Кот ученый - Образовательный портал

Что произошло в нагорном карабахе сегодня. Карабахский конфликт. Историческая земля Азербайджана

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

Конфликт между Азербайджаном с одной стороны, а также Арменией и НКР с другой обострился 2 апреля 2016 года: стороны обвинили друг друга в обстрелах приграничных территорий, после чего завязались позиционные бои. По данным ООН, в ходе боёв погибли не менее 33 человек.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) – небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905-1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии.

Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.




Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов.

В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь – двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это – первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно – сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой – армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохранялся хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров – взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку – теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения – такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты – как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции – целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.





Метки:

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт

Нагорный Карабах, являясь неотъемлемой составной частью всего Карабаха, представляет собой один из древнейших населенных пунктов и центров культуры Азербайджана. В 1923 году при советской власти в нагорной части Карабаха на территории в 4,4 тыс. км² была создана Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО), что способствовало зарождению сепаратистских устремлений. По сути, в корне проблемы лежало желание армян, переселенных в Карабах с XVIII в., присвоить азербайджанские земли.

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт разгорелся в 1988 году с открытых притязаний армян на исконные земли Азербайджана и провокаций на этнической почве. Воспользовавшись слабостью центральной советской власти, армяне в руководстве СССР, правящая верхушка Армянской ССР и армянская диаспора с начала 80-х годов развернули бурную деятельность с целью присоединения НКАО к Армении.

В 1987-89 гг. свыше 250 тысяч проживавших в Армении азербайджанцев были насильственно изгнаны со своих исконных земель, 216 из них были жестоко убиты, 1154 человек получили ранения.

20 февраля 1988 года на заседании Совета народных депутатов НКАО представители армянской общины направили в Верховные Советы Азербайджанской и Армянской ССР ходатайства об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении к Армянской ССР.

22 февраля 1988 года близ Аскерана армяне открыли огонь по мирным азербайджанцам, протестовавшим против решения, вынесенного Советом Народных Депутатов НКАО. В результате погибли два молодых азербайджанца, став первыми жертвами этого конфликта.

1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял решение о «воссоединении» Армянской ССР и Нагорного Карабаха. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение «О несоответствии Конституции СССР решений в отношении Нагорного Карабаха, принятых Верховным советом Армянской ССР от 1 декабря 1989 года и 9 января 1990 года», в котором подчеркивалась незаконность присоединения Нагорного Карабаха к Армянской ССР без согласия Азербайджанской ССР.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана провозгласил восстановление государственной независимости. 18 октября 1991 года был принят Конституционный Акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики».

26 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики принял закон «О ликвидации Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики».

В конце 1991 - начале 1992 года начался этап вооруженного противостояния армяно-азербайджанского конфликта. Воспользовавшись политической нестабильностью, возникшей вследствие развала СССР и внутренних раздоров в Азербайджане, Армения при военном содействии из-за рубежа приступила к боевым действиям в Нагорном Карабахе.

В феврале 1992 года в Ходжалы была учинена невиданная по своей жестокости резня азербайджанского населения. В результате кровавой трагедии, вошедшей в историю под названием Ходжалинский геноцид, были убиты и пропали без вести тысячи азербайджанцев, а сам город был стерт с лица земли.

В мае 1992 года армяне оккупировали Шушу и Лачинский район, расположенный между Нагорным Карабахом и Арменией. В 1993 году вооруженные силы Армении захватили еще шесть районов вокруг Нагорного Карабаха - Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангеланский.

30 апреля 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №822, требующую безотлагательно вывести оккупационные войска с территории Кельбаджарского и других оккупированных районов Азербайджана.

29 июля 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №853, содержащую требование о полном, незамедлительном и безоговорочном выводе оккупационных войск с территории Агдамского и других оккупированных районов Азербайджана.

14 октября 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №874, в которой содержалось требование предпринять срочные, обоюдные и необходимые действия в соответствии с графиком урегулирования Минской группы СБСЕ, в том числе вывести войска с недавно оккупированных территорий.

11 ноября 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №884, в которой осуждались оккупация Зангеланского района и поселка Горадиз, нападение на мирное население и бомбардировка территории Азербайджанской Республики, требовался односторонний вывод оккупационных сил из Зангеланского района, поселка Горадиз и других недавно оккупированных территорий Азербайджана.

В результате военной экспансии Армении было оккупировано 20% территории Азербайджанской Республики - Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - город Ханкенди, Ходжалы, Шуша, Лачин, Ходжавенд, Кельбаджар, Агдам, Физули, Джебраил, Губадлы, Зангелан, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и 1 село Садаракского района Нахчывана.

В результате армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта свыше 1 миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами, 20 тыс. человек были убиты в ходе боевых действий, 50 тыс. человек стали инвалидами, около 4 тысяч азербайджанцев пропали без вести, среди них 67 детей, 265 женщин и 326 стариков. По сей день ничего неизвестно об их судьбах. Свыше двух тысяч азербайджанцев были взяты армянами в плен и заложники.

В 1988-1993 гг. в Карабахе было разрушено 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч зданий общественного назначения, 693 школы, 855 детских садов, 695 медучреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятников, дворцов и музеев, уничтожены 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.

На оккупированных территориях Азербайджана располагались памятники всемирной значимости, среди которых средневековые 11-ти и 15-ти арочные Худаферинские мосты и относящиеся к бронзовому веку Нифталинские курганы в Джебраиле, средневековые Ганджасарский и Худавангский монастыри в Кельбаджаре, датируемый XIV веком мавзолей Гутлу Муса оглу и относящийся к бронзовому веку жилой массив Узерликтепе в Агдаме, датируемые эпохой палеолита Азыхская и Тагларская пещеры в Ходжавенде, курганы бронзового и железного веков в Ходжалы.

Посредничество в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта началось в феврале 1992 года в рамках Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На дополнительном заседании Совета министров иностранных дел СБСЕ, проведенном 24 марта 1992 года в Хельсинки, было принято решение о созыве в Минске конференции по Нагорному Карабаху в целях обеспечения форума для ведения переговоров по мирному урегулированию с целью скорейшего разрешения кризиса на основе принципов, обязательств и положений CБСЕ.

12 мая 1994 года между Арменией и Азербайджаном было достигнуто Соглашение о режиме прекращения огня. 5-6 декабря 1994 года на саммите СБСЕ в Будапеште для координирования посреднических усилий в рамках СБСЕ было принято решение об учреждении института сопредседательства Минской конференции. На Будапештском саммите действующему председателю СБСЕ было поручено вести переговоры для достижения политической договоренности о прекращении вооруженного конфликта. Указанная политическая договоренность была призвана устранить последствия конфликта и позволить созвать Минскую конференцию.

23 марта 1995 года действующий председатель ОБСЕ выдал мандат сопредседателям Минского процесса. На состоявшемся 2-3 декабря 1996 года саммите в Лиссабоне сопредседатели Минской группы ОБСЕ и действующий председатель ОБСЕ рекомендовали основополагающие принципы нагорно-карабахского урегулирования, которые отвергла Армения, став единственной из 54 стран-членов ОБСЕ, проголосовавших против выдвинутого предложения.

Азербайджан надеется на более решительную и последовательную позицию международного сообщества в вопросе справедливого урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, которая будет способствовать установлению долгосрочного мира, стабильности и атмосферы сотрудничества в регионе, а также заставит Армению начать работу над итоговым мирным соглашением на основе принципов, предложенных сопредседателями Минской группой ОБСЕ.

Многочисленные документы, принятые множеством международных организаций, подчеркивают необходимость решения нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. Принятая 14 марта 2008 года Генассамблеей ООН резолюция охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта, вновь подтвердив принципы его урегулирования. Эти принципы сводятся к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, незамедлительному, полному и безоговорочному выводу армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана, обеспечению прав лиц, ставших в результате конфликта вынужденными переселенцами, на возвращение к родным очагам, обеспечение условий совместного проживания обеих общин на территории со статусом автономии в составе Азербайджана и незаконности ситуации, возникшей вследствие оккупации.

Нагорно-карабахский конфликт неоднократно обсуждался в Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). Руководствуясь нормами и принципами международного права, ОИС объявила Азербайджан жертвой военной экспансии. Принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел стран-членов ОИС в Карачи резолюция осудила армянскую оккупацию азербайджанских территорий, потребовав безотлагательно вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана. Резолюция требовала у Армении уважительно относиться к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, призывала к справедливому, мирному урегулированию конфликта, исходя из принципов территориальной целостности и неприкосновенности границ. В очередных резолюциях ОИС по нагорно-карабахскому конфликту организация призывала Совбез ООН к активному участию в политическом урегулировании конфликта, полностью обеспечить исполнение четырех резолюций и признать факт совершенной против Азербайджана агрессии.

В 2016 году в рамках саммита ОИС в Стамбуле была создана «Контактная группа в связи с агрессией Армении в отношении Азербайджана». В ее состав вошли 7 стран - Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Малайзия, Марокко, Джибути и Гамбия.

Евросоюз призвал исполнить четыре известные резолюции Совбеза ООН по нагорно-карабахскому конфликту, вывести армянские войска с оккупированных территорий, стороны уважать территориальную целостность и международно признанные границ государств, отказаться от нелегитимного, сложившегося силовым путем положения. Совместное заявление, принятое на саммите стран Восточного партнерства 24 ноября 2017 года, вновь выразило поддержку территориальной целостности, суверенитету и независимости государств, продемонстрировав решительность всех партнеров ЕС в этих вопросах. В начале 2016 года в то время как велись обсуждения конкретных планов урегулирования конфликта, Армения прибегла к военной провокации, подвергнув 2 апреля территории компактного проживания мирного населения вдоль всей линии соприкосновения войск массированному обстрелу из тяжелых артиллерийских орудий. В результате погибли 6 мирных жителей из числа азербайджанского населения, среди которых были и дети, 33 человека получили тяжелые ранения. Дав достойный отпор врагу, вооруженные силы Азербайджана в результате контрнаступления освободили стратегические высоты. В ходе апрельских боев из-под армянской оккупации было полностью освобождено село Джоджуг Мерджанлы Джебраильского района. На основе соответствующих распоряжений Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о мероприятиях по восстановлению села Джоджуг Мерджанлы была проведена огромная работа по восстановлению и благоустройству освобожденной территории, восстановлена нормальная жизнь в селе.

Политические и военные провокации Армении продолжились и в 2017 году. Армянская армия обстреляла из тяжелой артиллерии позиции азербайджанских войск и места проживания мирного населения вдоль всей линии фронта. В результате 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты 2 мирных жителя, один человек был тяжело ранен.

Несмотря на миротворческие старания Азербайджана, Армения своей деструктивной политикой препятствует поэтапному решению конфликта, посредством политических и военных провокаций стремится нарушить переговорный процесс, сохранив нынешний статус-кво, основанный на оккупации территорий Азербайджана. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт должен быть решен в рамках международно признанных границ и территориальной целостности Азербайджана. Мировое сообщество однозначно признает и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев открыто заявил, что «Территориальная целостность не является и никогда не станет предметом дискуссий. Азербайджан не отступит от этой позиции. В вопросе территориальной целостности никаких уступок не будет».

Оккупированные Арменией территории Азербайджана

Нагорный Карабах

Территория - 4388 км 2

Население (1989 г.) - 189.085 чел.

Шушинский район Нагорного Карабаха

Территория - 312 км 2

Население - 20579 чел.

Азербайджанское население - 19.036 чел. (92,5%)

Армянское население - 1.377 (6,7%)

Сопредельные районы Даты оккупации

Документы международных и региональных организаций по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту.

К третьей годовщине окончания апрельской войны 2016 года три стороны карабахского конфликта подошли в целом без особых для себя потерь на военно-политическом и дипломатическом фронтах. Самая масштабная с момента заключения трёхстороннего соглашения о прекращении огня в мае 1994 года эскалация три года назад наглядно продемонстрировала лимиты военного пути решения конфликта. Между тем подготовку к новой войне, вероятность которой сегодня остаётся высокой, Армения и Нагорный Карабах, а также Азербайджан ведут с прежней энергичностью.

Напомним, в ночь с 1 на 2 апреля, по версии армянской стороны, Азербайджан, грубо нарушив соглашения о перемирии в зоне карабахского конфликта от 12 мая 1994 года, предпринял крупномасштабное наступление вдоль всей линии соприкосновения вооружённых сил Нагорного Карабаха и Азербайджана с использованием тяжёлой техники и артиллерии. Официальный Баку причиной своего наступления вглубь оборонительных линий армянских войск назвал предшествовавшие ему интенсивные обстрелы приграничных позиций и населённых пунктов Азербайджана с армянской стороны. Так или иначе, но вооружённый конфликт трёхлетней давности стал наиболее масштабным возобновлением боевых действий вокруг Нагорного Карабаха, повлёкшим серьёзные потери с обеих сторон.

Наиболее интенсивные бои велись в южном (Гадрут) и северо-восточном (Мартакерт) направлениях линии соприкосновения войск. В ночь с 4 на 5 апреля на южном участке фронта ВС Азербайджана применили реактивную систему залпового огня «Смерч». Согласно достигнутой сторонами при посредничестве России устной договорённости, утром 5 апреля режим прекращения огня от 1994 года был восстановлен.

В результате боевых действий погибли 110 и получили ранения 121 армянских военнослужащих и добровольцев. О потерях ВС Азербайджана точные данные отсутствуют. 5 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Азербайджана сообщила, что за время боевых действий азербайджанская армия потеряла убитыми 31 военнослужащего. По утверждениям армянских источников, Азербайджан в несколько раз занизил число погибших: реальные потери азербайджанской армии могли составить от 500 до 600 военных только убитыми.

Азербайджанским войскам на отдельных направлениях удалось продвинуть свои позиции. По данным армянской стороны, противнику было уступлено 8 квадратных километров территории вдоль линии соприкосновения. Баку говорит о более 20 кв. км «освобождённой территории».

По итогам трёх «полезных бесед» (28 сентября в Душанбе, 6 декабря в Санкт-Петербурге, 22 января в Давосе) и одной официальной встречи по карабахскому урегулированию (29 марта в Вене) между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном заметно снижение напряжённости по всей линии прекращения огня. Но там нет иностранных миротворцев, режим перемирия соблюдается исключительно силами самих сторон конфликта лишь при наличии наблюдательной миссии ОБСЕ. Ни одна из ранее достигнутых между Арменией и Азербайджаном (ещё при президенте Серже Саргсяне ) договорённостей о запуске механизма расследования инцидентов на передовой, увеличении численности международных наблюдателей и другие меры доверия не выполнены. При этом поставки ударных и оборонительных систем в регион конфликта только растут, включая в себя всё более дальнобойные и высокоточные вооружения. Нет ни одного серьёзного повода предположить, что стороны в любом случае предпочтут политический путь преодоления разногласий в процессе урегулирования военному. «Последний аргумент» продолжает довлеть над всей нынешней конструкцией мирного процесса в карабахском конфликте, которая стоит на фундаменте посреднической миссии сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция). С каждым годом данный фундамент методично расшатывается нескрываемой сторонами активной подготовкой к очередному раунду масштабной эскалации.

Приходится вновь признать неутешительную реальность всех предыдущих 25 лет попыток найти вокруг Карабаха точки сближения сторон конфликта: настоящих переговоров нет, происходит имитация их проведения, которой прикрываются военные приготовления. Политическое решение не просматривается, ибо оно подразумевает взаимные уступки, к которым ни Ереван, ни Степанакерт (столица непризнанной Нагорно-Карабахской Республики), ни Баку не готовы. Понятие «компромисс», лежащее краеугольным камнем в политическом решении любого межгосударственного конфликта, отождествляется в Армении, Арцахе (армянское историческое название Нагорного Карабаха) и Азербайджане с поражением и сдачей собственных позиций на военном и дипломатическом фронтах.

По сути, происходила, имеет место и ещё какое-то неопределённое время будет продолжаться имитация готовности добиться разрешения конфликта за столом переговоров. У каждой из сторон ряд своих мотивов, поводов и причин относиться к политическому компромиссу с крайним предубеждением. Вместе с тем их объединяет следующий подход: пусть уж лучше очередная война обозначит новую конфигурацию сил в карабахском конфликте, чем мы будем что-то уступать и с чем-то соглашаться по итогам встреч лидеров и глав МИД Армении и Азербайджана под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Азербайджан отдаёт себе отчёт в том, что за вывод армянских войск из всех или даже меньшей части из семи находящихся под контролем противника районов вокруг Нагорного Карабаха придётся соглашаться на некий промежуточный статус Арцаха и последующий референдум о его окончательном политическом статусе. В свою очередь, цена территориальных уступок азербайджанскому визави для Еревана и Степанакерта остаётся критически высокой во внутриполитическом плане. И там, и там любая власть, даже с её нынешним высоким рейтингом, каким располагает действующий в Армении премьер-министр Никол Пашинян, неизбежно столкнётся с самыми серьёзными вызовами. Найдётся дюжина внутриармянских сил, которые могут выступить единым фронтом против «соглашательской и капитулянской политики» власти, поставь её высшие представители свои подписи под соответствующими документами за столом переговоров.

За всем этим кроется очевидный настрой сторон конфликта минимизировать собственную ответственность за политические решения. Война в данном случае представляется «лучшим способом» расставить всё по своим местам. Другой вопрос, что масштабные боевые действия несут в себе на порядок больше неизвестности, чем предсказуемости, элементы контроля за ситуацией неизменно в какой-то момент уступают место хаотичности. Война - всегда шаг в неизвестность. Однако степень враждебности, взаимного недоверия и подозрительности между армянской и азербайджанской сторонами настолька велика, что они готовы больше рискнуть в войне, чем за столом переговоров. И в этом особая трагичность момента, военно-политическая драматургия неизбежно надвигающегося нового выяснения отношений на поле боя.

Попробуем кратко представить ситуации, с которыми все три стороны конфликта подошли к трёхлетней годовщине апрельской войны.

Армения вызывает Азербайджан на бой: лучше сейчас, чем потом

Лидер «бархатной революции», глава Правительства Армении Никол Пашинян за без малого год у власти не решился ни на один революционный шаг вокруг Карабаха. Независимость Арцаха официальным Ереваном не признана, «большой договор» между двумя армянскими республиками с прописанными в нём гарантиями безопасности и взаимопомощи на случай войны не заключён. Пашинян только на словах отстаивает необходимость подключения представителей Нагорного Карабаха к переговорам Армении и Азербайджана, не предпринимая для этого абсолютно никаких реальных действий. Уже состоялись вышеуказанные «полезные беседы» и одна официальная встреча лидеров Армении и Азербайджана, но карабахских дипломатов на них как не было, так и нет. Баку категорически отвергает любую возможность изменения нынешнего двустороннего переговорного формата, в чём его, по сути, ранее поддержали и международные посредники в лице сопредседателей Минской группы.

На карабахском направлении Пашинян стал фактическим «преемником» бесславно отошедшего от власти в апреле 2018 года бывшего президента и экс-премьера Армении Сержа Саргсяна. Это заметно и в стратегических вопросах (признание независимости Арцаха, заключение «большого договора»), и по некоторым тактическим нюансам. К примеру, Пашинян не решился стать «первым пассажиром» гражданского авиарейса Ереван - Степанакерт, которым в своё время обещал быть, но так и не стал Саргсян.

Очевидно, что новые власти Армении в карабахском вопросе обречены действовать в определённых рамках лишь с некоторыми возможными отклонениями от сложившейся годами «нормы». Так, в последнее время из Еревана всё отчётливее проговаривается мысль о готовности к войне, её неизбежности и отсутствии планов идти на уступки, прежде всего в вопросе возвращения Азербайджану районов из так называемого «пояса безопасности» вокруг Арцаха. Недавно директор Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян сказал то, чего избегали озвучивать все предыдущие высокопоставленные официальные лица в Ереване: «Азербайджану не будет уступлено и пяди земли ». Вслед за этим министр обороны Давид Тоноян выдвинул принцип «новая война - новые (потерянные Азербайджаном) территории », указал на переход ВС Армении от оборонительной к «наступательной стратегии», отказ от «окопного состояния» армянских войск.

Закупается новое ударное вооружение, Армению уже не устраивает ситуация, когда воздушное пространство над будущим театром военных действий в Карабахе по умолчанию отдавалось в распоряжение боевой авиации Азербайджана. Отсюда желание обзавестись эффективными средствами проведения воздушных операций (закупка у России многоцелевых истребителей Су-30СМ), а не только усиление своего противовоздушного щита.

Вместе с тем заметны попытки Еревана вызвать Баку на очередное выяснение отношений на поле боя прямо сейчас. В этом армянскую столицу поддерживает и Степанакерт, по всей видимости, всё больше склоняясь к той оценке, что время сейчас работает уже не на Армению и Нагорный Карабаха, а на Азербайджан, который усиливает свою огневую мощь и прирастает мускулами перед решающей схваткой.

Карабах - 2020: переформатирование под войну

В следующем году Арцах ожидают выборы - одновременно президентские и парламентские. Высока вероятность переформатирования внутриполитического поля непризнанной республики под цели и задачи подготовки к грядущей войне. Свои позиции в Степанакерте должны усилить силы, стоящие не только на позициях «ни пяди земли», но и готовые к той самой «наступательной стратегии», установку на которую ранее дали в Минобороны Армении. В частности, ожидается укрепление в Арцахе положения старейшей армянской партии «Дашнакцутюн», после «бархатной революции» переносящей свой политический «центр тяжести» из Еревана в Степанакерт. Имеются также предпосылки появления в Карабахе на системной внутриполитической основе радикальных националистических сил из Армении. Таковой может стать партия «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), которая по итогам выборов в Армении 9 декабря осталась за бортом Национального собрания (парламента) республики.

https://www.сайт/2016-04-03/konflikt_v_nagornom_karabahe_chto_proishodit_kto_na_kogo_napal_i_pri_chem_tut_turciya

Новая война под боком у России

Конфликт в Нагорном Карабахе: что происходит, кто на кого напал, при чем тут Турция и Россия

В Нагорном Карабахе — серьезное обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном, которое может перерасти в полноценную войну. сайт собрал самое важное, что известно о происходящем на данный час.

Что случилось?

Утром 2 апреля стало известно о резком обострении конфликта в Нагорном Карабахе. Азербайджан и Армения взаимно обвинили друг друга в обстрелах и наступательных действиях. В Минобороны Азербайджана заявили, что Армения 127 раз нарушила режим прекращения огня, в том числе военные использовали минометы и крупнокалиберные пулеметы. Власти Армении сообщили, что это, напротив, Азербайджан нарушил перемирие и ведет боевые действия с использованием танков, артиллерии и авиации.

Пресс-служба Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявила о том, что сбила вертолет Ми-24/35 вооруженных сил Азербайджана, однако в Баку эту информацию опровергли. Армения сообщила, что Азербайджан также потерял танк и беспилотник.


Позднее Армения сообщила о 18 убитых военнослужащих, а Азербайджан — о 12. В Нагорном Карабахе также рассказали о жертвах среди мирного населения, в том числе о погибших в результате обстрелов детях.

Какая обстановка на текущий момент?

Столкновения продолжаются. Азербайджан заявил, что в ночь со 2 на 3 апреля приграничные села подверглись обстрелу, хотя убитых не было. Баку утверждает, что в ходе «ответных действий» были захвачены несколько населенных пунктов и стратегических высот в Нагорном Карабахе, но в Ереване эту информацию опровергают, и кому верить — пока непонятно. Обе стороны говорят о больших потерях противников. В Азербайджане, например, уверены, что уничтожили уже шесть танков противника, 15 артустановок и укреплений, а потери убитыми и раненными у неприятеля составили 100 человек. В Ереване это называют «дезинформацией».


В свою очередь карабахское информагентсво «Арцахпресс» сообщило , что «в общей сложности в ходе боевых действий в ночь с 1 на 2 апреля и в течение всего дня азербайджанская армия потеряла более 200 военнослужащих. Только в направлении Талыша было уничтожено как минимум 30 солдат азербайджанского отряда специального назначения, в направлении Мартакерта - 2 танка, 2 беспилотника, а на северном направлении - 1 вертолет». Минобороны Армении опубликовало видео сбитого азербайджанского вертолета и фотографии тел экипажа.

Как водится, обе стороны называют друг друга «оккупантами» и «террористами», публикуется самая противоречивая информация, даже к фотографиям и видеороликам лучше относиться скептически. Современная война — это информационная война.

Как отреагировали мировые державы

Обострение конфликта взволновало все мировые державы, включая Россию и США. На официальном уровне все призывают к скорейшему урегулированию, перемирию, прекращению огня и так далее.

Президент РФ Владимир Путин одним из первых выразил сожаление о том, что ситуация в зоне конфликта опять скатилась к вооруженному противостоянию. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства призывает к немедленному прекращению огня в регионе. Глава МИД России Сергей Лавров провел переговоры с коллегами из Армении и Азербайджана, также призвав их прекратить конфликт.

В пользу скорейшего урегулирования высказались глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Франции Франуса Олланд.

В той же тональности выступили и американцы. «США самым решительным осуждают широкомасштабное нарушение перемирия вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, которое, по сообщениям, обернулось жертвами, в том числе среди мирного населения», — заявил госсекретарь США Джон Керри.


Вслед за этим к стабилизации ситуации призвали и все участники так называемой Минской группы ОБСЕ, которая занимается конфликтов в Нагорном Карабахе. «Мы решительно осуждаем применение силы и сожалеем о бессмысленной гибели людей, в том числе гражданских лиц», — говорится в совместном заявлении представителей России, Франции и США. Минская группа соберется в Вене 5 апреля, чтобы подробно обсудить складывающуюся ситуацию.

Под вечер субботы конфликт прокомментировал и генсек ООН Пан Ги Мун. Он также призвал к соблюдению перемирия.

Причем тут Россия, Турция и Запад?

Турецкие власти при этом высказали поддержку только одной стороне конфликта — Азербайджану. Турцию и Азербайджан связывают тесные партнерские отношения, это политически и этнически близкие страны. Президент Турции Реджеп Тайиип Эрдоган выразил Ильхаму Алиеву соболезнования в связи с гибелью азербайджанских солдат. Телефонные переговоры Алиева и Эрдогана освещались в СМИ двух государств. Подчеркивалось, что Алиев считает произошедшее «провокацией по линии соприкосновения войск» и называет действия азербайджанских военных «адекватным ответом».

Так как отношения Турции и России сейчас оставляют желать лучшего, некоторые наблюдатели расценивают обострение конфликта в Нагорном Карабахе как попытку Турции (и, предположительно, стран Запада) помешать укреплению России в регионе Кавказа, Закавказья, Черного моря. Например, сайт «Свободная пресса» предположил, что «США и Британия сделали все возможное, чтобы столкнуть Россию и Турцию лбами. С этой точки зрения, Карабах усиливает противостояние Москвы и Анкары».

Минобороны НКР

«Азербайджан все последнее время демонстрировал, что остается верным союзником Турции, и теперь пытается получить от этого дивиденды. Баку надеется разморозить карабахский конфликт, и решить проблему Карабаха в свою пользу под политическим прикрытием Анкары», — заявил этому сайту заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.

В то же время, научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев в интервью агентству «Ридус» сказал, что Азербайджан и Армения вряд ли начнут полноценную войну, а Турции еще один крупный конфликт и вовсе ни к чему. «Я не думаю, что это может произойти. У Турции сегодня большие проблемы помимо Азербайджана и Карабаха. Ей сейчас куда важнее как-то загладить конфликт с Россией, нежели вступать с ней в какую-то, пусть даже заочную войну. Тем более, что на мой взгляд, намечаются какие-то минимальные положительные сдвиги в отношениях между Турцией и Россией», — считает он.

Что происходит в самом Карабахе?

Там готовятся к войне. Как сообщает агентство Sputnik Армения, администрация республики формирует списки резервистов и организует сбор добровольцев. Сотни людей, по данным властей, отправляются в районы столкновений. По данным агентства, в столице НКР Степанекерте при этом пока спокойно и даже работают ночные кафе.

Из-за чего конфликт

Армения и Азербайджан с 1988 года не могут договориться о принадлежности Нагорного Карабаха — обширной местности на границе двух стран. В советское время это была автономная область Азербайджанской ССР, однако ее основное население — этнические армяне. В 1988 году область заявила о выходе из АССР. В 1992-1994 Азербайджан в ходе военного конфликта полностью потерял контроль над Нагорным Карабахом, и местность провозгласила независимость, назвав себя Нагорно-Карабахской республикой (НКР).

С тех пор мировое сообщество не может говориться о судьбе НКР. В переговорах в рамках ОБСЕ участвуют Россия, США, Франция. Армения выступает за независимость НКР, а Азербайджан стремится вернуть территорию в состав своего государства. Хотя формально НКР не признана государством, армянская община во всем мире многое делает для лоббирования интересов Армении в конфликте. Например, ряд американских штатов принял резолюции о признании независимости НКР.

Сказать, что какие-то страны однозначно «за Армению», а другие «за Азербайджан» (за исключением разве что Турции), пожалуй, нельзя. У России дружественные отношения с обеими странами.