Кот ученый - Образовательный портал

Занятия по звуковой анализ слова. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы. Обведение и штриховка буквы «Ы»

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов;
2. Формировать умение проводить графическую запись предложения;
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей;
4. Расширять представления детей об окружающем мире;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи.
Словарная работа: лиса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя.
2. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего?
Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал.
3. Фонетическая зарядка

– Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес? (Показ иллюстрации) .
– Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер?
– Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях?
– Как жужжат жуки? (Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики? (З-з-з)
4. Звуковой анализ слова «лиса»
Воспитатель: А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса. )
Воспитатель: Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2)
Воспитатель: Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «лиса».
Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных?
5.Физкультминутка для глаз
6. Графическая запись предложения
Воспитатель : Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений).
Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете?
7.Дидактическая игра «Что это?»
Воспитатель: В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.)
Воспитатель: В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.)
Воспитатель : В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.)
Воспитатель : В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.)
8. Физкультминутка
Воспитатель: Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных).
9. Игра «Найди домик животному»
Воспитатель: Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками) . Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками. Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.
10. Итог занятия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас?
Молодцы!

Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе ОНР «В королевстве звуков и букв»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Цель: закрепить знания детей о звуках и буквах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка анализа предложений, чтения. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках.
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, сюжетная картинка «Вот так игрушка», «цветик-семицветик», схемы предложений, предметные картинки животных на звук [к], «карточки-светофорчики», плоскостные изображения утят, контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, фишки для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие в кругу.
Логопед. Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним несколько упражнений.
Логопед приглашает детей к зеркалу, делает с ними знакомые упражнения биоэнергопластики: «Шарик», «Часики», «Качели». Дети выполняют каждое упражнение 3-4раза.

2. Рассказ о щенке в королевстве звуков и букв.
Дети садятся на стулья. Логопед помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки.
Логопед. Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, - как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» - сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети. Буквы мы видим, читаем, и пишем.
Логопед. Что такое звук?
Дети. Звуки мы слышим и произносим.
Логопед. Какие бывают звуки?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа.

Логопед. Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» - сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.

3. Игра «Найди рыбок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение пруда и рыбки.
Логопед. Увидел щенок пруд с одной рыбкой. Рыбка не умела говорить, но щенок понял, что рыбке скучно одной в пруду, ей нужны друзья.
Дети находят рыбок с картинками, в названии которых есть звук [р].

4. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед предлагает детям индивидуально повторить за ним слова, предложения, чистоговорки со звуком [р].
Рак, рыба, рыбак.
Рома видит рыбу.
Тарас ловит карасей.
Рома ест раков.
Рома и Рая едят рыбу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Кра, кра, кра - очень вкусная икра.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти друзей для рыбки. Рыбка была благодарна и подарила щенку букву Р.

5. Упражнение «Веселые утята».
Логопед помещает на магнитную доску изображение утки.
Логопед. Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в сере¬дине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике».


Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.

6. Звуковой анализ слова осы.
Логопед помещает на магнитную доску изображение ос.
Логопед. Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы , они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы .
Логопед предлагает детям взять пеналы с фишками и полоски.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Какой фишкой вы его обозначите?
Дети. Красной.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Гласный звук [ы].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Красным.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.

7. Игра «Веселый поезд».
Логопед помещает на магнитную доску изображение коровы, и раздает детям предметные картинки с изображениями животных на звук [к].
Логопед. Встретил щенок корову. Корова с друзьями отправляется на прогулку на поезде. Надо помочь разместить животных по вагонам. В первый вагон нужно разместить животных с одним слогом, во второй – с двумя слогами, а в третий – с тремя слогами.
Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия.


Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку разместить животных по вагонам. Корова подарила щенку букву К.

8. Упражнение «Подбери схему».
Логопед на магнитную доску помещает сюжетную картинку «Вот так игрушка» и схемы предложений.


Логопед. Составьте по картинке предложения, которые будут подходить к этим схемам.
Ребенок. «Девочка держит щенка». В этом предложении три слова. Оно подходит ко второй схеме.
Ребенок. «Девочки нашли маленького щенка». В этом предложении четыре слова. Оно подходит к первой схеме.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить предложения про девочек. Они подарили щенку букву Д.

9. Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение цветка и приглашает детей пройти на ковер сделать пальчиковую гимнастику.
(Ладони сложены «цветочком», а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помахивание пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(прямые указательные пальцы вращаются друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(ладони повернуты от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(указательные пальцы стучат одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

10. Игра «Составь слова».
Логопед. Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов.
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки

11. Упражнение «Цветик-семицветик».
Логопед предлагает детям взять лепестки с плоскостного изображения цветка. На обратной стороне лепестков написаны предложения.


Логопед. Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед. Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.

Окончание занятия. По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают какие игры. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга»

Конспект занятия

«Освоение действия звукового анализа

при помощи ТИКО грамматики»

в старшей группе

по обучению грамоте

Разработала воспитатель-

Халиуллина Ленария Рахимьяновна

г. Нефтеюганск

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание:

Определять протяженность слов и составлять их графическую запись,

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова,

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивать интерес к учебным занятиям;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал:

Демонстрационный:доска, экран, указка, картинка-схема слова кит, детали конструктора ТИКО: зеленые, синие и красные, карандаши, руль (штурвал) бинокль.

Раздаточный:картинки-схемы слова кит, детали от конструктора ТИКО: синие, зеленые, красные, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия:

1.Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. А все ли ребята сегодня здесь?

Игра «Перекличка» (называть звуки, у кого имя начинается на этот звук, тот встает). А В М С П Р Т У

2.Хорошо, все присутствуют, а давайте выберем капитана, самого ответственного и внимательного, он сегодня будет моим помощником, мы дадим ему штурвал (выбор детей).

И так, поплыли (пройтись по кругу, имитируя плавание).

3.А сейчас садимся в свои шлюпки (на стульчик)

Скажите, ребята, а на чем можно плавать (ответы детей, в названиях посчитать слоги)


(катер, лодка, пароход, судно, плот)

Давайте поиграем в игру «Телеграф»

Игра"Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети "передают их по телеграфу",отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

Слово катер перенесем на листочки.

Сначала слово делим на слоги, для этого, мы прохлопаем, и наши слоги будем рисовать волнами на листочках.

4. Давайте с вами поиграем. Ребятки, смотрите, мимо нас что-то огромное проплывает, хвостом плещет. Кто же это?

Он как дом огромный,

Но спокойный, скромный,

В море ест и в море спит,

Так живет на свете……(КИТ)

Видеоролик на экране.

(ответы детей, на доску вывешивается картинка кита)

    Анализ слова КИТ (ТИКО грамматика) Какой первый звук Найти звукИ в слове, охарактеризовать его; Какой последний звук Сколько звуков в этом слове Делить слово по слогам Игра «Слушай внимательно» звук К-хлопнуть, звук И-тянуть,

звук Т-топнуть.

Молодцы, вы справились с заданием.

5. Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка « Волны»

Кроме огромных рыб, таких как кит и акула, в море так же водятся другие рыбы, поплывем посмотрим.

6. Ребята посмотрите, вон там островок. Давайте с вами для отдыха построим там дом

Игра "Построим дом"

Ребята, назовите пожалуйста, материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки р и рь.

А я, если вы правильно будете отвечать и еще при помощи конструктора ТИКО грамматикавыделите правильно звук и покажите, буду рисовать.

(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и др.)

А что может быть внутри дома? называют предметы мебели, кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и др.)

что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и др.). При этом рисую карандашом на большом листе все, что называют дети.

За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце занятия определяется победитель.

Мы с тобой построим дом

Дружно в нем мы заживем

Какой замечательный дом у нас получился!

А теперь возвращаемся из морского путешествия обратно в детский сад. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Ребята, сегодня вам понравилось путешествовать?

Что больше всего понравилось?

С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Все молодцы. В память о нашем путешествии, кит вам дарит свою фотографию.(Раскраску)


Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи: 1. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.

2. Упражнять в делении слов на слоги.

3. Развивать слуховое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

По обучению грамоте

В старшей группе №11

Звуковой анализ слов.

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Жигунова Е.Ю.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи: 1. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.

2. Упражнять в делении слов на слоги.

3. Развивать слуховое внимание.

Предварительная работа:

Знакомство с термином «слово»

Составление предложений из слов

Деление слов на слоги и составление слов из слогов

Знакомство с термином «звук»

Игровые ситуации «Ищем звуки»

Оборудование:

Демонстрационный : запись музыки П.Чайковского «Осень», ноутбук, экран, указка,

Мольберт, фишки красного и синего цвета,

Картинки с изображением осени, лука, картинка–схема слова «лук»;

Раздаточный : картинки-схемы «лук», фишки красного и синего цвета,

Флажки красного цвета, листочки, раскраски.

Дети входят в зал и встают в круг.

Звучит музыка П.Чайковского «Осень».

Вос-ль: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?

Кто догадался?

Дети: Это осень!

Вос-ль: Правильно! (на экране изображение картинки – осень)

Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.

(на экране картинка – поздняя осень)

Вос-ль: А здесь на картине какая осень изображена?

Дети: Поздняя, грустная, молчаливая, ненастная, хмурая.

Игра « Подбери действие»

Вос-ль: Листья осенью (что делают?) - желтеют, падают, летят, шуршат

Дождь осенью: - моросит, идет

Урожай осенью: - убирают

Птицы осенью: - улетают

Звери осенью: - готовятся к зиме

Игра «Скажем ласково»

Вос-ль: Как можно назвать ласково дождь? - дождик- дождичек

Солнце? - солнышко

Туча? - тучка - тученька

Ветер? - ветерок – ветерочек

Лист? - листик – листочек

Артикуляция звуков

Вос-ль: Какой звук листья издают под ногами?

Дети: ш-ш-ш-ш-ш……

Запомните и произнесите песенку листьев:

Ша – шо – шу (дети повторяют)

Ши – шу – ша

Шу – ша – ши

Физкультурная минутка

Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения вправо, влево)

На веточках сидели (присесть, взмахивая руками)

Дунул ветерок (встать, взмах руками вперед)

И мы полетели (легкие взмахи руками)

Летели, летели (бегут по кругу)

И на землю тихо сели (медленно присесть)

(дети садятся за столы)

Вос-ль: Из чего состоит наша речь?

Дети: Из слов.

Вос-ль: Какими бывают слова?

Дети: Длинные и короткие.

Индивидуальная работа

Игра «Раздели слова на слоги»

Вос-ль: Предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы их будете делить на слоги и

Прохлопывать.

(осень, листопад, туча, дождик, желтые, листок, падают, золотая, летят)

Вос-ль: Скажите, а слова из чего состоят?

Дети: Из звуков.

Вос-ль: Ветер любит играть в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Вос-ль: Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их будете называть все вместе.

Ветер с листьями играет - У-У-У-У

Листья с веток срывает - И-И-И-И

Листья желтые летят - О-О-О-О

Прямо под ноги ребят - А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки?

Дети: Гласные.

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным.

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Дети: Согласные.

Вос-ль: Каким цветом мы их обозначаем?

Дети: Синим.

Вос-ль: Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте – ка, ребятки

Интересную загадку.

Загадка : На каждом есть он огороде,

Ведь он любимец у народа!

Избавит он от всех недуг,

Чуть-чуть поплачешь. Это………

Дети: Лук. (на экране картинка – лук)

Вос-ль: Правильно! Переверните ваши листочки.

Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: Сколько клеточек, столько звуков.

Вос-ль: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?

(вызывает ребенка к мольберту)

Значит, сколько звуков в слове лук?

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)

Давайте обозначим этот звук синей фишкой.

Что мы можем сделать с этим звуком?

Дети: пропеть.

Вос-ль: Как называется этот звук?

Дети: Гласный.

Вос_ль: Каким цветом мы обозначим гласный звук?

Дети: Красным.

Каким цветом обозначим этот звук?

Дети: Синим.

Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?

Назовите первый звук. (Л)

Назовите второй звук. (У)

Назовите третий звук (К)

Уберите звук - У

Звук - К

Звук - Л

А сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов со звуком Л.

(за каждое слово раздать детям листочки)

Вос-ль: Вы прекрасно справились с заданием.

Итог занятия

Постройте кружок. Про какое время года мы сегодня с вами говорили?

Какие задания вам понравились больше?

Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

И осень дарит вам в подарок раскраски красивых листьев.