Кот ученый - Образовательный портал

“Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой. Урок-сочинение по картине И. Репина «Бурлаки на Волге» Предостерегающий характер картины

о «Бурлаках на Волге» являет собой настоящий шедевр в русской культуре и живописи. Она сотворена в реалистической манере.

Когда вы смотрите на картину, то начинает казаться, что вы стоите на берегу реки Волги, и бурлаки медленно продвигаются прямо на вас. Баржам и другим судам спускаться по Волге с грузами по течению без особого труда, а вот наверх, против течения реки, их возвращают бурлаки.

Эти люди впрягаются в лямки и тянут канаты, прикрепленные к баржам. Они идут по берегам, а баржа плывет по реке.
На картине изображено, как группа бурлаков находится за работой.

Берег реки Волги, летняя жара, глинистый мокрый песок под ногами бурлаков. Почти всегда основные пространства картин у художника занимают очертания людей.

Вот также и на этой картине — вы почти не видите воду Волги. Линией горизонта делится картина пополам, вверху — голубоватое небо с облачками, внизу же — темный песок и желтая из-за попадания песка вода. На фоне реки хорошо прорисованы очертания фигур людей.

Это бурлаки, которым нужно тянуть судно вверх по речке.

Тянуть им баржу против течения тяжело, каждый из них делает видимое зрителю неимоверное усилие, плечи людей перетянулись широкими ре и прочными лямками – ведь так удобней тащить.

Неудивительно, но люди одетые в рваную одежду, которая под ремнями быстро изнашивается и ветшает, а от бесконечной ходьбы растаптываются лапти. Длинные руки бурлаков обвисли вдоль туловищ — в такой работе рукам не помочь. Главное здесь — переступать ногами и упираться корпусом об ремни.

Этот тяжелейший труд требует определенных навыков. Кроме этого, он потребует, чтобы каждый бурлак в команде работал в полную силу – так как нельзя схитрить и переложить тяжесть на другие плечи.

Эта работа является коллективной, и как только один бурлак приложит меньшие силы к лямкам ремней, то другие прочувствуют увеличение нагрузки и потянут сильнее баржу, что не по-товарищески.

Эта тяжелейшая подневольная работа не сделала бурлаков рабами, несмотря на варварские условия бурлацкого труда. Персонажи полотна стоят мужественно и не выглядят как жалкие и убогие рабы.

Это люди, для которых по силам то, что для других невозможно. Они живут и трудятся в команде, справляясь со стихиями в душе и в природе.

Лица бурлаков выписывались художником с большим трепетом. Персонажи картины — действительно встреченные художником люди, а выражения их лиц он запомнил очень подробно. Вот поэтому на картине они выглядят живо и реалистично.

Репин хорошо понимал бурлацкую долю, несколько раз ездя по Волге, и проводя много времени с артелями бурлаков. Он наблюдал за людьми, узнавал их характеры и делал прорисовки и наброски. Все равно, герои полотна — конкретные люди, представляющие собирательность образа русского народа.

Бурлаки на волге

«Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

На картине изображены рабочие, выполняющие свою профессиональную обязанность. Казалось бы, ничего грустного в описанном нет, однако должность бурлаков сама по себе является крайне тяжелой, и по своему внешнему виду со стороны приравнивает людей к машинам или вовсе к животным. Картина Репина написана пастельными цветами, а людские силуэты имеют нечеткие границы и как бы смазаны, что тоже добавляет произведению гнетущую атмосферу.

Автор был хорошо ознакомлен с бурлаками, а именно – полотно в своем готовом виде появилось на свет спустя три года после изучения автором тонкостей данной профессии, а потому ему удалось детально передать состояние людей, опираясь не только на собственное воображение.

Впечатление от картины заставляет думать о том, что здравомыслящий человек мог выбрать изображенную профессию лишь от полнейшей нищеты и безысходности. Палящее солнце, отображающееся от воды и создающее этим настоящую парилку, подранные одежды от впивающегося в тело каната, философское спокойствие, граничащее с отчаянием…

Все это невообразимо тяжело выдержать, отчего к участникам происходящего на картине невольно появляется уважение. У каждого из изображенных, несмотря на общее физическое состояние полное локальной усталостью, есть свой характер. Кто-то уже полностью отдался едва не предсмертному унынию, кто-то продолжает казаться яро устремленным вдаль. Среди всех особенно сильно выделяется один персонаж, подкуривающий сигарету и выглядящий на фоне остальных наиболее спокойным.

Некоторым может показаться, что автор хотел изобразить эгоизм, однако если учитывать лояльное отношение остальных рабочих, можно прийти к другому выводу. Никто из бурлаков не пытается помешать курящему – участники пытки продолжают упорно преодолевать речное течение и тащить за собой корабль, понимая и смиряясь с тем, что мужчине нужно немного времени на перерыв.

Следует сказать, что картина Репина «Бурлаки на Волге» действительно достойна мирового обсуждения. Творение позволяет любому смотрящему на него внутренне развиваться, анализировать и составлять свое собственное понимание происходящего, вспоминать о истории всевозможных стран и просто искренне, по-человечески сожалеть.

Вариант 2

На картине изображена широкая река Волга и желтый берег, а на берегу отряд бурлаков. Они тянут за собой купеческое судно. Сама баржа огромная, а солнце невыносимо палящее. На самой барже присутствует огромный груз, а флаг на нем висит вверх ногами. Сильное течение реки осложняет работу бурлаков. Хорошо пририсованы фигуры людей. Мы будто попадаем в этот мир.

Мы видим, что сами герои этой картины уставшие и изможденные, пытаются с большим трудом расположить баржу к берегу. В группе работают 11 человек и все они разного возраста. Они идут вперед синхронно: шаг правой ноги, затем подтягивали левую. На них грязные оборванные рубахи, стертые бурлацкой лямкой до дыр, изношенные штаны и износившиеся желтые лапти. Лямки на плече бурлаков, чтобы легче было тащить на себе баржу. Повисшие руки вдоль тела потому что руки не помогут хорошо работать. Корпусом нужно наваливаться на широкую лямку и переступать крепкими ногами. Каждый член группы должен работать в полную силу, не перекладывать на чужие плечи свих коллег.

Судя по внешнему виду и тяжелому труду, бурлаки работают за маленькие гроши. Крайняя беднота и невыносимый труд написаны на их уставших лицах. Но люди не были похожи на подневольных рабов. Они не выглядели как жалкие рабочие. Каждому надо прокормить свою семью, чтобы не умерли с голоду.

Мы видим на картине, что у каждого бурлака свой характер. Кто-то ведет себя сдержано и спокойно, кто-то со своей участью смирился, а кто-то ждет окончания рабочего сезона.

На картине группа рабочих идут навстречу к зрителю. Один бурлак из рабочей толпы закуривает, в то время как другие продолжают тянуть. Молодой бурлак от усталости не может надеть на себя лямку. Может быть, он слишком упрямый по характеру. Пожилой бурлак опытный работник, хорошо знает свое тяжелое дело и правильно распределяет силы. На его лице мы видим крайнюю безысходность и усталость. Он введет своих товарищей вперед. А сзади бурлак мы как он смотрит под ноги и следит, чтобы канат не цеплялся за кусты. На судне лоцман пытается рулить, чтобы регулировать длину каната. Водолив следит за товаром, так как он ответственный за сохранность.

  • Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

    Картина В. Поленова Заросший пруд несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой.

  • Сочинение по картине Голубая весна Бакшеева 2, 3 класс

    Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

  • Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание)

    Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны.

  • Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс (описание)

    Сочинение для 9 класса. В мировой литературе часто можно встретить момент, когда мастера кисточек и полотна, воодушевленные прочитанными стихами, начинают писать свой очередной шедевр

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

Женщины-бурлаки, 1900-е. (wikimedia.org)

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.


«Бурлаки на Волге» Репина. (wikimedia.org)

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


Репин, автопортрет, 1878. (wikimedia.org)

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.


«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1891. (wikimedia.org)

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Тема моей исследовательской работы «Предостерегающий характер картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что одно из самых знаменитых творений Ильи Ефимовича Репина картина «Бурлаки на Волге» относится именно к этой фразе и носит в себе предостерегающий характер.

Катрина была написана в 1870-1873 годах, ещё до революции. Она писалась на Волге в селе Ширяево Самарской губернии. Я каждое лето со своей семьей бываю в селе Ширяево с паломнической поездкой и любуюсь пейзажем, где писалась эта картина. Посетила музей Репина, где жил художник, когда писал картину (Приложение 1). Сама картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Летом прошлого года мне посчастливилось увидеть картину во время экскурсии в Русском музее. Картина произвела на меня большое впечатление (Приложение 2). Мне стала интересна её история создания, история той эпохи. Считаю, что эта тема актуальна и по сей день.

Цель: изучить историю создания картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и историю эпохи.

Задачи:

1. изучить биографию художника Ильи Ефимовича Репина;

2. выяснить причины, побудившие художника написать картину «Бурлаки на Волге»;

3. провести анализ картины;

4. сделать выводы предостерегающего характера картины в ту эпоху.

Объект исследования: история написания картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Предмет исследования : картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Актуальность: считаю, что информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях.

Методы исследования: исследование печатных источников информации, сети интернета.

2. Основная часть.

2.1. Биография художника И.Е.Репина.

Илья Ефимович Репин родился в г. Чугуеве Харьковской губернии в 1844 году. (Приложение 3). Рос он в небогатой семье. Никто и не подумал бы тогда, что мальчишка станет великим русским художником. Его мать первая обратила внимание на ловкость росписи яиц при подготовке к Пасхе. Но денег на развитие таланта в семье не было.

Илья посещал местную школа, там учили топографии. Затем необходимые навыки в рисовании получил в мастерской иконописца Ивана Бунакова. С пятнадцати лет Репин участвовал в росписи многих церквей близлежащих сел. После 4 лет росписи церквей и накопив сто рублей, отправился в Петербург, что бы поступить в Академию Художеств. Но не поступил. Не сдавшись, Репин при Обществе поощрения художников становится слушателем подготовительной школы. Первый его преподаватель в школе был Иван Николаевич Крамской. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию. В 1871 году он закончил её с отличием и дипломная работа И. Репина картина «Воскрешение дочери Иаира» названа самой лучшей за все время существования Академии искусств. Илья Ефимович уделял особое внимание написанию портретов. Много работ написано выдающихся личностей: химика Д.И Менделеева, М.И. Глинки, Л.Н. Толстого. Отдавал предпочтение написания группового портрета.

2.2. История написания картины «Бурлаки на Волге».

Картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин создал в 29 лет, еще являясь учеником Академии художеств. Наверное, случайное событие привело его к мысли написать «Бурлаков». В 1868 году Илья Репин и Константин Савицкий, с которым они вместе учились, отправились писать этюды в село Усть-Ижору, расположенное при впадении реки Ижоры в Неву. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ.

Все это так поразило И. Репина, что впоследствии он бегло, но эмоционально написал этюд увиденной картины. До нашего времени этот сюжет не дошёл, но его видел художник Фёдор Васильев. Репин надолго увлекся темой «Бурлаков».

Чтобы картина была более правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, что бы наблюдать за жизнью народа, познакомился с его трудом и бытом, для того что бы увидеть красоту русского характера. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать. Художник поселился в селе Ширяево, где провел всё лето. Он обратил внимание на людей с трудной судьбой, на многообразие их характеров. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим «Бурлакам» и сделал много зарисовок. Этим людям он и посвятил свою картину, заставил говорить их через своё творение. Некоторые друзья художника были уверены, что образы измученных бурлаков вызовут у зрителя только жалость да сочувствие, что не будет ничего поэтического. Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

2.3. Предостерегающий характер картины.

Картина «Бурлаки на Волге» первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в1873 году (Приложение 4).

Картиной художник пытался донести до дворянства и знати, каков предел настроения народа. Первое впечатление - группа измождённых людей тянет баржу вверх по течению Волги. Одиннадцать человек тянут лямки, которые врезались им в грудь, плечи под знойным солнцем. У бурлаков ветхая одежда, это говорит нам о бедности народа. Но они упорно тянут за канат судно. Если приглядеться к бурлакам отдельно, то можно увидеть, что у каждого свой характер. Кто-то покорился волей тяжкой судьбы, кто-то спокоен, понимая, что при окончании сезона, закончится и тяжёлая работа. Я обратила внимание на третьего бурлака. Он буквально впился в меня своим взглядом полным ненависти.

Изображение бурлаков показывает настроение народа в ту эпоху. Но есть и другие знаки на картине, которые носят предостерегающий характер. На корабле, который тянут бурлаки есть флаг, он развивается левым ветром. И на паруснике парус также развивается левым ветром. А вот дым, проходящего мимо парохода, направлен в другую сторону. Это даёт понять, что мнение народа имеет разногласия.

На переднем плане можно увидеть разорванную корзину и камень. Корзина символизирует достаток, а разорванная корзина, это символ бедствия. Камень - символ утопленника. Это можно объяснить так, что достаток находится на краю бедствия. Придёт время и произойдет упадок у тех, у кого достаток.

Канат, за который тянут бурлаки баржу, привязан к верхушке мачты. Получается хороший рычаг и если они с силой потянут канат, то могут опрокинуть корабль или сломать мачту. Это символизирует, великую силу народа. Художник предсказывает переворот государственной власти, если учесть, что корабль, это символ государства. Также к символу переворота можно отнести и перевернутое расположение цветов российского флага на мачте судна.

В картине художник показывает символическую опасность, которая нависла над Российской империей. Он предоставил возможность знати столкнуться с низами общества, задуматься в каких ужасающих условиях работают бурлаки. Хотя Репин выбрал не самый страшный сюжет жизни бедняков. Художник был расстроен, что зритель не воспринял предостерегающего характера картины.

3. Заключение.

Работая над заданной темой, я много узнала о жизни и творчестве великого русского художника Ильи Ефимовиче Репине. История создания картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге И.Е. Репина «Далёкое - близкое». Работая с литературой, рассматривая картину, я погрузилась мыслями в эпоху дореволюционного времени. Потенциал революции чувствовался и поэтами и художниками, в частности Репиным. И он выразил его в картине «Бурлаки на Волге». Но его современники выводов не сделали.

В 2014 году к 170-летию со дня рождения русского художника на набережной г. Самары установлен бронзовый памятник «Бурлаки на Волге», который увековечивает знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина. (Приложение 6). Автором скульптурной композиции является самарский художник Николай Куклев.

Я и мое поколение истинно восхищается творением художника, его смелостью передать через искусство то, что нельзя было высказать.

Список литературы.

1. Репин И. Далекое близкое. М.: издательство Академии художеств СССР, 1960. с. 510.

2. Пророкова С. Репин, М.: Молодая гвардия, 1960. с. 416.

3. Лясковская О. Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство. 1982. с. 480.

4. Стасов В.В. Избранные сочинения. М.: Искусство, 1952. с. 620.

5. http://samaratoday.ru/news/194933

Приложения.

Приложение 1.

В доме-музее И.Е.Репина с. Ширяево Самарской области.

Памятник И.Е.Репину в историко-музейном комплексе с. Ширяево.

Приложение 2.

Посещение г. Санкт-Петербурга.

Государственный Русский музей г. Санкт-Петербург.

Приложение 3.

Илья Ефимович Репин. Автопортрет.

Приложение 4.

Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Приложение 5.

Бронзовая скульптура картины на набережной г. Самары.