Кот ученый - Образовательный портал

Лекция: Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Изобразительное искусство в семье пластических искусств Изобразительное искусство и семь пластических искусств урок

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что же такое пластические искусства? Как вы думаете? . Пластические искусства – виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создается путем обработки вещественного материала и существуют в пространстве

Пластические искусства можно разделить на 3 группы. Какие?

А теперь подробнее поговорим об изобразительных видах искусства. Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка Какие же материалы использует графика? Карандаш Перо Уголь Кисти Специальные приспособления и машины

Какие же произведения искусства можно отнести к графике? рисунки наброски, зарисовки гравюры книжные иллюстрации этикетки газетные и журнальные карикатуры плакаты шрифты для книг афиши

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую–либо поверхность.

Какие материалы использует живопись? Краски: Акварельные Гуашевые Темперные Масленые

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Архитектура – искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Архитектура бывает: ландшафтная, объемных сооружений, градостроительство.

Декоративно-прикладное искусство -это создание художественных изделий, которые человек использует в быту, отличающихся декоративной образностью. Посуда Мебель Ковры Ювелирные изделия Игрушки

Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изобразительное искусство в мире пластических искусств."

Урок ИЗО в 6 классе. Понятия: искусство, пластическое искусство. Виды искусства? изобразительные, не изобразительные....

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Урок изобразительного искусства в 6 классе даёт возможность познакомить учащихся с пластическими видами искусства и их делением через рассказ-легенду. Мы очень часто сегодня произносим слово «и...

Андрианова Ирина Кабировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Юлдузская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Юлдуз, Чистопольского района РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Нетрадиционная техника рисования"
Дата публикации: 14.01.2016
Раздел: среднее образование

Конспект урока по изобразительному искусству

в 6 классе
раздел: Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Урок по теме: «"Эбру и суминагаши - древнейшее

искусство рисования на воде"

Андрианова Ирина Кабировна
МБОУ «Юлдузская СОШ» п.Юлдуз, Чистопольский район, Республика Татарстан

Конспект урока по ИЗО
Предмет - изобразительное искусство Класс - 6
Тема урока
-
"Эбру и суминагаши - древнейшее искусство рисование на воде"

Цель:


познакомить учащихся с историей возникновения древнейшее искусство рисование на воде и разновидностями рисования
;


развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
ТИП УРОКА
: урок усвоения новых знаний.
Оборудование и материалы
: кисти № 2, 3, масляные краски, емкость для воды, клей канцелярский, бумага белая, салфетки
Зрительный ряд
: фотографии с изображением различных форм узоров на воде, справочный материал
Музыкальный ряд
: национальная мелодия Турции, Средней Азии, Японии
ИКТ:
презентация на тему:
"Эбру и суминагаши- древнейшее искусство рисование на воде"

План урока:
1. Организационный момент – 2 мин. 2. Сообщение темы и целей урока – 5 мин. 3. Беседа – 8 мин. 4. Инструктаж – 5мин. 5. Самостоятельная работа учащихся – 20 мин. 6. Подведение итогов урока – 5 мин.
Этапы работы

1.
Организационный момент
,
включающий:
постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов Организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, наличия необходимых материалов и инструментов.
Цель урока:
ознакомление учащихся с искусством древней Индии, художественным искусством Турции видами росписи, систематизация и обобщение знаний учащихся об искусстве Востока. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения. Воспитание усидчивости, трудолюбия.
Задачи урока:
 Совершенствовать навыки работы кистью на воде;  Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента на воде;  Закрепить технические навыки работы масляными красками. 2 .
Опрос

учащихся

заданному

материалу
, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигну учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся входе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
II. Сообщение темы и целей урока
- Вспомните, как звучит тема четверти? (“Изобразительное искусство зарубежных стран”). - С искусством какой страны мы знакомились на предыдущих уроках? - На прошлом уроке мы познакомились с искусством Итальянских художников. Говорили о том, что из себя представляет настенная живопись итальянского художника Микеланджело, его роспись Сикстинской капеллы является уникальным шедевром монументальной живописи. - Как вы думаете, почему? - Вспомните сюжеты настенной живописи, принадлежащие творчеству Микеланджело? - Что вам известно о средневековой технике рисования на стенах? (Фреска – рисование по мокрой штукатурке). - Назовите виды рисования на стенах? С какой целью применялась данная техника? 3.
Изучение нового учебного

материала.
Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагог о учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся входе освоения нового учебного материала;
III. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с искусством других стран. Тема нашего урока “
Эбру и суминагаши-

древнейшее искусство рисование на воде
”. - Ребята, предлагаю обратить внимание на слайды компьютерной презентации и ознакомиться с уникальной возможностью рисования на воде (сл. 1-2). (просмотр слайдов) - Ребята, для самостоятельного изучения на дом было задано подготовить сообщение о древнейшем искусстве
Эбру и суминагаши
(выступление учащихся)
1-й ученик
:
Эбру
– это
искусство рисования на воде
, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло. Известно, что первое упоминание в летописях датировано ХI веком, но уже тогда это искусство достигло совершенства, значит, зародилось оно намного раньше. Возможно, родиной
искусства Эбру
была Индия, потом оно было перенято персами, а оттуда перешло к османам, нынешним туркам. По другой версии оно зародилось в Бухаре и уже оттуда перекочевало в Турцию. Как бы то ни было, но именно в Турции
Эбру
получило широкое применение и передаваемое из поколения в поколение благополучно дожило до наших дней. У каждого народа Востока существует и свое объяснение возникновения слова
«Эбру»
- это «Облачный», «Волнообразный» и «Вода для лица». В Европе рисунки
Эбру
называли - «Турецкая бумага» или «Мраморная бумага».
2-й ученик:
Первоначальная задача художника – создать красивый мраморный фон. Для этого краски разбрызгиваются на поверхность воды и при помощи специального приспособления, похожего на большую расческу или специальной палочки, образуется неповторимый узор. Можно этим и ограничится, ведь фон после высыхания – отличная основа для нанесения основного рисунка или трафарета. Обычно рисуют мечети, силуэты людей, розы, тюльпаны и другие красивые, причудливые цветы и узоры. Тут уж все зависит от терпения, мастерства и таланта художника. На готовый рисунок накладывается плотный лист бумаги, краска отпечатывается на листе и после высыхания бумаги - картина готова. С таким же успехом
рисунок Эбру
можно наносить на кожу, картон, шелк, пластмассу, дерево и другие материалы. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым. (сл. 3-10). - Ребята, внимательно рассмотрите фотографии с изображением рисунка на воде, как вы думаете, какие сюжеты вы увидели? (ответы учащихся) - Действительно, рисование по воде является своеобразной иллюстрацией жизни. "
Искусство эбру
обходит стороной ревность, лицемерие, высокомерие и другие болезни нашего сердца. Поэтому, основа этого искусства - терпение. Люди, обладающие терпением, стойки к этим болезням. Прикасаясь к
эбру
, вы, подобно младенцу, очищаете сердце от лишних намерений, от зла. И будто в зеркале мы видим собственное отражение, открываем собственную красоту и красоту мира и уходим от зла и ненужных привычек...
(сл.13-15)
3-й ученик
: Способы рисования на воде – кроме эбру было и суминагаши. Только родина суминагаши – Япония. Различаются эти техники и приёмами, и материалами. Прежде всего, суминагаши – это именно рисование на воде, а для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения-эндемика гевены.
4-й ученик
: Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности в од ы появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком. 4.
Закрепление учебного материала
, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
IV. Самостоятельная работа учащихся
- У каждого из вас подготовлены все необходимые оборудования и материалы для рисования на воде. Ваша задача создать рисунок на воде и перенести его за бумагу. - Помогать в выполнении рисунка вам будут слайды, где пошагово расписана работа техники рисования на воде. Обратимся к музыкальному искусству. Во время вашей работы будет звучать национальная турецкая, восточная музыка. Итак, приступаем: Шаг 1. Готовим краски Берем масляные краски и разводим их в специальном растворителе (можно купить в художественных салонах), либо в бензине или скипидаре. Растворитель для масляных красок предпочтительнее (по причине отсутствия резкого запаха). Консистенция - чуть гуще воды. Можно приготовить некоторое количество краски разных цветов и хранить ее в отдельных баночках. Шаг 2. Создаем условия для воды Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы (корытце, контейнер и т.п.). Нужно позаботиться о том, чтобы диаметр емкости был чуть больше диаметра листа бумаги, на который будет переноситься рисунок. Заполняем емкость водой. Не до краев! Шаг 3 Подготавливаем воду к творчеству Нам нужно добиться определенной вязкости воды. Обычно в нее добавляют некоторое количество канцелярского клея. Пропорции придется вычислять самостоятельно, эскпериментируя, пока не научитесь "чувствовать" воду. Некоторые пробуют добавлять крахмал вместо клея. Также придется экспериментировать самостоятельно. Шаг 4. Нанесение красок Разбрызгиваем, добавляем по каплям (и т.п.), в общем, наносим краски на поверхность воды. Если вы правильно провели предыдущие этапы, краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Без вашей помощи, конечно. Шаг 5. Создание узора Теперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором))) Шаг 6. Перенос рисунка на бумагу. Аккуратно размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. Затем аккуратно снимаем и переворачиваем. Даем возможность высохнуть. Настроить учащихся на рабочий лад и конечный результат. Отметка выставляется в конце урока за: правильность, самостоятельность, оригинальность выполнения задания. Правильность: Сюжетное изображение должно содержать какой-то смысл, распределение цвета, форм, которые возникают на воде. Самостоятельность: оценивается самостоятельность выполнения работы, без подсказки учителя. Оригинальность: выбор оригинального сюжета, не представленный учителем. Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания. 5.
Задание на дом
, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся входе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
V. Подведение итогов урока
- Познакомились с уникальной техникой рисования на воде, с историей возникновения эбру и сунинагаши. - Составили выставку работ Р.S.: Готовые работы учеников можно использовать для развития воображения и мышления обучающихся других классов - Что вы увидели в изображении? - Составь рассказ по изображению? - Какого героя вы увидели в изображении? И т.д.

Тема: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СЕМЬЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ»

Предмет: ИЗО.

Дата: 13.09.2011.

Цели: познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные; развивать интерес к искусству; воспитывать мотивацию к учебной деятельности .

Оборудование: репродукции картин разных жанров искусства; фотографии архитектурных сооружений; предметы декоративного искусства; краски, карандаши, альбомы.

Словарь: пластические виды искусств, конструктивные, декоративные, изобразительные искусства, скульптура, живопись, графика, роспись, дизайн, архитектура.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Приветствие.

Учитель. Дерзкими усильями

Мы домчимся в мир чудесный

К неизвестной

На уроках изобразительного искусства в шестом классе мы продолжим знакомиться с чудесным миром красоты, с творчеством замечательных мастеров живописи, скульптуры, графики, будем осваивать приёмы рисования, конструкции, лепки, особенности композиционного построения и изображения натюрморта, портрета, пейзажа, пополним знания новыми сведениями о важнейших искусствоведческих понятиях.

Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась «личность творца», отражались лучшие эмоционально-эстетические стороны вашей души, формировалось чувство нового искусства с его непосредственностью восприятия мира, развивались эстетические чувства. Ведь «художественное творчество – это буря эмоций и страстей, страданий и радостей…» (). Именно в художественном творчестве можно увидеть модель творческого процесса вообще, который так необходим в современном мире. Стремитесь быть творческой личностью, чтобы ваша жизнь была насыщена любовью к новому художественному восприятию, видению изображаемого явления странным, как бы впервые встреченным, чтобы уметь видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное. Именно искусство и может выступать конденсатором творческой энергии, которая заряжает каждого, кто вступает с ним в контакт.


2) Проверка готовности учащихся к уроку.

3) Смачивание красок.

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Многие из вас, ребята, любят рисовать красками, карандашами, фломастерами, лепить из пластилина, глины фигурки.

Но умеете ли вы быть хорошими зрителями?! Представляете ли себе, какое значение имеет живопись для человека, чем она наполняет его жизнь? (Ответы учащихся.)

Л. Фёдоров так оценил своё раннее увлечение живописью, и с этим мнением, пожалуй, нельзя не согласиться:

«Одно время я увлекался живописью. Художника из меня не получилось, но это увлеченье помогло мне увидеть чудесную по колориту картину природы. Словно волны, одна за другой проходят по земле полосы красок, во сто крат прекраснее небесной радуги. Весна. Сошёл снег. На какой-то период земля остаётся бурой и неприветливой. Но вот начинается её пробуждение. Пробиваются первые изумрудные былинки, зацветают травы. Первые цветы, почти все, за редким исключением, золотистые: мать-и-мачеха, калужница, стародубки, купавка. Золотятся серёжки ольхи и вербы. Только волчье лыко да медуница выделяются из этого буйства золота. В конце весны на смену жёлтым приходят белые соцветия: груша, черёмуха, яблоня, вишня . А с наступлением лета на земле – настоящее столпотворение красок. Жёлтые, синие и фиолетовые, розовые и багровые лепестки делают землю похожей на ковёр. И только с приходом осени снова начинает преобладать жёлтый цвет с оттенком бронзы и меди. И всё это венчается снежной белизной, синими тенями и холодной голубизной неба».

Только человек, знакомый с живописью, умеет найти такое многообразие цвета в природе и во всём, что его окружает, может быть столь чутким ценителем красочности, способен ощущать различные цветовые оттенки.

Общение с изобразительным искусством – живая потребность каждого человека, вовсе не связанная с какими-либо обязанностями. Зачастую она не означает и выбора будущей профессии, это просто удовлетворение внутренней эстетической потребности, стремление к творческому самовыражению.

Основная цель уроков изобразительного искусства в шестом классе и заключается в том, чтобы реализовать в «я-личности» творческое художественное начало, научиться осмысленному и эстетическому восприятию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры).

3. Вводная беседа о значении искусства в жизни человека.

Учитель. Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими навыками художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

А эти качества нужны всем. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не пригодилось умение рисовать, способность чувствовать объёмную форму и цвет. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться. Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительного искусства, обращались к нему с увлечением и любовью.


Учёным, писателям, артистам владение изобразительными средствами помогало делать важные открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Достаточно вспомнить таких прославленных наших соотечественников, как Михаил Иванович Ломоносов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Сергеевич Тургенев, Константин Эдуардович Циолковский, Фёдор Иванович Шаляпин, космонавт Евгений Леонов. Всем им и многим другим изобразительные средства помогали выражать волнующие их образы, научные и технические замыслы.

Вот, например, что писал в воспоминаниях наш выдающийся авиаконструктор : «И ещё за одно благодарен я школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге».

Однажды в газете была рассказана удивительная история о том, как детский врач и художник-любитель с помощью своего весёлого карандаша помогал скорейшему выздоровлению малышей. А известный географ написал даже целую книгу, которую так и озаглавил «География и рисование».

Можете ли вы ещё привести примеры пользы умения рисовать для специалистов других профессий? (ответы учащихся.)

Порой считается, что не все способны заниматься тем или иным видом художественного творчества, что подобные занятия – привилегия избранных, особо одарённых людей. Это неверно. В той или иной степени художественные способности имеются у всех, надо их только развивать.

К ним в первую очередь относятся умение видеть, иметь «цепкий глаз» в наблюдении явлений реальной жизни, активно и заинтересованно на них реагировать.

Другое важное качество, которое надо в себе развивать, - это способность мыслить композиционно, рассматривать чистый лист не как плоскость, где можно что-то как угодно изобразить, а в сущности уже как составную часть будущего произведения, как изобразительное пространство.

Учиться надо везде и у всех – в музеях, на выставках, у товарищей.

Но известно, что можно слушать и не слышать, смотреть и не видеть. Есть люди, которые, побывав в художественном музее, обойдя все залы и всё осмотрев, уходят оттуда, не вынося никаких впечатлений, кроме лёгкой усталости. Такие люди смотрят, но не видят.

На уроках изобразительного искусства мы будем учиться видеть, то есть чувствовать, понимать и воспринимать произведения искусства, вырабатывать свои критерии оценки произведений.

Для глубокого восприятия искусства надо, прежде всего, его любить, чувствовать в нём потребность, не смотреть на него ленивым взором, а быть живо заинтересованным.

Ведь в изобразительном искусстве важно не только то, что изображено, не менее важно, как это изображено, какими художественными средствами. Эти средства составляют композиция, рисунок, пластическая форма, колорит, светотень, манера письма и др.

С этими и другими художественными средствами мы будем знакомиться на уроках изобразительного искусства в этом учебном году, постараемся понять основные особенности некоторых видов и жанров изобразительного искусства.

Приведу пример текста стихотворения, в котором развивается образная параллель «жизнь – картина гения, поправленная рукою варвара». Послушайте и попытайтесь объяснить, о какой особенности отображения мира в искусстве говорит автор.

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуёй;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

«Заблужденья» человеческой души в поэтическом тексте включаются в образный ряд: рисунок беззаконный, краски чуждые, ветхая чешуя. В слове тем самым актуализируются смыслы «отклонение от нормы», «внешнее поверхностное» «наносное», которые противопоставляются смыслам «красота», «чистота», «первоначальность». «Нормой», таким образом, признаются порывы «первоначальных дней», входящие в замысел «гения».

4. Изучение нового материала.

1) Рассказ «Искусство и его виды».

Учитель. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.

Искусство (от старославянского искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то главному и общему для всех них признаку. Например, если заходит речь об архитектуре, то подразумеваются произведения всех её типов и назначений: дворцы и храмы, заводские корпуса и жилые дома, деревенские избы и газетные киоски.

Основными видами искусства являются: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, литература, музыка, кино, фотография, танец, театр и др.

2) Ознакомление с пластическими видами искусства.

Учитель. Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем, главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают. Да и то, если речь идёт о живописи, скульптуре и графике, то есть об искусствах, что-то впрямую изображающих. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства», но это тоже не совсем определённо и точно.

Пластические искусства (иначе называемые пространственными) – те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.

Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами материала.

Пластические искусства принято разделять на изобразительные и неизобразительные. К первым относят живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство. Ко вторым – архитектуру (конструктивное), художественно-прикладное искусство (декоративное) и художественное конструирование (дизайн). Их зрительные формы не предполагают прямых аналогий с реальной действительностью.

Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами достаточно условны, поскольку в одном из них могут использоваться образы и приёмы другого.

3) Терминологическая работа «Изобразительное искусство и его виды».

Учитель. Изобразительное искусство многолико и многообразно. До XIX века тремя главными видами искусств считались архитектура (зодчество), скульптура (ваяние) и живопись. А к концу XIX века из служебного и вспомогательного превратился в отдельный и совершенно самостоятельный ещё один вид искусства – графика (рисунок, гравюра, литография).

Скульптура – это искусство, которое без колебаний можно назвать изобразительным: она действительно изображает людей, животных, различные предметы. Есть у неё нечто общее с архитектурой: её главное выразительное средство – объёмная форма, и она также делается из твёрдых и долговечных материалов – дерева, камня, металла.

Живопись – наиболее богатый и полнокровный вид изобразительного искусства, обладающий широкими и разнообразными средствами выражения. В этой необъятной области искусства художники очень часто избирают какие-то свои любимые мотивы и темы. Один любит писать портреты, другой увлечён пейзажами, третий – изображением исторических, военных или бытовых сцен. Такая специализация изобразительного искусства называется делением на жанры.

Графика – это понятие включает очень широкий и многообразный круг деятельности художников. С графикой, в отличие от живописи, мы встречаемся везде и всюду. Иллюстрации в книге, зарисовки и карикатуры в газете, плакаты на улице – всё это произведения художников-графиков.

4) Понятие о неизобразительных видах пластического искусства.

Учитель. К неизобразительным видам пластического искусства относится декоративное искусство.

Декоративным искусством называют создание практически полезных вещей, обладающих эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. Это искусство по своей природе сродни архитектуре: в нём сплавляются польза и красота. Декоративное искусство особенно тесно связано с народным творчеством. К произведениям такого искусства относятся мебель, ковры, посуда, другие предметы домашнего обихода, игрушки.

Декоративное искусство каждого народа имеет особенности, которые связаны с национальным характером, своеобразием истории, жизненного уклада, быта, трудовой деятельности.

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Роспись художественная – вид монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или другим заменяющим её инструментом.

Роспись различают:

По родам изобразительного искусства: декоративная, миниатюрная, монументальная;

По изобразительному началу: орнаментальная, пейзажная, сюжетная, цветочная и др.;

По художественным промыслам: городецкая (г. Городец Нижегородской области), дымковская (слобода Дымково, г. Киров), уральская; народная роспись;

По оценке зрителей: великолепная, выразительная, замечательная, неповторимая, оригинальная, уникальная, эффектная и др.;

По образности художественной речи: богатая, броская, нарядная, праздничная, скромная, сочная.

Роспись игрушки – это подлинно художественное творчество. Каждое красочное сочетание, каждый орнамент рождаются непосредственно в момент работы, как результат творческой фантазии художника. Цвет дополняет и органически завершает пластический образ. (. Цитата по кн.: Дымковская игрушка: из собрания Музея народного искусства и Загорского музея игрушки. – М., 1970. – С. 5.)

Росписью называют композиции на поверхности стены, потолка, свода; в декоративно-прикладном искусстве – на поверхности художественных изделий.

Росписи можно придать какую-либо особенность (блеск, декоративность).

Роспись можно выполнить, нанести, осуществить, покрыть чем-либо (глазурью); отделать, покрыть, украсить предметы росписью, воплотить, воспеть, воспроизвести, появиться, развить, увидеть что-либо в какой-либо росписи.

Роспись выделяется чем-либо; изображает что-либо; поражает чем-либо; состоит из чего-либо (из орнамента, каких-либо фигур); смотрится каким-либо образом (в движении); привлекла, украсила что-либо, проникнута, отмечена какими-либо особенностями: декоративна; оригинальна; проста; своеобразна и др.

Дизайн – это искусство художественного проектирования, превращения машин просто полезных в машины и полезные, и красивые. Внешняя красота, подчёркивающая технические достоинства и назначение предмета, достигается совместным трудом инженера-конструктора и художника-дизайнера.

Архитектура всегда была главнейшим из пластических искусств. Она с наибольшей силой выражала идеи эпохи и определяла стиль других изобразительных искусств своего времени – скульптуры и живописи. Это и самое долговечное искусство : египетские пирамиды или древние храмы американских индейцев дошли до нас, простояв многие тысячелетия.

В то же время нам зачастую трудно воспринимать архитектуру как искусство. Во-первых, очень многое её отличает от скульптур и картин – она ничего не изображает и ничего не воспроизводит. Во-вторых, с архитектурой мы общаемся ежедневно и ежечасно – живём, учимся и работаем в архитектурных сооружениях. Архитектура – это особый вид человеческой деятельности, где сплетены воедино техника и искусство, польза и красота.

И хотя архитектура впрямую ничего не изображает и не воспроизводит, она является искусством, пожалуй, наиболее выразительным из всех видов изобразительного искусства, наиболее способным действовать на наши чувства.

У каждой постройки, у каждого сооружения, созданного одарённым архитектором, есть своё лицо, в него вложено особое настроение.

Архитектура может быть суровой и даже мрачной, величественной и спокойной, тревожной и напряжённой, патетической и радостной.

5) Беседа по представленным произведениям пластического искусства.

Вопросы и задания:

Определите вид пластического искусства каждого из представленных произведений.

Назовите характерные черты того или иного вида пластического искусства на конкретном произведении.

5. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы вспомним основные приёмы работы карандашом и красками. Предлагаю вам рассказать в рисунке о ваших ярких летних впечатлениях.

Какой жанр изобразительного искусства вы при этом выберите? От чего это может зависеть?

Ученики. От характера наших воспоминаний, от творческого замысла того, что хотим изобразить.

Учитель. Это может быть и натюрморт с изумительными ягодами, выросшими у вас на даче, и великолепный пейзаж, запомнившийся вам во время путешествия, и неотразимый портрет нового друга, в котором непременно будут заметны ваши чувства по отношению к нему.

Главное – рисунок должен передать ваши ощущения, настроение от прошедшего лета.

Физкультминутка

Выполнение упражнений:

1) Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счёт «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить 5-6 раз).

2) Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счёт «раз» - поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение; на счёт «три» - поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счёт «четыре» - вернуться в исходное положение (повторить 5-6 раз).

3) Дадим отдохнуть глазам. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна; повторить 8-12 раз).

6. Практическая работа.

1) Выполните рисунок на свободную тему красками или в карандаше.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

2) Составьте и запишите 3-4 предложения о тех произведениях народного декоративного искусства, которые делают в вашей местности (которые видели в музеях или дома, у себя или у знакомых).

7. Итог урока.

1) Выставка рисунков учащихся.

2) Обобщающий опрос:

Что нового вы узнали на уроке?

Кем вы хотите стать после окончания школы?

Нужно ли вам знание изобразительной грамоты? Если да, то почему?

Чему вы больше всего хотите научиться на уроках изобразительного искусства?

Как вы думаете, может ли умение рисовать, понимать изобразительное искусство, знание истории искусства помочь вам в изучении других школьных предметов?

С каким мнением вы бы согласились или не согласились? Ответ аргументируйте.

На доске:

1) Увлекаться изобразительным искусством сейчас несовременно.

2) Понимать и ценить искусство должен любой уважающий себя человек.

3) Совершенно не важно, как кто относится к искусству. В жизни это мало кому пригодится, поэтому по большому счёту ничего не значит.

4) Интеллектуальный, образованный человек не может быть безразличен к искусству. Человек без искусства – ничто.

Домашнее задание: собрать информацию по теме урока; подготовить сообщение об одном из видов искусства.




К пластическим искусствам относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства. Диего Веласкес "Портрет инфанты Маргариты в белом», 1656


Живопись Произведения искусства выполненные красками, называются живописью. Слово «живопись» значит живо писать, то есть писать жизнь. Какими красками пользуется художники? Живопись обретает основное средство выразительности – цвет с помощью материалов: акварель, гуашь, темпера, масленые краски. Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты», 1659


Диего Веласкес испанский живописец, представитель Золотого Века в испанском искусстве. Непревзойденный мастер портрета, придворный живописец Филиппа IV. За 37 лет написано полтора десятка портретов короля. Любимыми моделями художника были дети испанского короля – инфанта Маргарита и принц Балтазар Карлос. Диего Веласкес «Портрет Принца Балтазара Карлоса на пони»


Творчество голландского художника Рембрандта является вершиной мировой реалистической живописи. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. «Портрет старика в красном»


Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. "Портрет Титуса, сына Рембрандта" "Еврейская невеста"






Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни. Карла Брюллова Илья Репин «Бурлаки на волге»


Врубель Михаил Александрович создавал свой собственный поэтический мир, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием. «Сказка о царе Салтане». Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. «Царевна-Лебедь»


Графика Самым древним видом изобразительно искусство является рисунок. Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя, мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры. С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Слово графика происходит от греческого «пишу», «рисую». Группа охотников. Ущелье Валторты. Испания.






Рисунок тоном дает более полную характеристику предмета и среды с передачей объемности формы, осветленности и пространственных отношений. Рисунки выполненные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – все это графика Разновидности графики: книжная, прикладная, промышленная.




Архитектура (греч. "architecton" - " мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая духовным потребностям людей. Я. Г. Чернихов Архитектурные композиции


Основа архитектурной композиции - объемно- пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи


Ричард Фуллер «Павильон США» для всемирной выставки 67 года Гениальная идея лёгкого и прочного «купола» - в пространственной стальной оболочки из прямых стержней в форме треугольной пирамиды, вписанного в сферу - принесла архитектору всемирную известность.


Скульптура (от латинского –вырезать, высекать) - вид изобразительного искусства произведения которого имеют трехмерный объем. Скульптура делиться на два вида: круглая, свободно размещающаяся в пространстве и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости Микеланджело «Восставший раб»


Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Микеланджело «Снятие с креста"


Пергамский алтарь. Грандиозный мраморный алтарь, посвященный Зевсу и Афине.Фигуры богов и гигантов представлены во всю высоту фриза, в полтора раза превышающую человеческий рост. Композиция состоит из множества фигур, построенных в группы борющихся противников. Пергамский алтарь. Фрагмент.


Великолепная Ника Самофракийская Древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед.




К декоративно- прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Техника чеканки широко и разнообразно применяется при создании декоративных панно, посуды, различных ювелирных украшений. «Оплетка стаканчика. Бронза, золочение. Литье. Чеканка».




Список литературы и источников 1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008; 2. Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство 5 – 7 классы Учебник в 4 книгах: «Основы рисунка», «Основы живописи», « Краткий словарь художественных терминов», «Основы композиции» -М.: Титул, Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Л. А. Неменской, составитель М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004; jpg jpg 8. jpg 9. jpg 10.

Урок изобразительного искусства в 6 классе даёт возможность познакомить учащихся с пластическими видами искусства и их делением через рассказ-легенду. Мы очень часто сегодня произносим слово «искусство». Этьен Павийон говорил об искусстве так: «Блеск царственных одежд из кокона извлечь, Заставить красками заговорить полотна, Поймать и удержать всё то, что мимолётно, Запечатлеть в строках и голоса и речь…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

6 класс I четверть, урок №1

(по Программе «Изобразительное искусство»

Б. М. Неменского 2015)

Ст. Полтавская МОУ СОШ №1

2016 г.

учитель Безгласная С.Ю.

Тема: Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Цели: Воспитывать эстетически отзывчивую личность, готовую к общению с произведениями искусства.

Познакомить учащихся с пластическими видами искусства и их делением.

Воспитывать культурного подготовленного зрителя.

Материалы: поисковая тетрадь и любой изобразительный материал, который принесут дети на первый урок в году.

Зрительный ряд: В. Серов «Летучий»

Гжельское панно, А. Рублёв «Троица»

Фото росписи пещеры Ласко.

Фрагмент японской ширмы Х. Тохаку

Ксилография Г. Епифанов «К поэме Гомера»

Ю. Васнецов «Сорока Белобока»

Страница из «Книги Линдисфарн»

Д. Моор Плакат.

Фото Артемида Версальская, Древнегреческая скульптура Муза Клио.

Дет. раб. «Нарядная птица» - 1 кл. 2 чет. 4 урок.

Дет. раб. «Домашние животные» - 2 кл. 2 чет. 1 урок.

Дет. раб. «Зимний лес» - 2 кл. 1 чет. 5 урок.

Пластилиновые раб. «Царевна-Лебедь», «Золушка» - 2кл. 3 чет. 4 ур.

Игровые фигурки: Мастер Украшения, Мастер Изображения, Мастер Постройки.

Эмблемы видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

I. Организационная часть.

В кабинете оформлена выставка детских работ 1-4 классов, представляющая разные виды и жанры станкового искусства. В течение урока на ряд работ будет обращено внимание.

II. Введение в тему.

Легенда.

Могло ли это случиться никому не известно, а если случилось, то где и когда никто не знает. Но события, о которых сейчас пойдёт речь, заставляют задуматься.

Где-то высоко в горах, в труднодоступном месте, куда не каждому путнику дано пробраться, жила большая многодетная семья. Сыновья с отцом ходили на охоту, дочери с мамой шили одежду. В сезон дружное семейство обрабатывало землю, приручало диких зверей. В хлопотах проходили год за годом, дети взрослели и задумывались о своём будущем. Один за другим дочери и сыновья уходили к людям покидая, стареющих родителей. И вот настал тот день, когда на пороге, когда-то шумного дома, остались двое стариков и последний сын. Молодой юноша, видя потухший взгляд своих мамы и папы, решил, что он не покинет их и приложит все усилия, чтоб сделать старость родителей не одинокой. Юноша был любопытным и трудолюбивым и верил, что время поможет ему исполнить своё обещание.

Однажды, юноша отправился на охоту. Внезапно на высокогорье поднялась буря, и молодому человеку пришлось скрыться в небольшой пещере. Утром он вышел на плато, и восторгу его не было предела. Белый снег, выпавший за ночь, светился в рассветных лучах Деревья и кусты, потерявшие листву под порывами ночного ураганного ветра, контрастно чернели на снегу своей мокрой обнажённой древесиной. Юноша, как можно быстрее добрался домой, схватил холодные угли из костровища и нарисовал на стене нехитрого жилища увиденные кусты и деревья. В последствии, навык его рисунка улучшился, и он изображал углём животных, увиденных, у водопоя, на пастбище или на охоте. Настроение родителей улучшилось, ведь они, как и прежде видели вокруг себя мир, хотя и не покидали стен своего дома.

Спустя некоторое время юноша замети, что глина у ручья имеет разный цвет и отвары, сделанные из лесных и полевых трав, окрашивают поверхности в различные оттенки. Нарисовав углём контур, заинтересовавших его предметов, он пытался оформить рисунок различными натуральными красителями, нанося раствор на поверхность кусочками меха или пучком мягкой травы. Теперь изображения, украшавшие стены жилья, стали очень живо показывать окружающий мир. Юноша также занимался улучшением конструкции предметов быта: мелели, посуды, орудий труда Обязательно украшая их рисунками.

Время шло. Однажды, юноша зашёл далеко от дома. У незнакомого для него источника он увидел, как молодая девушка набирает воду. Эта встреча, чуть было, не заставила юношу отказаться от своего обещания. Развивающиеся на ветру волосы, приветливые черты лица незнакомки долго стояли перед глазами нашего героя. Но он собрал в кулак всю свою волю и не ушёл из дома, а чтоб облик любимой не стёрся из памяти, он запечатлел его в камне.

Время неумолимо и быстротечно. Можете представить удивление нашего героя, когда, однажды, близь своего дома он увидел странников. Путники восхищались творчеством юноши и пообещали рассказать о его мастерстве всем, кого увидят на своём пути. Вскоре на пороге своего дома престарелые родители и молодой мастер встречали очередных гостей, которые не спешили уходить. А через год, стучали молотки и кирки при строительстве новых домов. Люди захотели научиться премудростям изображения и решили поселиться рядом с мастером. Так наш герой выполнил своё обещание и сделал старость своих родителей не одинокой. И так, где-то высоко в горах, в труднодоступном месте, куда не каждому путнику дано пробраться, появилось селение мастеров-умельцев, умеющих мир сделать краше

О чём заставляют задуматься события, описанные в Легенде? (творческий процесс делает человека добрее, а мир прекрасней)

III. Повторение пройденного .

Давайте вспомним, чем, на чём и из чего выполнял изображения наш герой. (По мере перечисления материалов, идёт просмотр выставки детских работ и репродукций профессиональных художников на доске и в слайдах)

Уголь – графический материал - дет. раб . «Зимний лес» - 2 кл. 1 чет. 5 урок.

Ф. Васильев «Ствол старого дуба»

Фрагмент японской ширмы Х. Тохаку.

Растительные красители - живописный материал – дет. раб. «Нарядная птица» - 1 кл. 2 ч. 4ур

Дет. раб . «Домашние животные» - 2 кл. 2 чет. 1 урок .

Фото росписи пещеры Ласко. В. Серов «Летучий»

Камень–объёмный материал–пластилиновые раб. «Царевна-Лебедь», «Золушка» - 2кл 3ч 4ур

Фото Артемида Версальская. .

А не кажется ли вам, что юноше помогали Мастера? Вспомним из курса начальной школы Мастеров Изображения, Украшения и Постройки. (На доске рядом с работами соответственно закрепляются фигурки Мастеров, знакомые учащимся с начальной школы)

IV. Изучение нового материала.

Презентация «Виды изобразительного искусства в семье пластических искусств».

Мастер Изображения помогал юноше осваивать графические материалы. (Рядом с фигуркой Мастера Изображения закрепляется табличка «Графика», на которой есть эмблема этого вида ИЗО).

Графика (от гр.grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета.

Запишем в Поисковую тетрадь определение этого вида ИЗО и подчеркнём выразительные средства.

Различают несколько видов графики: станковая – это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение Ф. Васильев «Ствол старого дуба», а также печатная графика – гравюры на металле (офорт), К. Коро «Воспоминание об Италии , на дереве (ксилография), Г. Епифанов «К поэме Гомера» ; книжная – от отдельных иллюстраций до книги в целом как произведения искусства, Ю Васнецов Сорока-Белобока, страница из «Книги Линдисфарн» ; прикладная – открытки , календари, конверты; плакатная ; компьютерная .

Мастер Украшения (Эмблема Живописи ).

Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, наиболее полно отображающий действительность. Главное выразительное средство живописи – цвет, его способность вызывать различные чувства.

Запишем в Поисковую тетрадь определение этого вида ИЗО и подчеркнём выразительное средство.

Живопись делится на станковую, при создании которой художник пользуется холстом, подрамником, мольбертом – всё в месте это может быть названо станком, В. Серов «Летучий» ; монументальную – картины на стенах зданий, Фрагмент римской мозаики Вергилий с музами ; декоративная – Гжельское панно ; иконопись – А. Рублёв «Троица» ; театрально-декорационная – Б Кустодиев Эскиз декорации к опере Н Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мастер Постройки. (Эмблема Скульптуры )

Скульптура (лат. Sculpture, от sculpo – высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трёхмерный материальный объём.

Запишем в Поисковую тетрадь определение этого вида ИЗО и подчеркнём выразительное средство

Скульптура может быть круглой – свободно размещающаяся в пространстве Фото Артемида Версальская , Древнегреческая статуя Муза Клио . и рельефной в которой изображения располагаются на плоскости .

Мы очень часто сегодня произносим слово «искусство». Этьен Павийон говорил об искусстве так: «Блеск царственных одежд из кокона извлечь,

Заставить красками заговорить полотна,

Поймать и удержать всё то, что мимолётно,

Какие виды искусства имел в виду автор этих строк? (Литература, музыка, театр, живопись…)

Можете ли вы объяснить значение слова «искусство»?

Толковый словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: «Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах»

Виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаваемые путём обработки вещественного материала и существующие в пространстве – называют пластическими.

V. Закрепление

- Мы познакомились с тремя пространственными – пластическими видами искусств. Почему их так называют? (Имеют предметный характер)

Перечислите. (Живопись, графика, скульптура)

Какие виды живописи (графики, скульптуры) запомнили?

На данном этапе работы можно просмотреть ещё раз слайды-примеры, произнести названия произведений. Целесообразно, поговорить с детьми о художественных выставках, которые они посещали, о понравившихся и запомнившихся работах. Если у ребят отсутствует опыт общения с произведениями искусства, то можно приступить к работе в поисковой тетради. (Начать выполнение домашнего задания)

За время, отведённое на один урок, запомнить все особенности пластических видов искусств тяжело. Весь год мы посвятим изучению пластических искусств и для этого нам понадобятся… Дети записывают материал, который потребуется в течение года на уроках ИЗО

Домашнее задание.

Пропишите ещё раз названия пластических видов искусств и напротив каждого поставьте линию, окружность, букву, … маленькое изображение, тем материалом, который использует данный вид в своей работе. Если у вас возникнут трудности, напишите название этого материала словом.

На обобщающем уроке в четверти, возможно, кому-нибудь из вас удасца продемонстрировать своеобразную информационно-иллюстративную страничку, созданную при помощи марок, вырезок из журналов, в которой будут представлены пластические искусства и их виды.

На тему «Пластические искусства и их виды» можно подготовить кроссворд, который будут разгадывать ваши сверстники по параллели.