Кот ученый - Образовательный портал

Королевство форма правления. Какие виды монархии существуют. О конституционной монархии

МОНАРХИЯ - фор-ма прав-ле-ния, при ко-торой вер-хов-ная власть в го-су-дар-ст-ве пол-но-стью или ча-стич-но при-над-ле-жит од-но-му ли-цу - мо-нар-ху (в ря-де слу-ча-ев мо-нар-хам-со-пра-ви-те-лям), об-ла-даю-ще-му су-ве-ре-ни-те-том и яв-ляю-ще-му-ся объ-ек-том под-дан-ст-ва.

Ус-та-нов-ле-ние монархии яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том рас-ши-ре-ния вла-сти пра-ви-те-ля (вож-дя пле-ме-ни, сою-за пле-мён, гла-вы ран-не-по-ли-тич. об-ра-зо-ва-ния), са-мо-про-воз-гла-ше-ния, во-ле-изъ-яв-ле-ния на-ро-да.

В древ-но-сти монархия при-ни-ма-ла фор-му пре-имущественно не-ог-ра-ниченной де-спо-тии (наи-бо-лее ха-рак-тер-на для го-су-дар-ств Древ-не-го Во-сто-ка). Выс-шей фор-мой монархии в ан-тич-ном ми-ре ста-ла императорская власть в Ри-ме. В сред-ние ве-ка наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ная фор-ма прав-ле-ния - со-слов-но-пред-ста-ви-тель-ная мо-нар-хия. На ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья и в на-ча-ле Но-во-го вре-ме-ни в Ев-ро-пе ут-верж-да-ет-ся аб-со-лют-ная монархия (см. Аб-со-лю-тизм , в Рос-сии - са-мо-дер-жа-вие).

Основные мо-нар-хические ти-ту-лы: гер-цог, им-пе-ра-тор, князь, ко-роль, царь и др., в стра-нах Во-сто-ка - сул-тан, хан, фа-ра-он, шах, эмир и др.

В про-цес-се ста-нов-ле-ния ка-пи-та-ли-стических об-щест-ва монархия во мно-гих стра-нах бы-ла сверг-ну-та и за-ме-не-на рес-пуб-ли-кан-ской фор-мой прав-ле-ния (см. Рес-пуб-ли-ка) ли-бо транс-фор-ми-ро-ва-лась в кон-сти-туционную монархию. В ря-де стран (Рос-сия, Гер-ма-ния, Ав-ст-ро-Венг-рия и др.) монархия па-ла в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ций. Од-ной из форм монрахии яв-ля-ет-ся тео-кра-тия, по-лу-чив-шая рас-про-стра-не-ние с древ-них вре-мён и со-хра-няю-щая-ся до на-ших дней.

Ча-ще все-го мо-нар-хическая власть нас-лед-ст-вен-ная, ког-да фор-ми-ру-ет-ся ди-на-стия, но не ис-клю-ча-ют-ся и вы-бо-ры мо-нар-ха, в част-но-сти при пре-ры-ва-нии ди-на-стии. Су-щест-ву-ют три по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния: се-ньо-рат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший в ро-ду), май-орат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший сын мо-нар-ха) и на-сле-до-ва-ние по пра-ву пер-во-род-ст-ва (пре-стол пе-ре-хо-дит к ни-схо-дя-ще-му по-том-ст-ву в од-ной ли-нии - его на-сле-ду-ет стар-ший сын, а ес-ли он умер рань-ше от-ца, то его стар-ший сын, а по пре-кра-ще-нию до-пу-сти-мых пре-сто-ло-на-след-ни-ков в стар-шей ли-нии пре-стол пе-ре-хо-дит к стар-ше-му пред-ста-ви-те-лю сле-дую-щей по стар-шин-ст-ву ли-нии).

В си-сте-ме пре-сто-ло-на-сле-дия в за-ви-си-мо-сти от прав жен-щин раз-ли-ча-ют-ся сле-дую-щие ти-пы при-мо-ге-ни-ту-ры: са-ли-че-ская (например, Япо-ния), ко-гда трон мо-нар-ха мо-гут за-ни-мать толь-ко муж-чи-ны; кас-тиль-ская (Ис-па-ния и др.), ко-гда до-че-ри за-ни-ма-ют трон, ес-ли у по-кой-но-го или от-рёк-ше-го-ся от пре-сто-ла мо-нар-ха нет сы-но-вей (при этом млад-ший сын име-ет пре-иму-ще-ст-во пе-ред стар-шей до-че-рью); ав-ст-рий-ская, до-пус-каю-щая цар-ст-во-ва-ние жен-щи-ны, ес-ли в оп-ре-де-лён-ных по-ко-ле-ни-ях ди-на-стии нет муж-чин (дав-но не при-ме-ня-ет-ся); скан-ди-нав-ская (Шве-ция и др.), ус-та-нав-ли-ваю-щая ра-вен-ст-во прав жен-щин и муж-чин на трон по пра-ву пер-во-род-ст-ва.

В кон-сти-ту-ци-он-ной монархии при-ня-та кон-сти-ту-ция и дей-ст-ву-ет пар-ла-мент. Кон-сти-ту-ци-он-ная монархия име-ет две раз-но-вид-но-сти: монархия дуа-ли-сти-че-ская и монархия пар-ла-мен-тар-ная.

В пер-вой юри-ди-че-ски су-ще-ст-ву-ют два цен-тра вла-сти (от-сю-да - дуа-ли-сти-че-ская): мо-нарх уже не из-да-ёт за-ко-ны, их при-ни-ма-ет пар-ла-мент, но управ-ле-ние го-су-дар-ст-вом на-хо-дит-ся в ру-ках мо-нар-ха (например, Иор-да-ния , Ку-вейт, Ма-рок-ко). Он на-зна-ча-ет пра-ви-тель-ст-во (со-вет, ка-би-нет ми-ни-ст-ров), и оно от-вет-ст-вен-но толь-ко пе-ред ним, но не пе-ред пар-ла-мен-том. Кро-ме то-го, мо-нарх впра-ве из-да-вать указ-ное за-ко-но-да-тель-ст-во (ука-зы, дек-ре-ты, ре-ск-рип-ты и др.), ко-то-рое име-ет не мень-шую, а фак-ти-че-ски бóльшую си-лу, чем за-кон. Дуа-ли-сти-че-ская монархия су-ще-ст-во-ва-ла в стра-нах Ев-ро-пы и отдельных го-су-дар-ст-вах Азии (Не-пал, Таи-ланд, Япо-ния) при пе-ре-хо-де от аб-со-лют-ной монархии к пар-ла-мен-тар-ной или пре-имущественно пар-ла-мен-тар-ной.

В пар-ла-мен-тар-ной монархии пра-вит пар-тия, по-бе-див-шая на вы-бо-рах в пар-ла-мент: пра-ви-тель-ст-во фор-ми-ру-ет-ся этой пар-тией (бло-ком пар-тий, имею-щим боль-шин-ст-во в пар-ла-мен-те) и не-сёт от-вет-ст-вен-ность пе-ред пар-ла-мен-том, но не пе-ред мо-нар-хом. Мо-нарх дей-ст-ву-ет «по со-ве-ту» пра-ви-тель-ст-ва (пре-мьер-ми-ни-ст-ра), за дей-ст-вия мо-нар-ха по управ-ле-нию го-су-дар-ст-вом не-сёт от-вет-ст-вен-ность пра-ви-тель-ст-во. Пар-ла-мен-тар-ны-ми монархиями яв-ля-ют-ся поч-ти все мо-нар-хические стра-ны Ев-ро-пы, Япо-ния, мо-нар-хические стра-ны Со-дру-же-ст-ва.

В отдельных стра-нах монархии мо-гут при-ни-мать осо-бен-ные фор-мы.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны.

Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы.

Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

    Андорра - со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)

    Бельгия - король Альберт II (с 1993)

    Ватикан - папа римский Бенедикт XVI (с 2005)

    Великобритания - королева Елизавета II (с 1952)

    Дания - королева Маргрете II (с 1972)

    Испания - король Хуан Карлос I (с 1975)

    Лихтенштейн - князь Ханс-Адам II (с 1989)

    Люксембур г - великий герцог Анри (с 2000)

    Монако - князь Альберт II (с 2005)

    Нидерланды - королева Беатрикс (с 1980)

    Норвегия - король Харальд V (с 1991)

    Швеция - король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия

    Бахрейн - король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)

    Бруней - султан Хассанал Болкиах (с 1967)

    Бутан - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)

    Иордания - король Абдалла II (с 1999)

    Камбоджа - король Нородом Сиамони (с 2004)

    Катар - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)

    Кувейт - эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)

    Малайзия - король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)

    Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)

    Оман - султан Кабус бен Саид (с 1970)

    Саудовская Аравия - король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)

    Таиланд - король Пумипон Адульядет (с 1946)

    Япония - император Акихито (с 1989)

Африка

    Лесото - король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990-1995)

    Марокко - король Мухаммед VI (с 1999)

    Свазиленд - король Мсвати III (с 1986)

Океания

    Тонга - король Джордж Тупоу V (с 2006)

Доминионы

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Америка

    Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда

    Багамские Острова Багамы

    Барбадос

  • Сент-Винсент и Гренадины

    Сент-Китс и Невис

    Сент-Люсия

Океания

    Австралия

    Новая Зеландия

    Папуа - Новая Гвинея

    Соломоновы Острова

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-«карликах»: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических».

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия.

Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации.

Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом». Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ.

Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились в вполне состоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира.

Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.

Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств.

КТО СКРЕПЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДА?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления.

При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии.

Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи – пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример – это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов.

Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.

Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании.

Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права.

И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании «единого европейского дома», отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство.

Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров.

Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ

В мире довольно распространена ситуация, когда монархии в стране нет, а монархи есть (иногда они находятся за пределами страны). Наследники царственных родов или претендуют (пусть даже формально) на престол, утерянный их предками, или, потеряв официальную власть, сохраняют реальное влияние на жизнь страны. Вот список таких государств.

    Австрия . Монархия прекратила существование в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи. Претендент на престол - эрцгерцог Отто фон Габсбург, сын свергнутого императора Карла.

    Албания . Монархия прекратила существование в 1944 году после прихода к власти коммунистов. Претендент на престол - Лека, сын свергнутого короля Зога I.

    Андорра Княжество . Номинальными соправителями которого считаются президент Франции и епископ Урхельский (Испания); некоторые обозреватели считают необходимым причислять Андорру к монархиям.

    Афганистан . Монархия прекратила существование в 1973 году после свержения короля Мухаммеда Захир Шаха, который в 2002 году вернулся в страну после многолетнего пребывания в Италии, но не стал активно участвовать в политической жизни.

    Бенин Республика . Важную роль в жизни которой играют традиционные короли (ахосу) и вожди племен. Наиболее известен ныне правящий король (ахосу) Абомея - Аголи Агбо III, 17-й по счету представитель своей династии.

    Болгария . Монархия прекратила существование после свержения в 1946 году царя Симеона II. Декрет о национализации земель, принадлежащих царской семье, был отменен в 1997 году. С 2001 года бывший царь занимает пост премьер-министра Болгарии под именем Симеона Сакскобургготского.

    Ботсвана . Республика с момента провозглашения независимости в 1966 году. В число депутатов одной из палат парламента страны - палаты вождей - входят вожди (кгоси) восьми крупнейших племен страны.

    Бразилия . Республика с момента отречения императора Дона Педро II в 1889 году. Претендент на престол - праправнук отрекшегося императора принц Луис Гастао.

    Буркина-Фасо . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных государств, наиболее значительным из которых является Вогодого (на территории столицы страны Уагудугу), где в настоящее время на престоле правитель (моого-нааба) Баонго II.

    Ватикан . Теократия (некоторые аналитики считают ее одной из форм монархии - абсолютной теократической монархией,- однако следует учитывать, что она не является и не может являться наследственной).

    Венгрия . Республика с 1946 года, до этого с 1918 года была номинальной монархией - регент правил в отсутствие короля. До 1918 года входила в состав Австро-Венгерской империи (императоры Австрии были также королями Венгрии), поэтому потенциальный претендент на венгерский королевский престол тот же, что и в Австрии.

    Восточный Тимор . Республика с момента провозглашения независимости в 2002 году. На территории страны находится ряд традиционных государств, правители которых имеют титулы раджей.

    Вьетнам . Монархия на территории страны окончательно прекратила существование в 1955 году, когда по результатам референдума в Южном Вьетнаме была провозглашена республика. Ранее, в 1945 году, последний император Бао Дай уже отрекался от престола, но французские власти вернули его в страну в 1949 году и предоставили ему пост главы государства. Претендент на престол - сын императора принц Бао Лонг.

    Гамбия . Республика с 1970 года (с момента независимости в 1965 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В 1995 году Ивонна Приор, голландка из Суринама, была признана реинкарнацией одного из королей древности и провозглашена королевой народа мандинго.

    Гана . Республика с 1960 года (с момента независимости в 1957 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Конституция Ганы гарантирует право традиционных правителей (иногда их называют королями, иногда вождями) на участие в управлении делами государства.

    Германия . Республика с момента свержения монархии в 1918 году. Претендент на престол - принц Георг Фридрих Прусский, праправнук кайзера Вильгельма II.

    Греция. Монархия официально прекратила существование в результате референдума 1974 года. Бежавший из страны после военного переворота 1967 года король Греции Константин в настоящее время проживает в Великобритании. В 1994 году правительство Греции лишило короля гражданства и конфисковало принадлежавшую ему собственность в Греции. В настоящее время королевская семья оспаривает это решение в Международном суде по правам человека.

    Грузия . Республика с момента провозглашения независимости в 1991 году. Претендент на престол грузинского царства, потерявшего независимость в результате присоединения к России в 1801 году,- Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский, князь Грузинский.

    Египет . Монархия существовала до свержения короля Египта и Судана Ахмада Фуада II в 1953 году. В настоящее время бывший король, которому в момент потери трона было чуть более года от роду, проживает во Франции.

    Ирак . Монархия прекратила существование в 1958 году в результате революции, в ходе которой был убит король Фейсал II. Претензии на иракский престол высказывают принц Раад бен Зейд, брат короля Ирака Фейсала I, и принц Шариф Али бен Али Хусейн, внучатый племянник этого же короля.

    Иран . Монархия прекратила существование в 1979 году после революции, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пахлави. Претендент на престол - сын свергнутого шаха наследный принц Реза Пахлави.

    Италия . Монархия прекратила существование в 1946 году в результате референдума, король Умберто II вынужден был покинуть страну. Претендент на престол - сын последнего короля наследный принц Виктор Эммануил, герцог Савойский.

    Йемен . Республика возникла в результате объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году. На территории Северного Йемена монархия прекратила существование в 1962 году. Султанаты и княжества на территории Южного Йемена были ликвидированы после провозглашения его независимости в 1967 году. Претендент на престол - принц Ахмат аль-Гани бен Мухаммед аль-Мутаваккиль.

    Камерун . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных султанатов, главы которых нередко занимают высокие государственные должности. Среди наиболее известных традиционных правителей - султан Бамуна Ибрагим Мбомбо Нджойя, султан (баба) королевства Рей Буба Буба Абдулайе.

    Конго (Демократическая Республика Конго, бывший Заир) . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны существует ряд традиционных королевств. Наиболее известны: королевство Куба (на престоле король Квете Мбоке); королевство Луба (король, иногда также называемый императором, Кабонго Жак); государство Руунд (Луунда), во главе которого стоит правитель (мваант яав) Мбумб II Мутеб.

    Конго (Республика Конго) . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. В 1991 году власти страны восстановили институт традиционных вождей (пересмотрев свое решение 20-летней давности). Наибольшей известностью из числа вождей пользуется глава традиционного королевства Теке - король (оонко) Макоко XI.

    Корея . (КНДР и Республика Корея) Монархия прекратила существование в 1945 году в связи с капитуляцией Японии, в 1945-1948 годах страна находилась под управлением союзных держав, победивших во второй мировой войне, в 1948 году были провозглашены две республики на территории Корейского полуострова. В связи с тем что с 1910 по 1945 год правители Кореи были вассалами Японии, их принято причислять к японской императорской фамилии. Претендент на корейский престол - представитель этой фамилии принц Кью Ри (иногда его фамилия пишется как Ли). На территории КНДР де-факто существует наследственная форма правления, однако де-юре она не оговорена в законодательстве страны.

    Кот-д`Ивуар . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны (и частично на территории соседней Ганы) находится традиционное королевство Абронс (правит король Нанан Аджумани Куасси Адингра).

    Лаос . Монархия прекратила существование в 1975 году в результате коммунистической революции. В 1977 году все члены королевской семьи были направлены в концлагерь («лагерь перевоспитания»). Двое сыновей короля - принц Суливонг Саванг и принц Даньявонг Саванг - смогли в 1981-1982 годах бежать из Лаоса. О судьбе короля, королевы, наследного принца и других членов семьи никаких официальных сведений нет. По неофициальным, все они скончались от голода в концлагере. Принц Суливонг Саванг, как старший из оставшихся в живых мужчин рода, является формальным претендентом на престол.

    Ливия . Монархия прекратила существование в 1969 году. После переворота, организованного полковником Муамаром Каддафи, король Идрис I, находившийся во время переворота за границей, вынужден был отречься. Претендент на престол - официальный наследник короля (приемный сын его двоюродного брата) принц Мухаммед аль-Хасан аль-Рида.

    Малави . Республика с 1966 года (с момента провозглашения независимости в 1964 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Важную роль в политической жизни страны играет верховный вождь (инкоси я макоси) Ммбелва IV из династии Нгони.

    Мальдивские острова . Монархия прекратила свое существование после референдума в 1968 году (в период британского владычества, то есть до провозглашения независимости в 1965 году, страна однажды уже становилась республикой на непродолжительное время). Формальный претендент на престол, впрочем никогда не заявлявший о своих претензиях,- принц Мухаммед Нуреддин, сын султана Мальдивских островов Хасана Нуреддина II (правил в 1935-1943 годах).

    Мексика . Монархия прекратила существование в 1867 году после расстрела революционерами правителя провозглашенной в 1864 году империи эрцгерцога Максимилиана Австрийского. Ранее, в 1821-1823 годах, страна уже однажды была независимым государством с монархической формой устройства. Представители династии Итурбиде, чей предок был мексиканским императором в этот период, являются претендентами на мексиканский престол. Глава семейства Итурбиде - баронесса Мария (II) Анна Танкл Итурбиде.

    Мозамбик . Республика с момента провозглашения независимости в 1975 году. На территории страны находится традиционное государство Маньика, чьим правителем (мамбо) является Мутаса Пафива.

    Мьянма (до 1989 года Бирма) . Республика с момента провозглашения независимости в 1948 году. Монархия прекратила существование в 1885 году после присоединения Бирмы к британской Индии. Претендент на престол - принц Хтейктин Тау Пайя, внук последнего короля Тхибау Мина.

    Намибия . Республика с момента провозглашения независимости в 1990 году. Рядом племен управляют традиционные правители. О роли традиционных вождей говорит хотя бы тот факт, что Хендрик Витбуи несколько лет занимал должность заместителя главы правительства.

    Нигер . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится ряд традиционных государств. Их правители и старейшины племен выбирают своего политического и религиозного лидера, который носит титул султана Зиндера (титул не передается по наследству). В настоящее время титул 20-го султана Зиндера носит хаджи Мамаду Мустафа.

    Нигерия . Республика с 1963 года (с момента независимости в 1960 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). На территории страны находится около 100 традиционных государств, правители которых носят как привычно звучащие титулы султан или эмир, так и более экзотические: аку ука, олу, игве, аманьянабо, тор тив, алафин, оба, оби, атаоджа, ородже, олубака, охимеге (чаще всего это означает в переводе «вождь» или «верховный вождь»).

    Палау (Белау) . Республика с момента провозглашения независимости в 1994 году. Законодательную власть осуществляет палата делегатов (совет вождей), в состав которой входят традиционные правители 16 провинций Палау. Наибольшим авторитетом пользуется Ютака Гиббонс, верховный вождь (ибедул) Корора, главного города страны.

    Португалия . Монархия прекратила существование в 1910 году в результате побега из страны короля Мануэла II, опасавшегося за свою жизнь в связи с вооруженным восстанием. Претендент на престол - дом Дуарте III Пио, герцог Брагансский.

    Россия . Монархия прекратила свое существование после Февральской революции 1917 года. Хотя существует несколько претендентов на российский престол, большинство монархистов признает законной наследницей великую княгиню Марию Владимировну, праправнучку императора Александра II.

    Румыния . Монархия прекратила существование после отречения короля Михая I в 1947 году. После краха коммунизма бывший король несколько раз посещал родную страну. В 2001 году румынский парламент предоставил ему права бывшего главы государства - резиденцию, личный автомобиль с шофером и зарплату в размере 50% зарплаты президента страны.

    Сербия . Наряду с Черногорией входила в состав Югославии до 2002 года (остальные республики вышли из состава Югославии в 1991 году). В Югославии монархия окончательно прекратила существование в 1945 году (с 1941 года король Петр II находился за пределами страны). После его смерти главой королевского дома стал его сын - престолонаследник принц Александр (Карагеоргиевич).

    Соединенные Штаты Америки . Республика с момента провозглашения независимости в 1776 году. На Гавайских островах (присоединены к США в 1898 году, обрели статус штата в 1959 года) до 1893 года существовала монархия. Претендент на гавайский престол - принц Квентин Кухио Кавананакоа, прямой потомок последней гавайской королевы Лилиуокалани.

    Танзания . Республика образовалась в 1964 году в результате объединения Танганьики и Занзибара. На острове Занзибаре незадолго до объединения была свергнута монархия. 10-й султан Занзибара Джамшид бен Абдулла вынужден был покинуть страну. В 2000 году власти Танзании объявили о реабилитации монарха и о том, что он имеет право вернуться на родину в качестве обычного гражданина.

    Тунис . Монархия прекратила существование в 1957 году, на следующий год после объявления независимости. Претендент на престол - наследный принц Сиди Али Ибрагим.

    Турция . Провозглашена республикой в 1923 году (султанат упразднен годом ранее, а халифат годом позже этой даты). Претендент на престол - принц Осман VI.

    Уганда . Республика с 1963 года (с момента независимости в 1962 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Некоторые традиционные королевства на территории страны были ликвидированы в 1966-1967 годах и почти все восстановлены в 1993-1994 годах. Другим удалось избежать ликвидации.

    Филиппины . Республика с момента провозглашения независимости в 1946 году. На территории страны находится много традиционных султанатов. 28 из них сосредоточены в районе озера Ланао (остров Минданао). Филиппинское правительство официально признает конфедерацию султанов Ланао (Ранао) как политическую силу, представляющую интересы определенных слоев населения острова. На престол султаната Сулу (расположенного на одноименном архипелаге) претендуют как минимум шесть человек, представляющих два рода, что объясняется различными политическими и финансовыми выгодами.

    Франция . Монархия упразднена в 1871 году. На французский престол претендуют наследники различных родов: принц Генрих Орлеанский, граф Парижский и герцог Франции (орлеанистский претендент); Луис Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский (легитимистский претендент) и принц Карл Бонапарт, принц Наполеон (бонапартистский претендент).

    Центральноафриканская Республика . После обретения независимости от Франции в 1960 году была провозглашена республика. Пришедший к власти в 1966 году в результате военного переворота полковник Жан-Бедель Бокасса в 1976 году провозгласил страну империей, а себя императором. В 1979 году Бокасса был свергнут, и Центральноафриканская империя вновь стала Центральноафриканской Республикой. Претендент на престол - сын Бокассы наследный принц Жан-Бедель Жорж Бокасса.

    Чад . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. Среди многочисленных традиционных государств на территории Чада следует выделить два: султанаты Багирми и Вадари (оба были формально ликвидированы после провозглашения независимости и восстановлены в 1970 году). Султан (мбанг) Багирми - Мухаммад Юсуф, султан (колак) Вадари - Ибрагим ибн-Мухаммад Урада.

    Черногория . См. Сербия

    Эфиопия . Монархия прекратила существование в 1975 году после упразднения поста императора. Последним из правящих императоров был Хайле Селассие I, принадлежащий к династии, основателями которой принято считать Менелика I, сына Соломона, царя Израиля, от царицы Савской. В 1988 году в рамках частной церемонии в Лондоне новым императором Эфиопии (в изгнании) был провозглашен сын Хайле Селассие - Амха Селассие I.

    Южно-Африканская Республика . С 1961 года (с момента независимости в 1910 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В жизни страны важную роль играют вожди племен (амакоси), а также правитель традиционного королевства Квазулу Гудвил Звелитини КаБекузулу. Отдельно стоит выделить верховного вождя племени тембу Баелекхая Далиндьебо а Сабата, который в соответствии с обычаями племени считается племянником экс-президента ЮАР Нельсона Манделы. Вождем племени является также известный политик, лидер Партии свободы «Инката» Мангосуту Гатши Бутелези из племени бутелези. В период апартеида власти ЮАР создали десять «автономных» образований по племенному признаку, которые назывались бантустаны (хоумленды).

Монархическим государством или, по-другому, монархией называется государство, власть в котором, полностью или частично, принадлежит одному человеку – монарху. Это может быть царь, король, император или, например, султан, но любой монарх правит пожизненно и передает свою власть по наследству.

Сегодня в мире существует 30 монархических государств и 12 из них – это монархии в Европе. список стран-монархий, расположенных в Европе, которых приводится ниже.

Список стран-монархий в Европе

1. Норвегия – королевство, конституционная монархия;
2. Швеция – королевство, конституционная монархия;
3. Дания – королевство, конституционная монархия;
4. Великобритания – королевство, конституционная монархия;
5. Бельгия – королевство, конституционная монархия;
6. Нидерланды – королевство, конституционная монархия;
7. Люксембург – герцогство, конституционная монархия;
8. Лихтенштейн – княжество, конституционная монархия;
9. Испания – королевство, парламентская конституционная монархия;
10. Андорра – княжество, парламентское княжество с двумя соправителями;
11. Монако – княжество, конституционная монархия;
12. Ватикан – папское государство, выборная абсолютная теократическая монархия.

Все монархии в Европе – это страны, формой правления в которых является монархия конституционная, то есть такая, при которой власть монарха существенно ограничена выборным парламентом и принятой им конституцией. Исключением является лишь Ватикан, абсолютное правление в котором осуществляет выборный Римский папа.

1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передастся по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

от греч. monos- один, arche - начало) - форма правления, при которой функции главы государства передаются по принципу наследования.

Считается, что монархия как форма правления появилась в древнейших родовых обществах одновременно с изменением способа наследования тотемного знака - более древний способ наследования по женской линии сменился передачей по мужской линии, на что указывают некоторые мифы, а также исследования социального устройства некоторых современных племен, стоящих на самых низких ступенях общественного развития.

Монархия является древнейшей формой правления. В основе монархического правления изначально лежала сакральная возможность общения монарха с потусторонним миром и прочие табуированные (священные, запретные) возможности, а древнейшая монархическая власть сводилась не к управлению в нынешнем понимании, а к выполнению определенных ограничений, носящих ритуальный характер и порой весьма жестких. Так, в Древнем Египте во времена первых династий главной обязанностью фараонов было участие в ритуальных шествиях, а главной функцией - оповещение о начале разлива Нила; в XI–XIV вв. император Японии должен был каждое утро несколько часов сидеть в тронном зале совершенно неподвижно, ибо малейшее его движение грозило нарушением гармонии в государстве, войнами, наводнениями, пожарами и прочими бедствиями. Целый ряд ограничений, особенно во время военных действий, налагался и на ирландских королей, а в Камбодже, где имелись король огня и король воды, ограничения, накладываемые на них, были так тяжки, что в течение XVI–XIX вв. (т. е. все время, пока этот процесс наблюдали различные миссионеры-колонизаторы) монархов назначали буквально силой. То же самое происходит и в наши дни в некоторых племенах экваториальной Африки.

Именно непомерность налагаемых на монарха ограничений привела к разделению сакральной и управленческой функций, причем, перейдя к жреческому сословию, сакральная функция поставила жрецов выше в социальном отношении, чем монархов, о чем свидетельствует, например, кастовое строение индийского общества, где каста брахманов стоит над кастой кшатриев, или формальное главенство Папы над королями средневековой Европы.

Однако частично сакральная функция монархической власти сохранилась и по сей день, о чем свидетельствует связанный с ней повсеместно определенный ритуал (протокол), изначально созданный для препятствия непосредственного общения простых людей с монархами (табу и угроза жизни) и допускающий лишь общение через посредников (жрецов, министров). Достаточно вспомнить существовавший в русском обществе способ непосредственного обращения к монарху в виде «челобитной», который осуществлялся при строгом соблюдении церемониальных (защитных) действий, как то: падение на колени, склонение головы до земли в знак великого страха перед возможными последствиями и, собственно, «битье челом».

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

Родовая монархия - вероятно, одна из самых древних разновидностей монархического устройства, поскольку несет в себе наибольшее количество черт, связанных с архаической сакральной функцией. Смысл ее сводится к тому, что монархом может стать только член определенного рода, обладающего известной сакральной силой, т. е. фактически обладающего большим авторитетом. Подобный уклад был свойствен доколумбовым государствам Центральной и Южной Америки, а также многочисленным племенам Африки, Австралии и Океании. Отчасти подобный вид монархии существовал и в Древней Греции, ив Древней Руси.

Династическая монархия возникла, вероятно, в древнем Египте. Она характеризуется передачей власти от отца к сыну или к другому близкому родственнику (например, к брату, как это было в Древней Руси). Это самый распространенный тип монархии, который сохранился и до сих пор существует, например, в Великобритании, Монако, Дании, Швеции, Японии (где династическая ветвь Микадо не пресекалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю страны) и в некоторых других странах.

Возникновение выборной монархии связывают с отказом претендентов на добровольное занятие места монарха, во всяком случае, именно в таком виде (когда монарха избирают советом старейшин зачастую насильно) она существует в некоторых племенах Африки и Полинезии. Впрочем, выборная монархия время от времени практиковалась в античной Греции, в Древнем Риме, в Византии, в Польше и даже на Руси, где несколько раз избирали монархов (неоднократно в Новгороде и затем дважды в смутное время в Москве).

Однако данный способ престолонаследия показал себя нежизнеспособным. Подобные монархии, вовсе лишенные сакральной составляющей, либо тяготеют вновь обрести ее, приобретая династические черты (как это было в Древнем Риме, где консульский способ правления привел к реставрации некогда утраченного династического строя), либо, наоборот, уступают место демократии, где принадлежность правителя к определенной крови не имеет решающего значения (как в Новгороде, где монарх избирался в основном на время войны или из других тактических соображений). Франция Наполеона I и Наполеона III являет нам прекрасный пример обоих процессов.

К историческим разновидностям монархий относят монархии патриархальные, или традиционные (характерные для традиционных обществ); сакральные монархии, или теократии (где первенствующие функции монарха - жреческие или духовные: напр. Древний Египет, исламский Халифат); деспотические монархии, складывающиеся в военизированных обществах (Ассирия, Древняя Армения, Монгольская орда); сословные и сословно-представительные монархии (напр. допетровская Русь); абсолютные монархии, основанные на делегировании власти чиновничеству в отсутствие аристократических и демократических институтов (Франция в XVII в.); конституционные монархии, реализующие принципы «общественного договора» и разделения властей и ограничивающие власть короля конституцией; самодержавные, или автократические монархии, при которых монарх абсолютно суверенен и является единоличным источником законов, а государство функционирует во взаимодействии и содружестве (симфонии) с Церковью (Византия, Российская империя).

Как и всякий другой способ правления, монархия обладает своими достоинствами и недостатками. К числу достоинств монархии следует отнести независимость монарха (ведь в случае выборности глава государства обязан своим избранием силовой или финансовой группировке, а значит, в период правления будет отстаивать интересы этой группировки, а не народа в целом, чего нет при монархии). Кроме того, особое юридическое положение монарха, позволяющее быстро принимать важные решения, например, быстро отменить вредный закон, помиловать осужденного и т. п. (А. Пушкин в этой связи говорил, что «должен быть в государстве один человек, стоящий выше даже закона»).

Надзаконность (суверенитет) монарха - качество особенно ценное в периоды войн и др. кризисов. Единоначалие является в таких случаях безусловным благом. Следует впрочем отметить, что почти все государства с демократическим устройством обладают механизмом делегирования чрезвычайных полномочий президентам или иным уполномоченным лицам в такие особые моменты.

Важнейшим достоинством монархии является ее символическая составляющая. Монарх как символ единства нации, как ее совесть, искупитель и защитник, как лицо, обладающее высшим авторитетом и доверием, несет огромный идеологический смысл и тем самым открывает путь для важных общегосударственных свершений, для массового энтузиазма, для патриотизма, для подвига.

И. А. Ильин пишет о фундаментальном основании доверия подданных к монарху - их уверенности в том, что монарх «сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения». В этом доверии царь и народ соединяются воедино, ставя себя на суд истории.

Важным инструментом объединения и символом единства монархия является, в т. ч., в силу ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного. В России, даже обращаясь «на вы» к помещику (как того требовала привнесенная в конце XVIII - начале XIX вв. французская форма), русский мужик продолжал обращаться к царю «на ты». В отличие от демократий, для которых характерна частая сменяемость властей, монархия предполагает, что лицо, облеченное верховной властью, будет руководствоваться в своих действиях не заботой о приближающихся выборах, а ответственностью перед Богом, историей и народом.

Еще одна важная функция монарха, как лица, стоящего над законом - функция высшего судии, который может наказать, но может и помиловать, причем, невзирая на тяжесть преступления. Эта, на первый взгляд незначительная, функция оказалась такой важной, что исключительные полномочия миловать вошли в компетенцию многих избранных президентов республик. Ее отголоски можно найти в разделении английского права фактически на 2 ветви: Суд Короля и Суд Чести, что является следствием попытки противопоставить суд «по закону» (суд чести) суду «справедливости» (суд короля).

Достоинством монархии является и возможность эффективного выдвижения наиболее талантливых людей на руководящие посты. В республиканских системах глава государства неизбежно будет опасаться конкуренции со стороны талантливого министра или генерала, а стало быть, его придерживать. Монарх же в силу своего положения не участвует в отношениях конкуренции, а кроме того, сам заинтересован в выдвижении талантливых людей для сохранения династии и страны. Более того, монарх является и гарантом наличия в обществе оппозиции. Ему нечего опасаться «свобод народа», так как ему они ничем не угрожают. Если они не посягают на смену самого монархического строя, то критика правительства может расцениваться как важная позитивная функция, и оппозиция всегда может найти у монарха защиту против использования правительством «административного ресурса».

Монарх - это еще и мерило идеализированных представлений общества о чести и достоинстве, о верности и долге, о высших ценностях, приверженность которым является признаком высокодуховной жизни человека. Что касается отрицательных черт монархии, то главный ее недостаток в ней самой, в ее основном принципе - принципе престолонаследия. Ибо если демократия подразумевает хотя бы теоретическое обладание главой государства выдающимися качествами, то монарх не обязательно может ими обладать. И это при том, что он облечен верховной властью, которая не только тирана и узурпатора, но и обычную посредственность превращает в великое бедствие для народа.

Надзаконное и надсословное положение монарха, являясь непреложным благом в период войн и прочих потрясений, в мирный период может стать для граждан государства источником зла. Византийский историк Михаил Пселл сообщает о том, что сводный брат Василия II, тоже Василий, был кастрирован собственным братом, дабы упредить возможные притязания родственника на престол. Историк сообщает это так, что у нас не возникает сомнений в том, что действия императора были продиктованы высшими государственными соображениями, поскольку нет для монархии важнейшего государственного соображения, чем сохранить трон.

Впрочем, противопоставление династических интересов интересам государства имело в истории и более серьезные последствия: достаточно вспомнить династические войны в Древнем Китае и Древнем Риме, фронду и революцию во Франции, революцию и реставрацию в Англии (не говоря уже о столетней войне и войне Алой и Белой роз). Именно примат династических интересов над интересами народа привел к вовлечению России в Первую мировую войну и к последующему падению империи.

Монархию часто сравнивают с «сильной президентской властью». Однако при всем сходстве (широкие полномочия, право помилования, верховное главнокомандование) между монархией и президентской республикой есть ряд весьма существенных различий.

Президент не стоит над законом и, являясь одним из источников права, теоретически обладает такими же правами, что и другие граждане. Президент не является объектом сакральной сферы и потому как бы делегирует часть функций обратно народу, создавая поле для большей свободы: свободы деятельности или свободы совести.

Президент не является мерилом благородства и морали, оставляя решение этических вопросов на совесть каждого гражданина и превращая их в личные.

Временность пребывания президента у власти как бы переносит акцент его деятельности с правотворческой в правоприменительную, воплотительскую. А возможность каждого стать во главе государства или, по крайней мере, принять участие в выборах, а также их регулярность делает политические процессы не такими болезненными. Ведь единственная возможность народа избавиться от короля - это бунт, а бунт - это высшее бедствие для государства.

Вероятно в силу перечисленных недостатков монархия, особенно в ее абсолютных проявлениях, в наши дни уступает место республиканскому способу правления.

Приблизительно 40 государств мира (около 20% всех государств) являются монархиями. Однако в силу своих достоинств, в конституционных формах она все еще существует во многих развитых странах (в т. ч. таких как Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и др.), где берет на себя функции, утрачиваемые в силу многих причин местными религиозными институтами, т. е. выполняя церемониально-символическую роль, призванную служить воплощением идеальных общественных представлений о морали и нематериальных ценностях, о патриотизме.

В России число сторонником восстановления монархии неуклонно растет. По последним данным, около 20% россиян считают такую меру благом для страны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Таблица 5. Две основные формы правления

Таблица 6. Страны с монархической формой правления.

Материк Страна Тип монархии
Европа Андорра княжество (КМ)
Бельгия королевство (КМ)
Ватикан папство (АТМ)
Великобритания королевство (ПМ)
Дания королевство (КМ)
Испания королевство (КМ)
Лихтенштейн княжество (КМ)
Люксембург великое герцогство (КМ)
Монако княжество (КМ)
Нидерланды королевство (КМ)
Норвегия королевство (КМ)
Швеция королевство (КМ)
Азия Бахрейн эмират (КМ)
Таиланд королевство (КМ)
Непал королевство (КМ)
Кувейт наследственный эмират (КМ)
Малайзия султанат (ОМ)
Япония империя (КМ)
Бутан королевство (ОМ)
Иордания королевство (КМ)
Катар эмират (АМ)
Оаэ эмират (ОМ)
Оман султанат (АМ)
Бруней султанат (АТМ)
Саудовская Аравия королевство (АТМ)
Камбоджа королевство (КМ)
Африка Лесото королевство (КМ)
Марокко королевство (КМ)
Свазиленд королевство (АМ)
Океания Тонга королевство
КМ - конституционная монархия;
ПМ - парламентская монархия;
ОМ - ограниченная монархия;
АМ - абсолютная монархия;
АТМ - абсолютная теократическая монархия.

На современной политической карте 30 стран мира имеют монархическую форму правления.

Монархия - это форма государственного управления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству.

В абсолютной монархии власть монарха практически безгранична (Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт и др.)

Главой теократической монархии является религиозный лидер (в мире их три - Ватикан, Саудовская Аравия, где король является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султан Бахрейна).

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом.

Республика - форма государственного устройства, при которой осуществляется разделение властей, все высшие органы государственной власти избираются прямым голосованием народа или представительным выбранным органом власти (парламентом). В президентских республиках, в отличие от парламентских (ФРГ, Финляндия, Италия, Турция), в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства (напр. США, Франция, Румыния, Мексика, Аргентина, Бразилия).

Великобритания - самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи (Индия, Канада, Шри-Ланка, ЮАР, Кения, Уганда и др.); а в 15 из стран Содружества он, правда, формально считается главой государства (Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.).

Задачи и тесты по теме "Формы правления"

  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Работа текучих вод, ледников и ветра

    Уроков: 6 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Рельеф Земли - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 4 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Материки, части света и океаны - Общая характеристика природы Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 11 Тестов: 1

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.