В конце XIX – начале XX в., рост городов, увеличение доли рабочих и служащих в общей численности населения сопровождались расширением и активизацией социальных движений. Цели этих движений заключались в отстаивании насущных интересов различных слоев и групп общества.
Всё более массовым и организованным становилось рабочее движение. В 90-е годы XIX в. в большинстве стран Западной Европы и США произошло объединение разрозненных ранее профсоюзных организаций в общенациональные федерации. Это способствовало заметному росту численности профсоюзов.
Традиционные задачи профсоюзного движения состояли в борьбе за улучшение условий труда и материального благосостояния рабочих. В начале XX в. для рабочих большинства стран актуальными являлись требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня.
Новым в рабочем движении стало распространение анархо-синдикалистских идей. Их последователи отвергали все формы политического господства (в том числе государство) и политической борьбы. Основной организацией рабочего класса, по их представлениям, должен быть профсоюз, главной формой борьбы рабочих – «прямые действия», т. е. стачки, бойкот, саботаж и высшее проявление борьбы – всеобщая экономическая забастовка. В ходе стачечного движения рабочие не ограничивались требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. В их выступлениях всё чаще звучали и политические лозунги. Это было связано с влиянием социалистических партий, представлявших политические интересы людей труда.
Наряду с промышленными рабочими борьбу за свои интересы вели и другие группы трудящихся. В США с конца XIX в. усилилось движение фермеров. Объединяясь в «фермерские альянсы» (союзы), они организовывали хранение и сбыт своей продукции, выступали против монопольных цен на перевозки, устанавливавшихся железнодорожными корпорациями, против земельных спекулянтов. В Италии в конце XIX – начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков на юге страны – в Сицилии и других областях.
В конце XIX – начале XX в. активизировалось феминистское движение. Его участницы выступали против разного рода ограничений в отношении женщин. Нетерпимость существовавшего положения стала осознаваться особенно остро по мере того, как женщины всё больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Женщины-работницы стали активнее участвовать наряду с мужчинами в борьбе за улучшение своего материального положения. Представительницы среднего класса в течение нескольких десятилетий вели борьбу за предоставление женщинам избирательных прав. Активистки этого движения – так называемые суфражистки – устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса, били стёкла в их домах и т. д. Будучи арестованными за свои действия, они объявляли в тюрьме голодовки. Достичь поставленных целей феминисткам удалось уже после Первой мировой войны.
Массовые социальные движения - особый класс социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или определенной социальной группой (против использования ядерного полигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Любое социальное движение всегда базируется на определенном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепляется и формируется по мере развития движения. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации и формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое социальное движение также реализуется в той или иной степени на различных проявлениях массового поведения - демонстрациях, митингах, съездах и пр.
В социальной психологии важными являются три вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства и характеристика лидеров.
Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на фундаментальные (определяются условиями существования, статусом конкретной социальной группы и ее отношением к политическому решению или акту законодательства) и сиюминутные (порождены проблемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их соотношение определяет основательность и прочность движения.
В современной литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению: теория относительной депривации и теория мобилизации ресурсов. В первой утверждается, что человек испытывает потребность достижения цели не в том случае, когда он абсолютно лишен каюого-то блага (права, ценности), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое положение с положением других. Вторая теория делает акцент на более "психологические" основания присоединения к движению, утверждая, что человек испытывает потребности идентифицироваться с группой, ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. Обе теории страдают односторонностью, переоценивая значение лишь одного фактора, и, по-видимому, вопрос о рекрута-ции сторонников социальных движений еще ждет своих исследователей.
Проблема соотношения большинства и меньшинства в любом массовом движении является одной из центральных в концепции французского социального психолога С. Московией (1984). В любом социальном движении, поскольку оно объединяет разнородные группы людей, легко обозначается меньшинство, которое не соглашается с мнением большинства о способах достижения цели или по иным вопросам. Это может ослабить движение и, следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества его точки зрения. Автором предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: они должны действовать синхронно, т.е. демонстрировать единодушие участников в каждый данный момент; а их позиции и поведение должно быть стабиль-
ными во времени. Только при соблюдении этих условий переговоры меньшинства с большинством могут быть успешными. Необходима проработка и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность и др.
Лидер массового движения должен обладать особыми чертами: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов движения. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Впрочем, как отмечает известный социальный психологМ. Шоу (Shaw M.E., 1964), определение малой группы может быть дано и с точки зрения:
1) восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом; 2) мотивации членов группы; 3) групповых целей; 4) организационных (структурных) характеристик группы; 5) взаимозависимости и 6) взаимодействия членов группы.
Сам М. Шоу основывался в трактовке группы на последнем из выделенных моментов, определяя группу как "двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица". Вместе с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других характеристик, а именно: продолжительность существования, наличие общих целей, развитие групповой структуры и т.п. К этим характеристикам необходимо добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание ее участниками себя как "мы", т.е. своего членства в группе.
Если исходить из понимания группы, трактуя ее прежде как социальную группу, т.е. как элементарное звено структуры социальных отношений, как своеобразную функциональную единицу в системе общественного разделения труда, то наиболее емкое определение предложено Г.М. Андреевой (1987): "Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". Позднее (1994) она дает более универсальное определение: "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов".
Это определение носит скорее описательный характер и допускает самые различные толкования в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракци-онистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаимодействия", фокус может усматриваться именно в том, что малая группа - это определенная система взаимодействия, ибо слова "общая социальная деятельность" толкуются здесь в интеракционистском
смысле. Для когнитивистской ориентации в том же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры - нормы и ценности, т.е. самое существенное для группы в когнитивной социальной психологии. В отечественной социальной психологии важное значение придается определению установления факта "общей социальной деятельности", что сразу задает группу как элемент социальной структуры общества, как элементарную ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъект этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего последующего исследования. Малая группа - это не просто "контактная группа", не просто любые случайные контакты между людьми, а контакты, в которых реализуются определенные общественные связи, опосредованные совместной деятельностью.
Выбор определения малой группы связан с вопросом и о ее размерах. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 20-30 человек. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Мнение большинства исследователей сходятся на том, что группа начинается с "диады". Существует много исследований в рамках "теории диадического взаимодействия". Применение аппарата математической теории игр позволяет на диадах проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия. Ограниченность теории диадического взаимодействия связывают с сильным упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Присутствие третьего лица в группе создает новую позицию - наблюдателя. Этот новый "третий" элемент может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам при этом не будучи включен в конфликт. Таким образом, с теорией диады соперничает теория, признающая нижним пределом малой группы не два, а три человека. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть бесконечным. Впрочем, диаду можно рассматривать как лишь одну из разновидностей малой группы и, как показывают исследования, весьма интересный объект социально-психологического анализа.
Что же касается верхнего количественного предела малой группы, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся, о чем свидетельствуют и различные предлагаемые величины. Причем многим авторам присуща произвольность определения их предела. Например, упоминавшийся ранее М. Шоу называет верхним пределом группы 20 человек, Дж. Морено, автор социометрической методики, говорит о группах и по 30-40 человек. Есть мнение, что верхний
предел группы связан с "магическим числом" оперативной памяти (7±2), открытым Дж. Миллером. Одновременно многие полагают, что акцент при определении верхнего предела малой группы надо делать, исходя из функциональной целесообразности величины группы в различных сферах реальной социальной практики.
Классификация малых групп
Существует огромное разнообразие существующих в обществе малых групп. Неоднозначность определения малой группы породила и множество их классификаций. Наиболее распространенными являются три классификации.
1. Деление малых групп на "первичные" (семья, друзья, соседи и
т.п.) и "вторичные" (группы, которые непосредственных личных кон
тактов не имеют, а для общения используются "посредники", напри
мер, радио). В настоящее время эта классификация практического
значения не имеет.
2. Деление малых групп на "формальные" и "неформальные".
В формальной группе заранее четко заданы все позиции ее членов,
они предписаны групповыми нормами. Неформальная группа мо
жет создаваться внутри формальной, и она складывается стихийно
на основе личных симпатий и интересов. Практически во многих
случаях трудно провести грань между строго формальными и
строго неформальными группами. Поэтому в социальной психо
логии появились попытки снять эту строгую дихотомию введением
понятия "формальная и неформальная структуры группы" (струк
тура формальных и неформальных отношений). С другой стороны,
есть попытки разграничения понятий "группа" и "организация".
Всякая формальная группа, в отличие от неформальной, обладает
чертами организации.
3. Деление малых групп на "группы членства" и "референтные
группы". Группа членства рассматривается просто как местопребы
вание индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных
ориентации. В референтной группе человек стремиться сохранить
свое членство в группе. Открытие феномена "референтной группы"
в 1942 году принадлежит американцу Г. Хаймену. Суть этого фено
мена заключается в высокой степени значимости группы для инди
вида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценнос
ти, влияния группы на систему его установок. Приведенное
понимание термина "референтная группа" отличается от первона
чальной трактовки Г. Хаймена, полагавшего, что референтная груп-
па должна обязательно находиться где-то за пределами группы членства. Из большого числа групп лишь немногие выступают для человека в качестве референтных.
Чаще всего историю научных исследований малой группы датируют 1897 годом. В этом году американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором показал меньшую эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку, чем в условиях группы. Однако прошло несколько десятилетий, прежде чем эксперимент и строгое эмпирическое исследование стали основой социально-психологического исследования.
В 20-е годы XX столетия неудовлетворенность умозрительными схемами направила исследователей на поиски объективных фактов по функционированию групп. Не утратили своего значения до настоящего времени в социальной психологии некоторые положения психолога США Ф. Оллпорта (1924), хотя, как ни парадоксально, сам Оллпорт не считал, что имеет дело с реально существующими группами. По его мнению, реально существуют лишь отдельные индивидуумы; что же касается групп, то они трактовались им как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях".
К концу 30-х - началу 40-х годов исследуются групповые нормы (Шериф М., 1936; Ньюкомб Т., 1943), складывается печально известная "теория черт" лидерства (правда, делаются и первые попытки отойти от упрощенного понимания этого феномена), оформляется социометрическое направление исследования групп. Особый вклад в развитие психологии малых групп в эти годы внес эмигрировавший в США из фашистской Германии К. Левин. Он явился основоположником крупного научного направления, известного под названием "групповая динамика". Широко известны его представления о группе как "динамическом целом, обладающем свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних".
Основные направления в зарубежной групповой психологии. К началу 70-х годов в зарубежной социальной психологии сложилось девять крупных подходов, определявших развитие групповой психологии: теория поля, интеракционистская концепция, теория систем, социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход и теория подкрепления.
Теория поля. Это направление берет начало в работах К. Левина, утверждавшего, что поведение личности есть продукт поля, или иначе - жизненного, социального пространства личности. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические свойства - понятиями психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа сил психологического поля явилось создание в лабораторных усло-
виях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Позднее вся совокупность исследований в этом плане получила название "групповой динамики", а весь теоретический контекст - конструкции теории поля - был почти полностью отвергнут.
Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов и функционирование последних описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношениями между членами группы. Выполненные в рамках этого направления работы посвящены в основном исследованию структурных аспектов группы.
Теория систем. Данный подход близок к предыдущему и развивает представление о группе как системе. Главное различие между ними заключается в используемых элементах анализа. Теория систем описывает группу как открытую систему взаимозависимых позиций и ролей.
Социометрическое направление связано с именем Дж. Морено (1958), который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Макроструктура, по Морено, есть своеобразное "пространственное" размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности, а микроструктура означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все напряжения и конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур. Для него это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий не вписывается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим окружением оказываются не обязательно приемлемые в психологическом отношении люди. Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Хотя наивность схемы очевидна, сама социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии, получила широкую популярность. На ее основе возникло целое направление исследований, хотя и не обязательно в рамках теоретической концепции Морено. Правда, возможности социометрической методики не следует переоценивать и ее нельзя рассматривать как общий универсальный метод изучения малых групп.
Психоаналитическая ориентация. Базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание главным образом на мотива-ционных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой контекст в своей работе "Психология масс и анализ человеческого «Я»" (1925). Он интересовался группами с позиций изучения психологии масс, подчеркивая тенденции участников группы следовать за сильными лидерами, идентифицироваться с ними. Сам Фрейд не особенно симпатизировал групповой психотерапии, однако его последователи попытались перенести методы индивидуального анализа на групповую психотерапевтическую практику. Основным критерием, с помощью которого психоанализ может быть в принципе отдифференцирован от других видов психотерапии, есть перенос, кото-
рый означает чувства и поведение больного по отношению к аналитику и которые основаны на инфантильных желаниях больного по отношению к родителям. Существует и противоположный процесс - контрперенос, который относится к широкому спектру реакций аналитика на больного. Реальная связь между аналитиком и больным является основой терапевтического союза. Эти и другие идеи психоанализа легли в основу ряда теорий групповой динамики.
Общепсихологический подход - состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в обшей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается таких процессов, как научение, мотивация, явления когнитивной сферы и др.
Эмпирико-статистическое направление - подчеркивает необходимость выведения основных понятий групповой теории из результатов эмпирического наблюдения и статистических процедур, например факторного анализа. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности. Например, Р. Кэттелл известен исследованиями не только в области психологии личности, но и разработками социально-психологического характера.
Формально-модельный подход - использует приемы математического моделирования групповых процессов, но, как отмечают некоторые зарубежные исследователи, представители этого направления больше интересуются проблемами внутренней согласованности своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям. Вероятно, поэтому это направление мало что внесло в понимание группового процесса.
Теория подкрепления - базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обуславливания. Поведение в группе здесь рассматривается как функция двух переменных: вознаграждений и наказаний. Идеи теории подкрепления легли в основу двух крупных теорий малых групп, авторы которых - Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли.
Исследования групп в отечественной социальной психологии.Решающую роль в их становлении сыграли труды В.Н. Бехтерева, который в 1910 году впервые в России сформулировал предмет и задачи "общественной" психологии. И сегодня представляют интерес его мысли о функциях коллективных целей, согласования индивидуальных и выработки коллективных действий и др. В период 20-30-х годов в исследованиях коллектива обнаруживалось сильное влияние рефлексологических концепций В.Н. Бехтерева, сформулированных им в книге "Коллективная рефлексология" (1921). Разработка многих теоретических положений о природе коллектива также связана с именами Д.Б. Элько-нина иА.С. Макаренко.
В современной отечественной социальной психологии выделяют как минимум четыре крупных исследовательских подхода: деятельностный
подход (Петровский А.В., 1979; Ярошевский М.Г., 1978, Андреева Г.М., 1980), социометрическое направление (Коломинский Я.Л., 1976 и др.), параметрическую концепцию (Уманский Л.И.,1975идр.)и организационно-управленческий подход (Кузьмин Е.С., 1967 и др.).
Структура и феноменология малой группы
Основными элементами групповой структуры являются: социальный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".
Социальный статус (от лат. Status - положение, состояние) - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) может иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определяются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специальности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль-это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.
Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей (в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать конфликты. Они связаны с ситуациями, когда нужно одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух или более ролей - ролевой конфликт.
Можно выделить формальные роли, которые определяются в организации, и роли неформальные, которые возникают в процессе взаимодействия людей. Примерами последних являются роли типа: "душа компании", "козел отпущения", "домашний клоун", "добродетельный моралист" и др. Появление неформальных ролей предполагает длительные взаимосвязи, что характерно первоочередно для малых групп. С развитием группы возникают различные групповые роли.
Как внешние, так и внутренние факторы побуждают человека к освоению той или иной социальной роли. Внешние побудители - это своеобразное психологическое давление значимых для человека людей, но большее значение имеют внутренние мотивы (выполнение каких-то желаний возможно через овладение человеком опреде-
ленной роли, дающей ему определенные права и льготы; овладение ролью позволяет ему приобрести социально-психологическую защищенность, получить признание и др.).
Групповая норма понимается как некоторое правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые правила поведения, руководят действиями участников и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. В настоящее время собран большой экспериментальный материал по: а) влиянию и значению норм, разделяемых большинством группы, б) влиянию и значению норм, разделяемым меньшинством группы, в) изучению последствий отклонений индивидов от групповых норм.
Феномен группового давления. Его часто в социальной психологии именуют феноменом конформизма. Само слово "конформизм" в обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыденного сознания приобретает некоторый негативный оттенок. В социально-психологической литературе больше говорят о конформности или "социальном влиянии", имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
Функционирование групп зависит во многом от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (подлинный конформизм, "идентификация"), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. При "интернализации" мнение других просто совпадает с системой ценностей данной конкретной личности.
Противоположным конформности являются понятия "независимость" или "самостоятельность позиции". Ее нельзя смешивать с позицией негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Негативизм не есть подлинная независимость, а напротив-это специфический случай конформности, когда индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы. Здесь он фактически зависит от группы, т.е. "привязан" к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Истинной позицией, противостоящей конформности, является именно самостоятельность.
Дальнейшие исследования феномена конформности привели к вьшоду о том, что давление на индивида может оказьшать не только
большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).
Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов и норм поведения сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций в виде насмешек, угроз и пр. "Групповое давление" в группе выполняет следующие функции: а) помогает группе достичь ее цели, б) помогает группе сохранить себя как целое, в) помогает членам группы выработать "реальность" для соотнесения с ней своих личных мнений, г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.
Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпатий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности придают особое значение характеру групповых целей.
В отечественной социальной психологии исследования сплоченности группы опираются на изучение влияния на ее совместную деятельность членов группы. Все большее сплачивание группы здесь основано не на увеличении эмоциональной привлекательности, а на все большем включении индивидов в процесс совместной деятельности. В данном случае речь идет не о совместимости людей в группе, а именно о сплоченности. Совместимость и сплоченность между собой тесно связаны, хотя и означают разные аспекты характеристики группы.
Этапы и модели развития малой группы
По мнению отечественного социального психолога Г.М. Андреевой, "причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, а в более широкой социальной системе",
т.е. они задаются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. Что же касается преимущественно психологических детерминант вхождения в определенную социальную группу, то можно говорить о престижности профессии, стремлении индивидов к удовлетворению потребностей в общении и т.п.
Возникшей социальной группе предстоит дальнейшая жизнь, и главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Здесь уместно использование термина "групповая динамика", в отличие от статики группы, например, ее количественного состава. Совокупность динамических процессов ("групповая динамика "), которые происходят в группе в какую-то единицу времени, знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Реальные группы в определенном смысле "проживают" свою собственную жизнь, длительность которой, естественно, не может быть сравнима с существованием больших групп, включенных в ход исторического развития. Идея развития группы впервые была обозначена в психоаналитической концепции на базе психотерапевтической практики (в так называемых Т-группах или группах тренинга). Там выделено 2 фазы развития группы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Каждая конкретная группа может по-разному реализовывать общую модель развития или же просто распадаться, если поставленная цель не достигается. В последние годы для описания процесса группового развития введено особое понятие "социализация группы", по аналогии с процессом социализации индивида. Также вьщелены определенные критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы.
Двухмерные модели развития группы. Обобщив ряд исследований, посвященных изучению стадий развития различных терапевтических, тренировочных, естественных, профессиональных и лабораторных групп, Б. Такмен предложил двухмерную модель развития группы. Жизнедеятельность группы рассматривается в двух измерениях: а) деловая, или инструментальная, активность и б) эмоциональная, или экспрессивная, активность. В каждой из этих сфер выделяется четыре последовательных этапа.
В сфере межличностной активности это: 1) стадия "проверки и зависимости", предполагающая ориентировку в характере действий друг друга и поиска взаимоприемлемого поведения в группе; 2) ста-
дия "внутреннего конфликта", когда нарушается взаимодействие и отсутствует единство между членами группы; 3) стадия "развития групповой сплоченности", когда достигается гармонизация отношений в группе, исчезают межличностные конфликты; 4) стадия "функционально-ролевой соотнесенности", когда образуется ролевая структура группы, являющаяся своеобразным "резонатором", посредством которого "проигрывается" групповая задача.
В сфере деловой активности это: 1) стадия "ориентировки в задаче", связанная с поиском группой оптимального способа решения задачи; 2) стадия "эмоционального ответа на требования задачи", связанная с противодействием группы требованиям задачи в силу несовпадения личных намерений каждого члена группы с общей задачей; 3) стадия "открытого обмена ревалентными интерпретациями", когда происходит максимальный и адекватный обмен информацией, позволяющий партнерам глубже понять намерения друг друга, предлагаются альтернативные трактовки информации; 4) стадия "принятия решений", когда возникают конструктивные попытки успешного решения задачи.
Эти две сферы активности взаимосвязаны, изменения в одной сфере сопровождаются изменениями в другой. Однако в экстремальных условиях часто не удается четко дифференцировать инструментальные и экспрессивные компоненты групповой активности. Отличительными признаками экстремальности являются следующие: ограниченность индивидуальных и групповых перемещений, стресс, изоляция от внешнего мира. В этих условиях группа проходит три основных стадии: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Ознакомительная стадия обычно непродолжительная и связана с ориентировочными и исследовательскими реакциями членов группы. Стадия дискуссий достаточно продолжительна и при ее завершении возникают структурные контуры группы с первыми признаками разделения на роли и элементами коалиционирования. На стадии ролевых ориентации группа складывается в некую целостную систему.
Одномерные подходы к развитию группы делают акцент на описание динамики группы при решении задач инструментального типа (модель Марби Е.) или эмоциональной динамики группообразования (Волков И.П.).
При решении задач инструментального типа выделены: латентная фаза (ознакомление с задачей), адаптационная фаза (соотнесение возможностей группы с требованиями задачи), интегративная фаза (объединение общих усилий, координация индивидуальной и групповой стратегии действий) и фаза достижения требуемого решения.
В модели эмоциональной динамики группообразования также выделены фазы: первичного восприятия и ознакомления (формируется первое впечатление о партнере), фаза сближения (формирование оценки и самооценки, актуализация установки на совместное действие), фаза совместного действия (принятие межличностных ролей и определение статуса в общении) и фаза "сцепления" (укрепление чувства общности "мы", формирование норм общения).
В отечественной социальной психологии проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Особенности этого подхода обусловлены определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. Эти традиции связаны не только с идеологической подоплекой (в работах К. Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив есть форма организации людей социалистического общества), но и с активными исследованиями многочисленных коллективов, которые возникали в 20-30 годы в новом обществе (Андреева Г.М., 1997).
В настоящее время подчеркивается, что термином "коллектив" обозначается особое качество группы, высший уровень ее развития. Однако важнейший признак коллектива - это не любая совместная деятельность, а только социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому, по мнению А.С. Макаренко, первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность. Такой подход предполагал и неизбежность ряда стадий, которые проходит группа на пути к коллективу. В отечественной социальной психологии существует несколько "моделей" развития группы как коллектива.
Стратометрическая концепция группы (Петровский А.В., 1979)- типология групп строится по двум главным критериям: а) степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности, б) общественная значимость совместной деятельности.
Развитие группы описывается как движение в континууме: коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) - корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке располагается диффузная группа-общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность.
Модель группы состоит из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми,
основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Параметрический подход (УманскийЛ.И., 1971). Главными социально-психологическими параметрами группы, которые характеризуют признаки ее развития, являются следующие: а) содержание нравственной направленности группы, б) организационное единство группы, в) групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, г) психологическое единство. В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа располагается по уровню своего развития в континууме: коллектив - антиколлектив (группа замкнутая, с внутригрупповой антипатией, конфликтностью и агрессивностью). Средняя точка - группа-конгломерат, состоящая из незнакомых людей. Продвижение группы к позитивному полюсу предполагает прохождение ею стадий кооперации и автономи-зации. Движение в направлении отрицательного полюса классифицируется по двум уровням: дезинтеграции и "интраэгоиз-ма". В качестве обязательных параметров коллектива называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность.
Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, они ставят своей целью изменение ситуации: в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения любого уровня формулируется его программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.
Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .
Механизмы присоединения к движению специалистычаще всего объясняют через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и “прочность” движения, успешное достижение целей.
Поиск сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях он может происходить буквально “на улице”, когда организуется сбор подписей в целях поддержки какой-либо акции. В движениях более высокого уровня поиск сторонников происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы – профессиональная группа и т. д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. Обычно человек принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, оценивает свою готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.
Коротко остановимся на двух теориях, объясняющих причины присоединения индивида к социальному движению.
Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он обнаруживает, что лишен чего-то значимого в сравнении с другими. И это побуждает человека присоединиться к определенному социальному движению. Оппоненты данной теории справедливо отмечают упрощение проблемы, которое выражается в том, что в этой теории абсолютизируется один из факторов и не принимаются в расчет другие факторы, которые в действительности могут иметь место.
Другая теория – теория мобилизации ресурсов – утверждает, что человек, решая для себя вопрос о присоединении к какому-либо движению, руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае, по мнению Г. М. Андреевой, также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов . Таким образом, вопрос о механизмах присоединения людей к социальным движениям требует дальнейшей разработки.
Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинствав любом массовом, в том числе социальном движении. В связи с тем, что социальные движения объединяют представителей разных социальных групп, характеризуются специфическими формами действий, в социальных движениях с неизбежностью выделяется большинство и меньшинство. Игнорирование позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.
Современный французский психолог С. Московичи считает, что меньшинство может рассчитывать на влияние в движении только при определенных условиях. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух “сечениях”: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Важен стиль переговоров и наличие определенных умений. Особо значимы умения идти на компромиссы, “снимать” излишнюю категоричность, отделять идею от её носителя, разрабатывать варианты продуктивных решений.
Третья проблема, возникающая в социальном движении, – это проблема лидера . Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Он должен наиболее полно выражать в своей активности базовые ценности, “дух” данного движения. Он должен уметь отстаивать цели, принятые участниками. Кроме того, он должен быть внешне привлекательным для довольно большой массы людей. Эти качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп .
Резюме
Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. К большим социальным группам относят два вида групп: устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития, и стихийные группы, возникающие всякий раз случайно на короткий период времени. Большие устойчивые группы – это социальные классы, этнические группы, профессиональные и половозрастные группы. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Большие (устойчивые) группы отличаются от малых групп по ряду признаков: а) в больших группах, в отличие от малых, непосредственного общения нет, каждый каждого знать не может; б) в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, традиции, обычаи; в) в них складывается ифункционирует специфический язык. В структуре психологии больших устойчивых групп выделяют две составные части: а) психический склад группы и б) эмоциональную сферу группы. Психический склад группы является достаточно устойчивым образованием, а эмоциональная сфера – более подвижной частью групповой психологии. К психическому складу принято относить социальный или национальный характер, нравы, традиции, обычаи. В эмоциональную сферу входят потребности, интересы, настроения. Важнейшей из этнических групп является нация. Под нацией обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и общим языком. Основными регуляторами деятельности и поведения нации являются национальные традиции и обычаи. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Эмоциональную сторону психологии нации составляют национальные чувства и настроения. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям. Этнические стереотипы – своеобразные шаблоны восприятия, в соответствии с которыми определенным нациям приписываются определенные психологические характеристики. Главный отличительный признак взаимодействия в стихийных группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача эмоционально насыщенной информации, и ситуация взаимодействия характеризуется тем, что личность практически “снимает” с себя персональную ответственность за происходящее, утрачивает личный контроль над ситуацией. В стихийных группах три механизма воздействия: психическое заражение, внушение, подражание. Психическое заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида психическим состояниям других. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.Вопросы и задания для самопроверки:
1. Чем большие группы отличаются от малых групп?
2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?
3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?
4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?
5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?
6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?
7. В чем опасность этнических стереотипов?
8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).
9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.
10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?
11. Что понимается под социальными движениями?
12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?
Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.
Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения - сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.
Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.
Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.
Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.
Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую "Утопию", слова "утопия" и "утопический" означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его "Республики" и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока "строители" совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.
Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.
Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин "революция" применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как "промышленная революция", "сексуальная революция". Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.
Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.
Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.
Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.
Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.
Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.
Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.
Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).
Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.
Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором "небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.
Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп - мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.
Терминологический аппарат понятия социального движения
Определение 1
Социальное движение – это объединение и совокупность коллективов и коллективных действий созданных для поддержки социальных изменений.
Можно также рассматривать социальное движение как конфликтную коллективное действие, при которой противоположные, антагонистические группы (классы) противостоят друг другу. Следует отличать социальные движения от социальных институтов.
Определение 2
Социальные институты- это относительно стабильные общественные образования, а социальные движения являются динамичными новообразованиями с неопределенные жизненные циклы динамические, изменчивы, имеют.
Типология социальных движений выделяет их наиболее общие, существенные признаки.
Типы и виды социальных движений
- По составу (крестьянские, пролетарские, феминистские)
- По мотивации (религиозные, социокультурные)
- По цели (движение сопротивления, национально-освободительные движения)
- По особенности стратегии (революционные, реформистские)
- По тактике действий (экстремистские, гражданского).
Экспрессивные движения. Массовые движения, связанные с неудовлетворением существующей социальной действительностью, считают ее порочной или просто некрасивой. При этом люди стремятся изменить действительность, а свое отношение к ней с помощью мечтаний, видений, ритуалов, каких-либо, не приемлемых в данном обществе, норм и образцов культуры. Данные группы людей находят эмоциональное облегчение в различных формах эмоциональной экспрессии, что делает их повседневную жизнь приемлемым и терпимым. Именно такой характер имели мистерии - массовые театрализованные, ритуальные, полные религиозного содержания действия жителей Древнего Египта, Греции, Персии, Индии. В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выраженные в молодежной среде. Проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров и других контркультур, и субкультур.
Замечание 1
Революционные движения имеют целью разрушить существующую социальную систему, сбросить присущий ей социальное устройство и установить новый.
Движения реформистов . Массовые политические действия, направленные на относительное изменение и совершенствование существующей социальной системы с помощью реформ. Это возможно, если участники этих движений положительно относятся к существующему социальному порядку. Кроме этого, они должны располагать институциональные (то есть такие, которые допускаются государством, законодательством) возможности выражать свои мысли и осуществлять действия в поддержку реформ.
Оппозиционные движения . Реакция общества, которая вызвана недовольством отдельных групп людей социальными изменениями, которые происходят. Неприятие, обычно, вызвано тем, что социальные изменения происходят слишком быстро или слишком медленно, непоследовательно. Возникают, вслед за революционными или реформистскими и представляют собой оппозицию по отношению к ним. Часто к этим движениям присоединяются представители бывших элит, не нашли достойного места в новой социальной системе, а также люди, потерявшие свои права и привилегии в результате реформ.
Экологические движения . Направленные на защиту природных ресурсов. Сторонники этих движений доказывают, что тенденции развития общества не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы.
Молодежные движения . Собственно, к началу ХХ в. молодежь не относилась к социально зрелой категории граждан, в силу традиций и норм общественной жизни была зависима от родителей материально и морально. Поэтому в моду вошли молодежные социальные движения, которые были направленны на проявление гражданских позиций, изменение культурных явлений, появление субкультур, омоложение политики.
Феминистские (женские) движения и общества . Представляют собой массовые действия с привлечением женщин, для уравнивания их в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Характерна узкая трактовка социального равенства женщин и мужчин, сводилась к правовой, юридического равенства.
Политические движения . В случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или изменение политической власти, политического режима, государственных органов и выражаются в требованиях, обращенных к властным органам - социальные движения политическими. Классифицируют политические движения по следующим параметрам:
Замечание 2
Возникновение феминистских движений датируется эпохой буржуазных революций во Франции, Англии, США.
Список наиболее популярных социальных движений старшей возрастной группы
Следующими в списке идей выступают наиболее популярны среди старшей возрастной группы.
Либерально-реформистское направление пропагандирует необходимость социально - экономических, политических реформ, с целью социального равенства женщин с мужчинами. Соглашаясь с важностью материнских функций, представители этого направления призывают к привлечению в политическую, социокультурную и профессиональную жизнь женщин, имеющих высокую общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Национально-освободительные движения . Это массовые действия, направленные на свержение иностранного господства и завоевания национальной независимости. Включаясь в эти движения, национально-этнические общности реализуют свое право на самоопределение и создание независимых национальных государств.
Движения в защиту мира . Эти движения представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за укрепление мира и дружественных отношений между народами и странами. Развитие этих движений характеризуется цикличностью. В двадцатые годы XX в., После завершения Первой мировой войны образовался движение пацифистов, участники которого выступали за полное разоружение с целью не дать возникнуть новым войнам.