Кот ученый - Образовательный портал

Название экскурсий по библиотеке для школьников. Экскурсия в библиотеку "Первое посещение библиотеки.Посвящение в читатели". Пружанская районная детская библиотека

Екатерина Денибекова
«Экскурсия в библиотеку». Конспект НОД для детей подготовительной группы

«Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут .

Сюда приходят взрослые и дети

Потому что книги здесь живут».

Экскурсия , как форма обучения-это особый вид занятий, который дает возможность,в естественной обстановке знакомить детей с природными , культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том , что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку » для детей подготовительной группы .

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира,расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд» (хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель НОД : познакомить детей с профессией библиотекаря .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки .

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке , клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

Ход НОД-ЭКСКУРСИИ :

1. Вводная часть :

За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии ) . Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность,ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку . Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения,и правила поведения в общественных местах.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке ?

(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

2. Основной этап :

Дети и воспитатель пришли в библиотеку . Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку . Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря , предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия » , что означает «книга» . У многих людей есть домашние библиотеки , читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки . Работа библиотекаря проходит в библиотеке , среди книг. Каждая библиотека – это целые города , длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь . У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки ,дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей .

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Затем воспитатель просит библиотек ., записать в карточку книгу,за который пришли.

Воспитатель : Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают : подклеить! Воспитатель : Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку . А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу и прощаются .

3. Заключительный этап : Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь » .

23 мая в библиотеке-филиале № 7 провели экскурсию для первоклассников (1В класс МБОУ СОШ № 1, учитель — Душечкина В.С.) «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья».

В фойе библиотеки заведующая Дорохова Е. А. провела беседу у выставки «Время сказочных приключений». Дети узнали, что такое библиотека, сколько книг хранится в библиотеке, какие из них — для детей. Ребята с интересом рассматривали красивые новые книги из серий «Великие сказочники мира», «О принцах и принцессах», «Там, на неведомых дорожках». Затем дети посетили читальный зал, где их вниманию были предоставлены разнообразные детские журналы, энциклопедии, иллюстрированные справочники для младших школьников.

Библиотекарь Никитина А. В. провела беседу-экскурсию на абонементе. Ребята побывали в удивительном городе, где вместо улиц — ряды книжных стеллажей, вместо этажей — книжные полки, дома — это тома книг. А у каждого дома своё название. Дети познакомились с жильцами города — литературными героями.

Библиотекарь рассказала, какие книги есть на абонементе, что все они находятся по отделам: животные, космос, техника, история и др. Дети познакомились с правилами пользования библиотекой. Ученики вслух по цепочке прочитали плакат «Убедительная просьба книги», узнали, чего книжки не любят, а чему будут благодарны. Детям рассказали, что такое читательский формуляр, поручительство

Ребята были приглашены в «Книжкину больницу», где помогают книгам, нуждающимся в лечении. Были продемонстрированы инструменты для лечения, такие как клей, скотч, ножницы, бумага. Ребята выразили желание тоже приходить и помогать в «лечении» книжек.

В заключение ребята с удовольствием отгадывали загадки про книгу и известных сказочных персонажей.

А поскольку экскурсия проходила накануне праздника — Дня славянской письменности — библиотекари не могли оставить это без внимания, и дети приняли участие в небольшом библиотечном уроке «Из истории письма».

Ребята узнали, на чем писали люди, когда не было бумаги, как обходились без букв, когда появился первый славянский алфавит, что означает слово «азбука», за что почитаемы проповедники Кирилл и Мефодий и многое другое.

А затем ребята поучаствовали в интересных развивающих играх: «Наборщик» (из букв одного слова составить другие слова), «Измени слово» (надо было из каждого слова исключить по одной букве, чтобы получились новые слова), «Запомни, повтори и дополни» (каждый участник по очереди повторял уже названные слова в правильной последовательности и добавлял к ним своё слово по теме «Школьные принадлежности»)

По ходу мероприятия ребята задавали свои вопросы. Урок получился познавательным и интересным.








Классный час на тему: «Экскурсия в библиотеку»

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра-викторина для закрепления услышанного на уроке.

Ход урока

    Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в нашу школьную библиотеку.

    Актуализация опорных знаний:

Прежде чем, мы отправимся на экскурсию, давайте вспомним, как следует себя вести в библиотеке?

Правила поведения в библиотеке

1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.

7. С книгами обращайся аккуратно.

8. Уходя, обязательно попрощайся

    Экскурсия:

Слово учителя:

В библиотеке хранится очень много книг. Сюда приходят и взрослые, и дети. Они могут взять книгу домой почитать и вернуть. А некоторые здесь, в читальном зале, читают.

Мы сегодня пришли с вами в гости к нашим друзьям. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека.

Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, много тут книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами), у кого–то такие формуляры уже есть.

А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.

Знаете ли вы, что представляет собой справочный фонд?

Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы люди быстрее ознакомились книжным фондом, делаются книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой, давайте мы с вами вместе попытаемся их вспомнить и назвать:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

    Заключетельная часть экскурсии:

Ребята, после того, как мы познакомились с библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, какие сказки вы помните и знаете:

    Беседа по вопросам:

Какие сказки вам читали ваши родители?

Кто ваш любимый сказочный герой?

Расскажите про сказку, которую любите больше всего?

Сейчас часто ли вы читаете сказки?

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки.

    Рефлексия:

Чему была посвящена наша экскурсия сегодня?

Что нового узнали?

Что было сложным?

И в заключении нашего нетрадиционного урока хочется проверить, как вы запомнили и усволи тему нашего урока:

Проводится викторина. Класс делится на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно готовят коллективный ответ на все вопросы в письменной форме, договариваются, кому отвечать.

Вопросы для викторины:

    Что такое библиотека?

    Как нужно вести себя в библиотеке?

    Как следует обращаться с книгой?

    На какой срок выдается книга читателю?

    Какие книг нельзя брать домой?

    Где можно поработать и познакомиться с книгой, которую не разрешается брать домой?

    Что такое справочный фонд и где он находится?

    Что может составлять справочный фонд?

    По какому принципу делаются книжные выставки в библиотеке? Что из них мы можем узнать?

    Что такое читательский формуляр и какую функцию он выполняет?

    Подведение итогов:

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

пешеходные по Москве

Новое, совершенно необыкновенное путешествие в национальную сокровищницу знаний - экскурсия в знаменитую «Ленинку»! «День открытых дверей» в Российской Государственной библиотеке на Воздвиженке - самое подробное знакомство с главной библиотекой нашей страны, в которой хранится жизнь и душа целых народов, века истории и мегабайты информации на всех языках мира! Увлекательная прогулка по историческим читальным залам и каталогам «Ленинки», с эксклюзивным посещением 19-ти ярусного книжного хранилища , куда доступ «простым смертным» категорически запрещен!

Цена: от 1330 RUB

Всем книгочеям, книговедам и книголюбам посвящается! Новое, совершенно необыкновенное путешествие в национальную сокровищницу знаний - эксклюзивная экскурсия в знаменитую «Ленинку», с посещением уникального 19-ти ярусного книгохранилища , куда доступ «простым смертным» категорически запрещен!

За сто пятьдесят лет своей истории Российская Государственная библиотека превратилась из Румянцевского публичного «музеума» в самую крупную в континентальной Европе и крупнейшую в мире публичную библиотеку. Это колоссальное собрание (46 миллионов!) книг и документов, географических карт и нотных изданий, музыкальных пластинок, газет, журналов, гравюр, плакатов, фотографий, писем, графики, микроформ, дисков, экслибрисов… Здесь хранятся редчайшие раритеты от древнего кириллического «Евангелия» на пергаменте и первой Гуттенберговой Библии до подлинных писем Достоевского, рукописей Толстого и иконописных иллюстраций Андрея Рублева. Старинные сочинения Каббалы, персидские сборники поэзии, французские Книги Часов, славянские рукописи, пережившие монгольское нашествие, армянские священные книги, Псалтири, по которым молился Иван Грозный, и книги, которые держали в руках члены династии Романовых… Здесь обдумывал главы «Войны и мира» Лев Толстой, юный Константин Циолковский самостоятельно изучал высшую алгебру, астрономию и механику, получая книги из рук философа-космиста Николая Федорова, который работал здесь обычным библиотекарем…
Сегодня нам представится уникальная возможность изнутри познакомиться с удивительным, потрясающим миром главной библиотеки России, побывать в ее исторических читальных залах и залах каталогов, в реставрационных мастерских, и даже в огромном 19-ти ярусном книгохранилище, куда вход обычным читателям воспрещен! В ходе экскурсии по Главному зданию библиотеки вы сможете отследить механизм хранения и передачи книги в читальный зал библиотеки, к читателю. Почувствуете себя в роли читателя Ленинки: научитесь пользоваться карточным и электронным каталогами, оформлять заказ, а также сможете познакомиться с редчайшими коллекциями необычных книг и удивительных изданий. Вы сможете пройти по бесконечным лабиринтам книжного хранилища, научитесь расшифровывать «адрес книги» и искать ее на полках, отправлять на стол к читателю и очищать от пыли. Отличный выходной - нетривиальный, увлекательный, невероятный!

Стоимость программы:
взрослый - 1330 руб.

ребенок - 1330 руб.

Дети допускаются с 7 лет.

Сбор туристов в 10.35, ст.м. «Библиотека имени Ленина» у памятника Достоевскому. Отправление в 10.50. Сопровождающий с табличкой "Название экскурсии".

Продолжительность экскурсии: ~2 часа (ориентировочно). Внимание: В библиотеку просьба не брать с собой крупных сумок. Небольшие дамские сумочки разрешаются. Большие сумки можно сдать в гардероб, но камера хранения отсутствует. Категорически запрещено проносить на территорию библиотеки любую печатную продукцию.

Обратите также внимание на другие программы с посещением Библиотеки имени Ленина.

В детской библиотеке прошла экскурсия «Чудесная страна-библиотека» для учащихся МОУ СОШ №1 1А кл.

6 мая распахнула свои двери детская библиотека для маленьких учащихся 1А кл. МОУ СОШ №1. В библиотеке детишек ждал теплый прием. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что они пришли в хранилище книг, познакомила с правилами поведения в зале и на абонементе. Ребята с большим интересом слушали рассказ о том, как правильно нужно обращаться с книгами, для чего они нужны и как создаются. Обратила внимание, как аккуратно расставлены книги на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид.

Большое внимание детей привлекла выставка книг «Солдатская доблесть», посвященная Дню победы. Ребята с удовольствием рассматривали стеллажи, удивляясь большому количеству книг, стоящих на книжных полках. Детей познакомили с термином «книжная выставка».

С удовольствием юные посетители рассматривали книжки-малютки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, энциклопедии.

Много эмоций вызвало посещение читального зала в библиотеке, где для ребят подготовили сказочную викторину «Сказка за сказкой», в конце игры выявились лучшие знатоки сказок, которые были награждены сладкими призами.

Экскурсия произвела на ребят огромное впечатление. Они теперь с нетерпением будут ждать, когда станут читателями этой библиотеки, впрочем некоторые ими уже являются - Ергунова Лиза, Калиничева Полина, Романова Лада, Соловьева Даша и Шекунова Алиса.

Изображения