Орфоэпия изучает нормы произношения, принятые в литературном языке. Как и другие языковые явления, орфоэпические нормы меняются со временем, и в современной выделяют «старшую норму», отражающую каноны старомосковского произношения, и «младшую норму», соответствующую современным произносительным особенностям русского языка.
К основным орфоэпическим нормам относятся правила произнесения гласных и согласных звуков в различных позициях, а также правила постановки ударения.
Ударение
Ударение в русском языке является музыкальным и подвижным, т.е. оно не привязано жестко к определенной части слова, определенному слогу, как, к примеру, во французском языке, где ударным всегда является последний слог.
Более того, в русском языке существует группа омонимов, называемых омофонами, имеющих идентичное написание, но различающихся ударением: «атлАс – Атлас»; «козлЫ – кОзлы».
Если постановка в том или ином вызывает затруднение, справиться о его правильном произношении можно в орфоэпическом словаре.
Гласные звуки
Гласные языка четко произносятся лишь в ударной позиции. В безударном положении они имеют менее четкое произношение, т.е. становятся редуцированными.
Основными орфоэпическими нормами, основанными на законе редукции гласных можно назвать следующие:
Гласный звук [o] и [а]в начале слова в безударном положении всегда произносится как [а]: « - [а]безьяна»; «окно - [а]кно».
Гласный звук [o], находящийся в любом безударном слоге после ударного, произносится как звук, условно обозначаемый [ъ] и звучащий как звук, колеблющийся в диапазоне от [а] до [ы]: «шорох - шор[ъ]х»; « - пат[ъ]ка».
Если буквы а, я, е находятся в положении после мягких согласных, они произносятся как звук, имеющий среднее звучание между [и] и [э], который в транскрипции условно обозначается [иэ]: «тяжело – т[иэ]жело»; «терпение - т[иэ]рпение»; стелить - ст[иэ]лить».
Гласный звук, отражаемый на письме буквой «и» после твердых согласных в ряде случаев произносится как [ы], причем это правило действует, даже если с «и» начинается следующее слово: «пединститут - пед[ы]нститут», «к Ирине – к[ы]рине».
Согласные звуки
Для согласных звуков русского языка свойственны такие явления, как уподобление и оглушение.
Уподобление – свойство звуков уподобляться по твердости/мягкости звукам, стоящими следом за ними. Так, твердые звуки согласно орфоэпическим нормам смягчаются, если, к примеру, находятся в позиции перед всегда мягкими шипящими «Щ», «Ч»: «женщина - же[н’]щина».
Оглушение – глухое произнесение звонких согласных на конце слова: «гриб - гри[п]»; «столб - стол[п]».
Определенную трудность вызывает произнесение сочетаний «чт» и «чн». Согласно «старшей норме» сочетание «чт» всегда произносилось как [шт], а «чн» - как [шн]. Согласно «младшей норме» подобное произношение сохранилось лишь в отдельных случаях:
В женских отчествах: «Ильинична - Ильини[шн]а»
- в слове «что» и слов, от него образованных: «что-нибудь - [шт]о-нибудь»
- в некоторых словах: «яичница - яи[шн]ица», «булочная - було[шн]ая», хотя, вероятно, в скором времени такая форма будет считаться устаревшей.
Конечно, в одной статье рассмотреть все тонкости орфоэпических норм невозможно. Но если возникает сомнение в правильности произнесения того или иного слова, совершенно не лишним будет обратиться к орфоэпическому словарю или справочнику по орфоэпии – это поможет сделать речь более грамотной и понятной для окружающих.
ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos "правильный" и epos "речь"), правильное произношение (ср. oрфография правильное написание). Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова. Например, в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в [о]ду в [а]да , т [о]чит т [а]чить ); после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м [я]со м [и]сной , в [ё]л в [и]ла , л [е]з вл [и]зать ); в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы ду [п], моро [з]ы моро [с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру [б]ить ру [п]ка , сколь зить сколь [с]ко ), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко [с]ить ко зьба , моло [т]ить моло [д]ьба ). Изучением этих законов занимается фонетика. Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей. Так, в словах иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [дэ]када , [тэ]мп ), иногда мягкого (например [д"е]кларация , [т"е]мперамент , му [з"е]й ). Фонетическая система русского языка допускает как сочетание [шн], так и сочетание [ч"н], ср. було [ч"н]ая и було [шн]ая , но орфоэпическая норма предписывает говорить коне [шн]о , а не коне [ч"н]о . Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумéнт , а не докýмент , началá , а не нáчала , звонúт , а не звóнит , алфавúт , а не алфáвит ).
В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. Так сложилось исторически: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье» (т.е. мы бы сейчас произносили в [о]да , а не в [а]да ), а если бы столицей стала Рязань «яканье» (т.е. мы говорили бы в [л"а]су , а не в [л"и]су ).
Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения,признаваемыенеправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков, преимущественно украинского. Мы знаем, что не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. На севере России «окают» и «екают»: произносят в [о]да , г [о]в [о]рит , н [е]су ), на юге «акают» и «якают» (говорят в [а]да , н [я]су ), есть и другие фонетические различия.
У человека, не владеющего литературным языком с детства, а сознательно осваивающего литературное произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] они произносят на его месте звонкое [х] (звук, в транскрипции обозначаемый знаком ). Важно понимать, что такого рода произносительные черты являются нарушением норм только в системе литературного языка, а в системе территориальных диалектов они нормальны и правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.
Есть и другие источники нелитературногопроизношения. Если человек впервые встретил слово в письменном языке, в художественной или другой литературе, а до этого он никогда не слышал, как оно произносится, он может неправильно его прочитать, озвучить: на произношение может повлиять буквенный облик слова. Именно под влиянием написания появилось, например, произношение слова чу [ф]ство вместо правильного чу [с]тво , [ч]то вместо [ш]то , помо [щ]ник вместо помо [ш]ник .
Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е [ж"ж"]у , ви [ж"ж"]ать с мягким долгим звуком [ж"], так и е [жж]у , ви [жж]ать с твердым долгим; правильно и до [ж"ж"]и , и до [жд]и , и ра [ш"ш"]истить и ра [ш"ч"]истить , и [д]верь и [д"]верь , и п [о]эзия и п [а]эзия . Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба [с"е]йн и ба [сэ]йн ; в этом словаре предлагается произносить манёвры , планёр , но допускается и произношение манéвры , плáнер .
Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а [н"]гел , це [р"]ковь , ве [р"х], пе [р"]вый . Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся (сь ) (смеял [с]а , встетили [с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий , -гий , -хий и в глаголах на -кивать , -гивать , -хивать . Слова высокий , строгий , ветхий , вскакивать , подпрыгивать , стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой , ветхой , вскаковать , подпрыговать . Потом норма стала допускать оба варианта старый и новый: и смеял [с]а и смеял [с"]я, и стро [г]ий стро [г"]ий . В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие младшего.
Орфоэпические нормы устанавливаются учеными специалистами в области фонетики. На основании чего лингвисты решают, какой вариант следует отвергнуть, а какой одобрить? Кодификаторы орфоэпии взвешивают все «за» и «против» каждого из встречающихся вариантов, при этом принимая во внимание разные факторы: распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка (т.е. смотрят, какой вариант обречен, а у какого есть будущее). Они устанавливают относительную силу каждого довода за произносительный вариант. Например, распространенность варианта важна, но это не самый сильный довод в его пользу: бывают и распространенные ошибки. Кроме того, специалисты по орфоэпии не спешат утвердить новый вариант, придерживаясь разумного консерватизма: литературное произношение не должно меняться слишком быстро, оно должно быть устойчиво, ведь литературный язык связывает поколения, объединяет людей не только в пространстве, но и во времени. Поэтому рекомендовать надо традиционную, но живую норму, хотя бы она и не была наиболее распространенной.
ЛИТЕРАТУРА Панов М.В. О русской орфоэпии
. Русский язык в национальной школе, 1971, № 3
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение
. М., 1984
Панов М.В. История русского литературного произношения
. М., 1990
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы
. С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова. 6-е изд. М., 1997
Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения
. М., 1997
Образование
Что изучает орфоэпия? Какие существуют разделы орфоэпии?
29 апреля 2017Понятие орфоэпии известно каждому со школьной скамьи. Что представляет собой этот раздел науки? Что изучает орфоэпия? Ответы на эти и другие вопросы будут предоставлены далее.
Понятие орфоэпии
Слово "орфоэпия" имеет греческие корни и означает "умение правильно говорить". Однако не все догадываются, что термин имеет двойное значение. Первое - как совокупность норм языка, второе - связанное с одним из разделов языкознания, целью которого является изучение правил устной речи.
Полноценный объем понятия "орфоэпия" не установлен до сих пор. Многие лингвисты определяют представленное понятие слишком узко, а потому в экспертных кругах может возникнуть путаница. Как правило, в термин могут быть вложены нормы и определения устной речи, грамматические формы и правила. Нормы орфоэпии устанавливают, в первую очередь, правильность произношения тех или иных слов и постановки ударений в словах.
Разделы орфоэпии
Очень важно отметить, что орфоэпия является разделом фонетики - одного из отделов языкознания, направленного на изучение звукового построения языка. При этом орфоэпия охватывает практически всю фонетическую систему языка.
Предметом орфоэпии являются нормы произношения слов и словосочетаний. А что представляет собой "норма"? Все эксперты и специалисты в области языкознания сходятся во мнении, что нормой языка называют единственно правильный вариант, полностью совпадающий с основными закономерностями русской системы произношения.
Можно выделить следующие разделы орфоэпии как науки:
- произношение заимствованных из других языков слов;
- особенности стилей произношения;
- особенности произношения тех или иных форм грамматики;
- произношение гласных или согласных звуков в соответствии с нормами.
Грамотное сочетание всех представленных разделов как раз и образует понятие орфоэпии.
Нормы орфоэпии
Орфоэпические нормы, или, как их еще называют, речевые нормы, образуют собой весь современный литературный язык и необходимы как раз для обслуживания грамотного, классического русского языка. Образованный и культурный человек всегда использует в своей речи литературные нормы. Благодаря определенным правилам произношения тех или иных звуков устанавливается качественное общение между людьми.
Стоит также отметить, что наряду с орфоэпическими нормами существуют нормы грамматические и орфографические. Если бы люди произносили те или иные слова по-разному, все мы вряд ли смогли бы понимать друг друга или же передавать какую-то важную информацию. Чтобы анализировать речь собеседника, понимать устные сообщения, никак нельзя обойтись без орфоэпических норм.
Безусловно, со временем люди все больше отходят от установленных правил произношения. Только грамотные, имеющие по-настоящему хорошее образование люди стараются не отходить от орфоэпических норм.
Цели, задачи и значение орфоэпии
Что изучает орфоэпия? Ответ уже был предоставлен выше - правильное произношение звуков и грамотную постановку ударения. В принципе, это же можно отнести и к основной цели рассматриваемого раздела языкознания. Очень часто мы слышим неверное произношение слов. Например, вместо слова "коридор" многие говорят "колидор", вместо "табурет" - "тубарет" и т. д. В задачи орфоэпической науки как раз входит обучение классическому, грамотному произношению слов.
Грешат неверным произношением слов в основном пожилые люди или жители деревень. Казалось бы, в чем здесь может быть проблема? К сожалению, молодое поколение, проживающее в таких семьях, зачастую перенимает манеру неправильного произношения слов. А ведь неправильная, исковерканная речь никогда не была в моде. Здесь и становится нужным изучение орфоэпии в школах. Ученики приобретают знания о литературном языке, без которого сегодня практически нигде не обойтись: ни в политике, ни в бизнесе, ни в любом другом трудовом направлении.
Значение орфоэпии, таким образом, невероятно велико: этот раздел науки исправляет диалект и помогает выработать грамотный, классический русский язык.
Стили орфоэпии
Разобравшись с вопросом о том, для чего нужно изучать орфоэпию, стоит перейти к не менее важным проблемам. Касаются они стилизации рассматриваемого раздела языкознания.
Что можно сказать о так называемых стилях речи? Орфоэпия - это наука очень обширная, постоянно подстраивающаяся под существующие реалии. Появление неологизмов она с легкостью принимает как данность, ведь здесь попросту не может быть каких-то жестких рамок или догматов. Именно поэтому многие эксперты стараются руководствоваться специальной классификацией, по которой орфоэпические нормы делятся на два основных стиля:
- просторечно-разговорная речь. Если она реализуется с соблюдением всех необходимых правил, то использование ее не запрещается, и даже вполне оправдано;
- научная речь. Это очень строгий язык, запрещающий использование многих просторечных выражений. Он строго выверен, а его основной чертой является четкость произношения.
Многие специалисты в области языкознания выделяют и некоторые другие группы стилей.
Правила орфоэпии
Стоит также упомянуть о некоторых правилах, без которых орфоэпический раздел науки попросту бы не существовал. Дабы ответить на вопросы о том, что изучает орфоэпия, с какими разделами языка она связана, необходимо как раз обратить внимание на ряд специальных правил.
Все литературные орфоэпические нормы делятся на два основных вида:
- правила произношения согласных или гласных звуков («ком[п]ьютер», «[т"э]рмин» и т. д.);
- правило ударений («звонИть», «обязАть» и др.).
Что изучает орфоэпия, каковы ее черты? Для любой орфоэпической нормы характерны следующие особенности:
- вариативность;
- устойчивость;
- общеобязательность;
- соответствие языковым традициям.
Очень важно отметить, правила произношения устанавливаются в ходе многовековой практики. Они должны соответствовать традициям классического русского языка. Нормы орфоэпии не выдумываются лингвистами. Эти ученые их, скорее, контролируют.
Произношение согласных
Разобравшись с тем, что изучает орфоэпия, а также с тем, для чего эта наука вообще нужна, стоит, наконец, обратить внимание на что-то более конкретное. Что можно рассказать о произношении согласных звуков в орфоэпическом разделе языкознания? Для примера здесь можно выделить несколько основных правил:
- в русском языке давно наблюдается тенденция к сближению звуков [чн] и [шн]: конечно, скучно, нарочно и т. д;
- произношение твердого [ж] вместо [зж] - езжу, визжать, брызжет и др.;
- звук [ш] часто используется в некоторых словах с сочетанием [чт]: что, чтобы и др.
Именно представленные правила наилучшим образом иллюстрируют ответ на вопрос о том, для чего нужна орфоэпия. При этом многие нормы предполагают и другие правила постановки согласных. А что можно сказать о гласных звуках?
Произношение гласных
Все нормы в орфоэпии выстраиваются, в первую очередь, на базе фонетических закономерностей. В случае с гласными звуками здесь стоит выделить, например, правила произношения [о] или [э] после согласных мягких (речь здесь идет о неоправданном произношении буквы Ё: гололедица, маневры, опека, оседлый и т. д.), а также о трудностях с выбором гласного звука после твердых шипящих.
Таким образом, вопрос о том, для чего нужно изучать орфоэпию, сразу же отпадает после иллюстрации основных правил и примеров произношения тех или иных слов.
Русский язык – это богатый и неизведанный мир, который изучается лингвистами с разных сторон, поэтому и разделов науки о языке множество. Одним из них является орфоэпия, которой уделяется много внимания в 4 классе. Это не просто важная часть школьной программы – освоение этой науки важно для каждого человека, который хочет быть по-настоящему грамотным.
Что такое орфоэпия
Найти определение что такое орфоэпия в русском языке несложно – это та часть науки о нем, которая изучает правила устной литературной речи. Очень важно понять, что речь идет не просто о том, как произносятся слова, а об их литературной норме, закрепленной в специальном словаре.
Есть два определения орфоэпии – более широкое и более узкое. Первое включает в это понятие произношение и ударение, второй – только произношение, ударение при этом исключается.
Почему же орфоэпические нормы так важны? Дело в том, что если все люди будут говорить одинаково, это позволит сосредоточиться на смысле того, что человек говорит, а разнобойное произношение заставляет прикладывать много усилий: сначала для определения формы, а потом уже – содержания.
Каждая орфоэпическая норма сложилась в процессе исторического развития языка. При этом сегодня выделяются высокий стиль произношения и нейтральный, орфоэпические нормы которых в ряде случаев различаются.
Орфоэпических норм и правил достаточно много, но, пусть и достаточно условно, но их можно разделить на четыре группы. Первая – нормы произношения гласных, вторая касается согласных и их сочетаний, третья – заимствованных слов, а четвертая – отдельных грамматических форм, имеющих особые закрепленные произносительные нормы.
Динамика и колебания произносительных норм
Как и некоторые другие нормы в русском языке, произносительные правила могут со временем изменяться под влиянием разных факторов. Сначала они колеблются, потом происходит смещение, затем норма становится плавающей, а потом закрепляется в другом варианте.
В качестве примера можно привести слово “булочная”. Если раньше грамотный человек мог говорить только було-Ш-ная, то сегодня допустимо и твердое произношение – було-Ч-ная, причем лингвисты отмечают, что это произношение имеет стремление к литературной норме.
Современные произносительные нормы русского языка имеют в своей основе устную речь Москвы, так называемое, московское просторечие. Оно, в свою очередь, сочетало в себе особенности двух диалектов – северного и южного.
Что будет, если не соблюдать произносительные нормы? Ответ на этот вопрос довольно прост – люди перестанут понимать друг друга. Кроме того, произносительные нормы часто поддерживаются и орфографическими правилами, то есть, и писать люди начнут вразнобой.
Знание орфоэпических правил и норм русского языка обязательно и необходимо для каждого культурного человека.
Что мы узнали?
Орфоэпия – это часть науки о языке, которая изучает произносительные правила и нормы. Эта тема очень важна для изучения, так как без ее усвоения невозможно научиться говорить правильно. Правила произношения касаются гласных, согласных (в том числе их сочетаний), заимствованных слов и отдельных грамматических форм. Существует также особое понятие динамической нормы, когда исторически сложившаяся произносительная норма по каким-то причинам начинает изменяться, пока в языке не закрепится другая ее разновидность. Такие случаи в русском языке – не редкость, так как он продолжает развиваться. Каждый культурный человек должен знать, как правильно произносятся слова, а для этого нужно изучать орфоэпию.
Орфоэпические нормы русского языка - это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos - правильный, epos - речь) - это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы , это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.
Тот русский язык, который мы впервые услышали в детстве, стал таким относительно недавно, так как современные нормы языка сформировались к середине XVII столетия, а базировались они на нормах московского городского разговорного языка. С того времени, несмотря на постоянное развитие русского языка, орфоэпические нормы претерпели относительно незначительные изменения.
Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам - она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки , может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже - негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего. Итак, рассмотрим основные правила идеального литературного произношения.
Произношение гласных звуков.
Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением . Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire - сокращать ). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове. Рассмотрим проявление закона редукции.
Звуки [о] и [а] произносятся, как [а] в случае, если они находятся в начале слова, но в безударном положении: д[а]рога, [а]лень, [а]гонь . В остальных случаях, когда буква «о» находится в безударной позиции и следует за твердым согласным, читается она, как краткий неясный редуцированный звук, что-то среднее между [ы] и [а] (в зависимости от положения): г[ъ]лова, ст[ъ]рона, т[ъ]локно . Именно звуком [ъ] в транскрипции условно обозначается данный редуцированный звук. Если в начале слова находится мягкий согласный, то следующие за ним буквы «а», «е» и «я» читаются, как нечто среднее между [е] и [и] (губы при этом растягиваются, как будто для произнесения [и] , но произносится [е] ): п[и э ]ро - перо, с[и э ]ро - серо, [и э ]зык - язык .
После твердого согласного, предлога или в слитном словосочетании буква «и» произносится звуком [ы] : смех[ы]слезы - смех и слезы, пед[ы]нститут - пединститут, к[ы]вану - к Ивану. В случае словосочетания «смех и слезы» «и» также может произноситься, как [и] , если словосочетание произносится не слитно, а в месте союза делается интонационная пауза.
Орфоэпические нормы при произношении согласных.
При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения . Так, если звонкий согласный находится в конце слова или перед глухим, то он оглушается: дру[к] - друг, рука[ф] - рукав, смо[х] - смог . Как уже можно понять, в результате оглушения [г] произносится как [к] , [б] как [п] , [в] как [ф] , [з] как [с] . В сочетаниях «гк» и «гч» [г] читается, как [х] : ле[хк]о, ле[хч]е . Если же ситуация кардинально противоположная, то есть, перед звонким согласным находится глухой, то он, наоборот, уподобляется соответствующему ему звонкому гласному: про[з"]ба, [ з]давать .
Отдельно нужно сказать о сочетании «чн». Это сочетание в старомосковском произношении всегда звучало, как [шн] . Сегодня в большинстве случаев оно произносится всё же, как [чн] , но есть несколько исключений:
- В женских отчествах: Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а .
- В отдельных словах: скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица и др.
Произношение согласного [ч] в словах «что» и «что-то» обычно считается признаком какого-то диалекта, потому что в норме «ч» оглушается и заменятся на [ш] . Также меняется «г» на [в] в словах «кого», «какого», «какого-то» и др. На звук [цц ] меняется окончание глаголов «-ться» и «-тся»: смее[цц]а, возвращае[цц]а.
Слова иностранного происхождения.
Орфоэпические нормы литературного языка в случае, если слово имеет иностранное происхождение, в большинстве своем остаются такими же, как и в случае с исконно русскими словами. Но все же есть некоторые особенности произношения заимствованных слов:
- Отсутствие редукции звука [о] : м[о]дель, [о]азис .
- Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е» , в некоторых словах смягчение не происходит: ант[э]нна, ген[э]тика .
- В некоторых словах иностранного происхождения допускается оба варианта - как смягчение согласного, так и отсутствие смягчения: терапевт, террор, претензия и др .
Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Для того, чтобы узнать правильное произношение того или иного слова, а также узнать, на каком слоге будет правильным поставить ударение, можно заглянуть в орфоэпический словарь русского языка . Такие словари могут стать настоящими помощниками для желающих научиться говорить правильно и красиво.