Кот ученый - Образовательный портал

Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений. Психодинамическое направление и сценарная теория. Сценарные предпосылки выбора профессии Возражеhия против теории сцеhариев

Выбор профессии – это непростое решение, которое открывает человеку путь во взрослую жизнь. Один из известнейших психологов ХХ столетия Альфред Адлер отмечает, что это одна из трех жизненно важных проблем: существование в обществе, вопрос профессиональной деятельности, вопрос любви и брака .

Альфред Адлер
(1870-1937)

Зачастую, решение по выбору профессии принимается, исходя из социальных, семейных, личностных, финансовых и других аспектов жизни. Тем не менее, с психоаналитической точки зрения профессия может быть представлена как один из способов сублимации, то есть социально желательного выражения энергии либидо.

В целом, вся концепция психоанализа основана на идее энергии, которая у разных авторов приобретает разные оттенки (у Фрейда – это сексуальная энергия, у Юнга – жизненная энергия, а у Адлера – энергия компенсации чувства неполноценности).

Возвращаясь к идее выбора профессии, путь, который избрал человек, начинает проявляться ещё в детстве, прежде всего в играх и подражании взрослым, где уже можно увидеть склонности к той или иной профессиональной деятельности, которая является воплощением свойственных ребенку природных потребностей или влечений.

Так, например, один ребенок будет пытаться помочь всем вокруг, а другой – наоборот, будет избегать общения. Все эти особенности и есть проявления жизненного стиля, который формируется очень рано (в возрасте пяти лет) и, в дальнейшем, существенным образом не изменяется (следуя теории Адлера). Это не означает, что работать над собой не нужно, но при этом нужно учитывать свои индивидуальные особенности.

Также, одной из «дочерних» теорий психоанализа является сценарная концепция Эрика Берна , суть которой в том, что выбор профессии происходит по сценарию, который транслируется ребенку родителями, а также зависит от жизненной позиции самого ребенка.

Сам термин «жизненная позиция» знакомит нас с ещё одной теорией этого же автора – трансакционным анализом (от лат. transactio – соглашение, договор). Данные теории тесно связаны, потому что используют одни и те же понятия и созданы одним автором.

Итак, трансакционный анализ описывает типичные ситуации взаимодействия людей в социуме и быту, используя при этом такие жизненные позиции (если обозначенные черты постоянно присущи человеку) или состояния Эго (если позиция ситуативная) как Родитель, Взрослый и Ребенок.

Например, жизненная позиция «Родитель» подразумевает ответственность, серьёзность и взвешенность в решениях, а Эго-состояние «Родитель» – наличие определённого опыта и соответствующих черт только в конкретной ситуации или контексте.

Позиция «Ребенок» подразумевает определённый инфантилизм и ожидание активных действий от других, неспособность взять на себя ответственность, оправдание собственной вины и т.д. А позиция «Взрослого», наоборот, направлена к реальности, но не имеет того покровительского оттенка, как у «Родителя», характеризуется социальной зрелостью и способностью к принятию адекватных решений.

Другим важным элементом трансакционного анализа являются сами трансакции, то есть взаимодействия разных ситуативных Эго-состояний. Трансакции могут быть: дополняющими (партнёры по общению адекватно воспринимают роли друг друга, подстраиваясь друг к другу и не требуя изменения поведения партнёра), пересекающимися (потенциально конфликтные трансакции, так как партнёры не воспринимают роли друг друга или же не хотят принимать навязанную партнёром позицию), скрытыми (со стороны взаимодействие партнёров выглядит иначе, чем оно воспринимается самими участниками коммуникативного процесса; то есть такие трансакции имеют явный и скрытый уровни, при этом скрытый осознается только партнёрами по общению).

Однако, данная информация полезна, скорее, в повседневной жизни, нежели при выборе профессии, но это тоже не менее интересная часть теории Э. Берна.

Возвращаясь к вопросу выбора профессии и сценарной теории , обозначим, что можно рассматривать роли Родителя, Ребёнка и Взрослого не как ситуативные, а как стилевые, стабильно присущие человеку.

В таком случае они могут существенно повлиять на выбор профессии, потому как человек, зная свои индивидуальные особенности, создает «Я-образ» (собственное представление о себе), который должен совпадать с аналогичным образом выбранной профессии. Последний также создан самим человеком на основании знаний о профессии и стереотипов, потому он не всегда может быть адекватен реальности (но это уже другой вопрос).

Тем не менее, если эти образы не совпадают, то человек не будет чувствовать себя комфортно «в роли» профессионала и в профессиональной среде в целом. Это может спровоцировать в человеке внутренний конфликт. Но тогда возникает вопрос: почему он избрал эту профессию? Ответ скрыт в сценарной теории .

Мюриэл Джеймс (Muriel James) и
Дороти Джонгвард (Dorothy Jongeward)

Как утверждают Мюриэл Джеймс и Дороти Джонгвард , комментарии родителей по типу: «Из тебя выйдет хороший доктор», «Ты просто прирождённая актриса», «Не быть тебе певцом» – это профессиональные сценарии , которые приписываются родителями ребёнку или могут транслироваться другими значимыми людьми.

Однако, иногда такие сценарии являются деструктивными («Ты никогда не найдёшь себе работу»), тогда у человека могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере. Здесь на помощь приходят контрсценарии , которые человек может построить с психологом или терапевтом, или же создать самостоятельно.

Контрсценарии – это «кнопки перезапуска жизни», которые дают возможность совершить то, что «запретили» своим сценарием родители, то есть, изменить подаренный ими в детстве сценарий.

Это было небольшое ознакомление с психоаналитическими теориями, а теперь поразмыслим о том, как именно наши собственные склонности, способности и нужды вместе со сценариями родителей синтезируются в окончательный выбор профессии? Ведь каждая теория стремится выделить и объяснить какой-то один аспект жизни, тогда как в реальности все элементы объединены в систему, где взаимодействуют друг с другом.

При этом влияние внешних факторов, очевидно, можно рассматривать только сквозь призму восприятия самого человека: для одного большой спрос на профессию юриста – это позитив, тогда как для другого – это негатив, так как присутствует конкуренция, или же это один из факторов влияния со стороны родителей-юристов, в то время как ребёнок стремится получить совершенно другую профессию.


Таким образом, с одной стороны, существуют собственные влечения и устремления человека, а с другой – сценарии его родителей. В идеальной ситуации эти две составляющие совпадают. Возможно, вам приходилось встречать книгу Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» , где рассказана история жизни Моцарта.

В этом случае стремления родителей, врождённые способности, наличие возможностей развития и уникальная любовь маленького ребенка к музыке соединились в единое целое и создали гения мирового масштаба, человека, о котором известно каждому – Вольфганга Амадея Моцарта .

Действительно, очень редко бывают случаи, когда факторы выбора профессии составляют такой совершенный пазл, но даже здесь есть своё несовершенство: последние годы жизни известный всему миру композитор провёл в бедности и нужде. Но это уже другая сторона профессии.

Конечно, есть и те, кто скажут: даже если все факторы сойдутся, всё равно далеко не каждый человек станет Моцартом в своём деле. Действительно, кроме собственного желания и одобрения родителями профессионального выбора, необходимо иметь незаурядные способности.

Именно поэтому важно наблюдать за собой и прислушиваться к точке зрения окружающих, чтобы вовремя заметить собственные способности и начать развивать их. А при условии достаточной поддержки родителей ребёнок может достичь такого уровня мотивации, что она компенсирует даже недостаток способностей.

Реклама фильма
Роберта Земекиса «Форрест Гамп»

Примером тому является известный фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп», где мать всегда поддерживала своего сына и, не смотря на диагноз лёгкой умственной отсталости, говорила ему: «Ты абсолютно нормальный! И ты не хуже других детей!». То есть, сценарий матери «Я смогу это!» сопровождал Форреста всю жизнь. Он не боялся новых видов деятельности и, почти во всём, достигал успеха (настольный теннис, рыбный промысел, армия…). Эта история и сегодня вдохновляет многих людей.

Если же собственные интересы не совпадают с родительским сценарием (или планами родителей относительно будущей профессии ребёнка), то тогда человек должен идти на компромисс и делать непростой выбор, который позднее может стать причиной внешнего или внутреннего конфликта (в таком случае смотрите рекомендации ниже).

Но вернёмся к основному вопросу: сценарий, который транслируют нам родители, наша жизненная позиция, способности, образ профессии – какая из этих составляющих является определяющей? По правде говоря, можно долго теоретизировать и строить гипотезы, но реальная жизнь, так или иначе, соединяет в себе все эти факторы, поэтому для каждой конкретной ситуации необходим свой особенный подход.

1) Обратите внимание на собственные способности и интересы : что вам удаётся лучше всего? Что вас интересует настолько, что вы готовы работать над этим день и ночь? Ведь только внутренняя мотивация может компенсировать недостаток способностей, а вот одни лишь способности не «пробудят» желания работать до седьмого пота (поэтому приоритет лучше отдавать именно тому, что интересует).

2) Вспомните родительский сценарий относительно вашей профессиональной жизни; если есть потребность в его коррекции, ознакомьтесь с соответствующей литературой (см. ниже) или обратитесь к психологу.

3) Создайте мысленный образ профессионала (той сферы деятельности, где вы хотели бы работать) и сравните с собственной личностью. В случае выявления значительных несовпадений, проанализируйте возможности самосовершенствования или изменения выбора.

4) Поинтересуйтесь ситуацией на рынке труда: возможно сейчас актуальны такие профессии, о которых вы даже не слышали, а узнав о них больше, вы сможете сделать правильный выбор.

5) Обратитесь за помощью к профориентатору – человеку, который поможет в выборе профессии, или к психологу (если проблема состоит в отношении родителей к вашему выбору).

Литература:
1. Адлер А. Наука жить. – К.: 1997. – 288 с.
2. Вэйс Д. Возвышенное и земное. - М.: Лампада, 1992. – 736 с.
3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. – М.: "Прогресс", 1993. – 336 с.

Алина Бахвалова , студентка магистратуры факультета психологии КНУ имени Тараса Шевченко

В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.

Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач. Развивая идеи , он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).
В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.
Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну , теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.

Теория сценариев.

Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев » (4, гл. 3).

Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

«Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
«Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?... Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).

Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
«Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну.

Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

«Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария.

Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).

Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой... Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
«К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада... В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен... Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
«Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).

Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель , при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».

Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок.

Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.
Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.
Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.

ВОЗРАЖЕHИЯ ПРОТИВ ТЕОРИИ СЦЕHАРИЕВ

Против теории сценариев выдвигается много возражений, причем каждое со своих особенных позиций. Чем лучше мы ответим на все сомнения, тем обоснованнее будет наше заключение о надежности сценарной теории.

Спиритуалистские возражения

Многие интуитивно чувствуют, что теория сценариев не может считаться правильной, ибо большинство выводов противоречат идее человека, как создания, обладающего свободой воли. Сама мысль о сценарии их отталкивает, ибо человек как бы сводится ею на уровень механизма, лишенного собственного жизненного порыва. Эти же люди и по тем же мотивам с трудом переносят психоаналитическую теорию, которая (безусловно, в крайней ее форме) может сводить человека к некой замкнутой системе регулирования энергии с несколькими четко определенными каналами входа и выхода и не оставляет места для божественного. В некотором смысле эти люди - потомки тех, кто так же судил о дарвинской теории естественного отбора, которая (согласно их представлениям) сводила жизненные процессы к механике и не оставляла простора для творчества матери-природы. Они же в свою очередь стали потомками церковников, осудивших Галилея за его, как им казалось, беспримерную наглость. И все же подобные возражения, исток которых - филантропическая забота о достоинстве человека, должны быть приняты во внимание. Ответ на них будет заключаться в следующем.

1. Структурный анализ отнюдь не претендует на то, чтобы ответить на все вопросы человеческой жизни. С его помощью можно формулировать суждения о некоторых аспектах наблюдаемого социального поведения, внутреннего переживания и пытаться свои суждения обосновывать. Структурный анализ не имеет дела, по крайней мере формально, с вопросами сущности человеческого бытия, он сознательно отказывается от формулирования концепции свободного Я, как не подлежащей изучению собственными средствами, и тем самым оставляет огромную область философам и поэтам.



Сценарная теория вовсе не считает, что все человеческое поведение управляется сценарием. Она оставляет место для автономии. Она лишь утверждает, что относительно мало людей достигают полной автономии, причем только в особенных обстоятельствах. Первое требование на пути предложенного метода - отделить кажущееся от подлинного. В этом и состоит его задача. Конечно, в сценарной теории цепи прямо называются цепями, но это воспринимают как оскорбление лишь те, кто любят свои цепи, или притворяются, что их не замечают.

Философские возражения

Сценарный анализ считает императивы родительскими указаниями, а целью многих существовании - исполнение этих указаний. Если философ говорит: "Я мыслю, следовательно, я существую", то сценарный аналитик вопрошает: "Да, но откуда ты узнаёшь, что мыслить?" Философ отвечает: "Да, но я говорю вовсе не об этом". Поскольку оба начинают с "да, но...", бывает трудно ждать пользы от подобного разговора. Hа самом деле это не так, что мы и попытаемся доказать.

1. Сценарный аналитик говорит: "Если вы перестанете мыслить, как внушали ваши родители, и начнете мыслить по-своему, вы будете мыслить лучше". Если философ возразит, что он уже мыслит по-своему, сценарный аналитик вынужден будет сказать ему, что это иллюзия, которую он не желает поддерживать. Философу это скорее всего не понравится, но сценарный аналитик обязан настаивать на том, что ему точно известно. Так что конфликт оказывается, как и в случае со спиритуализмом, конфликтом между тем, что _нравится_ философу, и тем, что _знает_ сценарный аналитик.

2. Когда сценарный аналитик говорит: "Цель большинства существовании- реализация родительских директив", экзистенциалист возражает: "Hо в том смысле, как я понимаю это слово, это вовсе не цель". Аналитику остается сказать: "Если найдете слово, более подходящее, сообщите его мне". Он может полагать, что данный индивид не может сам заняться поиском цели для себя, поскольку сосредоточен на исполнении родительских предписаний. Экзистенциалист говорит: "Моя проблема состоит в том, что делать с автономией, когда она достигнута". Возможный ответ сценарного аналитика: "Я этого не знаю. Hо мне известно, что одни люди менее несчастны, чем другие, потому что у них в жизни больше выбора".

Рациональные возражения

Рациональное возражение: "Вы говорите, что функция Взрослого состоит в принятии рациональных решений, что Взрослый имеется в каждом человеке. Почему же вы одновременно говорите о том, что все решения уже приняты Ребенком?" Вопрос серьезный. Hо ведь есть иерархия решений. Высший уровень - это решение о том, следовать или не следовать сценарию. Пока оно не принято, все прочие решения не в силах повлиять окончательно на судьбу индивида. Перечислим уровни иерархии.

Следовать или не следовать сценарию?

Если следовать сценарию, то какому? Если не следовать, то что

Делать взамен?

Постоянные решения: жениться или не жениться, иметь детей или нет,

Совершить самоубийство или убить кого-нибудь, уволиться с работы, быть

Уволенным или делать карьеру?

Решения, связанные с упорядочением дел: на ком жениться, сколько

Детей иметь и т.п.

Временные решения: когда жениться, когда рожать детей, когда

Уволиться и т.п.?

Решения, связанные с затратами: сколько денег дать жене, в какую

Школу записать ребенка и т.п.?

Сиюминутные решения: идти в гости или остаться дома, отшлепать сына

или отругать, заняться планами на завтра и т.д.

Решения на каждом уровне чаще всего определяются решениями, принятыми на более высоких уровнях. Проблемы каждого уровня относительно тривиальны по сравнению с проблемами более высоких уровней. Hо все уровни прямо работают на окончательный итог. Решения принимаются такие, чтобы достичь его с наибольшей эффективностью, причем неважно, предопределен ли он сценарием, или является результатом свободного выбора. Поэтому пока главное решение не принято, все прочие решения не рациональны, а рационализированы по второстепенным основаниям.

"Hо, - скажет наш противник-рационалист, - сценария-то нет". Поскольку он рационалист, он говорит это совсем не потому, что ему не нравится сценарная теория. Hо ему надо обязательно ответить. К тому же у нас есть возможность предъявить весьма сильные доказательства. Сначала мы спросим: "Прочел ли он эту книгу (имеется в виду та, которую Вы держите в руках) внимательно?" А затем предъявим наши аргументы, которые могут его убедить или не убедить.

Предположим, что сценария нет. В этом случае: а) люди не слышат "голосов", предписывающих, что им делать, а если и слышат, то действуют, не принимая их во внимание, поступают как бы "назло" им; б) люди, которым предписания указывают, что им делать (это чаще всего люди, выросшие в приютах или детских домах), столь же уверены в себе, сколь и люди, воспитанные в своем родном доме; в) люди, пользующиеся наркотиками, алкоголем, напивающиеся до тяжелого, нечеловеческого состояния, отнюдь не чувствуют, что какая-то неподконтрольная внутренняя сила толкает их навстречу безжалостной судьбе. Hаоборот, они совершают каждый такой акт в результате автономного рационального решения.

Представители различных психологических школ и направлений рассматривают детерминанты процесса профессионального выбора и удовлетворенности им, исходя из своего понимания развития личности. Теории профессионального самопределения тесно связаны с теориями профессионального развития.

Рассматривая профессиональное развитие личности с точки зрения психоаналитической теории, Э. Роу (1957) исходит из того, что развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей происходит под влиянием атмосферы семьи в раннем детстве, в системе взаимосвязи «ребенок - родители» и оказывает влияние на последующий выбор профессии (цит. по Г. Крайг, 2000).

В социально-психологических и социологических теориях выбора профессии (П. Блаум, 1956; Т. Шарманн, 1965) профессиональное развитие и выбор профессии ставятся в зависимость от различных видов интеракции индивидов и конкретной социальной среды (цит. по К. К. Платонову, 1979).

А. Маслоу в концепции профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» выступают такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» (цит. по Э. Ф. Зееру, 2005).

Теория Я-концепции рассматривает профессиональное самоопределение как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация Я-концепции (Д. Сьюпер, 1963). Люди склонны выбирать профессию, отвечающую сложившимся у них представлениям о себе. Они добиваются самоактуализации, являющейся центральным мотивом человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, которая соответствует их Я-концепции. Это приносит им наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту.

Профессиональное развитие личности Д. Сьюпер видит в реализации ее Я-концепции. Согласно его теории:

Люди характеризуются их способностями и свойствами;

Каждый человек подходит ко многим профессиям, а каждая профессия - ко многим индивидам;

Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;

Особенности этого развития определяются социально-экономическим статусом семьи, свойствами индивида, его профессиональными возможностями;

На разных стадиях развития можно управлять, способствовать формированию интересов и способностей индивида, поддерживая его в стремлении осуществить пробу сил, в развитии его Я-концепции;

Взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей;

Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях.

Психодинамическое направление , признавая определяющее влияние раннего детского опыта на выбор профессии и построение карьеры, разрабатывает положение 3. Фрейда о том, что профессиональная деятельность выступает одной из форм удов-летворения ранних детских инстинктивных потребностей через «канализацию» в ту или иную профессиональную область. Так, фрустрационная агрессия может быть переориентирована на поиски подходящего объекта профессиональной деятельности, а сублимация садистической потребности проявляется, например, в профессии хирурга, сублимация агрессивных импульсов - в профессиях мясника, боксера, сублимация желания подглядывать за интимными моментами чужой жизни - в профессии психиатра, психотерапевта.

В рамках ортодоксальной психоаналитической концепции выбора профессии Шонди (1948) и Мозер (1965) высказывают мысль о зависимости профессионального выбора и эффективности деятельности от индивидуальных особенностей личности, которая выбирает социальную среду, близкую ее складу. Таким образом удовлетворяются неосознаваемые потребности, что, по мнению авторов, представляет собой специфическую форму тропизма - оперотропизм (цит. по К. К. Платонову, 1979).

В индивидуальной теории личности А. Адлер рассматривает комплекс неполноценности и стремление к превосходству как детерминанты развития определенных способностей и выбора соответствующей сферы профессиональной деятельности. Так, завоевательный жизненный стиль Наполеона был детерминирован его хрупким физическим телосложением, а стремление к мировому господству Гитлера - его импотенцией. А. Адлер выводил зависимость карьерных устремлений индивида от очередности его рождения в семье, наличия в ней сиблингов (братьев и сестер). Вершинным достижением А. Адлера как теоретика-персонолога является креативное (творческое) Я. Это динамический принцип, первопричина всего человеческого. Согласно идее креативного Я, человек сам творит свою личность, создавая ее из сырого материала наследственности и опыта. Креативное Я придает жизни смысл, создавая цель и средства ее достижения.

Теория черт личности Дж. Голланда (1973 ) рассматривает связь черт личности и выбора профессии. Основная идея теории в том, что существует соответствие, между видом профессиональной деятельности, выбираемой личностью, и ее чертами, которые можно измерить. По мнению Дж. Голланда, успешность профессиональной деятельности зависит не только от интеллектуального потенциала личности, но и от ее направленности, интересов, установок, ценностных ориентации.

В русле идеи соответствия черт личности выбираемой профессии находится и пятифакторная модель («большая пятерка») в редакции Л. Р. Голдберга (1992) - «сквозной биполярный перечень». Она рассматривается как основа адекватного представления относительно структуры личности и может быть использована в профконсультации (цит. по Л. Первину, О. Джону, 2002). В ней представлены следующие факторы:

1) нейротизм (тревожность, враждебность, депрессия, самосознание, импульсивность, ранимость);

2) экстраверсия (теплота, тяга к людям, напористость, активность, поиск сильных ощущений, положительные эмоции);

3) открытость опыту (воображение, эстетизм, чувства, действия, идеи, ценности);

4) доброжелательность (доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность, мягкость);

5) сознательность (компетентность, упорядоченность, чувство долга, потребность в достижении, самодисциплина, осмотрительность).

Л. Первин, О. Джон (2002) считают, что, согласно пятифакторной модели, индивиды с высокими оценками по экстраверсии должны чаще предпочитать и успешнее действовать в социальных и преподавательских профессиях по сравнению с интровертами. Люди, имеющие высокие оценки по открытости, должны чаще предпочитать и успешнее действовать на художественном и исследовательском поприщах (т.е. в журналистике, сочинительстве), чем люди с меньшей открытостью. Так как профессии художников и исследователей требуют любопытства, любознательности, творчества и независимого мышления, то они больше подойдут индивидам с высокими оценками по открытости опыта. Пятифакторная модель может дать полный портрет индивида, она особенно ценна в области профессиональной ориентации и консультации.

В ряду теорий, рассматривающих индивидуально-личностные свойства как важную детерминанту профессионального выбора, находится и теория ведущих тенденций.

Теория ведущих тенденций (Л. Н. Собчик, 2002) основана на идее, что наличие определенных индивидуально-личностных свойств предрасполагает индивида к выбору соответствующей профессиональной деятельности. В качестве основы психодиагностического исследования теория ведущих тенденций позволяет сопоставить результаты разных тестов, проективных и полупроективных методик путем анализа феноменологически близких показателей и данных самооценки, а также дает возможность сблизить подходы разных исследователей и специалистов при изучении индивидуально-личностных свойств.

Ведущие тенденции, считает Я. Н. Собчик, в виде умеренно выраженных индивидуально-личностных свойств, таких как интроверсия или экстраверсия, эмоциональная лабильность или ригидность, сензитивность или спонтанность, тревожность или агрессивность, обнаружены на разных уровнях самосознания как стержневая характеристика, определяющая особенности эмоциональной, мотивационной сфер, межличностного поведения, социальной активности, что в значительной мере влияет на иерархию ценностей индивида и выбор сферы профессиональной деятельности.

Исследования показали, что лица, не имеющие профессионального опыта, но испытывающие потребность (неосознаваемый тропизм) заниматься определенной деятельностью, проявляют тенденции, лежащие в основе этого выбора и имеющие профессионально важное значение. Многолетние наблюдения за судьбами обследованных людей позволяют утверждать, что ведущие тенденции не только формируют конституцию и характер индивида, но и предопределяют многое в его жизни: выбор профессии, спутника жизни, сферы интересов и социальной активности.

Сценарная теория выбора профессии объясняет профессиональный выбор личности ее структурой и доминированием одного из Эго-состояний (Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребенок). В своем профессиональном поведении индивид руководствуется программой, жизненным планом, выработанным в раннем детстве под влиянием родителей. В сценарии представлены мотивы, жизненные цели, готовый опыт родителей, предсказуемость жизненного итога (Э. Берн, 1991, цит. по С. В. Остапчук, 2003). В теории рассматриваются возможные негативные факторы для карьеры человека: компенсация родительских профессиональных неудач, продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений, жесткое следование тендерным стереотипам при воспитании ребенка.

Теория решений рассматривает выбор профессии как систему ориентации в разных профессиональных ситуациях с последующим принятием решения. Критерием профессионального выбора выступает ожидаемый успех, соотносимый личностью со значимостью цели, вероятностью ее достижения, а также готовностью к поражению и риску (цит. по А. В. Прудило, 1996).

Профессиональное самоопределение и профессионализация способствуют удовлетворению потребности личности всаморазвитии, самоактуализации, которые являются центральной идеей многих современных теорий и концепций о человеке. Важной для понимания личности и ее профессионального развития является и идея самотрансценденции, выхода человека за пределы своего «Я» и ориентации на окружающих своей социальной деятельности. Самоактуализацию и самотрансценденцию А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) представляют единым процессом, основанным на эффекте дополнительности, «суперпозиции». Этот процесс проявляется в профессиональном самопределении, строящемся на отношении «человек -профессия», в котором происходит выход индивида за пределы своего «Я» при помощи трансляции личностных свойств и профессиональных планов на мир профессий.

Успешность профессионального самоопределения, задачей которого является формирование внутренней готовности личности к планированию и построению профессиональной карьеры, определяется также содержанием, методами и формами профориентационной и профконсультационной работы.