Кот ученый - Образовательный портал

Философия эпохи Возрождения (14–16 века). Французское возрождение (xvi - xvii в.в.). история франции Философствование XVIII века

Общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Космос - понятие, впервые введённое Пифагором для...

https://www.сайт/journal/141362

На возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов . В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном... от религиозного фундаментализма к светскому устройству существовала в Западной Европе в 18 веке . Именно в тех условиях становление философии агностицизма было направлено против господства религиозного мировоззрения. Философские работы Юма и Канта...

https://www..html

Противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Абсурд может пониматься двумя принципиально разными способами: ... века в Англии и начало 20 века в остальных странах. В латентном виде лингвистический абсурд, видимо, существовал в фольклоре многих стран (например, у нас: "ехала деревня мимо мужика..."). Нас же интересует абсурд экзистенциальный. Знакомство с ним мы начнём с датского философа ...

https://www.сайт/journal/140967

Подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии. "Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного... новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях...

https://www.сайт/journal/141011

Бытия и какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая философия " - эта "наука философа " - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что... и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля. В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, - сторонник...

https://www.сайт/journal/144911

Статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все... в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и...

Интенсивность развития человечества имеет очаговый характер, который распространялся по всем континентам Земного шара. История показывает загадочные всплески совершенствования человеческой мысли, технологические прорывы доисторических племен, загадочное исчезновение целых цивилизаций (Атлантида, Майя). Все они были подвержены испытаниям своего времени, многие рухнули, некоторые выстояли.

Завидной стабильностью отличается научная мысль, которая породила технологический мировой прогресс, стран Европы. Философия, как двигатель любого направления, стала базой приобретения европейскими державами мощности, мирового первенства, монополии стратегически-важных отраслей. Франция неосознанно заняла правильную нишу в распределении направлений. Любой французский философ автоматически становился почитаемым человеком, поскольку высокий уровень образование государства не вызывал сомнений. Сюда стремились оправить на обучение отпрысков богачи. Только во Франции можно было отыскать диковинки, новшества. Спустя столетия французское государство только укрепило передовые позиции. Но всему своя очередь.

Философия французского Средневековья

История Средневековья находится между X-XV веками.

Средневековая эпоха была кровопролитной, жестокой, характеризовалась межнациональной раздробленностью. Франция не стала исключением: постоянные войны рассекли и без того переполненный мелкими островами Пиренейский полуостров.

В это же время нарастало могущество католической церкви, появлялись противоборствующие ордены, что способствовало осуществлению крестовых походов.

Внешние и внутренние конфликты отражались на стабильности жителей страны. Деятели искусства, науки пытались «осторожно дышать», опасаясь, быть причисленными к числу еретиков.

Список мыслителей имеет внушительный размер, но хочется отметить Пьера Абеляра. Биография философа переполнена страданиями. Душевная боль и тяга к знаниям сделали из благородного юноши настоящего мудреца, не боящегося противоречить властям, за идеями которого шли люди.

Философия французского Возрождения

Французская пост средневековая философия, как и другие, относится к XV-XVI векам, носит название философии Возрождения. Период характеризуется ослаблением церковного влияния, укреплением научных позиций. Эпоха Возрождения дала толчок к развитию творческих дисциплин (художество, музыка, поэзия), но главным философским акцентом стало образование.

Мыслитель Мишель Монтень познавательным трактатом «Опыты» старался объяснить людям, что во главе эмоций стоит разум, нужно так жить, чтобы не было стыдно за совершенные поступки. Француз открыл абсолютно новый философский стиль повествования.

Французская философская мысль XVII века

Философствование французов XVII века аналитики называют философствованием научной революции XVII века. Потому что данная эпохальная веха связана с великими изобретениями Галилея, Декарта, Ньютона. «Практические революционеры» заявили о существовании независимых от воли человека законов природы. Французские деятели заложили основу будущей материалистической философии Просвещения.

Философствование XVIII века

Эпоха Просвещения, относящаяся к XVIII веку, стала очередным реформационным периодом для европейского общества. Французские философы снова обращают научный взгляд на материализм – отвергают воспевание христианских идеалов (Бога), судят о природе, как о единственно существующей мощной силе.

Революционер Гольбах стремился к объединению буржуазного и народного классов против феодальной религии.

Дени Дидро, опираясь на классическую механику, говорил о двигательном свойстве материи. Дени рассуждал также о способности тел к взаимному притяжению.

Вольтер открыл термин «толерантность», как обращение к лаицизму.

ЖанЖак Руссо с помощью просвещенских идей произвел впечатление на Европу призывом обратиться к природе.

Франция XIX века

Кратко проанализировав философствование XIX века, следует остановиться на метафизическом учении Бергсона. Моралист учит понимать жизнь не сточки зрения здравого рассудка, а путем интуитивного, инстинктивного восприятия.

Философия XX века

20-й век становится переломным для французской философии. Наука Франции поднимается на первое место в мире по силе и количеству философских представителей. Укрепляют позиции такие направления: постмодернизм, экзистенциализм, структурализм. Экзистенциалист Камю предлагал признать существование абсурда. Только используя данный метод, считал гуманный публицист, его можно избежать (в проявлениях фашизма, сталинизма).

Это эпоха перехода к буржуазным отношениям от феодализма. Начинают развиваться торговля, банковское дело, возрастает значение городов. Поскольку буржуазные отношения предполагают новую экономику, то это эпоха ВГО. В 16 веке начинается Реформация церкви. Это ведет к секуляризации сознания. Всевластие церкви подорвано. Происходит открытие книгопечатания. Главный момент: переход от теоцентризма к антропоцентризму. В литературе встречается понятие гуманизм. Николай Кузанский, который развивал диалектические мысли в рамках схоластики (15 век). Он говорит о противоречивости всего сущего. Понятие космос (мир) – микрокосмос (человек), которые появились ещё в античности. Он говорит, что противоположности могут переходить друг в друга. Он размышляет о строении человеческого разума, делит ум на рацио и интеллект. Рацио не может охватить противоположности, а интеллект может. Рацио – антидиалектический ум, интеллект – диалектический. Развивается натурфилософия. В середине 16 веке выходит книга Коперника о движении небесных тел. На смену геоцентрического мировоззрения приходит гелиоцентрическое. Противоречие с церковной доктриной, вывод: солнце не является центром Вселенной. Этот вывод сделал философ Джордано Бруно. Бруно говорит о бесконечности Вселенной. Он говорит, что душа после смерти тела создает себе новое тело. Ввел понятие героического энтузиазма. Для натурфилософии характерны идеи диалектики и бесконечности.

Никола Макиавелли размышлял на тему свободы. Основное произведение – «Государь». Он размышляет о политической власти, её задачах, природе и высказывает новые мысли: нет идеальных форм правления, а форма правления должна соответствовать реальности. Сам он республиканец, но считает, что современные люди не готовы жить в республике. «Цель оправдывает средства».

Государь имеет право отступать от добра. В этом проявилась другая черта гуманизма – индивидуализм. Суть – абсолютизация значения самостоятельности отдельной личности. Никола является типичным выразителем социально-философских взглядов во всей её противоречивости. Никола воспевает авантюристов, он представитель фатализма. Удача улыбается человеку, склонному к риску.

Философская антропология эпохи Возрождения.

Антропологические идеи – самые важные. Представитель – Дж. Пико дела Мирандола. Посвятил себя сравнению священных книг. Каждая религия содержит в себе долю истины. Поэтому он находился в сложных отношениях с церковью. Произведение – «Речь о достоинстве человека (900 тезисов)», где он излагает принципы светского гуманизма. Ввел понятие промежуточность. Человек находится между небом и землей. Человек обладает особым достоинством. Формулирует главное качество, отличающее человека – способность к самоопределению. Творчество высоко ценится в этот период.

Эпоха Возрождения не просто следование идеалам античности, а эпоха, определяющаяся переходом к буржуазным отношениям, которые отличаются кричащим противоречием.

Философия Нового Времени (17–18 века).

    специфика эпохи

    проблема метода философии

    социально-философские и антропологические взгляды эпохи.

Это эпоха Просвещения. Буржуазные отношения распространяются на другие европейские страны. Это время революций. Время начала НТП. Слияние научного творчества и промышленности. Бурное развитие научного знания. Отсюда главный интерес в философии переносится в сферу гносеологии. Царит культ разума. Просвещение продолжает тенденции предыдущей эпохи, например, освобождение сознания от всевластия церкви. Появляется интерес к знанию, освоению новых земель. Возрождение рассматривает мир больше с эстетической точки зрения, а эпоха Нового Времени рационалистична. Характерна рассудочность, сухость, умеренность. Продолжает господствовать антидиалектический метод в целом, который предполагает развитие вещей вне связи с другими. Это обусловлено развитием наук, накоплением знаний.

Английский мыслитель – Френсис Бэкон, был канцлером Англии, был обвинен в мошенничестве, после наказания углубился в философию. Он является представителем эмпиризма. Бэкон видит главную тему в том, чтобы найти универсальный метод познания. Критикует схоластику, античную философию за то, что знание было оторвано от практики. Главное произведение – «Новый органон». Он называет новый метод методом индукции, то есть от единичного к общему. Благоносные и светоносные опыты. Бэкон критикует и примитивное, прямолинейное применение эмпиризма. Истинный мыслитель должен быть подобен пчеле, собирая факты перерабатывать их в теоретическое знание. Выделяет 4 типа идолов – конечных факторов:

    Идолы рода.

    Идолы пещеры – субъективизм познания.

    Идолы площади, проистекающие из необходимости общаться с другими людьми.

    Идолы театра – заблуждения, возникающие из-за повторения чужих мыслей и слов.

Освободиться от идолов можно с помощью индуктивного метода. Бэкон принимает классификацию наук.

Другой философ – Рене Декарт. Его последователями являются все рационалисты вплоть до наших дней. Он выступает за рациональное познание. Разум сам должен отличить истину от заблуждения. Он предложил метод дедукции – от общего к частному. Ввел понятие врожденные идеи. В онтологии Декарт выступает как дуалист: протяженность (материальное начало) и мышление (духовное). В человеке эти два начала соединяются. Он уподобляет все явления к механизмам. Это направление называется механицизм. В духе дуализма Декарт развивает гносеологию. Декарт верит, что реальность есть, она объективна.

В 17 веке появляются два направления: индукция и дедукция. В этом проявляется антидиалистический характер мышления.

Джон Локк – представитель эмпиризма. Важнее в познании не разум, а чувства. Эти чувства дают адекватную картину реальности. Направление – сенсуализм. «Нет ничего в познании, чего не было бы в ощущении» – лозунг. Близок к материализму.

В 18 веке появляется субъективно-идеалистическое учение, основанное на принципе сенсуализма. Джордж Беркли. Утверждает, что материи нет, только совокупность чувств. Отрицает материальный мир.

17–18 века развивается философия общества, это связано с исторической реальностью. Это время – эпоха буржуазных революций. Господствует механицизм. Наиболее наглядно проявляется в французской философии. Господствует антидиалектический метод. Локк оставил ценные мысли в антропологии. Он создал систему воспитания, получившую название – «английский джентльмен». Человек от рождения – чистая доска (tabularasa), всё приобретенное получает в процессе воспитания. Оптимистический взгляд на природу человека.

Томас Гоббс – «Левиафан», посвященное социальной философии и антропологической проблематике. Гоббс разрабатывает концепцию государства – договорная. Гоббс имеет пессимистический взгляд, говорит, что люди – эгоисты, и изначальным состоянием является война всех против всех. Государство – добровольное ограничение свободы людей, человек – существо общественное. На его идеях отражается английская революция. Он считает, что народ имеет право на изменение общественного строя. Близок к материализму.

Материалистическая линия продолжается французскими философами 18 века. Большинство философов этого направления пишут произведения не форме трактатов, а в форме статей в газетах, энциклопедиях, художественных произведений. Франсуа Вольтер направляет критику против французского абсолютизма и католической церкви. Вольтер – представитель деизма – промежуточное мировоззрение между атеизма и религии. Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие. Дает идею естественных прав человека. Человек имеет право на счастье, свободу, и если эти права отняты, то это говорит о том, что общество неправильно устроено. Эти идеи стали характерны для философов-энциклопедистов: Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Гельвеций. Задача энциклопедистов – популяризация научных знаний. У каждого философа были свои онтологические взгляды. Дидро ближе всех к материализму, является сторонником атомизма. Политические взгляды неоднородны. Кто-то является сторонником конституционной монархии, кто-то – республиканец. Руссо принадлежит произведение об общественном договоре, где он развивает идею народного суверенитета. Жан тоже сторонник естественных прав человека. Вплотную подошли к идее исторического прогресса. Общество больше прогрессирует, если в нем развита наука, образование и просвещение. Также отдают внимание политической и правовой жизни общества. Больше других этим занимается Шарль Монтескье. Разрабатывает концепцию разделения властей. Вносит идею обязанности государства перед гражданами. Монтескье считает, что законодательство зависит от географических условий, так как эти условия определяют дух народа. Произведение – «О духе закона».

Ж. Лометри – «Человек – машина».

Клод Гельвеций: «О человеке» и «Об уме». Человек прежде всего разум. Взаимодействие чувств и разума – основная тема философов Франции.

В преддверии революции Руссо выступил с лозунгом: «Назад к природе!» У него есть «Трактат о воспитании». Придерживается теории естественных последствий. Идеалом воспитания Руссо считает жизнь на лоне природы, в сельской местности.


Текст 2 Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: Весна пришла! (А. Толстой) 5




Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать. Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста. Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель. 7




Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умираетс этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 9
















На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания. 17










Чем дарят, тем не корят. Кого люблю, того и дарю. Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь. Малое принимайте, а большому сроку дайте. На малом не взыщите, большого не ищите. Дар не купля: не хаят, а хвалят. Подарки принимать, так отдариваться. И малый подарок не наклад. Дома-то и не голод, да подарок дорог. Не дорог подарок, дорога любовь. Дорог подарочек не выпрошенный. Не люба кума и гостинцы не милы. Даровое лычко лучше купленного ремешка. От матушки отопочки, от батюшки ошметочки, и то почти за подарочек. Разорился парень бедный: купил девке перстень медный. Даровому коню в зубы не смотрят. Дорого яичко к Христову дню. 22


Подарок не обсуждают, принимают с благодарностью то, что дарят. Так говорят, когда кто- либо получил в подарок какую- нибудь вещь, которая не очень нравится и которую сам бы не выбрал. Но об этом не принято говорить в лицо дарителю. Пословицу объясняют старинным обычаем внимательно осматривать зубы лошади при ее покупке, так как по ним легко определить возраст: у старой лошади зубы обычно стерты (сравните фразеологизм: зубы съесть на чём-либо так говорят об опытном, много пожившем и искушенном жизнью человеке, но первоначально же данное выражение употреблялось в отношении старой лошади). 23




Есть у меня внучка. Однажды она говорит: - У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: - А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. - Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка. 25


26


Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Дарите исподволь - и цену дар удвоит: То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П.Корнель) 27


1. Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… 2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … 3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что… 28


29


Что касается маленьких именинников и именинниц, то им принято дарить игрушки, конфеты и хорошие детские книги. В выборе игрушек и книг нужно сообразоваться не только с возрастом, но и также с наклонностями ребёнка и тоже необходимо подмечать, какого рода игрушки и книги более всего ему нравятся. 30


Не поздравить с днём ангела дедушку или бабушку, отца или мать, брата или сестру или вообще близкого родственника и даже своего хорошего знакомого было бы верхом невнимания и неприличия со стороны непоздравившего. Особенно больно было бы это старшим членам семейства по отношению к младшим, то есть если внук или внучка, сын или дочь не поздравили своих дедушку или бабушку, мать или отца. Забывчивость в этом случае не извинительна и равносильна невниманию. 31


Если внук или внучка, сын или дочь живут в разных городах с дедушкой, бабушкой, отцом или матерью и пространство, разделяющее их, не позволяет лично поздравить дорогого именинника или именинницу, то внук, внучка, сын или дочь должны непременно послать поздравительное с днём ангела письмо. Причём следует позаботиться, чтобы письмо это пришло как раз вовремя, то есть в самый день ангела того, кому оно адресовано. Разумеется, что письмо может быть заменено поздравительной телеграммой. 32


Делать кому-нибудь подарки, не состоя с ним в родстве или будучи его задушевным другом, не принято. Особенно неприличным считают подарки посторонних мужчин дамам или девицам. Исключение в этом случае оставляют только букеты и конфеты. Дарить цветы всегда позволительно и везде принято. 33



Французское Возрождение XVI века

В XVI в. во Франции получают распространение гуманистические идеи . Отчасти этому содействовало соприкосновение Франции с гуманистической культурой Италии во время походов в эту страну. Но решающее значение имел тот факт, что весь ход социально-экономического развития Франции создавал благоприятные условия для самостоятельного развития подобных идей и культурных течений, которые приобретали на французской почве самобытный колорит.

Завершение объединения страны, укрепление ее экономического единства, нашедшие свое выражение в развитии внутреннего рынка и постепенном превращении Парижа в крупнейший экономический центр, сопровождались в XVI - XVII вв. постепенным формированием национальной французской культуры . Процесс этот шел и углублялся, хотя был очень сложным, противоречивым, замедленным вследствие потрясавших и разорявших страну гражданских войн.

Большие сдвиги произошли в развитии национального французского языка . Правда, в окраинных областях и провинциях Северной Франции еще существовало большое число местных диалектов: нормандский, пикардийский, шампанский и др. Сохранялись еще и диалекты провансальского языка, но все большее значение и распространение приобретал северофранцузский литературный язык: на нем издавались законы, велось судопроизводство, писали свои произведения поэты, писатели, хронисты. Развитие внутреннего рынка, рост книгопечатания, централизаторская политика абсолютизма способствовали постепенному вытеснению местных диалектов, хотя в XVI в. процесс этот был еще далек от завершения.

Однако Возрождение носило во Франции довольно заметный аристократическо-дворянский отпечаток. Как и повсюду, оно было связано с возрождением античной науки - философии, литературы - и сказалось прежде всего в области филологии. Крупным филологом был Бюде, своего рода французский Рейхлин, изучивший греческий язык настолько хорошо, что говорил и писал на нем, подражая стилю древних. Бюде был не только филологом, но и математиком, юристом и историком.

Другим выдающимся ранним гуманистом во Франции был Лефевр д"Этапль, учитель Бюде в области математики. Его трактаты по арифметике и космографии впервые создали во Франции школу математиков и географов. Он склонялся к протестантизму и еще в 1512 г., т. е. до выступления Лютера, высказал два принципиальных положения Реформации: оправдание верой и Священное писание как источник истины. Это был мечтательный и тишайший гуманист, испугавшийся последствий своих собственных идей, когда по выступлению Лютера он увидел, к чему это может привести.

Важным событием Возрождения во Франции XVI века было основание как бы нового университета наряду с Парижским университетом, так называемого «Французского коллежа» (College de France) - открытой ассоциации ученых, распространявших гуманистическую науку.

Подражание античным образцам сочеталось с развитием национальных устремлений. Поэты Жоаким Дюбелле (1522-1560), Пьер де Ронсар (1524-1585) и их сторонники организовали группу, получившую название «Плеяда». В 1549 г. она опубликовала манифест, самое название которого «Защита и прославление французского языка» отражало национальные устремления французского Возрождения. В манифесте опровергалось мнение, что лишь древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеи, и утверждалась ценность и значимость французского языка. «Плеяда» получила признание двора, и Ронсар стал придворным поэтом. Он писал оды, сонеты, пасторали, экспромты. Лирика Ронсара воспевала человека, его чувства и интимные переживания, оды и экспромты по случаю политических и военных событий служили возвеличению абсолютного монарха.

Наряду с освоением и переработкой античного наследства литература французского Возрождения впитывала в себя лучшие образцы и традиции устного народного творчества. Она отражала черты характера, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его веселый нрав, смелость, трудолюбие, тонкий юмор и разящую силу сатирической речи, обращенной своим острием против живших за счет народа тунеядцев, сутяг, лихоимцев, своекорыстных святош, невежественных схоластов.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494-1553) . Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира на феодальное общество. Рабле представил феодалов в виде грубых великанов, обжор, пьяниц, забияк, чуждых всяких идеалов, ведущих животную жизнь. Он разоблачает внешнюю политику королей, их бесконечные, бессмысленные войны. Рабле осуждает несправедливость феодального суда («Остров пушистых котов»), издевается над нелепостью средневековой схоластической науки («Диспут о колоколах»), высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Сатирическим фигурам, воплощающим в себе пороки господствующего класса, Рабле противопоставлял людей из народа (брат Жан - защитник родной земли, крестьянин - или Панург, в образе которого запечатлены черты городского плебея). Рабле в своем романе высмеивает не только католическую церковь, но и протестантизм (папиманы и папифиги).

Как гуманист Рабле стоял за всестороннее, гармоническое развитие человеческой личности. Он воплотил все свои гуманистические идеалы в своеобразной утопии «Телемское аббатство», в котором живут свободные люди, заботящиеся о своем физическом развитии и духовном совершенствовании в науках и искусстве.