Кот ученый - Образовательный портал

Понятие энтелехия в философии аристотеля. Энтелехия, телеология. Энергия и энтелехия

энтелехия

Словарь медицинских терминов

энтелехия (греч. entelecheia действительность в полном объеме, от enteles полный + echo держать, содержать)

активное, целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало, по представлениям виталистов, присущее живым организмам и определяющее их жизнедеятельность; термин заимствован из учения Аристотеля, где он обозначал более широкое философское понятие.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

энтелехия

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершение, осуществленность) понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).

Энтелехия

(греч. enteléecheia ≈ осуществленностъ, от entelés ≈ законченный и écho ≈ имею), одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия, ≈ материи, формы, действующей причины и цели. Разнообразные определения Э. у Аристотеля могут быть сведены к следующим: переход от потенции (возможности) к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою материальную субстанцию, причину самой себя и цель своего движения, или развития. В новое время понятие использовалось Г. Лейбницем, называвшим свои монады Э., и получило специфическое преломление в виталистической концепции немецкого биолога Х. Дриша (см. Витализм).

Википедия

Энтелехия

Энтеле́хия - в философии Аристотеля - внутренняя сила , потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат ; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево . Соответствует идее каббалы о содержании цели в замысле творения.

Термин принадлежит прежде всего контексту аристотелевского учения об акте и потенции, которое в свою очередь составляет важную часть аристотелевской метафизики: учения о сущем, о форме и материи и о движении. Энтелехия, по Аристотелю, во многом тождественна энергии и есть реализация заложенных в данном сущем способностей и возможностей.

Особое значение понятие энтелехии приобретает в психологии Аристотеля. Душа, или жизнь, определяется как первая энтелехия природного органического тела, способного к жизни. Как форма и двигатель своего тела душа не может быть телесна; она не есть ни определенное вещество, как полагал Демокрит, ни смещение всех веществ, как говорил Эмпедокл, ибо два тела не могут занимать одно и то же место. Однако душа не может быть и бестелесна; она не есть ни гармония тела, как учили пифагорейцы, ни самодвижущееся число, ни то, что движет само себя, как полагал Платон, ибо душа не движется, а движет другое – тело. Душа и тело различны по понятию, но нераздельны по бытию, «как воск и оттиск на нем, как вообще материя чего-либо и то, для чего она служит материей». Живое существо не составлено из души и тела; душа есть сила, действующая посредством тела, а тело – естественное орудие души. Они неразделимы, как глаз и зрение. Каждой данной душе соответствует определенное тело, ибо оно возникает её силой и ради неё, будучи устроено как наиболее подходящий для деятельности данной души инструмент; эта цель, задающая принцип единства организма, ради которой он возник, существует и функционирует, и есть его энтелехия, или душа. Поскольку по бытию душа неотделима от тела, живое органическое существо определяется как сущее, содержащее свою цель в самом себе.

Термин Аристотеля встречается ещё в средние века у Гермолая Барбара, который передает его латинским словом «perfectihabia ». В философии Нового времени термин «энтелехия» высвобождается из контекста учения об акте и потенции и становится одним из ключевых слов телеологического и органицистского понимания, противопоставляющего себя чисто каузальному, механистическому способу объяснения мира. Энтелехия подчеркивает изначальность индивидуальности и целесообразности: каждое отдельное существо ориентировано всем своим внутренним устройством к определенной цели, к которой оно стремится само по себе, т.е. изнутри себя и ради себя. Так, Лейбниц называл энтелехиями свои монады и искал подтверждения своей метафизике в биологическом учении своего времени о преформизме. В философии конца XIX - начала XX века мы также встречаемся с термином "энтелехия" или с равнозначным ему. В 20 в. энтелехия становится центральным понятием в философии органического Дриша. После Дриша, под его влиянием и в полемике с ним, но в рамках той же телеологической и органицистской ориентации, энтелехия фигурирует как ключевое понятие философии природы, «метафизики биологии» и «новой монадологии» у многих философов (в частности, в работах Хедвига Конрад-Мартиуса, которые переосмысливают философию природы, опираясь на энтелехию Аристотеля и учение поздней схоластики о субстанциальной форме).

  1. Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам). Наука каббала и её суть.↩
  2. Новая философская энциклопедия. // http://iph.ras.ru/elib/3549.html↩
  3. Аристотель. О душе. // http://www.psylib.org.ua/books/arist01/index.htm↩
  4. Аристотель. История животных. / Пер.В.Карпова. - М.:Издательский центр РГГУ, 1996. - 528 с.↩
  5. Аристотель. Физика. / Сочинения в 4 томах. / Пер. Н. Брагинская, Т. Миллер, С. Жебелев, М. Гаспаров. - М.:Мысль, 1976. - 2208 с.↩

Примеры употребления слова энтелехия в литературе.

Они сыпали десятками не похожих один на другой терминов и десятками не отличимых одна от другой фамилий: энтелехия , бритва Оккама, деонтология и аксиология, категорический императив, феномены и ноумены, субстанции и акциденции, Шпенглер, Швейцер, Штейнер, Шелер, Шеллинг, Шиллер, Шлегель.

Вся биология до сих пор проникнута извне проникшими в нее допущениями - безразлично будут ли то душа, духовное начало, жизненная энергия, энтелехия , жизненная сила - безразлично.

Следственно, мы из Франции, и нас снедает желание поклониться госпоже Квинтэссенции и посетить достославное королевство Энтелехию .

Из такой концепции Аристотеля явствует, что это есть не столько отрицание платонизма, сколько перевод его с того пути, который мы назвали диалектикой категорий, на путь, который мы теперь должны назвать потенциально-энергийной и эйдетически оформляющей энтелехией .

33. Учение Аристотеля о четырех причинах

А крит П за то, что тот припис идеям сам сущ-е, обособив и отделив их от чув мира. Сущ-ь - это единич, обл сам-ю бытие. Она отв на вопр:«Что есть вещь?» и предст собой то, что делает предм именно этим, не позволяя ему слиться с другими. А делит сущ-и на низ и выс. Низ сост из материи и формы. Мат - это первич материал, потенция вещей. Материи превр из возм-ти в действ-ть форма. А понятие идеи зам на пон Ф. Ф - это актив начало, нач Ж и Дея-ти. Выс сущ-и он наз чист Ф. Они и есть ид сущ-и. Наивыс сущн-ю А счит чист, лишен материн Ф - Перводвигатель, кот служ источ Ж и движ всего космоса. В соотв с уч о сущ-и, А проводит классиф причин бытия: 1) Мат-е, то, из чего сост вещи, их субстрат. 2)Формальные, в кот Ф прояв себя, образуя сущ-ь, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие ист движ и прев возм-и в действ-ь, эн. база фор-я вещей. 4)Целевая, отв-я на вопр «Почему?» и «Для чего?». А всегда связ движ с соот эн, без кот не может произ превр потен-го в акт-е. Под Энтелехией А поним результат, цель движ, заверш проц. Каждое бытие содер в себе вн цели. Благодаря цели, закл в предмете, рез нах-я в бытии до его осущ, когда процесс зак и Движ достигло своего завер-я, цели разв. Энтелехии вносит в движ телеол х-р. Телеол А находит свое выс разв в его уч о перводвнгателе. Т.к. дивж вечно, то должно сущ нечто, что прив все тела в движ - первый двигатель. Он не нах в движ, т.к. у него нет двиг-я, он сам есть эн, чист Дея-ть. Он не обладает матерней, это чистая Ф - цель. Душа явл-ся Ф по отношению к материи и присуща лишь жив сущ. Ей обладают только растения, животное и человек. Раст душа ведает функ пит, роста и размн. У жв-х прибавл способ-ь желания. Разум душой обл лишь ч-к., это такая часть души, кот познает и думает. Разум сост осн начало этой души. Он не зав от тела, бессм и нах в тесн связи с вселен разумом. Отл ч-ка от жив -это спос-ь к интел жизни.

35. Теология Аристотеля. Учение об энтелехии

Телеология - (от греч. теоса - бог, логос - учение, слово) - философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. С точки зрения телеологии, не только человек, но и все явления природы имеют целеполагающие начала, души своего рода. Если человек сознательно ставит перед собой цель, то в природе осуществляется бессознательно. Телеология пытается объяснить всеобщую взаимосвязь, закономерность всех явлений природы.

Первая последовательная система телеологии была разработана Аристотелем. У него принцип целесообразности распространяется и на бытие и возводится в конечную инстанцию к Богу. Отличая целесообразность природы в целом, он выдвигает понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы. Примеры целесообразности Аристотель усматривает в явлении роста организмов как закономерный процесс развития, внутренне присущий живым телам и особенностей их строения, достигаемый ими в зрелом возрасте.

Аристотель считал, что каждая вещь имеет свое предназначение, носит в себе активное целеполагающее начало, душу, энтелехию и в то же время все цели природы подчинены единой высшей цели. Энтелехия - осуществленная цель, а также активное начало, предвещающее возможность в действительность. В душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели, эта часть - ум, за исключением которого все части души подлежат разрушению, как и тело.

Цель - одна из четырех причин, которую он ставит наиболее высоко, также объясняет цель и смысл движения, развития.

37. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»)

Кроме физ мира и его ст-ры А изучал сущее в нем, сущ-ва неодуш (без разума), одуш и сущ надел разумом. Одуш сущ посвящ мн-о трактатов, но особое знач им «О Д». Одуш сущ от неодуш отл тем, что они обл началом, дающим Ж, и это начало - Д. Что же такое Д? Для этого А воспроизв свою метафиз-у реал-и, где все вещи - сплав М и Ф, где М - потенциал, возм-ь, Ф - акт, реализ возм-ти - энтелехия. Для живых существ, тело: потенциал, Ф (сущность) и акт (реализация) реализация которого - душа. «Д есть причина и начало живого тела», «первая энетелехия физ тела» (душа рассматривается как форма, реализация). Душа - как принцип жизни должна им спос-и, фун-и и части, отв-е за разные операции и их регул. Душа имеет три уровня: вегетативная, чув, рац. Чтобы обл рац Д, ч-к должен иметь две другие, животное должно иметь вегет Д, чтобы обладать чув, вегетативной можно обладать и без двух других. Вегет Д - наиболее элем начало жизни, которое регулирует биол активность. Объясняя жиз процессы, А преодол натур трактовку, считая, что причиной роста - не является огонь, тепло, М вообще - в лучшем случае они сопрнчина роста, а - Д, кот также св с питанием (оно возм благодаря теплоте Д), н репродукцией (вегет Д отв за воспр - цель любой.жизни). Чув Д - животные, помимо этих ф-ий обл ощущ-и. Ощущ - наиболее важно. Мы обл ощ не актуально, но потенц, даже когда нет контакта с актуально чув объектом. Чувство – спос-ь прин чув Ф без М. Аппетит возн как следствие ощущ. Движ возн из желания, оно приводит в движение в направлении к объекту желания. Разум Д - присуща только ч-ку. Органы чувств не бывают вне тела, понимание же сам-но. Понимание – способ-ь и потенциал познавать чистые Ф. Акт Интеллект - Д приходит извне, обожеств, остается в душе в теч всей Ж. Это сверхфиз и дух, бож-е в нас, неразруш, сама по себе мыслит активность бессмертна.

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. εντελέχεια, от εντελής - законченный, завершённый и έχω - имею, нахожусь в состоянии; собственно - нахождение-в-состоянии-полной-осуществлённости, осуществлённость), один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности (см. Акт и потенция) бытия; неологизм Аристотеля. В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) энергия означает у Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия - конечный результат этого перехода.

Энтелехия (НФЭ, 2010)

ЭНТЕЛЕХИЯ (ἐντελέχια) - понятие древнегреческой философии, означающее действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т. е. форму или душу. Слово представляет собой неологизм, составленный, вероятно, Аристотелем (впервые появляется именно у него). Древние авторы предлагают две этимологии слова «энтелехия»: от ἐντελής …, т. е. существовать в состоянии полноты и завершенности, и от … т. е. содержать в себе свою цель и свое завершение (греч.

Энтелехия (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершенность, законченность, осуществленность) - одно из центральных понятий философии Аристотеля, используемое им для обозначения действительности предмета, в отличие от его возможного, потенциального бытия. «Ибо дело - цель, а деятельность - дело, почему и «деятельность» (energeia) производна от «дела» (ergon) и нацелена на «осуществленность» (entelecheia). Э. мыслится Аристотелем как развернутая в существовании и бытии, определенным образом организованная энергия, содержащая в себе наличную и целевую причину. Поскольку в аристотелевской философии «материя» есть чистая возможность, то Э. как противоположность возможности приближается к понятию формы...

Энтелехия (Конт-Спонвиль, 2012)

ЭНТЕЛЕХИЯ (ENTELECHIE). Бытие в действии в отличие от бытия в потенции. В этом смысле термин синонимичен понятию «energeia». В словаре Аристотеля обозначает скорее свершившееся действие (имеющее цель - telos - в себе самом), чем действие в процессе совершения (стремящееся к цели, следовательно, пока ее не достигшее). Полностью завершенное действие, или совершенство в действии. У Лейбница этим термином обозначаются монады - в той мере, в какой они несут в себе «известное совершенство, и в них есть самодовление, которое делает их источником их внутренних действий» («Монадология», 18).

Энтелехия (Подопригора, 2013)

ЭНТЕЛЕХИЯ [греч. ἐντελέχια - осуществленность, от ἐντελής - законченный и ἔχω - имею]- термин философии Аристотеля, выражающий единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Занимая центральное место в философии Аристотеля, этот термин получает в ней разнообразные определения, которые могут быть сведены к следующим: 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою, 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития.

Энтелехия (от греч. законченный, завершённый и греч. имею, нахожусь в состоянии; собственно - нахождение в состоянии полной осуществлённости, осуществлённость) - один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности бытия; неологизм Аристотеля.

Понятие Энтелехии в античной философии

В «Метафизике» Аристотеля энергия означает действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия - конечный результат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого различия и употребляет термины «Энергия» и «Энтелехия» как синонимы. Поскольку материя, согласно Аристотелю, есть чистая возможность, то энтелехия как противоположность потенциальности приближается к понятию формы, а поскольку конечный результат процесса актуализации есть его цель (греч. телос означает одновременно и «конец» и «цель»), то Энтелехия соответствует целевой причине. Существенную роль понятие Энтелехии играет в психологии Аристотеля, определяющего душу как «первую Энтелехию естественного тела, потенциально обладающего жизнью». Именно здесь Аристотель различает «первую» (или простую) Энтелехию и «вторую» (высшую) Энтелехию: так, знание (эпистеме), понимаемое как «первая» Энтелехия, может осуществить себя далее в «умозрении» как Энтелехия второго порядка.

Понятие Энтелехии в средневековой философии

В латинской схоластике (в частности, у Фомы Аквинского) и энергия, и Энтелехия переводятся одним термином «акт».

Понятие Энтелехии в философии Нового Времени

В философии нового времени понятие Энтелехия возрождается у Лейбница, относившего его к монадам (у самого Аристотеля Энтелехия никогда не имела предметного смысла). Употребление термина «Энтелехия» в виталистической биологии (напр., у Дриша) в смысле целесообразно действующей жизненной силы также существенно уклоняется от словоупотребления Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Приехав в Афины в 367 г. до н.э., он становится учеником Платона и членом платоновской Академии. Ученический период Аристотеля заканчивается критикой теории идей и Платона, после чего и начинается построение собственной оригинальной системы. Аристотель отвергает противопоставление мира идей миру вещей, полагая, что идеи не могут существовать в отрыве от вещей и, следовательно, не могут обладать самостоятельным бытием. Согласно Аристотелю, платонизм лишь удваивает мир, не упростив, а только усложнив процесс познания.

Философию Аристотель называл “первой философией”, “мудростью” и “теологией” (теология – учение о Боге). “Первая философия” именуется таковой поскольку она изучает высшие начала бытия, “первые начала и причины”. Изучением же чувственно воспринимаемого мира, того, что мы называем природой, занимается физика, которую Аристотель называет “второй философией”.

Материя сама по себе есть лишь потенциальная возможность вещи, а форма придает внешний облик, структурирует, упорядочивает, “оформляет” материю, придавая вещи действительность, актуализируя, осуществляя ее. “Нахождение в состоянии полной осуществленности” Аристотель обозначает термином “энтелехия”.

Энтелехия – это цель, конечная стадия любого процесса превращения возможности в действительность. Для человеческого тела, например, энтелехией и формой является душа. Здесь же мы отметим и тот факт, что учение о возможности и действительности имело важное значение, как для самого Аристотеля, так и в истории философии. Если нечто и возникает, то возникает оно как осуществление возможности, а не из ничего. Бог с необходимостью должен оставаться бестелесным. Бестелесное же, неподвижное, чуждое возможности и являющееся действительностью – это форма и только форма. Наивысшая же бестелесная действительность – это ум. Бог, таким образом, есть чистый ум, созерцающий самое себя.

Первая ступень – чувственное восприятие, знание индивидуального. Следующая ступень познания, согласно Аристотелю, это ступень искусства (технэ). Следующая ступень познания – это ступень наук и философии, высшей из всех наук, которая собственно и занимается исследованием первопричин и сущего.

Аристотель убежден в том, что человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Научиться поступать правильно и хорошо человек может в процессе воспитания, если он воспитывается в духе добродетели.

Для Аристотеля совершенно однозначно то, что чувственная природа должна быть подчинена разумной. Достижение блага, добродетельная деятельность и, таким образом, достижение счастья для человека возможно, но как полагает Аристотель, только в государстве. Государство (полис) Аристотель называет “политическим общением” и полагает, что стремление к государству или такому общению заложено в самой природе человека.