Кот ученый - Образовательный портал

Проект на тему забытые глаголы. Проектная работа на тему "его величество - глагол". Какие знания нам нужны для доказательства гипотезы


Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.






















Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.



Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.


Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.


Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.


Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.


Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»

Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна Маслова Шипицыно 2011 Цель: выяснить роль глаголов в русском языке Задачи 1.Проанализировать свою речь и литературные источники. 2.Найти необходимую информацию в учебной литературе и в сети Интернет. 3.Сделать выводы. 4.Оформить презентацию с результатами исследования. Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, артериальная кровь языка… А. Югов. Главная функция глагола - обозначать действие. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет. Роль глаголов в литературных произведениях Насыщает ЦВЕТОМ оживляет Выражает состояние, чувство, восприятие озвучивает Передаёт запахи, вкус Роль глаголов в литературных произведениях Примеры цвет 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский) 2.И снова глубоко синеют небеса Меж освежёнными лесами. (И.Бунин) 3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов) 4. В саду горит костёр рябины красной… (С.Есенин) 5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков) 6. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К.Бальмонт) 7. Красною кистью Рябина зажглась. (М.Цветаева) 8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) 9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. С.Есенин. Роль глаголов в литературных произведениях Примеры Запахи, вкус 1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский) 2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский) 3.Ах, как же вы благоухали тогда,давно, в далёком там. И.Северянин. 4. Чем-то тёплым, Чем-то спелым Веет с нашей полосы. А.Т.Твардовский. 5.И пахнет смолкой молодой Берёзовый листок. Роль глаголов в литературных произведениях оживляет 1.Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин) 2.Липким запахом веет полынь Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин) 3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин) 4.Уж небо осенью дышало… (А.С. Пушкин) 5.Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) 6.Солнышко утром в колодезь озёр Глянуло – месяца нет… (С. Есенин) 7.Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. (С. Есенин) Роль глаголов в литературных произведениях звук 1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова) 2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов) 3. Не крикнет, обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова) 4. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин) 5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин) 6.Прогемела гроза, прошумела, Затихая, грохочет. (Вс.Рождественский) 7.Оно не билось. Не кричало. (С.Островой) 8.Жук жужал. (А.Пушкин) Роль глаголов в литературных произведениях чувства 1.Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин) 2.Панна плачет и тоскует, Он колени ей целует. (А.С.Пушкин) 3.Только будут колосья-кони О хозяин старом тужить.(С.Есенин) 4. Ты под окном своей светлицы. Горюешь, будто на чесах. (А.Пушкин) 5.И всё сильнее тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин) Можно ли обойтись без глаголов? Может ли речь состоять только из глаголов? Стихотворение без глаголов Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Стихотворение из одних глаголов Вздохнуть, кричать, открыть, глядеть, Не понимать, вставать, взрослеть. Хотеть, мечтать, умнеть, трудиться, Желать, купить, повеселиться. Дружить, робеть и выбирать, Смотреть и выбрать, добиваться. Добиться, думать, удержать, Любить, терпеть и наслаждаться. Прощать, обидеть, обижаться, Сломать, разбить, уметь расстаться. Забыть, не звать, не унывать, Держаться, крепнуть, быть и ждать. Начать, менять, восстановиться, Найти, заметить, доказать, Познать, открыться и влюбиться. Летать, смеяться и дышать. «Глаголы жизни» Виталий Ряшенцев Выводы: 1. Главная функция глагола - обозначать действие. 2. Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. 3. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. 4. Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительновыразительных средств речи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ШАРОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Индивидуальный проект

Глагол- самая живая часть речи.

Выполнил: ученик 6 класса МКОУ ШСШ

Бочкарёв Эдуард.

Руководитель проекта: учитель русского языка

и литературы Лапшина Екатерина Сергеевна

Шаромы

2017 г.

    Введение

Актуальность выбранной темы, цели, задачи, гипотеза..................1

    Основная часть

1.«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».

(А.М.Пешковский)………………………………………....................2-3

2. Глаголы речи (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)………………………..........………………………………….3-5

    Глаголы труда……………………...………………………...........…5-6

    Глаголы звучания и цвета (на примере стихотворений А. Пушкина «Зимний вечер», А.Плещеева «Травка зеленеет».............................6-8

    Глаголы, передающие эмоции (М.Бородинская, А.Фет)………......8

    Сила русского глагола……………………………...……...................8-9

    Практическая часть.……………………………….................................10-11

    Заключение…………………………………………….12-13

    Список литературы…………………………………………..................14

Глагол –самая живая часть речи.

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.

Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

А.Югов.

Актуальность.

Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими традициями, высочайшей культурой. В языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь, история, обычаи. Актуальность мой работы состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает должного интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи. Я считаю, что эта тема актуальна, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.

Цель.

Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Вызвать познавательный интерес к русскому языку.

Уметь применять полученные знания на практике.

Задачи .

    Проанализировать художественные тексты, выявляя особенности употребления в них глаголов.

    Найти отрывки, в которых глагол играет различные роли.

    Проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Гипотеза.

Предположим, что наша речь не станет беднее и невыразительнее без глаголов.

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера». (Ю.Бондарев).

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». (А.М.Пешковский)

«Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы».

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять,

жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Глаголы речи.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, небольшой юмористический рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия).Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. «Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!», (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, я сделала вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал , что Червяков над ним просто смеется .

Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…».

Глаголы труда.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?

Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, имы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают«работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».

Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).

Глаголы звучания и цвета.

Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.

А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина.

Поэт В. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за- , которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:

«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева.Это стихотворение интересно еще и тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь ;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Глаголы, которые передают эмоции.

«Сидит колдунья, дуется, На целый белый свет…». М.Бородинская.

«Скажет ясная луна: «Я соскучилась одна. У меня в прохладных залах Голубая тишина… ». М.Бородинская.

«Ночью ветер злится, Да стучит в окно…». А.А.Фет.

Сила русского глагола.

«Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени» . А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать ), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть ), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь ) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать ), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить ), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать ), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить ).

Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или

нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.

Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, В.Г. Белинский писал: «…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть …».

Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века В.Я. Брюсов: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить . От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов… Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т.д.»

Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Практическая часть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решил провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях. Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Например, дождь идёт - простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть. А можно по-другому, например, вот так:

« Наконец пошел дождь. Как приятно ощущать его теплые капли. Летний дождик весело стучит по крыше. Он становится все сильнее. И вот пошел такой сильный ливень, что ничего почти не видно. Как сразу стало свежо! Как здорово, что, наконец, пошел дождь».

«Пошел дождь. Своим шумом он затмил все остальные звуки. Птицы перестали петь свои веселые песни. Вокруг подпевает дождю лишь ветер. От дождя воздух наполнен влагой. По стеклам текут капли, деревья стали мокрыми и печальными ».

«Началась весенняя гроза. Крупные капли оставляли черные точки на асфальте. Дождь набирал силу под яркие вспышки молний и раскаты грома. Яркий свет молний на доли секунды освещал все вокруг, слепя глаза, как назойливый фотограф. Дождь закончился так же внезапно, как и начался».

«Дождь – он мокрый, холодный, идет на улице летом или осенью. И ещё весной. Если он летом идет, то он теплый, а если осенью, то холодный. Весной и летом дождь идет всегда с громом и молнией. После дождя всё вокруг становится мокрым. Все во время дождя ходят с зонтиками, чтобы не промокнуть».

В исследовании приняло участие 19 обучающихся 6 и 8 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось глаголов (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5-8;

существительных – 11.

Заключение.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

В своей работе мы хотели показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе А.Н. Толстой: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу мы бы хотели словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Итак, наша гипотеза потерпела полное фиаско.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)

В заключение своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».

Список литературы .

    Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.

    И.Д. Зверев «С любовью к природе».

    А. Коринфский «Народная Русь».

    Б.Шергин «Изящные мастера».

    Орг А.О. «Олимпиадные задания по русскому языку» – М: Просвещение, 2006.

Русский язык, 4 класс

Краткая аннотация проекта

Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, что бы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

Данный проект реализуется на уроках русского языка при изучении темы «Глагол как часть речи». В ходе проекта "Поговорим о глаголе" мы знакомимся с темами: глагол как часть речи, грамматические признаки глагола, понятие о спряжении глаголов.

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыков самостоятельной работы, развития у учащихся самообразовательной активности, умений ориентироваться в потоке информации, расширение круга возможностей для получения знаний, все это относится к необходимым умениям человека 21 века.

В результате участия в проекте обучающиеся имеют возможность: повысить грамотность, расширить знания по данной теме, приобрести навыки самостоятельной работы, а так же более успешно подготовиться к мониторингу.

Данный проект ориентирован на реализацию государственных стандартов по русскому языку. Русский язык. Родной язык: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=306

Цели и задачи:

1. формирование грамотности учащихся;

2. формирование интереса учащихся к русскому языку;

3. расширение знаний по данной теме на уроках русского языка;

4. приобретение навыков самостоятельной работы, работы в команде;

5. учить самостоятельно искать информацию и перерабатывать ее, находить необходимую информацию в СМИ и в Интернете;

6. употреблять эту информацию при выполнении творческих заданий в соответствии с изученными правилами;

7. пополнять активный словарный запас детей;

8. развивать навыки публичных выступлений;

9. воспитывать бережное отношение к родному языку.

Проект рассчитан на три недели: (15 часов) 3 учебных занятия;5 групповой и индивидуальной работы(консультации);6 часов самостоятельной работы;1час - итоговое занятие.

Проект состоит из 4-х этапов:

I этап – подготовка и планирование работы

II этап – проведение проекта

III этап - анализ и оформление полученных материалов

IV этап – представление проекта (урок-презентация)

В проекте участвуют 4 группы обучающихся: "Историки", "Современники", "Грамотеи", "Практики".

Каждая группа исследует и реализует своё направление, готовит презентацию, которую представляет на итоговом уроке. Также продуктом деятельности групп будут являться:закладки; информационные листы (таблицы, схемы); тесты; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, ребусы и пр.); почётные грамоты лучшим участникам проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Важно ли знать грамоту?

Проблемные вопросы

Вопрос для историков: Сложно ли понять старинные сказки?

Вопрос для современников: Как научиться писать грамотно?

Вопрос для грамотеев: Что хранится в словарике?

Вопрос для практиков: Что поможет нам не допускать ошибок при написании?

Учебные вопросы

Вопросы для историков:

1. Когда появились глаголы в русском языке?

2. Что означало слово глагол?

3. как изменились значения глаголов?

4. В каких литературных жанрах встречаются упоминания о глаголе?

Вопросы для современников:

1. Что мы уже знаем о глаголе?

2. Как пишется частица НЕ с глаголами?

3. Что такое спряжение?

4. Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

Вопросы для грамотеев:

1. Какое значение имеют словарные слова глаголы?

2. Как эти словарные слова используются в речи?

Вопросы для практиков:

1. Как пишется частица НЕ с глаголами?

2. Как определить спряжение глаголов?

3 Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

1. Иметь определённые знания по теме глагол:

а) отличать глагол от других частей речи

б) уметь находить глаголы в речи

2. Иметь навыки ориентирования в сети

3. Иметь навыки создания презентаций

Учебные мероприятия

1. Описание проекта, постановка целей, обсуждение плана действий и сроки выполнения - 1 час

2. Активизация знаний по теме проекта:

а)Что мы знаем о глаголе? - 1 час

б)Знакомство с правописанием частицы не с глаголами - 1 час

в) Знакомство с неопределённой формой глагола - 1 час

г) Знакомство со спряжением глагола - 2 часа

3. Заседание умников - 1 час

4. Игра "Бегунки" - 1 час

5. Проведение исследования - 4 часа самостоятельной работы

6. Анализ и систематизация собранного материала, оформление - 2.5 часа

7. Итоговое мероприятие - 1.5 часа

План проведения проекта

Этап подготовки и планирования проекта

1-ая неделя

1. Ознакомление обучающихся со стартовой презентацией по проекту «Поговорим о глаголе».

2. Ознакомление с необходимыми книгами, электронными материалами, некоторыми ссылками на Интернет-ресурсы, рекомендациями по проведению проекта.

3. Знакомство со сроками выполнения проекта, расписанием консультаций и занятий по проведению и завершению работы над проектом (проект рассчитан на 3 недели: 3 часа – уроки, 5 часов – групповой и индивидуальной работы, консультации, 7 часов – самостоятельная работа, 1 час итоговое занятие).

4. На родительском собрании информировать родителей об участии детей в проекте, ознакомить с целями и задачами учебного проекта. (Буклет для родителей обучающихся, подготовленный учителем).

5. Формирование групп для участия в проекте с учётом выбранных направлений работы и желанием обучающихся.

6. Обсудить с обучающимися продукты деятельности групп (как будут представлены полученные результаты), это могут быть: буклеты; закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

Этап проведения проекта

2-ая неделя

1. Составление и обсуждение плана работы на консультациях с каждой из созданных групп.

2. Определить основные источники и способы поиска информации, которые необходимо своевременно фиксировать в листе учёта используемых ресурсов.

3. Консультация по выполнению обучающимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Этап анализа и оформления полученных материалов

3-ья неделя

1. На консультации с каждой группой проанализировать и систематизировать собранный материал.

2. Оформить результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовить публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

3. На консультации каждая группа отчитывается о проделанной работе, получает необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.

Этап представления проекта

1. Подготовить совместно с учителем сценарий итогового занятия в форме урока-презентации.

2. Проведение урока-презентации.

3. Провести рефлексию участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценить работу обучающихся и подвести итоги.

Выполнение проекта

I этап – Подготовка и планирование работы.

1. На первом занятии обучающиеся познакомились со стартовой презентацией.

2. С учётом желаний учеников были сформированы 4 группы: «Историки», «Современники», «Грамотеи», «Практики». Объяснена роль каждой группы, в ходе работы над проектом. Группы сформированы таким образом, чтобы в каждой группе было бы хотя бы по одному «специалисту» из каждого направления деятельности.

3. Ребята ознакомлены со списком рекомендуемых книг, электронных материалов, ссылок на Интернет-ресурсы, также даны рекомендации по проведению проекта. Обсудили с обучающимися продукты деятельности групп, как будут представлены полученные результаты: закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

4. На родительском собрании родители были проинформированы об участии детей в проекте, ознакомили с целями и задачами учебного проекта. (Буклет для родителей обучающихся)

II этап – Проведение проекта

Составили и обсудили с обучающимися на консультациях план работы в каждой из созданных групп, сроки выполнения работ учащихся. Определили основные источники и способы поиска информации. Дана рекомендация своевременно фиксировать все используемые источники информации, для их оценки (лист учёта используемых ресурсов). Каждой группе дано задание и необходимые рекомендации для подготовки необходимых материалов: изготовление книжек – малышек, презентаций, закладок, карточек, материала для групповой и индивидуальной работы. Корректировка планов работы в группах.

III этап – Анализ и оформление полученных материалов

На данном этапе проанализировали и систематизировали собранный ребятами материал. Ребята получили рекомендации по отбору материала для презентаций и публикаций, рекомендации по оформлению (напомнили о критериях оценки соответствующих публикаций). Оформили результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовили публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); Отчитались о проделанной работе на консультации. Обучающимся даны необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.

IV этап – Представление проекта

Подготовили с обучающимися сценарий итогового занятия в форме урока-презентации. Провели урок-презентацию. Рефлексия участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценили работу обучающихся и подвели итоги работы в проекте.

Технологическая карта урока по русскому языку

УРОК-ПРОЕКТ по теме: «Глаголы играют важную роль в речи»

(мини-исследование)

Бухарова Ирина Витальевна

учитель начальных классов

ОС «Школа 2100»

класс

Цели для ученика:

Применять ранее полученные знания,

2. Развивать умения грамотно формулировать тему, цели этапов урока, задавать вопросы, слушать, работать в мини группах, комментировать, выделять главное, сравнивать, обобщать

3. Приобретать навыки саморефлексии.

Цели для учителя:

Образовательные: создание творческого мини-проекта с использованием логических заданий по русскому языку

Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление; совершать потребностно-мотивационную сферу ребенка через создание ситуации успеха; научить работать другими источниками информации; уметь анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, совершенствовать навыки общения.

Задачи урока:

Тип урока: мини исследовательский проект

Форма урока: поисковая

Опорные понятия: орфограммы, ассоциативные образы, грамматическая основа предложений, связь слов в предложении

Новые понятия: мини исследовательский проект, гипотеза, экспертная лаборатория (эксперты),

лексическое значение слов, морфологические признаки, синтаксические признаки, афоризмы, наука-языкознание,

Формы контроля : саморефлексия, рефлексия групповой деятельности

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; формирование основ российской гражданской идентичности,

развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Межпредметные связи: литературное чтение, риторика

Конструктор урока по русскому языку

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Здравствуйте. Прозвенел звонок. Начинается урок.

Урок русского языка.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Самоконтроль готовности

Реакция на учителя, внимание

Личностные : самоопределение;

Актуализация знаний

Ученица читаем стих

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растет.
(И. Кондрашов).

О чем это стихотворение? (о глаголе)

Что вы знаете о глаголе? Проведем соревнования между группами.

(дети поочередно называют сведения о части речи Глаголе)

Подведение итогов. Группа-победитель.

Молодцы! Много знаете о глаголе.

Проверяем базовые знания

Заполните таблицу. Отметьте знаком + верное утверждение

Наличие общей установки на урок

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием).

Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Рефлексия выполненной работы

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные -

моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

коммуникативные

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Регулятивные:

контроль выполнением задания

Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения важной роли глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Придумайте однокоренные слова к слову глагол.
Глагол – глаголить, разглагольствовать
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,
разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)
-Но в древности были ещё слова с таким же корнем – глаго́ливый,
глаго́лать, глаго́лица.
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ
- Прочитайте справку из толкового словаря Даля о лексическом значении слова «ГЛАГОЛИЦА»

Работают 3 человека. В это время остальные дети записывают в тетради однокоренные слова, выделяют корень.

ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ

Почему данную группу слов нельзя назвать предложением?

Составьте предложения из данных слов.

Весенний, подснежник, небо, чистое, дни короче, птицы, перелетные, ручейки.

Нельзя составить. Почему?

(без глаголов предложения составить невозможно; речь некрасивая; нет основы предложения и др.)

Проведем мини-исследование. Но для этого необходимо сформулировать ГИПОТЕЗУ.

Какое важное утверждение можно предположить о глаголе для исследования?

Эта гипотеза и будет являться темой нашего урока.

Выдвигает проблему

Обобщение учителем высказываний учеников.

Осознание учениками основной цели урока.

Показывают умение работать с разными источниками информации; обобщают поисковый материал.

Предлагают различные варианты гипотез

познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя информацию из разных источников

(словари, интернет)

Познавательные: выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; познавательные -логическое -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели.

Целеполагание

Сформировать и согласовать цель урока и соответствующие задачи

- Какие знания нам нужны для доказательства гипотезы?

    Обобщение знаний о существенных признаках глаголов как части речи;

    дать представление о роли глагола в речи;

    развивать умения распознавать роль глагола в тексте;

    обогащать словарный запас учащихся;

    способствовать развитию орфографической зоркости;

    развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).

- Молодцы!

Вы сформулировали задачи, которые помогут доказать гипотезу.

Сегодня к нам на урок пришел Царь Глагол. В его царстве люди занимались любимым делом (показать царство). Кто пел, кто танцевал, кто плавал, а кто варил. Но, слышите, что происходит? (звучит громкая музыка). Беда!!! Налетели темные силы и разрушили царство, забрали законы. Опечалился царь, собрал всех посланников и отправил их по всему белу свету: «Нас могут спасти только исследовательские лаборатории. Быстрее отыщите их! Законы необходимо восстановить!»

Вы согласны помочь?

Вас ждут приключения-эксперименты.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Отмечает степень вовлеченности учащихся

Предлагают задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

(реализация построенного проекта)

Организовать решение исходной задачи, и зафиксировать преодоление затруднения;

Уточнить общий характер нового знания.

К нам мчится первый посланник.

Проведем 1 эксперимент.

«Обобщение знаний о глаголе как части речи»

Для этого мы поработаем в группах

Каждая группа вытягивает задания

1гр.- времена глаголов

Найди в тексте глаголы и запиши их в три столбика.

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Скоро запоют скворцы.

2гр.- неопределенная форма глагола

(поставь глаголы в неопределенную форму)

3гр.- спряжение (определи спряжение у глаголов)

4гр.- лицо глагола (выпиши глаголы, измени их во 2 лицо, ед. число)

5гр.- сказуемое (Найдите основу предложения)

6гр.- состав слова (разбери слова по составу)

Проверка (дети передают листы с выполненными заданиями соседней группе, и группа оценивает их)

Вывод: орфографически правильное использование глаголов делает речь грамотной.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Организует коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта.

Обращает внимание на критерии оценки деятельности. Стимулирует на перспективу следующего эксперимента.

Работают в сотрудничестве, обобщая полученные знания о части речи – глаголе.

Рефлексия выполненных заданий обучающимися групп.

познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания,

коммуникативные:

управление поведением

оценка действий партнёра

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Включение в систему знаний

К нам мчится посланник.

Проведем 2 эксперимент.

«Развитие речи» Ученики работают в группах.

Прочитайте отрывок.

Определите жанр литературного произведения.

Найдите глаголы.

Прочитайте интересные выделенные глаголы.

Какую роль в речи играет глагол?

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица , -

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;

Затем Суок находит клетку с Просперо и освобождает его .

Да позадумалась , а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Из-под снега расцветает ,
Раньше всех
Весну встречает. Загадка (подснежник)

Малый фольклорный жанр

Послушайте, как красиво писатели описывают картины природы, используя глаголы. Запомните красивые глаголы.

(Слайд. Звучит песня на слова С. Есенина «Черемуха»)

Какие глаголы вам понравились?

А какова роль глагола в нашей речи, как вы думаете?

Вывод: Глаголы украшают речь, делают её более яркой и выразительной.

ФИЗМИНУТКА

Организует выступление групп, обмен мнениями

Выбор эффективного способа приема концентрации внимания

Призывает к раскрытию духовно-нравственных качеств

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Применяет здоровьесберегающую технологию.

Анализируют.

В ходе анализа литературных образцов осознают красоту и величие глаголов, формируют индивидуальное отношение к произведениям, вспоминая литературный жанр.

Объясняют свой выбор.

Внимательно слушают (концентрация внимания на поставленную задачу)

УУД познавательные: умение наблюдать, воспринимать полученную информацию и делать простые выводы

УУД личностные: желание учиться

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

К нам мчится посланник.

Проведем 3 эксперимент.

Сегодня на уроке мы будем не просто говорить о глаголе как о части речи, а будем рассуждать о роли глагола в нашей речи.

Найдите в предложениях глаголы.

    Огородное пугало всех пугало.

    Солнце село за село.

    Снежное покрывало покрывало поле.

    Со стекла стекла вода.

Какие из двух одинаковых слов являются глаголами?
- По какому признаку вы выбирали глагол? (по вопросу)

Вывод: важную роль играет связь слов в предложении по вопросу

ИГРА «Ты мне – я тебе»

Я называю им. существительное, вы образуете родственное слово – глагол.

Гром, свет, глагол, чернота, мост, ксерокс…

(громить, светить, чернеть, мостить, ксерить)

Формулирует задание

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием)

Побуждает к деятельности.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи

Задает игровую ситуацию с опорой на приобретенные знания.

Развитие воображения, образного мышления. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

К нам мчится посланник

Проведем 4 эксперимент.

Найдите в произведениях великих поэтов глаголы в переносном значении.

Групповая работа (разноуровневые задания)

Определите в группе какой уровень вы выбираете

В 1) Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф. Тютчев

Б 4) Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом

И. Бунин

В 2) Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке -
Вся земля просила пить….
О.Бундур

В 5) Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал А. Пушкин

В 3) С неба дождь

Осенний льется
От зари и до зари.
А ручей бежит, смеется
И пускает пузыри В. Орлов

С 6) Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

С. Есенин

Назовите глаголы в переносном значении.

Вывод: слова в переносном значении делают речь яркой, образной, поэты и писатели употребляют их для выразительности, красоты, придания необычности речи.

Каждый поэт и писатель может нарисовать картину.

Выразительные глаголы помогают:

    раскрасить красками (белеет парус одинокий; потемнели дороги, посинел на реке лед, ночь побледнела)

    показать силу природных явлений

(А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным, и злится все сильней.)

    веселье (бежит, смеётся и пускает пузыри)

    ДЕЙСТВИЯ яркие и образные

Организует работу с разноуровневыми заданиями, стимулирует на выполнение поставленной задачи, организует выступление групп, обмен мнениями.

Внимательно слушают задание

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

К нам мчится посланник

Проведем 5 эксперимент.

«Развитие речи»

В нашей речи встречаются слова-афоризмы, которые обозначают краткие выразительные изречения (словарь Ушакова)

Попытайтесь определить смысловую закономерность афоризмов. Групповая работа

    совать нос - ?

    надуть губы – ?

    бежать со всех ног – ?

    распускать руки – ?

    повесить голову – ?

    мозолить язык - ?

Афоризмы украшают речь? Вывод: краткость – сестра таланта (краткое изречение может выразить большое значение)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Включение в систему знаний

(обобщение)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Уточнить согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения

И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово .
А. А. Ахматова

- Почему нельзя засорять нашу русскую речь?

Обратите внимание на выставку книг, на которой представлены произведения поэтов и писателей.

Систематизирует знания (на доске фиксирует ПРОДУКТ – «ЗАКОНЫ ЦАРЯ ГЛАГОЛА»

Обозначает перспективу на дальнейшее обучение

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Коммуникативные:

умение строить высказывания

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

анализируют

Рефлексия

Цель:

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

-оценить собственную деятельность на уроке;

Все законы посланники доставили Царю Глаголу.

Царь улыбается.

Законы – разделы языкознания, которые вы будете развивать в старших классах.

Смогли мы доказать гипотезу?

Глаголы играют важную роль в речи.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Формулируют конечный результат. Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили.

Рефлексия:

Цветовая

Смайлик (в тетради)

Обратная связь

Оценка общей деятельности «Подари сердечко Мудрой сове»

УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения