Кот ученый - Образовательный портал

Почему мне нравится работать в дополнительном образовании. Педагог дополнительного образования: особенности организации педагогической деятельности. Новейшие технологии и проверенное опытом


ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе МАСТЕРА.

Те, кто в жизни постичь смогли

Щедрость камня, душу металла,

Свежесть формулы,

Соль земли …

Р. Рождественский

Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии – ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«Труд, творчество, талант» - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога дополнительного образования.

В системе образования должность педагога дополнительного образования укоренилась и прижилась. В перечне педагогических профессий до 1998 г . отсутствовал государственный стандарт подготовки педагогов дополнительного образования. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. Сегодня эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования.

Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к МАСТЕРСТВУ: кто-то начинает её с красного диплома в педагогическом институте или колледже: кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства и постигает педагогику через самообразование или систему повышения квалификации.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Оно не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Зачастую именно дополнительное образование является главным приоритетом в выборе жизненного пути.

Среди образовательных учреждений Троицко-Печорска есть такие, куда дети и подростки с удовольствием бегут сами и откуда им так не хочется уходить. Среди них - Центр внешкольной работы.

Более шестисот ребят в возрасте от 6 до 18 лет в свободное от учебы время бегут сюда за знаниями и безудержным желанием развивать свои способности.

Для учеников здесь стараются создать комфортные условия. Учебные кабинеты оформлены педагогами в соответствии со спецификой преподавания предмета. Имеется в учреждении собственный актовый и спортивный залы.

Центр – это маленький мир, в котором есть свои будни и праздники, радости и огорчения, встречи и расставания.

39 педагогов (14 из которых штатные работники Центра) каждый день учат детей самому главному – умению жить, творить и общаться в коллективе.

Коллективом педагогов умело руководит методист Дуденгефер Людмила Николаевна . Сегодня методическая работа Центра направлена на результативность учебно-воспитательного процесса, повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников. Для педагогов Центра организуется непрерывное образование: обучение на курсах повышения квалификации, повышение профессионального уровня, участие в районных и учрежденческих семинарах, работа по темам самообразования, представление опыта работы через различные формы (мастер-классы, открытые занятия, методические разработки).

Педагоги дополнительного образования активно реализуют в своей деятельности основное направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: совершенствование учительского корпуса.

§ художественно-эстетическая;

§ туристско-краеведческая;

§ физкультурно-спортивная;

§ социально-педагогическая;

Педагоги Центра - это профессионалы своего дела. Каждый из них работает по своему направлению в соответствии с дополнительной образовательной программой.

Доминирующим направлением деятельности в Центре является художественно-эстетическое , на долю которого приходится половина воспитанников.

Данное направление представлено разнообразием дополнительных образовательных программам, среди которых: Современный и эстрадный танец, Вокал, Хореография, Юный актер, Изобразительное творчество, Рукоделие, Флористика, Столярно-сувенирное дело и многие другие.

«Золотые руки» - так называют педагогов декоративно-прикладного направления. В данном направлении работают как начинающие, так и именитые мастера. Молодое творческое объединение «Ярмарка», руководит которым педагог дополнительного образования Караваева Наталья Борисовна уже может гордиться своими победами. Призовые места в конкурсе детского творчества «Экономная энергия», в конкурсах «Зеркало природы» и «Мастер золотые руки».

Интересные работы выполняют воспитанники творческого объединения «Мастерская Самоделкина», руководитель Кузнецова Елена Михайловна . Елена Михайловна в педагогике человек не новый, её педагогический стаж 33 года. Поэтому знает, как найти к каждому воспитаннику подход, заинтересовать делом, поддержать в нужную минуту. Её воспитанники выполняют прекрасные работы из соленого теста, в технике «бумажная пластика», квиллинг.

Руководитель творческого объединения «Цветик-семицветик», педагог дополнительного образования Зайцева Людмила Александровна – человек творческий, увлеченный. Под ее руководством юные флористы познают красоту окружающего мира через работу с природным материалом. Творческое объединение «Цветик-семицветик» - это огромный мир, мир творчества и добра, красоты и гармонии. Мало кого оставляют равнодушными искренние и наивные, выразительные и яркие работы юных творцов.

Идти вместе с детьми по дороге прекрасного; учить, не навязывая; слушать, рассказывая; быть соавтором в творчестве; не мешать, а развивать, - вот главные заповеди педагогов детских объединений художественно-эстетического направления.

Танцы – это наиболее яркая и эмоциональная часть любого праздничного мероприятия. Здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией, умением двигаться.

Детский танцевальный коллектив «Визави», руководитель Тиунова Елена Алексеевна - это дружный, творчески работающий коллектив, который имеет собственные традиции. Своё педагогическое кредо Елена Алексеевна сформулировала так: «В каждого ребёнка надо вкладывать душу, быть не только педагогом, но и другом, которому можно доверять». За это её любят воспитанники, уважают родители, не забывают выпускники.

Танцевальный коллектив «Живые камни» существует 19 лет, руководит этим коллективом педагог дополнительного образования Шурыгина Елена Александровна. Отличительной чертой педагога является оригинальность: постановка танцев, подбор музыкального материала, сценических костюмов. Первые воспитанники коллектива самые дорогие, они уже взрослые, сами стали родителями, но своего педагога помнят и любят.

Начинающий танцевальный коллектив «Радость» под руководством профессионального хореографа Дуденгефер Людмилы Николаевны в ближайшее время будет радовать своими выступлениями родителей и гостей Центра. Воспитанники коллектива очень хотят и стараются освоить основы хореографии.

Нет детей неодаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться. Программа творческого объединения «Сюрприз» органично сочетает в себе различные виды искусств: музыку, песню и танец. Бажукова Лариса Петровна руководит творческим коллективом «Сюрприз» 8 лет, она является призером районного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Задору и таланту этих ребят можно только позавидовать!

«Здоровый образ жизни – это стильно!» - так могут сформулировать свой девиз педагоги и воспитанники физкультурно-спортивной направленности. Для занятий в спортивных секциях необходимы большая выдержка, сила, мужество, ловкость, быстрота, твердость и решительность, а также соревновательные качества.

Большой популярностью среди младших школьников пользуется секция по рукопашному бою. Молодой начинающий педагог Мезенцев Денис Михайлович старается научить детей основным приемам рукопашного боя.

Самым романтическим объединением по праву можно назвать туристический клуб «ВисП». Бессменный руководитель клуба Мороз Андрей Елисеевич. Дружные походы по просторам района – любимое дело туристов. А летние туристические смены запомнятся ребятам на всю жизнь. Ни холод, ни жара – не помеха участникам турклуба. В любое время года они готовы покорять склоны и вершины.

Жизнь Центра разнообразна, любой ребенок может найти здесь для себя занятие по душе.

Центр внешкольной работы организует дополнительное образование не только в Троицко-Печорске, но и в поселках района: Нижней Омре, Комсомольске-на-Печоре, Якше, Усть-Илыче, Знаменке на базе общеобразовательных школ и детских садов.

Кроме образовательной деятельности в Центре внешкольной работы выстроилась определенная система районных праздников и конкурсов . Самые значимые их них:

  • фестиваль детских танцевальных коллективов «В ритме танца»;
  • районный конкурс детского прикладного творчества «Мастер золотые руки»
  • праздничное мероприятие ко Дню Матери
  • Новогоднее представление
  • поздравительная открытка для ветеранов педагогического труда
  • праздник, посвященный Дню защиты детей.

Воспитательную работу в Центре ведет педагог-организатор Петрова Татьяна Георгиевна . Она творчески подходит к разработке и проведению всех мероприятий. Незабываемыми, яркими событиями являются театрализованные представления, в которых участвуют не только педагоги, но и родители воспитанников.

Большую работу по созданию нравственно-здоровых отношений в жилых микрорайонах выполняют клубы по месту жительства. Основное направление работы по месту жительства – это организация досуга, проведение массовых мероприятий. Клубы по месту жительства организованы в поселке Мылва и в поселке Белый Бор.

Нельзя обойти вниманием организацию летнего отдыха. В период летних каникул на базе Центра организуются профильные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, трудовые бригады, тематические смены. В 2011 году программа тематической смены «Школа Мастеров» стала победителем в районе среди программ летнего отдыха в номинации «Творческая смена» и получила гранд в размере 5 000 рублей.

Педагог дополнительного образования – удивительная, уникальная педагогическая профессия. Педагог-внешкольник помогает ребятам открывать свое призвание, учит любить труд, формирует черты истинных патриотов, мужественных и честных людей.

К деятельности педагога дополнительного образования с полным основанием могут быть отнесены слова Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то – твое».

Не обладая прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом.

После окончания школы я поступила на юридический факультет Тюменского государственного университета, продолжая заниматься в танцевальном коллективе первокурсников, выступать на концертах, защищая честь университета. В Тюмени я познакомилась с будущим мужем. Он учился на хореографическом отделении института культуры и работал в Доме Культуры хореографом детской группы. Посещая его занятия с детьми, наблюдая за педагогическим процессом, все больше убеждалась, что танцевальное искусство — это не просто увлечение, это вид профессиональной деятельности. Педагогика стала смыслом моей жизни.

В 2013 г. закончила бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области», «Образование детей старшего дошкольного возраста». Получив высшее образование, мы переехали в Сургут. Началась моя педагогическая деятельность в Центре детского творчества.

Я занимаюсь с детьми 4-10 лет, и это не случайный выбор. В этом возрасте ребенку нравится все, чем он занимается, начинают проявляться способности к определенным видам деятельности, начинают формироваться интересы. Быть свидетелем и помощником в этом занимательном процессе доставляет мне огромное удовольствие. Понимание того, что я могу выявлять любовь и способность детей к танцам в столь раннем возрасте, развивать эти способности, давать детям возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого счастье, делает и меня счастливым человеком.

Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник).

Я как педагог решаю важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет мне чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Я свою работу организую на основе культурно-исторического и личностно-деятельностного подходов.

Процесс обучения направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Я стараюсь выстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаю основам мастерства через игру, труд и творчество. Составляю план мероприятий таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».

В процессе воспитательной работы с детьми, прививаю базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и творчеству, содействую эстетическому развитию.

В работе придерживаюсь дидактических принципов: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности, доступности, наглядности. Но основным принципом в работе с детьми считаю принцип гуманного отношения и любви к детям.

В своей речи В.В. Путин сказал такие слова: «Любовь к детям выражается в качестве знаний, которые учитель дает ученику, потому истинная любовь заключается в том, чтобы так поработать с ребенком, чтобы он имел жизненную перспективу, получил знания, необходимые ему для личного успеха в жизни, для получения образования, и дорогу в жизнь получил, эффективный билет в жизнь, дающий возможность себя реализовать». Мне близка эта позиция.

Для себя я определила миссию педагога: «Любить детей и свое дело. Передавать детям знания и прививать навыки, которые дадут возможность им реализовать себя в жизни».

Я - педагог, а это значит,
Что не могу я жить иначе.
И всё хорошее на свете
Дарю своим талантом детям.

Моя дорога в педагогику началась много лет назад с маленькой тропинки. Я выбрала её интуитивно, и на ней было удивительно комфортно. Почему? Потому, что она была наполнена музыкой. Именно музыка повела меня по этой тропе, показав нужное направление. Сейчас я точно знаю, что выбрала ту дорогу, по которой трудно, но так интересно идти. И теперь я иду не одна, а веду за собой своих воспитанников. Опыт педагогической работы позволяет идти вдумчиво, не спешно, чтобы не пропустить важных событий, чтобы спланировать предстоящее и сфокусировать усилия на грядущее.

Для меня эта дорога, как гамма, складывается из разных нот, и идёт только вверх. Итак, моя педагогическая гамма…

«До» - дом, семья.

Всё с чего-то начинается: театр с вешалки, река с ручейка. Моя творческая жизнь - с присказки…

Жила-была девочка, Ниночка, которая уже в 5 лет решила, что будет играть на «пиании» и петь как Алла Пугачева, потому что соседка тётя Валя сказала, у ребёнка есть талант и музыкальные способности. Родители купили девочке инструмент - вот тут-то всё и началось…

Ниночка исправно учила нотки, пыталась петь и играть детские песенки.

Шло время. В школе певунью заметили и пригласили учиться в хоровую школу немного немало, к самому настоящему Принцу! Да-да, к Принцу Альфреду Гуговичу, который стал для неё первым учителем, тем педагогом, который посеял зерно любви к музыке, пробудил в душе творчество . В это время был приобретён первый опыт общения со сверстниками в творческом коллективе. Как будущий педагог я поняла, что очень важно уметь жить и работать с другими людьми в творческом содружестве.

«Ре» - ремесло.

Восемь лет учёбы пролетели как восемь дней, и Нина поступила в музыкально-педагогическое училище, где совмещала учёбу с гастрольными поездками в составе музыкального театра замечательного педагога-режиссёра, дирижёра Граждановой Валерии Викторовны. Занятия этого педагога помогли окрепнуть когда-то взросшему ростку творчества, стать вдохновению и творчеству постоянными спутниками. В эти годы ярко проявилась индивидуальность будущего педагога, которая позволяет сегодня все время быть в поиске новых поворотов на творческой дороге.

«Ми» - мир вокруг меня.

И эти четыре года пролетели как четыре дня. Молоденькая учительница музыки, теперь уже Нина Владимировна, поступила в педагогический институт и вновь совмещала учёбу с пением, но уже в профессиональном коллективе «Доместик» под руководством Копанева Валерия Анатольевича. Общение с этим педагогом способствовало формированию профессионального кредо педагога и музыканта - пробуждать творчество в детях . В эти годы произошло становление молодого педагога. Наряду с профессиональными навыками проявились и другие качества: целеустремлённость, демократичность, внимательность, толерантность, увлечённость, ответственность.

Годы учёбы пролетели как по волшебству! И теперь вся моя жизнь как сказка. Я сама с удовольствием воспитываю своих учеников и верю в то, что моё призвание: пробуждать творчество в детях и их родителях, коллегах по работе, зрителях и слушателях детских концертов.

«Фа» - фантазия, творчество.

Я стараюсь научить учеников любить - любить близких, любить себя, любить Родину, любить наш Седой Урал. Как коренная свердловчанка я искренне и бескорыстно люблю свой город, и он отвечает мне взаимной любовью моих учеников. В суровой неповторимой красоте, края, расположенного на стыке Европы и Азии, черпаем мы своё вдохновение к творчеству. Поэтому в репертуаре нашего ансамбля песни композиторов-уральцев М. Баска, Е. Родыгина, В. Кукина занимают почётное место. Песня «Светлячок» из мюзикла М. Баска «Денискины рассказы» исполняется несколькими поколениями студийцев с неизменным удовольствием. Все выступления для обучающихся - это школа социального взросления.

«Соль» - съесть пуд соли.

Главное - я учу учеников любить музыку, разную музыку: народные и авторские песни, классику и современность, но обязательно настоящую, высокохудожественную, потому, что важно каждому ребёнку открыть свой мир музыки.

А ещё мы вместе учимся не бояться - не бояться трудностей, не бояться идти по жизни своим, пусть даже не простым путём. И каждый день мы дарим друг другу частичку своего сердца и души.

Я - педагог дополнительного образования, а значит, для меня открыт простор для творчества, возможность придумывать, импровизировать, вживаться в любые образы. Я открыта поискам и неожиданным поворотам судьбы.

«Ля» - с песней по жизни веселей.

Мне интересно не только учить детей, но и самой учиться у своих воспитанников. Своим ученикам я не предлагаю готовые истины, знания, а побуждаю их к поиску, создаю условия для развития творческих способностей.

Я открываю каждому ребёнку безграничный мир музыки - мир света и гармонии, надежды и любви. На каждом занятии убеждаю своих учеников: вы способны, талантливы, успешны. Это пробуждает в детях творчество. Мне интересно всё, что окружает моих учеников, близких, ведь педагог состоится только тогда, когда он интересен ребенку. Не случайно отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, стремление шагать в ногу со временем. Современные ученики свободно владеют компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, поэтому я должна, обязана знать и уметь всё, что знают и умеют они.

«Си» - сила успеха.

Я по-прежнему пою. Мои воспитанники гордятся мной. Ведь их педагог в составе вокального квартета «Импрессио» ведёт активную концертную деятельность. В числе наших достижений победы в городском фестивале творческих возможностей педагогов «Большая перемена», участие в международных конкурсах и фестивалях.

Многие годы работы в дополнительном образовании убедили меня в следующем:

Только счастливый педагог может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья.

Только мудрый педагог может посеять зерна добра в душах своих учеников.

Только творчески саморазвивающийся педагог способен быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих воспитанников.

Я хочу быть педагогом, которого ждут дети, педагогом, способным пробуждать в них творчество.

«До» - дорога без конца!

В педагогике есть начало, но нет конца - мы продолжаемся в наших воспитанниках, в их достижениях, творческих успехах. Кто-то свернет на другую дорогу, а кто - то, возможно, станет педагогом и поведет дорогой творчества уже других детей. А это значит, что моя работа останется не напрасной.

Мой путь педагога - это дорога счастливого человека, потому что я живу в гармонии с собой и окружающим миром.

Номинация: Школа Эссе учителя
Название: Эссе педагога дополнительного образования «Моё призвание - педагог»


Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Место работы: МАОУ ДОД Дом детского творчества Октябрьского района
Месторасположение: город Екатеринбург, Свердловская область

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40"

Населённый пункт: г. Магнитогорск

Наименование материала: эссе

Тема: " Я - педагог дополнительного образования"

Описание:

Эссе познакомит вас с моей профессиональной деятельностью с моими педагогическими принципами и убеждениями.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=452

Опубликовано 17.02.2016

Текстовая часть публикации

« Я- педагог дополнительного образования». Много лет назад я не могла предполагать, что когда-то стану педагогам. Но после окончания образовательной школы, не сомневаясь ни минуты в выборе профессии, я решила стать социальным педагогам. Но судьба распорядилась по-иному у меня появилась возможность поработать в сфере дополнительного образования. Многие считают, что эта работа не сложная. Но на самом деле, столкнувшись с этой профессией, считаю, что это не так. Работать и сложно, и интересно. Но, если любишь детей, любишь своё дело, даётся всё легко. Дополнительное образование мне дало возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои педагогические способности. Я постоянно совершенствую свои знания в профессии, повышаю свою профессиональную компетентность. Цель моей работы - передать детям всё лучшее, что я умею, научить их видеть в обычном необычное, научить их видеть красоту в простом, преображать мир вокруг себя. Наша задача – помочь ребёнку развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания, здесь на помощь приходим мы – педагоги дополнительного образования. Оказывается, чтобы быть педагогом дополнительного образования, недостаточно только самой хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать, а в идеале - научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела. На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время занятия и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие вызывают затруднения. Одной из основ обучения школьников является личностно – ориентированная направленность. Я хочу научить детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность. Секрет детской любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка. Работая с детьми, я вижу, как увлеченные любимым делом дети расцветают, как горят их глаза, повышается самооценка и даже успеваемость по основным предметам в школе. Они приходят ко мне на занятия не потому, что у них просто есть свободное время или по настоянию родителей, они, приходят потому, что им это очень нравится. А что может быть лучшей оценкой педагогической деятельности, чем быть интересной своим ученикам. Сенека утверждал: "Уча других, мы учимся сами". Я согласна с его утверждением, так как мне как педагогу дополнительного образования постоянно приходится стремиться все вперед, само реализовываться, работать над ошибками, исправлять их, и сделать образовательный процесс
положительным, эмоциональным, интересным и результативным. А иначе дети не пойдут за тобой. Дополнительное образование - это школа по интересам. И моя задача, как педагога дополнительного образования - заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой. Я педагог дополнительного образования. Я горжусь своей профессией. Это моё призвание!

Эссе «Я педагог дополнительного образования…»

Нам каждый год встречать и провожать

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать

И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Я преподаю изобразительно искусство…

С детства я точно знала, что стану учителем рисования. Обучаясь в начальных классах, моя учительница увидела во мне творческие задатки и рекомендовала родителям отдать в художественную школу, именно с этого времени начался мой путь к будущей профессии. С девяти лет я начала посещать «художку». Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но мне было очень интересно. Закончив своё обучение, мой преподаватель, Целуевская Елена Валентиновна, помогла организовать мне мою первую персональную выставку творческих работ «Стильные штучки», в выставочном зале городской газеты. Это и был первый толчок к моему развитию. Затем я училась в различных художественных студиях, набиралась творческого опыта и мастерства. Следующим шагом стало поступление в педагогический университет по специальности изобразительное искусство.

Я очень горжусь своими преподавателями. Благодаря их помощи я поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством, но не просто заниматься творчеством, а учить этому других, сделать уроки изобразительного искусства незабываемыми для каждого ученика.

Каким же должен быть современный учитель? Нельзя не вспомнить строки из стихотворения А.А.Жигайлова «Современный учитель»:

Современный учитель – он как Прометей-

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими.

Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко:

“Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Главный принцип в работе учителя для себя я определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда, но подавать положительный пример не так уж легко. Иногда ведь приходится в какой-то мере переделывать и себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. У каждого из нас есть недостатки, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках.

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь, его ты вместе с учениками, которых учишь, и которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.

Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем? Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»

Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя, раскрыть и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методиками и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке – одна из моих задач.

Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Для работы можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или один из вариантов задания. Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники, видео, фото, компьютерной графики. Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.

Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских задач, арт-терапии. Я стараюсь прививать любовь к творчеству, развивать проектную деятельность: «Новая жизнь старых вещей», «Я не художник, я только учусь», «Батик», «Блеск цветных стёкол. Витраж», «Секреты глины», «Дизайн школьной формы» и др., организовывать совместный досуг и массовые мероприятия. В настоящее время я работаю над созданием выставки «Угранские пейзажи».

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Мой день плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. И что самое приятное, у меня столько всего еще впереди!

Мы постоянно на передовой,

На самом стыке будущего с прошлым,

Добра со злом, возвышенного – с пошлым,

А завтра снова предстоит незримый бой:

Очередной опасный марш-бросок

Под бомбами невежества и лени,

На мыс любви, добра и вдохновенья-

От бездн отчаянья на волосок…

Учителя – герои наших дней,

Бойцы могучей Армии Спасенья!

Участники великого сраженья

За наших подрастающих детей.