Кот ученый - Образовательный портал

Основные теории личности в зарубежной психологии. Личностный рост: сравнительный анализ теорий личности Сравнительный анализ теорий личности в психологии

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение………………………………………………………… ………………...3

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5

1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5

1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8

1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10

1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15

1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18

1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20

1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22

2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26

Заключение…………………………………………………… …………………29

Список литературы………………………………… ……………………………31

Приложение

Введение

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов, решающих эту задачу.

Проблема личности является центральной в психологии. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. Вопросам теорий личности посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к зарубежным и отечественным теория личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объектом данного исследования являются зарубежные теории личности.

При этом предметом исследования является анализ современных зарубежных теорий личности.

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:

  1. проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
  2. изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
  3. провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Для достижения цели и задач нами будут использованы следующие методы:

  • метод теоретического анализа научно-психологических источников.

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами

1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.

В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное .

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания, чтобы в данный момент времени не переживалось в сознании человека.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Позже Фрейд выделяет в структуре личности: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид .

Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмно, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами .

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жесткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, под давлением чрезмерной тревоги человек иногда, дабы снизить ее, вынужден принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами.

Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Отрицание – когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы.

Подавление – в отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация – этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации:

а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции – иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция – все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация – это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение – выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме – в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений .

В развитии личности Зигмунд Фрейд считал, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии – либидо, и выделял 5 стадий психосексуального развития личности (Приложение 1).

1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

1) человек является единым, самосогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего .

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни:

– управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);

– избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);

– социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок .

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

Таким образом, теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа – отсутствие социальной ориентации. Адлер особо подчеркивал значение социального влияния, волевых и творческих аспектов личности.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологический характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Можно выделить 3 периода развития психологии личности:

философско-литературный – проблемы нравственной и социальной природы человека;

клинический – начало 19 века, проблемами психологии личности занимались врачи-психиатры. В центре внимания – особенности личности больного человека.

Экспериментальный - начало 20 века, бурное экспериментальное исследование личности, математико-статичтическая обработка данных.

Немов насчитывает около 48 теорий личности, которые можно оценить

Неофрейдизм. Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д.

Неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и выдвигают теорию зависимости личности от среды. Среда проецирует на личность свои важные качества. Они становятся формами активности этой личности. Ведущую роль в поведении человека, его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют с одной стороны врожденные инстинкты (Фрейд – секс и агрессия; Адлер – стремление к совершенству, превосходству и преодоление неполноценности; Юнг – энергия бессознательного «либидо» имеет разные формы проявления и в разное время). С другой стороны – желания, аффекты, мысли, образы, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелания (культурная неприемлемость или травмирующее содержание). Содержания бессознательного всегда мощно энергетически заряжены. С точки зрения всех представителей психоанализа эта энергия является основным двигателем человеческого поведения, его устремлений, его личности. . Влечение бессознательного находится в противоречии с нормами культуры. Инстинкты асоциальны, эгоистичны (Фрейд). Психическое и социальное развитие человека, его личности идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития личность человека, его «Я» вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Защитный механизм - специфическое изменение содержания сознания, возникшее в ситуации внутреннего конфликта. Основным недостатком фрейдизма можно считать сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психологии человека. Он понимал человека как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения

Бихевиоризм (поведенческий подход). возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон . Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции.

Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием определенной среды. При этом утверждается, что формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения живого. Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений. Стимулы – это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление – последствие поведения. Если последствие не желательно для индивида, то поведение затормаживается. Если последствие благоприятно, то поведение воспроизводится вновь.Толмен, Бандура - Бихевиоризм слишком биологизировал человека.

Гуманистическая теория главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Абрахам Маслоу, Карл Роджерс. Главный мотив человеческого поведения и развития личности – стремление к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс развития. У каждого человека от рождения есть свой внутренний потенциал, который стремится к раскрытию (метафора бутона Роджерса). Главные черты личности, которая самоактуализируется: открытость опыту и знание себя, не прибегает к защитным механизмам; если возникают негативные чувства, он признает их существование; доверие к себе, уверенность в своих силах и компетентность; такой человек способен полагаться на собственное мнение, а не на то, которое ему навязывается извне; он способен справляться с жизненными трудностями; самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

Главное отличие от психоанализа и бихевиоризма – то, что они не признают свободу личности зависят от инстинкта, от среды. Гуманистическая психология утверждает, что заложником обстоятельств человек чувствует себя только тогда, если личность развивается не нормально. Нормально развивающаяся личность всегда имеет свободу выбора.

Топологическая теория.

Курт Левин: различные точки жизненного пространства (поля), в которой существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается.

Гештальтпсихология (образ, форма, структура). Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин . Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям.психика целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого .

Кофка, Вертгемер, Келлер – изменение восприятия ощущения. Левин изучал мотивацию и личность. Перлз – гештальттерапия. Основные тезисы:

1. Психической деятельности свойственно стремление к целостности и завершенности. Особенно это видно на законах перцепции, восприятия.

2. Мы всегда воспринимаем не сумму ощущений, а целостностные предметы и качества.

3. Стремление к психической завершенности проявляется так же в мотивационной сфере личности (если человек не завершает действие, у него остается след напряжения, который остался от потребности).

4. Главной причиной конфликтов и неврозов личности является отсутствие целостности или возникновение ощущения отсутствия (при потере близкого – чувство вины).

Цели гештальттерапии помочь клиенту осознать конфликт или тенденции к нему и восстановить целостность:

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма . Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом . Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

  • ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;
  • Я сознание . На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;
  • "Сверх-Я" совесть , служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию , в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм ).

теория научения . Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер ).

теория ролей . Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн ).В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:

1.Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи ). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

2.Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер ): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект . Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

3.Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон ):

1. главной частью структуры Личности является развитие идет через кризисы жизни;

2. процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая самоактуализации . Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории ).

(феноменологический подход..)

Похожая информация.



Введение

Глава 1. Теории личности зарубежных ученых

1Психодинамическое направление в теории личности

2Аналитическая теория личности

Глава 2. Теории личности в трудах отечественных психологов

2.1 Концепция «Человекознания»

2 Теория деятельности

Заключение


Введение


Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Личность - это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения - значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу. Вопросам теорий личности посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Дальнейшее внимание к вопросу о теориях личности необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем исследования личности.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к зарубежным и отечественным теориям личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объект исследования: современные теории личности.

Предметом исследования является: анализ современной теории личности.

Целью курсового исследования является изучение теорий личности с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований. Достижения поставленной цели предполагает решения следующих задач:

Изучить теоретические аспекты современных теорий личности;

Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий личности.


Глава 1. Современные зарубежные концепции личности


1 Психодинамическое направление в теории личности


Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений. В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами. Более того, определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в головном мозге. Область предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид - нечто тёмное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Суперэго - это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе социализации. Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд назвал две основные их группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов - это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа - лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он закрывает на нее глаза, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать; б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации.

Замещение. Выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме - в сновидении, описках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.


2 Аналитическая теория личности


К.Г. Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые.

Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности - коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов - архетипов. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом есть: мать, ребёнок, герой, мудрец, солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы - персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией психологических типов. Следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах. Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, зацикленным в себе. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером. Любой человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей - т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.

Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения истина - ложь, а чувство - приемлемо - неприемлемо. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достаточно чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.

Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких - либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной. Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Мыслительный тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их; его мышление носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву. Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. Мышление оказывается функцией подчиненной, оно как таковое, обслуживая интересы чувственных взаимоотношений. Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к здесь и сейчас. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности. Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми. Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы.


Глава 2. Концепции личности в трудах отечественных психологов


1 Концепция «Человекознания»


Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Основные задачи, решаемые данной концепцией:

) исследование человека как целого, как индивидуальности;

) исследование структуры личности;

) исследование онтогенеза индивидуальности.

Определение личности: личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности. Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания.

По Б.Г. Ананьеву человеческая эволюция - это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).


2 Теория деятельности


Предмет данной концепции выступает личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы. Основные задачи:

) Исследовать роль деятельности в функционировании и развитии личности;

) Исследовать личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности.

Личность в теории деятельности - это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах А.Н. Леонтьева. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно - практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними деятельность, действия и операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишает для него смысла.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структуры место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива и цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Понятием «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Последняя рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность. Становление личности - это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

эмоциональный экстраверсия личность


Глава 3. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий личности


Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

За всеми современными теориями личности явно или неявно стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление).

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека.

По поводу отечественных концепций личности следует отметить, что в каждой из них личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений личности, приводимых в описанных концепциях, подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В описанных концепциях личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.

Отечественные концепции представляют личность, как «ответственную» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде. Сравнение обобщенных взглядов отечественных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы - проблемы личности.


Заключение


В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Таким образом, нами была проведена системная работа по изучению проблемы «Современные теории личности». Указанная ранее актуальность темы нашего исследования подтвердилась. Не вызывает сомнения важность рассмотрения данного вопроса.

Для достижения поставленной нами цели, мы решили следующие задачи:

теоретически исследовали следующие аспекты: психодинамическое направление в теории личности; аналитическая теория личности; индивидуальная теория личности; социальная - когнитивная теория личности.

провели сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий личности.

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примере: Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.

По поводу отечественных концепций личности следует отметить, что в каждой из них личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. Отечественные концепции представляют личность, как «ответственную» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде. Сравнение обобщенных взглядов отечественных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы - проблемы личности.

Закончить хотелось бы словами выдающегося российского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна - «Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психологических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности».


Список использованной литературы


1.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций учеб. для студентов / Ю.Б. Гиппенрейтер. - 3-е изд., стер. - М.: «ЧеРо», 2002. - 336 с.

Гиппенрейтер, Ю.М. Введение в общую психологию: учеб. для студентов / Ю.М. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Наука, 1996. - 420 с.

Дружинина, В.Н. Психология: учеб. пособие для вузов / В.Н. Дружинина. - М.: Изд-во Наука, 2009. - 656 с.

4.Зейгарник, Б.В. Теория личности. / Б.В. Зейгарник, К.С. Левина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1981. - 500 с.

Леонгард, К.С. Акцентуированные личности: учеб для студентов / К.С. Леонгард. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 544 с.

Максименко, С.Д. Общая психология: учеб. для студентов / С.Д. Максименко - М.: Изд-во Наука, 2004. - 528 с.

Петровский, А.В. Общая психология: учеб пособие для вузов / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

Робертсон, Р.С. Введение в психологию Юнга: учеб. пособие для вузов / Р.С. Робертсон. - 2-е изд., стер.- М.: Просвещение, 1999. - 450 с.

9.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для студентов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во Наука, 2001. - 660 с.

10.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для студентов / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во Наука, 1946. - 670 с.

Тугушева, Р.Х. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Р.Х. Тургушева, Е.И. Гарбера. - 3-е изд., стер. - М.: Изд-во Наука, 2006. - 560 с.

Узнадзе, Д.Н. Общая психология: учеб. для студентов / Д.Н. Узнадзе. - М.: Просвещение, 2004. - 413 с.

13.Фрейд, З.И. Лекции по психоанализу: учеб. пособие для вузов / З.И. Фрейд. - Москва: Изд-во Урал. 1999. - 259 с.

Фрейд, З.И. Психология бессознательного: учеб. пособие для вузов / З.И. Фрейд. - Москва: Изд-во Урал. 1990.- 386 с.

15.Холл, К.М. Теории личности. / К.М. Холл, Г.С. Линдсей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997. - 500 с.

16.Хьелл, Л.П. Теории личности. / Л.П. Хьелл, Д.С. Зиглер. - 2-е изд., испр. - СПб.: Высш. шк., 1997. - 306 с.

17.Юнг, К.Г. Психологические типы: учеб. пособие для вузов / К.Г. Юнг. - 3-е изд., стер. - М.: Просвещение, 1998.- 459 с.

18.Юнг, К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее: учеб. пособие для вузов / К.Г. Юнг. - М.: Просвещение, 1995. - 550 с.

Ярошевский, М.Г. История психологии: учеб. пособие для вузов / М.Г. Ярошевский. - М.: Мысль, 1976. - 462 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

За всеми современными теориями личности явно или неявно стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление) Узнадзе Д.Н. Общая психология. М. 2004. - С. 64..

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека.

По поводу отечественных концепций личности следует отметить, что в каждой из них личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений личности, приводимых в описанных концепциях, подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В описанных концепциях личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.

Отечественные концепции представляют личность, как «ответственную» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде. Сравнение обобщенных взглядов отечественных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы - проблемы личности Узнадзе Д.Н. Общая психология. М. 2004. - С. 65 - 67..

Критерии

Зигмунд Фрейд

Карл Роджерс

Свобода - Детерминизм

Все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. Люди в не способны «выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать.

Придерживался положения «свобода на индивидуальном уровне». Люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни. Рассматривал свободу как составную часть тенденции актуализации. Чем активнее может действовать тенденция актуализации, тем у человека: выше вероятность преодоления «условий ценности», заложенных в ранние годы жизни; больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний; больше свободы в формировании себя и своей жизни. Тенденция актуализации максимально эффективна у «полноценно функционирующих людей», которых, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти люди знают, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно «живут» ею в каждый момент времени.

Рациональность - Иррациональность

Люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся вне сферы осознания. Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности в конце концов служит средством для реализации требований ид. Доступ в сферу бессознательной мотивации с помощью психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Важность иррациональных элементов в поведении человека.

Человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что человечество пребывает «не в согласии» со своей истинной внутренней природой. Истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция актуализации, являющаяся побудительной силой жизни каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.

Холизм - Элементализм

Опирался на холистическое представление о человеке. Понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Центральным в его теории является описание индивида на языке соотношения ид, эго и суперэго. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех структур психической жизни.

Человек как единое целое. Объясняет развитие человека, которое начинается с недифференцированного феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это поле не становится разделенным на «Я» и окружение (возникает Я-концепция), и достигает наивысшего развития в усилиях организма достичь единства «Я» и согласованности с собой. Если человек здоров, он всегда движется к все большей целостности и единству.

Конституционализм -Инвайронментализм

Придерживался позиции конституционализма. Ид составляет врожденную конституциональную основу личностной структуры и развития. Рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловленный процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных влияний. Люди представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов. Подчеркивал влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Эго развивается и вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окружения.

Умеренная приверженность конституционализму. Биологическая основа человеческого развития и личности. Так как «Я» появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. «Безусловное позитивное внимание» от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание «условий ценности» препятствует ему. Присутствие инвайронментализма. Люди - единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое будущее. Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то преодолеть влияния - конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие.

Изменяемость -Неизменность

Приверженец положения неизменности. Личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Приверженец положения изменяемости. С помощью тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. По мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. В значительной степени человек может решать, каким он намеревается стать в будущем. Люди могут значительно меняться в течение жизни.

Субъективность - Объективность

Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Уникальность индивидуума частично обусловлена внешними. Появившись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъективный смысл.

Субъективность ключевое положение. Человек живет в мире меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция.

Проактивность - Реактивность

Придерживался умеренного проактивного взгляда на природу человека. Причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообразие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, - последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение.

Поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. Внешние стимулы поддерживают рост человека и дают ему пищу, но единственной движущей силой поведения является тенденция актуализации - внешняя стимуляция не побуждает человека к деятельности.

Гомеостаз - Гетеростаз

Придерживался гомеостатической позиции. Все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения.

Придерживался гетеростатической позиции. Люди стремятся к стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного роста. Побуждения, которые другие теоретики считают гомеостатическими (например, голод, секс и компетенция), в теории Роджерса относятся к категории гетеростатического мотива достижения совершенства. Полноценно функционирующий человек всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации своего потенциала.

Познаваемость - Непознаваемость

Придерживался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Рассматривал людей как биологически детерминированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с помощью научно обоснованных методов психоанализа. Разгадка природы человека доступна только научному знанию.

Человек непознаваем в традиционном научном смысле. Допускал, что может существовать такая вещь, как «объективная истина» или «реальность», также настаивал на том, что никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний.

Работа подготовлена на основе труда Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера . Теории личности . Основные положения, исследования и применение