Чуждый тщеславия, он понимал, что не может сопротивляться полумиллионному войску монголов, и если не подчинится требованию властелина Золотой Орды, то погубит свой народ.

По благословению митрополита Кирилла благоверный Александр направился в Орду, зная, что до него в Орде уже были казнены князья-мученики, отказавшиеся поклониться языческим кумирам. Святой Александр готовился также принять смерть в Орде, ибо верный Христу не мог поклоняться идолам. Отказ же от поездки грозил новым нашествием Орды на Русскую землю.

Прибыв в ханскую ставку, благоверный князь со спокойной твёрдостью отказался «проходить через огонь». Но вместо казни, его отвели к хану, пожелавшему взглянуть на знаменитого русича.

Войдя к хану, святой князь Александр, преклонил колена перед Батыем со словами: «Тебе поклонюся, о царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; идолам же не поклонюсь, поелику Богу Единому поклоняюся, Которому служу».

Князь Александр перед ханом Батыем (Приложение 1 . Слайд 7).

Прекрасный, кроткий облик русского князя, его мудрые речи смягчили сердце владыки Золотой Орды.

«Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему» – заявил он своим вельможам. Батый принял русича как дорого гостя и обещал мир его народу (Приложение 1 . Слайд 8).

Продолжалась война с католическим Западом. Не добившись своих целей обманом, западные христиане снова взялись за оружие.
После смерти Батыя благоверному князю снова пришлось налаживать отношения с новым ханом – сыном Батыя Сартаком. Конфликт, который дерзко спровоцировал легкомысленный брат князя Александра, святому князю удалось не только остановить новое кровопролитие, но и изменить отношения между Ордой и Русью. Сердечная дружба правителей стала приобретать черты союза. С той поры в ханских ярлыках, которые выдавались русским митрополитам, монголам запрещалось хулить православную веру и чинить обиды духовенству под страхом смертной казни.

Получив от Сартака ярлык на великокняжеский престол, святой князь Александр вернулся в отечество – возрождать Русь из развалин. Он стал единовластным великим князем всей Руси. Не прельщаясь ни властью, ни богатством, благочестивый князь управлял страной мудро и справедливо, одинаково заботясь обо всех подданных.

Князю ещё дважды пришлось побывать в Орде, предотвращая новые набеги. Несмотря на тяжкую дань татарам, начали восстанавливаться силы отечества. Более того, при хане Берке в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Впоследствии немало ордынцев приняли веру Христову; подвигами благочестия просиял и прославлен Русской Церковью потомок Чингисхана преподобный царевич Петр Ордынский.

Возвращаясь из последней поездки, святой князь заболел. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение русскому народу и Русской Церкви. Не доехав до Владимира, в Городце, князь-подвижник завершил многотрудный земной путь в монастыре принятием святой иноческой схимы с именем Алексий и 14 ноября 1263 года предал свой дух Господу. Митрополит Кирилл, его духовный отец и сподвижник сказал народу: «Чада мои милые, закатилось солнце Земли Русской!»

Но не оставил благоверный князь Александр народ свой, не позабыл он земную родину и в Небесном Отечестве. Много знамений и чудес было явлено от его честных мощей.

Иконы святого благоверного великого князь Александр Невский (Приложение 1 . Слайды 9-10).

30 августа 1724 года мощи его были перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи (Приложение 1 . Слайд 11). Сейчас при Московской педагогической академии создано и успешно работает много лет общество «Наследники Александра Невского», которое ведёт огромнейшую просветительскую работу по изучению культурного наследия нашей великой Родины. Учреждена общественная награда для дипломатов – премия святого благоверного князя Александра Невского, Литературная премия им. Александра Невского (Приложение 1 . Слайд 12). и др.

Твёрдым щитом Церкви и всего русского народа является Небесный представитель наш – святой благоверный великий князь Александр Невский.

3. Беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, сегодня мы ещё раз поговорили о замечательном нашем предке, великой исторической личности, русском святом. Давайте вместе вспомним самое важное из его жизни. Как вы думаете, почему князь Александр Невский был так удачлив в войнах, битвах?!

Ответ: Ему помогал Бог, Его Ангелы.

Учитель: Почему Бог помогал ему?! На Руси было много князей.

Ответ: Князь вёл благочестивую жизнь, просил в молитвах помощи у Бога, был верен Православию, не принимал католическую веру. Всегда носил с собой икону Божией Матери Феодоровскую.

Учитель: ребята, какой факт из жизнеописания великого князя больше всего поразил вас?

Ответ 1: С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.

Ответ 2: В 20 лет выиграл Невскую битву.

Ответ 3: Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»

Ответ 4: Князь стал монахом.

Ответ 5: Князь был необыкновенно мудрым и скромным.

Ответ 6: Видение воину Пелгую.

Учитель: Какова роль великого князя Александра Невского в истории России?

Ответ: Если бы ни его мудрое управление государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.

Учитель: Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор, определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь Александр Невский?

Ответ: Князь Александр Невский причислен к лику святых, потому что вёл святую праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты русского человека. Он является достойным представителем нашей нации и служит примером для подражания.

Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Подтверждено ли это высказывание сегодняшней нашей беседой?!

Ответ: Да, сегодня мы это доказали однозначно.

Страница 2 из 2

Январь.

01 - прп. Илия Муромец Печерский чудотворец.

09 - блгв. кн. Всеволод Псковский

16 - мч. Гордий (во время гонений объявил себя христианином и после мучений был обезглавлен).

21 - 20 воинов, 7 отроков и мучч. Иулиан, Василиса и иже с ними.

22 - мч. Полиевкт воин (в ревности по вере Христовой разбил идолов и после мучений был обезглавлен).

25 - мч. Мертий воин (пострадал при Диоклетиане в Африке).

26 - муч. Стратоника (темничный страж, пострадал при Ликинии в 315 г.; после истязаний был утоплен в Дунае).

Февраль.

04 - прмч. Анастасий Персянин (воин, который при виде чудес от Св. Креста Господня, принесенного в Персию, крестился и принял монашество; после мучений удавлен персами-язычниками).

08 - блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии; 7 воинов и мчч. Анания пресвитер и Петр (за осмеяние языческих богов и исповедание веры после жестоких мучений были утоплены в море в Финикии при Диоклетиане).

12 - муч. Феофила (греческий воевода исповедовал себя христианином в плену у агарян; обезглавлен в 784 г.),
прп. Зинона (бывший воин, поселился в горе близ Антиохии, где провел 40 лет).

13 - свв. Кир и Иоанн (был воином, потом принял монашество, пришел в Аравию к св. Киру и с ним помогал больным и распространял веру Христову; после мучений были обезглавлены).

16 - блгв. кн. Романа Угличского.

17 - блгв. кн. Георгий Всеволодович Владимирский (погиб в битве с Батыем; угодил Богу построением и украшением храмов, распространением веры среди язычников своей области и щедрой милостыней людям).

20 - вмч. Феодора Тирона.

21 - вмч. Феодор Стратилат (воевода, который распространял веру Христову среди граждан своего города, после великих мучений был обезглавлен).

24 - блгв. кн. Всеволода Псковского.

27 - блгв. кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор (перенесение мощей).

Март.

02 - вмч. Феодор Тирон (т. е. воин-новобранец; во время гонений принял христианство и сжег языческий храм; после великих мучений был сржжен на костре).

05 - блгв. кн. Ярослава Мудрого.

07 - мч. Маврикий-военначальник и 70 его воинов (за исповедание Христа после мучений были утоплены в болоте).

08 - прп. Александр (сначала был воином, затем принял монашество, основал 9 монастырей и первый установил в них чин «неусыпающих»).

12 - прп. Тита воина, чудотворца Печерского.

16 - мчч. Евтропий и Клеоник, братья (воины, друзья вмч. Феодора Тирона; пострадали за обращение многих язычников и твердое исповедание веры) и Василиска (племянник муч. Феодора Тирона).

17 - блгв. кн. Даниил Московский, блгв. кн. Василий Ростовский (в битве с Батыем был взят в плен; убит за отказ изменить святой вере), блгв. вел. кн. Георгий Владимирский, блгв. кн. Вячеслав Чешский.

18 - обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

19 - свв. 42 мчч. (военачальники; за исповедование веры Христовой в плену у магометан после мучений были обезглавлены и брошены в реку, Амморийских ).

22 - 40 мчч. Севастийских.

27 - блгв. вел. кн. Ростислав-Михаил Киевский, Смоленский.

31 - мчч. Трофим и Евкарпий (были воинами и сыщиками против христиан, но потом сами уверовали в Спасителя и были сожжены в Никомидии).

Апрель.

05 - сщмч. Никон (воин-язычник; после крещения принял монашество, подвизался в пустыне, был поставлен в епископа; обратил в христианство своих бывших товарищей воинов; скончался мученически).

10 - мч. Бояна, кн. Болгарского.

20 - мучч. 200 воинов (обращены заключенным в темницу св. диаконом Руфином; обезглавлены в 310 г.).

24 - мучч. Прокеса и Мартиниана (стражи Мамертийской тюрьмы в Риме во время пребывания там св. апп. Петра и Павла; видя чудеса, вместе с заключенными уверовали во Христа; были подвергнуты мучениям и обезглавлены).

28 - мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его; блгв. кн. Мстислав (Феодор) Киевский (сын Владимира Мономаха).

Май.

02 - мчч. Христофор, Феона и Антонин (воины, которые при виде мучений вмч. Георгия Победоносца уверовали во Христа и после мучений были сожжены).

04 - мчч. Феодор, Сократ и Дионисий (мч. Феодор за веру Христову был распят на кресте; после трехдневных мучений скончался; при виде его мучений уверовали и приняли мученическую кончину воины Сократ и Дионисий, бывший языческий жрец Диоскор и мать св. Феодора Филлипия).

06 - вмч. Георгий Победоносец и мчч. Анатолий и Протолеон (воины уверовавшие во Христа при виде мучений вмч. Георгия).

07 - мч. Савва Стратилат и 70 воинов его (утешал в темнице христиан, затем и сам объявил себя христианином, за что после мучений был утоплен в реке; видя мучения уверовали и были обезглавлены и 70 его воинов);

мчч. Пасикрат и Валентин (воины, родом славяне; пострадали за исповедание Христа).

15 - блгвв. кнн. Бориса и Глеба (перенесение мощей).

17 - 40 воинов с сщмч. Сильваном епископом Газским (были обезглавлены за веру Христову).

19 - мучч. Варвара, Вакха, Каллимаха и Дионисия (пострадали при Юлиане Отступнике в 362 г.).

20 - мч. Акакий сотник (после мучений был обезглавлен за веру Христову).

23 - мч. Исихий Антиохийский (воин при дворе Диоклетиана, за исповедание веры был утоплен с жерновом на шее).

26 - мч. Лаодикий (страж темничный; уверовал при виде мучений мц. Гликерии, был усечен мечом);

мч.Александр Римский (воин при Максимиане; был предан жестоким мучениям и обезглавлен на 18 году жизни).

27 - мч. Исидор воин (обезглавлен за веру Христову).

28 - прп. Пахомий Великий (воин-язычник, после крещения подвизался в египетской пустыни, основал несколько монастырей).

30 - мчч. Солохон, Памфамир и Памфалон (воины, отказавшиеся принести жертву идолам при Максимиане; умучены).

Июнь.

01 - блгв. вел. кн. Димития Донского.

02 - мчч. Александр и Астерий воины (обезглавлены за веру Христову); блгв. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского.

03 - блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

06 - муч. Мелетия Стратилата и с ним 1218 воинов с женами и детьми (казнены за разрушение языческих храмов).

09 - мч. Дидим воин (усечен мечем).

13 - мч. Ермий (был воином, уже стариком за исповедование веры был обезглавлен).

18 - блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (перенесение мощей), блгв. кн. Феодора Новгородского.

21 - вмч. Феодора Стратилата , прп. Ефрема патр. Антиохийского, бывшего воина (+ 545 г.).

23 - Александр воин (вместе с мц. Антониной после истязаний был брошен в яму с огнем и засыпан землей).

25 - прп. Петр Афонский (был военачальником, попал в плен, освободился и принял монашество; 54 года подвизался на Афоне в тесной пещере; тело его было покрыто густыми волосами и борода доставала до земли).

27 - блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый Новгородский.

28 - блгв. кн. Лазаря Сербского (заботился о христианском просвещении народа; во время войны с турками получил 16 ран и был взят в плен, усечен мечом в 1389 г.).

29 - прп. Тихон Луховский, Костромской.

30 - мчч. Мануила, Савела и Исмаила. (362). (Из персидского знатного рода, были на военной службе, к Юлиану отступнику были отправлены на переговоры, а он, узнав, что они христиане, предал их на мучения)

Июль.

01 - мч. Леонтий военачальник (во время суда за веру Христову исцелил судью от болезни; судьи Ипатий и Феодул тоже уверовали и вмете приняли мученический венец), мучч. Феодула и Леонтия (воин Феодул (был обезглавлен) уверовал видя чудесное исцеление трибуна Ипатия посланного, чтобы схватить военначальника Леонтия(был распят).

04 - мчч. 20-ти воинов.

14 - прп. Петр (был военачальником, попал в плен, по освобождении 34 года подвизался монахом).

16 - блгвв. кнн. Василий и Константин Ярославские (в 1267 г. погиб в битве с татарами).

17 - блгв. кн.Андрея Боголюбского.

20 - прп. Фома Малеин (был воином, п принятии монашества подвизался на горе Малее).

21 - вмч. Прокопий (был послан в Египет преследовать христиан, но после явления в небе креста и гласа свыше уверовал во Христа; претерпел великие мучения и был обезглавлен).

22 - муч. Александра (прибыл с Юлианом Отступником в Египет, чтобы расправиться с пустынниками; видя мучения и неуязвимость прп. отцов, уверовал и присоединился к ним).

27 - мч. Иуст (римский воин, за нежелание отречься от Христа был мучим и сожжен).

28 - равноап. вел. кн. Владимира.

Август.

01 - блгв. кн. Романа Рязанского (замучен в Орде в 1270 г.).

05 - прав. воина Феодора Непобедимого.

06 - блгвв. кн. Бориса и Глеба

12 - мч. Иоанн воин (укрывал и утешал христиан, а потом и сам претерпел мучения, скончался мирно).

13 - праведный Евдоким (военачальник угодивший Богу своей благочестивой жизнью и заботой о бедных, вдовах и сиротах).

16 - прп. Далмат (был воином, затем принял монашество, защишал православную веру на 3 Вселенском соборе).

17 - 7 отроков иже во Ефесе.

18 - мч. Евсигний (60 лет служил воином, обличал язычников, обезглавлен 110 лет от роду.

20 - мч. Марин воин (пострадал в Кесарии палестинской); прав. Стефан 1, король Венгрии.

24 - прп. Феодор князь Острожский, муч. Максима (воин-комит, сожжен при Диоклетиане).

25 - мч. Аникита (военачальник, обличал царя язычника, был сожжен в раскаленной печи).

26 - муч. Ипполита (начальник тюремной стражи; пострадал при Декии в 258 г. влачимый дикими конями).

Сентябрь.

01 - мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников.

02 - муч. Мемнона Сотника (пострадал при Диоклетиане; после жестоких истязаний сожжен).

12 - перен. мощей блгв. кн. Александра Невского, обрет. мощей блгв. кн. Даниила Московского.

14 - прав. Иисуса Навина.

16 - муч. Зинона воина (при Диоклетиане после мучений обезглавлен).

18 - убиение блгв. кн. Глеба, мучч. Иувентина и Максима (римские воины-щитоносцы пострадали при Юлиане Отступнике).

19 - муч. Ромила (военначальник Траяна; обезглавлен).

20 - прпп. Александра Пересвета и Андрея Ослябы.

26 - сщмч. Корнилий сотник.

28 - вмч. Никита (воин; после мучений был брошен в огонь, тело его осталось невредимо и было погребено христианами).

Октябрь.

02 - блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского; блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

03 - вмч. Евстафий (римский полководец; после великих мучений вместе с женой и сыновьями был брошен в раскаленного медного быка, тела их остались невредимы).

мчч. Князь Михаил и боярин его Феодор. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского. Блгв. кн.-мч. Иоанна Путивльского.

07 - св. Владислава, царя Сербского.

11 - блгв. кн. Вячеслава Чешского.

10 - мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных.

15 - прав. Воина Феодора Непобедимого.

17 - блгв. кн. Владимир Новгородский, св. Стефан (воевода сербского деспота).

22 - прп. Петра Галатийского (в царствование Феофила (9в.) был воином-комитом; закончил жизнь в обители св. Фоки в Константинополе); мч. Еввентий (Иувентин) и Максима воинов (361-363)

23 - мч. Феотекн (знатный воин, пострадал при Максимиане).

25 - св. Мартин Милостивый (был воином; приняв монашество стал епископом Турским; угодил Богу милосердием к бедным; прозорливец и чудотворец). мчч. Прова, Тараха , Андроника

26 - прп. Никита исповедник (был воеводой, затем принял монашество; много пострадал за почитание икон).

29 - мч. Лонгин сотник.

Ноябрь.

01 - мч. Уар (после мучений был повешен на дереве).

02 - вмч. Артемий (военачальник, который смело обличал царя Юлиана за отступничество; после мучений был обезглавлен).

04 - семи отроков иже во Ефесе, муч. Ираклия воина (обезглавлен в 3 в.).

08 - вмч. Димитрий Солунский.

09 - блгв. кн. Андрея Смоленского (перенесение мощей в 1540 г.).

15 - Афония воина (персидский воин уверовавший при виде вышедших невредимыми из кипящего котла святых; обезглавлен).

16 - мучч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия и других (сожжены при Диоклетиане).

17 - прп. Иоанникий Великий (24 года был воином; приняв монашество выучился грамоте и подвизался в пустыне).

20 - Мелитинских мучеников.

24 - мч. Мина (был воином, затем подвизался в пустыни; после мучений был обезглавлен).

мч. Виктор (воин, после мучений обезглавлен).

27 - блгв. царя Иустиниана (греческий импертор (+565 г.).

30 - мч. Гоброн (Михаил) и с ним 133 воина (усечены мечом в Кахетии ).

Декабрь.

03 - мч. Дасия (284-305): был молодым воином, его должны были принести в жертву яз. богу Кроносу, он потратил время перед этим на проповедь христианства и обличение язычества

04 - блгв. кн. Ярополка - Петра Изяславовича.

05 - блгв. кн. Михаил Тверской (убит в орде); кн. Ярополка-Петра.

праведный Михаил воин (болгарин, с детства отличался благочестием).

06 - блгв. кн. Александр Невский.

07 - мч. Порфирий полководец и 200 воинов (уверовали при виде мучений вмч. Екатерины), мч. Меркурий Смоленский (угодил Богу постом и молитвой; убит в битве с татарами), вмуч. Меркурия Кесарийского и муч. Меркурия Смоленского.

26 - мч. Евстратий - из 5 мучеников Евстратий был военачальником (во время гонений объявили себя христианами)

31 - мчч. Севастиана и дружины его.

Воспитанию воинов в Древней Руси всегда придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело - каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть . Но мало одной подготовки - для того, чтобы воспитать полноценного воина, требовалось и духовное наполнение, как бы сейчас сказали - идеологическая и морально-психологическая подготовка.

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал - древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.


Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать - князь и его дружинники - считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии - это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

Еще в глубоком детстве будущего воина сажали на коня, давали в руки оружие. В десять лет мальчика уже плотно обучали воинскому мастерству, а в двенадцать лет он начинал участвовать в походах, непрестанно совершенствуя свое воинское мастерство. Так воспитывали, к примеру, князя Святослава. Большую роль в воспитании знатных русичей играло знание обрядов. Князья считались внуками Даждьбога, потомками Солнца. Конечно, двенадцатилетнего отрока еще старались беречь от опасных ситуаций во время походов. Но вот к пятнадцати годам юный воин считался уже полностью сформировавшимся молодым мужчиной - он был годен и для войны, и для командования боевой дружиной, и для женитьбы.

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

Постепенно уходили в прошлое представления о магическом могуществе русской знати. Теперь знатный человек должен был являть пример не только силы, доблести, воинских навыков, но и христианского благочестия. Формировалась традиция христианского воинского служения, которая, кстати, серьезно отличалась от византийской - ведь Византия прибегала к найму профессиональных воинов, а на Руси воинское служение воспринималось сквозь призму сочетания христианских и славянских архаичных традиций. Русский воин защищал свою землю и род, а после принятия христианства - еще и христианскую православную веру. Главными противниками Руси после ее христианизации стали государства и образования, исповедовавшие другие направления христианства или другие религии - тюркские кочевники-тенгрианцы, языческие племена Севера, немецкие католические рыцари, мусульманские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды. Таким образом, защита родной страны приобретала и религиозное содержание борьбы с иноверцами. Формируется и образ воина - мученика, который готов принять смерть от рук врага, но вынужден убивать и сам - для защиты своей страны и веры.

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны - Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители - митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям - той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда - греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании - это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Настоящим испытанием для Руси стало вторжение монгольских орд и последовавшая зависимость от Золотой Орды. Православная церковь играла огромную роль в консолидации народа и сохранении русской идентичности, в те столетия «замешанной» именно на православии. Здесь стоит отметить, что свою роль сыграла первоначальная веротерпимость ордынских ханов, которые сильно не вмешивались во внутренние дела подконтрольных территорий и, благодаря этому, русской православной культуре удалось сохраниться в многочисленных монастырях. Православное духовенство в драматические для Руси времена вдохновляло русских воинов на защиту отечества, укрепляло их стойкость, внушало веру в свои силы и в Божью помощь в деле защиты русской земли. Неоднократно сами православные монахи были превосходными воинами и в сражениях с неприятелем, при обороне своих монастырей показывали и чудеса доблести, и прекрасные навыки обращения с оружием.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин - язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того - сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне - в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь - это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. - Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский - были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах - воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов - победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат - фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Благоверный князь Довмонт Псковский

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

2. Святой благоверный князь Александр Невский

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

3. Праведный Феодор Ушаков

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

4. Праведный Иоанн Русский

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

5. Мученик Меркурий Смоленский

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Андрей Сегеда

Вконтакте