1. суффикс Формообразовательная единица, которая образует имена существительные женского рода со значением уменьшительности, обычно сопровождающейся экспрессией ласкательности (вазочка, дурочка, звёздочка, …
Суффиксы, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к …
суффикс Формообразовательная единица, образующая имена существительные среднего рода с уменьшительно-ласкательным или только с ласкательным значением (времечко, семечко, темечко и …
1. суффикс Формообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном женского рода с уменьшительно-ласкательным значением (дощечка). 2. суффикс см. -очк-(а) …
суффикс Формообразовательная единица, образующая имена существительные среднего рода с уменьшительно-ласкательным или только с ласкательным значением (времечко, семечко, темечко и …
I суффикс Формообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном женского рода с уменьшительно-ласкательным значением (дощечка). II суффикс; - -очк-(а) …
суффикс Формообразовательная единица, образующая имена существительные среднего рода с уменьшительно-ласкательным или только с ласкательным значением (вр"емечко, с"емечко, т"емечко и …
I суффикс Формообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном женского рода с уменьшительно-ласкательным значением (дощ"ечка) . II суффикс см. …
Яшечкин. Отчество в форме притяжательных прилагательных, выражающих принадлежность конкретному лицу: чей сын? — Яшенькин, Яшечкин (образование с ласкательными суффиксами -еньк(а), …
Отчество от ласкательной или иронической формы от церковного имени Фома (др.-греч. thomas — “близнец”). Фамилия записана в Белевском уезде Тульской …
дам, дашь, прош. дал, дал"а, д"ало и дал"о, сов. ; дав"ать, нсв. 1) (что, чего кому/чему) Протянуть что-л. …
оч`очко, -а, мн. -и, -ов (от …
оч`очки, -ов и -чек (от …
очк`ур, …
очков`аться, …
очков`ать, очк`ую, …
очк`ованный; кр. ф. -ан, …
очк`о, -`а, мн. -`и, …
очк`и, …
очк`арь, …
очк`арик, …
очочко, -а, мн. -и, -ов (от …
очочки, -ов и -чек (от …
очкур, …
Даны русские уменьшительные имена, образованные от имен I склонения с помощью суффиксов -очк- /-ечк- и -оньк- /-еньк- . Рядом с каждым именем указано, в скольких текстах, входящих в состав Национального корпуса русского языка , оно встретилось:
Алла | Аллочка - 53 | Аллонька - 1 |
Аня | Анечка - 122 | Аненька - 2 |
Валя | Валечка - 68 | Валенька - 10 |
Вася | Васечка - 9 | Васенька - 145 |
Володя | Володечка - 20 | Володенька - 48 |
Глаша | Глашечка - 1 | Глашенька - 16 |
Дима | Димочка - 24 | Димонька - 0 |
Клава | Клавочка - 23 | Клавонька - 0 |
Коля | Колечка - 23 | Коленька - 85 |
Надя | Надечка - 7 | Наденька - 129 |
Петя | Петечка - 16 | Петенька - 89 |
Саша | Сашечка - 7 | Сашенька - 199 |
Света | Светочка - 45 | Светонька - 0 |
Сеня | Сенечка - 21 | Сененька - 0 |
Сережа | Сережечка - 8 | Сереженька - 87 |
Таня | Танечка - 146 | Таненька - 0 |
Толя | Толечка - 22 | Толенька - 8 |
Юля | Юлечка - 23 | Юленька - 37 |
Задача
Задание 1. Опишите закономерности, определяющие, какие имена охотнее присоединяют суффик -очк- /-ечк- , а какие - суффикс -оньк- /-еньк- . Для каких имен нельзя с уверенностью предсказать, какой суффикс окажется частотнее?
Задание 2 . Даны пары уменьшительных имен:
Витечка ~ Витенька
Лидочка ~ Лидонька
Любочка ~ Любонька
Олечка ~ Оленька
Сонечка ~ Соненька
Яшечка ~ Яшенька
Для каждой из этих пар предположите, какое имя чаще встречается в Национальном корпусе русского языка.
Примечание . Статистические данные приводятся по состоянию на 03.03.2012.
Подсказка
Обратите внимание на то, какой согласный стоит последним в основе имени.
Решение
Разделим имена на две группы в зависимости от того, какой вариант у них частотнее: с суффиксом -очк- /-ечк- или с суффиксом -оньк -/-еньк -
-очк- /-ечк- : Алла , Аня , Валя , Дима , Клава , Света , Сеня , Таня , Толя
-оньк -/-еньк -: Вася , Володя , Глаша , Коля , Надя , Петя , Саша , Серёжа , Юля
Можно предположить, что то, какой суффикс оказывается более частотным, зависит от конечного согласного основы, и получить ответ на задание 1 :
Для имён, основа которых оканчивается на мягкий л’ , правила установить не удаётся: Валя и Толя относятся в одну группу, Коля и Юля - в другую.
Задание 2. Применяя правила, описанные в задании 1, получаем:
Витечка < Витенька , Лидочка > Лидонька , Любочка > Любонька , Сонечка > Соненька , Яшечка < Яшенька .
Сделать надёжное предсказание для пары Олечка ~ Оленька невозможно.
Все эти предсказания подтвердятся, если проверить ответы по Национальному корпусу русского языка . Кроме того, окажется, что Оленька частотнее, чем Олечка :
Послесловие
Решив эту задачу, мы совершили небольшое лингвистическое исследование, которое было бы нелегко реализовать в докомпьютерную эпоху. Конечно, для имён на мягкий н’ (Сеня и т. п.) мы и без всяких подсчётов могли бы предположить, что Сенечка употребляется часто, а Сененька - нет, но для многих других имён (например, для имён на мягкие согласные кроме н’ : Вася и т. п.) сделать это было бы затруднительно.
Для того, чтобы иметь возможность оценивать язык не только на основании собственной интуиции, лингвисты и создают корпуса текстов. Корпус - это большое и представительное собрание текстов на том или ином языке (или языках), желательно - снабжённое лингвистической разметкой. Самый большой и популярный такой ресурс для русского языка - это Национальный корпус русского языка (НКРЯ). Он содержит множество самых разных текстов, письменных и устных.
Поисковые запросы к НКРЯ могут быть очень разными. Самый простой вариант - это искать точные формы слов. Например, поочерёдно введя на странице поиска НКРЯ запросы выздоровею и выздоровлю , можно посмотреть, какая из этих форм употребляется чаще (выздоровею - 40 раз, выздоровлю - 33 раза), а также попытаться понять, есть ли какие-то различия в употреблении этих форм. Такой подход, принятый в современной лингвистике, противоречит традиционному представлению о лингвистах как о людях, которые лишь устанавливают норму. В словарях варианту выздоровею отдаётся предпочтение (выздоровлю объявляется неправильным или в лучшем случае разговорным), но описать, какие варианты реально употребляются, на самом деле гораздо важнее, чем навязывать говорящим искусственные нормы.
Поскольку в НКРЯ для каждого слова определены начальная форма и грамматические характеристики, можно задавать и более сложные поисковые запросы. Например, в русском языке в количественных сочетаниях с числительными два , три , четыре , полтора и словами женского рода есть две конкурирующие конструкции: две новых тетради и две новые тетради . Чтобы узнать, какой падеж прилагательного чаще употребляется с числительным две , зададим в лексико-грамматическом поиске запрос из двух слов: слово два в именительном падеже женского рода и любое прилагательное в именительном или, соответственно, родительном падеже множественного числа. Мы получим 9209 примеров на именительный падеж прилагательного и 1265 примеров на родительный падеж. После этого их можно проанализировать и попытаться найти какие-то правила употребления этих конструкций, неочевидные на первый взгляд.
Конечно, часть функций корпусов могут выполнять поисковые системы. По сути, базы Яндекса или Google - это и есть очень большие корпуса, намного превышающие по объёму и НКРЯ, и любой другой существующий корпус. Но, во-первых, эти базы лишены лингвистической разметки (нельзя попросить Яндекс искать прилагательные в родительном падеже множественного числа), во-вторых, в силу целого ряда технических причин к статистике поисковых систем надо относиться с большой осторожностью (см., например, Kilgarriff 2007). Стоит признать, впрочем, что и при использовании корпусов возникает немало проблем (см. Беликов 2011).
Возвращаясь к материалу задачи, отметим, что корпус - не единственно возможный источник сведений о частотности уменьшительный имён. Похожие результаты можно получить, введя те же имена в поиск
Русский язык является очень богатым и образным. Чтобы придать словам тот или иной оттенок, существует множество способов. Один из них - словообразовательный. То есть при помощи добавления тех или иных морфем значение слова может заиграть новыми красками. Части слова могут придавать ему уменьшительно-ласкательную окраску, вносить уничижительно-пренебрежительный и фамильярный оттенок, указывать на отвлеченность или абстрактность, отражать субъективную оценку, показывать принадлежность к той или иной группе, усиливать интенсивность и многое другое.
Что такое суффикс?
Суффикс представляет собой часть слова (морфему), которая находится в слове после корня. Суффикс может входить в состав разных частей речи.
Так, характерными для имен существительных являются суффиксы: -ечк-, -ичк-, -очк-, -ашк-, -ишк-, -ек-, -ик-, -ок-, -чик-, -еньк-, -оньк-, -ин-, -ищ-, -к-, -енк-, -инк-, -онк-, -ец-, -иц- и др. Примеры употребления в словах: дощечка, пуговичка, вазочка, мордашка, зайчишка, горшочек, слоник, десяток, перевозчик, кисонька, доченька, домина, домище, бусинка, сосенка, паутинка, распашонка, белогвардеец, бессмыслица и др.
К суффиксам имен прилагательных относятся: -ел-, -ан-, -аст-, -ев-, -ов-, -енн-, -ив-, -ин-, -ист-, -чив-, -еньк-, -оньк-, -лив- и др. Приведем ряд примеров: загорелый, кожаный, очкастый, бежевый, ежовый, утренний, красивый, лебединый, золотистый, находчивый, голубенький, глубоконький, счастливый и др.
Для глаголов характерны такие суффиксы, как -а-, -е-, -и-, -ова-, -ева-, -ива-, -л-, -и-, -ите-, -ну-, -ствова- и др. Например: бежать, темнеть, пилить, рисовать, танцевать, выгуливать, хотел, пиши, смотрите, ахнуть, безмолствовать и др.
Наречиям свойственны следующие суффиксы: -а-, -о-, -е-, -и-, -учи-, -жды-, -то-, -либо-, -нибудь- и др. Приведем несколько примеров: снова, хорошо, умоляюще, дружески, крадучись, однажды, где-то, кто-либо, когда-нибудь и др.
В причастиях используются суффиксы -ащ-, -ущ-, -вш-, -енн-, -нн- и др. Можно привести следующие примеры: кричащий, пишущий, коловший, обиженный, прочитанный и др.
Деепричастиям характерны суффиксы -а-, -я-, -в-, и др. Например: стуча, рисуя, записав и др.
Итак, из вышеприведенных примеров видно, что суффикс служит для образования новых слов. Рассмотрим подробнее способы словообразования, где принимает участие такая морфема, как суффикс.
Суффиксальный способ
В данном способе подразумевается то, что к основе необходимо добавить суффикс. Рассмотрим примеры с добавлением суффиксов -ичк-, -ечк- и других. Вода - водичка, лиса - лисичка, книга - книжечка (в данном примере в корне происходит чередование букв «г» и «ж»), слово - словечко, писать - писатель, мечтать - мечтатель, белый - беленький, дерево - деревянный, гордый - гордость, безжалостный - безжалостно, предупреждать - предупреждение и т. п.
Приставочно-суффиксальный способ
Для применения данного способа к основе требуется присоединить как приставку, так и суффикс. Приведем несколько примеров: избежать - неизбежный, дорога - придорожный (в данном примере мы также наблюдаем чередование букв «г» и «ж» в корне), одеяло - пододеяльник, слепой - подслеповатый, работа - безработный, город - пригородный, свеча - подсвечник и т. п.
Суффикс -ечк-. Правило
В словообразовании принимает участие множество морфем. Остановимся подробнее на суффиксе -ечк- и рассмотрим особенности его употребления. Данная морфема слову придает уменьшительно-ласкательное значение (сравните, ложка - ложечка, лейка - леечка, гайка - гаечка, семя - семечко и др.). Применяется этот суффикс в ряде случаев.
А именно, для образования имени существительного женского рода и среднего, при условии что во множественном числе и родительном падеже присутствует суффикс -ек-, где буква «е» - беглая. Разберем на примере. Слово нянька в родительном падеже множественного числа имеет форму нянек (суффикс -ек-, звук «е» является беглым). Соответственно, можно образовать слово с суффиксом -ечк- - нянечка . Или другой пример: слово книжка . Ставим в форму родительного падежа множественного числа, получаем: книжек (также присутствует суффикс -ек-, звук «е» является беглым). Следовательно, можно образовать форму книжечка .
Также суффикс -ечк- используется для создания уменьшительно-ласкательных форм имен. Например, Ваня - Ванечка, Федя - Федечка, Коля - Колечка, Соня - Сонечка, Лиля - Лилечка, Оля - Олечка, Таня - Танечка, Рая - Раечка и др.
Кроме вышесказанного, суффикс -ечк- ставится в именах существительных среднего рода, образовывающихся от имени существительного, оканчивающегося на -мя. В качестве примеров можно привести следующее: темя - темечко, время - времечко, имя - имечко и др.
Суффикс -ечк- и другие. Сопоставление
Сравним употребление похожих морфем. Для начала остановимся на суффиксах -ичк-, -ечк-. Употребление -ечк- было подробно описано выше. Что касается суффикса -ичк-, то он употребляется в именах существительных женского рода, образующихся от существительных, в состав которых входит суффикс -иц-. Например, синица - синичка, ножницы - ножнички, луковица - луковичка, лестница - лестничка и др.
Далее рассмотрим суффиксы -очк-, -ечк-. После твердых парных согласных ставится буква «о». Букву «е» следует писать в остальных случаях. Например, звездочка, тумбочка, трубочка, цепочка, лопаточка, времечко, нянечка и др.
Примеры употребления слов
Слова, которые имеют уменьшительно-ласкательное значение, очень часто встречаются, особенно в разговорном языке. Ниже мы приведем перечень наиболее распространенных слов, где присутствует суффикс -ечк-.
Книжечка, семечко, ложечка, леечка, имечко, дощечка, уздечка, нянечка, дочечка, дядечка, тетечка, душечка, словечко, времечко, окошечко, блюдечко, ситечко, бумажечка, темечко, букашечка, местечко, утречко, печечка, пичужечка и др.
Теперь вы знаете все тонкости употребления суффикса -ечк-.
Тема занятия: Образование существительных с уменьшительно-
Ласкательными суффиксами –очк, -ечк, -чик.
Цель: - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
Суффиксами -очк, -ечк -ичк;
Развитие чувства ритма, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Упражнение «Кулак-ладонь».
Под удары барабана дети выполняют следующие движения:
Сжать пальцы в кулак, разжимая кулак, класть ладони на стол.
Удары бубна звучат то быстро, то медленно.
- Образование сущетвительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк, -ечк, -чик.
Ну-ка подумайте, мальчики, девочки:
Чем отличается белка от белочки,
Заяц от зайчика,
Палец от пальчика?
Дети отвечают на вопрос стихотворения.
Правильно! Сегодня мы будем говорить о больших и маленьких предметах. Все маленькие предметы нужно называть ласково.
Послушайте одну интересную историю!
В одной волшебной стране жили-были странные человечки. Они были очень-очень маленькие. И всё в этой стране было маленьким. А говорили человечки на странном языке. Всё, что их окружало, они называли ласково, нежно. Они говорили:
Не чашка, а чашечка
Не палка, а палочка
Не ёлка, а ёлочка
Маленькие человечки прислали нам письмо о том, как они живут. Но это не простое письмо, волшебное. Предложения в письме написаны не до конца. Вам самим придётся договаривать предложения ласковыми словами.
- Физминутка.
А) по лексической теме.
Б) Упражнение «Грибной дождь».
Когда логопед говорит: «Дождь» - дети звенят колокольчиками. Когда говорит: «Гром» - громко топают ногами. На слово «Тишина» все смолкают и тихо садятся на свои места.
- Образование существительных с уменьшитель-ласкательными суффиусами –очк, -ечк, -чик.
Логопед читает письмо.
Здравствуйте, деточки! Мы живём в самой прекрасной волшебной стране маленьких человечков. Нас зовут, так же как и вас, только ласково: Танечка, Олечка, Колечка, Леночка, Вовочка.
Рано утром мы просыпаемся, идём умываться. Моем личико, пальчики, плечики . Идём завтракать. У нас есть чашечка, ложечка, тарелочка. А ещё с нами живёт маленькая кошечка, она очень любит пить молочко , а потом ложится на стульчик и спит. После завтрака мы выходим на крылечко и идём гулять. Во дворе у нас живут козочка, овечка и собачка. Собачка очень любит играть с палочкой. А на клумбе у нас растёт красивая розочка. Потом мы идём в лес. Там растёт высокая ёлочка , на её ветках сидит маленькая белочка и ест грибочек.
Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:
1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;
2) Правописание гласных в суффиксах существительных .
Правописание согласных в суффиксах существительных.
1) Суффикс -чик
пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:
Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.
Примечание
. Согласные к, ч, ц,
на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик
чередуются на -т-:
Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.
2) Суффикс -щик
пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:
Сварщик, кольщик, атомщик.
Правописание гласных в суффиксах существительных.
1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?
Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:
Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.
Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :
Замочек - замочка - замочку.
Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!
2) Суффикс -еньк- и -оньк- .
Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш,
то пишется суффикс -еньк-
:
Душа - душенька, заря - зоренька.
Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш,
то пишется суффикс -оньк-
:
Губа - губонька, шуба - шубонька.
Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.
3) Суффиксы -ич- + -к-
получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):
Птица - птичка, пуговица - пуговичка.
Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :
Семечка, Манечка, имечко.
Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!
4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :
горошина - горошинка; машина - машинка.
Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):
Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.
5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:
Письмецо
Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):