Кот ученый - Образовательный портал

Язык на уровне носителя по методике луки лампариелло. Изучение английского языка с носителем: особенности и подводные камни Мы рекомендуем начать изучение английского с уровня Intermediate, если вы

Любой изучающий английский язык мечтает бегло говорить на нём и общаться с носителями на равных. Секретами по достижению такого уровня поделится известный итальянский полиглот Лука Лампариелло.

Иностранный язык на уровне носителя – не к этой ли ступени стремится каждый ученик? Понимать все тонкости языка, улавливать оттенки значений – то, чего упрямо пытаются достичь новички и асы. Однако не все даже понимают, что скрывается за значением выражения «говорить, как носитель». Демонстрируя высокий уровень владения языком на экзамене, читая книги в оригинале или просматривая фильмы без субтитров, люди могут растеряться в простом разговоре с иностранцем. Однако не стоит отчаиваться в попытках приблизиться к столь высокой планке. Зная, что предполагает уровень носителя языка и используя специальные стратегии, каждый изучающий сможет добиться высоких результатов.

Кто такой носитель языка?

Говоря об уровнях владения языком, мы нередко вспоминаем таблицу, где самой высокой ступенью является обозначение С2, который и определяют как «уровень носителя». Что это значит? Прежде всего, это показывает, что вы обладаете достаточно богатым лексическим запасом, определёнными навыками чтения и письма, понимаете речь на слух и достаточно быстро формулируете ответ. Все эти показатели, к сожалению, характеризуют вас не как носителя, а как высокообразованную личность.

Ситуация такова, что даже половина англоговорящего населения далека от уровня С2, а какой-то процент не способен ни читать, ни писать на этом языке, тем не менее являясь носителем. И, наоборот, наличие сертификата не защитит вас от сложных языковых ситуаций.

Носитель – это тот, кто мыслит на изучаемом языке. Это проявляется в мелочах: выражении лица во время разговора, диалогах с соседями, совершении покупок и другое. Конечно, достигнуть таких высот можно, лишь пожив за границей среди тех, для кого изучаемый вами язык будет родным. Но есть несколько подсказок, которые помогут вам приблизиться к идеалу без лишней траты времени.

Парадокс «четырёх рыцарей»

Задавая вопрос «Do you speak English?» («Говорите ли вы по-английски?»), мы нередко склонны приписывать собеседнику умение и читать, и писать на этом языке. Но, как уже обозначалось выше, чтобы спокойно выражаться, не обязательно обладать высоким уровнем грамотности.

Что же необходимо, чтобы при столкновении с иностранцами чувствовать себя в своей тарелке? В этом нам пригодится, так называемый, парадокс «четырёх рыцарей».

В каждом языке есть четыре аспекта, четыре навыка, которые необходимо освоить для полноценного владения. Это способность слушать, говорить, читать и писать на этом языке. Это ваша языковая армия из четырёх рыцарей. Представьте, что иностранный язык – это крепость, которую вам необходимо захватить. Посылать в атаку только одного воина или отправлять их на захват замка по очереди – это не так продуктивно, нежели атаковать разом по всем четырём фронтам. Поэтому занимаясь иностранным языком, уделяйте равную долю внимания развитию указанных навыков.

Стратегии для успешного освоения языка

Освоение иностранного языка уже не кажется несбыточным желанием, когда понимаешь, как необходимо это делать. Существует несколько полезных советов, которыми руководствуются полиглоты и те, кто хочет быстро и качественно овладеть новым языком.

  • Развитие навыков. В предыдущем пункте статьи были обозначены «четыре рыцаря», фундамент, необходимый для овладения любым языком. Важно не делать акцент на развитии одного из них, а заниматься ими параллельно;
  • Беглость. Такой фактор, как плавность речи, позволяет судить о степени освоения языка. Но для быстрого построения фразы необязательно освоить язык в совершенстве. Уровень общей беглости, когда вы можете свободно выразиться на бытовую тему, доступен каждому. Далее следует уровень личностной беглости, отражающий специфику вашего рода деятельности (те слова, которые вы используете в своей профессии). Высший уровень позволяет вам бегло говорить, демонстрируя свой широкий кругозор;
  • Время. Именно на его нехватку ссылаются, когда речь заходит об изучении иностранных языков. На самом деле выделить в день 5, 10, 20 минут, которые мы тратим на социальные сети или телевизор, не так сложно. Выучить десяток новых слов, почитать иностранную газету или послушать радио – любое из этих действий станет кирпичиком в вашем фундаменте освоения иностранного языка. Главное, делать это регулярно.

И напоследок

Задаваясь целью изучить язык на уровне носителя, будьте готовы тратить силы и время на это занятие. Сосредоточьте внимание на тех аспектах языка, которые действительно пригодятся вам в общении с иностранцами. Идеальный вариант – погружение в языковую среду, освоение языка изнутри с учётом особенностей поведения носителей. Но, даже не проживая за рубежом, можно приблизиться к такому уровню, прикладывая минимум усилий.

Подробнее об этом можно узнать из видеолекции Луки Лампариелло:

А что помогает вам быстро освоить новый язык? С какими препятствиями вы столкнулись на пути к идеальному знанию языка? Ждём ваших историй!

Недавнее исследование показало, что, вопреки расхожему мнению, способность освоить тонкости грамматической структуры языка сохраняется даже в позднем подростковом возрасте.

Чем старше вы становитесь, тем сложнее вам научиться говорить по-французски как парижанин. Но никто не знает наверняка, где та самая точка невозврата - возраст, с наступлением которого труднее усвоить, например, правила согласования существительных и глаголов в новом языке. В ходе одного из крупнейших за всю историю науки лингвистических исследований - массового интернет-опроса, на который откликнулись две трети из миллиона потенциальных респондентов - ученые из трех бостонских университетов обнаружили, что дети способны в совершенстве овладеть вторым языком до восемнадцати лет. Ранее считалось, что этот возрастной порог ниже примерно на десять лет. Но результаты исследования также показали, что для освоения грамматики на уровне носителя, начать изучение языка желательно до десяти лет.

Команда ученых, куда вошел в числе прочих психолог Стивен Пинкер, собрала и проанализировала данные о возрасте респондентов, уровне владения английским языком, а также длительности периода изучения языка. Чтобы достоверно установить, в каком возрасте утрачивается способность к наиболее полному освоению грамматики, специалистам требовалось участие в исследовании свыше полумиллиона человек. Итак, ученые пришли на самую большую в мире площадку - Интернет.

Они разработали онлайн-тест Which English? с заданиями на знание правил согласования существительных и глаголов, употребления местоимений, предлогов, относительных придаточных предложений и других языковых конструкций. На основе полученных ответов алгоритм определял, какой язык является для респондентов родным и какой вариант английского (канадский, ирландский или австралийский) они используют. В некоторых заданиях, например, предлагались фразы, которые жителю Чикаго кажутся грамматически некорректными, а жителю провинции Манитоба (Канада) – абсолютно правильными.

Джош Хартшорн, доцент кафедры психологии Бостонского колледжа, проводивший исследование будучи научным сотрудником Массачусетского технологического института, рассказывает, что ученые добились массового отклика, предложив респондентам «некое достойное вознаграждение». В качестве небольшого подарка по завершении опроса сайт пытался угадать происхождение респондента. «Если алгоритм верно вычислял, что вы, к примеру, американец немецкого происхождения, у вас появлялась веская причина воскликнуть: „Ну и ну! Прямо чудеса науки!“ Если догадка оказывалась неверной, вы могли рассмеяться: „Ха-ха! Вот компьютер неумеха!“ В любом случае выходило увлекательно и забавно. Людям было о чем подумать и поболтать с друзьями», - поясняет Хартшорн.

Тактика Хартшорна сработала. На пике популярности теста на его страничку заходило по 100 000 пользователей в день. На Facebook тестом поделились 300 000 раз. Он захватил первую страницу новостной социальной сети Reddit и стал самым обсуждаемым на платформе 4chan, вызвав глубокую дискуссию о том, как алгоритму удается определять носителей того или иного языка исходя из знания грамматики. В исследовании приняли участие носители тридцати восьми языков, в том числе 1% населения Финляндии.

Опираясь на результаты теста по грамматике, а также на данные о длительности изучения респондентами английского языка, ученые разработали программу, предсказывающую, сколько времени вам понадобится на освоение языка и в каком возрасте лучше начать его изучение. Результаты показали, что до восемнадцати лет способность к освоению нового языка, по крайней мере его грамматики, выражена в наибольшей степени, после чего наблюдается резкий спад. Однако чтобы овладеть языком на уровне носителя, изучение нужно начинать до десятилетнего возраста.

Существуют три основные причины, ведущие к снижению способности освоить язык после восемнадцати лет: смена круга общения, ограничения, которые накладывает родной язык, и продолжающееся развитие мозга. В восемнадцать лет молодые люди обычно оканчивают школу, затем продолжают обучение или устраиваются работать на полную ставку. Как только это происходит, на изучение второго языка может не остаться времени, внутренних ресурсов, либо обстановка не позволит заниматься языком как раньше. В иных случаях структура первого языка вступает в противоречие с правилами второго, ограничивая возможности освоения последнего. И, наконец, затруднить овладение вторым языком в той или иной степени могут изменения, происходящие в мозге подростка и непрекращающиеся до 27– 30 лет.

Это не означает, что после двадцати мы не можем выучить новый язык. Есть множество примеров того, как люди осваивали иностранный язык в зрелом возрасте, а наши способности к изучению новой лексики сохраняются на всю жизнь. Однако большинство из нас не сможет освоить грамматику на уровне носителя, и едва ли мы заговорим на чужом языке без акцента. Поскольку тест был письменный, проанализировать акцент не представлялось возможным, но предшествующее исследование показало, что «критический возраст» овладения иностранной речью на уровне носителя наступает еще раньше.

Несмотря на то, что исследование проводилось только на английском, ученые полагают, его результаты применимы и к другим языкам. Уже разрабатываются похожие тесты на испанском и путунхуа (официальный язык в Китайской народной республике, на Тайване и в Сингапуре - прим. Newочём ).

Однако в части изучении языка гораздо важнее вопрос «как», а не «когда». Люди, которые изучали английский методом погружения (находясь в англоязычной стране более 90% времени), владеют языком намного лучше тех, кто осваивал его в учебной группе. «Если есть выбор: начать изучение языка раньше, в своей стране, или позже, через погружение, я бы предпочел метод погружения, - рассказывает Хартшорн. - Наши данные свидетельствуют о ключевой роли погружения в языковую среду. Эта роль гораздо более значима даже по сравнению с возрастными характеристиками».

Но самый шокирующий вывод ученых состоит в том, что полное освоение даже родного языка занимает у его носителей тридцать лет. В ходе исследования был замечен незначительный прогресс - примерно в 1% - у людей, говорящих по-английски тридцать лет, в сравнении с теми, кто говорит на нем двадцать лет. Этот эффект наблюдается как у носителей, так и у тех, для кого английский не родной.

Чарльз Янг, лингвист-информатик из Пенсильванского университета, не был удивлен полученными результатами, памятуя о грамматических правилах, которые мы осваиваем лишь в подростковом возрасте, например, как прилагательное превратить в существительное. «В этих правилах отражены тончайшие грани языка, - поясняет Янг. - Понимаете, некоторые слова и морфологию мы осваиваем довольно поздно, уже будучи подростками».

Энтузиазм проводивших исследование ученых разделяют далеко не все специалисты в области лингвистики. Элисса Ньюпорт, профессор в области неврологии Джорджтаунского университета, специалист в сфере овладения языками, настроена скептически. «Большинство литературных источников указывает на то, что освоение синтаксиса и морфологии языка происходит в первые пять лет жизни, а не тридцать, - уверена Ньюпорт. - Утверждения, согласно которым на овладение языком требуется тридцать лет, прямо противоречат результатам всех ранее проведенных исследований».

По словам Ньюпорт, несмотря на то, что идея исследования - желание выявить критический возраст для освоения нового языка - неплоха, столь невероятные результаты связаны с недостатками выбранного учеными метода оценки. «Если тестировать 600 000 человек, задавая неправильные вопросы, вы не получите надежных, достоверных данных, - считает Ньюпорт. - Вместо того, чтобы создавать новый тест, ученым следует обратиться к уже имеющемуся инструменту оценки уровня освоения языка и понять, действительно ли он помогает определить, насколько хорошо люди знают английский».

Хартшорн надеется закрепить успех Which English? в новой викторине-проверке словарного запаса. Однако он признается, что испытывает трудности с достижением столь же массового отклика, так как люди не слишком охотно делятся результатами теста, с которым плохо справились. Если оказывается, что ваша лексическая грамотность составляет 99%, вы думаете: «Отлично, почему бы не похвастаться!» Но дело в том, что у 50% людей словарный запас ниже среднего, и делиться с миром этим открытием они вряд ли захотят.

Ученые провели одно из самых масштабных лингвистических исследований в истории, опросив больше полумиллиона человек. Для этого они создали онлайн-тест по английской грамматике Which English .

Тест набрал огромную популярность: в день его проходило по сто тысяч человек, 300тысяч поделились ссылкой на него на фейсбуке, тема вышла на главную страницу реддита и долго была одной из самых читаемых на 4chan. Успех теста ученые объясняют заинтересованностью пользователей в маленьком «подарке» от ученых: по результатам теста алгоритм предсказывал родной язык пользователя. «Если компьютер угадывал, люди восхищались: «Наука — это круто!», если нет — смеялись: «Глупый робот!» В любом случае пользователям было интересно. Кроме вопросов на знание английской грамматики, пользователи должны были рассказать о том, в каком возрасте они начали учить его и жили ли в англоговорящих странах, если да — то как долго, и ответить на другие подобные вопросы.

Обработав результаты, ученые пришли к выводу о том, что способность усваивать грамматику на уровне носителя языка сохраняется не до 7−8, как принято считать, а до 18 лет, после чего наблюдается резкое снижение обучаемости. Это может быть связано с тем, что после 18 лет люди заканчивают школу и перестают учить английский систематически — или с изменением когнитивных способностей мозга, вернее всего, и с тем, и с другим, пишут авторы исследования в статье, опубликованной в журнале ___. Впрочем, начинать учить язык все-таки лучше в возрасте до 10 лет, делают вывод ученые; те, кто начинает позже, редко овладевают тонкостями грамматики на уровне носителя. Кроме того, результаты теста показали, что лучше всего грамматикой второго языка владеют те, кто много общался с носителями. «Если нужно выбирать между ранним началом обучения и обучением в языковой среде, я рекомендовал бы выбрать среду», — поясняет один из авторов исследования.

Не все коллеги авторов исследования считают, что результаты вполне достоверны; так, Элисса Ньюпорт из университета Джорджтауна, оспаривает один из выводов — о том, что на полное овладение грамматикой чужого языка уходит без малого тридцать лет. Этот вывод ученые сделали на том основании, что респонденты, указывавшие, что учили английский 30 лет, часто справлялись с тестом на «отлично». Ньюпорт указывает на то, что этот вывод не подтверждается результатами других исследований, а статистика может быть обусловлена несовершенством методики.

Пока академики выясняют, действительно ли результаты Which English можно интерпретировать так или иначе, остальным (в первую очередь подросткам) остается радоваться: опыт полумиллиона пользователей интернета дает основания надеяться, что грамматику английского можно усвоить на уровне носителя — даже если немного опоздать с началом обучения. В дальнейшем ученые планируют сделать такие же тесты на знание грамматики испанского и китайского языков.

Ответ партнёра TheQuestion

На этот вопрос можно ответить с двух разных сторон в зависимости от того, что вы понимаете под словом “нейтив” . Часто “нейтивом” называют человека, который знает язык на уровне С2. Это значит, что он может:



Легко понимать все, что слышит и читает;
- легко структурировать информацию из любых устных и письменных источников и дословно воспроизводить её;
- свободно выражать свои мысли даже в сложных и экстренных ситуациях.

Иногда под нейтивом понимают человека, который говорит без акцента. Если мы говорим о достижении уровня С2, то вас ждет долгий и упорный труд. Если мы говорим о речи без акцента, то вам нужно увеличить ваш словарный запас и записаться на курсы Received Pronunciation , где оттачивают акцент. 
Почитать о Received Pronunciation можно .

Что нужно сделать, чтобы достичь С2?


(картинка описывается детально на русском языке ниже)

1. Начать с базовых знаний: слов и выражений, которые используются каждый день. И, конечно, грамматики, которая поможет вам точно выражать свои мысли. Главный совет - учить не отдельные слова и грамматику, а заучивать словосочетания и даже целые предложения. Это поможет вам лучше понимать структуру предложения.

2. Достичь совершенства в любых темах , которые касаются вас. Допустим, вы работаете в маркетинге и занимаетесь коллекционированием открыток по всему миру. Вы должны уметь свободно говорить на эти темы и обсуждать их. Также это темы, связанные с вашими близкими.


Когда мы говорим о микро-среде , это чтение книг на иностранном языке, общение с людьми. Например, часто говорят, что когда у тебя парень или девушка носитель языка, это очень помогает. Он/ она сможет научить тебя выражениям и сокращениям, которые используют носители, предложит посмотреть фильмы/ сериалы, популярные в той или иной стране.

В busuu мы создаем микро-среду для наших пользователей через общение с носителями языка. Все упражнения, которые делают наши пользователи, проверяются носителями. Таким образом, вы учите новые слова, выражения, грамматику и учитесь использовать их правильно.

Когда мы говорим о макро-окружении , здесь уже идет речь о жизни в стране, чей язык вы учите. Пока вы не столкнетесь с теми проблемами, с которыми сталкиваются обычные жители, многие слова и выражения не выучить. То есть, как заполнять декларацию в банке, как попросить остановить на нужной остановке и так далее. 



И еще маленький совет: чтобы заговорить на иностранном языке как нейтив, необходимы постоянные занятия. Основная ошибка, которую допускают те, кто учит язык, - занимаются 1 раз в неделю, но по несколько часов.

Таким образом, у вас в долгосрочной памяти не откладываются знания и вам приходится все учить по несколько раз.
Мы рекомендуем заниматься каждый день хотя бы по 10 минут. Так вы создадите для себя языковую атмосферу, и ваш мозг быстро привыкнет к иностранному языку.

заговорить на иностранном языке как носитель сложно, но можно:) для начала только нужно определить, для чего вам это: чтобы комфортно ассимилироваться в новой стране или чтобы время от времени разговаривать с иностранцами и чувствовать себя на коне? для второго достаточно распространенного словарного запаса и отсутствия акцента, а вот для первого понадобится очень много знаний.

самым действенным способом будет погружение в среду - переезд в страну, где разговаривают на языке, который вы хотите выучить. так гораздо проще освоить базу, наработать акцент (вы будете его слышать каждый день), потому что вам придется разговаривать на новом языке каждый день и везде - в магазине, на почте и тд. лучше всего записаться на курсы - так ваши знания о языке будут систематизированы. я общался с несколькими самоучками, которые разговаривают на приемлемом уровне, но знаний простейших правил им все-таки не хватало. хотя, конечно, можно ходить на курсы и ничего не усвоить... кроме курсов стоит заниматься дома - повторение правил, домашняя работа, аудирование (например, можно смотреть мультики/блогеров/фильмы/порнуху) и чтение (я бы посоветовал начать с газет типа Метро - короткие статьи, понятный язык). что касается акцента, тут сложнее: очень хорошо, если у вас отличный муз. слух, но даже этого может быть недостаточно. лично мне помогли занятия фонетики - такие бывают на языковых курсах. русский акцент очень выразительный, от него будет тяжело избавиться, особенно, если вы учите язык из славянской группы. но акцент - это очень важно, как я заметил, люди в первую очередь обращают внимание на мелодию речи. если она такая, как нужно, то некоторые маленькие ошибочки в грамматике чудесным образом остаются незамеченными.

походили на курсы, газеты почитали, фильмы посмотрели, с людьми пообщались. вполне вероятно, что у вас после этого будет В2. очень многие люди останавливаются на этом, потому что, по сути, этого достаточно. но что если хочется еще лучше? ответ один: университет. вам нужно научиться писать умные и длинные тексты, делать долгие и умные презентации и читать толстые и умные книжки, ПОЛНОСТЬЮ погрузившись в среду. честно, я не знаю, как это сделать без университета. в моем случае это была специальность, тесно связанная с языком. потому что что есть С2? это не только превосходное знание грамматики и достаточный словарный запас, но еще и знание реалий страны (ландан из зе кэпитл ов грейт британ будет маловато), способность отличать смысловые нюансы между синонимами, базовые представления о истории языка и, конечно же, способность переключаться между разными языковыми стилями (и, что важнее всего, между языками - родным и иностранным). это все очень долго и муторно, поэтому вам нужно по-настоящему хотеть. очень ХОТЕТЬ.

Недавнее исследование показало, что, вопреки расхожему мнению, способность освоить тонкости грамматической структуры языка сохраняется даже в позднем подростковом возрасте.

Чем старше вы становитесь, тем сложнее вам научиться говорить по-французски как парижанин. Но никто не знает наверняка, где та самая точка невозврата — возраст, с наступлением которого труднее усвоить, например, правила согласования существительных и глаголов в новом языке. В ходе одного из крупнейших за всю историю науки лингвистических исследований — массового интернет-опроса, на который откликнулись две трети из миллиона потенциальных респондентов — ученые из трех бостонских университетов обнаружили, что дети способны в совершенстве овладеть вторым языком до восемнадцати лет. Ранее считалось, что этот возрастной порог ниже примерно на десять лет. Но результаты исследования также показали, что для освоения грамматики на уровне носителя, начать изучение языка желательно до десяти лет.

Команда ученых, куда вошел в числе прочих психолог Стивен Пинкер, собрала и проанализировала данные о возрасте респондентов, уровне владения английским языком, а также длительности периода изучения языка. Чтобы достоверно установить, в каком возрасте утрачивается способность к наиболее полному освоению грамматики, специалистам требовалось участие в исследовании свыше полумиллиона человек. Итак, ученые пришли на самую большую в мире площадку — Интернет.

Они разработали онлайн-тест Which English? с заданиями на знание правил согласования существительных и глаголов, употребления местоимений, предлогов, относительных придаточных предложений и других языковых конструкций. На основе полученных ответов алгоритм определял, какой язык является для респондентов родным и какой вариант английского (канадский, ирландский или австралийский) они используют. В некоторых заданиях, например, предлагались фразы, которые жителю Чикаго кажутся грамматически некорректными, а жителю провинции Манитоба (Канада) — абсолютно правильными.

Джош Хартшорн, доцент кафедры психологии Бостонского колледжа, проводивший исследование будучи научным сотрудником Массачусетского технологического института, рассказывает, что ученые добились массового отклика, предложив респондентам «некое достойное вознаграждение». В качестве небольшого подарка по завершении опроса сайт пытался угадать происхождение респондента. «Если алгоритм верно вычислял, что вы, к примеру, американец немецкого происхождения, у вас появлялась веская причина воскликнуть: „Ну и ну! Прямо чудеса науки!" Если догадка оказывалась неверной, вы могли рассмеяться: „Ха-ха! Вот компьютер — неумеха!" В любом случае выходило увлекательно и забавно. Людям было о чем подумать и поболтать с друзьями», — поясняет Хартшорн.

Тактика Хартшорна сработала. На пике популярности теста на его страничку заходило по 100 000 пользователей в день. На Facebook тестом поделились 300 000 раз. Он захватил первую страницу новостной социальной сети Reddit и стал самым обсуждаемым на платформе 4chan, вызвав глубокую дискуссию о том, как алгоритму удается определять носителей того или иного языка исходя из знания грамматики. В исследовании приняли участие носители тридцати восьми языков, в том числе 1% населения Финляндии.

Опираясь на результаты теста по грамматике, а также на данные о длительности изучения респондентами английского языка, ученые разработали программу, предсказывающую, сколько времени вам понадобится на освоение языка и в каком возрасте лучше начать его изучение. Результаты показали, что до восемнадцати лет способность к освоению нового языка, по крайней мере его грамматики, выражена в наибольшей степени, после чего наблюдается резкий спад. Однако чтобы овладеть языком на уровне носителя, изучение нужно начинать до десятилетнего возраста.

Контекст

Финские дети хотят учить русский

Yle 31.03.2016

Вы говорите по-немецки?

Der Spiegel 31.08.2015

Как учить иностранные языки?

Focus.pl 19.07.2015

Как быстро выучить иностранный язык?

BBC 06.03.2015

Меняется ли личность при изучении иностранных языков?

Atlantico 23.11.2013

Подготовка преподавателя иностранного языка в Турции

Radikal 24.11.2012

Иностранный язык: предрасположенность есть, знаний - нет

Radikal 14.09.2012

Как быстрее всего выучить иностранный язык?

io9 21.08.2012

Выучить иностранный язык за 12 месяцев

Radikal 17.07.2012
Существуют три основные причины, ведущие к снижению способности освоить язык после восемнадцати лет: смена круга общения, ограничения, которые накладывает родной язык, и продолжающееся развитие мозга. В восемнадцать лет молодые люди обычно оканчивают школу, затем продолжают обучение или устраиваются работать на полную ставку. Как только это происходит, на изучение второго языка может не остаться времени, внутренних ресурсов, либо обстановка не позволит заниматься языком как раньше. В иных случаях структура первого языка вступает в противоречие с правилами второго, ограничивая возможности освоения последнего. И, наконец, затруднить овладение вторым языком в той или иной степени могут изменения, происходящие в мозге подростка и непрекращающиеся до 27- 30 лет.

Это не означает, что после двадцати мы не можем выучить новый язык. Есть множество примеров того, как люди осваивали иностранный язык в зрелом возрасте, а наши способности к изучению новой лексики сохраняются на всю жизнь. Однако большинство из нас не сможет освоить грамматику на уровне носителя, и едва ли мы заговорим на чужом языке без акцента. Поскольку тест был письменный, проанализировать акцент не представлялось возможным, но предшествующее исследование показало, что «критический возраст» овладения иностранной речью на уровне носителя наступает еще раньше.

Несмотря на то, что исследование проводилось только на английском, ученые полагают, что его результаты применимы и к другим языкам. Уже разрабатываются похожие тесты на испанском и путунхуа (официальный язык в Китайской народной республике, на Тайване и в Сингапуре — прим. Newочём).

Однако в части изучении языка гораздо важнее вопрос «как», а не «когда». Люди, которые изучали английский методом погружения (находясь в англоязычной стране более 90% времени), владеют языком намного лучше тех, кто осваивал его в учебной группе. «Если есть выбор: начать изучение языка раньше, в своей стране, или позже, через погружение, я бы предпочел метод погружения, — рассказывает Хартшорн. — Наши данные свидетельствуют о ключевой роли погружения в языковую среду. Эта роль гораздо более значима даже по сравнению с возрастными характеристиками».

Но самый шокирующий вывод ученых состоит в том, что полное освоение даже родного языка занимает у его носителей тридцать лет. В ходе исследования был замечен незначительный прогресс — примерно в 1% — у людей, говорящих по-английски тридцать лет, в сравнении с теми, кто говорит на нем двадцать лет. Этот эффект наблюдается как у носителей, так и у тех, для кого английский не родной.

Чарльз Янг, лингвист-информатик из Пенсильванского университета, не был удивлен полученными результатами, памятуя о грамматических правилах, которые мы осваиваем лишь в подростковом возрасте, например, как прилагательное превратить в существительное. «В этих правилах отражены тончайшие грани языка, — поясняет Янг. — Понимаете, некоторые слова и морфологию мы осваиваем довольно поздно, уже будучи подростками».

Энтузиазм проводивших исследование ученых разделяют далеко не все специалисты в области лингвистики. Элисса Ньюпорт, профессор в области неврологии Джорджтаунского университета, специалист в сфере овладения языками, настроена скептически. «Большинство литературных источников указывает на то, что освоение синтаксиса и морфологии языка происходит в первые пять лет жизни, а не тридцать, — уверена Ньюпорт. — Утверждения, согласно которым на овладение языком требуется тридцать лет, прямо противоречат результатам всех ранее проведенных исследований».

По словам Ньюпорт, несмотря на то, что идея исследования — желание выявить критический возраст для освоения нового языка — неплоха, столь невероятные результаты связаны с недостатками выбранного учеными метода оценки. «Если тестировать 600 000 человек, задавая неправильные вопросы, вы не получите надежных, достоверных данных, — считает Ньюпорт. — Вместо того, чтобы создавать новый тест, ученым следует обратиться к уже имеющемуся инструменту оценки уровня освоения языка и понять, действительно ли он помогает определить, насколько хорошо люди знают английский».

Хартшорн надеется закрепить успех Which English? в новой викторине-проверке словарного запаса. Однако он признается, что испытывает трудности с достижением столь же массового отклика, так как люди не слишком охотно делятся результатами теста, с которым плохо справились. Если оказывается, что ваша лексическая грамотность составляет 99%, вы думаете: «Отлично, почему бы не похвастаться!» Но дело в том, что у 50% людей словарный запас ниже среднего, и делиться с миром этим открытием они вряд ли захотят.

Перевод осуществлен проектом