Кот ученый - Образовательный портал

Какие подвиги совершил голосов д н. «огненный таран» николая гастелло. факты и мифы. Александр Матросов - кто он

О подвиге советского летчика Николая Гастелло и его экипажа в советское время знал каждый. В народе этот подвиг называли «Огненным тараном». Это был не первый воздушный таран с участием советских летчиков, но он был действительно особенным и не совсем воздушным. Во всяком случае, если придерживаться сомнительным официальной версии и сводки Советского Информбюро, породившие множество ненужных мифов и слухов в этой истории. Но перед этим коротко проанализируем военную ситуацию на момент подвига…

22 июня 1941 года, в 3.30 утра Германия без объявления войны вторгается на территорию СССР. Советский народ ждет голоса своего вождя — Сталина, но вместо него советским людям в полдень 22 июня 1941 года о начале войны с Германией объявил народный комиссар иностранных дел СССР - Вячеслав Молотов. А в последующие дни это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Далее, 24 июня в СССР создается информационно-пропагандистское ведомство — совинформбюро, которое подчинялось партии и лично Иосифу Сталину.

Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»

В этот же день война стала называться Великой Отечественной.

А незадолго до обращения Сталина к народу, 27 июня 1941 года, вождю, который отмалчивался более 10 дней было присвоено высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.

Советский философ и партийный деятель Кружков Владимир Семёнович вспоминал:

«Сводки о боях на фронтах мы всегда перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми… Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолёты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ей Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны! В самые трудные первые месяцы войны об оставленных городах Сталин давал добро сообщать только через несколько дней, когда уже бои шли далеко за ними и молчать было нельзя».

В подготовке к этой статье я прочел всю сводку от 5 июля 1941 года — в ней было отображено немало любопытных подвигов, героизма стойкости и мужества советского солдата и народа… Что из заявленного в сводке было правдой, а что ложью мы никогда не узнаем.

Интересно, если предположить, что большая часть информации в сводке — «липа», то получается, что совинформбюро — это классический пример лжи во благо. Ведь, если людям говорили реальные вещи, что творилось в годы войны на фронтах, о всех ошибках генералов и начальников штабов, данные о настоящих потерях со стороны советской армии, и о многом другом, то войну бы мы не выиграли…

Но вернемся к подвигу капитана Николая Гастелло и самых спорных моментах в сводке и официальной версии. Я подчеркну самые спорные строчки в этих громких заявлениях.

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.»

Больше похоже на красиво написанный сценарий к историческому кино. Этим же предложением сводка перечеркивает последнее предложение в официальной версии…

Официальная версия

«26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Оказывается сохранились парашюты и тела летчиков… При взрыве цистерн и десятка машин вместе с самолетом летчика… Почему сводка противоречит оф. версии?

У меня нет причин сомневаться в подвиге и героизме капитана Гастелло, ни в коем случае не отрицаю подвиг. Как сказано выше, правды мы никогда не узнаем. Я лишь хотел продемонстрировать — насколько непрофессионально подходили люди к освещению этого конкретного подвига. Из подчеркнутых строчек ясно, что сводка перед оглаской определенно прошла через самого вождя или человека отвечающего за пропаганду.

И именно благодаря ей 5 июля 1941 года страна узнала имя капитана Николая Гостелло, а его подвиг мгновенно разлетелся по штабам и всей стране, а его примеру последовали сотни советских летчиков, бившихся с врагом до самой последней секунды жизни. Таран наземной цели Гастелло стал образцом героизма и самопожертвования.

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло - нарицательной.

«Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Хотя, перед этими цифрами правильней употребить слово «около». Точных и достоверных цифр в ходе войны и после нее мы никогда не узнаем.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение.

  • Во-первых , возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги.
  • Во-вторых , выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года.
  • В-третьих , самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы.
  • В-четвёртых , Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова.

В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно».

В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле русским немцем);
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели;
  • по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести». Впрочем, как и сами рапорты Воробьева и Рыбаса.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева).

Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

Гастелло совершил свой подвиг в одиночку

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

Гастелло совершил таран, управляя истребителем

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Вывод

Мы победили в Великой Отечественной войне правдой и неправдой, — ценой непоколебимой стойкости советского народа. Мы победили в войне, где погибали трусы и герои, в войне, где славы удостоились не все, в войне, забравшей наших дедов и прадедов. Мы победили и цена победы высока.

Но все, что мы можем здесь и сейчас — помнить. Помнить всех и каждого, всех тех, кто не вернулся из боя, кто отдал жизнь за свое Отечество, и чей подвиг остался незамеченным… Для меня и Александр Маслов и Николай Гастелло — они как и все, кто сражался с фашистами — герои моей страны, защитники земли русской!

Был ли в действительности подвиг или не был, важно одно — в мужестве великого советского народа сомневаться непозволительно.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Голосов Дмитрий Николаевич - командир 280-й стрелковой Конотопской Краснознамённой дивизии 60-й армии Центрального фронта, генерал-майор.

Родился 7 (20) сентября 1903 года в селе Русская Борковка ныне Ставропольского района Самарской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 5 классов.

В Красной Армии с 1925 года. В 1926 году окончил полковую школу, в 1931 году - курсы командного состава, в 1940 году - курсы «Выстрел». Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. Командовал взводом, ротой, батальоном, полком. Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. С 25 декабря 1941 года по 29 июня 1942 года и с 21 октября 1942 года по 16 февраля 1944 года командовал 280-й стрелковой дивизией 2-го формирования.

Дивизия под командованием Д.Н. Голосова 8 февраля 1943 года участвовала в освобождении города Курска (с 27 апреля 2007 года - Город воинской славы), а после образования в этом районе так называемой «Курской дуги», занимала боевые позиции на одном из важнейших участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Получив пополнение 280-я стрелковая дивизия, была переброшена в самый центр Курской дуги, в состав войск 60-й армии генерала И.Д. Черняховского, решавшей особые задачи.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 22 февраля 1943 года № 199 полковнику Голосову Д.Н. присвоено воинское звание «генерал-майор».

Во взаимодействии с другими соединениями, в ходе Черниговско-Припятской наступательной операции войск Центрального фронта дивизия генерала Д.Н. Голосова 6 сентября 1943 года освободила город Конотоп Сумской области Украины, за что получила почетное наименование «Конотопская». Вскоре, 9 сентября 1943 года, при активном участии 280-й стрелковой дивизии был освобожден город Бахмач Черниговской области Украины. За отличные боевые действия при освобождении 15 сентября 1943 года города Нежин Черниговской области Украины Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина соединение генерал-майора Голосова было представлено к награждению орденом Красного Знамени.

Командир 280-й стрелковой Конотопской Краснознамённой дивизии (60-я армия, Центральный фронт) генерал-майор Дмитрий Голосов особо отличился осенью 1943 года в период битвы за Днепр.

25-26 сентября 1943 года вверенная генералу Голосову Д.Н. дивизия первой форсировала реку Днепр, заняла выгодные рубежи в районе сёл Страхолесье, Ротичи Чернобыльского района Киевской области Украины и успешно вела наступательные действия, в ходе которых уничтожила тридцать девять орудий, сто сорок три пулемёта, свыше пяти с половиной тысяч солдат и офицеров противника, захватила двадцать семь автомашин, десять складов с имуществом, свыше двухсот тридцати пленных.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майору Голосову Дмитрию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1891).

После битвы за Днепр дивизия генерал-майора Голосова отличилась в ходе штурма города и крупного железнодорожного узла Коростень, за что на её Боевом Знамени засверкал орденом Суворова 2-й степени, после этого были кровопролитные бои за Житомир, освобождение города Шепетовка. Но вскоре генерал-майор Голосов Д.Н. заболел и до мая 1944 года находился на излечении в госпитале. За годы войны он был трижды ранен и дважды контужен...

После войны находился на командных должностях. Был военным комиссаром Пермской области. С 1951 года генерал-майор Голосов Д.Н. - в отставке.

Скончался 19 ноября 1960 года. Похоронен в городе Куйбышеве (ныне - Самара) на городском кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названы улицы, школа в городе Тольятти Самарской области и на его родине в селе Русская Борковка Ставропольского района Самарской области, где установлен бюст прославленного земляка.

Леонид Александрович Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области, в рабочей семье. Его школьная биография «поместилась» всего в семь классов, после чего ушел работать на фанерный завод №2 поселка Парфино.

Летом 1941 г. деревнябыли оккупированы фашистами. Мальчик воочию видел все ужасы немецкого господства и поэтому, когда в 1942 (уже после освобождения) стали формироваться партизанские отряды, парень не задумываясь, решил в них вступить.

Однако в этом стремлении ему отказали, ссылаясь на его молодой возраст - Лёне Голикову на тот момент было 15 лет. Неизвестно, как бы сложилась его биография дальше, неожиданная помощь пришла в лице школьного учителя мальчика, который на тот момент уже был в партизанах. Преподаватель Лёни сказал, что этот «ученик не подведет» и впоследствии оказался прав.

Так, в марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Позднее там же вступил в комсомол. Всего на боевом счету его биографии насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.

Подвиг совершенный Леней Голиковым

Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года, недалеко от деревни Варницы, на шоссе Луга – Псков. Находясь в разведке с напарником Александром Петровым, Голиков подорвал легковой автомобиль врага. Как оказалось, в ней находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель с документами доставили в штаб. Среди них оказались схемы минных полей, важные инспекционные донесения Виртца вышестоящему начальству, детальные очертания нескольких образцов немецких мин и другие, очень нужные для партизанского движения документы.

За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». Получить их он, к сожалению, не успел.

В декабре 1942 немцы начали крупномасштабную операцию, под преследование которой попал и отряд, в котором воевал герой. 24 января 1943, он и еще более 20 человек, измотанные погоней, вышли к деревне Острая Лука. Убедившись, что немцев в ней нет, остановились на ночлег в трех крайних домах. Гарнизон врага находился не так далеко, было решено не выставлять часовых, чтобы не привлекать ненужного внимания. Среди жителей деревни нашелся предатель, который донес старосте деревни, в каких именно домах скрываются партизаны.

Спустя некоторое время, Острую Луку окружили 150 карателей, в составе которых находились местные жители, сотрудничавшие с гитлеровцами, и литовские националисты.

Захваченные врасплох партизаны героически вступили в бой, вырваться живыми из окружения удалось лишь шести из них. Только 31 января, истощенные и обмороженные (плюс двое серьезно раненых), смогли достичь регулярных советских войск. Они и сообщили о погибших героях, в числе которых находился юный партизан Лёня Голиков. За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, 2 апреля 1944, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза.

Первое время считалось, что у Лёни Голикова не сохранилось подлинной фотографии. Поэтому для образа героя (например, для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году), была использована его родная сестра - Лида. И хотя потом партизанское фото нашлось, именно образ сестры стал украшать его биографию и символизировать Лёню Голикова и его подвиги для миллионов советских пионеров.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:



Г олосов Дмитрий Николаевич - командир 280-й Конотопской Краснознамённой стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, генерал-майор.

Родился 7 (20) сентября 1903 года в селе Русская Борковка Ставропольского уезда Самарской губернии, ныне Ставропольского района Самарской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 5 классов.

В Красной Армии с ноября 1925 года. В 1926 году окончил полковую школу 101-го стрелкового полка. С 1926 года - младший командир в 101-м стрелковом полку в Приволжском военном округе (Сызрань). В 1931 году окончил годичные пехотные курсы при Ульяновской пехотной школе имени В.И. Ленина, с сентября этого года командовал взводом в 181-м стрелковом полку Приволжского военного округа (г. Балашов). Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В декабре 1932 года был направлен на курсы летчиков-наблюдателей, но его авиационная карьера быстро прекратилась - уже в январе 1933 года вернулся в свой полк. С марта 1933 года - командир взвода 255-го стрелкового полка (Троицк). С мая 1934 года - командир и политрук роты, помощник начальника и начальник полковой школы 158-го стрелкового полка Приволжского военного округа (Красный Кут). С сентября 1939 года командовал 567-м и 106-м запасным стрелковыми полками.

В 1940 году окончил Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава пехоты «Выстрел». С июля 1940 года - командир 465-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии, с ноября 1940 - командир 516-го резервного стрелкового полка, с марта 1941 года - командир 827-го стрелкового полка, с 14 июня 1941 года - командир 369-го горнострелкового полка 30-й горнострелковой дивизии Одесского военного округа (Днепропетровск).

Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Полк подполковника Д.Н. Голосова сражался в составе 9-й и 18-й армий Южного фронта, оборонял Молдавию и Украину. В Донбасской оборонительной операции полк попал в окружение, из которого его командир вышел 8 октября только с одним бойцом в гражданской одежде и без документов. Поэтому ему пришлось два месяца проходить тщательную спецпроверку.

С 25 декабря 1941 года по 29 июня 1942 года и с 21 октября 1942 года по 16 февраля 1944 года командовал 280-й стрелковой дивизией 2-го формирования. 19 мая 1942 года подполковнику Голосову Д.Н. присвоено очередное воинское звание «полковник».

С декабря 1941 года дивизия формировалась в Сталинградском военном округе, в мае 1942 года вступила в бой в составе 48-й армии Брянского фронта, затем воевала в 13-й и в 70-й армиях Центрального фронта.

Дивизия под командованием Д.Н. Голосова 8 февраля 1943 года участвовала в освобождении города Курска, а после образования в этом районе так называемой «Курской дуги», занимала боевые позиции на одном из важнейших участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Получив пополнение, летом 1943 года 280-я стрелковая дивизия, была переброшена в самый центр Курской дуги, в состав войск 60-й армии генерала И.Д. Черняховского. Бойцы дивизии и её командир доблестно сражались в Курской битве.

Во взаимодействии с другими соединениями в ходе Черниговско-Припятской наступательной операции войск Центрального фронта дивизия генерала Д.Н. Голосова 6 сентября 1943 года освободила город Конотоп Сумской области Украинской ССР, за что получила почетное наименование «Конотопская». Вскоре, 9 сентября 1943 года, при активном участии 280-й стрелковой дивизии был освобожден город Бахмач Черниговской области Украины. За отличные боевые действия при освобождении 15 сентября 1943 года города Нежин Черниговской области Украины Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина соединение генерал-майора Голосова было представлено к награждению орденом Красного Знамени.

Командир 280-й стрелковой дивизии (60-я армия, Центральный фронт) генерал-майор Дмитрий Голосов особо отличился осенью 1943 года в период битвы за Днепр.

25-26 сентября 1943 года вверенная генералу Голосову Д.Н. дивизия первой форсировала реку Днепр, заняла выгодные рубежи в районе сёл Страхолесье, Ротичи Чернобыльского района Киевской области Украинской ССР и успешно вела наступательные действия, в ходе которых уничтожила 39 орудий, 143 пулемёта, свыше 5500 тысяч солдат и офицеров противника, захватила 27 автомашин, 10 складов с имуществом, свыше 230 пленных.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майору Голосову Дмитрию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После битвы за Днепр дивизия генерал-майора Голосова действовала в Киевской наступательной и оборонительной операциях, в Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой и Проскуровско-Черновицкой наступательных операциях. Она отличилась в ходе штурма города и крупного железнодорожного узла Коростень, за что на её Боевом Знамени засверкал орденом Суворова 2-й степени. После этого были кровопролитные бои за Житомир, освобождение города Шепетовка. Но в феврале 1944 года генерал-майор Голосов Д.Н. заболел и долго находился на излечении в госпитале. За годы войны он был трижды ранен и дважды контужен...

В 1945 году Д.Н. Голосов окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1945 года генерал-майор Голосов Д.Н. – командир 131-го стрелкового корпуса (14-я отдельная армия в Заполярье и Северной Норвегии, затем Беломорский военный округ).

После войны продолжал командовать тем же корпусом. С мая 1948 года - начальник Вольского пехотного училища. С августа 1950 года - военный комиссар Молотовской (впоследствии Пермской) области. С декабря 1951 года генерал-майор Голосов Д.Н. - в отставке.

Скончался 19 ноября 1960 года. Похоронен в городе Куйбышеве (ныне - Самара) на городском кладбище.

Генерал-майор (22.02.1943). Награждён двумя орденами Ленина (17.10.1943, 17.05.1951), двумя орденами Красного Знамени (15.07.1943, 6.11.1945), орденами Суворова 2-й степени (8.02.1943), Богдана Хмельницкого 2-й степени (10.01.1944), Красной Звезды (3.11.1944), медалями.

Именем Героя названы улицы, школа в городе Тольятти Самарской области и на его родине в селе Русская Борковка Ставропольского района Самарской области, где установлен бюст Героя. На здании Пермского краевого военкомата, в котором он работал, установлена мемориальная доска.

Николай Францевич Гастелло, подвиг которого будет описан в данной статье, родился в 1907 году в городе Москва, а погиб в 1941-м. В данном обзоре будет сделана попытка кратко рассказать о самых значимых моментах жизни советского героя.

Кем были родители известного летчика?

Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло - Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.

Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русский немец. Родился в деревне Плужины. Когда начался 1900 год, прибыл искать работу в Москву, где стал трудиться на Казанской железной дороге в литейных мастерских. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русского происхождения, работала белошвейкой.

Так почему же Николай Гастелло подвиг совершил? Может, ответ в его биографии? Следует кратко рассмотреть жизненный путь Николая.

Юность Гастелло

С 1914 по 1918 год Николай обучался в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 года вынудил родителей на время переправить его из Москвы, поэтому вместе с группой школьников-москвичей он был отправлен в Башкирию.

В 1919 году Николай вернулся назад в Москву, где опять поступил в школу. Работать Николай принялся в 1923 году, стал учеником столяра. Позже, в 1924 году, семейство Гастелло переехало в город Муром, где молодой Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе им. Дзержинского, на котором трудился также и его отец. Параллельно с работой он окончил школу (в сегодняшнее время школа существует под номером 33). В 1928 году поступил в ВКП. В 1930-м члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай начал трудиться в первом государственном машиностроительном заводе им. 1-го Мая. Николай проживал в поселке Хлебниково с 1930 по 1932 год.

Служба в Красной Армии

В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную армию. И вследствие этого был направлен на обучение в авиационную школу летчиков в городе Луганск. Обучение проходило с мая 1932 по декабрь 1933 года.

Служил он в восемьдесят второй тяжелобомбардировочной эскадрилье двадцать первой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, база которой была в городе Ростов-на-Дону, по 1938 год. Там он начал летать летчиком с правой стороны на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно управлял самолетом. Мог ли он подумать, что его в будущем совершенный подвиг - подвиг летчика Гастелло - навсегда останется в истории России?

Первые сражения Гастелло

Вследствие перестройки части, в 1938 году, Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939-м, в мае, он стал командиром, а примерно спустя год - заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в сражениях на Халхин-Голе, вместе со сто пятидесятым быстрым бомбардировочным авиационным полком, которому была подчинена эскадрилья первого ТБАП. Также был участником в советской финской битве и принимал участие в процедуре по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по июль 1940 года. Ближе к зиме этого же года авиационная часть переберется в Великие Луки, к западным границам, а потом в авиагородок близ Смоленска. А в 1940 году Николай был удостоен звания капитана. В 1941 году, весной, Николай прошел надлежащую переподготовку и получил в распоряжение самолет ДБ-3Ф. Тогда он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи этой же части.

Крушение

В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно -Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена.

Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.

По словам Воробьева и Рыбаса

26 июня 1941 года вылетел состав во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в роли штурмана с ним полетел лейтенант Анатолий Рыбас. Как звали еще 2-х членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был подстрелен. Со слов Воробьева и Рыбаса, горящая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне из близко находящейся деревни Декшняны вытащили мертвые тела летчиков из самолета, обернули трупы в парашюты и захоронили их около места крушения бомбардировщика.

Узнали все

В скором времени подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, 5 июля, вечером в сводке Советского информбюро первый раз было упомянуто о поступке Николая. Обозреватели П. Павленко, П. Крылов написали в кратчайшие сроки статью «Капитан Гастелло», которая была выпущена в газете под названием «Правда» утром 10 июля.

На рассвете 6 июля на различных площадках фронта летчики встретились у репродукторов. Информацию передавала московская радиостанция, голос диктора казался очень знакомым - тотчас всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор прочитал короткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Множество людей на различных участках фронта повторили за диктором имя героя - капитана Гастелло.

Воспоминания

Еще задолго до войны, когда Гастелло совместно с отцом трудился на московском заводе, о Николае рассказывали, что, куда бы его не назначали, на какую бы работу не отправляли, повсюду он подавал пример и был образцом трудолюбия, стойкости и преданности делу. Это был человек, накапливавший силы на крупное дело.

Когда он стал боевым летчиком, это немедленно же оправдалось. Он не был знаменитостью, но стремительно шагал к популярности. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, должен был совершить. Почему? Да потому что человек он был такой! Каждый его день проходил в стремлении сделать что-то для своей Родины, каждый день службы был подвигом.

В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, доты и мосты, в Бессарабии выкидывал наши парашютные десанты, которые должны были воспрепятствовать разграблению государства. В дни Великой Отечественной войны Николай Францевич - главнокомандующий своей эскадрильей -- крушил фашистские танковые колонны, разбивал в пух и прах боевые объекты, в щепку сокрушал мосты. Уже тогда о капитане Гастелло распространялась известность в летных частях.

Поступок, ставший историческим

Финальный подвиг Гастелло не позабудется никогда в жизни. 3 июля под своим командованием капитан Николай Францевич воевал в воздухе. Отдаленно, внизу, на земле, тоже шло сражение. Моторизованные части неприятеля пробивались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации удерживали и стопорили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не выпускал из виду и бой наземный.

В ходе битвы снаряд противника разносит бензобак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, по сути, безвыходная.

Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, к земле, к противникам летит, как огненная комета, его самолета. Огонь уже около летчика. Но земля уже близко. Глазам Гастелло горячо от пламени, но он не закрывает их, а опаленные руки по-прежнему тверды. Погибающий самолет еще повинуется рукам умирающего пилота.

Самолет Гастелло вклинивается в скопление цистерн и машин, и громоподобный взрыв с продолжительными раскатами сотрясает воздух битвы: взрываются цистерны противника. Таким образом завершается его жизнь - не позорным пленом, не крушением, а подвигом!

Дата, вошедшая в историю

Мы всегда помнили и будем помнить, как звали героя - капитан Николай Гастелло. Подвиг, который он совершил, лишил его семью сына и мужа, но подарил Родине героя и шанс победить.

В памяти навечно останется поступок человека, который принял свою смерть, сделав ее смертоносным оружием. Это событие произошло 3 июля, хотя утверждать об этом безоговорочно нельзя. Но именно 3 июля - дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, это число было названо в сообщении Совинформбюро, которое транслировалось 5 июля из репродукторов. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался в качестве примера в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих главных и знаменитых образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в анналах Великой Отечественной войны, а также широко использовался в качестве примера при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, причем как в период самой битвы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенное время, вплоть до развала СССР.

Звание, полученное посмертно

В конце июля 1942 года командиру двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка было присвоено звание Герой Советского Союза. Посмертно, к сожалению Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках, был представлен к такому званию.

Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навсегда включен в список одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому и экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г. Н., Калинин А. А., Бурденюк А. А., долгий период времени находился в тени своего знаменитого капитана. Но все-таки награды был удостоен не только Н. Гастелло. Подвиг был совершен и его командой. В 1958 году все погибшие члены экипажа были удостоены орденов Отечественной войны I степени. Посмертно.

«Гастелловцы» - летчики совершившие «огненный таран»

Стараниями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых прославленных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя - знаменитой. «Гастелловцами» стали нарекать тех летчиков, кто повторил подвиг Николая. Так кто повторил подвиг Гастелло?

В общей сложности за момент войны 1941-1945 гг. было произведено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолетом самолета. Пятьсот шесть таранов самолетом наземной цели, шестнадцать морских таранов, к этому числу можно отнести и тараны морскими летчиками надводных и береговых мишеней врага, сто шестьдесят танковых таранов.

Имеются разные данные о количестве таранов

Необходимо подметить, что в источниках наблюдается определенное разночтение по поводу численности таранных атак. К примеру, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается только о четырнадцати морских и лишь о пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолетом наземной мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.

А. Д. Зайцев в собственной книжке «Оружие сильных духом» описывает численность воздушных таранов в количестве больше чем шестьсот двадцать. Помимо этого, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах врага обозначено еще больше двадцати таранов, которые произвели советские летчики, повторившие подвиг Гастелло. Летчики до данного момента не идентифицированы».

Нет согласованности и в оценке численности собственно «огненных таранов». К примеру, в собственном произведении «Камикадзе: пилоты - смертники» отмечает количество таких столкновений, произведенных советскими пилотами с 1941 по 1945 год, «примерно триста пятьдесят».

В окончании этого пункта

Необходимо также заметить, что советские пилоты таранили противника много раз. Следует хотя бы примерно перечислить основные цифры, вошедшие в историческую хронику военных лет. Тридцать четыре летчика использовали воздушный таран 2 раза, 4 летчика - Николай Терехин, Леонид Хлобыстов - 3 раза, а Борис Ковзан - 4 раза. Это те, кто повторил подвиг Гастелло, поставив себе цель - любой ценой, пусть это цена - собственная жизнь, спасти Родину и подарить свободное будущее другим людям. Наш малый вклад в это - хранить память о тех, благодаря которым сейчас такая жизнь есть у нас!