Кот ученый - Образовательный портал

Символика образной системы в пьесах А.Н. Островского. Славянская мифология: Лель и Леля Александр Николаевич Островский биография писателя

Прежде чем знакомиться с кратким содержанием рассказа Александра Николаевича Островского «Снегурочка», стоит обратить внимание на удивительные факты из истории написания спектакля. Автору нужно было в короткие сроки опубликовать новую пьесу. Вместе с молодым композитором Чайковским они в рекордное время и с большим успехом справились с работой.

В основу спектакля «Снегурочка» заложен народный рассказ. Сценарий был завершен к 1873 году. В этом же году, 11 мая, в Большом театре города Москвы была представлена аудитории новая стихотворная пьеса, которую нынешние школьники изучают вместе с остальными рассказами автора в курсе школьной программы.

Для более глубокого понимания произведения следует во время его изучения записывать свои мысли в читательский дневник, составлять характеристику персонажей и, при желании, познакомиться с существующими экранизациями пьесы или посетить спектакли.

В читательском дневнике рекомендуется указать имена персонажей, описать, какую роль они играют в рассказе, второстепенными или главными являются. Эти простые действия помогут детальнее разобрать произведение и облегчат вашу работу при написании характеристики персонажей.

Главные герои произведения

Главными героями произведения Островского А. Н. можно выделить Снегурочку, пастушка Леля, чьи песни так любила слушать вся страна Берендея, девицу слободы – Купаву, Мизгирь – знатного купца, Бобыля Бакулу и Бобылиху, а также мудрого царя Берендея, той северной сторонки, где происходят действия сказки.

Второстепенные персонажи

Второстепенными героями сказки выступают старик Мороз, Весна со своею свитой, Леший, народ Берендеева царства – берендеи (Мураш, Радушка, Бирюч, Малуша и другие), слуги Мизгиря и Леший, помощник проказника-старика.

Краткий пересказ пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского

Для простоты понимания пересказ составлен по плану, согласно содержанию рассказа: пролог и четыре действия. При написании собственного плана в читательском дневнике, по желанию, можно опустить данные пункты, или добавить новые (например, подробно расписать явления).

Пролог

В начале рассказа и спектакля автор переносит читателя в сказочные доисторические времена в страну, которой правит мудрый царь Берендей.

Все события, описанные в прологе, происходят на Красной горке, за которой расположена слобода Берендеева. Полночь. Полная луна серебрит холодным светом северные просторы. Природа не очнулась от зимних морозов: земля еще убрана белоснежной пеленой, а ветви деревьев угрюмо опустились под тяжестью снежных шапок.

Весенняя сказка начинается с прилета птиц. Леший, стороживший лес, объявляет о конце зимы и ныряет в дупло, чтобы выспаться после нелегкой работы. Вена-Красна спускается на землю, но нерадушно ее встречают берендеевы просторы: холодным блеском мерцают поля, студёно – совсем не так, как в южных странах!

Но Весна признается, что сама повинна в таком приеме, рассказывает о своих заигрываниях со стариком Морозом, о дочке их Снегурочке. С сожалением она говорит о том, что именно из-за дочки не перечит она старику, который, пользуясь ее мягкостью, назло морозит все царство Берендея. В добавок к этому, рассерженный Ярило не хочет греть берендеевцев солнечными лучами.

Жалея птиц, Весна советует им, подобно людям, пуститься в пляс, чтобы согреться. Птицы послушно танцуют под запевы, празднуя прилет и новоселье.

Но в разгар веселья поднимается ветер, набегают тучи. Все охватывает мгла. Весна укрывает птиц в кустах и говорит им подождать до утра, пока не утихнет вьюга.

На поляне остаются красавица Весна и Дед-Мороз, который с забавой рассказывает о стуже, насланной на берендеев этой зимой. Но собеседницу старика интересует лишь судьба Снегурочки, томящейся в тереме. Она жалеет дочку и просит Мороза отпустить ее пожить с людьми и насладиться молодостью. Тот нехотя соглашается поселить их дочь у Бобыля, но предостерегает Весну о злом Яриле, который хочет погубить их дочь, зародив в ее сердце огонь любви.

Снегурочка очень рада тому, что ее отпустят жить к людям. Она давно мечтала о людских забавах: ходить за ягодами с подружками, водить хороводы. Страстно, завороженно рассказывает она о пастушьих песнях Леля и, взамен на щедрость отца, обещает выучить их и исполнять ему под метель.

Но Морозу становится не по себе от ее слов, он велит Весне беречь их дочь от Леля, от речей и его и песен, так как любят пастуха девушки всего царства Берендеева за душевные слова и напевы. В облике Леля видит он смертельную погибель своей дочери и просит Лешего уберечь его единственное дитя от обидчиков.

Весна же говорит Снегурочке, что ее всегда можно найти на озере, в Ярилиной долине, если вдруг девушке понадобится помощь.

Метель унимается, тучи расходятся, небо становится ясным, повсюду слышатся звонкие людские голоса – народ встречает приближающийся праздник.

Берендеевцы ликуют, поют, везут в лес сани, на которых стоит чучело, благодарят Масленицу за вкусные угощения и веселые забавы.

Масленица обещает берендеевцам вернуться на следующий год, как только пройдет морозная пора и появятся проталинки, и исчезает.

Бобыль Бакула, житель царства Берендея, причитает о том, как мало он поел соседских блинов, жалуется на грядущую голодную и нищую жизнь. Бобылиха указывает мужу на его леность и отправляет в лес за дровами, которых в доме нет уже несколько дней.

Бакула отправляется рубить березу и находит прекрасную девицу, которая просится пожить в слободе вместе с берендеями у того, кто первый ее нашел. Бобыль и Бобылиха обрадованы этой новостью, они думают, что могут найти красивой девушке богатого жениха и исправить бедственное положение своей семьи.

Первое действие

Первое действие происходит в слободе Берендеевки.

Автор описывает дом Бакулы: старый, покосившийся, с прохудившейся крышей. Бобыль и Бобылиха жалуются, что зря взяли Снегурочку в дом и нет им от нее проку. Но девушка возражает: с сироты нечего взять, но она трудолюбива и работы не боится. А беды их лишь от того, что они ленивы и бездеятельны.

Бобылиха с Бобылем ругают девушку за то, что она не хочет ответить взаимностью парням деревни, которые приходят свататься. Уговаривают ее выбирать себе возлюбленного побогаче, чтобы и названным родителям была выгода со свадьбы сироты. Разговор прерывается звуками рожка пастуха.

Лель приходит жить к Бобылям по решению мудрого царя Берендея и по уговору местных жителей, собравших деньги на его проживание. Берендеевцы не хотят пускать пастуха в свои дома, так как опасаются за дочерей и жен, которые падки на его песни. Снегурочка же остается холодна. Нет у нее возлюбленного, не знает ее сердце любви.

Песни Леля пробуждают в душе девицы воспоминания. Но равнодушной остается она к ухаживаниям пастуха. Ей чужды ласки и поцелуи. И Лель, не нашедший теплоты в доме Бакулы, бежит к другим девушкам, выбросив завядший цветок – подарок Снегурочки. Обида поселяется в сердце девушки от того, что пастух предпочел ей других девиц слободы.

Нет среди девушек Берендеева царства подруг у бедной красавицы. Затмила сиротка всех своею красотой, переманила к себе всех парней, рассорила их с подругами. Лишь Купава не сторонится ее. Она делится со Снегурочкой своей радостью о приезде знатного купца, молодца, который вскоре посватается за неё.

Появляется Мизгирь с выкупом за свою возлюбленную. В последний раз девушки собираются поводить хороводы, и молодая пара подходит к Снегурочке, чтобы пригласить ее на праздник. Молодой человек пленён красотой девушки и забывает обо всем прочем. Он уже не желает брать в жены Купаву.

Все его мысли лишь об одной дочери Мороза и Весны. Купец намерен посвататься за бедную сиротку и велит нести весь выкуп в дом Бобыля Бакулы. Приютившие ее родители заставляют девушку ответить взаимностью богатому парню, прогнать пастуха Леля и выйти замуж за Мизгиря. Но Снегурочка понимает, какое зло она причинит Купаве и не хочет поступать по воле Бобыля и Бобылихи.

Купава омрачена переменчивой натурой купца. Она интересуется у своего возлюбленного, чем не понравилась она ему. На это Мизгирь заявляет, что скромность и стыдливость Снегурочки покорили его сердце, по его понятию эти качества — настоящие проявления девичьей любви и теплоты, а открытость Купавы не мила ему и кажется лишь предвестником измены.

Купава огорчена, она просит защиты у народа берендеевской слободы, проклинает своего бывшего жениха и желает умереть, так как горе ее слишком сильно. Но пастух Лель спасает юную девушку.

Второе действие

Автор описывает дворец царя. Берендей раздосадован тем, что шестнадцать лет Ярило не дарит берендеевцам солнечное тепло и свет.

Полагая, что Ярило рассержен на берендеев за их холодные сердца. Царь решает, что необходимо умилостивить гнев солнца и принести ему жертву: связать брачными узами как можно больше любящих пар.

Но Бермята сообщает, что этого сделать никак нельзя, потому что Снегурочка рассорила всех парней и девушек между собой. В этот момент вбегает в царские покои Купава и сообщает Берендею, что Мизгирь, клявшийся ей в любви, называвший своей невестой, предал ее.

Царь приказывает доставить парня на суд, в процессе которого принимается решение об изгнании его из страны. В оправдание купец молит царя посмотреть на прекрасную Снегурочку.

Бобыль и Бобылиха приводят приемную дочку к Берендею. Государь остается под впечатлением от красоты девушки. Женив скромную бедную девушку на достойном парне, он полагает умилостивить Ярило и вернуть в страну теплое и солнечное лето. Но Снегурочка признается, что ее сердце не знает любви и нежности, что в целом мире нет у нее возлюбленного.

В смятении царь просит помощи у своей жены. Елена Прекрасная считает, что только Лель способен пробудить в девушке незнакомое ей чувство.

Пастух зовет Снегурочку вить венки и обещает, что с утренней зарей придет в ее сердце любовь. Мизгирь видит в Леле соперника и не желает уступать ему девушку. Он намерен всеми силами завоевать возлюбленную.

Третье действие

Вечером берендеи собираются вместе, чтобы водить хороводы. Девушки прощают парней за измены и мирятся с ними. Лель поет песни жителям страны.

Царь восхищается пением пастуха и в награду позволяет Лелю выбрать девушку, которая вознаградит его своим поцелуем.

Снегурочка надеется, что пастушок выберет ее, но когда он подходит к Купаве, огорчается и укрывается в лесу, плача над своим горем. Случайно встреченный Лель говорит ей, что слезы ее пусты – в них только зависть, но не любовь к нему.

Пастух припоминает девушке, как ждал он слов любви, когда жил у Бобыля и Бобылихи, но не получил в ответ ни тени нежности, и говорит девушке, что только за настоящее чувство готов он связать с ней свою судьбу.

После того, как уходит Лель, в лесу Снегурочку настигает Мизгирь. Он умоляет ее ответить взаимностью на его страстную любовь. Девушка боится слов купца. Она возвращает его дары, на что тот решает силой заполучить слободскую сиротку. На подмогу приходят посланники Мороза: они манят Мизгиря образом девушки вглубь леса.

Освободившись, Снегурочка разыскивает Леля, но тот отвергает ее и уходит с Купавой, советуя поучиться у его избранницы настоящему чувству. Покинутая девушка в отчаянии ищет мать, желая, чтобы она даровала ей возможность любить.

Четвертое действие

Весна-Красна выслушивает молитвы дочери, но, вспомнив заветы Деда-Мороза, наказывает ей подумать еще раз о своей просьбе.

Снегурочка уверяет мать, что не мила ей жизнь без настоящего чувства. И мать вручает ей венок, дарующий любовь: первый встречный человек станет возлюбленным девушки.

Надев венок на голову, девушка видит мир совершенно иначе: все цвет, все блестит и сияет на солнце.

Первым, кого встречает дочь Весны, оказывается Мизгирь. Снегурочка, влюбившись в купца, отвечает на его страсть, но предостерегает своего избранника, что если он не убережет ее от лучей Ярилы, в тот же миг она растает.

Мизгирь, окрыленный любовью, пренебрегает страхами своей невесты и ведет ее на Ярилину гору. Стоит солнечному свету попасть на девушку – она тает.

Купец, считая все произошедшее злой шуткой богов, не в силах вынести горя, сбрасывается в озеро.

Царь Берендей призывает жителей страны верить, что печальная смерть двух влюбленных не должна омрачить праздник. Теперь Ярило смягчится, и земля берендеев вновь станет теплее и начнет плодоносить, как в прежние времена.

Заключение

В заключение стоит проанализировать спектакль Островского и записать в читательский дневник чувства, которые остались после изучения рассказа.

Смысл произведения тонко опутывает всю сюжетную линию пьесы и раскрывается автором в самом конце «весенней сказки». Рассказ наполнен любовью и разными формами ее проявления. Но любовь Снегурочки – чистая и бесстрашная, спасающая, способная снять проклятие со страны берендеев – вот главный ключ всего рассказа.

Снегурочка, обращаясь к матери за помощью, осознавала всю трагедию своего желания и все же не отступилась от него. Чистое чувство, лишенное всего показного и корыстного — главное в пьесе Островского. Все остальное сюжетное описание лишь помогает читателю (или зрителю пьесы) понять различия между проявлениями любви.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.


Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.
Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...


Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах - лелю, лелё, лели, люли - встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской - в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми"). В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края"). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером ("Очерки арийской мифологии").

Среди славянских рун есть и руна, посвящённая богине Леле:

Эта руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
http://godsbay.ru/slavs/lel.html
http://godsbay.ru/slavs/lela.html
http://dreamworlds.ru/intersnosti/11864-slavjanskie-runy.html


Лель славянское божество любви или брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А. Н. Островского и др.). Начиная с XIX в. исследователи отрицают существование у славян наличие такого божества или персонажа. Во многих славянских народных песнях встречается рефрен «Ой, лель- ладо» либо «Лада, лель-люли», который и был не ошибочно принят за имя божества наряду с образом богини Лады или Ладо.божества народных песнях рефрен


О Леле О Леле - веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрот или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем. Лады



Народная легенда «Волшебная свирель» Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.




И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит. Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча.

Краткое содержание сказки

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме -леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди -свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна.

Родилась у них дочка -Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье -хоры птиц и их пляски, -как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя.

Мороз, Весна, Снегурочка. Снегурочка (Весенняя сказка) А. Н. Островский, иллюстрация Адриана Михайловича Ермолаева

Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку.

Как только в её сердце зажжется огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля.

Снегурочка,художник А. М. Ермолаев

Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья -проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.
Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.

Бобыль и Бобылиха. В.М. Васнецов

Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки. К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля.

Снегурочка и Лель. Васнецов, эскиз

Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам.

Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков -выкупом за невесту для девушек и парней.

Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь.

Мизгирь и Купава. Васнецов, эскиз 1885-1886

Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки. В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег.

Берендейки в «Снегурочке». В.Васнецов.

Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.

Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка.

Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен её красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу.

Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве.

Эскиз афиши к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Художник К.А. Коровин

Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно её поведет Лель встречать Ярилу. Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти.

Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку.

Елена Катульская в роли Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова « Снегурочка

Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку- призрак.
Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству.

Актриса Алябьева в роли Весны в пьесе «Снегурочка»;
Виктор Васнецов. Весна. Эскиз к спектаклю «Снегурочка»;
Надежда Забела (Врубель) в роли Снегурочки (1890).