Кот ученый - Образовательный портал

Характеристика аси из повести тургенева. Характеристика аси из повести тургенева Тургенев ася главные герои и их характеристика

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Характеристика героя

Это молодая девушка, живущая одном германском городишке со своим братом Гагиным. Рожденная от отца-дворянина и матери-служанки, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой...". Автор подчеркивает неординарность девушки. И действительно, господин НН сразу заметил это: ее артистизм, пластичность, порывистость, огромную эмоциональность, желание прожить яркую и запоминающуюся жизнь. А. ничего не боится, ради любви готова на все. Она испытывает глубокое сильное чувство к господину Н.. А. признается ему в любви и говорит, что готова пойти за ним на край света. Но герой не был готов к серьезным переменам в своей жизни и побоялся взять на себя большую ответственность за юную девушку. А. понимает, что господин Н., если женится на ней, в дальнейшем будет жалеть о своем поступке. Героиня и ее брат уезжают. Позже у господина Н. было еще множество женщин, но лишь А. оставила в его душе неизгладимый след.

Романтическая повесть «Ася» была написана в 1857 году и через год опубликована в «Современнике». Позднее Тургенев сам перевел произведение на французский язык, так как другие переводы его не удовлетворяли.

Главные герои повести «Ася»:

Н.Н. — двадцатипятилетний мужчина. Любил путешествовать, обладал хорошим здоровьем, молодостью, деньгами. Его интересовали и восхищали новые лица, характеры. Немецком городке он повстречал молодых людей, таких, как он сам. Они ему понравились. Ася, такая необычная и такая разная, девушка-хамелеон произвела на него глубокое впечатление. Но он не осознал до конца, что полюбил ее. Не осознав, он не сказал ей тех слов, которые она так ждала. Ася с братом уехали, но Н.Н. пытался догнать их, и потом долго вспоминал эту необычную девушку.

Ася – смуглолицая миловидная девушка с черными глазами и грациозной фигуркой. Ася была на редкость подвижной девушкой. Она поминутно вскакивала, убегала в дом, возвращалась снова. Часто смеялась своим мыслям. На людей смотрела прямо и смело. Она была немного странной и непонятной. Она могла быть живой и смеющейся, сосредоточенной и скромной, спокойной и кроткой. Каждый раз разная. Ася была дочерью дворянина и крестьянки. Поэтому она мало походила на девушку дворянского рода. Она 4 года провела в пансионе, и там, правда ей привили некоторые манеры. Она училась хорошо, но была девушкой своенравной. Ася полюбила Н.Н., но не сразу призналась самой себе в этом.

Мать Аси считали женщиной неприступной. Она сошлась со своим барином только после смерти жены. Отец Гагина хотел жениться на ней, но она отказала, считала, что не может быть барыней. Не захотела она, чтобы Ася жила в барском доме.

Гагин – некрасивый молодой человек. У него «было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается». Мечтал посвятить свою жизнь живописи. Но он был вялым человеком, неспособным на нелегкий труд. Он был благородным молодым человеком, взял на себя заботу о своей сводной сестре.

Отец Гагина и Аси большую часть своей жизни провел в деревне. Жена умерла рано, и, переживая смерть любимой женщины, он замкнулся в себе и в четырех стенах. Сына отправил к брату в Петербург, где юный Гагин получил блестящее военное образование.

Повесть заканчивается разлукой. Вот так люди зачастую не могут сказать друг другу самого важного, а непонимание лишает их счастья. Н. испугался чувства Аси, и где-то подсознательно чувствовал, что не может жениться на Асе. Он не сделал того шага, которого от него ждали Ася и ее брат. Гагин увез Асю, чтобы Н.Н. не заставлял ее страдать.

Главная героиня повести, младшая сестра Гагина, возлюбленная господина Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина и горничной. Рано лишившись матери, она осталась на попечении у отца. Вскоре и отец умер, тогда заботу о ней взял на себя ее старший брат по отцу – Гагин.

Один из основных персонажей повести, старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н., которому было на тот момент 25 лет.

Главный герой произведения, повествователь, друг Гагиных. Этот герой Тургенева относится к «новому» поколению людей, пришедших на смену «лишних». Именно он повествует историю знакомства, произошедшую много лет тому назад в городке на берегу Рейна. Ему тогда было всего двадцать пять лет, и он хотел повидать мир.

Отец Гагиных

Был хороший человек, но в жизни ему не везло. Первая жена умерла рано, Гагину было всего 6 месяцев. Он уехал в деревню, где прожил двенадцать лет, никуда не выезжая. Через несколько лет после смерти жены сошёлся со служанкой Татьяной, от которой у него родилась Ася. Когда Асе было 9 лет, Татьяна умерла. Сам отец умер от тяжёлой болезни, когда Асе было 13 лет.

Татьяна

Мать Аси, гордая и строгая служанка матери Гагина. Сошлась с отцом Гагина и родила ему девочку Асю. Отец звал её замуж, но она отказалась. Жила отдельно от него вместе с дочкой. Умерла, когда Асе было 9 лет.

Дядя Гагина

Родной брат отца Гагина, который забрал его из деревни. Дядя увёз его в Петербург, где жил сам и был там довольно значительным.

Яков

Камердинер отца Гагина. Именно ему было поручено рассказать всю историю Аси Гагину.

Фрау Луизе

Старушка-немка, с которой подружилась Ася и она её также любила. Вдова бывшего местного бургомистра. Именно у неё назначила свидание Ася Н.Н., чтобы проститься. И именно она отдала прощальную записку Аси господину Н.

Хозяйка Гагиных

Эпизодический персонаж, хозяйка дома, где жили Гагины.

Темы, раскрывающие отношение учащегося к герою литературного произведения, могут формулироваться по-разному: «Кто из героев (произведения) мне ближе и почему?», «Мое отношение к герою (к героям) произведения», «Мой любимый литературный герой» и т.п.

Сочинениям, в которых учащиеся непосредственно выражают свое отношение к литературным героям, должен предшествовать опыт характеристики литературного персонажа. Сочинения-характеристики мы начинаем писать с 5 класса, осваивая в процессе анализа текста такие теоретико-литературные понятия, как «портрет литературного героя», «речь героя», «авторское отношение к герою» (авторская позиция). Сопоставительные характеристики героев одного произведения являются следующим этапом работы над литературным образом.

По мере литературного и возрастного развития учащихся мы увеличиваем контекст сопоставления (сравнение литературных героев разных художественных произведений, эпох, направлений, героев русской и мировой литературы), усложняя цели и задачи работы. Так, предложенная в 8 классе тема «Мое отношение к героям повести И. С. Тургенева “Ася” в перспективе, на следующем этапе литературного развития, может быть развита в более широком, философском контексте. Например, в русле размышлений Д. С. Лихачева о своеобразии русского характера: «Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: во всем доходить до крайностей, до предела возможного, и при этом в кратчайшие сроки... Россия благодаря этой своей черте всегда находилась на грани чрезвычайной опасности - это вне всякого сомнения, и в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о будущем».

На начальном же этапе - характеристики литературного героя, выражения к нему своего отношения - такие работы, как правило, не вызывают больших затруднений у учащихся. Тем не менее наиболее распространенной ошибкой в их написании является отсутствие в работе непосредственной характеристики героя, которая бы мотивировала выраженное к нему отношение. Нередко ученик торопится высказать свое мнение, пропуская важный этап работы - размышление над образом героя, внимание к авторской позиции, - которые возможны лишь на конкретном материале проанализированного художественного текста. Для того чтобы заострить внимание учащихся на раскрытии образов героев, мы несколько изменим традиционную тему: вместо «Мое отношение к героям повести И. С. Тургенева “Ася”» - «Герои повести И. С. Тургенева “Ася” и мое к ним отношение».

Сосредоточенность на характеристике героя, опора на материал, который дает текст (портрет, речь, поступки, отношение автора к герою), помогают учащемуся избежать необоснованной оценки, поверхностности суждений. В реальной жизни это способствует развитию у учащихся таких качеств, как наблюдательность, стремление к объективности при выражении собственного мнения.

Поскольку любая творческая работа по литературе непосредственно связана с анализом произведения, непосредственно или опосредованно мотивируется его характером, целями и задачами, мы рекомендуем обратиться к материалам учебника для 8 класса под ред. В. Г. Маранц- мана , а также к методическим рекомендациям к учебнику , которые помогут учителю спланировать уроки по произведению.

Как показывает опыт, учащиеся с интересом читают повесть: тема человеческих чувств и взаимоотношений интересна подросткам. Главную трудность вызывает понимание образа главной героини повести - Аси и прочувствование лирического лейтмотива повести - «у счастья нет завтрашнего дня».

Естественность и открытость натуры, сила и бесстрашие чувств, умение сердцем откликаться на все, что происходит в жизни, далеко не всегда близки сознанию современного человека: достаточно рассудочного, прагматичного. Понимание единственности встречи, «мгновения», которое судьба дарит человеку лишь однажды и к которому он чаще всего бывает не готов, как герой тургеневской повести, не близко 13-14-летнему читателю. И это объясняется не только его малым жизненным опытом, но и иным мироощущением человека XXI в., который живет в эпоху виртуальной реальности: все можно растиражировать, повторить, прокрутить, как в кино, продублировать. Уникальность, единственность, неповторимость как характеристики определенных жизненных ситуаций, чувств, отношений сегодня отрицаются как таковые. Массовая культура выдвигает альтернативный тезис: все повторяемо, воспроизводимо, заменимо. Попытки самовыражения чаще всего в конечном итоге ведут к унификации - поскольку изначально в их основе лежит завуалированное стремление «быть как все».

Сочинение «Герои повести И. С. Тургенева “Ася” и мое к ним отношение», с одной стороны, является работой обучающего характера, цель которой - научить учащихся выражать свое отношение к литературным героям, активно привлекая для аргументации своих мыслей и чувств художественный текст (опора на характеристику образа), с другой - дает возможность ученикам глубже понять характеры героев и авторскую позицию в произведении, еще раз обдумать поступки героев и свое отношение к ним.

Ниже мы приводим работы учащихся, сопроводив их кратким анализом и рекомендациями для дальнейшей работы. Мы отобрали сочинения, разные по уровню освоения материала, стилю размышления. Они помогут увидеть, как идет процесс работы над сочинением у разных учащихся. Все они приводятся без стилистической правки, хотя почти в каждой есть речевые ошибки, недочеты, которые, по нашему глубокому убеждению, отражают неточность прежде всего самой мысли.

Герои повести И. С. Тургенева «Ася» и мое отношение к ним

1. Черновик сочинения Пантюховой Ольги.

В повести И. С. Тургенева «Ася» три главных героя: Ася, Гагин и Н. Н.

Гагин - дворянин, образованный человек. Он играл на пианино, сочинял музыку, рисовал картины - в общем, вел светский образ жизни.

Свою сестру по отцу Асю он считал «доброй, но с бедовой головой». «Трудно с ней ладить, - говорил он. - Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить!»

Ася была невысокого роста, «грациозна сложена, но как будто не вполне еще развита». Волосы у нее были черные, «остриженные и причесанные, как у мальчика», лицо смугловатое, круглое, «с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными глазами».

Была она очень подвижна, «ни одно мгновенье не сидела смирно; вставала, убегала и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен».

Н. Н. был человеком вольнодумным, ничем себя не утруждающим, обычным дворянином, уехавшим путешествовать «без всякой цели, без плана»; «жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом». Интересовали его в путешествиях более всего лица, «живые, человеческие лица - речи людей, их движения, смех - вот без чего я обойтись не мог», - говорил он. Любил Н. Н. бывать в толпе, общаться с людьми. Все свои мимолетные увлечения он часто выдавал за серьезные чувства, поэтому, возможно, он не сумел правильно обратиться к Асе, понять ее, когда она хотела признаться ему в своих чувствах. Он вел себя бестактно, обвиняя Асю в том, о чем она не думала, да и не могла тем более сделать: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...»

Таким образом, когда я прочитала повесть, я все-таки задумалась над вопросом: почему судьба не соединила героев, почему все кончилось именно так? Так неожиданно и печально? Ведь для героев не было преград, они могли повлиять на свою судьбу сами.

Здесь играет роль лишь поступок, сделанный или не сделанный вовремя. Н. Н. был виноват в том, что все так сложилось. У него был шанс и в тот момент, когда они встретились с Асей, и в тот момент, когда он решил, что «завтра будет счастлив». Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». И Н. Н. упустил свое счастье. Его легкомыслие погубило его судьбу. И сам он, уже прожив жизнь, осознал это, «осужденный на одиночество бессемейного бобыля», «...что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?»

Повесть Тургенева «Ася» - повесть о несложившейся любви, безвозвратно ушедшей надежды на счастье.

Данная работа - результат внимательного отношения ученицы к тексту произведения, активного участия в анализе.

Мы видим, что характер каждого из героев повести в целом воссоздан верно. Не до конца нарисован в работе портрет Гагина. Хотя он и играет в повести не столь значительную по сравнению с другими персонажами повести роль, но его образ неоднозначен. При характеристике Гагина важно, с одной стороны, отметить иронию, с которой автор говорит о его занятиях живописью (и в этом поверхностном отношении к искусству Гагин и Н. Н. близки), с другой - подчеркнуть искреннее отношение Гагина к судьбе Аси, умение понять ее непохожесть на других, принять ее такой, какая она есть, - на что не способен Н. Н.

Портрет Аси нарисован достаточно подробно, но лишен оценки. Остается не совсем понятным, как автор сочинения относится к Асе, какие ассоциации вызывает созданный художником образ. Необходимо также подумать над тем, как удачнее ввести в сочинение ее портрет. Упущены при анализе некоторые значительные эпизоды повествования: «отчего люди не летают», сцена вальса. Обращение к этим эпизодам помогло бы «услышать» мелодию любви в повести, приобщиться к стилю авторского повествования.

Достоинством работы является, несомненно, опора на текст художественного произведения, умелое введение цитат. Но «размер» каждой цитаты необходимо сократить до минимума, в котором отражается суть мысли.

Вступление непосредственно подводит к теме сочинения, но стереотипно, лишено установки на диалог. Заключительная часть работы удачно отражает общий смысл повести, но не раскрывает читательской позиции ученицы. Имеются речевые недочеты.

2. Черновик сочинения Лукьянова Виктора.

Все вы, наверное, слышали о произведении И. С. Тургенева «Ася» или читали эту повесть. Это произведение известно очень многим из-за того, что написанное в ней очень граничит с реальностью. Это не какой-нибудь простой роман. Это жизнь, где поступки настолько естественны, что иногда кажется, будто писатель не выдумал повесть, а он лишь перенес на бумагу то, что было в жизни.

Н. Н. - обычный молодой дворянин, который ищет чего-то нового, не имея при этом определенной цели в жизни.

Ася - юная девушка, которой все интересно. Она честна и во многих ситуациях не знает, как себя вести.

Н. Н. полюбил Асю, а она полюбила его, казалось, все должно пойти хорошо, но это произведение слишком похоже на жизнь, чтобы у него был такой счастливый конец. Ведь жизнь человека не может быть идеальной.

Он дворянин, а она нет, что будет после свадьбы? Он лишится всего, и этот страх взял верх над любовью, и они расстались.

Несмотря на то что герои расстались, Н. Н. продолжает любить Асю сердцем. И в конце любовь побеждает страх, но уже было поздно. И не остается ничего, кроме печали. А она умудряет и греет его сердце.

Характеристика героев дана слишком обобщенно, хотя и верно уловлены их основные черты. Интересна логика размышления, согласно которой «Ася честна», поэтому во многих ситуациях не знает, как себя вести. На первый взгляд, нелогично. Но, если задуматься, у «естественного» человека нет «заготовок» поведения на разные жизненные ситуации. Было бы интересно развить мысль в этом направлении.

Необходимо дополнить характеристику героев: подчеркнуть неповторимость Аси, выделить отношение к жизни Н. Н. в начале повести, несколько слов сказать о Гагине; сравнить героев. Ввести небольшие цитаты, точно и образно характеризующие каждого из героев. Можно ли доказать текстом, что Н. Н. помешало жениться на Асе ее недворянское происхождение (это утверждается в работе). В работе не совсем ясно выражено собственное отношение к героям повести.

Во вступлении намечен диалогический характер повествования, но в дальнейшем он не развит. В целом написанное представляет собою эскиз, наброски к будущей работе. Отсутствие опоры на текст обытов- ляет размышление, обедняет мысль.

Необходимо развить самостоятельные мысли, активно привлекая для этого текст произведения и результаты анализа.

3. Черновик сочинения Голубевой Светланы.

Главная героиня повести - Ася: невысокого роста, грациозно сложена, короткие черные кудри, черные глаза. Хотя имя ее было «Анна», но все почему-то называли ее ласково «Ася». Ей было лет семнадцать. Ловкая, подвижная, даже казалась немного дерзкой, а все ее существо «стремилось к правде». Она считала, что «лесть и трусость - самые дурные пороки».

В этой повести доверчивая, милая, непохожая на других девушка, обращает на себя внимание молодого человека - И. Н. Она рождает в его сердце противоречивые чувства. Герой же повести сам не может до конца понять своих чувств к Асе, ведь у него никогда не было серьезных отношений с девушками ее возраста. Я думаю, что до встречи с Асей Н. Н. относился к девушкам даже цинично. Вскоре он стал забывать свои неверные чувства. И все же мне кажется, что Н. Н. - несерьезный, ветреный человек, неспособный на настоящие чувства. Он был чересчур влюбчив, беспечен, ведь всю жизнь он ничем себя не утруждал. Как он сам рассказывает о себе, «жил без оглядки», «делал, что хотел». Ему и в голову не приходило, что так жить нельзя. Уже намного позже герой поймет, что «молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный, а придет время - и хлебца напросишься».

Гагин - необычный человек. Во всем его облике есть что-то «мягкое»: мягкие курчавые волосы, «мягкие» глаза. Он любит природу, искусство, хотя у него явно не хватало терпения и трудолюбия на серьезные занятия живописью. Но при этом он сильно и искренне как брат любит Асю, переживает за ее судьбу.

Выслушав признание Аси, Н. Н. не оценивает ее поступка, и даже делает вид, что она ему безразлична. Ася в растерянности, в отчаянии, она теряет веру во все, что для нее было так важно. Ей пришлось многое вынести и пережить. Ведь она так боялась этого разочарования, но оно настигло ее. Ася наивна, она еще не знает, как трудна и жестока жизнь. Героиня вызывает во мне жалость, сочувствие и понимание. В конце повести Н. Н. признается, что на самом деле никогда он не испытывал ни к кому таких чувств, как к Асе: «Чувство жгучее, нежное и глубокое было только тогда. Нет! Ни одни глаза не смотрели на меня с такой любовью!»

Н. Н. теряет Асю. Она осталась в его памяти той самой девочкой, какой он знал ее в лучшую пору своей жизни и какой он видел ее в последний раз. Он слишком поздно осознал, какую ошибку совершил. «Завтра я буду счастлив», - думал он. Но «у счастья нет заврашнего дня»...

В работе чувствуется «захваченность» ученицы чувствами героини. Не случайно она пишет о том, что понимает героиню.

Здесь мы отчетливо видим «сопричастность» художественного произведения психологической доминанте возраста - переживаниям первой влюбленности. Точно понято внутреннее состояние героини в момент свидания с Н. Н.: Ася «теряет веру во все, что для нее было так важно».

Достаточно полно описаны характеры героев. Не совсем удался переход к характеристике Гагина. Нет сопоставления с Н. Н. и выводов. Удачен выбор цитат. К сожалению, некоторые важные эпизоды повести не упомянуты в работе, поэтому автору не совсем удалось воссоздать поэтическую атмосферу повествования, донести «музыку» текста, что, безусловно, обедняет анализ повести. Видимо, этот пласт произведения несколько проигнорирован ученицей. В центре внимания - сюжет.

4. Черновик сочинения Аникина Станислава.

На уроке литературы мы читали повесть И. С. Тургенева «Ася». Мне очень жаль, что Ася и Н. Н. не остались вместе. Если бы Н. Н. не жил «завтрашним днем», то они были бы счастливы.

У Аси была необыкновенная внешность. Почти детские щечки, черные глаза, небольшой нос. Она была грациозно сложена и напоминала рафаэлевскую Галатею. Ее внутреннее беспокойство, желание порисоваться сбивало Н. Н. с толку. Она то смеялась, то грустила: «Что за хамелеон эта девушка!» Но ее душа ему нравилась.

Гагин, брат Аси, любил рисовать, но все картины так и оставались незаконченными. При его любви к природе и искусству ему не хватало трудолюбия и терпения. Не случайно, описывая одну из прогулок Гагина и Н. Н., когда Гагин решил «поработать», Тургенев замечает, что герои пустились в разговоры с таким удовольствием, как будто бы делали что-то полезное. Но, несмотря на ироничное отношение автора к «художнику», мы видим, что Гагин был способен на искреннюю любовь к сестре, переживал за ее судьбу.

Во время свидания Ася была как «испуганная птичка». Она дрожала, и сначала Н. Н. было жалко ее, сердце в нем «растаяло». Потом, вспомнив о Гагине, Н. Н. начал кричать на Асю и постепенно становился все более жестоким. Ася не понимала причины его жестокости. И. И. знал, что обманывает ее. Ася бросилась к двери и убежала, а он стоял «как громом пораженный».

Н. И. любил Асю. Если бы он сказал только одно слово, они были бы вместе. Страх терзал его, досада грызла. Он чувствовал сожаление, раскаяние. Как можно жениться на семнадцатилетней девочке! И в то же время он уже был почти готов сказать об этом Гагину и решил отложить это на завтра. «Завтра я буду счастлив!». Но у «счастья нет завтрашнего дня» ...Критик Н. Г. Чернышевский писал о том, что все русские «Ромео» такие.

В целом ученик верно уловил смысл повести Тургенева. В работе приведены эпизоды из текста, цитаты, точка зрения Чернышевского. Но учащемуся трудно дается логическое связывание микротем, переход от репродукции текста к самостоятельным размышлениям. Явно недостаточно выражено собственное отношение к героям, нет вовлеченности в мир художественного произведения, в мир автора и героев. Именно поэтому в работе так мало внимания уделяется переживаниям героев, их чувствам.

При всех недостатках - работа вполне самостоятельна.

Необходимо еще раз обратиться к материалам для сочинения, подумать над предложенными вопросами.

5. Черновик сочинения Карпузовой Ульяны.

Герои повести Тургенева «Ася» вызвали у меня противоречивые чувства. Мне немного сложно понять, как я к ним отношусь. Я попробую поразмышлять об этом.

Сначала мне было непонятно, почему Ася так меняется на протяжении всей повести. В начале автор описывает ее так: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело», «взор ее становился глубок и нежен», «ее движения были очень милы». «Во всех ее движениях было что-то неспокойное», по природе своей она была «стыдлива и робка». Она была грациозно сложена и напоминала рафаэлевскую Галатею.

Даже Н. Н. замечает в ней что-то странное, вернее сказать, необыкновенное. У читателя складывается ощущение, что в каждой главе описываются разные девушки. То она крестьяночка, то забавное дитя, то светская барышня, то любящая всей душой женщина. Ася разная, но всегда искренняя. Героиня меняет роли, оставаясь собой. В ее больших черных глазах всегда светилась искренность.

Я заметила, что Ася очень отличается от Гагина и Н. Н. В ней есть что-то неспокойное. Может, это вспыльчивый, дерзкий, постоянно меняющийся характер, а может, кровь, в которой есть и простота и нежность русской женщины, и строптивость и избалованность светской барышни. Ощущая какие-либо чувства, будь то любовь или ненависть, она испытывает их до конца, глубоко, всей душой. Я думаю, что именно этим и отличается от всех остальных «тургеневская» девушка. Мне очень близка по духу Ася, я понимаю каждое ее движение, взгляд, слова. Мне кажется, что мы даже похожи.

В Гагине я вижу друга. Простого, интересного молодого человека, смешного художника и заботливого брата.

К Н. Н. я отношусь совсем по-другому. Он кажется мне смелым, чувственным, но не способным на решительный поступок. Он любознателен, любит путешествовать, знакомиться с разными людьми. Но его беда в том, что он боится своих чувств.

Гагин и Н. Н. похожи. Им всегда интересно вместе. Они находят общие темы для беседы. Один из таких разговоров Н. Н. описывает так: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали...» Он как бы с иронией подчеркивает неизменную особенность русской души - любовь к разговорам.

Нам странно, почему Ася и Н. Н. не остаются вместе. Вроде бы нет никаких препятствий для их отношений. Ася на свидании дрожала «как испуганная птичка», она еле удерживала «накипавшие слезы». Вся она была такой трогательной и беспомощной в этот миг.

Она искренне любила Н. Н. и была готова ради любви на все. И Н. Н. стало ее жалко, его «сердце растаяло», он «забыл все». Но в какой-то момент он испытывает ожесточение и начинает ее упрекать, зная, что обманывает и ее и себя. «Я обманщик» - таки говорит он потом, когда признает свою ошибку.

«Завтра я буду счастлив»... Эти слова становятся роковыми для Н. Н. Если бы тогда он не доверился разуму, а понадеялся на сердце, все бы закончилось по-другому. Странно, как всего один поступок может навсегда лишить нас счастья.

Мне кажется, горькие судьбы героев повести учат нас верить своим чувствам и всегда доверяться своему сердцу.

Отличительной чертой работы является живое «участие» автора в судьбах героев и зрелое, самостоятельное отношение к их поступкам. Симпатия к героине повести, обнаружение, узнавание себя в ней стимулирует творческое воображение ученицы, что особенно ощутимо в анализе портрета героини. Ученице удалось понять мотивы поступков Н. Н., «развести» в его характеристике чувства и разум.

К сожалению, упущены важные «поэтические эпизоды» - сцена вальса, диалог Аси и Н. Н. «отчего люди не летают...», оставлена без внимания общая музыкальная тональность повествования.

6. Черновик сочинения Захаровой Дарьи.

В повести И. С. Тургенева «Ася» речь идет о судьбах трех главных героев: Аси, Н. Н. и Гагина. При чтении двух других повестей Тургенева «Первая любовь» и «Вешние воды» я пришла к выводу о том, что своих главных героев писатель проводит через испытание любовью. Каков человек в любви - такой он и есть человек.

В повести «Ася» наибольшую симпатию у меня вызывает героиня Ася, потому что она мне ближе по духу. Она не такая, как все. Она вызывает во мне противоречивые чувства. С одной стороны, это понимание и симпатия, но с другой - негодование и даже возмущение за ее дерзкое, непредсказуемое поведение. Портрет Аси на протяжении всей повести меняется. Она как бы примеряет к себе разные роли. В начале она «ни одно мгновение не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова». Затем она решила разыграть новую роль - «роль приличной и благовоспитанной барышни», далее Ася выбирает роль «капризной девчонки с натянутым смехом». Но больше всего меня удивил образ «простой девушки», чуть ли не «горничной». В конце повести я вижу совсем другую Асю - любящую всем сердцем женщину, готовую ради своей любви на все. Несмотря на всю непредсказуемость поведения Аси, я считаю ее доброй, искренней девушкой.

К Н. Н. я отношусь по-другому. Он был человеком независимым, любил путешествовать без всякой цели, без плана. Сначала он живет как бы в идиллии: он слегка влюблен, ему интересны и новые лица. После знакомства с Асей и Гагиным он начинает предчувствовать счастье. Н. Н. вглядывается в Асю, в ее грациозные движения, в «самое изменчивое лицо», какое он только видел и почему-то начинает чувствовать досаду. Его раздражает то, что он невольно постоянно думает об Асе. Он не задумывается над тем, что счастье близко, но он не готов к любви.

Мне кажется, что Н. Н. и Гагин похожи. Им было интересно вместе, у них были общие темы для бесед, ведь они были из одного дворянского круга, оба были молоды и не отличались особым трудолюбием. В Гагине я вижу заботливого брата, который идет на все, лишь бы сердце Аси не было разбито.

Для того чтобы понять чувства главных героев, нужно проанализировать сцену свидания. Ася на свидании «дрожит, как испуганная птичка», а И. Н. испытывает ожесточение. После неудачного свидания, отказавшись от Аси, Н. Н. внезапно понял, что любит ее, начинает расточать клятвы и признания в черноту ночи, досадует теперь уже на себя. «Одно слово... О, я безумец! Это слово... я со слезами повторял его... среди пустых полей... но я не сказал ей, что я люблю ее... Да я и не мог произнести тогда это слово. Когда я встретился с ней в той роковой комнате. Во мне не было ясного сознания своей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании... Оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уже тогда было поздно».

Счастье, отложенное на завтра, оказывается невозможным. «Завтра я буду счастлив!» Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

Отрадно, что автор работы прочитал и упомянул и другие повести Тургенева о любви, что свидетельствует об интересе к творчеству писателя. Ученица пишет о том, что героиня повести ей «близка по духу», но, к сожалению, в полной мере не раскрывает это родство душ, как не очерчен до конца в сочинении и весь облик Аси. Здесь чувствуется не непонимание героини, а просто «непроговоренность»: интуитивное и эмоциональное отношение к героине не до конца прояснены в мыслях, не совсем осознаны. В целом же отношение Н. Н. к Асе обозначено точно: герой «отказывается» от счастья. В незначительной мере на содержание работы оказала статья учебника, но в целом работа самостоятельна. Интересно отметить, что выбор всех ребят, воспользовавшихся материалом учебника, пал именно на фразу об «идиллии», в которой пребывает герой до встречи с Асей, и на мысль о том, что герой не замечает того, что стоит «на пороге любви».

По всей видимости, этот выбор можно объяснить не столько желанием подтвердить собственные размышления чужим удачным сравнением, сколько стремлением выразить свою мысль красиво, как в книге. Сам стиль ученических сочинений не дает нам основания говорить о несамостоятельности работы.

Вне поля зрения остались, как и во многих других работах, тема музыки и «полета» в повести.

7. Черновик сочинения Рыжкова Вадима.

Сложно найти человека, который не читал бы или в крайнем случае не слышал об «Асе» Тургенева. Она, как, например, «Бедная Лиза» Карамзина, превратилась со временем в некий символ. Стоит произнести название повести, как все сразу понимают, что речь идет о печальной истории любви. Прекрасное оказывается несбыточным. Становится грустно и светло оттого, что любовь прошла совсем рядом, коснулась и ушла. Такие переживания называют «романтическими».

Во-первых, нужно все-таки очень внимательно прочитать повесть «Ася». Во-вторых, поразмышлять о ней, забыв про первоначальный настрой. До того, как я прочитал повесть, мне казалось, что «Ася» - очередная сказочка про клятвы и слезы.

Оказывается, Тургенев здесь реалистичен до такой степени, что пугаешься и веришь каждому слову. Главный герой Н. Н. выглядит невыдуманным персонажем, так автор, я думаю, частично описывает в нем себя, своих друзей, современников вообще. Да, И. И. - это мыслящий, разумный человек XIX-XX-XXI веков. Герою 25 лет, он наездился по свету, имеет положение в обществе, когда-то был увлечен молодой вдовой. Но, встретив Асю, молодую семнадцатилетнюю девушку, впервые по-настоящему полюбил.

Между ними возникает симпатия. Ася выражает ее искренне, открыто. Она «не умеет притворяться». А Н. Н., наоборот, скрывает свою любовь. Он пытается быть благородным. Он потакает Асе, не разобравшись в себе. Герой до последней страницы повести не может решиться на предложение. Н. Н. лжет себе и не сомневается в правильности того, что делает.

Проблема Н. Н. заключается не в разном социальном положении между ним и возлюбленной. Кажется, счастье так близко. Оно возможно. И. Н. говорит «я люблю ее», а сам страшится своих чувств. Мне кажется, герои так непохожи! Им пришлось бы проявить безграничное терпение, чтобы жить вместе. Н. И. боится любви и взрывчатого темперамента Аси.

В последних строках повести герой испытывает легкое сожаление и ностальгию по несостоявшейся любви. Мне кажется, что больше жалости заслуживает Ася, а не Н. Н. Конечно, Н. И. тоже достоин сочувствия, ведь каково «остановиться перед дверью, за которой стоит счастье, и не открыть ее из-за собственных страхов и эмоций».

Работа резко выделяется своей «литературностью». Ученик стремится как бы отстраниться от повествования, избрав роль литературного критика. Интересно, что в повести ученику больше всего нравится «реалистичность» образов и повествования. Индивидуальная манера размышления раскрывает в авторе работы настоящего читателя. При всех шероховатостях некоторых фраз - высказанные мысли интересны и самостоятельны.

К сожалению, не проанализированы важные эпизоды текста, не столь подробно, как требует того тема, обрисованы характеры героев.

Но общий фон размышления достаточно широк, самодостаточен, интересен.

8. Черновик сочинения Якушева Николая.

Повесть Тургенева «Ася» многими в классе была прочитана легко и быстро. Мне она тоже понравилась.

Главный герой этой повести Н. Н. делал все, что ему хотелось. Ему и в голову не приходило, что «человек не растение и процветать ему долго нельзя». Природа действовала на него чрезвычайно. Он путешествовал без всякой цели, без плана, останавливался везде, где ему нравилось. Он чувствовал страстное желание видеть новые лица. Вот так он и встретил Асю.

А вот Ася была очень необычная. Даже в Н. Н. она вызывала противоречивое чувство. Он говорил о ней так: «Что за хамелеон эта девушка», «самое изменчивое лицо, которое я только видел». Ася была грациозно сложена. У нее были большие черные глаза, небольшой тонкий нос, детские щечки. И была во всем ее существе какая-то дерзость.

«Она хотела... заставить целый мир забыть ее происхождение; она стыдилась своей матери и стыдилась своего стыда» - так рассказывал Гагин об Асе. «Неправильно начатая жизнь» сложилась «неправильно», но «сердце в ней не испортилось, ум уцелел».

Гагин - милый молодой человек. Он как брат любил Асю. Когда Н. Н. шел на свидание к Асе, у него в голове все мысли перепутались. Долго боролись в нем разные чувства. «Я не могу на ней жениться», - решил Н. Н.

На свидании он увидел Асю, которая дрожала, как испуганная птичка. Ему стало жаль ее, но когда он вспомнил о Гагине, он повел себя по-другому. Н. Н. ходил и говорил «как в лихорадке», упрекал Асю за что-то.

Потом это ожесточение сменилось досадой на самого себя: «Разве я могу лишиться ее?». «Безумец! Безумец», - повторял он про себя. Н. Н. решает, что «завтра он будет счастлив». Но у «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

На следующий день Ася уехала, и Н. Н. осознавал, что больше никогда ее не увидит. Если бы в ту же ночь он сказал бы ей всего одно слово!.. «Одно слово... я не сказал ей, что я люблю ее».

Н. Н. испытывал такое чувство только к Асе, и такое чувство у него больше никогда не повторилось в жизни.

Учащийся хорошо знает текст произведения. Ученик противопоставляет «обычность» Н. Н. и «необычность» Аси, но не развивает в дальнейшем эту мысль.

В сочинении ощущается сопереживание ученика тому, о чем он пишет, сочувствие автора работы к героям повести. К сожалению, остались без внимания ключевые эпизоды повести, авторская позиция.

По всей видимости, ученику не хватило усердия для более обстоятельного анализа характеров и поступков героев. Цитаты, вероятно, используются по памяти, что свидетельствует о хорошем знании текста и умении схватывать главное. Требует доработки и заключение, поскольку оно напрямую не связано с целью работы.

9. Черновик сочинения Дроздова Александра.

Вот прочитана последняя страница повести Тургенева «Ася», и я начинаю перебирать все в голове, вспоминать, как я относился к героям повести в начале произведения, а как в конце, и сразу у меня возникает странное чувство и вопрос: «Почему же все- таки герои несчастны?» Сейчас я попробую над этим поразмышлять.

Ася - главная героиня произведения - выглядела очень необычно. Она была грациозно сложена, у нее были большие черные глаза, короткие кудри обрамляли лицо. «Я не видел существа более подвижного», - говорил Н. Н., увидев Асю. Жизнь ее была очень трагичной: она - дочь крепостной крестьянки и помещика. После смерти отца Ася оказалась предоставленной сама себе и стала рано задумываться над своим положением. И вот впервые она столкнулась с таким чувством, как любовь. Оно окрыляет ее, дает ей новые силы, но остается безответным. Полюбившийся ей человек, господин Н. И., - безвольный и нерешительный, он боялся показать ей свои чувства, хотя и часто думал о ней. Она нравилась ему, но ее решительность отталкивала его. На свидании с Асей Н. Н. начинает винить ее во всем. Он говорил, как «в лихорадке»: «Это вы во всем виноваты». И тут же он признавался себе в том, что обманывал себя и Асю.

Ее брат Гагин, молодой симпатичный человек, заботился об Асе и любил ее как никто другой, но он не главный герой в повести, хотя он и старался помочь Асе и Н. Н. обрести счастье.

«Завтра я буду счастлив!» - так говорил Н. Н., но он еще не знало том, что «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

Если б все было так просто!.. Жизнь ведь она одна, и прожить ее надо так, чтобы потом не жалеть о чем-то. У каждого человека есть свое счастье, только не всегда его воспринимают всерьез. Если ты нашел свое счастье, то надо его беречь и ни за что не отпускать, тогда все будет хорошо. Мы сами строим свою жизнь и свое счастье.

Автор работы - редко пишущий ученик. Слово ему дается с трудом. Интерес к повести, размышления одноклассников на уроке сподвигли его самого взяться за перо. Отметим, что ученик точно передает психологические состояния героев («чувство окрыляет ее», Н. Н. «обманывал себя и Асю» и др.).

Автор работы переносит пережитое им в художественном тексте в реальную жизнь. При первом взгляде - этот «наивный реализм» отталкивает, но, с другой стороны, в этой откровенности раскрывается внутренний мир ученика, который практически не говорит на уроке и очень мало читает, а здесь хоть и прямолинейно, но пытается проецировать передуманное (см. начало работы - «я перебираю в голове») в собственную жизнь.

10. Черновик сочинения Федосеевой Тамары.

Повесть Тургенева «Ася» оставила во мне грусть и нежность. Повесть наполнила мою душу печалью, и невольно звучал вопрос: почему Н. Н. так поступил? Почему Ася уехала на следующее утро? Почему герои не вместе?

Ася - необычная девушка, которая все чувствует и переживает немного иначе, не так, как обычная светская девушка. Она не боится своих чувств. Ася очень смелая и искренняя.

Внешность у Аси необычная, как и ее характер.

Н. Н. - обычный дворянин, уехавший из столицы лишь для того, чтобы забыть свое очередное увлечение, которое он выдает за настоящую любовь. Н. Н. живет завтрашним днем. Он думает, что завтра он будет счастлив. В конце повести эти слова звучат в двух временах: настоящем и прошедшем. И только прожив жизнь, он начинает понимать, что она прошла впустую: балы, легкие увлечения.

Но ничто не сравнится с теми чувствами, которые он испытывал к Асе, к этой странно переменчивой девочке с необычным характером. Н. Н. привлекло в Асе ее живое настроение, лицо, которое менялось каждую минуту, не то что маски вместо лиц на балах у светских дам.

Н. Н. зависел от той среды, где отношения наигранны, а с Асей было все настолько искренне, что он просто не мог не влюбиться в эту открытую девушку. Мне кажется, это характеризует его как человека, умеющего по-настоящему чувствовать, понимать, сопереживать.

Гагин - приятный молодой человек, любящий Асю как родную сестру. Он любил рисовать, играть на пианино, что характеризует его как человека, умеющего чувствовать.

Все главные герои с уважением относятся друг к другу. Вопрос: почему же все так плохо кончается? Ведь нет никаких преград к тому, чтобы И. И. и Ася поженились и были счастливы. Но именно в этом и есть вся драматичность повести Тургенева «Ася».

Я думаю, что Тургенев хотел показать нам в повести истинные, настоящие чувства во всех проявлениях. Он хотел сказать, что любовь - это такое чувство, которое заполняет всю душу человека и делает его всесильным. Н. Н. и Асе никто и ничто не мешало быть вместе. Виноват в этой ситуации Н. Н. Я думаю, что Н. Н. никогда раньше не чувствовал то, что чувствовал к Асе. Он не смог справиться со своим новым чувством, и поэтому на свидании с Асей он так неожиданно превращается из очень любящего человека в безразличного, неожиданно жестокого.

Мое отношение ко всем героям повести разное. К Асе хорошее, трогательное, сочувственное. К Гагину - безразличное.

А к Н. Н. я отношусь как к человеку, упустившему свое счастье.

В работе на первый план вынесено эмоциональное восприятие повести. В центре внимания - тема любви, которая стала главной для автора работы.

Ученица стремится подчеркнуть «живость», необычность Аси в сравнении со светскими дамами. Интересна позиция, с которой характеризуются герои. Н. Н. - «выбором» Аси. Гагин «проигнорирован» автором сочинения, по всей видимости, как герой, не имеющий прямого отношения к чувствам Аси и Н. Н.

Автору работы не всегда удается подобрать грамматически правильную форму для выражения мыслей, работа грешит повторами, иногда - речевыми штампами, за которыми угадывается неточность мысли - ее непроработанность; эмоции преобладают над размышлением.

Необходимо оживить сочинение ключевыми цитатами, привести примеры эпизодов, в которых раскрываются характеры героев.

Подводя общий итог анализа черновых вариантов сочинений, отметим следующее.

  • 1. Все работы представляют собой самостоятельное размышление ученика над прочитанным.
  • 2. Общение с художественным произведением состоялось: ученики в разной степени выраженности вступили в диалог с художественным текстом, героями, автором.
  • 3. Материал искусства стал стимулом для размышлений над человеческими характерами и поступками.
  • 4. Учащиеся хорошо усвоили текст, активно используют цитаты.
  • 5. Большинство работ отличает композиционная и логическая стройность.
  • 6. Характеристика персонажей дается учащимся легко, но часто она носит «свернутый» характер, что, как мы полагаем, объясняется не незнанием материала, а поспешностью ученика в выражении своего отношения к герою; нелюбовью к тщательному описанию, леностью.
  • 7. Без внимания в некоторых работах остались некоторые ключевые эпизоды и музыкальный лейтмотив произведения.
  • 8. Вступления и заключения, в целом, соответствуют теме, но в них явно недостаточно созданы установки на диалогическое размышление.

Покажем, как может идти работа над сочинением, выделим этапы работы.

  • 1-й этап. Подготовка к сочинению.
  • 1.1. Уяснение учащимся цели работы.
  • 1.2. Подбор материала: портреты героев, выбор эпизодов, в которых наиболее ярко раскрываются характеры героев.
  • 1.3. Выписывание ключевых слов, цитат, помогающих автору создать образы героев.
  • 1.4. Выявление авторской позиции.
  • 1.5. Определение собственного отношения к каждому из героев. При успешном анализе произведения эта работа оказывается уже проделанной на уроке (по вопросам и заданиям учебника, методических рекомендаций к теме). Наметим вопросы, которые помогут учащимся в работе. Будет лучше, если эти вопросы явятся результатом коллективного размышления над тем, на что нужно обратить внимание при раскрытии темы сочинения.
  • 1) Что привлекло Н. Н. в Асе?
  • 2) Как Н. Н. характеризует себя в начале романа? Каким мы видим героя в начале и в конце повести?
  • 3) Чем похожи Н. Н. и Гагин и что их отличает?
  • 4) В какие моменты герой чувствует себя счастливым?
  • 5) Как раскрываются характеры героев во время свидания?
  • 6) Почему Н. Н. так поступил? Как он сам объясняет свой поступок?
  • 7) Почему у «счастья нет завтрашнего дня»?
  • 8) Как автор относится к своим героям? Сопоставьте интонацию рассказчика в начале и в конце повести.
  • 9) Меняется ли мое отношение к героям на протяжении повествования? Кто из героев повести мне ближе и почему?
  • 10) Когда в тексте звучит музыка? Какую роль она играет в раскрытии характеров героев, авторской позиции?
  • 2-й этап. Черновик основной части сочинения
  • 2.1. Написание характеристики главных персонажей с привлечением отобранного материала.
  • 2.2. Выражение собственного отношения к героям.
  • 3-й этап. Работа над композицией главной части
  • 3.1. По какому плану будут характеризоваться герои?
  • 3.2. Одинаков ли будет план для характеристики каждого из них?
  • 3.3. В какой части характеристики героя уместнее выразить авторскую позицию и собственное отношение к герою?
  • 4-й этап. Написание вступления и заключения к работе
  • 4.1. Соотносятся ли вступление и заключение с основной частью сочинения?
  • 4.2. Как связаны между собой вступление и заключение?
  • 4.3. К кому обращены вступительные и заключительные слова сочинения?
  • 4.4. Оригинальны или достаточно традиционны по мысли финал и начало работы?
  • 5-й этап. Редактирование черновика работы
  • 5.1. Соответствует ли стиль сочинения теме и жанру работы?
  • 5.2. Нет ли в работе неоправданно длинных цитат, повторов?
  • 5.3. Отчетливо ли выражены авторская и читательская позиции?
  • 5.4. Имеет ли сочинение адресата? (Обращенность речи).
  • 5.5. Каков характер размышлений: констатация приведенных материалов, размышление над ними, стремление включить в диалог воображаемого собеседника?
  • 6-й этап. Обсуждение написанных работ в классе
  • 6.1. Чтение черновиков сочинений в классе (фрагменты работ, отдельные композиционные части).
  • 6.2. Зачитывание 1-2 работ. (Поощрения, замечания, рекомендации).
  • 7- й этап. Написание сочинения
  • 8- й этап. Анализ работ. Оценка
  • Свирина Н. М. Литература 8 класс. Часть 2: учебник / под ред. В. Г. Маранцмана.М. : Просвещение. 2001. С. 105-152.
  • Свирина Н. М. «У счастья нет завтрашнего дня». Повесть И. С. Тургенева «Ася» //Литература: методические рекомендации. 8 класс / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2004. С. 128-140.