Кот ученый - Образовательный портал

Основная религия вьетнама. Молодая вьетнамская религия — каодай (каодаизм). Каодай: название и заповеди новой религии

Государственной религии во Вьетнаме нет. Однако коммунистическая партия не запрещает вероисповедания и официально существует восемь религий разрешенных на территории страны, при этом ни одна из религиозных общим не должна распространять идеологию и мысли противоречащие курсу партии и правительства.

  • Tam Giao
  • буддизм Махаяны
  • буддизм Тхеравады
  • католицизм
  • протестантизм
  • Хоа Хао
  • Као Дай
  • Ислам

Большинство туристов заблуждаются, что во Вьетнаме все буддисты, согласно официальным данным 81% атеисты. Однако данная статистика собиралась организацией Pew Research Center, которая не нашла ничего более умного, как определить «вьетнамский культ предков», как атеизм. По другим сведениям таковых 45%. Однако, мне не знаком ни один вьетнамец, который бы не исповедовал в той или иной степени «культ предков».

Если коротко то «культ предков» во Вьетнаме, это смесь буддизма Махаяны и древних традиций который передаются из поколения в поколение больше трех тысяч лет. Смысл его заключается в том, что часть ритуалов взято из буддизма и в каждом доме есть свой алтарь, где выставлены фотографии или таблички с именами всех предков. Вьетнамцы верят, что духи семьи оберегают их и являются их хранителями, и если разгневать их или совершить плохой поступок, который повлечет тень позора на всю семью и предков, духи могут разгневаться и отомстить. Также считается, что пока о предках помнят, разговаривают с ними и приносят им дары, сжигая палочки благовоний и всевозможные подарки из бумаги (начиная от домов, заканчивая бумажными деньгами) духи живут в другом мире в достатке. Как только род прерывается и о них забывают, они уходят в небытие.

При этом даже в годы войны с США солдаты Северного Вьетнама несмотря на партийный билет в кармане, не успев вырыть окоп, находили какую ни будь доску, чтобы организовать алтарь предков в своём временном жилище.

В целом в «культе предков» прослеживается так называемая Тройная религия ( Tam Giao ).

Это конфуцианство, даосизм и буддизм взятые из китайской философии. Эти учения так сильно переплелись друг с другом, а также с коренными вьетнамскими убеждений, что создали новую религию которую и исповедует большинство вьетнамцев.

Идея следованию более чем одному верованию сразу может показаться парадоксальным, однако для большинства вьетнамцев, а также камбоджийцев нет внутренних противоречий в приношении даров Будде и предкам в зависимости от случая.

Согласно не официальным данным около 85% вьетнамцев регулярно посещают буддистские пагоды.

Конфуцианство

Конфуцианство является более религиозной и социальной философии, чем религией в общепринятом смысле этого слова. Она не имеет ни церкви, ни духовенства, и никакого аналогов Библии, Корана или Талмуда. Она выступает, как кодекс социального поведения, что человек должен наблюдать за тем, чтобы жить в гармонии с обществом и обрести счастье в своей личной жизни.

Конфуцианство было введено во Вьетнаме еще в первом веке нашей эры, во время китайского господства.

Следует отметить, что вьетнамский народ не следуют многие из конфуцианских принципов. В качестве примера, согласно Конфуция, «когда умирает отец, мать должна подчиняться детям», во Вьетнаме никогда не практиковалось. Овдовевшую мать всегда уважали и слушались все дети.

Даосизм


Другая религия, которая имеет глубокий отпечаток на образ жизни вьетнамцев является даосизм. Лао-Цзы (600-500 г. до н. э.), основатель даосизма, отстаивал философию гармонии между человеком и человеком, а также между человеком и природой. Для того, чтобы достичь этого состояния гармонии, все формы конфронтации следует исключить. Необходимо соблюдать достоинства простоты, терпения и уверенности в довольстве. Разум и знание не может привести человека к правильному пути (Дао), который может быть достигнут только путем внутреннего созерцания и спокойной медитации. В сущности, даосизм является религиозной философией. Тем не менее, последователи Лао-Цзы превратили его в религию с церковью и духовенством, участвующих в общении с божествами, духами мертвых. Даосские священнослужители утверждали, что они могли бы вылечить болезнь, облегчить несчастье, и предсказывать будущее.

Даосизм был введен во Вьетнам во время китайского периода господства. К тому времени Вьетнам извлеченного свою независимость, она стала одним из основных религиозных конфессий вьетнамского народа. В годы правления короля Ly Nhan Ton (1072-1127), для должностных лиц был введен экзамен состоявший из эссе о «трех религиях». В последующих династиях, даосизм стал источником вдохновения для поэтов и писателей. С окончанием династии Тран во Вьетнаме, даосизм стал обращаться к мистицизму и многобожию. Именно этот мистический аспект даосизма, который пришелся по душе простому народу Вьетнама

Буддизм


Есть две точки зрения относительно времени прихода данной религии на территорию Вьетнама. Согласно первой версии буддизм пришел во Вьетнаме из Индии в III - II до н.э. Вторая версия, что его принесли во I - II веке нашей эры из Китая. Точно известно, что к концу второго века, Вьетнам превратился в крупный центр буддизма Махаяны, причем большая часть его влияния в течение следующих 18 столетий исходила от китайских направлений.

Между тем, буддизм тхеравады (более тесно связанный с индийскими традициями) утвердился в южной части страны до 17-го века являющейся территорий кхмерского королевства.

При династии Ли (1010-1214) становится государственной религией. Несколько царей Вьетнама отрекаются от трона и уходят в монахи. Буддийские монахи служили в качестве советников царю в суде. С династии Чан (1225-1440), буддизм утратил статус государственной религии, но тем не менее, остается доминирующей религией во Вьетнаме.

С 1954 до 1975 года, когда Вьетнам был разделен на север и юг, президент Нго Динь Зьем (христианин-католик) ввел определенные правила поощряющие католицизм и ущемляющие права буддийского большинства. Это вызвало массовые протесты, цепь исторических событий тех лет назвали "Буддийский кризис". Кризис завершился знаменитый самосожжения монах Тич (Тхить) Кванг Дюка на улицах Сайгона в 1963 году, после чего президент потерял поддержку со стороны американцев и был убит.

Сегодня Буддизм Махаяны остается доминирующей мировой религией на территории Вьетнама, насчитывается более 14 тысяч храмов и пагод. Больше 40000 вьетнамцев монахи и пытаются достичь нирваны в монастырях.

Душа не погибает в момент смерти, но перевоплощается в другое существование, и это идет дальше и дальше. Целью буддийского является освободиться от круга перерождений и достичь нирваны, которая является состоянием полного искупления и высшего счастья. Теоретически, любой человек может стать Буддой

Хоа Хао


Еще одна необычная ветвь буддизма, которая была основана в 1939 году человеком по имени Хюинь Фу Шо из деревни в дельте реки Меконг южного Вьетнама. Загадочная фигура, которого прозвали «безумный монах». Согласно его учению его посетило озарение. В основе данной религии лежат вьетнамские традиции в почитании предков, родителей, родины, «трёх сокровищ» (Будды, дхармы, сангхи). Основные последователи данной религии живут на Юге страны. Судьба основателя закончилась печально он был убит радикальными коммунистами.

Христианство

Из христианских церквей во Вьетнаме наиболее распространён католицизм, начало его существования положили португальские католические миссионеры в 16-ом веке. Это влияние было поддержано во время французского колониального господства, и последующими иезуитскими миссионерами. Католическая церковь получила дальнейшее развитие в 18-м веке, когда миссионер Пьер Жозе́ф Жорж Пиньо́ стал близким другом и советником императора Зя Лонга.

До 1911 года протестантская вера не пользовалась популярностью во Вьетнам. Ситуацию немного изменил канадский миссионер Robert Alexander Jaffray.

Современный Вьетнам насчитывает около 70 тысяч протестантов и около 5,5 миллионов католиков.

Као Дай

Одна из самых необычных религий на территории Вьетнама. Созданная в 1926 году в Южном Вьетнаме в городе Тэйнинь основателем Нго Ван Тьеу и Ле Ван Чунг именно к ним в процессе спиритизма явился единый Бог, который представился, как «Као Дай» в процессе спиритического сеанса.

Главная идея религии заключается в объединении всех наиболее крупных мировых религий в одну, т.е. христианства, конфуцианства, буддизма, даосизма и мусульманства.

Заповеди соответственно аналогичные: не убивай, не воруй, не лги, постись (вегетарианство рекомендуется), не употребляй алкоголь, почитай старших и предков.


Во главе всего стоит единый Бог, который изображается как глаз в треугольнике с уходящими от него лучами (согласно откровению основателей, это левый глаз всеобщего Бога), как масонский символ на долларе США.

Флаг религии трех цветов красного, синего и желтого. Эти же цвета используются в ритуальных одеждах, что символизирует три религии: красный - католичество, желтый - буддизм, синий - даосизм. Белый цвет одеяний символизирует собственно каодай.

Среди святых данной религии такие люди, как: Иисус Христос, Мухаммед, Моисей, Жанна Д"Арк, Уильям Шекспир, Владимир Ленин, Луи Пастер, Уинстон Черчиль, Лев Толстой, Виктор Гюго.

Список святых, часто пополняется такими именами, как бывший президент РСФСР Михаил Горбачев.

Простым последователям запрещено проводить спиритические сеансы для связи с главным Богом, для этого есть 12 специальных жрецов.

Согласно иерархии религии в нее входят (по мере увеличения значимости): миряне, храмовники, диаконы «лесань», священники - «зятохыу», епископы – «зяосы» в количестве 72 человек, 36 Архиепископов – «фойсы», 3 кардинала – «даусы», 3 кардинала-цензора – «чыонгфап», патриарх - «зяотонг» и «хофап» - хранитель учения (по русски «папа римский».

Количество последователей только во Вьетнаме насчитывается более 5 миллионов человек, во всём мире больше 12. В настоящий момент религия претендует на мировое господство в связи, с чем ведёт активную пропаганду, однако за пределы стран Азии выбрать пока не получается.

В годы французского колониального господства у данной религии благодаря сотрудничеству с властями даже была своя маленькая армия. Однако после изгнания французов, за это пришлось серьезно поплатиться. Часть духовных лидеров было казнено, а репрессии религии продолжались до 1985 года.


Ислам


Последователей данной религии в этой стране совсем мало около 3 тысяч человек. Единственная мечеть Джами уль-Анвар находится в 8 районе города Хо Ши Мин, основными ее посетителями являются выходцы из Малазии и остатки народностей Чамов, которые потеряв свои корни и древние традиции обратились в современную религию.

Жители говорят, что в Хо Ши Мине, есть 16 мечетей не в качестве отдельно стоящих зданий (т.е. вы не увидите минаретов, скорее всего в частных владениях) В 2006 г. на средства ОАЭ и Красного полумесяца мечеть была реконструирована.

Религиозная терпимость

Одной из важных особенностей религиозного отношения вьетнамцев это большая терпимость. На территории этой страны никогда не было религиозного фанатизма или религиозной войны. Преследование католиков было отмечено только однажды при правлении Ты-Дыка. Это было следствием того что миссионеров посылали на территорию королевства в качестве шпионов для иностранных держав.

В ХХ веке при сохранении у вьетов и других народов традиционных верований и комплекса "трех религий" с преобладанием буддизма, а также развитии различных течений христианства (после 1954 г. во Вьетнаме происходило достаточно активное распространение протестантства) был отмечен отход от религиозной жизни значительной части населения. Характерной особенностью данного периода стало формирование и распространение в южном Вьетнаме "новых" вьетнамских религий - каодаизма, хоахао.

Народы, населяющие горные и труднодоступные районы Вьетнама, за исключением обращенных в христианство, в своей основной массе продолжали сохранять традиционные формы верований. Для вьетнамских кхмеров, как и в прежние века, характерно поддержание традиций буддизма хинаяны; для различных конфессиональных групп тямов - индуизма, ортодоксального ислама и ислама-бани; а для этнической общности хоа - поддержание традиционных верований, являющихся интегрирующим фактором для различных этнических групп и одним из факторов обособления хоа от других народов Вьетнама.

Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн. человек (что составляет около трети населения страны).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках - это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах.

Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии последующих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

Вьетнамские христиане по совокупности многих признаков (отличительные особенности культуры и самосознания, обусловленные религией, тенденции к заключению внутригрупповых браков и компактному расселению) представляют собой особую этноконфессиональную общность. В рамках этой общности выделяются 2 этноконфессиональные группы: вьеты-католики (около 5 млн. человек, согласно официальной статистике) и вьеты-протестанты (около 300 тыс. человек, представляющих 10 различных протестантских течений и организаций).

Каодаизм представляет собой эклектическое соединение традиционных дальневосточных религий и культов, а также христианских традиций с элементами спиритизма и верой в высшее божество, именуемое Као Дай, символом которого является заключенное в треугольник "всевидящее око".

В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть - ислама.

Степень интенсивности религиозной жизни населения во Вьетнаме может считаться достаточно высокой, особенно у последователей христианства, каодаистов, буддистов-кхмеров и тямов - ортодоксальных мусульман.

При этом религиозная жизнь на Юге Вьетнама отличается гораздо более высокой степенью активности и разнообразием по сравнению с Северным Вьетнамом.

Подавляющая часть населения Вьетнама, как и в предшествующие исторические эпохи, отличается веротерпимостью и готовностью к религиозному компромиссу

Официально Социалистическая республика Вьетнам гарантирует свободу вероисповедания (ст. 24 Конституции).

Согласно результатам переписи 2004 года, 81 процент населения нерелигиозен, однако эти цифры могут быть фальсифицированы под влиянием государства, и в реальности количество атеистов может оказаться гораздо меньше; кроме того, среди людей, указавших, что не имеют религии, может оказаться множество практикующих традиционные религиозные верования, к примеру, культ предков.

Первые религии, попавшие во Вьетнам, - буддизм махаяны, конфуцианство и даосизм; их называют три религии (tam giáo).

Согласно «Pew», большинство вьетнамцев практикуют традиционные религии, поклоняясь духам, богам и богине-матери (45.3%), с 1980-х годов народные верования набрали популярность.

Petr Ruzicka , CC BY 2.0

Буддизм - вторая по популярности религия в стране, её исповедуют 16,4% вьетнамцев, около 8% - христиане, в основном, католики, около 30% нерелигиозны. Меньшинства исповедуют индуизм, ислам, протестантизм, хоахао, каодай.

Общие сведения

Несмотря на то, что в переписи 1999 года большинство вьетнамцев назвались неверующими, разнообразные верования и культы неразрывно вплетены в повседневную жизнь страны.

Одна из наиболее широко распространённых практик - культ предков, общий с китайской и другими азиатскими культурами.

Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются разнообразные обряды, примером которых может служить годовщина смерти, у них испрашивают совета при необходимости.

Вера в призраков широко распространена, считается, что, если не совершать ритуалы, то дух предка превратится в голодного духа (ma đói).

Опрос 2002 года, проведённый Pew Research Center, показал, что для 24% населения Вьетнама религия «очень важна».

История

Самые ранние виды религии во Вьетнаме - анимистические и тотемные культы.

Орнаменты на донгшонских барабанах имели церемониальное и, вероятно, религиозное значение, они содержат изображения птиц, что позволяет предположить наличие культа птиц у древних вьетов.

Другой часто встречающийся в раннем искусстве символ - дракон; вьеты почитали короля-дракона Лак Лонг Куана, который, по легенде, является отцом всех вьетов. Бог-золотая черепаха Ким Куи является царям из озера Хоанкьем в трудные времена (самый известный случай - появление перед Ле Лоем, когда он взял у бога меч Тхуантхьен.

Животные, горы, реки и другие элементы природы считались одушевлёнными защитниками людей, которые поклонялись им.

После того, как вьеты встретились с китайцами, заимствованные «три учения» встроились в этическую и моральную систему общества, обогатив традиционные религиозные верования и придав им новые грани.

В социалистической республике Вьетнам сегодня нет единой государственной религии. На законодательном уровне там закреплено право граждан на свободу вероисповедания. Но все же, во что на самом деле верят вьетнамцы?

Первые веяния буддизма

Уже во 2 веке нашей эры на территорию вьетнамского государства пришло верование буддизм. Гуманное и доброе направление Махаяна. Эта ветвь буддизма была распространена на севере страны. В других частях Вьетнама того времени можно было встретить последователей Тхеравада. Данное ответвление буддизма считается ортодоксальным. Сегодня на территориях страны последователей Тхеравада называют кхмеры.

Но буддизм не стал основной религией Вьетнама. Главная статуя Будды присутствует лишь в Нячанге возле пагоды Лонгшон. Повсеместно символы буддизма во Вьетнаме не встретишь.

Индуизм и его проявления

Из Индии ветер перемен принес на вьетнамские территории индуизм. Красивые храмы были возведены в период Чамского государства. Затем популярность индуизма утихла. Остались лишь действующие церкви, например, храм Мишон в центральной части Вьетнама.

Насаждение конфуцианства

С 14 по 19 век Вьетнам находился под диктатом Китая. Тогда-то китайцы и начали обращать в конфуцианство всех знатных вельмож и чиновников.

В этот период конфуцианство стало доминирующей религией знати и среднего класса. При этом в страну была привнесена и китайская письменность. Но простые люди продолжали исповедовать буддизм и культ предков.

Вьетнам и христианство

В 16 веке французские миссионеры привезли с собой во Вьетнам христианство. Тогда же началось строительство католических храмов. Позже в страну приехали протестантские миссионеры.

Католическое рождество на вьетнамских землях празднуют и в наше время. Некоторые вьетнамцы по-прежнему считают себя католиками и носят кресты.

Вьетнамцы и ислам

После ослабления Чамского государства арабы, занимающиеся торговлей, привезли в страну свою религию ислам. Принимать исламские верования вьетнамцы начали еще в 17 веке. Последователи ислама жили обособленно, поэтому религия не получила большого распространения.

Традиционный культ предков

Предков почитают не только во Вьетнаме, но и во многих других азиатских странах. Практически все вьетнамцы верят в духов собственных предков, молятся им, делают подношения.

Скорее всего, культ предков здесь можно назвать истинным и самым распространенным народным верованием. Вьетнамец может быть христианином, но он никогда не откажется от почитания своих почивших родственников.

Накануне праздника Тэт под открытым небом для предков накрываются столы с угощением. Когда лунный год подходит к концу, вьетнамцы отправляются на кладбища, чтобы убраться на могилах родственников. Еще они очищают домашние алтари, приводят в порядок портреты предков, просят их благословения.

В течение года на каждый второй и пятнадцатый лунный день ежемесячно для предков накрываются все те же столы. Там можно увидеть не только кушанья, но и спиртное, а также раскуренные сигареты для каждого предка.

Вьетнамцы убеждены, что после смерти души почивших спускаются в ад. Но существуют дни, когда их оттуда выпускают. Именно в эти дни нужно обязательно успеть передать им еду, деньги и одежду, чтобы они также смогли получить вкус земных удовольствий, как и их живые потомки.

Каждое значимое дело вьетнамец начинает с того, что просит благословение у своего рода. Например, хочет торговец открыть свою лавку, для этого он выставляет за порог заведения железный таз, зажигает благовония, а затем сжигает в тазу специальные деньги. Считается, что поделившись с предками, торговец получит во много раз больше в реальной жизни.

Као Дай и его смысл

В свое время Вьетнам пережил настоящее нашествие различных религий. При таком изобилии родилось верование, в котором соединены многие черты от разных религиозных течений. Это течение именуют Као Дай. Его последователей совсем немного – всего около 3-х миллионов. Данная религия против насилия, ее смысл заключен в достижении единства Бога и человека, а главным символом является высокая башня.

Сегодня многие вьетнамцы называют себя атеистами, но эта информация не точная, так как во времена активного развития коммунизма запрещались любые верования. Поэтому религии Вьетнама до сих пор имеют немного скрытый характер и явно не афишируются их последователями.

Купить горящие туры во Вьетнам означает получить шанс за небольшую стоимость увидеть прекрасную страну с богатой историей, культурой, религией.

Вьетнам - страна в юго-восточной части Азии. Ее соседи - Китай на севере, Лаос и Камбоджа на западе, а на востоке ее омывает Южно-Китайское море.

Практически все население сконцентрировано в дельтах рек двух крупнейших рек Вьетнама - Меконг и Красной реки. Хотя на протяжении многих веков страна была под иностранным господством (сначала был китайский суверенитет, а в эпоху колонизации - французский), ныне ее народ этой полностью независим, имеет собственное правительство во главе с премьер-министром и говорит на вьетнамском.

Культура и традиции Вьетнама характеризуется индивидуальным, уникальным характером.

Буддизм и другие религии Вьетнама

Верования вьетнамцев представляют собой сложную комбинацию многих религий и философских систем этики:

  • буддизм (религия, которую исповедует подавляющее большинство вьетнамцев),
  • конфуцианство,
  • католицизм,
  • даосизм,
  • протестантизм,
  • каодаизм.
  • ислам,
  • народные верования.

Буддизм пришел во Вьетнам из Китая и Индии, хотя более популярна китайская версия Махаяны (Великой Колесницы). В ней говорится, что Гаутама Будда, индийский принц, который создал буддизм, был лишь одним из многих "просвещенный", кто познал божественную силу Вселенной.

Конфуцианство, как и буддизм представляет собой систему философии и этики, прибывших из Китая.

Очень важен в стране также культ предков, который поддерживают староверы.

Особо интересна религия, которая была создана во Вьетнаме в 1926 году - каодаизм. Она сочетает в себе элементы буддизма, даосизма, конфуцианства, христианства, иудаизма, ислама, спиритизма, джайнизма и брахманизма. Каодаисты верят в Бога Као Дай, их пантеон святых включает Виктора Гюго, Сунь Ят-сена, Марию Склодовская-Кюри, Декарта, Юлия Цезаря и Чарли Чаплина. Каодаисты верят, что «душа Вселенной» была воплощена в теле этих выдающихся личностей.

Не смотря на такое разнообразие религий, согласно статистическим данным, почти 85% населения Вьетнама - атеисты.