Кот ученый - Образовательный портал

Проект по русскому языку что такое глагол. Учебный проект глагол. Технологическая карта урока по русскому языку

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 000

Кировского района Санкт-Петербурга

на тему

«Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи »».

Проект выполнил: 6-а класс

Руководитель проекта: , учитель

русского языка и литературы

Санкт-Петербург

Вступление.

Глагол – необыкновенная часть речи.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Основная часть

Высокая эстетическая ценность глагола.

Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Вот одно из наиболее ярких высказываний известного советского писателя
А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».


Глаголы речи.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе . Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.

Художественный эффект усиливается, если к глаголам речи присоединяются ещё и наречия, характеризующие глаголы: удивлённо согласилась, испуганно перебила, резонно спросила, весело сказала и т. п.

Выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками (сказать, досказать, высказать, недосказать, пересказать; спросить, переспросить, выспросить, расспросить, доспросить ). Особенно много приставочных глаголов образуется от глагола говорить : заговорить – «начать говорить»; приговаривать – «говорить, сопровождая этим какое-либо действие»; проговорить – «произнести, сказать»; оговорить – «заранее ставить какие-нибудь условия», «возводить обвинение на кого-нибудь»; отговорить – «убеждать не делать чего-либо», «перестать говорить»; уговорить – «убедить кого-либо»; наговорить – «много говорить чего-нибудь», «ложно обвинить кого-нибудь» и др.

Глаголы труда.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Трудовая денежка до веку кормит и др.

Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?

Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, и мы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают «работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».

Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).


Глаголы звучания и цвета.

Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.

А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Замечательный русский писатель А. Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту в своём романе «В лесах», создаёт яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих голосов.

«Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, всё цветы, цветы, и цветы… Там желтеет зверобой, синеют тёмно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики и кобылки, … как в трубу трубит чёрная желна, … пищат рябчики, жалобно кукуют кукушки и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки…».

Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить. Исследователи его творчества отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы.

Поэт Вс. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за- , которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

О любви к глаголам пишет и поэт С. Маршак:

«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные , пронизывают всё описание Полтавской битвы:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

Сила русского глагола.

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать ), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть ), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь ) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать ), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить ), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать ), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить ).

Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.

Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, писал: «…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть…»

Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить . От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов… Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т. д.»

Таким образом, как и, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Заключение.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». Но это всего лишь определение.

В своей работе я хотел показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе

: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.

В заключении своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».


  • Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам.
  • В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
  • Примеры: ехали на велосипеде, играем в мяч, полетят на самолете.

2. НЕ с глаголами.


  • НЕ с глаголами пишется раздельно.
  • Исключение составляют те глаголы, которые без НЕ не употребляются.

НЕ раздельно

НЕ слитно

не поехать

ненавидеть

негодовать

недоумевать

несдобровать

невзлюбить



  • Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Это начальная форма глаголов. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
  • Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на –ЧЬ.
  • В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак.
  • Примеры: беречь-беречься, бредешь-брести, идешь-идти, ползешь-ползти.

4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.


  • ЧТО ДЕЛАЕТ? (СДЕЛАЕТ?) или ЧТО ДЕЛАЮТ? (СДЕЛАЮТ?) , тот этот глагол состоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется .
  • Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (СДЕЛАТЬ?) , то этот глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ буква Ь пишется .
  • Примеры:

Способны (что делать?) учиться (неопр.фор.) .

Брат (что делает) учится (3-е лицо) .



Два вида глаголов

Совершенный Несовершенный

Что сделать? Что делать?

Что сделал? Что делал?

Что сделаю? Что делаю?

Что буду делать?


6. Буквы Е – И в корнях с чередованием.


  • В корнях с чередованием Е – И пишется буква И , если после корня стоит суффикс –А – .

Чередование Е-И

Примеры

Бер- – -бир-

изБИРать – изБЕРу

Пер- – -пир-

заПИРать – заПЕР

Дер- – -дир-

отДИРать – отДЕРу

Тер- – -тир-

выТИРать – выТЕР

Мер- – -мир-

заМИРать – заМЕР

Стел- – -стил-

расСТИЛать – расСТЕЛю



Время глагола

Прошедшее Будущее

Настоящее


Прошедшее время.

  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам , а в единственном числе – по родам .
  • Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –Л– .
  • В прошедшем времени перед –Л– суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределенной форме (посеял – посеять).

Солнце всходило.

Трава всходила.

Ручьи текли.


Настоящее время.

  • Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Воет , свистит ,

Ветки ломает ,

Пыль поднимает ,

С ног сбивает .

Слышишь его,

Да не видишь его.

(Ветер)

Без крыльев летят , Без ног бегут ,

Без паруса плывут .

(Облака )

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе. Орешки я грызу .

(Белка )


Будущее время.

  • Будущее время имеет две формы: простую и сложную.
  • От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (летаю ), а от глаголов несовершенного вида – будущее сложное (буду летать ).


  • Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
  • Глаголы I спряжения имеют окончания:

У (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём), -ут (-ют)

  • Глаголы II спряжения имеют окончания:

У (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Примеры:

Идешь по тропинке

Ждем рассвета

Пасутся лоси

Следишь за белкой

Шумит лес

Гудят провода

11 глаголов исключений:

Ненавидеть

Зависеть

Смотреть

I спр.

II спр.



Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

1) поставить глагол в неопределенной форме

Например: строите – строить;

2) определить, какая гласная стоит перед -ТЬ .

Ко II спряжению относятся:

а) все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить)

б) 7 глаголов на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)

в) 4 глагола на –АТЬ (держать, слышать, дышать, гнать)

Все остальные глаголы (на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению .

борется (бороться) – I спряжение

зависит (зависеть) – II спряжение, исключение.


10. « Ь» после шипящих в глаголах во 2 лице единственного лица.


  • Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется мягкий знак .

Ленишься



  • Порядок морфологического разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (неопределенная форма);

Спряжение;

Род (если есть)

III. Синтаксическая роль.

«Понятие о глаголе» - ИГРА «“Существительные” “Прилагательные” «Глагол». Бесконечное поле. Чтобы сойти на берег, определи, какие буквы пропущены в словах? До встречи, Фокс. Чем отличается глагол от других самостоятельных частей речи? Чем отличаются тексты? Заполни таблицу: Что ты уже знаешь о глаголе? Что делать, что сделать учащимся школ?

«Ть в глаголах» - Задачи исследования: Морфемика. Точки зрения ученых на компонент –ть (-ти) в инфинитиве. Основная единица морфемики - морфема. В соответствии с таким пониманием -ть/-ти, естественно, можно признать окончанием. Суффиксы всегда располагаются после корня. Выяснить, есть ли окончание у неопределенной формы глагола.

«НЕ с глаголами» - Я и топал! 5 класс. Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! Пришлось подмЕтать. САжусь я вчера за уроки. Выучить правило «Правописание не с глаголами». Пришлось подм…тать. НЕ заболит. НЕ поймаешь. По земле ходит, неба НЕ видит. НЕ ест. «Сила любви». НЕ знает НЕ делает. Ничего НЕ болит, а всё стонет.

«Вид и время глагола» - Зайку бросила хозяйка. Подберите глаголы несов.вида прошедшего времени к картинке. Я козленка в сад зеленый Рано утром отведу. А потом вернемся к маме! Понесемся над лесами. Подберите к картинке глаголы сов. вида прошедшего времени. Самостоятельно подберите глаголы несов. вида прош., наст. и будущего времени.

«Справочные правовые системы» - Просмотр найденного документа. Правовой навигатор. Классификация СПС. Порядок работы. Дополнительные возможности. Типы классификации: По тематике По форме собственности. Раздел 2. Компьютерные комплексы и системы. Оценка СПС. Быстрый поиск документов. Справочно-правовые системы: понятие, назначение.

«Глагол 6 класс» - Если Волгу величали и величают матушкой, то Урал – батюшкой. Самоконтроль. Задание: запишите текст под диктовку. Определите время, спряжение, переходность глаголов. Ответы на вопросы (стр.220) 2) Самостоятельная работа с учебником (упр. 529). Собирать вещи (перед поездкой). Брать под свою защиту кого-либо.

Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 585
Кировского района Санкт-Петербурга

Проект
по русскому языку
на тему

«Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи»».

Проект выполнил: Лаврентьев А., 6-а класс

Руководитель проекта: Шилина Н.В., учитель
русского языка и литературы

Санкт-Петербург
2012
Вступление.
Глагол – необыкновенная часть речи.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Основная часть
Высокая эстетическая ценность глагола.
Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.
Вот одно из наиболее ярких высказываний известного советского писателя А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

Глаголы речи.
Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.
Художественный эффект усиливается, если к глаголам речи присоединяются ещё и наречия, характеризующие глаголы: удивлённо согласилась, испуганно перебила, резонно спросила, весело сказала и т. п.
Выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками (сказать, досказать, высказать, недосказать, пересказать; спросить, переспросить, выспросить, расспросить, доспросить). Особенно много приставочных глаголов образуется от глагола говорить: заговорить – «начать говорить»; приговаривать – «говорить, сопровождая этим какое-либо действие»; проговорить – «произнести, сказать»; оговорить – «заранее ставить какие-нибудь условия», «возводить обвинение на кого-нибудь»; отговорить – «убеждать не делать чего-либо», «перестать говорить»; уговорить – «убедить кого-либо»; наговорить – «много говорить чего-нибудь», «ложно обвинить кого-нибудь» и др.

Глаголы труда.
О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Трудовая денежка до веку кормит и др.
Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?
Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.
Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, и мы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают «работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».
Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).

Глаголы звучания и цвета.
Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.
А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо
· поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
Замечательный русский писатель А. Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту в своём романе «В лесах», создаёт яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих голосов.
«Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, всё цветы, цветы, и цветы Там желтеет зверобой, синеют тёмно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют ягоды костяники.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики и кобылки, как в трубу трубит чёрная желна, пищат рябчики, жалобно кукуют кукушки и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки».
Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина. Исследователи его творчества отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы.
Поэт Вс. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
Затем автор переходит к звуковым образам:
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за-, которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.
О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:
«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:
Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею»

Сила русского глагола.
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить).
Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.
Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, В.Г. Белинский писал: «русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть»
Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века В.Я. Брюсов: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить. От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т.д.»
Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Заключение.
Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». Но это всего лишь определение.
В своей работе я хотел показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе
А.Н. Толстой: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.
В заключении своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».


Приложенные файлы

Урок- проект

по русскому языку 4 «А» класс


Минутка чистописания


Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.


Исследователи

Глаголю о глаголе


глагол – « слово,речь»

глаголить – « говорит,

сказывает»

глаголица – «азбука»

разглагольствовать - ?



И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.




Кругом пустыня, дичь и голь…

А в стороне торчит глаголь…

А на глаголе том два тела…


часть речи

На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысяч глаголов.


Знатоки





В глаголах в неопределённой форме ть и ти – это суффикс, а чь входит в состав корня.

Неопределенная форма

Что делать?

Что сделать?


Искусствоведы

« Я рисую Глагол»

Весёлый Карандаш приглашает

на выставку портретов

господина Глагола


Г л а г о л и н а

Я нарисовала девочку, дочку Глагола,

Глаголину, портрет

которой включает в

себя морфологические

признаки глагола.

Юрченко Дарья


Г л а г о л

Я нарисовала Глагол в виде буквы Г. Он прогуливается по полянке и наблюдает за тем, как растет трава и жужжит пчела.

Борботько Варвара


Г л а г о л

Я изобразил Глагол в виде седого старичка. Он из сказочной повести «В стране невыученных уроков.»

Бирюков Илья


Я изобразил Глагол, у которого много рук и ног, потому что он всегда что – то делает.

Лось Егор


Л и н г в и с т и ч е с к и е с к а з к и


ЖИЛ ДА БЫЛ ГЛАГОЛ В СТРАНЕ ГЛАГОЛИЯ. ОН СТРАШНО НЕНАВИДЕЛ ЛЕНИВЫХ И СПОКОЙНЫХ, ТАК КАК САМ ВЕСЬ ДЕНЬ ЧТО -ТО ДЕЛАЛ: БЕГАЛ, ПЛАВАЛ, ЧИТАЛ, РИСОВАЛ, МАСТЕРИЛ,СТРОИЛ. ЕГО ВЕЗДЕ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ ТАМ, ГДЕ УЧАТСЯ, ГДЕ РАБОТАЮТ, ГДЕ ПОМОГАЮТ. ГЛАГОЛ - ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕНИК, ПОТОМУ ЧТО ДЕЛАЕТ И СДЕЛАЕТ ВСЁ КАК НАДО. А ЕЩЁ НЕ ЛЮБИТ ГЛАГОЛ ЧАСТИЦУ «НЕ» , И ПОЭТОМУ СТОИТ ОТ НЕЁ ПООДАЛЬ, Т.Е. ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО: НЕ ЛЮБИТ, НЕ ЗНАЕТ, НЕ ХОЧЕТ - ВООБЩЕМ, НЕНАВИДИТ (В ВИДЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ). А ЕЩЁ ГЛАГОЛ МОЖЕТ ТАКОЕ, ЧТО НИКАКАЯ ДРУГАЯ УВАЖАЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ СДЕЛАТЬ НЕ СМОЖЕТ. ЧТО ЖЕ ЭТО? СМОТРИ: ЖИЛ, ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. ПРАВИЛЬНО! ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ. ДОЛГО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ. А ВАС ПРИГЛАШАЮ В СТРАНУ ГЛАГОЛИЮ, НА РАЗБОР МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ. ТАК ВЫ В ПОРЯДОК И МЫСЛИ СВОИ ПРИВЕДЁТЕ И ГЛАГОЛУ ПОМОЖЕТЕ!

Маргелова Эвелина



Морфологический разбор глагола.

Вспомните порядок морфологического

разбора любой части речи.

Вспомните постоянные и непостоянные признаки глагола.


Порядок разбора

Морфологический разбор

  • На какой вопрос отвечает.

2. Образуй начальную форму.

3. Укажи постоянные признаки:

( вид, спряжение )

4. Укажи непостоянные признаки:

( время, лицо, число, род (в прош. вр.)

5. Определи, каким членом предложения является.


Работа с учебником.

Упр. 244



Тест

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Сколько временных форм имеют глаголы?


Проверь себя!


Спасибо за внимание

Королевство глагола


Домашнее задание

1. Подобрать из учебника по литературному чтению предложения, где глагол был бы употреблен в формах настоящего, прошедшего и будущего времени.

2. Поработай над своей устной научной речью.

3. Подобрать загадки, поработать над фразеологизмами.