Кот ученый - Образовательный портал

Формирование личности, процесс формирования личности. Формирование окружения как фактор становления личности Опыт жизни строит создает характер и личность

Время чтения 5 минут

Созреванию человека, как индивидуальной персоне, способствуют необходимые условия развития личности. Все внешние и внутренние факторы, касающиеся индивида, взаимодействуют друг с другом, что приводит к становлению его как индивидуальности. При правильном подходе возможно положительное взаимодействие, которое отразится на появлении правильных личностных качеств у отдельной особи.

Для развития личностных качеств человека важны сразу несколько элементов, таких как воля (она же собственная свобода), разум и чувства . Именно они определяют зарождение тех или иных поведенческих предрасположенностей и дальнейшее становление индивида, как личности.

Стоит понимать, что для адекватного личностного развития необходимы особые условия. Данная статья посвящена значимым условиям и предпосылкам для развития личности.

Разница определений термина

Личность – термин многогранный, хоть его основной сутью и является отображение индивидуальности индивидуума, подчеркивая специфику его характеристик и социальную природу. То есть, личность – это не только сознательное существо, способное действовать в общественно бытовой сфере, но это и целый порядок свойств и особенностей, ценных для социума, описывающих особу как его часть.

Если же заглянуть в разделы психологических наук, то там данный термин выступает определением для человека, чьи сложившиеся привычки, симпатии и антипатии, социально культурный опыт, накопленные умения, а также слоившийся набор психических и физических характерных особенностей, определяют ежедневное поведение человека и связь с окружающим миром.

Условия для развития личности у детей

Разобравшись со значением основных понятий, используемых в статье, можно смело переходить к необходимым условиям для развития личности. Старт созревания человека, как индивидуальности, положен с самого его рождения, и на протяжении всего жизненного пути развитие и самосовершенствование неизбежно.

В детском возрасте люди наиболее подвержены влиянию со стороны, что отражается на зарождении их черт характера и восприятии. В этот период складываются взгляды на мир и общество в целом, и выявляется отношение к их порядкам.
Целостное психическое созревание ребёнка получило название “ведущий вид деятельности”. Такой термин ввёл в обиход российский психолог, организатор науки, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев. По теории на каждом жизненном этапе этот вид будет совершенно разным.

Возраст и ведущие виды деятельности:

1. Младенец. Определяется от 2х месяцев до года, непосредственно-эмоциональное общение со старшими представителями станет основной деятельностью этого отрезка времени.
2. Первая половина детства от года до 3х лет станет предметным участием. Здесь главное для малыша – удовлетворить тягу к знакомству с предметным миром.
3. Дошкольники от 3х до 7ми лет вступают в сюжетно-ролевую игру. Их желанием окажется скорое взросление, подражание и копирование во всём старших ребят. Здесь наблюдает появление самостоятельности у ребёнка, тяга к труду и самоидентификация.
4. Школьная пора в 7-11 лет выступает в качестве обучающего процесса. В ней появляется тяга к изучению нового и стремлению к дальнейшему самостоятельному существованию.
5. Подростки в 11-15 лет начинают практиковать интимно-личное взаимодействие, где проявляется необходимость для них в контактах с людьми своей возрастной группы.
6. Юные персоны с 15 до 17 лет определяются ярко выраженной тягой к учебно-профессиональному росту. Самоопределение, изучение самого себя – всё это относится к этому промежутку времени.

Саморазвитие

Помимо внешних условий и средств развития личности, также важную роль играет саморазвитие. Творческо-преобразующий процесс и самостоятельная активность также являются важным условием формирования личности.
Внутреннее самоопределение персоны и её выявленная активность сильно влияют на восприятие воспитания со стороны окружающих. Если воздействие учителя не получает взаимной отдачи у индивидуума, то это негативно скажется на будущем его внутреннего “Я”.

Условия и предпосылки развития личности:

  • Внешние . К ним относятся социальные условия развития личности. То есть, сюда пойдет давление со стороны общества на особь, его воспитание педагогами и родными.
  • Внутренние . К внутренним можно отнести склонности, заложенные природой, генетические предрасположенности и влечения, а также переживания, мысли и чувства, возникающие из-за давления на персону внешних воздействий.
  • Существует ещё одно, немало значимое разделение предпосылок для прогрессирования индивидуальности.
  • Необходимые условия развития личности. Отнести их можно к внутренним предпосылкам. Это объективная закономерность результативности индивида на пути совершенствования.
  • Достаточные . Они больше подходят под внешние факторы, так как включают в себя причины, противоречия, основания и следствия прогрессивности.

Школьная деятельность, направленная на развитие личности

На плечи педагогов и воспитателей ложиться огромная ответственность за будущее своих подопечных. Ведь именно они оказывают большое влияние при взрослении наших детей. Ценен тот учитель, кто способен увидеть в каждом своем ученике маленькую, развивающуюся личность.

Внутренний мир школьников очень хрупок и подвержен любому влиянию со стороны. Поэтому так значимо создать все требования и обстановку, которые поспособствуют адекватному росту учащихся.

Помните, что оказать влияние на уже взрослую персону, с устойчивыми взглядами на мир почти невозможно. И её становлением и совершенствованием начинать заниматься придётся с раннего детства, чтобы впоследствии не стало поздно.

Роль старших в психическом созревании младшего поколения

Старшие, порой сами того не понимая, оказывают сильное влияние на молодое поколение. Ребёнок обращает всё своё внимание на более опытных взрослых людей, у которых он учится правилам выживания в обществе. Именно у них он перенимает некоторые повадки и взгляды на проблемы социума.

Главной задачей старшего поколения становится организация адекватного усвоения норм морали. Для этого придётся обратить внимание на своё же поведение, так как малыш полностью скопирует все ваши реакции и ответы на какие-либо ситуации.

Также одним из наилучших способов воздействия на правильное психическое созревание станет навязывание эстетических вкусов малышу, разъяснение, что такое “хорошо” и “плохо”, что приемлемо в поведении, а что запрещается моральными нормами и этическими соображениями.

Какие условия обеспечивают успешное формирование личности?

Успешному формированию способствует не только социальная среда, но биологические предпосылки. Генетика задаёт наше становление, созревание и поведение. Обстановка для протекания этих процессов задаёт их дальнейшие изменения в лучшую положительную сторону или наоборот в худшую негативную.

Повлиять на процесс возможно, главное обеспечить растущую особь правильным культурным и социальным окружением с самого рождения и на весь период взросления. Прогресс ребёнка определяется не только его биологическими задатками, но и взрослыми, которые находятся рядом с ним.

Способы и условия развития личности:

  1. Форма игры. По сути, всё наше существование происходи в форме игры, в самом начале запускаемой извне, а затем передаваемой в наши руки.
  2. Деловые отношения. Первоначально, все деловые взаимоотношения мы наблюдаем со стороны. Затем пробуем воспроизвести их самостоятельно.
  3. Обучение и практика. Изначально мы изучаем всё вокруг, потом пробуем повторить это самостоятельно, впоследствии же обучая тому, что узнали других.
  4. Физические тренировки. Наше тело помогает нам выбирать интересы и увлечения, основываясь на наших возможностях и предпочтениях. Любые самообновления лучше всего начинать со своего тела.
  5. Гармония. Невозможно саморазвитие без гармонии. Разрешите все конфликты, спорящие в вас же самих, и прогресс не заставит себя ждать.
  6. Постоянная работа над собой . Принятие решений, мониторинг и анализ собственного “Я”, осознание своих же действий – всё это работа над собой, так необходимая нам для самосовершенствования.

Применив выше перечисленные способы на практике, вы заметите, как достигнете собственного процветания и расширение кругозора вашего чада.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:

  • Биологический организм и его врожденный опыт;
  • Научение через сочетательные рефлексы;
  • Человек научился сам;
  • Человека научили другие люди.

В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.

Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.

Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.

Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→

В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.

В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей . См.→

В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение . В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→

Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Первые ростки личности - это упрямство малыша "Я сам", следующие шаги - отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже - взросление, и на всем пути - развитие разума и воли.

Воля

Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли . Одно помогает другому. См.→

Материнская любовь и формирование личности

И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.

2. 2. Условия формирования личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Имея в виду то, что человеческую личность формируют в своем единстве генетическая и социальная программы, отметим существование субъективных и объективных условий становления личности, ее совершенствования в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.

Биологические факторы : наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, прямохождению - общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности.

Человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов - общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Но влияние биологических факторов всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими. Психическая деятельность человека, будучи детерминирована внешними условиями, развивается по своим специфическим внутренним законам. «Идея, чувства и верования, - говорил Г. В. Плеханов, - сочетаются по своим особым законам. Но эти законы приводятся в действие внешними обстоятельствами, не имеющими ничего общего с этими законами».

Социальные факторы (они же - «внешние обстоятельства»): общественно-экономические условия жизни, семья и целенаправленное воспитание образуют, систему объективных условий, влияющих на формирование личности. Именно среда - вся окружающая человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и становление личности, - является объективным условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки - мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Поскольку если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Социализация осуществляется как система двух взаимодействующих факторов:

1) воздействие общества на личность в процессе воспитания, образования, общения с родителями, сверстниками, в процессе пользования средствами массовых источников информации;

2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.

Действительно, социальный индивид не получает своего общественного содержания наследственно и вынужден приобретать его в онтогенезе и в ходе всей своей жизни. Условно процесс социализации имеет три периода:

Первичная социализация, или социализация ребенка;

Промежуточная социализация, или социализация подростка;

Устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.

Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания).

Воспитание так же выступает важным фактором в развитии личности. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

Диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

Организация учебно-воспитательной деятельности детей;

Использование положительных факторов в развитии качеств личности;

Воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

Формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Итак, личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни).

Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой - частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.

Рассмотрение вопроса о влиянии объективных условий на формирование личности будет неполным, если не отметить решающее значение в развитии человека социальной наследственности. Каждая личность представляет в той или иной мере весь человеческий род; в ее человеческой, телесной организации воплощен итог развития не только рода человеческого, но и ближайших его предков. Общечеловеческая природная организация личности формировалась по законам биологии, а потому и выступает как общественно-детерминированная природа человека.

Человек наследует от предыдущих поколений орудия труда и опыт организации производства, материальные и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая всем этим, он приобщается к общечеловеческой и национальной культуре, становится способным к труду, творческому развитию оставленного ему наследства.

Что является определяющим условием приобщения человека к социальному опыту, заставляющим его становиться личностью?

К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений». Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М. С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека. И именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом, классифицируется в четыре основных вида:

1) Преобразовательная деятельность (труд) - все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

4) Коммуникативная деятельность (общение) - социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. Общение - вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый.

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности.

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. И, как уже отмечалось, процессы трансформации личности осуществляются в деятельности, вернее, в сложнейшей совокупности различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает.

Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М. С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

До года - младенчество. Ведущий вид деятельности - непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно - непосредственное окружение ребенка - микросреда.

От года до трех лет - раннее детство. Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия - среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение с взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От трех до семи лет - дошкольник. Ведущий вид деятельности - игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4-5 годам уже закладываются основные черты личности.

Семь - одиннадцать лет - младший школьник; двенадцать - пятнадцать лет - подросток. Ведущий вид деятельности - познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель.

Пятнадцать - восемнадцать лет - ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.

Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность - преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности - действующего существа, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Таким образом, формирование личности - сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

Заключение

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих историю общества и ее собственного жизненного пути.

Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор развития личности), другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Это сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, социальных и психологических.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. - 498 с.

2. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. "Питер", 2000. -501 с.

3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974.- 328 с.

5. Ковалев А. Г. Психология личности. 2-е перераб. изд. - М.: Просвещение, 1965. - 254 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974, № 4, - 87-97 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

8. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977. - 447с.

9. Маркс К. Капитал. Т. 3. - M., 1955. – 502 с.

10. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

11. Миславский Ю. А. "Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте" - М., Педагогика, 1991. - 151 с.

12. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 651 с.

13. Платонов К. К., Голубев Г. Г.. Психология. – М.: Высшая школа, 1977 г. - 246 с.

14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986г. -255с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

16. Рухманов А. А. Познай себя.- М.: Молодая гвардия, 1981, - 208 с.

17. Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 357с.

18. Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). М.: Мысль, 1974г. - 192 с.

19. Теория личности К. Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - 115-127 с.

Факультет Социально -психологические условия формирования структуры... социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования ...

  • Психологические факторы формирования личности с криминальным поведением

    Реферат >> Психология

    ... ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С КРИМИНАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Психологические факторы формирования личности с криминальным поведением принадлежат к наиболее интересным и важным те­мам в социальной ... создать условия формирования , развития и социаль­ной востребованности...

  • Влияние познавательных процессов на формирование личности

    Реферат >> Психология

    К различным сторонам социальной жизни). Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой - частью среды и теми условиями , в которых...

  • Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

    Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

    Наследственность

    Кто такая сформированная личность

    Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

    1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
    2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
    3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
    4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

    Критерии развития

    Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

    • усиление субъектности;
    • целостность и интегрированность в мир;
    • рост продуктивности;
    • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

    Характерная черта зрелой личности – преодоление и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

    • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
    • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

    Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

    Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в , хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье .

    Процесс развития

    Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее . То есть человек развивается как личность, когда:

    • протяженность действия потребностей увеличивается;
    • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
    • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

    Стадии развития личности

    Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

    Концепция Э. Эриксона

    Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

    Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

    1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
    2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
    3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
    4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
    5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
    6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
    7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
    8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

    Концепция В. И. Слободчикова

    Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

    Оживление (до года)

    Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

    Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

    Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

    Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

    На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

    Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

    На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

    Универсализация (от 39-45 лет и далее)

    Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

    Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

    Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

    • тело;
    • окружающие личностно значимые предметы;
    • привычки;
    • отношения, связи;
    • ценности.

    Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

    Жизненный путь

    Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

    Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

    • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
    • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

    Личностный рост

    Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

    • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
    • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

    Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

    Послесловие

    Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

    Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

    Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:

    • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
    • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

    В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

    До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.