Кот ученый - Образовательный портал

А и куприн главные герои. Характеристики главных героев произведения Поединок, Куприн. Их образы и описание. О событиях рассказа Куприна и главных героях «Куста сирени»

«Изумруд» - печальный рассказ. Он написан от третьего лица, но все окружающее – люди, природа, еда, события, рассказаны с позиции коня Изумруда. Автор рассказа сумел взглянуть на мир глазами коня.

Главные герои рассказа Куприна «Изумруд»:

Изумруд – красивый жеребец четырех лет отроду. Рослый, серебристо стальной масти конь предназначался для забегов. Ему это очень нравилось. Ноги и тело были безупречно красивой формы. Конь понимал это и гордился собой. На ипподроме он был в своей стихии. Изумруду нравился главный наездник. Когда он садился на круп коня, Изумруд и наездник становились одним целым. Изумруду нравилось, когда его обливали водой, нравилось участвовать в бегах, быть в центре внимания. Он выиграл бега, но эти бега стали последними для него. В конюшне была вороная кобылка, к которой он был неравнодушен. Из-за нее у Изумруда были конфликты с другим конем – Онегиным, который был старше Изумруда, и с норовом.

Василий – молодой конюх. Работая с лошадьми, он явно не любил их. Приходил на конюшню пьяным, обращался с животными грубо, курил в конюшне. Лошади платили ему такой же нелюбовью, но не боялись его

Назар – пожилой конюх. К своим подопечным он относится с любовью, разговаривает с ними мягким, неторопливым голосом. От него всегда пахнет вкусным ржаным хлебом и немного вином.

Англичанин . В рассказе он – главный герой и главный наездник. Высокий, худой, всегда аккуратно выбритый, он носил очки в золотой оправе. Он настолько понимал и чувствовал лошадей, что Изумруду казалось, будто этот мужчина сам был лошадью. Когда он сидит в американке, то как радостно, гордо и приятно-страшно повиноваться каждому намеку его сильных, умных, все понимающих пальцев. Только он один умеет доводить Изумруда до того счастливого гармонического состояния, когда все силы тела напрягаются в быстроте бега, и это так весело и так легко». Главного наездника боялись и кони, и конюхи, работавшие на конюшне. Однако, Изумруд уважал англичанина, Ему нравилось, когда этот человек управлял им.

Еще один конюх . Он служил на той конюшне, где спрятали Изумруда. Это был большеголовый человек с маленькими глазками и черными усиками. Он ходил вечно заспанный, был равнодушен к лошадям. Но Изумруд интуитивно чувствовал ужас перед этим человеком. И не ошибся. Именно этот человек убил Изумруда, подсыпав ему отравленный овес.

Рассказ об особенном коне, сумевшем выиграть бега. Он оказался не такой как все, не соответствовал каким-то там лошадиным стандартам, и люди погубили его. Можно рассматривать рассказ как жизнеописание коня, а можно копнуть глубже и прийти к выводу, что люди бывают жестоки даже к себе подобным только за то, что кто-то выше, умнее, лучше и самодостаточнее их. Если кто-то сумел добиться большего, это вызывает зависть и непонимание.

Живя из года в год в Балаклаве, Куприн сразу «сдружился с некоторыми рыбацкими «атаманами», которые славились своей отвагой, удачливостью и храбростью. Он охотнее работает на баркасе веслом или сидит среди рыбаков в кофейне, чем встречается с местной интеллигенцией, жаждущей поговорить о «высоких материях». Та же картина и во время поездки Куприна в 1912 году за границу. В Ницце, например, он быстро подружился с синдикатами кучеров, шоферами, рабочими... Но есть что-то лихорадочное, напряженное в поспешной смене всех этих увлечений - французской борьбой и погружением в скафандре под воду, охотой и стилем «кросс», тяжёлой атлетикой и свободным воздухоплаванием.

Словно в Куприне жило два человека, мало друг на друга похожие, а современники, поддавшие», впечатлению одной, наиболее явной стороны его личности, оставили о нём неполную истину. Лишь наиболее близкие писателю люди, вроде Ф. Д. Батюшкова, сумели разглядеть эту двойственность. Если же мы обратимся к творчеству Куприна, то здесь бросается в глаза знаменательное противоречие: те сильные, здоровые жизнелюбцы, к которым как будто был так близок писатель по складу своей личности, в его произведениях оттеснены на задний план, преимущественное же внимание уделено героям, внешне имеющим с ними мало общего.

Вот они перед нами - персонажи, которым Куприн доверяет все свои самые заветные помыслы, которые разделяют его сокровенные мысли, радости, страдания: инженер Бобров, наделённый «нежной, почти женственной натурой» («Молох»), «стыдливый... очень чувствительный» Лапшин («Прапорщик армейский»); «добрый», но «слабый» Иван Тимофеевич («Олеся»); «чистый, милый», но «слабый» и «жалкий» подпоручик Ромашов («Поединок»). Где уж тут «неисправимый оптимизм», «неистребимый дикарь», «особенное жизнерадостное здоровье»! В каждом из этих героев повторяются сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединенное с полнейшей непрактичностью и безволием. Но, пожалуй, яснее всего раскрываются они, освещенные любовным чувством.

Все они относятся к женщине с сыновней чистотой и благоговением. Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из его бурных монологов («Поединок»), Куприн демонстративно идеализирует безнадежно платоническое чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в... безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей». Вместо сильной личности перед нами в окружении жестокого бесчеловечного мира появляется нелепо трогательный со своей жаждой «святого» чувства ущемленный человек.

Пройдя еще в детстве через ряд разнообразных жизненных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде, Куприн сберег в душе неспособность причинять боль, сохранил в чистоте бескомпромиссный гуманизм. «Мускулистый, приятный силач», кутила, жизнелюбец - это, очевидно, было лишь полправды (недаром, читая «Поединок», Л. Н. Толстой обронил фразу: «Куприн в слабого Ромашова вложил свои чувства»). Ее дополняет обостренная жалость к страдающим людям, давшая такие поразительные страницы, как встреча Ромашова в «Поединке» с затравленным и больным солдатом Хлебниковым, ищущим смерти на железнодорожных путях.

Кастовые офицерские предрассудки, вбивавшиеся в голову Ромашову и в кадетском корпусе, и в юнкерском училище, падают в мгновение ока, когда подпоручик, мучимый виноватой жалостью и ответственностью за человеческую жизнь, изуродованную на его глазах, обращается к Хлебникову со словами: «Брат мой». И тот же купринский гуманизм ярко окрашивает все произведения о детях, с отзывчивостью приходит на помощь их горю «Белый пудель», «Слон» (1907), «Храбрые беглецы» (1917) и т. д).

Небезынтересно отметить, что Куприн - писатель идёт и здесь своим путём. Стоит только сопоставить, к примеру, горьковского «Деда Архипа и Лёньку» с «Белым пуделем», как становится очевидной разница уже в подходе к самой теме. У Горького - протест нищего мальчика против стяжательства, которое разъедает по-своему доброго деда Архипа, пробуждение человеческого достоинства в маленькой душе Леньки. У Куприна -воспевание честной бедности, солидарности «гуттаперчевого мальчика» Сережи, четвероногого артиста Арто и весёлого, бескорыстного босяка дедушки Лодыжкина в столкновении с богатыми, перекормленными дачниками и их прислугой. Мир Горького жёстче, трагичнее, а герои активнее. У Куприна же - добрая грусть и сострадание к бездомным артистам не мешает «счастливому» концу.

Едва ли не наиболее «традиционный» писатель реалистического крыла русской литературы, Куприн запечатлел психологию героя - правдолюбца, родственного персонажам Тургенева, Толстого, Чехова. Гаршина. Однако как ярко сказалась в его творчестве, принадлежащем уже новому, XX столетию, недостаточность традиционного подхода к действительности и традиционного героя! Эпоха требовала от художника активно воздействовать на жизнь, всемерно поддерживать великие социальные преобразования.

Горьковские рабочие, бунтари и агитаторы, уже несли динамит своих идей в своекорыстный и затхлый мир, а Куприн в ту же пору был вынужден беспомощно наблюдать, как одни за другим гибнут его герои во враждебной им среде. Для стиля Куприна характерна верность реалистическим заветам. Даровитейший писатель, он обладал многообразием стилевых манер, но даже во многих лучших его произведениях заметно следование какой-либо уже проложенной традиции. Так, рассказ «Мирное житие», высоко оцененный Л. Н. Толстым, близок «Человеку в футляре»; «Собачье счастье» (1896) заставляет вспомнить ранние аллегорические произведения М. Горькою, эпиграф к «Изумруду» («Посвящаю памяти несравненного пегого рысака Холстомера») уже указывает на произведение, которое оказало влияние, - повесть Л. Н. Толстого.

Прослеживая хронологически произведения Куприна, видно, как постепенно все увереннее и резче становится его перо, как отступают банальные описания и почти на нет сводятся красивости и мелодраматические издержки. В его творчестве все очевиднее становится приверженность к отложившимся напластованиям быта. Художественному дару писателя было в высшей степени свойственно подробное изображение какого-либо устойчивого, прочно сложившегося профессионального уклада - военного, заводского, рыбацкого, циркового, чиновничьего, или национального быта - русского, украинского, еврейского, белорусского. Купринский стиль формируется отличным образом от чеховского или, скажем, бунинского.

Впечатление у читателя рождается уже от одной точности назывании. Изредка и у Куприна останавливает внимание меткая метафора - «узенькая сёмговая полоска зари»,- так и видишь отливающую оранжевым тяжелым жиром полость неба. Обычно же он накапливает множество бытовых чёрточек, необходимых в том художественном ансамбле, в той величественной картине повседневности, какая складывается в результате. Художническая наблюдательность Куприна далека от, условно говоря, импрессионизма в прозе, чужда щедрой метафоризации. Там, где Бунин напишет: «чайки, как яичная скорлупа», «море пахло арбузом» и т. д., Куприн скажет просто: «среди мусора, яичной скорлупы, арбузных корок и стад белых морских чаек». В его прозе почти не возможно найти далеких уподоблений, но эта локальная, частная безобразность (при безукоризненной точности языка) не мешает созданию итогового образа - в данном случае образа огромного морского порта в «Гамбринусе».

Подобно большинству своих современников, писателей - реалистов XX века, Куприн явился мастером «малых» форм прозы - рассказа, короткой повести, оставив нам классические образцы этих жанров. Часто, ведя художественный поиск, писатель отправляется от факта, который сам по себе незначителен, - от «случая из жизни», анекдота и т. д. Но, обрастая великолепными подробностями, запоминающимися мелочами, каждый факт приобретает дополнительную глубину и емкость.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. В этих статьях сказывается противоречивая позиция писателя. Сочувствуя грандиозной программе преобразования старой России, разработанной В. И. Лениным, он сомневается в своевременности проведения этой программы в жизнь. Ещё в рассказе «Тост» (1906) Куприн приветствовал будущее свободное общество «гордых, смелых, равных, веселых» людей, сбросивших цепи угнетения, перестроивших мир, относя это общество к 2906 году.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Персонажи произведений Куприна . И в закладках появилось готовое сочинение.

Год написания: 1900

Жанр: рассказ

Главные герои: Юрий Агазаров - молодой пианист

Сюжет

В канун Нового года семья Рудневых, известная на весь город своей щедростью, благотворительностью и безалаберностью, ждет гостей. И тут обнаруживается, что приглашенный оркестр не приедет. Праздничный вечер – без музыки – что может быть хуже?

Хозяин дома решает отправить горничную за тапером, чтобы гости могли потанцевать. Девушка очень долго отсутствует, а затем приезжает с неказистым четырнадцатилетним мальчиком и представляет его в качестве тапера. Мальчик оскорблён недоверием к его умению музицировать и вызывается показать свое искусство.

Хозяин и гости очарованы игрой юного дарования. Домой подростка увозит сам Антон Григорьевич Рубинштейн, А со временем Юрий становится знаменитым композитором и музыкантом.

Вывод (мое мнение)

Наверное, этому мальчику повезло встретиться с великим композитором и произвести на него нужное впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий никому никогда не говорил о своем разговоре с Рубинштейном, может быть, эти слова были для него очень важны и помогли найти путь в жизни.

Меню статьи:

«Куст сирени» – произведение о вечной теме искусства, о любви. Куприн выбрал для текста направление реализма. И это вполне логично. Каждый человек стремится в жизни найти вторую половинку. Человека, с которым не страшны никакие беды и испытания. Но очень немногим людям, к сожалению, это удается. Никто доподлинно не знает, как и почему люди выбирают себе пару в жизни. Любовь – невероятно капризное и подчас непостижимое чувство. Иногда очень красивая женщина способна полюбить совершенно не примечательного для остальной части общества мужчину. Самые везучие – именно те люди, которые не просто получили величайший дар судьбы – любовь, но сумели ощутить взаимную любовь. Когда два человека, связанные настоящим искренним чувством, взявшись за руки, вместе отправляются по тернистому пути жизни, когда чувства и души влюбленных сплетаются воедино, то люди воистину непобедимы. Нет такой силы, которая смогла бы противостоять мощи настоящей взаимной Любви.

Александр Куприн, несмотря на то, что прославился как суровый военный человек, преклонялся перед силой любви. Писатель считал, что нет в жизни ничего более важного, чем искренняя и взаимная любовь супругов. Рассказ «Куст сирени» в полной мере раскрывает убеждения Куприна, касающиеся непобедимости истинных чувств и силе, которой эти чувства способны наделить влюбленных. Особенно большое значение в браке Куприн отводил именно супруге. Любящая женщина, по мнению писателя, должна быть готова стать опорой и поддержкой для мужа в любой ситуации. Главная задача женщины – создать в доме уют и комфорт, даже при не слишком благоприятных условиях материального обеспечения.

«Куст сирени»: художественный «паспорт» произведения

Александр Иванович написал рассказ в 1894 году. На самом деле, Куприн всегда интересовался вечными темами. Одна из таких тем – любовь, взаимоотношения, сложности и радости брака и романтического взаимодействия между мужчиной и женщиной. Брак для Куприна – это отношения, где на первый план выходит самопожертвование, доверие, взаимная любовь, уважение и поддержка. Для демонстрации ключевых идей произведения писатель выбрал композицию, включающую три части. В первой части расстроенный Николай возвращается домой после провала практического проекта. Герой делится переживаниями с женой, Верой. Во второй части в ход повествования активно вмешивается Вера Алмазова. Девушка придумывает отличный план, как исправить ситуацию с проектом. Наконец, завершающая часть – это финал, который заканчивается счастливо развязкой: профессор принимает проект Николая, и тот поступает на учебу. Рассказ опубликовали в год написания, в 1894-й. «Куст сирени» появился на страницах «Жизни и Искусства».

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с Александра Куприна – в таблице.

В центре – образ сирени, цветы которой всегда ассоциировались с романтическими отношениями. Поэтому куст сирени, безусловно, несет смысловую нагрузку. Кроме того, сирень расцветает с приходом весеннего тепла, а весна – тоже символ надвигающейся любви. После того, как чете Алмазовых удается совершить небольшую ночную авантюру, посадить сирень – часть плана Веры по исправлению ошибки на практической работе супруга, Николай навсегда полюбил сирень. Куприн, пожалуй, не случайно выбрал именно это растение. Если почитать о символике сирени, можно заметить, что эти кусты связывают с весной, с теплом (не только погодным, но и человеческим). Согласно скандинавской легенде, весна окрашивала природу в краски, но когда дело дошло до северной природы, у матери-весны остались на палитре только фиолетовые цвета, которые и превратились в сиреневые кусты.

О событиях рассказа Куприна и главных героях «Куста сирени»

В центре повествования – история о семье, которые решают проблему совместными усилиями. Конечно, Куприн уделяет внимание человеческим отношениям, специфике любви в семье, в браке. Любовь – это не пустое чувство, это постоянная поддержка без ожидания вознаграждения за это.

Образы главных героев «Куста сирени»

Итак, рассказ Куприна предполагает классическое разделение персонажей на центральных и второстепенных фигур. Сначала обратимся к ключевым действующим лицам.

Образ Алмазова Николая Евграфовича

Николай недавно стал офицером и теперь стремится продолжить обучение – в академии. Сдать экзамены получилось на третий год, но финальный проект Николай все равно испортил. Мужчина постарался замаскировать пятно (в буквальном смысле), которое поставил на своей работе, но профессор, который принимал экзамен, знал ландшафт слишком хорошо, чтобы не заметить ошибки. В итоге, с помощью жены, Николаю удается все же сдать проект и доказать профессору правоту. Преподаватель извинился перед молодым офицером, и Николай поступил на учебу в академию. Алмазов отличался трудолюбием, упрямством и упорством, старательностью, но победу одержал в тандеме с поддержкой супруги.

Образ супруги Николая, Веры Алмазовой

Николаю повезло в браке и любви: мужчине удалось заполучить в жены прекрасную девушку, Веру. Алмазова искренне любит мужа, поддерживая и помогая Николаю во всех начинаниях. Подготовка к экзаменам, чертежи, проекты – все это на плечах Верочки. Девушка, не задумываясь, тратит деньги и средства семьи на реализацию замыслов и планов Николая. Ум, доброта, мудрость, самоотверженность – ключевые качества Веры. Находчивость Алмазовой, в результате, спасает проект Николая.

Образ профессора

Немецкий преподаватель, который принимает экзамены в академию, отличается высоким уровнем профессионализма. Профессору свойственна честность и принципиальность. Поэтому герой замечает ошибку на проекте Николая, указывая на промах. Алмазов считает, что профессор просто педант, ужасный, чудовищный человек. Однако преподаватель просто справедлив. Среди персонажей второго плана – оценщик в ломбарде и садовник.

Образ оценщика

Работая в ломбарде, оценщик реализует ценности, которые приносят в ломбард Алмазовы. Вера собирает дома последние драгоценности (браслет и колечко), которые относит оценщику, чтобы выручить денег на высадку кустов. Здесь проявляется главные ценности для девушки – это вовсе не вещи, не материальные предметы, но духовные. Это привязанность и любовь к супругу, а также карьера и начинания Николая.

Образ садовника

Сперва упрямый мужчина отказывает оказать помощь Алмазовым. Садовник не понимает надобности в ночной высадке кустов. В итоге, Вера рассказывает садовнику о настоящем мотиве этой авантюры. После этого мужчина соглашается посадить сирень ночью. Идея Веры понравилась садовнику, показалась милой и стоящей уважения.

События рассказа Куприна

Супруги Алмазовы в рассказе наделены, можно сказать, противоположными качествами. Николай Евграфович Алмазов, молодой и небогатый офицер. Мужчина не наделен, казалось бы, совершенно никакими положительными качествами. Не очень умный, так как сумел поступить в Академию генерального штаба лишь с третьей попытки, да и то исключительно благодаря помощи супруги.

Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою…

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться Александра Куприна, основанном на реальных событиях.

Саму учеба давалась Алмазову с огромным трудом. Снова герой не смог обойтись без поддержки жены. И вот уже на последнем этапе сдачи экзаменов случилась, по мнению Алмазова, совершенно неисправимая ситуация, которая сводила на нет все труды мужчины. Выполняя последнюю практическую работу (инструментальную съемку местности), Алмазов, по неосторожности, умудрился на уже завершенной работе поставить зеленое пятно. Так как переделать задание наново у него не было ни сил, ни времени, Алмазов воспользовался смекалкой и превратил пятно в куст. Однако слишком педантичный профессор заметил этот лишний куст и высказал замечание по поводу всей работы:

Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…

Фатальность ошибок и контраст характеров

Эта довольно неприятная ситуация полностью дестабилизировала рассудок Алмазова. Мужчина полностью утратил способность мыслить здраво. Вместо того чтобы искать выход, пусть даже из такой довольно сложной ситуации, Алмазов предпочел просто запаниковать и сдаться на милость судьбы. Для мужчины, тем более офицера, поведение, прямо скажем, не заслуживающее уважения.

Совсем иначе Куприн изображает супругу Алмазова, Верочку. Девушка полностью противоположна по характеру мужу. Находить выход из сложной ситуации для Верочки было совершенно нормальным занятием. Плакать и жаловаться героиня не привыкла. Даже имя Куприн выбрал для девушки подходящее – Вера, как вера в то, что при желании можно справиться с любой бедой. Алмазова с легкостью компенсировала слабохарактерность мужа, при этом ни при каких обстоятельствах не попрекала этим супруга:

Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой…

Супружеская любовь Верочки

Николай Алмазов настоящий счастливчик. Жена героя не только обладает множеством достоинств, но главное – Верочка искренне и всем сердцем любит мужа. Поддержка и помощь близкого человека в трудный момент крайне важна и для сильных духом людей, и для слабых представителей рода человеческого. Верочка наделена живым умом и умеет быстро принимать оригинальные, совершенно удивительные решения. Чтобы спасти честь мужа и экзаменационную работу Алмазова, Вера предлагает еще до утра поехать и посадить куст в нужном месте самостоятельно. Решение очень смелое и нестандартное, но вполне осуществимое. На раздумья нет времени, ситуацию нужно спасать, а сам Алмазов не готов предложить хоть какой-то выход из сложной ситуации, которую сам же и спровоцировал.


Любящая женщина всегда готова к самопожертвованию. Пусть со стороны кажется, что супруг Верочки, Николай, недостоин любви такой умной, доброй, красивой, находчивой и жизнерадостной женщины. Однако Вера любит мужа таким, какой он есть, поэтому готова поддержать Алмазова в любой ситуации. Не сомневаясь ни секунды, девушка собирает все драгоценности в доме, чтобы реализовать свой дерзкий план по посадке кустов.


Выручив в ломбарде немного денег, Алмазовы направляются к садовнику, чтобы тот послал рабочих в нужное место для посадки кустов. Но на дворе уже темно, садовник не понимает, зачем нужно ночью сажать кусты, поэтому отказывается помогать. И снова Верочка берет дело в свои руки. Алмазова находит нужные слова и переубеждает садовника принять немедленное участие в реализации смелого плана героини рассказа Куприна. В это время у садовника находится только куст сирени. Вероятно, совсем не случайно Куприн выбирает именно сирень. Этот ароматный и весенний цветок является символом вечной любви и верности. Такой нежной и крепкой любви, как у Алмазовых. Свой замечательный план, благодаря совместной поддержке и преданности, Алмазовы успешно доводят до конца. Кусты сирени посажены. Экзаменационная работа, а вместе с ней и честь самого Николая, спасены.

Мораль «Куста сирени»: ключевые выводы

Совместными усилиями двух любящих сердец можно не только решить сложную житейскую проблему, но даже сотворить настоящее чудо. Куприн, как бы немного завидует своему главному герою. С такой женой можно достичь огромных высот в любом деле. Алмазовы любят друг друга, поэтому не обращают внимание на недостатки, а просто живут счастливо. Радость и счастье супруги ощущают уже только от того, что они вместе. Это ночное приключение еще больше сблизит родственные души главных героев рассказа. А куст сирени теперь будет вечным памятником чистой и беззаветной любви.

Линия УМК под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Литература (10-11) (углуб.)

Линия УМК под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Литература (10-11)(баз.)

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Литература

«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна

Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.

Репродукция картины Люка Филдса «Доктор», 1891 г.

У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать

Смысл названия

В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел - всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру. В реальной жизни этим благам приходится туго - они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом. Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор - один из главных героев - похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина - в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо. А значит, каждый человек может стать чудесным доктором - тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.

Художественные образы

В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая - это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность. Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых - это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь. Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей. К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.

Двадцатое столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, Гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не бо́льшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания. Сегодня, в самом начале XXI века, можно уже отчётливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и, более того, оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России. Именно об этих явлениях в литературе авторы книги, которую вы держите в руках, и собираются рассказать.

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

    Мерцалов - отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование - медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, - думал он, - и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».

    Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом...» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда - она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.

    Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.

    Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное - спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость - вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса - всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «...главное - не падать никогда духом».

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.


После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание - написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет , с. 154):

  • - Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • - Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • - Чудесный доктор - это профессия или человеческое естество?
При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.
#ADVERTISING_INSERT#