Кот ученый - Образовательный портал

Бриджит райли. Оп-арт в живописи и искусстве. Картины оптических иллюзий Бриджит райли

Этот урок выписан из моей тетрадки. Я решила сходить на лекцию по истории искусств (ага, сама решила, меня туда послали, но только тсс), хотя, по идее, уже окончила основной курс обучения. Ну раз рисовать нет времени (завал в художке и экзамены скоро), вот вам немного инфы про иллюзии. ヾ(#⌒_⌒#)ノ

Абстрактная живопись не изображает реальные предметы, но, тем не менее, способна пробуждать в зрителе сильные эмоции. Так, например, абстрактные картины могут воздействовать на наше восприятие пространства, заставляя смеяться, приходить в замешательство или негодовать.

Опираясь на знание законов цвета и оптических иллюзий, художники-абстракционисты создают блистательные по ритму и гармоничные по цвету композиции, но при этом их работы могут совершенно сбить с толку и запутать зрителя (хотя не только эти художники могут сбить с толку…ヘ(。□°)ヘ)

Обман зрения

Зрителю очень полезно изучать абстрактные картины не спеша, обращая особое внимание на цветовые соотношения, формы и узоры. В отрыве от конкретного реалистического образа особенно заметно проявляются возможности цвета. Полученные при этом «созерцании» знания любой художник может использовать в своей работе.

Узор, как и цвет, играет важнейшую роль в работах многих художников-абстракционистов. Если всмотреться в геометрический узор, можно обнаружить, что он создает иллюзию мерцающего движения. Этим феноменом наряду с другими оптическими иллюзиями увлекались такие художники, как Фрэнк Стелла и Бриджит Райли.

Картина Бриджит Райли «Движение в квадратах» (1961). Если внимательно вглядываться в узор,

составленный из контрастных черных и белых квадратах, начинает казаться,

что они действительно находятся в постоянном движении.


Фрэнк Стелла

Цвет и пространство

В 1950-х годах многие американские художники сосредоточились на изучении цвета пространства. Так, Хелен Франкенталер и Морис Льюис писали большие цветовые пятна и при этом полностью отказались от кисти. Краска наносилась на холст из распылителя.

Художники-минималисты пошли еще дальше. На их картинах было всего одно цветовое пятно, и потому невозможно было определить, где у картины низ, а где верх или середина.


Mountains And Sea 1952 Хелен Франкенталер

Saf Dalet - Морис Льюис

Френк Стелла

Американский Художник Френк Стелла был пионером использования в живописи плоских, с резкими границами, геометрический фигур. На его картине «Агбатана» мы видим узор из сцепленных полукружий, помещенных внутри сетки, основанной на квадрате. Интересно, что холст имеет ту же с форму, что и изображенный на нем образ. Контраст между плавно изгибающимися полосами и жесткой квадратной сеткой позволяют художнику надолго приковать внимание зрителя к своей картине.

«Агбатана II»

Firuzabad

Tahkt - I - Sulayman Variation II, 1969


K.97, 2008


Оп-арт

В оп-арте цвет и узор использовались для создания различных оптических иллюзий, и в первую очередь иллюзии движения. Самыми видными представителями оп-арта считаются Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Жозеф Альбер. В своих экспериментах с цветом они, в частности, продемонстрировали, как можно заставить одинаково выглядеть разные цвета и, наоборот, по-разному выглядеть один и тот же цвет.


Бриджит Райли

Бритжит Райли изучала способность цвета генерировать свет и движение и создавать определенное настроение. Она писала длинные, от края к краю полотна, разноцветные полосы. Расположенные таким способом, цвета начинали менять свои свойства, испускать свечение и мерцать.

Искусство Иллюзии

Если сконцентрировать внимание на этом геометрическом узоре, можно обнаружить в нем два совершенно разных образа. Один из них представляет собой вид сверху на пирамиду с квадратной вершиной, а второй -- длинный коридор, ведущий к маленькой квадратной двери. Кроме того, когда смотришь на этот рисунок, он кажется мерцающим.

Вы мо же те са ми поэ ксп ере мен тир ова ть в пои сках гар мон ичн ых и дис гар мо ничн ых соч ета ний или в со зда нии опт иче ски х ил люз ий с пом ощь ю аб стр акт н ых ф и г у р.

Б у г а г а ш е н ь к и , ну как - то так. ┌(★o☆)┘

Оптическое искусство или Оп-арт (от английского слова optical art ) – направление в художественной живописи второй половины 20 века, отличительными чертами, которого были оптические иллюзии, вызываемые искаженным восприятием форм и фигур расположенных на пространстве.

Течение является логическим продолжением одного из направлений модернизма – техницизма. Основоположником считается французский художник Виктор Вазарели.

С точки зрения науки первые опыты с оптическими иллюзиями появились в конце 19 века. Профессор Томпсон опубликовал статью в научном журнале, в которой в качестве иллюстрации были изображены две круглые плоскости, создающие ощущение движения. В качестве художественного течения оп-арт получил известность у широкой публики в 1965 году на выставке в Музеи современного искусства в Нью-Йорке. Позже по всему миру с успехом проходили коллективные выставки различных представителей этого художественного течения: группа Зеро (Дюссельдорф), группа Т. (Милан) и много других.

Оптические иллюзии основаны на особенности зрительного восприятия человека, это искажение изначально присутствует в механизме созерцания окружающего пространства глазом человека, другими словами изображение присутствует не только в реальности, но и в мозге индивида. Вследствие чего ученные установили, что процесс зрительного восприятия протекает согласно ряду правил, чем успешно воспользовались художники для создания своих работ.

Художница Бриджит Райли в картине «Катаракта-3» создает волнообразный эффект. В другой своей работе «Прямая кривизна» из черно-белых линий она выстраивает вращающееся спираль.


Бриджит Райли. «Катаракта-3». 1967 год.

Оп-арт со временем становится глобальным течением. Художники из разных стран создают оптические картины и проводят коллективные выставки. В Италии это Мари Коломбо, в Испании Дуарте Ибаролла, в СССР Вячеслав Колейчук.

Позже особенности Оп-арта нашли широкое применение в промышленной дизайне, афишах, оформительском искусстве.

Знаменитые работы в стиле оп-арт

Джозеф Альберс один из основателей оп-арта, немецкий и американский художник, дизайнер, поэт и преподаватель. В этой оптической иллюзии, Альберс экспериментирует с восприятием пространства, играя с расположением линий, он демонстрирует как может неоднозначно восприниматься глубина пространства. Черные прямоугольные фигуры пересекаются друг с другом под разными углами, дезориентируя зрительское восприятие, не понятно, что находится впереди, а что позади.

Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового вращения. Мозг интерпретирует изображение, чередуя узор, и кажется что круг движется. Сама Райли сказала: "моя работа была разработана на основе эмпирического анализа и синтеза, и я всегда считала, что восприятие является средой, через которую пропускается опыт, полученный в реальной жизни".


Виктор Вазарели. Duo- 2. 1967 год. Контрастные теплые и холодные оттенки создают неоднозначную иллюзию трехмерной структуры. Они вогнутые или выпуклые? Иллюзия настолько реалистична, что мы забываем, что это всего лишь изображение, а не реальная объемная конструкция.


Сото приехал из Венесуэлы во Францию в 1950 году, был одним из немногих южно-американских художников, которые внесли важный вклад в развитие оп-арта и кинетического искусства. Своей формой работа «Сфера Парижа», кажется, бросает вызов гравитации, и напоминает источник зарождения мира и вселенной. Работа создана из тонких резиновых нитей голубого цвета. Сото начал делать такие работы в середине 1960-х годов, и хотя это произведение было создано через много лет после того ОП-арт движение пошли на спад, оно не теряет свое прилекательности и художественной ценности. А сам художник вызывает уважение за творческое постоянство и преданность оп-арту.


No painter, dead or alive, has ever made us more aware of our eyes than Bridget Riley. Robert Melville, 1971

To see examples of Bridget Riley’s art visit the .

Early Life – 1931 – 46

Bridget Riley in the mid- 1960s – Photo: John Goldblatt

Bridget Riley was born in Norwood, South London in 1931. Her father, John Fisher Riley, originally from Yorkshire, was a printer, as was his father before him. In 1938, her father relocated the printing business to Lincolnshire and the family moved with it.

The family were not to spend long in Lincolnshire. In 1939, when war broke out her father was drafted into the armed services. Bridget, along with her sister, mother and aunt went to live in Cornwall away from the dangers of the blitz.

In Cornwall, Riley had great freedom as a child and spent a lot of her time playing on the cliffs and beaches near Padstow where she lived. She spent hours watching the changing light, colour and cloud formations and stored away what she saw in memory. She has later said that these early memories have had a big impact on her visual awareness throughout her life.

School and University – 1946-55

Nude – Bridget Riley c.1951-52 – Conte and pastel on paper 43×21.2

Drawing and painting became the centre of Bridget Riley’s life from an early age and, after her school years at Cheltenham Ladies College (1946-49) she studied at Goldsmiths College , London (1949-52) and later at the Royal College of Art (1952-55).

Her studies were centred round life drawing and she worked mostly in black and white. The image to the right is a very early Bridget Riley, “Nude”, which was drawn in conte and pastels around 1951-1952 either whilst still at Goldsmiths or at the start of her time at the Royal College.

Riley’s time at the Royal College was confusing and difficult and she found the teaching and direction unrewarding. She was reaching the point where she wanted to establish her own style and express herself in her own way but found herself unable to do so in an institutional framework.

Difficult Years – The Mid- 1950s

Girl Reading – Bridget Riley c.1957-8 – Black pastel on paper 42×24

After leaving the Royal College in 1955 Riley returned to Lincolnshire to look after her father who had been seriously injured in a car accident. The problems that had started in Riley’s final years at the Royal College were compounded by her current situation and led to a complete physical and mental breakdown for the artist.

After her father began to recover, she returned to Cornwall for three months in an attempt to recuperate. She tried to paint during this period but with very little success.

Bridget Riley returned to London in 1956 and started to paint again but made little progress. In the first half of the year she was an in-patient at the Middlesex Hospital – she later moved to a hostel – and took a job selling glass at an antique shop in Marylebone Lane. It was a bleak and difficult time for Riley.

Beginning the Recovery – 1957-58

Tonal landscape study – Bridget Riley 1959 – Black pastel on thin paper 40×42

In 1956 Bridget Riley saw an exhibition in London that had a significant impact and helped shape her creative thinking and sense of direction – an exhibition of American Abstract Expressionist painters at the Tate Gallery, the first exhibition of its kind in the country.

Riley moved into teaching and from 1957-1958 she taught art to girls aged 8-18 at the Convent of the Sacred Heart, Harrow, introducing them to the sequences of shape, line and groups of colour, hoping to release their truly creative impulses and to discourage blind copying of the real world.

Bridget started to paint again during this period in a more exploratory style – the main influences being Matisse and Bonnard and she started to visit exhibitions again and renew contact with the art world.

Maurice de Sausmarez – 1958-60

Blue landscape – Bridget Riley 1959-60 – Oil on Canvas 76×101.5

In 1958 Riley took a job at J. Walter Thompson advertising agency as a commercial illustrator.

That year she saw an exhibition called ‘The Developing Process’ based on the ideas of a teacher and writer called Harry Thubron who taught at Leeds School of Art. Thubron tried to show how modern painting was evolving in America and other European countries than the UK. He spoke of organic form, colour and form progressions and spatial investigation.

Riley was fascinated and, after applying for a teaching post at Loughborough College of Art, she took leave from J. Walter Thompson and attended Thubron’s famous summer school in Norfolk. Here she met Maurice de Sausmarez, Thubron’s assistant, who was to become the determining factor in the immediate expansion of her cultural horizons.

Bridget Riley in Italy – 1960

Pink landscape – Bridget Riley 1960 – Oil on Canvas 101.5×101.5

In the summer of 1960 Bridget Riley travelled, painted and visited galleries in Italy with de Sausmarez and was enchanted by the black and white Romanesque buildings of Pisa and the churches of Ravenna. She also refers to seeing and admiring the work of the Italian Futurist painters Boccioni and Balla.

She was encouraged by her teacher, Maurice de Sausmarez (d 1970), to study the art of Georges-Pierre Seurat . Bridget Riley’s “Pink Landscape” (shown to the right) completed in 1960 clearly shows the influence Seurat had on her.

On her return, she took a part-time teaching post Hornsey College of Art (1960-61), under the direction of de Sausmarez. The following year Riley moved to Croydon School of Art (1961-64). She also continued to work part time at J. Walter Thompson (a position she also left in 1964).

The Rise to Success – 1960-65

Kiss – Bridget Riley 1961 Tempera on board 122×122

At Hornsey, Riley began her first Op Art paintings, working only in black and white and using simple geometric shapes – squares, lines and ovals. Although she investigated many areas of perception, her work, with its emphasis on optical effects was never intended to be an end in itself. It was instinctive, not based on theory but guided by what she saw with her own eyes.

Whilst teaching at Croydon, Bridget gained her first critical recognition. In the spring of 1962 she had her first solo show, at Gallery One in London, a defining moment.

In 1963 she won a prize in the open section of the John Moore’s Liverpool exhibition and took the AICA Critic’s Prize in London. This was followed by an invitation to show in the prestigious “New Generation” exhibition at the Whitechapel Gallery alongside Allen Jones and David Hockney.

The Responsive Eye – 1965

Movement in squares – Bridget Riley 1961 – Tempera on board 122×122

Bridget Riley’s paintings came to International notice when she exhibited along with and others in the Museum of Modern Art in New York at an exhibition called “The Responsive Eye” in 1965. It was one of Riley’s paintings that was featured on the cover to the exhibition catalogue.

“The Responsive Eye” was a huge hit with the public but proved to be less popular with the critics, who dismissed the works as trompe l’oeil (literally ‘tricks of the eye’). A short film – ‘The Responsive Eye’ – documenting the opening night of the exhibition was made by Brian de Palma.

Despite the critics, Riley held another wildly popular exhibition at this time in the US, at the Richard Feigen Gallery in New York. Tickets sold out on the first day that they went on sale – a remarkable achievement for an artist who was still in her early thirties.

“Op Art” – 1965

Pause – Bridget Riley 1964 – Emulsion on board 115.5×116

It was around this time that the term ‘Op Art’ entered the public consciousness. Op Art captured the imagination of the public and became part of the swinging sixties. The fashion, design and advertising industries fell in love with its graphic, sign-like patterns and decorative value. Op Art was cool, and Bridget Riley became Great Britain’s number one art celebrity.

The basis of the Op Art movement was a form of geometric abstraction, which was in a way impersonal and not obviously related to the real world. “I couldn’t get near what I wanted through seeing, recognizing and recreating, so I stood the problem on its head. I started studying squares, rectangles, triangles and the sensations they give rise to… It is untrue that my work depends on any literary impulse or has any illustrative intention. The marks on the canvas are sole and essential agents in a series of relationships which form the structure of the painting.” (Bridget Riley)

The Emergence of Colour – 1967

Cataract 3 – Bridget Riley 1967 PVA on canvas 223.5×222

“The music of colour, that’s what I want” (Bridget Riley)

Riley’s introduction of colour to her work was something she was cautious of. The black and white paintings depended on the disruption of stable elements. No such stable basis could be found for colour as the perception of colour is relative – each colour affects and is affected by the colours next to it. Over time, she began to accept this inherent instability and made it the basis of her work.

From 1967 onwards Riley increasingly began to use colour. She also started to use more stabilised forms – often simple vertical straight or wavy lines. It was the positioning of the colour itself that produced the feel of movement she wanted to convey. The colour groupings affected the spaces between them to produce fleeting glimpses of other colours and hence the illusion of movement.

Colour in Action – The 1970s

Zing 1 – Bridget Riley 1971 – Acrylic on canvas 101.6×88.9

Bridget Riley’s paintings of the late 1960s and 70s became mainly concerned with the visual and emotional response to colour. She experimented with various palettes and forms during this period. Zing 1 (shown right) introduced a colour twist theme, making use of twisted vertical stripes to create horizontal zones of colour.

Following on from the innovation of Zing 1, the mid- 1970s saw Bridget use curves more and more frequently in her work. These ‘curve’ paintings saw a widening of her understanding of the relation of colour and light. Riley’s curve paintings are some of her most peaceful and emotional works, something that is reflected in their often poetic and musical titles.

Until 1978 Riley restricted herself to three colours for each of her paintings. 1978’s Song of Orpheus series expanded this to five. Further expansion was yet to come.

The Egyptian Connection – 1981

RA 2 – Bridget Riley 1981 – Silkscreen on paper 108×94.5

In 1981 she visited Egypt and was enchanted by the colours used by ancient Egyptian art. ‘The colours are purer and more brilliant than any I had used before,’ she wrote.

In the ‘life-giving arrangement of colours’ the Egyptians had used for over 3000 years Riley had found a group of colours which worked perfectly as a colour scheme. They retained their individual brilliance and still generated new colours and light effects in the spaces between the colour groups. With these colours she felt she had found the intensity of colour and the shimmer of light she had always searched for.

Prior to this point the use of colour in Riley’s work was ordered and its progression could be followed across the canvas. The ‘Egyptian’ paintings mark the beginnings of free colour organisation, something that she uses to the current day.

Bridget Riley – Work outside of the Studio – 1982-83

Royal Liverpool Hospital Installation – Bridget Riley 1983

In 1982-3 Bridget Riley was commissioned by the director of the Ballet Rambert to design the sets for a new ballet known as ‘Colour Moves’. It was an unusual commission as the set designs preceded the composition of the music and the choreography and actually provided the original inspiration for the work. The ballet was first performed at the Edinburgh Festival in 1983 and was successfully toured.

Another departure from her normal studio work involved the production of a series of colourful murals for the Royal Liverpool Hospital in 1983 (shown to the right).

Riley created the interior using blue, white, pink and yellow bands of colour, which were intended to relax the patients. It seems that she was successful in what she set out to achieve; the interior was much admired and caused a significant fall in the level of vandalism and graffiti taking place at the hospital.

The Lozenge Paintings – The Mid- 1980s and 1990s

From Here – Bridget Riley, 1994 – Oil on linen 156.2×227.3

The mid- 1980s saw Bridget Riley’s work move progressively away from a build up of sensation giving rise to a perceptual response, and instead towards an art of pure visual sensation, treating form and colour as ‘ultimate identities’, as things in themselves. Units of colour were arranged according to principles of relation and chromatic interaction, but increasingly were connected to the implication of rhythm, space and depth.

Riley began to incorporate diagonal ‘lozenge’ elements rising from left to right which cut across the verticals, shattering the picture plane. Planes of colour alternately advance and recede, giving rise to contrasts in colour, tone, density and direction.

Of this period Riley said: “I try to take sensation as the guiding line and build, with the relationships it demands, a plastic fabric which has no other raison d’etre except to accommodate the sensation its solicits.”

Late period – 2000 to date

Two Blues – Bridget Riley, 2003 – Oil on linen 54.5×53

Now in her late 70s Bridget Riley still continues to work. Exhibitions of her work are held all over the world – Sydney, Tokyo, New York, Zurich, London to mention just some of the cities where her work has been shown recently.

In 2007 there was an exhibition of fifteen paintings done between 2005 and 2006 at the Timothy Taylor Gallery in London. Again her images had changed; the shapes of the ‘lozenge’ paintings of the 1980s and 1990s swept across verticals but this time they were fluid arabesques in softer colours – blues, greens, lilacs and pale oranges.

Bridget Riley is a consistent innovator in her field who experiments constantly with new ideas that mark new departures. For this reason nobody can truly know what the future will bring in terms of her original and unique art, which is demanding both of herself and of those who see them.

Bridget Riley in the Studio – How she works

Bridget Riley mixing paints in her London studio – Photo: Bill Warhurst

Bridget Riley’s major paintings are very large and may take six to nine months to develop, almost to evolve. She begins by making small colour studies in gouache. Riley hand mixes all of the paints as the exact hue and intensity is vital and must be kept constant.

Successful studies lead to a full size paper and gouache cartoon which prefigures the final work. These are then enlarged, ruled up, under-painted with acrylic and over-painted in oils. Everything is painted by hand – no rulers, masking tape or mechanical means are used when actually applying the paints. Riley has worked with assistants since the 1960s because of the large scale and the need for great precision.

Bridget Riley CBE is a trustee of the National Gallery in London.

Bridget Riley on Rhythm and Repetition

В Музее современного искусства Парижа проходит выставка «королевы оптических иллюзий» Бриджет Райли, творчество которой стало символом «свингующих шестидесятых»


В последние годы шестидесятые в моде. Стоит только вспомнить, как пару лет назад любая модница считала своим долгом накупить себе вещичек в стиле «свингующего Лондона». Все модные магазины заполонили мини-платья со строгим геометрическим рисунком, бесформенные пальто с огромными пуговицами и крупные украшения. В прошлом году вся Америка отмечала 40-летие знаменитого «лета любви» - на свет появилось множество книг об эстетике хиппи и психоделическом искусстве. В этом году свой «юбилей» отмечает Франция: сорок лет назад случился «май 68-го». Конечно же, в честь этих и многих других событий музеи и галереи устраивают очень интересные выставки. Где-то выставляются фотографии счастливых калифорнийских хиппи и французских студентов-бунтарей, где-то - плакаты психоделических групп, а где-то - творчество представителей «контркультуры», которые сейчас считаются великими современными художниками . Крупные музеи отдают дань течениям в искусстве, которые в 1960-х были на пике моды, а в XXI век вступили порядком подзабытыми. Этим летом в Музее современного искусства Парижа открылась выставка, посвященная оп-арту, а точнее, его самой главной представительнице - англичанке Бриджет Райли (Bridget Riley).

Сначала нужно выяснить, что же такое оп-арт и с чем его едят. Оп-арт - это сокращение от английского Optical Art, что значит «оптическое искусство» или «искусство оптических иллюзий». Картины, выполненные в этом жанре, всегда абстрактны, чаще всего это строгая геометрическая абстракция. Многое оп-арт взял от Color Field Painting - разновидности абстрактного экспрессионизма. При слове «абстрактный экспрессионизм» все представляют Джексона Поллока (Jackson Pollock), яростно разбрызгивающего краску по холсту, но не стоит забывать, что к этому движению принадлежали и такие художники, как Марк Ротко (Mark Rothko) , Барнетт Ньюман (Barnett Newman) и Эд Райнхардт (Ad Reinhardt), прославившиеся мрачными торжественными картинами с изображениями «цветовых полей». Но их живописные произведения статичны, чего нельзя сказать о картинах художников оп-арта. Геометрические формы на полотнах представителей этого движения, таких как Бриджет Райли, Виктор Вазарели (Victor Vasarely) и Хесус Рафаэль Сото (Jesus Rafael Soto), не «стоят на месте»: они движутся, перетекают друг в друга, светятся, переливаются, раздуваются и вообще… живут. Современного зрителя, конечно же, не удивишь таким зрелищем - его глаз уже привык к плавающим формам в компьютерных скринсейверах. Но чтобы маслом на холсте… Движение пытались передать в своих картинах Робер и Соня Делоне (Robert and Sonia Delaunay), итальянские футуристы и много кто еще, но по-настоящему убедить зрителей в том, что формы на холсте действительно плывут и переливаются, удалось только художникам оп-арта. Вазарели, Райли и прочие развивают идеи таких художников, как Ласло Мохой-Надь (Laszlo Moholy-Nagy) и Йозеф Альберс (Josef Albers), которые в бытность свою преподавателями института Bauhaus учили студентов создавать оптические иллюзии. Альберс даже написал книгу «Взаимодействие цветов», где исследовал восприятие человеческим глазом цвета и пространства. Благодаря этому труду, а также знаменитой серии картин «Посвящение квадрату» немецкого художника считают отцом оп-арта.

Одна из самых главных черт оп-арта - взаимодействие картины со зрителем. По словам Бриджет Райли, произведение искусства «случается», только когда картина находится перед глазами человека. Сами по себе ее полотна (да и творения других художников оп-арта) - это просто картины, на которых изображены какие-то абстрактные формы. Двигаться и переливаться они начинают только тогда, когда на них кто-то смотрит. Это отвечает одному из главных постулатов современного искусства, выдвинутому Марселем Дюшаном (Marcel Duchamp): писсуар - это писсуар, но когда его выставляют в музее, где на него смотрят и говорят о нем, это не писсуар, а произведение искусства.

Оптические иллюзии Райли и ее коллег пришлись ко двору в шестидесятые годы прошлого века. Произведения оп-арта очень «психоделичны»: стоя перед ними, сложно отделаться от мысли, что тебя посетила маленькая галлюцинация. Абстракции художников оп-арта появились на супермодных мини-платьях Мэри Квант (Mary Quant) и стали символизировать собой радостное безумие «свингующего Лондона». Публике оп-арт очень понравился, на всех выставках участников этого движения всегда было многолюдно. Идеи этих художников начали активно эксплуатировать в коммерческих целях: Бриджет Райли даже пришлось подавать в суд на одну компанию, которая вознамерилась использовать ее излюбленные мотивы в качестве рисунков на ткани. Оп-арт-мотивы появились даже на плакате к Олимпийским играм в Мехико 1968 года! Несмотря на все это, критики относились к движению скептически. Как пишет Ульф Эрдманн Циглер (Ulf Erdmann Ziegler) в газете Die Tageszeitung, в то время оп-арт считался «карликом» на фоне таких мощных движений, как минимализм, концептуальное искусство, лэнд-арт и поп-арт. Долгое время картины и объекты участников движения пылились в запасниках музеев. Но сейчас их в массовом порядке достают и экспонируют: выставок, посвященных оп-арту, открывается много. Например, в нью-йоркской галерее Albright-Knox открылась выставка, исследующая влияние оп-арта на современное искусство.

Ретроспектива Бриджет Райли в Париже открылась 12 июня. Это первая крупная выставка художницы во Франции. Бриджет Райли родилась в 1931 году. Начинала она с живописи в стиле импрессионизма, а затем ее привлек дивизионизм. Творчество Жоржа Сера (Georges Seurat) оказало громадное влияние на Райли, привив ей «научный» подход к искусству. Ранние картины художницы были фигуративными, но, посетив выставку работ Джексона Поллока, она решила попробовать себя в абстрактной живописи. Многие художники-абстракционисты, став знаменитыми и уважаемыми, открещиваются от своих ранних творений, считая их незначительными ученическими штудиями. Но только не Райли: на ретроспективе в Париже можно увидеть множество произведений, созданных ею в самом начале карьеры. «Непорочного зачатия нет», - с иронией говорит она, имея в виду неразрывную связь между ее ранними пейзажами и более поздними картинами в стиле оп-арта. Главный вдохновитель творчества Райли - природа, особенно пейзажи Корнуэлла, где она выросла. По ее словам, на ее картины надо смотреть так, как смотришь на леса, горы, море…

Самые знаменитые произведения Райли выполнены в черно-белой гамме, но начиная с 1980-х годов она активно исследует возможности цвета и цветовых контрастов. В 1960-х говорили, что благодаря картинам Райли у зрителя появляется возможность испытать ощущения, похожие на морскую болезнь или на прыжок с парашютом…

Бриджет Райли много говорит о том, что корни ее творчества лежат во многовековой исторической традиции. Она писала о многих художниках, от Николя Пуссена (Nicolas Poussin) до Брюса Наумана (Bruce Nauman), а также курировала выставку в лондонской Национальной галерее, где экспонировались картины Тициана (Titian), Веронезе (Paolo Veronese), Эль Греко (El Greco), Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Пуссена и Сезанна. Для ретроспективы в Париже художница просила у Музея д’Орсэ некоторые картины Сезанна, Сера и Клода Моне (Claude Monet), но знаменитый парижский музей ответил ей отказом.

Как обстоят дела с рынком произведений Бриджет Райли? На данный момент она является, ни больше ни меньше, автором самой дорогой работы среди ныне живущих британских художниц. Недавно на аукционе Sotheby’s ее картина «Песнь 2» ушла за 4,5 миллиона долларов. Конечно, Райли далеко до сумасшедшего аукционного успеха ее соотечественника Лусиена Фрейда (Lucian Freud), но это объясняется общей ситуацией на рынке искусства, где