Кот ученый - Образовательный портал

Лев Шлосберг. Заметки на камнях. Необходимые добавления к романтической сказке

Протоиерей Всеволод Смирнов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 Всеволод Васильевич Смирнов ( - ), протоиерей , священномученик .

Осенью года в ОГПУ пришли сведения, будто священник в день празднования памяти Илии Пророка сказал в проповеди: «Народ весь прегрешил перед Богом, Бог насылает разные кары на него. Ему надо покаяться, Бог простит. Когда жил на земле Илья пророк, народ также развратился, и Бог послал голод, и весь народ голодал. Так же и теперь, если народ не покается, будет голод и разные бедствия».

Основываясь на этом донесении, уполномоченный ОГПУ сделал вывод, что священник «систематически, как в проповедях, так и в частных беседах, проводит антисоветскую агитацию, называя советскую власть “Божьей карой за прегрешения народа”» , и, «принимая во внимание, что дальнейшее пребывание» священника на свободе будет иметь «отрицательное влияние на настроение населения к советской власти» , 19 октября года постановил арестовать отца Всеволода. В тот же день он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах, отвечая на вопросы следователя, протоиерей Всеволод сказал:

– Антисоветской агитации я ни при каких обстоятельствах не вел. В проповедях я затрагиваю чисто религиозные вопросы. Разговоров на политические темы никогда ни с кем не вел и политикой не интересуюсь. Будучи болезненным человеком, веду уединенный образ жизни и ни с кем дружбы не веду.

– Говорили ли вы в проповеди 2 августа сего года, что «народ весь прегрешил перед Богом и Он за это посылает на него разные кары, как-то: голод и тому подобное»? – спросил следователь.

– Этого я никогда не говорил.

– Кто может подтвердить отсутствие с вашей стороны антисоветских действий? – спросил следователь.

Отец Всеволод попросил вызвать некоторых свидетелей, которые подтвердили бы его невиновность. Следователь, однако, не стал никого вызывать, передав «дело» на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ. 18 ноября года он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край – в село Лешуконское Архангельской области.

Отец Всеволод здоровья был слабого и страдал в это время многими болезнями. В конце года он был освобожден.

Прихожане храма в селе Дерменцово обратились к священноначалию, чтобы священника направили снова в их храм, и 22 января года протоиерей Всеволод получил назначение в храм в селе Дерменцово. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.

10 октября года власти арестовали протоиерея Всеволода по обвинению в том, что он «распространял гнусную клевету на советскую власть, высказывал пораженческие настроения, вел антисоветскую агитацию против проводимых на селе кампаний».

Зачитав текст обвинения, следователь предложил отцу Всеволоду дать показания.

– Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.

– Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают факты вашей контрреволюционной и антисоветской агитации. Следствие требует от вас правдивых показаний.

Всеволод Петрович Смирнов
Фото Юрия Роста

Мастер псковской силы

В день рождения Всеволода Петровича Смирнова Россия получила книгу о великой эпохе титанов псковской культуры

2 апреля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения мастера архитектуры, живописи и ковки Всеволода Петровича Смирнова. В этот день в Псковской областной библиотеке городу и миру был представлен труд «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец» . Созданная стараниями супруги Всеволода Петровича Натальи Сергеевны Рахманиной и ее друзей, эта книга стала одним из новых камней в крепости Псковского Духа, ныне почти невидимой, существующей незримо, но ощутимо – для каждого, кто чувствует Псков как родной город.

Наталья Сергеевна Рахманина представляет книгу памяти Всеволода Петровича Смирнова. Псков, 2 апреля 2012 года. Фото: Александр Сидоренко.

С этого листа бумаги всё начиналось. План структуры книги. Рукопись Н. С. Рахманиной. Февраль 2011 года.

Всеволодов дар

Псковская школа архитектурной реставрации 1950-70-х годов была попыткой реставрировать саму Россию – попыткой безнадежной, но совершенно осознанной

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996) ушёл из жизни в крещенские дни 1996 года. Более шестнадцати лет назад – по обыденным человеческим меркам уже давно. Сегодня – несмотря на светлую добрую память о нём в сердцах очень многих людей, его друзей и учеников, несмотря на все его свершения, до сих пор формирующие лицо города Пскова (восстановленные в первоначальной гармонии древние храмы и башни, чеканные прапоры над этими башнями, пускай уже и не все, орудийные стволы военного мемориала над Вечным Огнём на площади Победы) – можно с горечью констатировать, что В. П. Смирнов как явление в большой степени «успешно» забыт псковским обществом. Россия же в целом ещё никогда в должной мере его не знала.

В. П. Смирнов. 1945 г.

Справа налево: Б. С. Скобельцын, В. П. Смирнов, М. И. Семёнов, Н. С. Рахманина. Первый слева – Ю. В. Сусленников.

Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.
Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.

Покровская башня. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни в Пскове. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

Установка прапора Власьевской башни в 1966 г. На снимке: архитектор Б. С. Скобельцын и бригадир плотников В. Махаджанян. Фото М. И. Семенова, 1967 г.

Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков. Довмонтов город. 1971 г.

Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата" . Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото: Михаил Семенов

В. П. Смирнов возле созданного по его проекту памятника на могиле Неизвестного солдата в Пскове .

В. П. Смирнов на берегу реки Великой, перед своей мастерской в звоннице церкви Успения Богородицы от Парома. 1976 г.

Колосниковая каминная корзина (кованый металл). 1986 г.

Декоративная композиция «Птица» – фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Кованый металл (не установлена).

Крест, установленный В. П. Смирновым возле церкви Покрова и Рождества Богородицы. Слева направо: В. П. Смирнов, отец Владимир (Попов), А. М. Лебедев. 1990-е годы.

Автограф В. П. Смирнова.

Всеволод Петрович Смирнов.

Свет ликования

Выступление Валентина Яковлевича Курбатова на представлении книги «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец»

Я очень ждал этого дня и надеялся, что это будет другой зал . Это должен был быть зал филармонии, зал театра. Потому что Всеволод Петрович Смирнов – явление громадное в общерусском масштабе. И здесь сегодня должны быть не только мы, которые его знаем, а должен быть всякий живой пскович, старый и малый. Каждый должен был быть сегодня в этом зале и чувствовать, что совершается что-то непоправимое с его Отечеством.

Фоторепортаж Александра Сидоренко

Наталья Сергеевна Рахманина.

Дмитрий Иванович Беляев, бывший председатель Псковского горисполкома.

Александр Иванович Голышев, председатель государственного комитета Псковской области по культуре.

Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов, друг В. П. Смирнова.

Юлий Александрович Селиверстов, искусствовед, друг В. П. Смирнова , соавтор книги.

Наталья Сергеевна Рахманина и Всеволод Петрович Смирнов.

Участники представления книги. Лекционный зал Псковской универсальной областной библиотеки.

Участник представления книги.

Валентин Яковлевич Курбатов готовится к выступлению.

ЛМШ, фотограф .

Валентин Яковлевич Курбатов выступает.

Валентин Яковлевич Курбатов с книгой "Всеволод Смирнов"

Выступление "Мастер псковской силы".

Профессор, археолог Инга Константиновна Лабутина.

Публикации "Псковской губернии" о Всеволоде Петровиче Смирнове. Спасибо сотрудникам областной библиотеки за аккуратную память.

Анатолий Тимофеевич Васильев, бывший председатель Псковского горисполкома, бывший генеральный директор дирекции "Псковреконструкция".

Современники В. П. Смирнова.

Владимир Евгеньевич Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России, главный архитектор проекта второй реставрации шатра Покровской башни.

Спасибо всем!

Сегодня в Пскове: May 04, 2019 21:57:10

Статистика:

  • текущий запрос:
  • найдено результатов: 3
  • страниц с результатами: 1

Увы! Но это всё, что было!

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской. В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел. В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле поэтессы А. А. Ахматовой. Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Место рождения - Удомельский р-н Тверской губ.. Место смерти - Псков. Архитектор-реставратор, художник. Окончил Л-дский инженерно-строительный ин-т (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более 10 лет был ведущим специалистом Пск. науч.-реставр. мастерской, гл. архитектором и директ.. В соавторстве с В. А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, Св. Николы Чудотворца в г. Остров и в с. Пустое Воскресение. В 1950 - 1960-х (совм. с М. И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского м-ря. С 1967 С. посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского м-ря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб., Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. С. - автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник «Партизанская слава» (1984) на пл. Победы в Пскове и др.. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. С. - чл. СА и СХ. В 1996 принято решение об организации музея архитектора С. по ул. К. Либкнехта, 16. На доме, где жил С., установлена мем. доска (1997).

На сайте уже размещены несколько заметок о знаменитых реставраторах Псковского края, таких как Борис Степанович Скобельцин и Михаил Иванович Семенов. Продолжим вспоминать достойные имена Земли Псковской. Сегодня речь пойдет об архитекторе, художнике и кузнеце Всеволоде Петровиче Смирнове.

В 1955 году окончил архитектурный факультет института им. Репина. На последних курсах стажировался в мастерской Ивана Владиславовича Колтовского в Москве. Иван Владиславович считал, что в основе творчества любого современного архитектора должно базироваться знание архитектуры предков.

Всеволод Петрович решил начать свою деятельность с изучения древнерусской архитектуры. Он собирался поехать в Ярославль для работы в реставрационных мастерских этого города. Однако, незадолго до распределения в институт приехал Росляков, директор Псковской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Он пригласил Смирнова на работу в г. Псков на должность архитектора. В августе 1955 года Всеволод Петрович переехал из Ленинграда во Псков.

Псков

С 1955 по 1957 годы он работает в ПСНРПМ. Первой его работой было спасение памятника архитектуры XV века — церкви Ильи Пророка в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Памятник был в тяжелом техническом состоянии: связи сгнили, барабан наклонился и мог в ближайшее время рухнуть.

В сжатые сроки был создан проект реставрации, и проведены работы. Барабан был выпрямлен при помощи домкрата. Работа была сложной и опасной, т.к. в толще кладки стен барабана размещались керамические горшки для облегчения веса и голосники. Исследование церкви было проведено Всеволодом Петровичем совместно с архитектором ПСНРПМ Лебедевой Верой Алексеевной.

Одновременно Смирнов начал исследование выдающегося памятника архитектуры крепостного зодчества — Покровской наугольной башни Окольного города во Пскове. Башня, как и большинство строений Окольного города, была засыпана землей по приказу Петра I в начале XVII века и превращена в бастион.

Созданный Смирновым проект предполагал расчистку сооружения от земли с сохранением фрагмента бастиона. Исследования проводились при непосредственном участии архитектора Ю.З.Сусленникова.

Работа была прервана «Постановлением ЦК КПСС» о необходимости беречь государственные средства для создания жилья, а не тратить их на реставрационные работы, как бы не имеющие большой важности. Псковское руководство оперативно отозвалось на «Постановление» и расформировало ПСНРПМ, переведя проектировщиков в «Псковоблпроект», а производственную базу — в «Ремстройконтору».

Реставрация потихоньку сворачивалась. С августа 1957 г. по декабрь 1985 г. Смирнов работает в «Облпроекте», и только после статьи Юрия Дмитриевича Черниченко в центральной «Правде» о необходимости восстановления мастерской во Пскове, руководство области приняло данное решение.

Всеволод Петрович был вновь переведен в мастерскую на должность главного архитектора и продолжил работу над Покровской башней.

После расчистки земли раскрылся величественный интерьер строения, хотя изначально башня имела мосты, конструкция которых была вполне обоснована. Однако, было принято решение не разрушать раскрывшийся объем и экспонировать все ярусы башни одновременно. Для чего был создан проект деревянного шатра без опор, по типу северных построек. Шатер простоял до 1995 года, когда, к сожалению, сгорел от пожара.

В непосредственной близости от башни, в так называемом «Покровском углу», находилась церковь Покрова и Рождества Богородицы XIV века, второе ее название — церковь Покрова от Пролома. Исследование церкви было начато в 1958 году. Существование двух бесстолпных четвериков и иконография определило формы реставрации этой очаровательной «сдвоенной» церквушки.

К 1963 году производство работ по церкви и башне было окончено.

Псково-Печерский монастырь

В апреле 1960 года Всеволод Петрович был назначен исполняющим обязанности директора ПСНРПМ и заключил договор на реставрацию крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Следует отметить, что в те времена подобный договор мог заключить только человек, не состоявший в рядах КПСС.

Монастырь финансировал работы самостоятельно и регулярно, при этом взяв на себя подсобные работы. Поэтому реставрация Псково-Печерской крепости двигалась очень быстро. Соавтором Всеволода Петровича был архитектор Семенов Михаил Иванович . Каменная часть стен и башен хорошо сохранилась. Шатры и покрытие стен в какой-то степени — авторский замысел Смирнова, который можно оспаривать, но нельзя им не восхищаться.

Изборск

Изборская крепость формально не относится к числу авторских работ Смирнова. Автором проекта консервации объекта был Ю.В.Сусленников, но работал он непосредственно под руководством Всеволода Петровича, и четко избранная концепция консервативно-реставрационных работ — есть плод творчества двух архитекторов.

Остров. Пушкинские горы

К 60-м годам относятся реставрации церкви Николы в городе Острове и церкви Пустое Воскресение XV века, осуществление реставрационных работ по объектам Снетогорского монастыря: часовни и Святым воротам.

Реконструкция дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника — также авторская работа Смирнова. Окончена она была в 1961 году.

Художественное творчество

Говоря о Смирнове, нельзя не остановиться на его художественном творчестве. В первую очередь, это касается возрождения традиций кузнечного искусства.

Его первыми учителями были кузнецы-старообрядцы Васильев Кирилл Васильевич и Ефимов Петр Андреевич, работавшие в 50-60-х годах в ПСНРПМ. Свои первые кузнечные изделия, а их при реставрации псковских памятников архитектуры потребовалось много, Смирнов ковал вместе с ними. В дальнейшем, трудами Всеволода Петровича были созданы основные прапоры Псковского кремля, Псково-Печерского монастыря, кресты для храмов.

В 1967 году, после увольнения из мастерской Смирнов занялся художественной ковкой, исполняя заказы в том числе и по линии художественного фонда Российской Федерации. За сорок лет творческой деятельности им было создано более 30 крупных изделий из кованного металла и множество небольших изделий, таких как кресты, подсвечники и т.д.

Псков явился питательной средой для Смирнова: он работал над оформлением нескольких спектаклей Псковского театра, в Псковском музее хранятся выполненные им копии фресок Снетогорского монастыря.

Притягательная сила Всеволода Петровича привлекала к нему людей. Он снискал всеобщую любовь и уважение, слывя авторитетным судьей даже в тех вопросах, которые были далеки от его специальности.

Нет в Пскове ни одного краеведа, ни одного мало-мальски интересующегося историей города человека, который не знал бы о деятельности Всеволода Петровича. Его мастерскую в звоннице церкви Успения с Парома посещали многочисленные поклонники его таланта и друзья, в том числе: Лихачев Д.С., Б. Окуджава, М. Дудин., Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина.

Великолепные акварели Смирнова хранятся в Псковском музее-заповеднике.

У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

В течение жизни у него прошло восемь персональных выставок. В конце жизни у Смирнова были большие огорчения — его отселили из творческой мастерской, которую он арендовал около тридцати лет. Сгорел шатер Покровской башни…

Скончался Всеволод Петрович 1 января 1996 года. В апреле 1996 г. администрация г. Пскова приняла решение об организации музея архитектора-реставратора, художника и кузнеца Смирнова Всеволода Петровича, как филиала Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Тут располагалась кузница Всеволода Петровича. А потом его просто выгнали. Мол, не есть хорошо — кузница в звоннице. Звонницу тогда так и не стали восстанавливать, и музей Всеволода Петровича открыть в ней не разрешили. Зато тут был склад арбузов…

,

1922 - 1996.

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР.

Как солдат Великой отечественной войны дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной Войны, медалями.

В Псков приехал в 1955 году по окончании архитектурного факультета Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был директором псковской «Реставрационной мастерской» приглашен на должность главного архитектора.

В 60-х годах вместе с Михаилом Семеновым им была проведена реставрация стен и башен всемирно известного Печерского монастыря.

Невозможно перечислить все реставрационные работы Всеволода Смирнова. Имя его вошло в историю псковской реставрации и большим количеством работ, и оригинальными идеями. Он предложил и выполнил в частности, необычное завершение башен Псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами: эскизы и воплощение замысла осуществил сам Всеволод Петрович.

В 1967 году Смирнов оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря ему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.

Еще при работах в Псковском Кремле он столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. В то время еще были живы старые псковские кузнецы, двое из них стали его учителями. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. Его пространственные кованые композиции широко известны.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.

Прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, дело рук Всеволода Смирнова. Он выступал и как автор монументальных памятников: Орудия на на могиле неизвестного солдата в Пскове, ансамбль в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарово.

Всеволод Смирнов стал собственно, основателем возрожденной школы русской художественной ковки. Сейчас в Пскове работает коллектив художников-кузнецов - его учеников. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

Пробовал себя В.П. Смирнов как театральный художник, участвовал в многочисленных выставках живописи и графики, в том числе международных. Его акварели Смирнова в Псковском музее-заповеднике.

Похоронен он на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска.

Основные работы Всеволода Петровича Смирнова:

  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Покровская башня
  • Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (соавтор Михаил Семенов)
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (соавтор Вера Лебедева)
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (соавтор Вера Лебедева)
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинcкого заповедника
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (соавторы с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)
  • Памятник убитым большевикам на Талабских островах.


Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы Всеволода Петровича Смрнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева.