Кот ученый - Образовательный портал

Ознакомление дошкольников с цветом. Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством Ознакомление дошкольников с искусством составления букетов

Проследим, как от группы к группе усложняется содержание педагогической работы с детьми по приобщению их к искусству.

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа - содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая группа - изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа - эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что В ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»

Четвертая группа - воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Начиная с младшей группы , детей учат не только понимать смысловую сторону произведения, но и эмоционально откликаться на него, формируют эмоциональное отношение к картине, умение соотносить свой небольшой опыт с увиденным на полотне.

Как усложняются задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством в разных возрастных группах?

Детей четвертого года жизни начинают знакомить с книжной иллюстрацией (вид графики), народной игрушкой и наглядно-дидактической картинкой. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке.

При рассматривании иллюстраций, игрушек внимание малышей воспитатель обращает на знакомые изображения предметов, людей, природных явлений, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приручают также эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов и явлений в произведениях искусства.

Детей пятого года жизни учат понимать содержание произведения, рассказывать о нем, сравнивать действия изображенных персонажей с реальными, замечать детали. Научить дошкольников понимать содержание картины - значит помочь им не только увидеть, что изображено на полотне, но и установить взаимосвязь между предметами, образами картины. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником, - цвет, форму.

У детей пятого года жизни формируют умение всматриваться в картину. Что значит «всматриваться»? Воспитатель учит детей внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, соотносить изображенные предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине.

Со средней группы у детей формируют эмоционально-личностное отношений к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.

В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства - живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.

Дети шестого года жизни могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства. При этом решаются и нравственно-эстетические задачи. Так формируют понятия «хороший» и «красивый». Хорошие поступки людей, изображенных в произведении, выступают одновременно и красивыми, так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.

В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.

В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма), чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах. Если в младшей возрастной группе детей учат понимать содержание, отвечая на вопрос, что (кто) изображено на полотне, то в средней группе дошкольников знакомят с характерными особенностями персонажей, изображенных художником, их взаимоотношениями. В старшей и подготовительной к школе группах формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.

От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником. Малыши выделяют такие с единства выразительности, как пятно, линия , замечают контрастные по цвету изображения . В средней группе дети воспринимают форму предметов, замечают выразительность позы, жестов, мимики . Дети старшей группы понимают такие сложные средства выразительности, как ритм, композиция.

Изменения происходят и в задачах по развитию эстетических чувств, эмоционального отношения к картине художника. Например, в младшей группе дети учатся эмоционально откликаться на изображенные на картине явления и предметы. В средней группе они проявляют эмоциональный отклик на понравившуюся картину. В старшей группе у дошкольников формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением предмета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию картины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяснить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произведения и его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к ее содержанию.

Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, их реализация в детском саду - подготовительная ступень к освоению программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе. Тесная преемственность между детским садом и школой - наиболее эффективный путь художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Нами делается попытка установить преемственность в работе детского сада и начальной школы по отбору содержания задач по приобщению детей к изобразительному искусству и методов работы с ними, проследить уровень эстетического развития детей с детского сада дошкольного возраста как в сельской, так и в городской местности.

В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в детском саду дети будут иметь представления:

Об изобразительном искусстве, народном и декоративно - прикладном искусстве, дизайну как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

Об основных понятиях изобразительной грамоты;

О взаимосвязи видов искусства;

О наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России; - передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

При выполнении учебных и творческих работ дошкольники смогут использовать: образный язык пластических искусств; знания по основам цветоведения (три основных, черный, белый, цветовые оттенки, темные и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс); по основам изображения пространства (загораживания, уменьшение объектов при удалении); по основам изображения лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движения).

Дошкольники освоят основные средства художественной выразительности образа: ритм силуэт, цвет, композицию .

На занятиях изобразительного искусства дети приобретают опыт:

Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию; - работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезания и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др.;

Коллективной творческой работы.

Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению групповой комнаты, приемной, при создании изделий декоративно - прикладному искусства из доступных материалов.

Использование в педагогическом процессе все группы задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством мы тем самым, с одной стороны, помогаем детям легче и быстрее усвоить все то, чему мы их обучаем, а с другой стороны, мы сами себе помогаем в организации и планировании педагогического процесса.

Рассмотрим место проблемы приобщения детей к искусству в программах ДОУ.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) эта задача сформулирована конкретно - формировать у детей первые представления об искусстве, способности воспринимать его.

В основу методики знакомства детей с изобразительным искусством положены идеи и рекомендации советских учёных: В.В. Волкова, Н.П. Сокулиной, В.А. Езикеевой, Е.В. Лебедевой.

В «Программу воспитания и обучения в детском саду» включена задача: знакомить детей с видами изобразительного искусства - живописью, графикой, скульптурой малых форм, декоративно - прикладным искусством. Каждому из этих видов присущи свои средства выразительности, всесторонние раскрывающие художественное содержание произведения, ценности которых дети поймут при систематическом педагогическом руководстве.

По развитию детей можно разделить на три уровня:

Первый уровень (младший дошкольный возраст). Мотив оценки художественного произведения носит предметный или сюжетный характер - дети лишь перечисляют изображения, затрудняются дать развернутый рассказ по картине. Оценка произведения ограничивается практической направленностью («Яблоко на картине понравилось, потому что оно вкусное»).

Второй уровень (средний дошкольный возраст). Дети понимают содержание произведения, видят и называют некоторые выразительные средства (форму, цвет, сочетание цветов, некоторые композиционные приемы), но оценка носит поверхностный характер.

Третий уровень (старший дошкольный возраст). Дети уже улавливают не только внешнюю характеристику художественного образа, элементарно понимают замысел художника, эстетически переживают, наслаждаются его красотой.

В соответствии с данной характеристикой и определены программные задачи, которые претворяются как на занятиях (со старшей группой знакомству с изобразительным искусством отводится целиком одно занятие в месяц), так и в процессе самостоятельной деятельности детей и проходят во взаимосвязи с обучением рисованию, лепки, аппликации.

В программе «Радуга» желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирование основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства. Детей приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканые полотенца и др. Ребенку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения и созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандаша, красок, глины и других материалов.

В программе «Детство» четко заявлена ориентация на проблему «Дети в музее». Цель подобной работы - приобщение ребенка к народному декоративно - прикладному искусству, отечественной и мировой классике изобразительного искусства. Восприятие художественных произведений в подлинниках, живого рассказа о них, архитектурно - художественного интерьера музея, погружение в его особую ауру приобщают ребенка к уникальным ценностям искусства, формируют его художественную культуру.

Программа рекомендует с 3-х до 5-ти лет малышей знакомить с декоративностью образов русских сказок, экспонатами музеев игрушки и фольклора. Старшие дети (начиная с 5-ти лет) уже в состоянии почувствовать красоту и обаяние образов русской и мировой классики изобразительного искусства - станкового, монументального, декоративно - прикладного.

Программа «Истоки» рекомендует приобщать детей к миру высокого искусства, знакомить их с уникальными по художественной ценности экспонатами, начиная с шести лет. В качестве обоснования приводится следующая характеристика возрастных возможностей: старшие дошкольники способны понять разнообразные виды музеев; они осознают их фонды через серии открыток, иллюстрированные альбомы, музейные буклеты; особенно ярко на них воздействует архитектура музейного здания, его внешний вид, интерьеры выставочных залов, репродукции и фотографии произведений живописи, графики, скульптуры.

В программе определены основные задачи воспитания дошкольников через музей: приобщение к культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории мира, Отечества, родного края; воспитание художественного вкуса и, особенно, его избирательности, т.е. умение оценивать, сравнивать, анализировать классические образцы изобразительного искусства; формирование личности потребности в прекрасном.

Программа «Истоки» формирует конкретные задачи развития детей средствами музейной педагогики. Приоритетной из них является задача формирования «образа музея» как храма искусства, как уникального собрания предметов красоты культурно- исторического значения. Кроме того, развивается художественное восприятие, образное мышление, понимание языка искусства, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик на их экспозиции, ценностное отношение к их содержанию.

Мелекова Ирина Александровна
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 60
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-01-08 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством Мелекова Ирина Александровна МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 В методических рекомендациях представлен перспективный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством.

Просмотреть свитедельство о публикации


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством

Приобщение растущей и развивающейся личности к творчеству – одна из важнейших задач современности. Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым.

Дети дошкольного возраста обладают богатыми предпосылками художественно-творческого развития. К тому же процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Творчество детей проявляется как на специально организованных занятиях, так и в изобразительной деятельности, протекающей в свободное время по желанию детей. Следует обучать дошкольников не только способам изображения тех или иных предметов, явлений, определенным изобразительным умениям, но и стремиться к воспитанию у них эстетического отношения к действительности, изображаемому, высказывать личностную эстетическую оценку. Мы предлагаем достаточно полный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством, состоящий из нескольких тематических блоков.

План знакомства дошкольников с изобразительным искусством.

1 блок. Знакомство о многообразии красок – 5 занятий.

– зачем человеку краски

– природное происхождение цвета

– чем можно рисовать

– классификация цветов

– цвет и настроение

2 блок. Пейзаж – 3 занятие

– человек и природа

– разноцветная осень

– передний и дальний план на картинках

3 блок. Цветы – 3 занятия

– букет (создание цветочных композиций)

– цветной ковер (о разнообразии цветов)

– стилизованные цвета (городец, хохлома)

4 блок. Натюрморт – 2 занятия

– плоды и цветы (игра цвета, разнообразие форм)

– мамина любимая ваза

5 блок. Улица и улочки – 3 занятия

– деревянные постройки (оттенки дерева)

– наши широкие улицы (перспектива)

– я – маленький архитектор (придумывание)

6 блок. Портрет – 4 занятия

– у нас в гостях Снежанна (человек в длинной шубке)

– мой друг (портрет)

– мой любимый сказочный герой (характер и цвет)

– кем стану когда вырасту (изображение движения)

7 блок. Необыкновенная игрушка (лепка) – 3 занятие

– весёлый мишка (движение)

– экзотические гости (пропорции, движение)

– зоопарк

8 блок. Лепнина – 2 занятие

– необычный подарок

9 блок. Настроение – 2 занятие

– смешные истории (приемы художников иллюстраторов)

– я люблю тебя таким (передать свое настроение в портрете)

10 блок. Путешествие на батискафе – 3 занятие

– разнообразие подводного мира

– подводная сказка

11 блок. Путешествие на ракете – 2 занятие

– природа космоса

– жизнь на далеких планетах (фантазия)

Данный план ознакомления детей с изобразительным искусством будет способствовать проникновению детей в мир произведений изобразительного искусства, художественному развитию, формированию у детей чувства формы, цвета, умения передавать свои чувства, настроения, мысли.

. .

Наталья Махметова
«Знакомство детей с искусством» (из опыта работы)

Изобразительное искусство важно для нравственного воспитания. Оно пробуждает в людях добрые чувства ко всему живому, сопереживания, формирует умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе. Процесс нравственно- эстетического воспитания сложен и многогранен. Педагог должен активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть умным, красивым, добрым. Значение старшего дошкольного возраста для духовного возделывания души трудно переоценить - так податлива и открыта она. А искусство - не только один из способов познания мира, но и само являет собой мир. Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной считается задача художественно-этетическое развитие детей . В старшей группе продолжается работа по ознакомлению с искусством по воспитанию умения воспринимать произведения живописи, скульптуры.

Дети старшего возраста продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах Исаак Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е Репина

Формируются у детей умение внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы. Для этого в мы проводим игры «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель : развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

«К нам пришел волшебник «Я слушаю, Я ощущаю запах» Цель : Формировать умение детей описывать объекты , изображённые на картине, с помощью органов чувств.

«Кто о чем говорит» Цель : Формировать у детей умение составлять диалоги от лица объектов картины.

В своей работе мы использовали технологию Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М. Просвещение 1992 года автор предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с жанровой живописью.

Развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим. Проводили игры «Что было, что будет» Цель : Формировать умение у детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

«Перспектива» Цель : дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.

«Подзорная труба» Цель : Формировать у дошкольников умение выделять объекты, изображённые на картине.

При знакомстве с картинами натюрмортами мы организовываем выставку репродукций картин предлагаем, детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Когда все обойдут дети выскажут свое мнение.

На тематической недели «Грибы, ягоды» мы с детьми составляли композиции вырезанных из бумаге грибов и ягод, для этого знакомили с понятием , что такое натюрморт. Рассмотрели репродукции картин Лидии Доценко, Е. Сергеенко, А. Акименко, И. Кончаловского давали понятия какой натюрморт считается однопорядковый, а какой смешанный.

Так же проводились игры. «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ»

Цель : Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.

«ИЗМЕНИ И ПОСМОТРИ»

Цель : показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Способность поставить себя на место другого, почувствовать радость, огорчение, удивление порождает чувства с причастности. На первом этапе знакомили с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. На следующем этапе я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин А. И Сурикова «Автопортрет» , «Барышня со скрещенными на груди руками» , Левитан «Автопортрет» , Васильев «Старец» , дали понятия, что такое автопортрет и портрет. В играх, развивали наблюдательность. Например «Собери портрет»

Цель : Закрепление знаний о составных частях лица : лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Скульптура один из видов изобразительного искусства . В отличие от

живописи и графики скульптура имеет реальный объем и специфический

материал. В окружающей действительности дети встречаются с

произведениями скульптуры разных видов (монументальной - монументы,

памятники; станковой - украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм - это вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор)

На тематической недели «Мой город» дети рассматривали фотографии памятник «Первопроходцем нефтяникам и газовикам» , обелиск «Советская Армия освободительница» , потом предлагали родителям сходить к памятникам и рассмотреть их. Так же рассматривали скульптуру малой формы «Лошадь» для показа лепки лошади в движение.

При знакомстве детей со скульптурой человека проводили такую игру. Она помогает лучше понять работу скульптора . Эта игра заключается в следующем - дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится «скульптором» , а другой «материалом» , из которого

«создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу, находит необходимое движение рук, ног, головы и пр.,

добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием исполняют оби роли. И что самое главное, подобные игры побуждают детей к активной деятельности.

При создании образа лошади мы рассматривали скульптуру коня, где проанализировали, из каких объемных форм состоит фигура и как их соединить в целое. Обсудили, как легко добиться нужного движения при создание образа.

Как организовано планирование деятельности воспитателя и детей в нашей группе по ознакомлению с изобразительным искусством . Непосредственная деятельность по ознакомлению с искусством мы включили в познавательную деятельность по темам «Мой город Похвистнево» знакомили со скульптурой города, По теме «Осень» мы организовали выставку репродукций картин пейзажей, где определяли какая осень ранняя, золотая или поздняя изобразили художники в своих работах . На тему :«Дары осени» знакомили с натюрмортом , где детям предлагалось «войти» в картину и представить какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Через речевую деятельность «Составления творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» , Саврасова «Грачи прилетели» . Знакомство с художниками иллюстраторами проходит у нас в художественно-эстетической деятельности через чтение произведения и рассматривание иллюстраций к произведениям С. Маршака «Почтальон» , К. Чуйковского «Федорино горе» , при рассказывание русской народной сказки «Зимовье» , чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» , В. Сутеева «Кораблик» . Так же мы использовали как часть непосредственной деятельности детей при интеграции областей. При чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» знакомили с картиной Васнецова «Три богатыря» , при чтение рассказа Н. Подлесовой «Бронзовый солдат» рассматривали картину репродукции памятника «Неизвестному солдату» . Во время рисование на тему «Моя семья» , «Я-человек» закрепляли знание о портрете, познакомили по понятие мимика лица. На тематической недели «Как хлеб на стол пришел» при рисование по теме «Колоски» , знакомились с пейзажам Шишкина «Рожь» , Мясоедова «Страдная пора» . Знакомство с искусством включали мы и в творческие часы, где развивали умение различать цвета и оттенки, выделять средства художественной выразительности, как меняется содержание картины, чувство настроение в зависимости от изменения колорита.

По ознакомлению с жанрами нами использованы различные методы и приемы : чтение произведений, отгадывание загадок, речевые игры "Художественный салон" на умение составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности; "Найди лишний". «Художники-рестовраторы» , «Собери портрет» на закрепление жанров изобразительного искусства " Большое значение уделяем развитию самостоятельной художественной деятельности : стремлению проявить себя как в рисовании так в лепке, драматизации и т. д. В результате чего уровень развития по направлению художественно-эстетическом если сравнить с результатами учебного года 2012-2013 и результатами 2013-2014 года

2012-2013 2012-2013 2013-2014 2013-2014

сентябрь май сентябрь май

Как видно из таблицы уровень освоения программных задач по сравнению с прошлым годом повысился на 7%, а с началом года на 14%.

У детей стали разнообразней средства выразительности для создания образа в своей работе , передаче настроения, чувства. Переносили свои умения на создания работ для оформления группы, выставок, изготовления подарков. Привлекались родители к работе по ознакомлению детей с искусством , предлагали во время прогулок рассмотреть красоту природы, сходить к памятнику «Неизвестному солдату» , привлекали к созданию выставок «Моя любимая книга» , «Изготовления макетов мебели из бросового материала» , «Дары осени» , «Царство белого цвета»

Ознакомление детей с натюрмортом. Жанр натюрморта многогранен , его основной объект – интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием. Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года (2-я младшая группа ). Основная задача педагога на этом этапе – вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот – резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и т.д.). Детям этого возраста предлагаются одно порядковые , одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы . Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один – два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно – реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные. Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало?», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др . И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно, использование художественно – развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиций натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на фланелеграфе). Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского . Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с натюрмортом несколько усложняются. Продолжать вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбирать для них натюрморты разного вида. Формировать у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи, его видах – разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.Продолжать работать над обогащением словаря детей сенсорно – эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводить детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараться помочь им накопить запас образных впечатлений. Доступными средствами подводить детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учить внимательно, вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей средой. Обращать внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния погоды или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контрастность и создаваемое ими настроение – радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и т.д. Привлекать внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного. В этом возрасте дети уже могут понять некоторые особенности натюрморта как особого жанра живописи. Они знакомятся с натюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта (например, В, Ван Гог, «Натюрморт с книгами»; П. Кончаловский, «Сухие краски»; В. Лебедев, «Натюрморт с палитрой» и др.); натюрмортами смешанного характера (например, «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» И. Хруцкого и др.). Возможны следующие этапы работы. Сначала знакомить детей с трудом художника («О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта – цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, композицией как средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие (формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно – развивающая игра, комплексное занятие и др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета). Помогут в ознакомлении детей с натюрмортом различные игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не стало», «Составь букет», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине». На занятиях можно использовать загадки и стихи по теме; работаем с контурными упражнениями, они развивают зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Использую в работе нетрадиционное рисование, детям очень нравится изображать предметы, необычно применяя смешанные техники и методы рисования, экспериментируя с цветом. Это рисование пальчиками; рисование восковыми карандашами + акв . Краски; печать пробкой, печать резиновой матрицей; аппликация из салфетки для придания объема +гуашь. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цве ты, плоды, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствами выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально – нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращать их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально – эстетические, искусствоведческие термины. Первый этап работы может быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве. Второй этап связан с расширением и закреплением представлений детей о натюрморте. Дети уже знакомы с одно порядковым (изображением предметов одного вида) и смешанным натюрмортом. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте – типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально – эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве.Принципы отбора иллюстраций для детей . Практика показывает : от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом , правильный отбор произведений является одним из условий эстетического восприятия дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме. При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художников. В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к одно порядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно – реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомить и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи. Далее предлагаю познакомиться с играми и упражнениями, используемыми мною на занятиях. Сенсорные игры «Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь» Цель: Закрепить знания детей о форме овощей,фруктов,поупражнять в осязательном обследовании формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.Материал : Набор фруктов или овощей, длинный мешочек из ткани.Руководство: дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают предмет,рассказывают какой он формы, твердый, мягкий, какая поверхность -гладкая или шероховатая, в итоге необходимо назвать что это за овощ или фрукт. И так далее, пока все предметы не отгадали; затем можно предложить их нарисовать. «Узнай на вкус», «Узнай по запаху» Цель: Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где они растут.Сенсорные игры на закрепление у детей знаний о цвете. «Воздушные шары», «Подбери по цвету», «Живое домино», «Назови цвет», «Радуга» Художественно – развивающие игры «Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Положи красиво яблоки на тарелку» Материал: Либо подлинные предметы, либо плоскостное изображение.«Составь букет» Дети упражняются в составлении красивого букета. Цветы подбираются по цвету по форме так, чтобы не закрывали друг друга и красиво сочетались с цветом вазы. «Собери фрукты в вазу» Здесь нужно обратить внимание детей на цвет, величину фруктов и вазу. Составлять натюрморт надо так, чтобы предметы красиво сочетались по цвету, а крупные фрукты не закрывали мелкие. Детям предлагаем по – упражняться, поиграть. «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» или «Разбери картины по группам» Цель: Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.Материал: У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и в холодной гамме. «Убери лишнюю» Цель: Уточнить представление детей о натюрморте.Материал: На столах у детей репродукции картин: три натюрморта или два пейзажа.Задание: Рассмотреть внимательно картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсудить.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» Цель: Развивать цветоделение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.Материал: Репродукция одной картины (каждому). Гуашь, вода кисти, палитра.Предлагаем детям рассмотреть репродукции картин, обратив внимание на использованные краски; затем с помощью палитры приготовить те цвета, которые использовал художник.Упражнения для развития мелкой моторики с помощью контурных рисунков по теме «Фрукты» 1.Рассмотри, узнай и правильно назови каждый из изображенных на рисунке фруктов.2.Опиши каждый из фруктов, используя предложенный образец. (Яблоко – круглое, красное, гладкое, блестящее, ароматное, хрустящее, сочное, сладкое, вкусное, полезное)3.Какой из нарисованных фруктов тебе больше нравится? Почему? Выбери карандаш нужного цвета и раскрась рисунок.4.Раскрась большое яблоко красным цветом, а маленькое – зеленым.5.Раскрась верхнее яблоко красным цветом, среднее – желтым, а нижнее – зеленым. На что похож рисунок? 6.Соедени точки, обведи и раскрась большое яблоко.7. Внимательно рассмотри рисунок и найди спрятавшиеся в листочках яблоко. раскрась его.8.Заполни банку нарисованными фруктами.9.Собери пазлы, отгадай, что это за фрукт и нарисуй его.

«Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить

в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

Декоративно - прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно - прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, Жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно - прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно - прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

С целью ознакомления детей с народного декоративно - прикладным искусством необходимо создать условия работы: подобрать необходимую литературу, готовые изделия и создать мини- музей, подобрать дидактические игры, наглядный иллюстрационный материал.

При ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством ставим следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
  3. Формировать обобщенные знания и умения, а именно:
  • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
  • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  1. Развивать художественно - творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
  2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой изделий, чувство гордости за свой родной край.

Начинаем формировать интерес к декоративно- изобразительному искусству со второй младшей группы , где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно - прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет - маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора - круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставляем возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы - лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно- красного, голубого и темно- синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции - ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Также при ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством проводим экскурсии (если такая возможность есть), беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «Составь узор», «Подбери элемент узора», «Собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

Работа при ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством должна строиться путем постепенного усложнения материала.

Во время работы с помощью указаний и вопросов направляем детей: «Подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

Большое внимание уделяем анализу детских работ, например, вывешенные работы назвать «Витриной магазина» и предложить детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавать наводящие вопросы:«Что бы вы нарисовали по-другому?», «Что бы вы посоветовали нарисовать(имя ребенка), чтобы его работа была красочнее?».

Выводы:

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией определенного узора.

В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказывать положительное влияние в будущей жизни детей.