Кот ученый - Образовательный портал

Религия в эпоху бронзы. Религия в эпоху бронзы Характерные черты религиозных верований бронзового века

Религия возникла задолго до появления социума. Она является частью человеческой культуры и обладает глубокой духовностью. В этой статье мы затронем важный вопрос и расскажем, что такое религиозное верование.

Этимология термина

Слово "религия" произошло от латинского religio, что в переводе означает святость, богослужение или совестливость. Существует и другие версии происхождения. Например, в латинском языке есть понятия religare и reeligere, которые обозначают соединение или воссоединение. Такое краткое описание термина не может в полной мере передать суть и понятие религии. За сотни лет слово обрело величайший смысл, который передают из поколения в поколение.

Так что такое религиозное верование? Это духовное просветление, признание существования сверхъестественного, выходящего за рамки человеческого восприятия. Это культура, которая регулярно развивается. Если говорить научно, то религия - свод правил и установленных норм, которые опираются на священные писания. Такие законы устанавливают моральные рамки поведения в социуме. Нарушение данных правил карается, но не обществом, а высшими силами, которые являются идолами. Религии и верования относят к единой системе, которая способна объединять людей по всему миру, образовывать крупнейшие общины и воодушевлять их. Как правило, центром организованного поклонения являются храмы: церкви, мечети, алтари.

История религии: начало священного пути

Религиоведение - наука, изучающая формирование древней культуры. Она выискивает истоки, сравнивая все факты, теории, вымыслы и различные трактаты. Наука тесно связано с философией и теологией, ведь, прежде всего, история религии началась с извечных вопросов: "Кто я?", "Откуда я появился?", "Какое у меня предназначение?". В поисках смысла жизни в обществе стали зарождаться теории, которые обрели со временем форму и описание.

Начался священный путь с духовности: человек стал верить в существование души и ее проявления - духов. Теорию, которая утверждает, что анимизм был первоисточником в зарождении истории религиозных верований, предположил Э. Тэйлор. Избрав гипотезу ученого и полагаясь на нее, за ним последовали и Л. Штернберг, и Дж. Фрейзер, и Л. Леви-Брюль. Вместе они предположили, что возникновение религиозного верования можно отнести к бессилию нашего сознания. Ученые предложили: принятие существования сверхъестественного обусловлено лишь тем, что человек не был способен выдержать ни людской, ни природный мир.

Наука предполагает, что история религии зародилась не только с анимизма, но и с мистицизма. Появилась вера в необычное, божественное, сверхъестественное более двух миллионов лет назад. Об этом говорят археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы народов и первобытных людей.

Эпоха аниматизма

Предположение о том, что религиозным верованием первобытных людей был анимизм, выдвинул Г. Шталь. Как и Тэйлор в будущем, он предположил, что вера в души и духов является началом развития всего учения о теологии. Несомненно, анимизм - это самое древнее вероисповедание, ведь народы были уверены, что нашему глазу неведом тайный и мистический мир, где обитают высшие божества, обладающие силой. Эпоха аниматизма также показывает и происхождение понятия рая и ада, но только в совершенно иной интерпретации.

Причина проста: если есть тайный мир с бессмертными сущностями, а человек имеет душу, то после гибели тела эта энергия вырывается на свободу и попадает к остальным духам. Эти мысли зародили верование в нематериальный мир и жизнь после смерти.

Интересный факт, но изначально древние народы верили, что окружающий их природный мир живой, обладает чувствами и памятью. Проявление стихий приравнивали к голосу божьему, благословению или каре. Все, что происходило вокруг: смена времен года, дожди и снега, наводнения и засуха - это не просто биологический процесс, а именно глас бессмертных духов. А с развитием социума, в процессе эволюции, люди стали передавать эти поверья. Со временем религиозные верования первобытных людей укрепились настолько, что на сегодняшний день это является неотъемлемой частью человеческой культуры.

Тотемизм

Тотемизм - это древнейшее религиозное верование, где люди были уверены, что между всеми живыми и неживыми существами имеется некая духовная связь. Ярким примером будут древние индейцы, населявшие северную часть Америки. Они верили, что душа человека может поселиться в дереве, камне или животном, а посему их образ жизни стал кардинально меняться. У каждого племени был свой тотем - божество, которое могло быть и растением, и живым существом. Как правило, индейцы поклонялись своему тотему, моля о покровительстве и помиловании. Поэтому племена проводили обряды, приносили жертвы, совершали ритуалы. Если окунуться вглубь истории, то можно заметить, как одни народы воспевали свое божество, другие - одаривали танцами, а третьи - резали домашний скот.

Тотемизм положил начало в появлении свода правил и норм. Существовали законы, которые нарушать нельзя. Для индейцев - это табу, а для мусульман - харам. Все просто: в древнейшем религиозном веровании есть божество, которое обитает в тотеме. Соответственно, убивать, есть, осквернять его запрещено. У многих народов возбранялось совокупляться или проявлять агрессию перед тотемом, ведь он являлся для них священным. Мы наблюдаем такое поведение и в современном религиозном течении. Например, в церкви нельзя шуметь, сквернословить, драться.

Шаманизм и мистицизм

Во время зарождения религиозных верований появились два схожих направления - мистицизм и шаманизм. Эти течения совмещают в себе и философское учение, и теологию. На сегодняшний день такие вероисповедания считаются иррациональными, ведь они в первую очередь основываются на внутренних ощущениях и восприятии мира.

Мистицизм и шаманизм начали свое развитие с веры в сверхъестественное, а также в то, что человек способен сам познать эту таинственную сторону жизни. Учения доказывают, что мы способны постигнуть иные реальности. Так, из мистицизма появилось новое течение - магизм, где племена вступали в контакт с неведомой силой, перенимали ее и проявляли в реальном мире. Магическая проторелигия предполагала проведение таинственных ритуалов и обрядов, которые нередко напоминают нам другое течение - шаманизм.

Шаманизм - это древнейшая религия, которая также верит и в духов, и в божества. По их представлениям, наш мир делится на две части: духовную (мистическую) и реальную (материальную). Шаманы в религиозном течении являются проводниками, поэтому они способны одновременно находиться и в мире душ, и среди нас. Они проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, используя инструменты и другой таинственный инвентарь.

Фетишизм как таинственное религиозное течение

Еще одно ответвление древнего вероисповедания. В фетишизме люди верят, что окружающие предметы наделены таинственной силой. Чтобы доказать это, народы и племена искали вещи, обладающие особой отметкой. Например, камень в форме полумесяца. Нередко в фетишизме рукой человека создавались талисманы, которые бы символизировали стихии, желания, духовность.

Не стоит путать религиозный фетишизм с сексуальным. Название произошло от французского fétichisme, что в переводе означает идолизм. Такое течение предполагает, что люди поклонялись неодушевленным предметам, которые нередко назывались просто - фетишем. Они были тотемами и талисманами, выглядящими как небольшие амулеты. Племена верили, что такие вещи, даже если это обычный камень, могут помочь выжить людям в жестоком мире, наградить пищей и теплом.

Главная особенность всех религиозных верований - это их живучесть. Тот же шаманизм до сих пор присутствуют в нашем мире, но уже в абсолютно ином облике. Люди по-прежнему поклоняются идолам и тотемам, верят в духовный мир и в жизнь после смерти. Теперь вы знаете, как у первобытных людей появились религиозные верования, поэтому давайте рассмотрим, как произошло их развитие и в каком виде они предстают перед нами на сегодняшний день.

Язычество как течение дохристианской эпохи

Религиозное верование восточных славян схоже с течениями и убеждениями других древних народов. Как и многие племена, славяне выживали только лишь с помощью земледелия, охоты и рыбалки. Их урожай, добыча, прокорм домашних животных всецело зависел от природы, на которую люди не смогли подействовать самостоятельно. Чтобы в их жизни было изобилие всего необходимого для успешной деятельности, они стали обращаться к духам. Древние славяне верили, что их защищают боги, и именно по этой причине нужно их оберегать, радовать и благодарить.

Восточнославянские племена были язычниками, и они придерживались простой истины: религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность, что их окружают сущности, превосходящие земных жителей по силе и уму. Именно так в язычестве стали рождаться божества. Например, у Велеса просили защитить скот от хищников, Ярило - подарить солнечный свет и тепло, Перуна - помиловать их и не карать молниями. Славянские народы верили, что все вокруг населено духами, которые могут и разгневаться. Поэтому у них стали появляться традиции: весной приветствовать Рода и просить у него подарить жизнь всему живому, а заходя в лес, людям необходимо было получить благословение у лешего.

Можно отметить удивительное течение язычества. Постепенно люди переходили к единобожию, считая, что у людей не может быть несколько покровителей. На сегодняшний день язычество не является основным религиозным верованием, но то мировоззрение и мироощущение, которому поклонялись наши предки, дошло до нашего поколения. Мы по-прежнему отмечаем языческие праздники, например, Масленицу или день Ивана Купалы.

Восточные верования: буддизм, индуизм

Эти две практики тесно переплетаются друг с другом, несмотря на то, что развивались у разных народов. Начнем с индуизма - современное религиозное верование, зародившееся более 4000 лет назад. Суть его проста: есть физический мир, где обитает человек, и существует вечный мир, находящийся за рамками восприятия. Последний называется Вселенной, где обитают и боги, и духи, и души. Люди - ее часть, а наша энергия заточена в физическом теле. Когда человек умирает, душа освобождается, и она может выбрать себе путь: либо начать новую жизнь в любом физическом теле, либо покинуть нашу планету. Возможность перемещения дается лишь тем, кто прожил свою физическую жизнь правильно. При этом все плохие поступки оставляют след на карме, и в конечном итоге она покажет, заслужил ли человек перерождение или боги должны его покарать. В индуизме есть такие божества, как Вишну и его инкарнации (Кришна и Рама), Шива и Брахма.

Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.

Христианство, мусульманство и католицизм

Христианство начало развиваться в Римской империи, а позже перешло и в Грецию, Палестину и Израиль. До сих пор между учеными ведутся споры о возникновении религиозного верования. При этом христианство в настоящее время является мировым вероисповеданием и придерживается единобожия, которое предстает перед нами в трех обличьях: в виде Отца, Сына и Святого Духа. Данное течение рассказывает о мессии, который был сыном Божьим. Он странствовал по свету и проповедовал истину. В христианстве есть понятие ада и рая, Бога и Дьявола. Те, кто следует религиозному верованию, должны выполнять свод правил и законов, например, "не согреши", "не убий", "не укради" и другие. Заповеди Божьи несут в наш социум добродушие, простоту, любовь и свет. Христианство, как и многие другие вероисповедания, стремится искоренить злобу.

Католицизм - это одно из направлений христианства, которое придерживается таких же правил и устоев. В данном течении также есть Иисус Христос, а местом поклонения является тоже церковь. Причина, почему в мире люди верят одному Богу и соблюдают его заповеди, но относятся к разным вероисповедания проста: в начале 11 века произошел раскол церкви. Народы, проживающие некогда на территории Восточной Европы, исповедуют православие. В Западной Европе распространился католицизм, от которого впоследствии отделился протестантизм.

Мусульманство в некотором роде схоже с христианством, ведь в этом течении также поклоняются единому божеству - Аллаху. Однако мусульмане обладают своим представлением о Боге. Проповедником данной религии был пророк Мухаммед, который однажды услышал глас Аллаха. Мусульмане поклоняются в собственном духовном центре - мечети. По канонам они должны читать намаз, совершать паломничество, помогать нуждающимся. Как и во многих верованиях, мусульманам необходимо соблюдать заповеди и не нарушать их.

Новейшие религиозные течения

Что такое религиозное верование? Это течение, которое находится в постоянном развитии. На замену старых вероисповеданий приходят новые понятия, которые абсолютно отличаются от старых направлений. На сегодняшний день насчитывается более 10 неорелигий. Как правило, они создаются на основе старых течений, но с изменением канонов, заповедей и имен. Стали появляться и оккультные группы, и мистические, и феноменальные, и психологические. Например, один молодой человек верит в Макаронного Монстра, он носит дуршлаг и поклоняется ему. За последние несколько лет его религия собрала тысячи человек по всему миру, стали выпускаться аналоги Библии и других священных писаний.

Теперь вы знаете, что такое религиозное верование. История каждого течения началась с простого шага: вера в душу и духов. Дальше все направления пошли своим путем и искажались, видоизменялись, дополнялись вместе с развитием народа.

Религия - отражение человеческой натуры. По большей части она необходима для того, чтобы поддерживать устои и нормы нашего социума. В современном мире ведутся споры о важности религии: одни утверждают, что это отличный способ управлять людьми, сплотив их единой целью; другие считают, что божества существуют, и узнаем мы об этом лишь на смертном одре.

Неважно, какому богу вы поклоняетесь, ведь все течения призваны для того, чтобы сплотить народы, избавиться от ненависти и войн, сделать нашу расу счастливой, дружелюбной и добродушной.

Бро́нзовый век - историко-культурный период, сменивший в передовых культурных центрах энеолит , характерный распространением металлургии бронзы, использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия. Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца четвертого тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали. В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Южная Америка). Бронза - сплав меди с оловом, а также другими металлами (свинец, мышьяк), отличается от меди более низкой температурой плавления (700-900 °С) и большей прочностью, что обусловило ее распространение в первобытном обществе. Бронзовому веку предшествовал медный век - переходный период от каменного века к использованию металлов. В свою очередь бронзовый век сменился железным веком.

Бронзовый век как особую степень в истории человечества выделял еще древнеримский философ Тит Лукреций Кар . Научное обоснование бронзового века на археологическом материале дали в первой половине 19 века датские ученые К. Томсен и Е. Ворсо. В конце 19 - начале 20 века шведский археолог О. Монтелиус, пользуясь созданным им типологическим методом, классифицировал и датировал археологические памятники бронзового века Европы. Большой вклад в изучение бронзового века на территории Европы внес французский ученый Ж. Дешелет. Тогда же началось комплексное изучение археологических памятников бронзового века, стали выделяться археологические культуры. В России в дореволюционный период археологи В.А. Городцов и А. А. Спицын определили основные культуры бронзового века в Восточной Европе. В советское время на Кавказе вели исследования Г.К. Ниорадзе, Е.И. Крупнов, Б.А. Куфтин, А.А. Иессен, Б.Б. Пиотровский; на Волге - П.С. Рыков, И.В. Синицын, О.А. Гракова; на Урале - О.Н. Бадер, А.П. Смирнов, К.В. Сальников; в Средней Азии - С.П. Толстов, А.Н. Бернштам, В.М. Масон; в Сибири - С.А. Теплоухов, М.П. Грязнов, В.Н. Чернецов, С.В. Киселев, Г.П. Сосновский, А.П. Окладников.

Периодизация бронзового века

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций; выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. Переход от медного века к бронзовому веку связывают с распадом Балкано-Карпатской металлургической провинции (первая половина четвертого тысячелетия до н.э.) и формированием около 35-33 веков до н.э. Циркумпонтийской металлургической провинции, которая доминировала на протяжении раннего и среднего бронзового века. Южнее центрального складчатого горного пояса в Евразии (от Альпов до Алтая) в бронзовом веке сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе со скотоводством, городами, письменностью, государствами. Севернее, в степных регионах Евразии преобладали общества скотоводов-кочевников. В среднем бронзовом веке (26-19 века до н.э.) территория распространения металла значительно расширилась на север.
Начало позднего бронзового века связывают с распадом Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. На ее месте сформировались новые металлургические провинции. Наиболее крупной из них была Евразийская степная металлургическая провинция. К ней с юга примыкала относительно небольшая, но отличающаяся богатством и разнообразием изделий, характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция. На Среднем Востоке сложилась Ирано-Афганская металлургическая провинция. Обширную территорию от Саян и Алтая до Индокитая занимала Восточно-Азиатская металлургическая провинция. Средиземноморская металлургическая провинция существенно отличалась от расположенной к северу от нее Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий. В 13-12 веках до н.э. произошла так называемая катастрофа бронзового века, когда распались или видоизменились культуры на огромном пространстве от Атлантического океана до Тихого океана. В течение ряда столетий до 10-8 веков до н. э. осуществлялись глобальные переселения народов, начался переход к раннему железному веку. Дольше всего в Европе бронзовый век сохранялся у кельтских племен на побережье Атлантического океана.

Основные центры распространения бронзы

Древнейшие бронзовые орудия труда были найдены в Малой Азии , Месопотамии, на юге Иранского нагорья и относятся к четвертому тысячелетию до н. э. В конце четвертого тысячелетия до н.э. они распространились в Египте, в конце третьего тысячелетия до н.э. - в Индии, в середине второго тысячелетия до н. э. - в Китае и Европе. Не позднее первого тысячелетия до н.э очаги бронзолитейного производства появились в Черной Африке. Своего расцвета африканское искусство бронзового литья достигло в 11-17 веках в странах Гвинейского побережья. В Америке секреты бронзового литья были освоены в Перу в период культуры позднего тиуанаку (6-10 века н.э.).
В бронзовом веке ярко проявилась неравномерность исторического развития различных регионов Земли. В странах Переднего Востока с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы формировались государства. Производящее хозяйство обусловило их экономический прогресс, возникновение крупных этнических общностей, начало разложения родового строя . Вместе с тем на значительных территориях, удаленных от передовых центров, сохранялся неолитический уклад, но и сюда проникали металлические орудия труда и оружие, влиявшие на развитие населения этих регионов. Ускорению темпов хозяйственного и общественного развития способствовали прочные меновые связи, особенно между районами месторождений металлов. Для Европы большое значение имел так называемый Янтарный путь, по которому из Прибалтики на юг вывозили янтарь, а на север везли оружие и украшения.
В эпоху бронзы в Азии продолжилось развитие городских цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке, появились новые городские цивилизации: Хараппа в Индии, Инь и Чжоу в Китае (14-8 века до н. э.). В начале второго тысячелетия до н.э. у земледельческих племен юго-запада Средней Азии сложилась протогородская цивилизация древневосточного типа (Намазга-тепе 5), имевшая связи с культурами Иранского нагорья и Хараппой. На рубеже третьего - второго тысячелетий до н.э. Кавказский регион с его богатой рудной базой стал одним из металлургических центров Евразии, снабжал медными изделиями степные районы Восточной Европы. В третьем тысячелетии до н. э. Закавказье было областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих общин - носителей куро-аракской культуры, связанной с древнейшей культурой бронзы Малой Азии. С середины третьего тысячелетия и до конца второго тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе жили скотоводческие племена (майкопская культура, северокавказская культура), оставившие богатые захоронения вождей.
Оригинальная триалетская культура с расписной керамикой была распространена в Закавказье в 18-15 веках до н.э. Во втором тысячелетии до н.э. Закавказье было центром металлургии бронзы, сходной с производством хеттов и Ассирии. На Северном Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой, а на Западном Кавказе - культура дольменов. Во второй половине второго тысячелетия до н. э. - начале первого тысячелетия до н.э. на базе культур эпохи средней бронзы складываются культуры с высоким уровнем металлургии: центральнозакавказская культура, колхидская культура (Западный Кавказ), кобанская культура (Центральный Кавказ), прикубанская культура (Северо-Западный Кавказ), каякентско-хорочоевская культура (Северо-Восточный Кавказ).
В Европе первые очаги государственности появились на Крите (Кнос, Фест) в конце третьего - втором тысячелетиях до н.э. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление письменности (21-13 века до н.э.). В материковой Греции аналогичный процесс начался позже, в 16-13 веках до н.э. здесь также уже существовали города-государства - царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность системы Б, которую считают древнейшим греческим письмом ахейцев. Древняя Греция в бронзовом веке была передовым центром Европы, на ее территории процветал ряд культур земледельцев и скотоводов. В их среде происходил процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствуют находки мастерских бронзолитейщиков, кладов драгоценностей родовой знати.
В странах Дунайского бассейна в бронзовом веке завершался переход к патриархально-родовому строю. Археологические культуры раннего бронзового века (конец третьего - начало второго тысячелетия до н.э.) были продолжением более ранних энеолитических культур земледельческого характера. В начале второго тысячелетия до н.э. в Центральной Европе распространилась унетицкая культура, отличающаяся высоким уровнем литья бронзовых изделий, а в 15-13 веках до н.э. - культура курганных погребений. Во второй половине второго тысячелетия до н.э. появилась лужицкая культура (12-4 века до н.э). Обширную территорию Центральной Европы занимала культура полей погребения (1300-750 годы до н.э) характерная трупосожжениями. В Центральной и Северной Европе в конце третьего и в первой половине второго тысячелетия до н.э. в нескольких локальных вариантах существовала культура боевых топоров (шнуровой керамики), получившая название по каменным сверленым топорам и шнуровой орнаментации керамики. С начала второго тысячелетия до н.э. территорию от Пиренейского полуострова до Карпат занимала культура колоколовидных кубков. Население, оставившее памятники этой культуры, постепенно продвигалось с запада на восток. На Апеннинском полуострове для бронзового века характерны памятники позднего этапа культуры Ремеделло. С середины второго тысячелетия до н. э. на севере полуострова распространились под влиянием альпийских озерных свайных поселений так называемые террамары - поселения на сваях, строившиеся не над озером, а на сырых заливных участках речных долин в бассейне реки По. Бронзовый век на территории Западной Европы оставил большое число курганов со сложными погребальными сооружениями, часто мегалитического типа - дольмены, менгиры, кромлехи. Примечателен мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии, его ранние сооружения относят к 19 веку до н.э. С развитием металлургии связано появление на юге Пиренейского полуострова с конца третьего тысячелетия до н. э. развитой культуры с большими поселениями, обнесенными стенами с башнями (Лос-Мильярес).

Бронзовый век на территории России и сопредельных стран

В степной зоне Восточной Европы в начале второго тысячелетия до н.э. жили племена катакомбной культуры , занимавшиеся пастушеским скотоводством, земледелием, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Развитие приуральского металлургического очага привело в середине второго тысячелетия до н.э. к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, копьями, кинжалами, освоили верхового коня, распространились в степи по обоим берегам Волги, а на восток - до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, полуфабрикатов, литейных форм, изделий из драгоценных металлов. В первой половине первого тысячелетия до н.э. они были ассимилированы родственными им скифами.
В 16-15 веках до н.э. на территории Прикарпатья и Подолии начала распространяться комаровская культура. В северных районах она имеет особенности, свойственные более западной тшинецкой культуре . Волго-Окское междуречье и Вятское Заволжье во втором тысячелетии до н.э. занимали охотничье-рыболовческие племена позднего неолита, среди которых расселялись племена фатьяновской культуры, занимавшиеся скотоводством и изготовлявшие шаровидную глиняную посуду, каменные сверленые топоры-молотки и медные «вислообушные» топоры. В эпоху бронзового века в Волго-Окском междуречье и на Каме получили распространение бронзовые копья, кельты, кинжалы сейминского или турбинского типа. Оружие сейминского типа типов найдено в Бородинском (Бессарабском) кладе 14-13 веков до н. э. (Молдавия), на Урале, на Иссык-Куле, на Енисее.
На Средней Волге, в Приуралье , в Подонье расположены курганные могильники и стоянки абашевской культуры второй половины второго тысячелетия до н.э. В степях Западной Сибири и Казахстана до Алтая и Енисея с середины второго тысячелетия до н. э. обитали земледельческо-скотоводческие племена андроновской культуры. В середине и второй половины второго тысячелетия до н. э. племена андроновской культуры проникли в Среднюю Азию, создали там ряд локальных культур, из которых наиболее известна тазабагъябская культура Хорезма. Распространением степняков, возможно, вызван упадок земледельческой цивилизации на юго-западе Средней Азии (Намазга 6). В последней четверти второго тысячелетия до н.э. в Южной Сибири и на Алтае распространялись бронзовые орудия труда и оружие карасукской культуры, а в Забайкалье - гробничной культуры.

Тема I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

2. Бронзовый век

Религия и искусство

Религиозные представления андроновцев удалось установить при сопоставлении археологических данных со сведениями древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Умершего в могиле ориентировали головой на запад или юго-запад. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой, или. имела форму вписанного в круг квадрата. Отсюда круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог. Поэтому ориентация на запад была ориентацией на божество, ведавшее связью с потусторонним миром.

Покойника клали в могилу в скорченном положении. Согласно древней литературе, считалось, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Скорченная поза покойника - это поза младенца в утробе матери. Чтобы придать умершему эту позу, его связывали.

Наряду с захоронением покойников андроновцы применяли и кремацию, связанную с культом огня.

В могилу возле умершего ставили сосуды с пищей, куски туш животных. Считалось, что все это предназначалось умершему для загробной жизни. Но углубленное изучение данного вопроса показало, что эта еда предназначалась всем ранее умершим предкам. Через какое-то время родственники на погребении справляли тризну по усопшему, после чего череп, ноги и шкуру, символизирующие целое животное, закапывали на могиле для предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

Строительство дома предварялось жертвоприношением быка или барана, сосудов с молоком. Иногда в жертву приносили Детей, которых Хоронили под полом жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом, поэтому в праздничные дни его украшали цветами. Место у него считалось почетным: во время свадеб это место предназначалось для жениха и невесты, а в обычные дни там восседал старейшина. Семейной святыней считался семейный очаг, разрушение и осквернение его являлось самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, для ее хранения выкапывали специальные зольники. Обряды с огнем и золой совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

Развитие искусства во многом определялось религией. Каменные фигурки богов древними мастерами выполнялись очень реалистично и с большим художественным вкусом. Большой пласт искусства связан с наскальной живописью - петроглифами. На гладких поверхностях скал, покрытых черной глиняной корочкой - «пустынным загаром», андроновцы выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это - ценный источник информации о духовной культуре древнего человека, его мировоззрении.

Люди бронзового века, населявшие территорию Казахстана, находились на мифологической стадии мышления. Жизнь для них представляла смену повторяющихся циклов природы --весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и вновь приход весеннего солнца. Чтобы не нарушить природную гармонию, каждый цикл, по их представлениям, надо сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Для этих целей служили специальные места - святилища, расположенные в укромных местах - горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, где андроновцы через наскальные рисунки отражали свое представление об окружающем мире.

Наиболее часто андроновцы изображали дикого и домашнего быка, впряженного в плуг, повозку. Изображения быка были связаны с идеей плодородия, являлись символом могущества. Распространенным был и образ двугорбого верблюда-бактриана.

В урочище Тамгалы обнаружен сюжет с ритуальным танцем; вокруг солнцеголового человека изображен хоровод из пляшущих фигур, а также одиночные и парные танцоры. Сам хоровод - это символ солнца, а движение участников - имитация вращения светила на небе.

Среди петроглифов имеются изображения колесниц: легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. В упряжке обычно лошади, реже - верблюды. С конем и колесницей у индоиранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице, в которой по небу разъезжают боги.

Таким образом, обобщая изложенное, можно отметить следующее:

1. Человек в своем развитии прошел длительный и сложный путь, который растянулся более чем на 2 миллиона лет. Выйдя из животного мира, наши далекие предки эволюционировали в человека современного вида. Изменение внешнего облика - результат трудовой деятельности, не прекращавшейся ни на один миг борьбы за выживание, приспособления к окружающей среде.

2. Обладая абстрактным мышлением и наблюдательностью, древний человек овладел сложным искусством изготовления орудий труда, первоначально- из дерева и камня, в в дальнейшем - из металлов.

3. Накопление опыта практической трудовой деятельности в сочетании с усовершенствованием орудий труда в условиях конкретной экологической ниши вело к изменениям в формах хозяйственной деятельности - от примитивной присваивающей к прогрессивной производящей.

4. Появление первобытного человека на территории Казахстана было обусловлено общими тенденциями развития человечества, благоприятными климатическими условиями территории расселения, богатой флорой и фауной окружающей среды, изобилием сырья для изготовления орудий труда.

5. Зародившаяся в конце неолита производящая экономика в эпоху бронзы бурно развивалась на территории Казахстана как под воздействием бронзовой металлургии, так и особенностей экологической ниши, диктовавшей доминантное развитие кочевого скотоводства.

6. Переход к новым формам хозяйственной деятельности сопровождался ростом населения и образованием крупных культурных общностей, нашедших отражение в распространении памятников андроновского типа. В эпоху бронзы нарастает процесс имущественного неравенства в обществе андроновцев, выделяется племенная верхушка - в первую очередь, племенные вожди, - что особенно заметно на этапе поздней бронзы по материалам исследованных погребений (могильников).

7. Андроновская культурная общность, господствовавшая в эпоху бронзы на территории Казахстана, создала исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников.

Человек в эпоху бронзы уже сознательно выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины. В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжение в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни. На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке. В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад, или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на

запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связывали веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни." Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле -- это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию -- сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли -- это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время -- сожженное деревянное перекрытие -- следы очистительных костров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оставаться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически -- жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища -- возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи8.

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан -- один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков -- петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы -- весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже -- вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев -- дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы -- индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод -- это символ солнца, а движение участников -- имитация вращения светила на небе. Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве -- двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов -- Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные -- лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.