Кот ученый - Образовательный портал

Нелли Гореславская Михалковы и Кончаловские. Гнездо элиты. Суриковы и Кончаловские Суриков и михалковы родословная

1 июля 2013, 20:57

Мэтр советской живописи Пётр Петрович Кончаловский, прошедший огонь, воду и медные трубы, сохранивший независимость в сталинские времена, между тем, дома беспрекословно слушался супругу Ольгу Васильевну, дочь художника Василия Сурикова. Если Лелечка, как он её ласково называл, отзывалась о его работе: "Не то, Дадочка", полотно безжалостно загрунтовывалось...

Вспоминает Екатерина Богданова, внучка П.П. Кончаловского и дочь Натальи Кончаловской от первого брака: "Из маминых рассказов я рано поняла, что в семье Петра Петровича и Ольги Васильевны понятия "люкс" и "комфорт" не существовали, а словечко "уют" терпели, но не особо жаловали. Отношение к быту у них было восхитительно пренебрежительное. В трехкомнатной московской квартире на Конюшковской и в Буграх царила атмосфера если не аскетизма, то крайней умеренности, прекрасно уживавшейся с радостью бытия, неизменно сопутствующей творчеству. На завтрак всегда пили кофе из большого турецкого кофейника и ели поджаренные на сковородке сухарики с маслом и сыром. На обед варили овощные супы и готовили треску с мелко порубленным яйцом, залитым растопленным сливочным маслом. Одежда выбиралась не по принципу "модно", а по принципу "удобно, значит, элегантно". Зимой Дадочка "на выход" надевал темно-зеленую брючную пару с жилетом, летом - светлый костюм. Лелечка носила длинные, чуть расклешенные книзу платья. Единственной слабостью Дадочки было душистое мыло, которое он постоянно покупал и клал в шкаф с бельем. (Его набралось столько, что хватило на все четыре года войны.) Дисциплина в доме Кончаловских была железная, дети не знали слова "не могу" или "не хочу". Ольга Васильевна с младенчества приучала их к одному: "Надо". День моей мамы, Натальи Кончаловской, в детстве был строго расписан - уроки, пианино, французский. Единственным допустимым отдыхом считалось чтение. Лелечка не только занималась домом и детьми, но и подбирала букеты, которые Дадочка писал, снаряжала мужа и сына на этюды, первой заходила в мастерскую посмотреть на новую работу. Ее коронная фраза в момент принятия важных семейных решений: "мы этого делать не будем" (или "мы это делать будем"), которую она произносила, полностью ассоциируя себя с мужем, воспринималась не как вызов сильной половине человечества или проявление воинствующего феминизма, но как право, заслуженное годами мудрости, терпения и верности.

Художник Пётр Петрович Кончаловский, отец Натальи(см.фото выше), а также дед Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Но сначала несколько слов о семье в которой вырос Пётр Кончаловский. Его отец, которого также звали Пётр Петрович, был типичным представителем революционной интеллигенции шестидесятых годов прошлого столетия.

Пётр Петрович Кончаловский, дед Натальи Кончаловской и прадед Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Он был женат на дочери харьковского помещика польско-украинского происхождения Виктории Тимофеевне Лойко, разделявшей оппозиционные настроения мужа. Идеалист с высокогуманными взглядами, Петр Петрович вступил во владение крестьянами. "Эксплуататора" из него не получилось, и очень скоро хозяйство Лойко пришло в полный упадок. В семье помимо Петра было ещё пятеро детей и жили они все в крайней нужде и скитаниях, но тем не менее, очень дружно и сплочённо. Из книги Натальи Кончаловской "Дар бесценный" :

"Вдвоем они создали в семье ту атмосферу, которая привлекала к ним интереснейших людей того времени. Своим детям они прививали самые глубокие понятия о добре и справедливости. Вечные споры о литературе, искусстве, политике, беспощадная критика всего отсталого, реакционного, горячая защита прекрасного в речах отца очень рано пробудила в детях тяготение к высокому, умение отбирать лучшее, отделять главное от второстепенного, чтобы не засорять душу шелухой пошлости. Чуть не с пеленок знали дети сказки Андерсена, Перро, затем романы Диккенса, Вальтера Скотта, а еще позднее - Жорж Санд, Лермонтова, басни Крылова и целые страницы из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Рано познакомились с музыкой, живописью и скульптурой. Рано узнали они имя Чернышевского. Их трогала, заставляла трепетать полная героизма жизнь Желябова, Кибальчича, Перовской. А Веру Фигнер они видели у себя дома..."

Фотография из книги Натальи Кончаловской "Дар бесценный"

Три брата-погодки - Максим, Пётр и Дмитрий были дружны между собой. Кроме них в семье росли ещё две сестры(третья сестра умерла после тяжёлой болезни).

В доме у Кончаловских постоянно бывали писатели, художники, музыканты. Сюда-то и привез случайно своих дочерей Ольгу и Елену Василий Иванович Суриков, который уже был знаком с юным художником Петром Кончаловским.

Пётр и Ольга Сурикова влюбились друг в друга с первого взгляда, затем обвенчались. В 1903 году родилась дочь Наташа, через три года на свет появился сын Михаил.

Ольга Васильевна Сурикова(Кончаловская) с дочерью Наташей. Фотография сделана в Риме.

Наталья Кончаловская в детстве

С раннего детства будущая писательница Наталья Кончаловская росла в атмосфере творчества, дышала воздухом культуры, искусства и вдохновения. Следует отметить, что всю жизнь Наталья Кончаловская весьма гордилась собственным происхождением.

Наташа и Миша Кончаловские с дедом, Василием Суриковым.

Кончаловские были знакомы с Шаляпиными, бывали у них на Капри. Сын Шаляпина, Федор Федорович, позже стал большим другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа просто, как домой, заходила в мастерскую скульптора С. Т. Коненкова, который был ее крестным. В студии Сергея Тимофеевича ей довелось слушать стихи Есенина, здесь же "гремел" голос Шаляпина, танцевала Айседора Дункан.

П.П. Кончаловский "Портрет дочери"

О своей юности Кончаловская вспоминала так: "В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования".

Петр Петрович Кончаловский, «Семейный портрет», 1912 год. Изображены он сам собственной персоной, его жена Ольга Васильевна и их дети Миша и Наташа.

Всё детство Натальи прошло в путешествиях по Европе, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским. Родители с детьми ежегодно уезжали во Францию, Италию, Испанию. «В Италии были по много раз и отлично знали все сокровища итальянских музеев, по которым ещё до революции таскали нас маленькими, и мы с младенчества привыкли шаркать по каменным плитам соборов и резным паркетам знаменитых галерей, и многое из того, что мы видели, вживалось в память навсегда», - вспоминала впоследствии Кончаловская в книге «Волшебство и трудолюбие». Неслучайно поэтому шести лет девочку отдали в одну из Парижских школ.

В.И. Суриков. "Царевна". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, - бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..."

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.

Кончаловский П.П. "Автопортрет с женой", 1923 г.

Насыщенная искусством атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, и многие другие выдающиеся современники. В послереволюционный период Петр Петрович стал одним из признанных авторитетов в советской живописи. Он много и плодотворно пишет, находя время и для преподавательской деятельности, и для большой общественной работы, и для участия в многочисленных выставках. Он один из немногих советских живописцев, кому практически беспрепятственно позволяется выезжать за границу, где часто экспонируются его работы. Позднее его внук Андрей Кончаловский напишет о том периоде: «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой… Он принадлежал к тому крылу русских художников, для которых кумирами были французы – Сезанн, Дега».

О Михаиле, сыне П.П. Кончаловского известно немного. Вот что удалось найти: Преимущественно писал натюрморты и пейзажи. Первые этюды маслом были созданы в 1924 г. в Венеции во время заграничного путешествия с отцом. Во время этой поездки посещал занятия в Свободной академии «Гранд Шомьер» в Париже. В 1924-1930-х гг. учился во ВХУТЕИНе в мастерских А.А. Осмеркина, И.И. Машкова. Много работал с отцом во время совместных поездок в Новгород (1926-1928), на Кавказ (1927,1931), в Крым (1929), Мурманск (1936), Красноярск (1951). Персональные выставки М.П. Кончаловского проходили в 1947 и 1961 гг.

В 23 года Наталья Кончаловская убежала в Америку – через Владивосток и Японию - с чужим мужем, Алексеем Богдановым, великолепно образованным купцом, обещавшим ей, что начнет артистическую карьеру пианиста.

Наталья Кончаловская с первым мужем Алексеем Богдановым.

Это уникальное фото 1926 года, сделанное неким нью-йоркским фотографом. Наталье Кончаловской 23 года.

По почте Богданов получил развод, женился на Кончаловской, добрался с ней до Америки, неудачно дебютировал как пианист (после чего Наталья Петровна его разлюбила). В Россию они вернулись по отдельности, и вскоре после этого Богданова расстреляли (Кончаловскую же спасло от расстрела лишь то, что она успела развестись). Но от этого брака Кончаловская родила дочь Екатерину Богданову, впоследствии удочерённую Сергеем Михалковым и вышедшую замуж за писателя Юлиана Семёнова.

П.П. Кончаловский "Автопортрет с внучкой Екатериной"

Влюблялись в Кончаловскую часто. Один из ее поклонников, поэт Павел Васильев, написал (и опубликовал) более чем откровенное посвящение Наталье Кончаловской:

В наши окна, щурясь, смотрит лето,
Только жалко - занавесок нету,
Ветреных, весёлых, кружевных.
Как бы они весело летали
В окнах приоткрытых у Натальи,
В окнах незатворенных твоих!

И ещё прошеньем прибалую -
Сшей ты, ради Бога, продувную
Кофту с рукавом по локоток,
Чтобы твоё яростное тело
С ядрами грудей позолотело,
Чтобы наглядеться я не мог.

Я люблю телесный твой избыток,
От бровей широких и сердитых
До ступни, до ноготков люблю,
За ночь обескрылевшие плечи,
Взор и рассудительные речи,
И походку важную твою.

За это получил от Кончаловской публичный нагоняй, спьяну дал ей пощечину, был в буквальном смысле побит камнями всеми присутствовавшими мужчинами и потом всю ночь до утра стоял около ее дверей на коленях, моля о прощении. Роковая женщина!

Художник Петр Кончаловский. Портрет дочери Натальи. 1938 г.

Ещё один портрет дочери, написанный П. П. Кончаловским.

Однажды, подающего надежды молодого поэта, 23-летнего Сергея Михалкова, у которого только что вышел "Дядя Степа", пригласили в дом художника Петра Кончаловского. Михалков сразу отметил одну интересную женщину. Она подавала на стол, много общалась с гостями… Сергей решился заговорить с ней… Оказалось – это дочка хозяина дома – писательница и переводчица Наталья Кончаловская. Тогда ей было 33 года. Молодые люди проговорили весь вечер. Когда пришло время уходить, Михалков понял, что влюбился. Но ничего говорить не стал. Он боялся что Наталью будет останавливать 10-летняя разница в возрасте и дочь, которая была у нее от первого брака. Сергей Михалков старался не думать о Наталье, но ничего не получалось. Он хотел встретиться с девушкой, и объясниться в своих чувствах и терзаниях, но боялся… быть непонятым и отверженным. Через какое-то время молодой поэт уехал с приятелем в Харьков, в командировку. Как-то вечером, сидя в гостинице, Сергей ясно осознал – не может жить без Натальи. Он тут же позвонил ей в Москву из гостиницы и сказал: "Я не могу без тебя. И поэтому спрашиваю – пойдешь ли ты за меня замуж?". Наталья согласилась. Вернувшись, Михалков тут же примчался в дом Петра Кончаловского, и попросил руки его дочери.

Сергей Михалков

Наталья Кончаловская и Сергей Михалков поженились в 1936 году. Вскоре Михалков стал одним из самых популярных поэтов. Его обожали дети и взрослые. Тем временем Наталья стала главным критиком для мужа. Она тщательно вычитывала все его тексты, иногда ругала, но всегда считала своего Сережу – самым талантливым.

Слева П.П.Кончаловский с внучкой Катей, справа Наталья Кончаловская с дочерью Катей и с сыном Андреем, 1939 г.

Наталья Кончаловская с сыном Никитой Михалковым

В браке у Сергея и Натальи родились двое сыновей – Андрей(1937) и Никита(1945). Супружеская жизнь Михалкова и Кончаловской не была безмятежной. Измены, ссоры, непонимание.
Сергей Владимирович любил женщин, и женщины его любили. Как человек публичный он часто не бывал дома. Пишут, что даже в командировки он не ездил без сопровождения молоденьких секретарш.
Но Кончаловская сохранила брак, не смотря ни на что. Видимо сказалось ее воспитание.

Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминает о жене: "Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение - она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу. Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам...Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным - чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией".

Писательский талант Кончаловской проявился рано. Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках "Огород наоборот", "Близнецы", "Что случилось?", "Сосчитай-ка!", "Нотная азбука". Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки. Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга "Наша древняя столица", над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет.

Одно из важнейших творческих устремлений писательницы - работа, связанная с пропагандой творчества В. И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она - единственный близкий человек, знавший Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича - в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась Наталья Петровна, она проявляла самое теплое участие в судьбе дома и его коллекции. В книге "Дар бесценный", которая вышла в 1964 году, писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде.

Большая семья. Верхний ряд слева направо: Екатерина Богданова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская (жена художника), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков.

Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили вместе 53 года. Последние двадцать лет Наталья Петровна жила на своей даче на Николиной Горе, в Москву приезжала только по необходимости. Как вспоминает о последних годах жизни Натальи Петровны сын писательницы, Никита Михалков, "она старела замечательно легко - в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит. Умерла Кончаловская 12 октября 1988 года.

Как недавно выяснилось, двоюродный дед режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского, Дмитрий Петрович Кончаловский (1878-1952) во время советско-нацистской войны работал в составе русской администрации на освобождённых немцами территориях, вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. Весной 1944 г. Дмитрий Кончаловский возглавил Минский Обком (Оластной Комитет) Национальной Социалистической Трудовой Партии России (НСТПР) Бронислава Владиславовича Каминского.

Учитавая такие страницы биографии этого человека как:

Окончил историко-филологический факультет Московского университета, там же преподавал древнюю историю по специальности "История Рима".

Участвовал добровольцем в войне 1914-1917 гг.

В 1918-1922 гг. - преподаватель Московского, Минского и Смоленского университетов.

В 1924-1925 гг. - технический редактор в Госиздате.

В 1929-1941 гг. - преподаватель немецкого и латинского языков в московских вузах.

То есть человек весьма образованный и достойный. Министр национал-социалистической России из него вышел бы хороший.

  • Дмитрий Петрович Кончаловский
Отдельный интерес представляет его рейхсминистру Розенбергу, где Кончаловский, как искренний русский патриот, прямо указывает немцам на все ошибки их "восточной политики" и призывает к взаимовыгодному партнёрству.

А вот крайне любопытный документ - служебная записка от 17 декабря 1942 г. от анонимного штурмбанфюрера СС из базировавшейся в Смоленске айнзацгруппы В (командиром которой был Эрих Науманн) в Берлин начальнику полиции безопасности и СД с жалобой на Кончаловского-Сошальского (здесь он ошибочно именуется Сучальским):

Начальник полиции безопасности и СД
Офицер связи при министерстве оккуп. вост. территорий
Берлин, 17 декабря 1942 г.
СЕКРЕТНО

1. Служебная записка.
Тема: Вызов русского профессора Сучальского , Смоленск, в восточное министерство.

Опираясь на телефонную беседу от 16 декабря 1942-го сообщаю на основании докладов командира айнзацгруппы B, Смоленск, следующее:
Профессор Сучальский ранее трудился в Москве профессором древней истории. В связи с его антибольшевистским настроем его лишили права на преподавание, после чего он проживал в Смоленске, где и состоялся его первый контакт с немецкими военными службами. Сучальский незамедлительно предоставил себя в распоряжение немецких ведомств и был задействован в группе активной пропаганды Отдела Пропаганды W. Благодаря доверию, которое Сучальский завоевал среди немецких военных ведомств, он мог составить точную картину относительно планов восстановления русской гражданской администрации.

По сообщения командира айнзацгруппы B, Смоленск, Сучальский, однако, неприемлем политически. Из различных его высказываний следут, что он мыслит абсолютно великорусски, если не панславистски . В служебной поездке, состоявшейся в середине 1942-го, в которой принимал участие референт айнзацгруппы B, Сучальский помимо прочего высказывался о фюрере и заявил, что не может понять, почему немецкая пропаганда настолько выдвигает фюрера на передний план. В конце концов он всего лишь человек и кроме того он обладает даром гипноза, с помощью которого склоняет немцев к реализации своих планов. «Миф» Розенберга Сучальский не признает, считая его утрированным и к тому же ошибочным в отношении исторических фактов.

Далее командир айнзацгруппы B оценивает Сучальского как типичного представителя дореволюционных интеллигентов, который пытается использовать текущую ситуацию для того, чтобы получить важный пост в русской гражданской администрации. Референту айнзацгруппы B он заявил, что стремится стать русским министром по вопросам религии и культуры.Сучальский - великоросс и будет любыми путями добиваться великорусской автономии. Германия чего-то стоит для него лишь до тех пор, пока с помощью немецких военных ведомств он может чего-то добиваться. Хотя он безусловно за мирное сотрудничество с немецким рейхом, но решительно против военной оккупации великорусской территории после окончания войны . По мнению командира айнзацгруппы B, то что Сучальский при неприемлемом для него развитии событий может выступить предводителем великорусского движения , лежит в рамках возможного.

В связи с этим я указываю, что айнзацгруппа B уже давно предупреждала Отдел Пропаганды W насчет Сучальского. Тем не менее он по-прежнему работает на ответственном посту. Лишь сейчас зондерфюрер Отдела Пропаганды W сообщил референту айнзацгруппы B, что и он считает Сучальского опасной личностью, причиной чему стала деятельность Сучальского в Смоленске в последнее время. С точки зрения зондерфюрера, Сучальский - панславист и стремится в государственно-полицейском отношении к русской автономии. Зондерфюрер будет решительно выступать против возвращения Сучальского в Смоленск.

2. Господину д-ру Кнюпферу с просьбой рассмотреть и изложить свою позицию.
3. Ограничение допуска - I/6.

СС-штурмбанфюрер [подпись]

Т.е. во время своей работы в оккупированном немцами Смоленске Кончаловский в разгар войны открыто заявлял о себе как о русском националисте, видящем в немцах лишь средство для освобождения России от большевиков, ругал сочинения главных идеологов национал-социализма и критиковал самого фюрера. В ответ на это грозные эсэсовцы написали на него жалобу с просьбой снять его с его поста в смоленской администрации, которая, однако, была оставлена без внимания, и Кончаловский как ни в чём не бывало продолжил свою деятельность. При этом в «своей» Совдепии он за одну сотую из этого разом лишился бы головы. И это естественно побуждает задать вопрос: что же лучше - быть «своим» у совков или чужим у немцев?


А буквально на днях появилась ещё и такая информация:

Пока Сергей Михалков пел оды Сталину, его младший брат Михаил (на фото вверху) служил во время Второй мировой войны в СС.
О Михаиле Михалкове заговорили только перед самой его смертью в 2006 году. Он неожиданно, 80-летним стариком, стал раздавать одно интервью за другим. Мизерным тиражом вышла его автобиографическая книжка на русском «В лабиринтах смертельного риска».

- Михаил Владимирович, как в 1941 году вы, восемнадцатилетний парнишка, оказались в фашистском тылу?

С детства я хорошо знал немецкий язык: моя бонна была немкой. В 40-м году окончил спецшколу пограничных войск НКВД, где тоже изучал немецкий.

- А как же вы затесались в немецкие ряды?

Когда шел в направлении Харькова, напоролся на немцев. Оказался в штабной роте танковой дивизии СС "Великая Германия". Рассказал ее командиру - капитану Бершу - придуманную легенду: якобы я ученик 10-го класса, по происхождению немец с Кавказа, меня отправили на лето к бабушке в Брест. Когда город захватила 101-я немецкая дивизия (об этом я узнал еще в госпитале), то я доставал продукты для их обоза. Берш мне поверил и поручил снабжать его часть провиантом. Я ездил по деревням, менял у местных жителей немецкий бензин на продукты.

Танковая дивизия СС "Великая Германия" отступала на Запад. На границе Румынии и Венгрии я сбежал, надеясь найти партизан. Но так и не нашел. Зато, попав в Будапешт, случайно познакомился с миллионером из Женевы (ему я представился сыном директора крупного берлинского концерна), который вознамерился выдать за меня свою дочь. Благодаря ему я побывал в Швейцарии, Франции, Бельгии, Турции, встречался с Отто Скорцени. Но главной целью всех этих поездок была Латвия - все-таки ближе к России. Там связался с местным подпольем, в латышских лесах мы организовали группу сопротивления. Однажды я убил капитана из дивизии СС "Мертвая голова", взял его форму и оружие - это обмундирование помогало мне искать "окно" для перехода фронта. Верхом объезжал вражеские части и выяснял их расположение. Но как-то раз у меня потребовали документы, которых, естественно, не было, я был арестован как дезертир. До выяснения личности посадили в сарай, Снова бежал, пока, наконец, не удалось пересечь линию фронта.

Но при переходе линии фронта попал в полевую жандармерию… Меня как офицера СС сразу даже не обыскали. Вскоре мне удалось бежать. Неудачно спрыгнув с пятиметровой высоты, сломал себе руку, повредил позвоночник… С трудом добрался до ближайшего хутора и там потерял сознание. Хозяин хутора, латыш, отвез меня на телеге в госпиталь, естественно, немецкий. Когда я пришел в себя, меня спросили, где мои документы. Я ответил, что они остались в кителе. В общем, не найдя документов, мне выписали карточку на имя капитана Мюллера из Дюссельдорфа.

В госпитале меня прооперировали, и из города Либавы я был эвакуирован в Кенигсберг с новенькими документами капитана эсэсовской дивизии «Мертвая голова». Меня снабдили карточками на три месяца, выдали 1800 марок и предписали трехмесячный домашний отпуск - долечиваться. Потом я должен был явиться в Лиссу на переформирование высшего комсостава СС. Там я и командовал танковой ротой.

Когда командовал танковой ротой в Лисе… я решил выслужиться и написал строевую песню для роты. На полигоне солдаты эту песню разучили и, возвращаясь в часть, пропели её под окнами штаба. Там были слова, «Где Гитлер, там победа». Меня тут же вызвал к себе генерал: «Что это за песня?». Я ответил, что слова и музыку сочинил сам. Генерал был очень доволен...

Не вдаваясь в анализ воспоминаний Михалкова, явно подкорректированных для советских реалий, отмечу лишь, что вот и ещё одно доказательство, что немцы относились к русским аникоммунистам как к равноправным союзникам, и россказни о всяких мифических планах ост - не более чем ложь красной пропаганды. Уверен, что победи Третий рейх, мемуары Михаила Владимировича открыли бы для нас куда более интересные страницы русско-немецкого боевого братства;) И не пропадал бы зря режиссёрский талант его брата, снимающего сейчас скучные агитки победобесия, ведь каков сценарий - гауптштурмфюрер дивизии СС Тотенкопф Михаил Михалков в боях с большевиками.

Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая сравнилась бы с этим старинным многочисленным родом в количестве одаренных личностей. К ним можно относиться по-разному – не любить их самих и их творчество, не разделять их взглядов, не соглашаться с их высказываниями по разным поводам, но нельзя отрицать их талантливость. Причем здесь, опровергая правило, природа на потомках не отдыхает. У Михалковых-Кончаловских талантливы все.

Талантливы по-разному, в разных областях искусства и культуры, но все ярки, даровиты, своеобразны. Для народа они – кумиры, для власти всегда, при разных правителях и даже при разных социальных устройствах, – любимцы, этой властью обласканные, неизменно находящиеся на вершине российского Парнаса. В непростом мире творческих личностей такое их положение вызывает многочисленные пересуды и сплетни, разумеется, недоброжелательные, но… тем не менее, всерьез никем не оспаривается.

Многие коллеги и критики видят в этом их счастливом качестве просто умение приспосабливаться, угождать власть имущим. Однако вряд ли кто из серьезных критиков усомнится, например, в таланте Сергея Владимировича, давно ставшего классиком детской литературы… Или в актерском и режиссерском даре Никиты Михалкова, тоже давно ставшего мэтром отечественного кино… Не столь единодушно оценивается режиссерский талант старшего брата – Андрея Михалкова-Кончаловского. Но количество призов международных кинофестивалей, которых были удостоены его фильмы, и тут говорит само за себя и представляет достойный ответ его недоброжелателям.

Талантливы, а некоторые из них уже отмечены разнообразными призами и наградами за их вклад в развитие российской культуры и искусства, и представители следующего, молодого поколения Михалковых-Кончаловских. Конечно, пока они не сравнятся по известности со своими отцами и дедами-прадедами, поэтому эта книжка не о них. Но все же следует отметить, что, например, Егор Кончаловский – уже достаточно широко известный кинорежиссер. Правда, пока он снимает не серьезное кино, а в основном боевики, и очень этим, по его словам, доволен, но, наверное, всему свое время. Думается, еще дозреет – фамилия заставит. В смысле – гены. Об остальных детях Андрея Сергеевича, к сожалению, или известно слишком мало, или они еще малы, поэтому и сказать о них пока нечего.

Зато на слуху имена детей Никиты Сергеевича. Так, его старший сын от брака с Анастасией Вертинской Степан Михалков не стал продолжать семейный кинобизнес и выбрал карьеру ресторатора. Впрочем, жизнь покажет, чему же он ее в конце концов посвятит. Ведь он еще и генеральный продюсер студии «Art pictures». Так что внимания со стороны прессы, модной тусовки и обычных граждан к нему не меньше, чем к любой кинозвезде. Что касается Анны Михалковой, то она, как пишут на ее сайте, «все время мечется в поисках себя, не удовлетворяясь ни принадлежностью к клану Михалковых, ни ролью хорошей актрисы, ни ролью популярной телеведущей, ни работой в российском Фонде культуры…». И то, и другое, и третье Анна уже испробовала на практике. И все получилось. Младший сын Никиты Сергеевича Артем тоже стал актером и, как повелось в звездном семействе, пробует себя в режиссуре. Наконец, папина любимица Надя учится в МГИМО на факультете международной журналистики и, как и все Михалковы, снимается в кино. Кинокартин за ее плечами пока немного, но ведь и она еще совсем молода. Сейчас Надя снимается в фильме Никиты Сергеевича «Утомленные солнцем-2».

То есть своим молодым поколением Михалковы и Кончаловские могут быть вполне довольны – их род растет, ширится и процветает. Уродов и паршивых овец не видно.

Возможно, разгадка такого чудесного феномена в древних и глубоких родовых корнях?

История древнего рода

Родословная

«Сергей Владимирович свою родословную стал собирать уже давно, к своим корням относится очень бережно. И нас к тому же приваживает», – написал Андрон Кончаловский в своей книге «Низкие истины». Беречь им и в самом деле есть что.

Дворянский род Михалковых известен еще с конца XV века, со времен Ивана Грозного. Пошел же он от некоего Михалки, от имени которого и образовалась фамилия его потомков. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города.

Как известно, в те древние времена западные русские земли оказались под властью Великого княжества Литовского. В XV веке многие русские жители этого края, чтобы избежать притеснений со стороны литовских феодалов и не желая переходить в католичество, растворяться в чуждой им этнической среде, терять свою принадлежность к русскому народу, переселялись на Русь – в Москву, Тверь и другие города. Выехал в первой половине XV века из Литвы в Тверь, на службу к великому князю Ивану Михайловичу Тверскому, и некто Марк Демидович. От его потомков Киндыревых и «ответвились» Михалковы.

Наиболее ранний известный представитель рода Михалковых – это некий Гридица Михалков (упоминается под 1498 годом). Далее идет Тимофей (Тиша) Федорович Михалков – дьяк, сперва казенный, позже великокняжеский, а затем дворцовый. Упоминался он в завещании князя Дмитрия Углицкого, составленном в 1521 году, как заведующий его казною. Это, несомненно, свидетельствует о высокой степени доверия, оказанной Т.Ф.Михалкову, и о его близости к князю. В 1532 году Т.Ф. Михалков внес 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь, тогда еще не бывший лаврой, на свое «вечное поминование». Впоследствии он был похоронен там на монастырском кладбище. Это подтверждает факт пожертвования в монастырь сыновьями Т.Ф. Михалкова Андреем и Полиевктом 100 рублей на поминание отцовской души.

Троице-Сергиева лавра стала одной из усыпальниц рода Михалковых. В списках погребенных в ней значатся и супруга Богдана Артамоновича Михалкова – Агриппина, скончавшаяся в 1631 году, и некий старец Арсений Михалков (возможно, ее муж), по-видимому, постриженный в монахи перед своей кончиной в 1633 году. Андрей Тимофеевич Михалков, сын упоминавшегося Тимофея Федоровича, при Иване Грозном был назначен наместником в Тулу, где и находился в 1580–1582 годах, впоследствии он стал воеводой в пограничном Смоленске. Его сын Андрей также был наместником в Туле (1582), а потом воеводой в Смоленске (1584).

Константин Иванович Михалков был первым постельничим молодого царя Михаила Федоровича и наместником трети московской (1614).

Так, в сборнике «Старина и новизна» (книга XVII, 1914) записано: «Михалковы в свойстве с Шестовыми, родом Великой Старицы Марфы Ивановны, матери Царя Михаила Федоровича. Первым «постельничим» вновь избранного Царя был человек ему не сторонний, а именно Михалков».

Среди предков Михалковых были и ратники, и служилые дворяне. В период Смутного времени известен был Федор Иванович Михалков, который служил воеводой в нескольких русских городах. Он не поддался соблазну поступить на службу ни к Лжедмитрию I, ни к Тушинскому вору. За верность и участие в боевых действиях против поляков Федор Михалков получил от князей Трубецкого и Пожарского вотчину.

Сын Федора Ивановича, Дмитрий Михалков, сорок лет нес ратную службу. Он участвовал в войнах с Польшей и Швецией, происходивших в XVII столетии. В 1659 году в бою под Конотопом получил тяжелую рану, но, несмотря на это, оставался в строю. Через несколько лет он был вновь ранен в бою с турецкими войсками под Чигирином, но и тогда военной службы не оставил.

Традиции семьи Михалковых

Славные традиции семьи Михалковых продолжили и последующие ее поколения – как в допетровские, так и в послепетровские времена. Так, прапрадед писателя, его полный тезка Сергей Владимирович Михалков (1789–1843), в составе знаменитого Семеновского полка дослужился от унтер-офицера до чина подпоручика, сумев отличиться в сражениях против Наполеона под Аустерлицем (1805 г.) и при Фридланде (1807 г.), был награжден несколькими боевыми орденами России.

Наталья Петровна Кончаловская родилась в семье русского художника П. П. Кончаловского. Мать, Ольга Васильевна, была дочерью В. И. Сурикова. Она оказала большое влияние на свою дочь. По воспоминаниям Натальи Петровны, Ольга Васильевна никогда не впадала в уныние, мужественно переносила невзгоды, ни при каких обстоятельствах не изменяла своим правилам.

Детство и юность

Детство Натальи Кончаловской прошло в путешествиях, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк. Сюда пришел Маяковский в своей желтой блузе, с морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.

Насыщенная искусством атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, артисты Иван Москвин, Борис Ливанов и многие другие выдающиеся современники, многого стоила. Так с самого раннего детства Наталья Петровна дышала воздухом искусства, впитывала в себя то, что называется Русской Культурой.

Она была из мира художников, бунтарей. Все, кто бывал в доме, знали ее с детства, для всех она была Наташенька. Гимназия Потоцкой, где она с 1910 года училась, помещалась на площади Пушкина, за кинотеатром "Россия". А на верхнем этаже дома жил Рахманинов. В перерывах между уроками девочки собирались на лестнице и слушали раскаты рояля.

Кончаловские были знакомы с Шаляпиными, бывали у них на Капри. Сын Шаляпина, Федор Федорович, позже стал большим другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа просто, как домой, заходила в мастерскую скульптора С. Т. Коненкова, который был ее крестным. В студии Сергея Тимофеевича ей довелось слушать стихи Есенина, здесь же "гремел" голос Шаляпина, танцевала Айседора Дункан.

О своей юности Кончаловская вспоминала так: "В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования".

Замужество

После первого неудачного романтического замужества в 1936 году Наталья Петровна выходит замуж за Сергея Михалкова, начинающего детского поэта. Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили долгую жизнь, отметили золотую свадьбу. Их дети - Андрон и Никита Михалковы, ныне известные современные режиссеры, и дочь Катя от первого брака Натальи Петровны, которую удочерил Михалков.

Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминает о Н. П. Кончаловской, и этот портрет, увиденный глазами любящего человека, очень много дает для понимания образа Натальи Петровны: "Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение - она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу.

Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам...

Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным - чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией".

В воспитании детей Наталья Петровна следовала духовной традиции своей семьи. Вспоминая свое детство, Никита Сергеевич, младший сын писательницы, рассказывал, что его мама была глубоко верующим человеком и никогда этого не стеснялась. Дети ходили в церковь, учили молитвы, причащались, исповедовались.

По воспоминаниям Андрона Кончаловского, старшего сына Натальи Петровны, его детство "окружали очень разные, выдающиеся, яркие люди... Странно было бы, живя в этом мире, не впитать в себя из него что-то важное для будущей жизни, для профессии".

Разносторонняя талантливость, богатая фантазия, трудолюбие, с детства прививаемые в семье, не могли не воплотиться в творчестве. Впервые Наталья Петровна Кончаловская выступила в печати в 1938 году.

Творчество

Она начала свою писательскую деятельность переводами Шелли, Браунинга, Вордсворта. Кроме того, она переводила с украинского - Стельмаха, с еврейского - Рубинштейна. Ею были переведены стихи многих кабардинских, балкарских поэтов. Но самый ее крупный перевод - поэма "Мирей" провансальского поэта XIX века Мистраля.

Встреча с Францией, французской литературой не закончилась переводом поэмы Мистраля. Старший сын Натальи Петровны, Андрон, познакомил ее с песнями Эдит Пиаф, которые она потом перевела и написала две книги о певице. Он же познакомил ее и с песнями Жоржа Брассанса, современного французского поэта, которого Наталья Петровна также взялась перевести.

Однако писать она стала значительно раньше. Все располагало к творчеству в доме, где всегда звучали стихи, музыка, рождались живописные произведения.

Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках "Огород наоборот", "Близнецы", "Что случилось?", "Сосчитай-ка!", "Нотная азбука". Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки, в том числе книга-путешествие по современному Китаю "Чжунго, Нинь Хао!", написанная совместно с Ю. Семеновым. Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга "Наша древняя столица", над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет, где она простым, образным словом воспела наших предков, раскрыла роль народа в становлении русского государства.

С детства любившая музыку и когда-то мечтавшая поступить в консерваторию, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок "Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская". Наталья Петровна писала и песни для мультфильмов.

Н. П. Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Посетив мемориал Хатыни, она за несколько дней написала поэму "Хатынская поляна", которую композитор Эмиль Олах положил на музыку. Так вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора. За эту работу Наталья Петровна была удостоена золотой медали "Борцу за мир" Комитета защиты мира.

Внучка Сурикова

Одно из важнейших творческих устремлений писательницы - работа, связанная с пропагандой творчества В. И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она - единственный близкий человек, знавший Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича - в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась Наталья Петровна, она проявляла самое теплое участие в судьбе дома и его коллекции. Об этом свидетельствуют ее частые встречи с Л. Греченко, директором музея, письма писательницы в музей.

Переписка Натальи Петровны с музеем касалась не только его насущных проблем: становления и развития музея, комплектования фондов, реставрационных работ, - но и просто жизни красноярцев. Благодаря ей и брату, Михаилу Петровичу, усадьба приняла тот вид, который был при деде. За бережное хранение сотрудниками музея родовой усадьбы художника дети и внуки Сурикова передали в дар музею богатый экспозиционный материал - личные вещи художника, его палитру, краски, трость, шляпу, и, конечно, картины. Большая часть фондов музея - произведений художника, его вещей, фотографий, документов получена от семьи Кончаловских.

В книге "Дар бесценный", которая вышла в 1964 году, писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде. Одно из них - рассказ о работе В. И. Сурикова над этюдом "Царевна" для картины "Посещение царевной женского монастыря". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, - бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..." Так шла работа над портретом. Теперь этот портрет, подаренный внучкой художника, украшает коллекцию музея-усадьбы В. И. Сурикова.

Последние годы

Последние двадцать лет Наталья Петровна жила на своей даче на Николиной Горе, в Москву приезжала только по необходимости. Как вспоминает о последних годах жизни Натальи Петровны сын писательницы, Никита Сергеевич Михалков, "она старела замечательно легко - в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит.

И даже в последние дни жизни - она находилась в больнице, в реанимации - осталась себе верна... Господь послал ей не смерть, а скорее уход. Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь, она устала и уходила - спокойно, достойно".

Патриарх Пимен, хорошо знавший Наталью Петровну, совершил отпевание в Свято-Даниловом монастыре, прихожанкой которого она была. Огромный Троицкий собор был переполнен. Здесь все Михалковы: муж, сыновья, дочь, внуки. Потом - панихида на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца Натальи Петровны, художника Петра Кончаловского и матери - Ольги Васильевны. Это было в октябре 1988 года...

"Впервые в русской литературе жизнь и творчество живописца-деда довелось воспеть поэтессе-внучке, воплотившей в художественной прозе как внутренний, так и внешний его образ, раскрыть сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта крупнейшего русского мастера кисти" - так писала критика после выхода в свет книги "Дар бесценный" Натальи Кончаловской.